О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ




(Из сборника «Когда все искусства вместе: Полихудожественное развитие учащихся различ­ных возрастных групп». Пособие для учителя. - М., 1995.)

Не подлежит сомнению, что ни одна научная лаборатория в России или на Западе не имеет педа­гогически развернутой концепции или наработанных практических подходов к системе интеграции искусств на занятиях с детьми, и ве­дущим специалистам на мировом уровне это хорошо известно. Мож­но найти более-менее пространные околонаучные рассуждения на этот счет или попытки наугад попробовать это на деле, но выбор или порядок взаимодействия искусств и элементов культуры, как прави­ло, не имеет там научного объяснения или системы.

Можно сказать, что в Лаборатории комплексного взаимодейст­вия искусств ИЦЕВ РАО (ныне Лаборатория интеграции искусств Ин­ститута художественного образования РАО) сформированы предпо­сылки для разработки совершенно нового поколения развивающих программ по искусству и художественной культуре. С начала века, когда стало можно говорить о внимании к художественному раз­витию массового школьника, а не только детей «благородного» со­словия на фоне стихийной «фольклорной» среды «детей из народа» (как это становится ныне), в широком ходу были программы профес­сионально-искусствоведческого типа, которые как тип сохранились до наших дней. Менялись научные школы, разгорались споры, возника­ла звериная истребительная вражда диаметрально непримиримых, ка­залось бы, направлений, но суть их была одна: пропаганда профес­сионального искусствоведческого подхода к педагогике искусства.

К нашему времени искусствоведческий (музыковедческий, лите­ратуроведческий, киноведческий и т.д.) подход к художественной программе для детей себя исчерпал. Необходим новый принцип рабо­ты. Сейчас на уроках более-менее обсуждаются методы художествен­ного решения темы автором: композиция, форма, цвет, музыкальность, литературные достоинства. Специальная терминология и искусство­ведческие качества, периодизация исторического развития языка ис­кусства, история новых художественных течений, хронология про­изведений автора на фоне главных вех монархической и граждан­ской истории общества (войн, революций, смен правителей и госу­дарственного строя) - всё это есть. Чрезвычайное значение прида­ется отбору программного ряда из подавляющего изобилия сохра­ненных веками памятников, и эти отобранные ряды выступают фунда­ментом (стандартом) эрудиции «культурного потребителя».

Все перечисленное выше - это типовые блоки и оси вращения в со­держании массовых сегодняшних программ искусствоведческого типа. Все «необходимое и достаточное» для образованного юношества. Только в последние годы сделаны робкие попытки привлечь на уро­ки собственную творческую практику детей: музыкальные импрови­зации, сочинения, творческие упражнения, рисованные детьми фильмы.

Мало сознаётся, что господствующий сегодня тип программ фунда­ментально изжил себя. Художественное воспитание остановилось в кру­гу, неразрешимых проблем. Где взять время для более широкого изуче­ния искусства, изуверски стиснутого учебным планом массовой школы? Как включить в расписание те искусства, которые остались за рамками ЛИМита (Литературы, ИЗО, Музыки), но бурно врываются в художест­венную жизнь общества (театр, кино, видео, поэзия, дизайн, архитектура, народное искусство, аудиовизуальный технокомплекс, компьютерная графика, лазерные технологии и пространственный синтез формы, звука и цвета? Где взять учителя широкого профиля и сколько художественных институтов он должен закончить в дополнение к истории с филологией? Ответа нет. Педагогическая мысль не находит опоры.

Практика может быть разная, как различны народы, условия жиз­ни школ, личности учителей и учеников, плотность очагов современ­ной и древней культуры в окрестностях школы, художественная ква­лификация работников. Но сущность, принципы истолкования худо­жественной культуры общества и личности должны иметь единый ис­ток - истину, которая одна на всех перекрестках и испытаниях судьбы.

Возвращаясь к первым строкам настоящего предисловия, ко­торые могли удивить читателя притязанием на высшую степень от­кровения, хотелось бы сказать, что мы не старались в каждой точке наших размышлений дать нечто абсолютно новое. Нередко это из­вестные и достаточно обследованные наукой направления смысла. Они известны с самой седой древности человеческой культуры. Мы постарались поставить эти элементы в новое сочетание, выдернуть из забвения самое значительное в культуре, назвать известное его под­линным именем и показать его подлинное значение для человече­ской личности. Надо было соизмерить старые понятия с современ­ным состоянием культуры и с художественным развитием детей, начи­ная с очевидных.

Всего каких-то тридцать-сорок лет тому назад, пусть даже сто лет, которые лишь миг на фоне тысячелетий, массы людей даже не подозре­вали о таких видах искусства, как кино, радио, телевидение, лазеро­голографическая оптика, стереоскопическая звуковая и цветовая среда, транслируемая на любые дистанции. Возможности старых искусств - архитектуры, музыки, живописи, театра, инструментального исполни­тельства, книги и печатного слова - настолько изменились, что теперь это новые искусства, неведомые людям конца 19-го века. Отпочкова­лись и разработали собственный аппарат новые отрасли науки, особен­но генетические и науки о человеке и его детстве: педагогика, психоло­гия, педиатрия, физиология, ядерная физика, генетика, эмбриология, этнография, антропология, археология, статистика, бионика, экология, география, физика Земли.

Технические возможности светотехники и звукозаписи, изобрете­ние лампочки, автомобиля, самолета, радио, телефона, телевидения, ла­зера, запись и размножение звука, цвета, графических символов и тек­ста, реактивные и ракетные атмосферные и космические аппараты, гео­логическое зондирование, спектрография, кристаллография и материа- доведение, криогенные, сверхпроводниковые измерительные техноло­гии. Их аналоги в гуманитарной сфере изменили образ науки и улучши­ли уровень исследований, выделили области познания, считавшиеся не­вероятными. Качественно изменилось соотношение сфер мысли, знания и художественной культуры.

Наивно думать, что исследования и разработки в области педагоги­ки искусства могут продолжать существование на уровне свинцового карандаша, клавесина и растирания красок в каменной ступе - для «ук­рашения» жизни, полезного, аристократически куртуазного досуга и волнующего изящные чувства общения полов - за счет невежества под­лого сословия, пригодного лишь к услужению. Пора бы понять, что бурный расцвет рассудка и технологий требует бурной заботы о духов­ной стороне жизни, внимательного разбора того, что и в какой степени здесь продвинулось, а что, невзирая на видимость расцвета, оказалось искаженным и находится а состоянии глубокого упадка. Простое поня­тие синтеза культуры как единого целого, куда входят и искусства, и естественные науки, и практические технологии, вплоть до производст­ва бытовых вещей и продуктов питания, требует работы воображения и хотя бы элементарного прогнозирования в том смысле, что если одна сторона человеческого бытия непомерно разрослась и достигла, якобы, невероятного прогресса, то и другие стороны должны быть продвинуты в равной мере, и это продвижение надо спланировать, в том числе, на уровне образовательных систем, готовящих ресурсы человеческой лич­ности и способности воспринять новое.

Для педагогики искусства сегодня необходимы три рода вещей: подняться на уровень современного синтеза мысли и знания, с этого уровня представлений «поскрести по сусекам» прошлых эпох челове­ческой мудрости: в каких отношениях находились там вечные элемен­ты человеческой культуры - мысль, знания и деяния (хотя бы в сфере художества), и, третье, наметить пути продвижения в будущее - по­мочь детям избавиться от хлама ветхих привычек современного со­стояния культуры и искусства. Не повторяя содержания наших преж­них публикаций, очертим лишь самое главное.

Первое и главное - вектор будущего, устремление вперед, благое поспешение решить неотложные проблемы детского развития, так как жизнь идет быстрее, чем разворачивается неуклюжий школьный ор­ганизм: пока-то создадут новые программы, напишут новые учебники и насытят ими детские портфели, пока-то проведут кампанию повы­шения квалификации учителя, перестроят педвузы. Еще более мед­ленно разворачивается педагогическая наука: меньше, чем за десять- пятнадцать лет, научного обоснования новой практики не подгото­вишь. Ведь школа подобна растительному конвейеру: новая педаго­гическая технология должна из года в год медленно переползать из класса в класс, судорожно совершенствуясь на ходу, и доказать властям свою многолетнюю эффективность. За эти годы меняется общество, и все надо начинать сначала. Новые дети - новые песни.

Мы не зовем менять все сразу. Пока новый подход к работе по ис­кусству можно внедрить в отдельные темы и циклы уроков. По мере накопления опыта (минимальный срок тут два года, год) можно при­нять и целиком новую программу, привлечь к работе по-новому не отдельного учителя, а всю параллель или методическое объедине­ние. Поскольку к нашим рекомендациям обращаются, как правило, педагоги уже совершившие внутренний поворот и пробующие вести уроки иначе, они быстро схватывают суть дела.

Но главное в векторе будущего - сами дети. Они будут. Они займут жизненное пространство вместо нас. Они сделают то, что нам лишь ка­жется, или то, чего мы вообще мы знаем. Сегодня на девяносто пять процентов мы приобщаем детей к искусству прошлого, кое-что даем из современности или от наших близких предков и совсем не приучаем к искусству будущего: какими будут танцы лет через двадцать, что будут петь, как одеваться, какие будут города, как будет меняться язык. Об­ласть фантазий, мечты, грядущего нами не исследуется на уроке, а это, может быть, должно стать главной тенденцией образования. Это куль­тура воображения, а от нее зависит и настоящее.

Воображение имеет в наших намерениях практический смысл, как на этом настаивали и настаивает ряд современных философов и пред­ставителей образования - В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков. В художест­венном воспитании нас заклинило на понятии продукта творчества, на категории творчества вообще. Этому отдана громадная умственная энергия, множество публикаций, десятки лет научной и методической традиции (волна максимального ажиотажа вокруг «креативности» при­ходится на Западе на 60-е годы, в наших изданиях - на 70-е). Теперь это заброшено, так как дело не пошло дальше общих фраз, повторявшихся из книги в книгу.

Категория творчества — это деловая, практическая сторона ис­кусства, его продуктивная сторона. Есть продукт - есть художник. Никто не поверит, если кто-то скажет, что хочет создать шедевр. Об­ласть практического творчества, или «прикладного воображения» (как назвал его один из зачинателей волны интереса к творчеству на Западе Алекс Осборн), выдвигала перед художественным воспитани­ем три рода задач. Первое — сообщение детям суммы ремесленных навыков, чтобы повторять возникшую традицию и потакать вкусам публики. И таких ремесленников нужно довольно много, чтобы рас­писывать стены, играть исполнителями в оркестрах и на свадьбах, ра­зыгрывать сценарии напечатанных в книгах пьес, рисовать иллюст­рации в книжках художественных и научных. Попутно решалась вторая задача: из массы мастеров выделялись таланты, хотя до сих пор никто не знает, как это происходит: родится талант или его можно вырастить, как капусту или, возвышеннее, кристалл алмаза. Говорят, от числа найденных талантов зависит судьба страны. И в США на это давно брошены большие средства: педагоги гребут в по­исках жемчужного зерна. В этих целях изучается искусство прошло­го. Почему данное произведение считается мировым шедевром, и как этого добился автор? Отсюда решение третьей задачи: воспитание людей, умеющих понимать и объяснять искусство, - искусствоведов. Эти зри задачи и составляют суть современной школы: мастерство, талант, интерпретация художеств. В основе их лежит продуктивная сторона искусства, творчество, понимаемое как практика, навык, ре­месло, мастерство, продукт.

Но поищем, что говорят о самом важном качестве художника гении всех веков и самых разных течений, даже враждебных друг другу. Все они говорят: фантазия. Иначе - творческое воображение, мечта. Если современная психология почти ничего не может сказать о категории творчества, то она почти ничего не говорит и о творческом воображе­нии, даже просто о воображении как душевном качестве личности.

В самом начале нашего пути мы и решили выделить среди пред­мета поисков творческое воображение. Творческое воображение и «прикладное воображение» относятся друг к другу как верх и низ, как вертикаль и горизонталь, как восхождение в зенит и волны вширь - по безбрежному морю художественной практики. Мы вы­брали зенит.

Вначале намеченная «вертикаль» выглядела таким образом: Полифоническое воображение (снизу вверх)

Цвет - свет (радуга) Резонанс (отклик) в Ж чувствах зрителя
Звук (ритм)  
Пространство - Архитектоника
архитектура Композиция, структура
Аромат  
Цвет (окраска) ИЗО
Форма Границы (рисунок)
Звук (мелодия) Музыка
Движение (действие) Танец
Жест, мимика Театр
Слово живое (речь) Сказания, легенды Поэзия Устная речь
Слово письменное Рукописное Печатное
Обобщенные картины Кино, ТВ, Видео, звуковые и словесные картины - Среда

Смысл этой непривычной и странной классификации можно истол­ковывать так. Если отвлечься от конкретной формы произведений раз­ных видов искусства, которые настолько обособились, что их предста­вители перестали понимать язык друг друга, то важно заметить: все они опираются на единый комплекс средств воздействия на зрителя или слу­шателя, и средства одного немедленно перетекают в средства и формы другого. Фактически существуют не много искусств, а одно искусство, почему все их и назвали единым словом.

Давно замечено и очевидно в практике, что, например, стихи - это музыка, ритм, а чтение стихов неизбежно сопровождается движе­ниями чтеца, мимикой, жестом, так как без мимики невозможно и рта открыть. Внимание и взгляд уходят внутрь, веки опускаются или залетают. В театре: актер движется в пространстве сцены, садится, встает, то же самое происходит в танце. Архитектуру называют за­стывшей музыкой или застывшем танцем - в силу смены высотно­сти и изменения широты звучания во времени и пространстве. Обра­тите внимание на мимику и движения дирижера и музыкантов орке­стра, участников хоровой капеллы. Звуки определенной вибрации и силы вызывают вспышку света в кристалле определенного свойстве, и свет энергетически более емок, чем звук, примерно а пятьдесят тысяч раз. Ароматические свойства вещества непосредственно связаны с архитектоникой и пространственными особенностями молекул.

Если это сродство физических материй переложить на искусства и их язык, то напрашивается некоторая упорядоченность параметров. Если нельзя сказать, что одно из искусств важнее другого, то все же можно говорить о чередовании пластических свойств их языков, вы­ражаемых или отражаемых сознанием. Мы даже не говорим о при­родных аналогах радуги и живописи и о раскладе цветов в опытах Ньютона или Гете. Правда, Толстой считал высшим искусством музыку, Пушкин - поэзию, а Шиллер - драму, театр.

На известном чередовании восходящих потоков пластики худо­жественной формы, навязанной содержанием замысла автора, ос­нована наша гипотеза полифонического воображения. Если ученик по восходящей, пройдет систематическое образование в области многих художеств или научится разнообразить отклик душ, учитывая все более сложные формы «вибрации чувств», и входить в нужный резонанс с ис­кусством, он овладеет полифоническим воображением, достигнет опре­деленной степени полихудожественной развитости. Ведь это важно, слушая, например, музыку, уметь транспонировать ее в образы или цве­та, пространственно восходящие и развивающиеся во времени движе­ния и структуры, а, может быть, и ароматы, в этом, возможно, состоит многосложность переживания искусства и переноса образов на траге­дию окружающего мира, природные явления, исторические события, нравственность, отношения и облик людей.

Возникает важный вопрос. Какое искусство положить в основу такого полифонического раскрытия личности? На наш взгляд, это можно сделать в контексте любого вида художественной деятельно­сти. Любое искусство синтезирует в себе возможности полифониче­ского раскрытия в движениях, жестах, звуках, красках, пространст­венных мерностях, хотя его языку свойственны законы, которые преимущественно опираются на определенные порядки свойств и проявлений ребенка, меняющиеся с возрастом. Бывает же в детстве период овладения речью - классический период «от двух до пяти», по К.И. Чуковскому. Психолог Л.С. Выготский в работе «Вообра­жение и творчество в детском возрасте» называет определенные пе­риоды преобладания того или иного искусства. Младшие дети с удо­вольствием лепят, рисуют, раскрашивают и клеят, но это время про­ходит. Возраст стихов Л.С. Выготский перенёс на подростков, у кото­рых, по выводам психолога Д.Б. Эльконина, начинается разрастание сферы личной жизни. Все переплетается: и искусство, и физическое развитие, и психические доминанты возраста.

Все чудно. Конечно, можно, несмотря на данные психологии и ущербность одностороннего развития, запереть ребенка трех-пяти лет в музыкальную школу, а потом — в консерваторию. Или после четвертого класса отдать в работу балетного или художественного училища. Но раз­ве не тот же ребенок читает книги, ходит в кино и картинные галереи, отвечает на уроках литературы и географии? И разве, как пишут психо­логи А.Н. Леонтьев и Н.С. Лейтес, несмотря на выдающиеся способности детей-математиков, в 5-7 лет решающих задачи, доступные только сту­дентам старших курсов математических институтов, разве нечто детское не окрашивает все их существо. К этой окраске, несомненно, относятся и художественно-эстетические принципы деятельности сознания.

Можно развить определенную степень полифонического вообра­жения и на занятиях языком одного искусства, но не будет ли это на­силием над природой сознания, многоаспектность которого все рав­но будет врываться в данное исключительно изолированное искус­ство, и не лучше ли на уроках всякого искусства применять всю па­литру средств художественной формы, разминать и пластифициро­вать детское художественное воображение. Это и будет развитие его творческих способностей в той же мере, как занятия практическими основами художественного мастерства.

Люди искусства, члены союза художников, режиссеры театральных студий хорошо знают, что без практических умений — рисовать, петь, двигаться на сцене - невозможна и «вертикаль». Но это неравнозначно тому, чтобы гнать волну по горизонтали, оттачивать путем многолетней дрессуры только профессиональную сторону дела, ремесло художника или исполнителя. Надо формировать сознание. Но этим как-то не зани­мались. Или считали полифонию личности простым следствием знаний, ремесленной выучки, практической категорией мастерства.

Давным-давно, еще на заре советской школы психолог Петр Пет­рович Блонский сформулировал идею многостороннего эстетическо­го развития ребенка. Аналогичную мысль на базе изобразительного искусства развивал А.В. Бакушинский. Были у них и ярые противники. Например, один из основателей музыкальной педагогики Б.В. Асафь­ев считал, что привлечение других искусств на уроки музыки ведет к растрате времени и мешает детям усвоить неповторимую специфику музыкального языка. Мы бы отнесли это к историческим недоразуме­ниям, аналогичных тому, как Л.Н. Толстой отрицал искусство Шек­спира. Нам кажется, педагогическое будущее принадлежит синтети­ческим, синергетическим моделям художественного развития, но они должны строится не на искусствоведческом, профессиональном принципе программ, а на широком культурологическом основании. Навыки искусства тоже должны быть предметом заботы учителя, они необходимо вводятся в содержание и последовательность занятий.

'Это серьезный методологический и практический вопрос. На наших глазах в США был погублен крупный исследовательский проект СЕМ- РЕЛ (Центральная Северо-западная Региональная педагогическая лабора­тория), действовавший с 1967 до середины 70-х годов под руководством

Мануэля Баркана и Стенли Мадейи. Гробокопатели этого начинания по­шли по практическому пути. Они создавали именитые комиссии и срав­нивали уровни только практических навыков изображения у тр адицион- ных учителей и в полихудожественной школе СЕМРЕЛ. Было установле­но (точная методика оценки навыков нам не известна), что в школах, где СЕМРЕЛ проводила широкое эстетическое воспитание, соединяющее шесть искусств (танец, театр, литературу, музыку, изобразительное искус­ство и кино), качество отдельно взятых детских изобразительных работ - рисунков, декоративно-прикладных макетов и т.п. - было ниже, по выста­вочному стандарту. Вероятно, аналогичные проверки проводились по традиционным предметам школьного цикла - литературе и музыке. На этом основании многочисленные комиссии заявили, что отмена обычных школьных предметов, преподаваемых отдельно узким специалистом- художником, недопустима, так как широкий подход к художественному развитию» детей, вернее, переход от художественного развития к широ­кому эстетическому, понимаемому в США как совокупное воздействие многих искусств, приводит к более низкому развитию в отдельно взятом искусстве. В ходе борьбы лаборатория СЕМРЕЛ в конечном итоге были вынуждена заявить о прекращении работ, хотя формальным предлогом явилась отмена федеральных ассигнований на эти цели, так как корпора­ция СЕМРЕЛ действовала на бесприбыльной основе.

Этим же можно объяснить многолетнюю неудачу наших россий­ских ученых, так как лаборатории комплекса искусств постоянно действовали в НИИ художественного воспитания АПН РСФСР и СССР с 1961 года с некоторым перерывом. Правда, эти лаборатории так и не смогли предложить конструктивную научную концепцию, как ее не имели и сотрудники американского проекта СЕМРЕЛ. Ве­лись просто практические попытки наработать хоть какую-то науч­ную проблематику. Но главной причиной неудачи, нам представляет­ся, была психологическая неготовность отказаться от узкопрактиче­ского подхода к каждому искусству в отдельности. Руководители американского проекта тоже неоднократно заявляли (или вынужде­ны были заявлять в целях самозащиты), что они не претендуют на за­мену традиционных уроков искусства, что курс широкого эстетиче­ского развития может вводиться параллельно с предметными уроками по изо и музыке. Однако конец оказался печальным. Ведь в США, как и у нас, учителей разных искусств готовят разные институты, и пре­подают они предметы, живущие особняком в школьном расписа­нии. Заставить учителя литературы или музыки заниматься рисова­нием или театром или слить уроки разных предметов в один предмет «искусство» было бы в США (и у нас) делом чрезвычайным. Ведь за этим должна была последовать перестройка вузовского образования, не говоря о волне протеста со стороны узких специалистов.

Правда, такая реформа в России не составила бы труда, посколь­ку в классе один учитель: ни одно из искусств этим «общим» учите­лем толком не ведется, если ведется вообще. В начальной школе та­кой шаг даже приветствовали, хотя и не по идейным соображениям, а просто потому, чтобы дать детям хоть какие-то начатки художест­венных представлений разнообразного плана, а уж потом с 5-го класса в эту лямку впряжется узкий профессионал одного ис­кусства. В самом деле, программа СЕМРЕЛ в США и прививалась, в основном, в начальных классах.

Пока наша работа продвигается тоже или в начальной школе (через семинарскую учебу и показательные уроки разных искусств для учите­лей начальных классов, которые на третьем году уже выказывают дос­таточную сноровку и смелость вести полихудожественную работу), или через учителей-предметников, которые на занятиях по современному расписанию успевают дать и знание по собственному предмету в объе­ме программы, и вести этот предмет на широком полихудожественном базисе с привлечением разных видов художественной деятельности де­тей. Так, на уроках литературы, изо, музыки можно взаимно встретить рисунки, сочинение стихов, игровую театральную драматизацию, сочи­нение музыки и пение.

Пока в наших школах, по практическим данным, у нас нет беспо­койства за уровень работы по отдельным видам искусства. Рисунки или восприятие музыки и литературы, способность творческого проявления и готовность к собственным творческим усилиям в полихудожествен­ных классах значительно выше, чем в соседних, предметных. Утраты навыков на только не наблюдается, но преображается весь внутренний мир детей, общий настрой школы. У педагоге, узких - в пошлом - спе­циалистов, сомнений в продуктивности полихудожественного подхода возникает. Состав экспериментальных школ стабилен, хотя есть группа «пенкоснимателей», целью которых являются награды на городских и региональных конкурсах и фестивалях, получение медалей и разжига­ние детских «звезд». С нами работают люди, поднимающие более глу­бокий пласт детского художественного и нравственного развития.

Подводя итог этой части вводных пояснений, отметим, что мы не располагаем данными о снижении уровня представлений детей по данному предмету в результате перехода учителя на интегрирован­ную систему преподавания. Это зависит, конечно, от квалификации и личности учителя, от базовой программы изобразительного искусст­ва, литературы или музыки, по которой он работал прежде. Более то­го, даже у педагогов, работающих в направлении нашей типовой про­граммы по изобразительному искусству, рекомендованной министер­ством просвещения СССР для 1-8 классов еще в 1981 году, а позже - в 1985 году для начальных школ, начинающих обучение с 6 лет, а также в направлении введенных а России после программ Д.В. Каба­левского и Б.М. Йеменского, соответственно, по музыке и изобрази­тельному искусству и художественному труду, - даже у этой катего­рии учителей переход к интегрированному преподаванию приводит к резкому изменению уровня художественного мышления учащихся. На это есть научно и практически подтвержденные результаты, при­водимые в ряде изданий и диссертаций в последнее десятилетие. Есть такие данные и в конкретных округах, работающих по указан­ным выше программам и направлениям преподавания искусства.

Хотелось бы отметить отрадные сдвиги в преподавании лите­ратуры в сравнении с типовым литературоведческим курсом, и осо­бенно - в старших классах. Предложенные нами идеи в интегриро­ванном преподавании театра, игровой драматизации, танца, кино­деятельности для школьников впервые открывают возможность вве­сти эти виды искусства в учебный процесс массовой школы в тесном единстве с факультативной и внеклассно-кружковой работой.

Это касается и литературного детского творчества, и сочинения му­зыки, где пока рано говорить о систематическом развитии детского ху­дожественного творчества в этих видах искусства. Но интегрированные занятия по крайней мере вводят их уже сегодня в широкий обиход на массовых уроках в массовой школе. Эти виды занятий становятся при­вычны детям, они привыкают к мысли, что этим творчеством может за­ниматься каждый. Общеобразовательной школе это необходимо. Неза­висимо от номинального успеха нашей лаборатории и актива наших учителей, возможных недостатков наших программ, движение в данном направлении открывает неизведанные возможности приобщения детей к художественной культуре.

Существует еще одна методологическая и практическая проблема, и возникает она с несколько неожиданной стороны. Речь идет об инерции ответного удара. Нечто похожее произошло с проблемой творчества на Западе. Более подробно об этом, как и о постановке са­мой проблемы творчества на фоне обзора трудов российских авторов по проблемам творчества можно читать в моей книге «Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом» (М.: Искусство, 1968).

Величайшие надежды теоретики художественного воспитания США связывали с обстоятельством, сформулированным Г. Ридом в Англии и В. Лоуэнгольдом в Америке, что искусство является колыбе­лью творческих качеств личности, которые в средних и старших клас­сах школы переносятся и на уроки естественнонаучных дисциплин, и что вообще все школьное образование должно быть перестроено по та­кой методике, которая принята в работе с учащимися на уроках искус­ства. Представители научно-математических дисциплин и высшего тех­нического образования с восторгом приняли эту идею. Очень быстро там появилось огромное количество курсов и программ по развитию творческих способностей. Но, перехватив инициативу у предметов ис­кусства, они, как и прежде, игнорировали художественные занятия, раз­вивая творчество на научно-технической основе, искусство «спустили» в начальную школу и в классы для детей с задержкой развития.

В нашей истории не наблюдалось такой полосы. Но, разрабаты­вая проблемы интегрированного преподавания искусства, мы испы­тываем давление со стороны наших коллег, преподающих искусство по узкой, профессионально-искусствоведческой методе. Ведь они то­же привлекают, например, на уроках изобразительного искусства и поэзию, и музыкальные произведения, устраивают «фасонные» дра­матизации и танцы в сделанных детьми национальных костюмах. Традиционны связи литературы с театральными постановками, экра­низацией, восприятием живописи и музыки. Этим теперь не удивишь. Зачем, говорят они, нам новые интегрированные программы? Мы и так соединяем на уроке разные виды искусств. Это чем-то напоминает приключения проблемы творчества в американской школе.

Мы умышленно так подробно и откровенно обсуждаем критику идеи интеграции художественного образования. В самом деле, прак­тические аспекты этого дела еще не ясны. Проблему общего препо­давания искусства направляют также и по каналам курса «Мировой художественной культуры», который рекомендован старшим клас­сам и педагогическим вузам для компенсации пробела художествен­ных познаний в старшем звене образования. Эстетика и мировая ху­дожественная культура преподаются даже в технических вузах и училищах. Казалось бы, все пути перекрыты. Но присмотримся к со­держанию программ мировой художественной культуры и методам ее преподавания. Это все тот же искусствоведческий курс. Строит­ся он на основе выдающихся комментариев эстетиков и искусство­ведов 18-20 вв. и является сжатым курсом эстетики и художественной критики периода развитой художественной формы европейского искусства. В иллюстративной части курс состоит из выдающихся па­мятников литературы, музыки, живописи и других видов искусст­ва как суммы мировых художественных достижений. Это сумма- тивный, информационный, не развивающий курс. Он не годится для младших детей и едва ли годен даже для среднего школьного возраста, когда еще не просматриваются накопления детей по истории, геогра­фии и общей культуре мышления. И Европа - еще не вся мировая ху­дожественная культура, хотя на региональном уровне прибавляют к программе сведения по национальной и народной художественной культуре, о древних истоках местной культуры и связях с другими народами. Но и это - сведения, разговоры об искусстве. Практических занятий не наблюдается.

Нами предлагается новый тип программы по искусству. Эта про­грамма может изменить сложившееся положение вещей в широком школьном и вузовском образовании. Мы учитываем следующие факторы:

Образная природа искусства

Искусство отражает окружающий мир и представления человека об этом мире в форме художественного образа, а не понятий и факальный план действия, бескорыстный, тонкий (не грубый), возвы­шенный (не заземленный).

Духовное — это всеобщее, не специальное. В духе человек высту­пает не как профессионал, а во всеобщем масштабе своей личности, без одежек, как таковой, в своей непосредственной крупности, и мы знаем, что многие высокие представители своей эпохи были одновре­менно грязными и жалкими людьми. Дух — не пассивность, созерца­тельность, затворенность. Это - действие, активное творчество на об­щее благо. Бескорыстие порождает бесстрашие, щедрость, порыв. Для духовного действия характерна радость творить благо, а также - сво­бода, самостоятельность, индивидуальность. Индивидуальность тво­рит за счет собственных внутренних возможностей. Это личный вклад, то, что можешь дать именно ты. Значит, духовность — это творчество, шаг к новому, к мечте. И, наконец, дух - это мысль, разум, сознатель­ность, мудрость без мистики и сентиментальности. Таковы признаки духовности — те качества, которые надо воспитывать.

Понятие духовности приобрело сегодня некоторую двусмыслен­ность. Советская школа говорила о духовном накале, вере в идеалы об­щества, вдохновенном труде на благо Родины, что вызывало на Западе издевательские усмешки, так как дух, духовность — это от церкви, собор­ности, веры в совокупность догматов, ведущих к божественному прови­дению. Мировые религии монополизировали право на духовное просве­щение. Само понятие воображения — «во-ображения» — трактуется, на­пример, еще у Прокла, как уподобление воле Господа, вхождение в образ Божий и его предначертания, которыми всецело определяется судьба че­ловека, и ему, предстоит только одна возможность спасения: уподобиться этому божественному замыслу, непререкаемому и непостижимому: «Молись Господу со страхом, а радуйся - с трепетом: помилуй, спаси, дай, пошли, помоги следовать предначертанному Тобою пути».

Но зачем прорываться к духовному человеку от раба, или ог обезьяны, от «собачей» и «крысиной» психологии (поскольку клас­сическими экспериментальными животными были собака - в России и белые мыши и крысы - в США), от темных звериных половых ин­стинктов и эгоцентризма - к социализации? Почему не идти к че­ловеку от Беспредельности, от беспредельных возможностей че­ловека, ибо «человек - мера всех вещей», как говорил Протогор, выражавший меру античного мировоззрения. Почему не подойти к человеку «без какого-либо ограничения и заранее заданного образца» - по словам К. Маркса и Ф. Энгельса.

Человек во многом сам кует свои оковы. Он путается в сетях со­циальных условностей и предрассудков, впадает в мракобесие, не­вежество, исповедует бесчеловечную мораль. Вместо «Хомо лими- тус» (Человека ограниченного), скованного по рукам и мозгам, он может стать духовно раскрытой личностью, не выходя из круга ре­альной жизненной борьбы за общее благо, шаг за шагом приближа­ясь к своей беспредельности, к «точке Омега», по Тейяру де Шарде­ну, от духовности религиозной к духовности Общего Блага.

 

Гуманитарный синтез

Это один из путей гармонизации образовательной системы, художественного развития, в частности. Искусство неизбежно соседствует с историей, географией, антропологией, этнографией, культурологией, экологией, астрономией - очерчиваю самый близкий круг. Непременными источниками содержания художественных программ должны являться (и являются) следующие циклически сопряженные компоненты, образующие в этом ряду и замкнутый круг:

8. Космосфера (Астросфера)

7. Эргосфера (сфера духа)

6. Креатосфера (сфера творчества)

5. Артосфера (художественное творчество)

4. Техносфера (техническое творчество)

3. Антропосфера (Ноосфера, антропогенный компонент мироздания)

2. Биосфера (природный аспект, жизнь)

- животные

- растения

1. Геосфера (геология и климат)

Первый уровень (сниз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: