УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО В СИСТЕМЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Явление великого учения меняет картину мира в глазах человечества. Именно карти­ну, «образ мира», прибегая к термину современного фило­софа и литератора Г.Д. Га­чева. Наука была и остается гипотезой, более-менее приближенной к действительным законам Мироздания. Это касается и социально­гуманитарных представлений. Хотя Вернадский относил себя к прагма­тикам, опирающимся на твердо установленные факты и «эмпирические обобщения», к концу жизни он воздал должное и философии, считая ее равно необходимой для постижения истины, - благодаря, быть может, многолетней дружбе и переписке с известным востоковедом академи­ком Ольденбургом, ибо, как говорил еще Конфуций, «Учение без раз­мышлений бесполезно, но и размышление без учения опасно».

Мировое значение научного вклада В.И. Вернадского раскрывается в общей части нынешней конференции. Задача настоящего сообщения облегчается тем, что само по себе учение В.И. Вернадского о ноосфере и ноосферном человечестве как о новой эпохе их развития и новом эта­пе существования планеты Земля является просветительным и прямо апеллирует к проблемам образования на всех его уровнях.

Александр Иванович был незлобив и терпим. С противниками - с теми, кто наваливался на него (сам никого не трогал, агрессивной злобности был лишен начисто), - и с ругателями бывал подчеркнуто вежлив. Если он обижался или если поступок человека казался ему неприемлемым, он, в крайнем случае, произносил свое многозначи­тельное «Тэ-экс!», но чаще просто отводил глаза, умолкал. И молча­ние это было невыносимо.

Александр Иванович просто делал свою работу. Очень ответст­венно, не вертясь и не лукавя. Я бы сказал, это было мужество, чест­ность отвага, подвиг жизни. Так его запомним.

27 ноября 1996 г. —27января 1997 г.

Явление великого учения УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО В меняет картину мира в глазах СИСТЕМЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ

человечества. Именно карти­ну, «образ мира», прибегая к термину современного фило-

ПРОБАЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

софа и литератора Г.Д. Га­чева. Наука была и остается гипотезой, более-менее приближенной к действительным законам Мироздания. Это касается и социально­гуманитарных представлений. Хотя Вернадский относил себя к прагма­тикам, опирающимся на твердо установленные факты и «эмпирические обобщения», к концу жизни он воздал должное и философии, считая ее равно необходимой для постижения истины, - благодаря, быть может, многолетней дружбе и переписке с известным востоковедом академи­ком Ольденбургом, ибо, как говорил еще Конфуций, «Учение без раз­мышлений бесполезно, но и размышление без учения опасно».

Мировое значение научного вклада В.И. Вернадского раскрывается в общей части нынешней конференции. Задача настоящего сообщения облегчается тем, что само по себе учение В.И. Вернадского о ноосфере и ноосферном человечестве как о новой эпохе их развития и новом эта­пе существования планеты Земля является просветительным и прямо апеллирует к проблемам образования на всех его уровнях.

Исследователям творчества В.И. Вернадского не пришлось по­дыскивать слова для определения роли его открытия. Он сам опреде­лил это как переход «биосферы» в «ноосферу» (от греческого «ноос» или «нус» - разум, мысль), то есть проникновение мысли в протека­ние природных процессов, что коренным образом меняет «картину мира», а, значит, и содержание естествознания, а также всю систему отношения к наукам, естественной истории, промышленности, госу­дарству и образовательной политике.

В.И. Вернадский прямо связывал свое открытие с новым космо­пространственным пониманием положения Земли в окружающем ми­ровом пространстве, с новым пониманием роли человечества в освое­нии Земли и преобразовании природы, с новой концепцией самого земного пространства, которое становится общечеловеческим в ноо- сферную эпоху, с новым положением человеческой мысли в жизни людей и в существовании Земли. Он определил научную мысль как планетное явление и дал такое название одному из основных трудов.

Этой совокупностью взглядов В.И. Вернадский обозначил новый этап научной и образовательной деятельности человечества. Из осо­бенностей ноосферного этапа жизни Земли и людей он выводил но­вые требования к науке, к общественной жизни и к государственной политике, характеру их отношения к научному знанию, определял новое положение науки и познавательной мысли. Вернадский сфор­мулировал новый подход и к истории человечества в эпоху ноосфе­ры, в частности, к истории научного знания, что в условиях тотали­тарного режима было позволительно только «великому вождю всех народов», и лишь мировая известность спасала ученого от ареста - спасала его, но не сторонников его взглядов. Он характеризовал ноо­сферу как «социальное всечеловеческое образование», в основе кото­рого лежит «для всех равно обязательная сила научных фактов» и всеобщее просвещение, которое побуждает смотреть вокруг «обшир­ным взглядом», а не взглядом «специалиста, не видящего за предела­ми своей специальности и мнящего себя ученым».

Преображение биосферы в ноосферу, согласно Вернадскому, «про­исходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс», как наступление пространственно-временной точки, к которой «живое вещество», включая человека, шло в своем развитии два миллиарда лет.

Вместе с тем «ноосферический подход», который, по мнению Вернадского, сегодня только еще начал осознаваться, позволит про­длить жизнь Земли за пределы критического периода существования «косного» геологического вещества самого по себе, включенного в реальность космических просторов, в которых Солнечная система и даже Галактика теряются и в которые человечество может проникать «построениями разума».

Образовательная программа, намеченная трудами Вернадского, осуществлялась за последние 70 лет человечеством, можно сказать, с геологической неумолимостью. Наиболее общие параметры образо­вательных систем были реализованы в полном соответствии с про­гнозом Владимира Ивановича. Это касается небывалого раскрытия научного знания и технического прогресса, которое он уподобил «взрыву», и с этим не могла не считаться школа. В России, включая территорию нынешних государств СНГ, этот процесс стартовал дав­но. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1898 года по­мещена диаграмма издательской деятельности в России на протяже­нии 19 века. Цифры показывают, что первый скачок научных изда­ний произошел в России еще в пушкинские времена - между 30 и 40 годами. Недавно я специально провел несколько часов в пушкинском Лицее (бывшее Царское село), особенно в его библиотеке, и был по­ражен изобилием и разнообразием научно-обзорных и географиче­ских изданий к услугам лицеистов: не мудрено, как много выдаю­щихся умов России породила эта среда. Вспомнились и слова Вер­надского о «формах научного братства - внегосударственных орга­низованных формах мировой научной среды».

К 60-м годам XIX в. число научных изданий в России превысило количество общественно-литературных, а к концу века превзошло их вдвое. Огромно число научных изданий и в России XX века.

Именно последние десятилетия являются убедительной иллюстра­цией правильности прогноза В.И. Вернадского в отношении науки и образования в ноосферную эпоху. Земля превратилась в компактную планету, где возможны любые «перемещения вещества» и информации с космической скоростью. Сложились планетарные системы сообщения и обмена знаниями, космические станции и вещание, Интернет. Про­изошла, по выражению Вернадского, «интернационализация» науки, образования и культуры, а также производства и торговли. Оформилась экология как наука и как учебный предмет, возникли общественные движения и международные меры по охране природы.

Конечно, ни один прогноз не может предусмотреть все пути раз­вития знания и практики: Вернадский опустил границу биосферы на три километра ниже земной поверхности, а сегодня ее ставят ниже и выше на многие десятки километров. Поэт сказал, «нам не дано пре­дугадать, как наше слово отзовется». В.И. Вернадский многого не застал, он скончался в конце войны, и в том же году - ровно через восемь месяцев - человечество познало ужас атомного ада. Мечта о гармонии природы и человечества не сбылась: эпоху науки и техно­логий человечество завершило позорно — всеобщим осквернением планеты и реальностью Чернобыля.

Выдающееся учение Вернадского о ноосфере, где он указывал в ка­честве своих предшественников теорию «цефализации» (француз Дана), то есть «омозговления» биосферы и наступление «психозойской эры» (Ле-Конт) или эры «антропогенной» (А.П. Павлов), привело сегодня к последствиям двоякого рода, влияющим на общее образование: к наси­лию рассудка над «косной» природой и к отделению цефализованного и виртуального компьютерного пространства от реального мира.

В последние годы книжные полки заполонили издания Рудольфа Штайнера, немецкого философа начала XX в. и основателя валь- дорфской педагогики, в основу которой была положена изобретенная им антропософия, то есть учение о человеке как высшем творении Вселенной и владыке природы и мира. К середине века эти идеи ста­ли частью педагогики фашизма и гитлерюгенда. Значит, учение Вер­надского, а также книги Елены Ивановны и Николая Константинови­ча Рерихов, где человек трактуется как лишь одно из звеньев в цепи великих законов Вселенной, нуждается сегодня в защите.

С одной стороны, В.И. Вернадский писал о все возрастающем влия­нии науки «на всю нашу жизнь - на живую и мертвую — косную — нас окружающую природу». С другой, - он считал, что «эволюционный процесс (связанный с ноосферой, - Б.Ю.) присущ только живому веще­ству. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений».

«Я ввел, - пишет Вернадский, - вместо понятия «жизнь» понятие «живого вещества». И еще: «Понятие «жизнь» всегда выходит за пре­делы понятия «живое вещество» в область философии, фольклора, ре­лигии, художественного творчества». Это сегодня требует уточнения.

Известно звонкое латинское выражение: «Убик эт сампрес вита эст» (Жизнь есть повсюду и всегда). Жизнь вечна и повсеместна. Она есть и в «мертвом», косном веществе, как показывают ученые по­следних лет. Она есть в камне, образующем континенты, которые возрождаются и умирают, закономерно передвигаются (что отличает концепции динамического и стационарного земного шара), всплыва­ют и погружаются для переплавки в недрах мантии, как показывают исследования мирового океана, которые стали технически возможны лишь к концу 20-го века, переплавляются вместе с поверхностными останками великих человеческих цивилизаций древних эпох, так что археологам надо спешить! Жизнь есть смена форм жизни, в том чис­ле и форм живого вещества. Достаточно сослаться на только что воз­никший интерес к области «антихаоса» (Джеймс Глейк. Хаос: Созда­ние новой науки. - СПб.: Амфора, 2001.), что прошло и по телевиде­нию в рубрике «Цивилизация». В университетах мира выявляются и систематизируются процессы, преобразующие инертный хаос в упо­рядоченные природные системы во Вселенной и на Земле. Тщательно изучаются интеграционные процессы, которые предсказывались Вер­надским, переходящие в иерархически организованные системы и фа­зовые состояния, которые в истории науки выделил академик Б.М. Кедров. Он обосновал принцип иерархии в противоположность прин­ципу координации Огюста Конта, на которого ссылался Вернадский. Все это открывает новые горизонты перед системой образования.

Другими линиями уточнения теории ноосферы выступают генети­ка и психология, а также область аурических явлений.

Гены, расшифровка генома, генная инженерия, клонирование приот­крыли такие грани живого вещества, куда Вернадский просто не мог еще заглянуть, но они могут увести человечество и в темные углы опыта.

Современные приматологи - специалисты по приматам, высшим обезьянам - и антропологи, как показывают ночные телевизионные бдения интеллигенции под руководством Гордона и Диброва. даже не научились отличать животных от человека, или, согласно еще древней восточной терминологии, - низший, механический, животный Манас (рассудок) от высшего, человеческого (разума). Но Аристотель, прини­мавший участие в восточных походах своего ученика великого Алек­сандра Македонского, это различал. Отсутствие такого различения и подозрительное отношение к «путаной» восточной философии, вернее, к ее западным истолкователям, приводят антропологов и современных педагогов к смущению: куда вести разум школьников? Отсюда культ информатики и компьютерного рассудка, который ошибочно называют интеллектом, а все отсальное относят к понятию ментальность.

Таким образом, в связи с введением понятия ноосфера возникает целое поле современных исследований о том, каким образом резуль­таты высшей, разумной, высоко интеллектуальной научной деятель­ности налагаются хотя бы на область животного рассудка, широкого спектра производных форм «живого вещества» в биосфере.

Так, в опытах Ладыгиной-Коте в начале XX века резкое расхож­дение в развитии детеныша орангутанга и ее собственной дочери, ко­торых она воспитывала в абсолютно одинаковых условиях человече­ского быта и общения, обнаружилось после девятого месяца жизни. Но сегодня талантливая горилла - а теперь и ее сын - в опытах аме­риканцев использует в «разговорах» с экспериментаторами до 500­650 символов, включая и «человеческие» - ласкательные и эмоцио­нальные - суждения. По объему суждений и команд, уровень дель­фина - 150-200 символов. Говорящие коты в Азербайджане произно­сят такое же или большее число слов. Попугай способен заучить до 700 слов и применяет их весьма уместно.

Для сравнения, стандарт японского школьника 1-6 начальных классов - 800 иероглифов (выпускник средней школы - 1500). Мини­мум понимания многих языков («английский стандарт») - 300 базовых слов (или иероглифов в самоучителе японского языка). Иными слова­ми, с помощью современных методик обезьяна может достигать уров­ня символического мышления школьника 11-12 лет. Отнесение чело­века к разряду живого вещества вызывает сегодня ряд вопросов.

Эта проблематика осложняется на генетическом уровне. Молодой доктор медицины А. Анохин, член-корреспондент РАМН, обсуждая вопросы самопреобразования биоса и самоценности развития мозга в свете «адаптивной пластичности» нервной системы, указывает на два типа генов: долговременные (эволюционные) и «быстрые», регуля­торные, которые активизируются в течение дней и даже часов и ми­нут. Это образовательные гены, связанные с обучением. Например, даже разовое употребление наркотика может приводить через «учеб­ный» эффект к генетическому изменению сознания и разума челове­ка. Эти вопросы в свете проблем образования заслуживают серьезно­го внимания на ступени ноосферного человечества.

Ориентир на простое интеллектуальное сознание, «цефализацию» биосферы недостаточен в свете еще одного эпохального открытия, ко­торое Вернадский мог не знать в силу засекреченности изобретения в лабораториях НКВД. Речь идет об аппарате, изобретенном в 1939 году нашими соотечественниками супругами Семеном Давидовичем и Ва­лентиной Хрисанфовной Кирлиан, армянином и гречанкой из Красно­дара, где теперь есть музей их памяти и научный центр. Лишь в 1949 году ими был оформлен Государственный патент СССР на способ фо­тографирования ауры человека и растений в электрическом поле. Это сравнимо с открытиями Ньютона, так как впервые - экспериментально и вполне научно - перед человечеством было распахнуто окно в «тон­кий мир» невидимых излучений (как оказалось позже, ауру имеют да­же камни), что до сих пор считалось областью догадок, магии и шар­латанов. На иконах ауру изображают в виде нимба вокруг головы. На самом деле ею окружена вся фигура, и излучают все внутренние орга­ны и части. Знаменитый «фантом листа» Кирлианов, обошедший учебники всего мира, свидетельствет об этом: на кирлиановой фото­графии видна аура всего листа бегонии, хотя половина его была спе­циально удалена. Сохранилось лишь ее свечение при жизни растения. Поэтому изображение верхушки листа как бы несколько размыто.

В свете аурических представлений существенно меняется карти­на способов взаимодействия всех сфер материального мира. Уточне­но должно быть и замечание Вернадского, что «мысль не есть форма энергии», так как энергетику мысли и прорытые ею пространствен­ные каналы великолепно отображает современная специальная фото­графия, или «кирлианографика», что совершенно не востребовано до сих пор психологией и современными аспектами образования в про­стой учебной практике массовой школы, даже в курсах ботаники, экологии и этики и профилактике общения и семейного быта, хотя ауры людей, животных и растений сильно воздействуют друг на дру­га. Эффект Кирлиана использует лишь медицина в томограммах.

Уточнению подлежат также ироничные замечания В.И. Вернад­ского в адрес философии, фольклора и искусства, которые в данном ограниченном переложении могут трактоваться как область ауриче- ских взаимодействий. Образованное современными коммуникациями виртуальное пространство, - то есть сфера мысли, оторванная от ре­ального пространства и насущных творческих, продуктивных задач и проблем, составляет головную боль современной школы и молодого поколения.

Наконец, последнее замечание в этом ряду. Научная мысль как основной фактор ноосферного учения Вернадского не может высту­пать изолированно, как чисто рассудочно-антропогенное явление и должна быть вплетена в общий поток человеческой культуры. Кстати сказать, многие фильмы о животном мире, заполонившие телевиде­ние, особенно снятые на Западе в африканских заповедниках, явля­ются, скорее, антиэкологическими, чем экологическими.

Как говорил Шекспир устами Гамлета, скорее, красота стащит невинность в канаву, чем невинность возвысит красоту до уровня со­вершенства. Так и иные фильмы, скорее, стаскивают зрителя на уро­вень животного и показывают «естественность» кровавой жестокости и прочих животных страстей, чем научают ноосферному единению человека и животного мира. Пусть это будет мое частное мнение.

В целом ряде философско-психологических публикаций - и это осо­бенно отражается в моих собственных культурологических размышлени­ях - культура трактуется как синтез, как интегрированное производное четырех слоев человеческой истории (и индивидуальной жизни, а также национально-региональных общностей): художественно-эстетического, интеллектуального, нравственно-этического (социально-общественного и государственного, межплеменного) и слоя натуральных, материальных потребностей, короче говоря, эстетического, умственного, нравственного и материального рядов развития.

Категория культуры чаще всего прямо отождествляется с искус­ством, хотя они как явления мирового синтеза (П.А. Флоренский) включают в том числе и научную мысль (устную традицию, пись­менность и печать), а также общественно-социальные и нравствен­ные ценности, на которые ссылается Вернадский. Но все же общая теория ноосферы имеет интеллектуальную природу и несет в своей основе научную мысль «как планетное явление», с известной долей иронии в адрес фольклора и искусства. Поэтому приходится говорить о соединении понятия ноосферы с понятием культуры в целом.

Явление культуры особенно всесторонне раскрывается в трудах Н.К. и Е.И. Рерихов. Сегодня вслед за эпохой науки и технологий, которая в развернутых формах продолжается уже 400 лет со времени Галилея и Ньютона и которая сейчас, пожалуй, уже завершила свой бег, обнаружив зияющие язвы на теле Земли и человека, наступает эпоха культуры. Культура есть высший способ организации всех элементов бытия - всех вместе и каждого в отдельности

Говорят, что в каждой науке столько истины, сколько в ней ма­тематики. Так же и любое явление бытия качественно зависит от приближения к понятию культуры. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСТУПАЕТ В ЭПОХУ КУЛЬТУРЫкак всеобъемлющего явления, вмещающего и переход биосферы в ноосферу. Осознание культуры как полного син­теза всех уровней человеческого разума и познания полностью пре­образит и сферу умственного и научно-естественного образования, основой которого выступает ноосферное учение В.И. Вернадского.

О РОССИЙСКОЙ

ДУХОВНОСТИ

Предметом обсуждения под этой широкой, обязывающей темой будет нечто конкретнее имена и названия, присвоенные городам и селам. Такие данные обобщает наука топонимика, которая, например, выяснила по церков­ным записям о крещении, что около 30­40 процентов девушек эпохи А.С. Пушкина «звались Татьяна» и героиня его романа в стихах обладала собирательным для того времени именем.

Данное сообщение не посвящено ни топонимике, ни этнографии. Нас интересует духовная, культурная значимость слов, которые народное сознание привлекло в качестве названия тех мест, где люди жили, расхо­дясь по лицу Земли, что можно обозначить как назывательную, нарица­тельную сторону культуры.

Картографические названия — важное духовное дело, где участвует весь народ, а в первом употреблении - это был плод устремления и наблюдательности людей, которые первыми осели в необжитых мес­тах, в «странных», то есть посторонних землях. Это могли быть мона­хи, срубившие скит в «пустыне» или «пустыни», то есть в безлюдном месте - в дремучем лесу; крестьяне, пришедшие на плодородную зем­лю с истощенных полей, ратники или купцы в походе по дальним мес­там, а также ремесленные люди в поисках подходящей для горшков глины или сырья для поделок, охотники в поисках воли и добычи - рыбы и зверя, а то и просто путники, и любознательные бродяги в по­исках новизны и свежих впечатлений.

Надо полагать, все они исходили из благих побуждений и идеа­лов, а также искреннего желания правдиво обозначить признаки но­вого места. Когда место обживалось, а население росло, название принималось уже как привычное. Иногда оно заменялось. В целом, совокупность названий и имен выражала духовную устремленность людей, а духовность и есть ориентир нашей жизни - и в малом, и в большом. Тем самым имена и названия отражают внутренний, вло­женный в них народом смысл, и сущность их относительно устойчи­ва. Многие из именных слов не менялись веками и в случае насиль­ственной перемены возвращались позже из народной памяти, как это происходит сегодня.

Недавно, после волны обратных послесоветских переименований, вывел обновленный атлас Московской области, где показано больше де­сяти тысяч слов. На самом деле названий в сотни раз больше, так как по масштабу карты упомянуты лишь самые крупные пункты и за пределами словника осталось несметное число местных имен, известных лишь жи­телям этой местности. Однако приводимая в атласе многочисленная вы­борка вполне достаточна, чтобы выделить те наиболее популярные поня­тия, которые выражают дух народа и близкие людям представления о жизни. Мы обсудим также причины, по которым, как нам кажется, одни названия повторяются часто, другие - реже, и таким образом выразили наше мнение о русской духовности на примере Центральной России.

Для представителей научной стилистики укажем, что мы не по­шли дальше номинального числа, кумулятивного процента и кумуля­тивной кривой, чем ограничиваются даже крупные исследования. Для наших целей интересен как раз общий взгляд, без кропотливой детализации, сложных формул и методик.

Размеры статьи позволяют коснуться только самого интересного, и результаты анализа оказались, порою, неожиданными. Обращают на себя внимание, это слова, которые не повторяются (встречаются один раз): их около 8 процентов. Остальные - более 90 процентов - встречаются от 2 до почти 300 раз (имеются в виду гнёзда однокоренных понятий).

Самое популярное в атласе слово — «Новое» или «Ново-» (напри­мер, Ново-Спасское). Количество названий этого корня превосходит другие самые частые слова в два-три раза. Значит, «охота к перемене мест» (А.С. Пушкин) - наиболее важная черта русского духа, и столь же велика тяга людей к сохранению любимых названий, если, например, старое село сгорело. Мало ли было причин к новостройке: например, надо было подвинуться к новой центральной дороге или к заводу, а то и вернуться в природу от наступающего города. Эта связка - «Новое- Старое» (Старобылово, Стародубово) повторяется так часто, что пре­вышает сумму всех названий, встречающихся в атласе от I до 10 раз.

Второе по частоте — общее слово «Красное» (Красновидово и т.п.), то есть - красивое, прекрасное (древнее - «красна девица»). До­вольно часто встречаются и отрицательные дополнения к этому по­нятию - Некрасово (то есть некрасивое); Нелепово (лепый - это удачный, хороший, привлекательный). Таким образом, второе по частоте — это пара «красное-некрасово».

Третьим по частоте выступают «Горки» (а также Торицы, Крутое и производные от них), то есть холмистость, неровность рельефа России, связанные с движением людей, поездками («Укатали Сивку крутые горки»). Отсюда - горница в русской избе - наиболее святое, «возвышенное» место с иконами и полотенцами в переднем углу.

В числе самых частых слов и личные имена. На первом месте — сим­вол России - Иван, Иваша (Иваново, Ивашово). Ласкательное - Иваша - вдвое более частое, чем Иван, Ваня (Ванино). За Иванами — Ивашами идет Илья (Ильинское и т.п.) - грозный Илья-Пророк, а также - Марья. Но вдвое чаще Марьи встречается Маша (Машино) - чисто русский, про­стонародный вариант Марьи, Марии. В целом, в именах преобладают Иван-да-Марья полевой укосный русский цветок - желтый с фиоле­товым, который встречается на всех лугах, опушках и полянах.

Итак, наиболее частые, многократно повторявшиеся названия:

Новое - Старое, Красное - Некрасово. Иван - Иваша, Марья - Маша да Илья, а также Г орки - Г орицы. Близко к ним по частоте стоят Белое - (64) и его производные, а также Лука, излучина, изгиб реки (56) - названия, связанные с реками, ручьями. Разве это не выражает русскую духовность?! Эти слова доминируют, по крайней мере, во­круг Москвы, среди столетиями бытовавших названий, пришедших, порою, из седой древности. Всегда ли мы учитываем это в эстетике детской жизни и в художественной работе с детьми? В именах детей?

Сделаем техническое отступление о статистике. Первый квар­тиль, то есть первая четверть, низшие по частоте - 25% названий. Это те, которые повторяются от I до 5 раз. Второй квартиль - очередные 25%. Это слова, которые повторяются от 6 до 8 раз. В целом, полови­на (50%) всех названий атласа встречаются от I до 8 раз. Третий квартиль - слова с частотой от 9 до 15 раз. Значит, три четверти атла­са (75%) занимают повторы от I до 15 раз. Иначе говоря, последние 25% слов повторяются от 16 и более раз (некоторые - до 250-280 раз - головная боль для почтальонов!).

Основное число названий атласа исчерпываются частотой от I до 20 раз (85%); к 95% слов повторы от 1 до 70 раз занимают 99% словаря.

Названия, повторяющиеся чаще 70 раз, составляют всего один процент и менее. Иными словами, такие названия подавляюще пре­восходят по частоте все другие, по данным Центральной России.

Общий вывод из анализа статистики таков: имена и названия, по­вторяющиеся по Московской области чаще 40 раз (а это очень высо­кая, пятипроцентная достоверность выборки, то есть выше 95% на­дежности), безусловно, и на научном основании являются выразите­лями русской духовности, а названия с частотой больше 20 раз (гра­ница 85%) относятся к этой категории с высокой степенью вероятно­сти, освящены веками: они устояли во всех переменах истории, вы­страданы под самыми разными духовными веяниями разных режи­мов, династий и эпох.

Обратимся, например, к личным именам и их производным. Цифра включает и производно-гнездовые от них в словаре: Алексий- 64, Василий-63, Петр-57, Федор (Федора)-57, Никола-56, Михайло- 53, Юрий-Георгий-50, Андрей-46, Борис-32, Степан-30, Павел-30, Семен-28, Никита-26, Дмитрий-25, Никула-24, Сергий-24, Савва-24,

Тимоня-Тимофей-23, Григорий-23, Даниил-22, Афоня-Афанасий-22, Яков-22, Глеб-20, Тихон-16.

Все они - в высшем, высокочастотном четвертом квартиле и зани­мают место выше 85-97 процентов, то есть верхние 3-15 процентов час­тотной шкалы. Таков ряд имен водителей, подсказанный выбором наро­да, хотя здесь велико, конечно, влияние церковных православных имен- ников. В производных фигурируют нередко и женские варианты имен, но частотность их в отдельности невелика. Многие из них вышли из употребления: Аксинья-27, Акулина, Акулинино, Акулово-20 и другие.

Названия, которые прямо связаны с церковными, библейскими символами, сравнительно редки: Афон (Афоня)-22, Архангел (Архан­гельское)-12, Анино-12, Кресты-3, Адам-2, Ангелово-1. Но... Попово, Поповка-32, что, видимо, было нарицательным, как место, где стоял храм или село, принадлежащее церкви. Так, например, Иосифо- Волоцкому монастырю под Волоколамском принадлежало 11000 кре­постных крестьян.

С другой стороны, в этом выражалось, наверное, благочестие, скромность людей, которые стеснялись выбирать для своих мест обита­ния духовные имена и названия. Но требуется ли объяснять, когда сло­ва: Троица (Троицкое, Троице-Лыково)-44, Спас-31, Воскресенье (Вос- кресенск)-26, - относятся к весьма частым, популярным в народе.

Популярны «предметные» названия (приводим коренные слова):

Береза-31, Каменки-30, Черново-30, Лужки (Луговая)-29, Грибы (Губки, как зовут грибы на севере)-29, Луки (излучина реки)-28, Ели- но-25, Сухово-25, Вишня-20. Но Золото-7 и Серебро-5 - редкие на карте. Здесь также можно привести: Головино-26, Лес (Лесновка)-24, Пруды-23, Волки-23, Озерцы-21, Орешки-20. Но - Корова (Корови­но) - всего 14, а Кошка - всего 4. Редки и названия, связанные с на­циональностью: Русино, Татарское, Татарово и другие. Видно, на­ционализм был не в чести.

На этом фоне кажется странным, что всего 1-2 раза встречаются та­кие названия, как Барабаново, Жары, Жаворонки, Змеево, Кольцово, Ко- ромыслово, Кораблево, Крупино, Куделино, Молоково, Оглоблино, Огурцово, Сметанино, Телегино, Тестово, Хомутово, Цаплино, Щукино.

Видимо, эти слова связаны с деловой, ремесленной или торговой специализацией местных жителей, артелями добытчиков. С другой сто­роны, эти виды занятий и продуктов настолько повсеместны, что выде­лялись они редко. Радугу видят все!

Таким образом, вкус народа отличался духовным равновесием, благопристойностью, скромностью, деловитостью. И, все же, - и тор­жественностью, высокими ориентирами духа, бодростью, душевным весельем, добротой, стремлением к красоте и к солидности языка и поведения.

Редко встречаются названия, связанные с грамотой, книгой, пись­мом, учением, докторами и другими оттенками «книжности» и го­родской культуры. Это оставляет оттенок досады. Обнаруживается по большей части прикладная, утилитарная, жизненно-деловая ори­ентация предпочтений людей в прежние эпохи.

Изредка встречаются Бортнево, Бортники, то есть - пчеловоды; Банино, Барыкино (барыка, барыга - торговый человек); Богатищево. Но редки грубые, непривлекательные слова - Ащерино. Может быть, это связано с оврагом или природной расселиной. Бабня, Свистуха, Скоморошки. Как видно, народ избегал крайностей, таких названий, под которыми жить неприятно. Может быть, в эпоху «кличек» (даже неприличных) они встречались чаще, но потом ушли в историю.

И все же на первом месте - стремление к новизне и красоте. Но стремление к новизне - это порыв в будущее, полеты воображения, меч­та, что ставится во главу угла самыми возвышенными духовными уче­ниями и искусством, да и народным творчеством, хотя бы в сказках. То же самое - порыв к красоте, который стал лозунгом еще со времен Дос­тоевского: «Красота спасет мир». Этим проникнут и народный дух. Еще - «горний», возвышенный мир, смена гориц и съездов, возвышенностей и долин, которые тождественны ритмам Вселенной, волнам океана, кривой взлетов и падений, нарастания и убывания, возгорания и угасания, рож­дения и старости, подъема и спада - космических, по их широте, законов. Или - Беловодье: то скорый, то неспешный ток воды больших и малых рек, излучины, изгибы берегов, устья и слияния - стихия воды, столь зна­чимая в жизни и быте людей. Народная молва и учения мудрости одина­ково отождествляют это с «потоком», с протеканием, вечным обновлени­ем («нельзя войти в одну и ту же воду»), впадением частного и отдельно­го в общее и широкое - в безбрежный океан вечной жизни. Эти и подоб­ные аналоги духовности приняты как в жизни простого человека и в его повседневном творчестве, так и в заоблачных высях наук и искусств, в умах гениев, в их творениях, переживших века. Так ив названиях про­стых сел и деревень коренной России, тех, что уцелели на лице Земли столетиями. Это свято, здесь дух народа, его культура.

Художественное творчество

детей - выражение индиви- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ дуальных особенностей, отноше­ния к окружающему миру и к ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ себе в посильной для ребенка художественной форме. Художес­твенное творчество — составная часть системы эстетического и худо­жественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выпол­ненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, леп­ка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматиза­ции, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоратив­но-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы, детское радио т.д.

Существует собственное и исполнительское художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальном инструменте, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества (изобразительное, музыкальный и лите­ратурный фольклор), т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов, в том числе своих товарищей.

В узком смысле к художественному творчеству относят продук­ты самостоятельного творческого проявления ребенка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на ос­нове умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых. От многоплановости замысла, процесса и продукта худо­жественного творчества отличается учебная работа по искусству, где ребенок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический прием, задача и план которых заранее определены учителем. В твор­ческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Художественная творческая деятельность в часы досуга, организованная по инициативе детских и молодежных организаций, называется детской художественной са­модеятельностью. Однако и в этом случае имеет место опосредован­ное педагогической руководство художественным творчеством. Сле­дует различать массовое художественное творчество, т.е. приобще­ние к художественной деятельности всех детей независимо от талан­та, и творчество одаренных детей, которые уже в раннем возрасте достигли выдающихся результатов (Коля Дмитриев, Надя Рушева, Евгений Кисин, Вадим Репин, Ника Турбина и др.). В этом случае продукты художественного творчества могут иметь не только отно­сительную, в сравнении со взрослыми мастерами, но и абсолютную творческую ценность. В теории и практике художественного воспи­тания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному: жизнь и творчество выдающихся детей пронизывает нечто детское, характерное их возрасту, а общие закономерности художественного творчества лучше прослеживаются на «обыкновенных» детях, а не на «вундеркиндах» (Л.С. Выготский). Особенности художественного творчества исторически изменчивы. Установлено (Г.В. Лабунской в России; Г. Павловичем в Чехии), что в результате общего прогресса образования и культуры современные дети раньше, чем их сверстни­ки 20-30 лет назад, осваивают, например, навыки изображения пер­спективы пространства, пропорций.

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, фи­зических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения, художественное творчеств - незаменимый, докумен­тально достоверный показатель общег<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: