Явление великого учения меняет картину мира в глазах человечества. Именно картину, «образ мира», прибегая к термину современного философа и литератора Г.Д. Гачева. Наука была и остается гипотезой, более-менее приближенной к действительным законам Мироздания. Это касается и социальногуманитарных представлений. Хотя Вернадский относил себя к прагматикам, опирающимся на твердо установленные факты и «эмпирические обобщения», к концу жизни он воздал должное и философии, считая ее равно необходимой для постижения истины, - благодаря, быть может, многолетней дружбе и переписке с известным востоковедом академиком Ольденбургом, ибо, как говорил еще Конфуций, «Учение без размышлений бесполезно, но и размышление без учения опасно».
Мировое значение научного вклада В.И. Вернадского раскрывается в общей части нынешней конференции. Задача настоящего сообщения облегчается тем, что само по себе учение В.И. Вернадского о ноосфере и ноосферном человечестве как о новой эпохе их развития и новом этапе существования планеты Земля является просветительным и прямо апеллирует к проблемам образования на всех его уровнях.
Александр Иванович был незлобив и терпим. С противниками - с теми, кто наваливался на него (сам никого не трогал, агрессивной злобности был лишен начисто), - и с ругателями бывал подчеркнуто вежлив. Если он обижался или если поступок человека казался ему неприемлемым, он, в крайнем случае, произносил свое многозначительное «Тэ-экс!», но чаще просто отводил глаза, умолкал. И молчание это было невыносимо.
Александр Иванович просто делал свою работу. Очень ответственно, не вертясь и не лукавя. Я бы сказал, это было мужество, честность отвага, подвиг жизни. Так его запомним.
27 ноября 1996 г. —27января 1997 г.
Явление великого учения УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО В меняет картину мира в глазах СИСТЕМЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
человечества. Именно картину, «образ мира», прибегая к термину современного фило-
ПРОБАЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
софа и литератора Г.Д. Гачева. Наука была и остается гипотезой, более-менее приближенной к действительным законам Мироздания. Это касается и социальногуманитарных представлений. Хотя Вернадский относил себя к прагматикам, опирающимся на твердо установленные факты и «эмпирические обобщения», к концу жизни он воздал должное и философии, считая ее равно необходимой для постижения истины, - благодаря, быть может, многолетней дружбе и переписке с известным востоковедом академиком Ольденбургом, ибо, как говорил еще Конфуций, «Учение без размышлений бесполезно, но и размышление без учения опасно».
Мировое значение научного вклада В.И. Вернадского раскрывается в общей части нынешней конференции. Задача настоящего сообщения облегчается тем, что само по себе учение В.И. Вернадского о ноосфере и ноосферном человечестве как о новой эпохе их развития и новом этапе существования планеты Земля является просветительным и прямо апеллирует к проблемам образования на всех его уровнях.
Исследователям творчества В.И. Вернадского не пришлось подыскивать слова для определения роли его открытия. Он сам определил это как переход «биосферы» в «ноосферу» (от греческого «ноос» или «нус» - разум, мысль), то есть проникновение мысли в протекание природных процессов, что коренным образом меняет «картину мира», а, значит, и содержание естествознания, а также всю систему отношения к наукам, естественной истории, промышленности, государству и образовательной политике.
В.И. Вернадский прямо связывал свое открытие с новым космопространственным пониманием положения Земли в окружающем мировом пространстве, с новым пониманием роли человечества в освоении Земли и преобразовании природы, с новой концепцией самого земного пространства, которое становится общечеловеческим в ноо- сферную эпоху, с новым положением человеческой мысли в жизни людей и в существовании Земли. Он определил научную мысль как планетное явление и дал такое название одному из основных трудов.
Этой совокупностью взглядов В.И. Вернадский обозначил новый этап научной и образовательной деятельности человечества. Из особенностей ноосферного этапа жизни Земли и людей он выводил новые требования к науке, к общественной жизни и к государственной политике, характеру их отношения к научному знанию, определял новое положение науки и познавательной мысли. Вернадский сформулировал новый подход и к истории человечества в эпоху ноосферы, в частности, к истории научного знания, что в условиях тоталитарного режима было позволительно только «великому вождю всех народов», и лишь мировая известность спасала ученого от ареста - спасала его, но не сторонников его взглядов. Он характеризовал ноосферу как «социальное всечеловеческое образование», в основе которого лежит «для всех равно обязательная сила научных фактов» и всеобщее просвещение, которое побуждает смотреть вокруг «обширным взглядом», а не взглядом «специалиста, не видящего за пределами своей специальности и мнящего себя ученым».
Преображение биосферы в ноосферу, согласно Вернадскому, «происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс», как наступление пространственно-временной точки, к которой «живое вещество», включая человека, шло в своем развитии два миллиарда лет.
Вместе с тем «ноосферический подход», который, по мнению Вернадского, сегодня только еще начал осознаваться, позволит продлить жизнь Земли за пределы критического периода существования «косного» геологического вещества самого по себе, включенного в реальность космических просторов, в которых Солнечная система и даже Галактика теряются и в которые человечество может проникать «построениями разума».
Образовательная программа, намеченная трудами Вернадского, осуществлялась за последние 70 лет человечеством, можно сказать, с геологической неумолимостью. Наиболее общие параметры образовательных систем были реализованы в полном соответствии с прогнозом Владимира Ивановича. Это касается небывалого раскрытия научного знания и технического прогресса, которое он уподобил «взрыву», и с этим не могла не считаться школа. В России, включая территорию нынешних государств СНГ, этот процесс стартовал давно. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1898 года помещена диаграмма издательской деятельности в России на протяжении 19 века. Цифры показывают, что первый скачок научных изданий произошел в России еще в пушкинские времена - между 30 и 40 годами. Недавно я специально провел несколько часов в пушкинском Лицее (бывшее Царское село), особенно в его библиотеке, и был поражен изобилием и разнообразием научно-обзорных и географических изданий к услугам лицеистов: не мудрено, как много выдающихся умов России породила эта среда. Вспомнились и слова Вернадского о «формах научного братства - внегосударственных организованных формах мировой научной среды».
К 60-м годам XIX в. число научных изданий в России превысило количество общественно-литературных, а к концу века превзошло их вдвое. Огромно число научных изданий и в России XX века.
Именно последние десятилетия являются убедительной иллюстрацией правильности прогноза В.И. Вернадского в отношении науки и образования в ноосферную эпоху. Земля превратилась в компактную планету, где возможны любые «перемещения вещества» и информации с космической скоростью. Сложились планетарные системы сообщения и обмена знаниями, космические станции и вещание, Интернет. Произошла, по выражению Вернадского, «интернационализация» науки, образования и культуры, а также производства и торговли. Оформилась экология как наука и как учебный предмет, возникли общественные движения и международные меры по охране природы.
Конечно, ни один прогноз не может предусмотреть все пути развития знания и практики: Вернадский опустил границу биосферы на три километра ниже земной поверхности, а сегодня ее ставят ниже и выше на многие десятки километров. Поэт сказал, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В.И. Вернадский многого не застал, он скончался в конце войны, и в том же году - ровно через восемь месяцев - человечество познало ужас атомного ада. Мечта о гармонии природы и человечества не сбылась: эпоху науки и технологий человечество завершило позорно — всеобщим осквернением планеты и реальностью Чернобыля.
Выдающееся учение Вернадского о ноосфере, где он указывал в качестве своих предшественников теорию «цефализации» (француз Дана), то есть «омозговления» биосферы и наступление «психозойской эры» (Ле-Конт) или эры «антропогенной» (А.П. Павлов), привело сегодня к последствиям двоякого рода, влияющим на общее образование: к насилию рассудка над «косной» природой и к отделению цефализованного и виртуального компьютерного пространства от реального мира.
В последние годы книжные полки заполонили издания Рудольфа Штайнера, немецкого философа начала XX в. и основателя валь- дорфской педагогики, в основу которой была положена изобретенная им антропософия, то есть учение о человеке как высшем творении Вселенной и владыке природы и мира. К середине века эти идеи стали частью педагогики фашизма и гитлерюгенда. Значит, учение Вернадского, а также книги Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, где человек трактуется как лишь одно из звеньев в цепи великих законов Вселенной, нуждается сегодня в защите.
С одной стороны, В.И. Вернадский писал о все возрастающем влиянии науки «на всю нашу жизнь - на живую и мертвую — косную — нас окружающую природу». С другой, - он считал, что «эволюционный процесс (связанный с ноосферой, - Б.Ю.) присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений».
«Я ввел, - пишет Вернадский, - вместо понятия «жизнь» понятие «живого вещества». И еще: «Понятие «жизнь» всегда выходит за пределы понятия «живое вещество» в область философии, фольклора, религии, художественного творчества». Это сегодня требует уточнения.
Известно звонкое латинское выражение: «Убик эт сампрес вита эст» (Жизнь есть повсюду и всегда). Жизнь вечна и повсеместна. Она есть и в «мертвом», косном веществе, как показывают ученые последних лет. Она есть в камне, образующем континенты, которые возрождаются и умирают, закономерно передвигаются (что отличает концепции динамического и стационарного земного шара), всплывают и погружаются для переплавки в недрах мантии, как показывают исследования мирового океана, которые стали технически возможны лишь к концу 20-го века, переплавляются вместе с поверхностными останками великих человеческих цивилизаций древних эпох, так что археологам надо спешить! Жизнь есть смена форм жизни, в том числе и форм живого вещества. Достаточно сослаться на только что возникший интерес к области «антихаоса» (Джеймс Глейк. Хаос: Создание новой науки. - СПб.: Амфора, 2001.), что прошло и по телевидению в рубрике «Цивилизация». В университетах мира выявляются и систематизируются процессы, преобразующие инертный хаос в упорядоченные природные системы во Вселенной и на Земле. Тщательно изучаются интеграционные процессы, которые предсказывались Вернадским, переходящие в иерархически организованные системы и фазовые состояния, которые в истории науки выделил академик Б.М. Кедров. Он обосновал принцип иерархии в противоположность принципу координации Огюста Конта, на которого ссылался Вернадский. Все это открывает новые горизонты перед системой образования.
Другими линиями уточнения теории ноосферы выступают генетика и психология, а также область аурических явлений.
Гены, расшифровка генома, генная инженерия, клонирование приоткрыли такие грани живого вещества, куда Вернадский просто не мог еще заглянуть, но они могут увести человечество и в темные углы опыта.
Современные приматологи - специалисты по приматам, высшим обезьянам - и антропологи, как показывают ночные телевизионные бдения интеллигенции под руководством Гордона и Диброва. даже не научились отличать животных от человека, или, согласно еще древней восточной терминологии, - низший, механический, животный Манас (рассудок) от высшего, человеческого (разума). Но Аристотель, принимавший участие в восточных походах своего ученика великого Александра Македонского, это различал. Отсутствие такого различения и подозрительное отношение к «путаной» восточной философии, вернее, к ее западным истолкователям, приводят антропологов и современных педагогов к смущению: куда вести разум школьников? Отсюда культ информатики и компьютерного рассудка, который ошибочно называют интеллектом, а все отсальное относят к понятию ментальность.
Таким образом, в связи с введением понятия ноосфера возникает целое поле современных исследований о том, каким образом результаты высшей, разумной, высоко интеллектуальной научной деятельности налагаются хотя бы на область животного рассудка, широкого спектра производных форм «живого вещества» в биосфере.
Так, в опытах Ладыгиной-Коте в начале XX века резкое расхождение в развитии детеныша орангутанга и ее собственной дочери, которых она воспитывала в абсолютно одинаковых условиях человеческого быта и общения, обнаружилось после девятого месяца жизни. Но сегодня талантливая горилла - а теперь и ее сын - в опытах американцев использует в «разговорах» с экспериментаторами до 500650 символов, включая и «человеческие» - ласкательные и эмоциональные - суждения. По объему суждений и команд, уровень дельфина - 150-200 символов. Говорящие коты в Азербайджане произносят такое же или большее число слов. Попугай способен заучить до 700 слов и применяет их весьма уместно.
Для сравнения, стандарт японского школьника 1-6 начальных классов - 800 иероглифов (выпускник средней школы - 1500). Минимум понимания многих языков («английский стандарт») - 300 базовых слов (или иероглифов в самоучителе японского языка). Иными словами, с помощью современных методик обезьяна может достигать уровня символического мышления школьника 11-12 лет. Отнесение человека к разряду живого вещества вызывает сегодня ряд вопросов.
Эта проблематика осложняется на генетическом уровне. Молодой доктор медицины А. Анохин, член-корреспондент РАМН, обсуждая вопросы самопреобразования биоса и самоценности развития мозга в свете «адаптивной пластичности» нервной системы, указывает на два типа генов: долговременные (эволюционные) и «быстрые», регуляторные, которые активизируются в течение дней и даже часов и минут. Это образовательные гены, связанные с обучением. Например, даже разовое употребление наркотика может приводить через «учебный» эффект к генетическому изменению сознания и разума человека. Эти вопросы в свете проблем образования заслуживают серьезного внимания на ступени ноосферного человечества.
Ориентир на простое интеллектуальное сознание, «цефализацию» биосферы недостаточен в свете еще одного эпохального открытия, которое Вернадский мог не знать в силу засекреченности изобретения в лабораториях НКВД. Речь идет об аппарате, изобретенном в 1939 году нашими соотечественниками супругами Семеном Давидовичем и Валентиной Хрисанфовной Кирлиан, армянином и гречанкой из Краснодара, где теперь есть музей их памяти и научный центр. Лишь в 1949 году ими был оформлен Государственный патент СССР на способ фотографирования ауры человека и растений в электрическом поле. Это сравнимо с открытиями Ньютона, так как впервые - экспериментально и вполне научно - перед человечеством было распахнуто окно в «тонкий мир» невидимых излучений (как оказалось позже, ауру имеют даже камни), что до сих пор считалось областью догадок, магии и шарлатанов. На иконах ауру изображают в виде нимба вокруг головы. На самом деле ею окружена вся фигура, и излучают все внутренние органы и части. Знаменитый «фантом листа» Кирлианов, обошедший учебники всего мира, свидетельствет об этом: на кирлиановой фотографии видна аура всего листа бегонии, хотя половина его была специально удалена. Сохранилось лишь ее свечение при жизни растения. Поэтому изображение верхушки листа как бы несколько размыто.
В свете аурических представлений существенно меняется картина способов взаимодействия всех сфер материального мира. Уточнено должно быть и замечание Вернадского, что «мысль не есть форма энергии», так как энергетику мысли и прорытые ею пространственные каналы великолепно отображает современная специальная фотография, или «кирлианографика», что совершенно не востребовано до сих пор психологией и современными аспектами образования в простой учебной практике массовой школы, даже в курсах ботаники, экологии и этики и профилактике общения и семейного быта, хотя ауры людей, животных и растений сильно воздействуют друг на друга. Эффект Кирлиана использует лишь медицина в томограммах.
Уточнению подлежат также ироничные замечания В.И. Вернадского в адрес философии, фольклора и искусства, которые в данном ограниченном переложении могут трактоваться как область ауриче- ских взаимодействий. Образованное современными коммуникациями виртуальное пространство, - то есть сфера мысли, оторванная от реального пространства и насущных творческих, продуктивных задач и проблем, составляет головную боль современной школы и молодого поколения.
Наконец, последнее замечание в этом ряду. Научная мысль как основной фактор ноосферного учения Вернадского не может выступать изолированно, как чисто рассудочно-антропогенное явление и должна быть вплетена в общий поток человеческой культуры. Кстати сказать, многие фильмы о животном мире, заполонившие телевидение, особенно снятые на Западе в африканских заповедниках, являются, скорее, антиэкологическими, чем экологическими.
Как говорил Шекспир устами Гамлета, скорее, красота стащит невинность в канаву, чем невинность возвысит красоту до уровня совершенства. Так и иные фильмы, скорее, стаскивают зрителя на уровень животного и показывают «естественность» кровавой жестокости и прочих животных страстей, чем научают ноосферному единению человека и животного мира. Пусть это будет мое частное мнение.
В целом ряде философско-психологических публикаций - и это особенно отражается в моих собственных культурологических размышлениях - культура трактуется как синтез, как интегрированное производное четырех слоев человеческой истории (и индивидуальной жизни, а также национально-региональных общностей): художественно-эстетического, интеллектуального, нравственно-этического (социально-общественного и государственного, межплеменного) и слоя натуральных, материальных потребностей, короче говоря, эстетического, умственного, нравственного и материального рядов развития.
Категория культуры чаще всего прямо отождествляется с искусством, хотя они как явления мирового синтеза (П.А. Флоренский) включают в том числе и научную мысль (устную традицию, письменность и печать), а также общественно-социальные и нравственные ценности, на которые ссылается Вернадский. Но все же общая теория ноосферы имеет интеллектуальную природу и несет в своей основе научную мысль «как планетное явление», с известной долей иронии в адрес фольклора и искусства. Поэтому приходится говорить о соединении понятия ноосферы с понятием культуры в целом.
Явление культуры особенно всесторонне раскрывается в трудах Н.К. и Е.И. Рерихов. Сегодня вслед за эпохой науки и технологий, которая в развернутых формах продолжается уже 400 лет со времени Галилея и Ньютона и которая сейчас, пожалуй, уже завершила свой бег, обнаружив зияющие язвы на теле Земли и человека, наступает эпоха культуры. Культура есть высший способ организации всех элементов бытия - всех вместе и каждого в отдельности
Говорят, что в каждой науке столько истины, сколько в ней математики. Так же и любое явление бытия качественно зависит от приближения к понятию культуры. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСТУПАЕТ В ЭПОХУ КУЛЬТУРЫкак всеобъемлющего явления, вмещающего и переход биосферы в ноосферу. Осознание культуры как полного синтеза всех уровней человеческого разума и познания полностью преобразит и сферу умственного и научно-естественного образования, основой которого выступает ноосферное учение В.И. Вернадского.
О РОССИЙСКОЙ
ДУХОВНОСТИ
Предметом обсуждения под этой широкой, обязывающей темой будет нечто конкретнее имена и названия, присвоенные городам и селам. Такие данные обобщает наука топонимика, которая, например, выяснила по церковным записям о крещении, что около 3040 процентов девушек эпохи А.С. Пушкина «звались Татьяна» и героиня его романа в стихах обладала собирательным для того времени именем.
Данное сообщение не посвящено ни топонимике, ни этнографии. Нас интересует духовная, культурная значимость слов, которые народное сознание привлекло в качестве названия тех мест, где люди жили, расходясь по лицу Земли, что можно обозначить как назывательную, нарицательную сторону культуры.
Картографические названия — важное духовное дело, где участвует весь народ, а в первом употреблении - это был плод устремления и наблюдательности людей, которые первыми осели в необжитых местах, в «странных», то есть посторонних землях. Это могли быть монахи, срубившие скит в «пустыне» или «пустыни», то есть в безлюдном месте - в дремучем лесу; крестьяне, пришедшие на плодородную землю с истощенных полей, ратники или купцы в походе по дальним местам, а также ремесленные люди в поисках подходящей для горшков глины или сырья для поделок, охотники в поисках воли и добычи - рыбы и зверя, а то и просто путники, и любознательные бродяги в поисках новизны и свежих впечатлений.
Надо полагать, все они исходили из благих побуждений и идеалов, а также искреннего желания правдиво обозначить признаки нового места. Когда место обживалось, а население росло, название принималось уже как привычное. Иногда оно заменялось. В целом, совокупность названий и имен выражала духовную устремленность людей, а духовность и есть ориентир нашей жизни - и в малом, и в большом. Тем самым имена и названия отражают внутренний, вложенный в них народом смысл, и сущность их относительно устойчива. Многие из именных слов не менялись веками и в случае насильственной перемены возвращались позже из народной памяти, как это происходит сегодня.
Недавно, после волны обратных послесоветских переименований, вывел обновленный атлас Московской области, где показано больше десяти тысяч слов. На самом деле названий в сотни раз больше, так как по масштабу карты упомянуты лишь самые крупные пункты и за пределами словника осталось несметное число местных имен, известных лишь жителям этой местности. Однако приводимая в атласе многочисленная выборка вполне достаточна, чтобы выделить те наиболее популярные понятия, которые выражают дух народа и близкие людям представления о жизни. Мы обсудим также причины, по которым, как нам кажется, одни названия повторяются часто, другие - реже, и таким образом выразили наше мнение о русской духовности на примере Центральной России.
Для представителей научной стилистики укажем, что мы не пошли дальше номинального числа, кумулятивного процента и кумулятивной кривой, чем ограничиваются даже крупные исследования. Для наших целей интересен как раз общий взгляд, без кропотливой детализации, сложных формул и методик.
Размеры статьи позволяют коснуться только самого интересного, и результаты анализа оказались, порою, неожиданными. Обращают на себя внимание, это слова, которые не повторяются (встречаются один раз): их около 8 процентов. Остальные - более 90 процентов - встречаются от 2 до почти 300 раз (имеются в виду гнёзда однокоренных понятий).
Самое популярное в атласе слово — «Новое» или «Ново-» (например, Ново-Спасское). Количество названий этого корня превосходит другие самые частые слова в два-три раза. Значит, «охота к перемене мест» (А.С. Пушкин) - наиболее важная черта русского духа, и столь же велика тяга людей к сохранению любимых названий, если, например, старое село сгорело. Мало ли было причин к новостройке: например, надо было подвинуться к новой центральной дороге или к заводу, а то и вернуться в природу от наступающего города. Эта связка - «Новое- Старое» (Старобылово, Стародубово) повторяется так часто, что превышает сумму всех названий, встречающихся в атласе от I до 10 раз.
Второе по частоте — общее слово «Красное» (Красновидово и т.п.), то есть - красивое, прекрасное (древнее - «красна девица»). Довольно часто встречаются и отрицательные дополнения к этому понятию - Некрасово (то есть некрасивое); Нелепово (лепый - это удачный, хороший, привлекательный). Таким образом, второе по частоте — это пара «красное-некрасово».
Третьим по частоте выступают «Горки» (а также Торицы, Крутое и производные от них), то есть холмистость, неровность рельефа России, связанные с движением людей, поездками («Укатали Сивку крутые горки»). Отсюда - горница в русской избе - наиболее святое, «возвышенное» место с иконами и полотенцами в переднем углу.
В числе самых частых слов и личные имена. На первом месте — символ России - Иван, Иваша (Иваново, Ивашово). Ласкательное - Иваша - вдвое более частое, чем Иван, Ваня (Ванино). За Иванами — Ивашами идет Илья (Ильинское и т.п.) - грозный Илья-Пророк, а также - Марья. Но вдвое чаще Марьи встречается Маша (Машино) - чисто русский, простонародный вариант Марьи, Марии. В целом, в именах преобладают Иван-да-Марья полевой укосный русский цветок - желтый с фиолетовым, который встречается на всех лугах, опушках и полянах.
Итак, наиболее частые, многократно повторявшиеся названия:
Новое - Старое, Красное - Некрасово. Иван - Иваша, Марья - Маша да Илья, а также Г орки - Г орицы. Близко к ним по частоте стоят Белое - (64) и его производные, а также Лука, излучина, изгиб реки (56) - названия, связанные с реками, ручьями. Разве это не выражает русскую духовность?! Эти слова доминируют, по крайней мере, вокруг Москвы, среди столетиями бытовавших названий, пришедших, порою, из седой древности. Всегда ли мы учитываем это в эстетике детской жизни и в художественной работе с детьми? В именах детей?
Сделаем техническое отступление о статистике. Первый квартиль, то есть первая четверть, низшие по частоте - 25% названий. Это те, которые повторяются от I до 5 раз. Второй квартиль - очередные 25%. Это слова, которые повторяются от 6 до 8 раз. В целом, половина (50%) всех названий атласа встречаются от I до 8 раз. Третий квартиль - слова с частотой от 9 до 15 раз. Значит, три четверти атласа (75%) занимают повторы от I до 15 раз. Иначе говоря, последние 25% слов повторяются от 16 и более раз (некоторые - до 250-280 раз - головная боль для почтальонов!).
Основное число названий атласа исчерпываются частотой от I до 20 раз (85%); к 95% слов повторы от 1 до 70 раз занимают 99% словаря.
Названия, повторяющиеся чаще 70 раз, составляют всего один процент и менее. Иными словами, такие названия подавляюще превосходят по частоте все другие, по данным Центральной России.
Общий вывод из анализа статистики таков: имена и названия, повторяющиеся по Московской области чаще 40 раз (а это очень высокая, пятипроцентная достоверность выборки, то есть выше 95% надежности), безусловно, и на научном основании являются выразителями русской духовности, а названия с частотой больше 20 раз (граница 85%) относятся к этой категории с высокой степенью вероятности, освящены веками: они устояли во всех переменах истории, выстраданы под самыми разными духовными веяниями разных режимов, династий и эпох.
Обратимся, например, к личным именам и их производным. Цифра включает и производно-гнездовые от них в словаре: Алексий- 64, Василий-63, Петр-57, Федор (Федора)-57, Никола-56, Михайло- 53, Юрий-Георгий-50, Андрей-46, Борис-32, Степан-30, Павел-30, Семен-28, Никита-26, Дмитрий-25, Никула-24, Сергий-24, Савва-24,
Тимоня-Тимофей-23, Григорий-23, Даниил-22, Афоня-Афанасий-22, Яков-22, Глеб-20, Тихон-16.
Все они - в высшем, высокочастотном четвертом квартиле и занимают место выше 85-97 процентов, то есть верхние 3-15 процентов частотной шкалы. Таков ряд имен водителей, подсказанный выбором народа, хотя здесь велико, конечно, влияние церковных православных имен- ников. В производных фигурируют нередко и женские варианты имен, но частотность их в отдельности невелика. Многие из них вышли из употребления: Аксинья-27, Акулина, Акулинино, Акулово-20 и другие.
Названия, которые прямо связаны с церковными, библейскими символами, сравнительно редки: Афон (Афоня)-22, Архангел (Архангельское)-12, Анино-12, Кресты-3, Адам-2, Ангелово-1. Но... Попово, Поповка-32, что, видимо, было нарицательным, как место, где стоял храм или село, принадлежащее церкви. Так, например, Иосифо- Волоцкому монастырю под Волоколамском принадлежало 11000 крепостных крестьян.
С другой стороны, в этом выражалось, наверное, благочестие, скромность людей, которые стеснялись выбирать для своих мест обитания духовные имена и названия. Но требуется ли объяснять, когда слова: Троица (Троицкое, Троице-Лыково)-44, Спас-31, Воскресенье (Вос- кресенск)-26, - относятся к весьма частым, популярным в народе.
Популярны «предметные» названия (приводим коренные слова):
Береза-31, Каменки-30, Черново-30, Лужки (Луговая)-29, Грибы (Губки, как зовут грибы на севере)-29, Луки (излучина реки)-28, Ели- но-25, Сухово-25, Вишня-20. Но Золото-7 и Серебро-5 - редкие на карте. Здесь также можно привести: Головино-26, Лес (Лесновка)-24, Пруды-23, Волки-23, Озерцы-21, Орешки-20. Но - Корова (Коровино) - всего 14, а Кошка - всего 4. Редки и названия, связанные с национальностью: Русино, Татарское, Татарово и другие. Видно, национализм был не в чести.
На этом фоне кажется странным, что всего 1-2 раза встречаются такие названия, как Барабаново, Жары, Жаворонки, Змеево, Кольцово, Ко- ромыслово, Кораблево, Крупино, Куделино, Молоково, Оглоблино, Огурцово, Сметанино, Телегино, Тестово, Хомутово, Цаплино, Щукино.
Видимо, эти слова связаны с деловой, ремесленной или торговой специализацией местных жителей, артелями добытчиков. С другой стороны, эти виды занятий и продуктов настолько повсеместны, что выделялись они редко. Радугу видят все!
Таким образом, вкус народа отличался духовным равновесием, благопристойностью, скромностью, деловитостью. И, все же, - и торжественностью, высокими ориентирами духа, бодростью, душевным весельем, добротой, стремлением к красоте и к солидности языка и поведения.
Редко встречаются названия, связанные с грамотой, книгой, письмом, учением, докторами и другими оттенками «книжности» и городской культуры. Это оставляет оттенок досады. Обнаруживается по большей части прикладная, утилитарная, жизненно-деловая ориентация предпочтений людей в прежние эпохи.
Изредка встречаются Бортнево, Бортники, то есть - пчеловоды; Банино, Барыкино (барыка, барыга - торговый человек); Богатищево. Но редки грубые, непривлекательные слова - Ащерино. Может быть, это связано с оврагом или природной расселиной. Бабня, Свистуха, Скоморошки. Как видно, народ избегал крайностей, таких названий, под которыми жить неприятно. Может быть, в эпоху «кличек» (даже неприличных) они встречались чаще, но потом ушли в историю.
И все же на первом месте - стремление к новизне и красоте. Но стремление к новизне - это порыв в будущее, полеты воображения, мечта, что ставится во главу угла самыми возвышенными духовными учениями и искусством, да и народным творчеством, хотя бы в сказках. То же самое - порыв к красоте, который стал лозунгом еще со времен Достоевского: «Красота спасет мир». Этим проникнут и народный дух. Еще - «горний», возвышенный мир, смена гориц и съездов, возвышенностей и долин, которые тождественны ритмам Вселенной, волнам океана, кривой взлетов и падений, нарастания и убывания, возгорания и угасания, рождения и старости, подъема и спада - космических, по их широте, законов. Или - Беловодье: то скорый, то неспешный ток воды больших и малых рек, излучины, изгибы берегов, устья и слияния - стихия воды, столь значимая в жизни и быте людей. Народная молва и учения мудрости одинаково отождествляют это с «потоком», с протеканием, вечным обновлением («нельзя войти в одну и ту же воду»), впадением частного и отдельного в общее и широкое - в безбрежный океан вечной жизни. Эти и подобные аналоги духовности приняты как в жизни простого человека и в его повседневном творчестве, так и в заоблачных высях наук и искусств, в умах гениев, в их творениях, переживших века. Так ив названиях простых сел и деревень коренной России, тех, что уцелели на лице Земли столетиями. Это свято, здесь дух народа, его культура.
Художественное творчество
детей - выражение индиви- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ дуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ себе в посильной для ребенка художественной форме. Художественное творчество — составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы, детское радио т.д.
Существует собственное и исполнительское художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальном инструменте, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества (изобразительное, музыкальный и литературный фольклор), т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов, в том числе своих товарищей.
В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребенка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых. От многоплановости замысла, процесса и продукта художественного творчества отличается учебная работа по искусству, где ребенок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический прием, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Художественная творческая деятельность в часы досуга, организованная по инициативе детских и молодежных организаций, называется детской художественной самодеятельностью. Однако и в этом случае имеет место опосредованное педагогической руководство художественным творчеством. Следует различать массовое художественное творчество, т.е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одаренных детей, которые уже в раннем возрасте достигли выдающихся результатов (Коля Дмитриев, Надя Рушева, Евгений Кисин, Вадим Репин, Ника Турбина и др.). В этом случае продукты художественного творчества могут иметь не только относительную, в сравнении со взрослыми мастерами, но и абсолютную творческую ценность. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному: жизнь и творчество выдающихся детей пронизывает нечто детское, характерное их возрасту, а общие закономерности художественного творчества лучше прослеживаются на «обыкновенных» детях, а не на «вундеркиндах» (Л.С. Выготский). Особенности художественного творчества исторически изменчивы. Установлено (Г.В. Лабунской в России; Г. Павловичем в Чехии), что в результате общего прогресса образования и культуры современные дети раньше, чем их сверстники 20-30 лет назад, осваивают, например, навыки изображения перспективы пространства, пропорций.
Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения, художественное творчеств - незаменимый, документально достоверный показатель общег<