В старшем школьном возрасте оформляется и получает выраженную основу художественное мышление, которое сплетается с мышлением в научных понятиях или с практическими технологиями изобретательства, полезного труда и техники. Художественное мышление - необходимый признак культурного сознания.
Наиболее продуктивным способом развития художественного мышления является развитие интегрированного подхода к искусству, так как синтез искусств и соединение каждого искусства с другими — есть признак высоких ступеней его собственного развития и развития того человека, который обладает художественным мышлением интегрированного типа.
Интеграция искусств и возрастание потребности в привлечении все большего их числа к решению задач художественного мышления выражает тенденцию художественного развития школьников старшего возраста. В старшем школьном возрасте появляется естественное стремление учеников привлечь к решению художественного образа как можно более широкий круг видов художественной деятельности в их взаимосвязи; на старший школьный возраст приходится наиболее сильный акцент в стремлении школьников к интеграции, видны наиболее сильные интеграционные пики развития художественного мышления и умение оперировать полимодальными художественными структурами высокой степени насыщенности и смысла.
Наиболее продуктивным методом развития этой тенденции является стремление педагога отойти от чисто терминологической работы традиционного типа и перейти к организации продуктивной творческой художественной деятельности учащихся.
Разработка для старшего возраста художественных программ интегрированного типа — наилучший способ преодоления ограниченности возможностей учебного плана современной средней школы — способ повышения художественной культуры учащихся старших классов.
тов, различаемых с помощью этих понятий путем наименования фактов и отнесения их к разным группам.
Воображение
Из образной природы искусства вытекает и значимость главного процесса в художественной деятельности - воображения («воображения», то есть выражения в виде образов). Предлагаемым акцентом полихудожественный, интегративный подход отличается от профессионально-искусствоведческого, где главными выступают практические навыки деятельности и знаний о фактах искусства прошлого.
Творчество
Воображение - это вектор будущего, устремление к новому, а творчество - это раскрытие нового, его выражение по-новому или самостоятельно (в новой форме для данного ребенка), некоторый шаг в неведомое в форме мысли, замысла или продукта творческого мышления и творческой деятельности. Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В.П. Зинченко), позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвинуться вперед в сравнении с тем, что было прежде, придать сущему новый вид и порядок.
Духовное возвышение
Воображение как всеобщий процесс питается всеми помыслами и действиями человека, и важно, чем оно насыщается. Многие писали о беде испорченного воображения. «Воображение полно ситуаций, поз и фигур фальшивых, напряженных, нелепых или холодных. Они скапливаются там до поры до времени и выйдут на свет, чтобы лечь на полотно. Всякий раз, когда художник берется за карандаш или кисть, эти безобразные призраки пробуждаются, встают перед ним, он не может от них отделаться, и только чудом удается ему изгнать этих бесов из своей головы»[8].
Все понимают, что воображение должно получать возвышенную духовную пищу. Но что такое духовность? В последние годы так часто пишут об этом, но никто не раскрыл еще педагогический смысл духовности. Попробуем обсудить это. Духовность - это идее
Тема предлагаемого со- ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
общения была предметом гу- ФИЛОСОФИЯ
манитарного знания на всем q СТАНОВЛЕНИИ И
протяжении развития челове- РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ
чества в так называемое АЛЧНОСТИ РЕБЕНКА
историческое время, то есть
время событий, подтвержденных текстами, Со времен начала «цивилизации». Как напоминает Нобелевский лауреат писатель Хорхе Луис Борхес, стадия цивилизации означает наличие у народов священных книг и храмов, то есть записи знания с помощью знаков и его разглашения среди невежд - с обучения и воспитания.
Мне кажется, этими двумя признаками понятие цивилизации не исчерпывается. Ее первейшим основанием выступает понятие и явление Учителя. Или - наличие Учителей, хранителей простонародной и высшей духовной мудрости, что прямо касается задачи нашей конференции.
Основы гуманистической философии применительно к культуре и воспитанию детей (а теперь уже появились книги с названиями «Философия культуры» М.С. Кагана, «Философия образования» В.С. Гершунского, «Философия воспитания» Б.Т. Лихачева) предполагают раскрытие, как минимум, пяти проблем: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, гуманистическое представление о человеке, гуманистическое представление об искусстве, гуманистическое представление о ребенке и такое же представление о приобщении детей к искусству.
Боюсь, что современные представления в широкой практике по этим вопросам нельзя признать вполне гуманными и гуманистическими. Надо порадоваться, что нам предстоит горячая работа. Сама по себе, без наших усилий она не пойдет.
Отходящий век называют уже давно веком «зрительным», визуальным. За это столетие возникли радио, кино, от немого до цветного, звукозапись, телевидение, электронная запись и передача изображения, спутниковое вещание, компьютерная графика, объемные голографические копии предметов, виртуальный мир, Интернет. Это совсем новый мир, требующий педагогически новых действий, новой системы отбора и подачи знаний. Школа и образование стали частью семейной среды, домашнего быта. И это очень серьезно. Это культура, с этим бесполезно бороться, это надо обратить на пользу.
По закону культуры, более простое познается через более сложное и высокое. От сложного к простому, а не от простого к сложному, как гласила старая дидактика. Обществу надо было подняться до Пушкина, чтобы оценить прелесть народной сказки, до Глинки и Чайковского, чтобы оценить народные мотивы.
Не стоит идеализировать отношение исторического человечества к природе. Как пишет В.Л. Глазычев, в садах Форнезе (Италия, 13 век) деревья и кусты стригли подо львов и рыцарей, в Версале - в виде кубов и цилиндров. Император Павел 1, а это, фактически, век Пушкина, приказал: «Остричь деревья под петухов и павлинов и прочие геометрические фигуры без всяких исключений». На природные формы налагали социальные модели. Саму по себе ее ничем не считали. Об этом пишут основатели современных культурно-экологических концепций - Л.Н. Гумилев (понятие «вмещающий ландшафт») и Г.Д. Гачев (понятие «национальных образов мира» в мировом фольклоре).
Президент нашей Академии Н.Д. Никандров отметил присущие экологии физикализм и антропоморфизм. Первый сводит человека к природной машине. Отсюда - «собачья» и «крысиная» физиология и психология (собаки и белые крысы - классические подопытные животные России и США), рефлекс, формирование стереотипа и учение о месте человека в линейном порядке природы. Этим была пронизана школа в недавнем прошлом,. Однако главное в человеке - дух, мысль, сознание. Дух лечит и заменяет тело (слепоглухонемые в философии Э.В. Ильенкова). Вместе с тем, в отличие от антропософии Рудольфа Штайнера, который заполонил школы и диссертации, в педоцентриче- ском ряду привлекательнее россиянин К.Н. Вентцель. Человек - лишь звено в цепи великих законов Мироздания, а не Властелин Вселенной.
Новую страницу в понимании гуманизма, человека образует учение В.И. Вернадского о ноосфере, идеи Тейяра де Шардена, книги «Живой Этики» Н.К. и Е.И. Рерих, записи Б.Н. Абрамова, труды современных ученых — Исхакова, Моисеева, Пушкина.
Человек подчиняется тем же законам эволюции, цикличности, фазовых и энергетических состояний вещества, как и все остальное в природе: твердое тело, жидкость, газ, плазма, лучевая энергия (микромир). У человека есть энергетическая иммунная и нервная системы, электрический потенциал, внешнее магнитное поле - аура, окрашенная разными цветами. Не все эти системы видимы и не всеми ощутимы. Чудес не было и нет, как показывает ряд книг. Нет паранормального и сверхъестественного. Нет метафизики, если область самой физики как науки достаточно широка. Есть разные уровни материальности. Молния, янтарь и магнит были от магии. Но мы ходим снимать кардиограмму, энцефалограмму, полную томограмму тела. Невидимые поля являются оперативными, то есть служат обладателю и влияют на других людей. Актер простирает влияние на весь зал.
Об этом писали Е.П. Блаватская, наша соотечественница (музей в Днепропетровске), Н.К. Рерих, Е.И. Шапошникова-Рерих (более ста центров и музеев в мире). Супруги Кирлиан из Краснодара изобрели аппарат, фотографирующий ауру растений и пальцев рук человека в электрическом поле. Впервые в мире древняя мистика - о тайных излучениях, свечении тела, фантомах - стала предметом науки: медицины, психотроники, парапсихологии, био-энергоинформатики и т.п. Кирлианография разошлась по всему миру. Почему деятели просвещения, ученые-педагоги не переносят это на деятельность ребенка?
Мышление детей, образно говоря, можно сравнить с фазой невидимого газа, а творческое напряжение художника - с огненной плазмой. Искусство, подобно электрофорному магнитному лучу, лазеру, цепляющему на себя информацию, прожигает для человечества каналы движения к его идеалам будущего. Есть еще деятельность воображения, память, есть сны - все это проигрывается на сетчатке глаза, как на экране, благодаря «быстрым» нервным волокнам, которые идут, наоборот, от мозга к глазу.
Думается, что только тогда, когда мы признаем, что наряду с плотным веществом существуют тонкие процессы - магнитная или «огненная» материальность мысли и художественного представления, тогда мы перестанем носить деньги магам и целителям, а пойдем узнать об этом в педагогический университет или управление образованием. Утвердится научная, гуманистическая философия отношения человека к природе и понимание детского развития как звена в цепи законов Вселенной. Мы начнем с полным правом говорить о том, что такое духовная личность и духовное воспитание. Мы говорим: «духовность», «духовное», но ведь нет педагогической трактовки этой сферы.
Если мельком взглянуть на фазовую цепь природы, где опорными становятся то одно, то другое звено, то в нашем плотном мире начать нужно с земли, хризолидной оболочки планеты. Геологи знают её сложную жизнь. С воды начинается живая оболочка планеты - биосфера. В неё теперь включают 30 км над землёй и до 150 км вглубь земли, куда проникает вода. Воды в коре Земли в сотни раз больше, чем в океанах. Даже ничтожное её выделение вызвало бы библейский потоп.
Человеческое общество и его деятельность образуют особую оболочку Земли - антропосферу. В ходе истории разум человека превратился в реальную геологическую силу. Его влияние сопоставимо сегодня с возможностями стихий. Это и есть ноосфера (от греч. «нус» или «ноос» - разум).
В образовании предпосылок ноосферы участвуют тонкие структуры и процессы: мысль и творчество. Их результаты создают особую человеческую жизненную среду - креатосферу, сферу творчества, технического и художественного.
Познание и творчество являются средством раскрытия духовнообразной жизни людей, средством познания истины и смысла человеческой жизни. Последняя совокупность представлений образует особую область - эргосферу, сферу духа. В эргосфере человек как бы лишается своего профессионализма, чинов и званий, корыстолюбия и практицизма. Люди предстают друг перед другом «без маски» (С.Л. Рубинштейн). Малограмотная бабушка может оказаться мудрее и чище, чем её титулованный внук, растративший силы на обывательское процветание и чиновное раболепие.
Вместе с духовной мудростью приходит сознание, что планета Земля мчится через звездные миры. Космос является частью астросферы, космосферы. Это заставляет по-новому взглянуть на обязанности человека по отношению ко всем сторонам необозримой широты бытия, знания и творчества.
Если бы школа и образование охватывали весь этот круг вещей, можно было бы говорить о гуманистическом их содержании и служении духовному развитию детей. Для данной конференции важно рассмотреть гуманистическое понимание роли искусства и культуры в полноценном педагогическом процессе. Общий камертон устремления, строй потребностей, мотивов и интересов личности, заложенных в школьные годы, позволяет прослеживать характер внутреннего наполнения ее жизни. Это и определяет уровень культуры личности. Культура позволяет «держать удар» жизненных стихий. Без нее человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний. Здесь велика роль искусства.
Народная песня - это жизнь. Жизнь переводится в песню, стих, ритм. Жизнь можно сплясать. Танец является одновременно нормой высокого балета (Ф. Лопухов). Можно уложить жизнь в пятисекундный мультфильм. Можно написать картину, которая воспринимается за две сотых секунды. Так прессуется и преображается в искусстве реальное время: знаменитое понятие «монтажного мышления» у С. Эйзенштейна. Время в искусстве не подвластно секундомеру, потому что протекает в другом пространстве. Ранняя повествовательная традиция народов оформлялась в стихах и песнях: сказания, былины, устная традиция арабов - основа знаменитой персидской поэзии. В древней Индии учебники математики писали в стихах. Иосиф Полоцкий написал рифмотворную Псалтырь. В стихах дети могут запомнить целую книжку, но не схватят двух фраз прозы, так как проза вариативна для смысла. Гомер и Гесиод писали стихами, но античная философская проза возникла в период расцвета демократии, драма - в эпоху реформ Перикла, так как театр - это государство.
Отсутствие таких увязок в школе - это показатель, что школа не гуманна по отношению к искусству и к развитию детей через искусство - в любом из принятых смыслов.
Искусство - это явление жизни. Звучит камень, звучат птицы, звучат звезды и пульсары, звучат рыбы и киты. Звук - явление мира. Как сказано в записях Б.Н. Абрамова, звук тесно связан с цветом и запахом. Каждый цвет имеет свой запах, каждый звук - свой цвет. Величественная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияниях, сочетаниях тончайших благоуханий. В древних языках каждая буква имела четыре признака: форму, звук, цвет и число. Для древних текст был цветной. Древние храмы и скульптуры раскрашивались и благоухали - имел значение аромат пространства.
С учетом исторического и современного опыта наша лаборатория Института художественного образования создает теорию и методику интегрированных программ, программ нового типа. Мы ввели в педагогику термин - полихудожественное развитие. Каждый ребенок изначально полихудожественен: он поет, рисует, читает, сочиняет сказки и стихи, танцует, смотрит кино, выступает в инсценировках.
Принципы интегрированного подхода таковы:
1. В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
2. Искусство взаимодействует даже в том случае, если учитель об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств - на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
3. Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, бывали исторические периоды, когда некоторые искусства преобладали или отсутствовали, бывали и народы с отсутствием в их культуре иех или иных искусств.
4. Предполагается учет региональных и национальноисторических художественных традиций, связанных с местностью, материалами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественной культуры.
5. Устанавливаются связи искусства с науками в едином поле творческого проявления человечества, где они питаются достижениями друг друга и нередко совмещаются в одном лице.
6. Первостепенное значение имеет опора на детское художественное творчество, творческое раскрытие детской личности в
разнообразных формах и видах художественной деятельности, в отличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионального искусства.
Рассмотрим в связи с вышесказанным проблему гуманистического отношения к ребенку и к его художественной деятельности.
Позитивное отношение к искусству детей возникло поздно, как почти все, относящееся к детству: эмбриология, педиатрия, научная детская педагогика и психология — их основы были заложены только к началу XX века, а движение за детское художественное творчество достигло зрелости к его середине, то есть почти вчера.
Начало интереса к художественному проявлению детей положил наш соотечественник — Л.Н. Толстой, который в Дневниках своей Яснополянской школы за 1862 год сделал запись: «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?». Он впервые в мировой педагогической литературе показал наличие у бедных деревенских детей мощного стремления и способности к художественной деятельности.
В те времена и до сих пор детские занятия художеством считали забавой, пачкотней, кривлянием, жалким подражанием и карикатурой на творчество мастеров. Учителей искусства готовят на разных факультетах по урезанной профессиональной схеме, в сравнении с консерваториями, художественными и театральными институтами. Курсы методики преподавания убоги и часто не имеют самостоятельной кафедры.
Как учат учителя, так и он учит детей — по урезанной профессиональной модели. Врачей-педиаторов жизнь заставила понять, что есть особые детские болезни, а вскрытие детских тел показало, что детский организм и его физиология отличаются от взрослого, хотя медицина до сих пор не учитывает процессов, протекающих на тонком плане. Нам нечего «вскрывать», потому что художественные процессы неуловимы, протекают на другом, не всегда телесном плане. Мы видим, что у ребенка рисунок кардинально отличается от живописи профессионала.
Однако художественное воспитание в значительной мере является урезанной копией профессионально-искусствоведческой методы. В большинстве случаев преследуется задача эпохи ликвидации неграмотности и избы-читальни, например, «обучения основам изобразительной грамоты». Задача художественных занятий в категориях развития, раскрытия художественного потенциала личности (В.В. Давыдов) не решается и даже не ставится.
Исследования биполушарных взаимодействий мозга обнаружило, что левое полушарие — как бы «мужское»: рассудочное, расчленяющее, мыслительное, а правое — «женское»: синтезирующее, целостное, эмоциональное, связано с разумом, мудростью, а не рассудком и рационализмом. Например, левое отвечает за согласные звуки, цифры и механику, а правое - за гласные звуки, образы, гармонию, красоту, ритм, гибкость мысли. Говорят, нынешнее образование формирует левополушарных, плоских, рассудочных людей. Хотя такое разделение мозга годится только в шутливой беседе. Физиологи И.П. Павлов, М.М. Кольцова серьезно различали рассудочный, мыслительный и художественный тип деятельности, первосигнальных и второсигнальных людей, эмоциональных и рациональных.
Школа ищет выход из этого тупика. Введен факультативный курс Мировой художественной культуры (МХК). Министерство образования предлагает разработанный единый курс «Искусство» для всех классов, чтобы отразить в нем все виды художественных занятий, а не только литературу, рисование и музыку. Наша лаборатория подготовила блок интегрированных программ на базе ряда видов искусства.
Речь идет о полифоническом мышлении детей, о свободном переводе одного искусства на язык другого и переходе от одного вида художественной деятельности к другому, как это бывает у детей в условиях нормальной жизни.
Удивительно, что при игнорировании школой сферы Искусства старшеклассники так же часто и широко занимаются художественным творчеством, как и малыши. Например, из каждых двух средних школ можно выделить класс писателей и поэтов, а из каждых пяти - класс детей-композиторов.
Но это, увы, из области фантазий. Пока же никто не знает, как приняться за этот единый предмет «Искусство». Не написана история духовного развития человечества, культуры народов. Это был бы поистине гуманистический курс: история мысли и творчества, порыва человечества к духовности и Свету.
Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Бакушинский искали возможность педагогически чередовать искусства по степени их духовной актуальности и продуктивности для школьников разного возраста. Социолог-культуровед Ю.У. Фохт-Бабушкин обнаружил (и это подтверждают другие данные), что наиболее продуктивными сегодня для художественного просвещения личности выступают занятия изобразительным искусством (посещение музеев, чтение книг, собственное творчество), но оно занимает последнее место по массовости. Литература занимает лишь четвертое место, иногда — второе. По нашим данным, в 8-9 классах больше всего желающих привлекают уроки танца, а в старших классах - театр. Один видный театральный педагог сказал, что ему не нужны студийцы по 18-20 лет, ему нужны подростки в 15 лет, когда театром полон дух человека.
Л.С. Выготский писал еще в 1930 году, что дошкольникам соответствует музыкально-хороводное искусство, старшим дошкольникам и в начальной школе — рисование. Подростки страстно пишут стихи, наступает период актуальности слова.
По данным детских выставок, скульптура как основа пространственно-пластического мышления доступна с 10-12 лет, но максимум скульптурного успеха — 15-17 лет. Декоративно-прикладное искусство наиболее успешно в 13-15 лет. В этом же возрасте подростки бросают рисовать и играть на инструменте.
Значит, можно как-то чередовать освоение искусств по возрасту, сочетать их пакетами по 2-3 в определенный доминантный период детства, включая в новые синтезы на других возрастных этапах, не исключая ни одного из искусств. Так можно добиться гуманизации художественного образования детей, приведения его в соответствие с духовным ростом личности, полихудожественным характером ребенка. Преодолеть, наконец, профессиональный стандарт и изолированность разных линий художественного развития, общее игнорирование искусства. Даже в древних ведах 25% изложенных знаний были посвящены музыке, гимнам, цвету, художественному сопровождению духовных событий, танцу, который называли «гимн богам». У нас духовным синтезом искусств занимался П.А. Флоренский.
Духовное тело человека, тем более, растущего ребенка, должно получать полноценное питание, как и физическое. В соединении этих миров, в слиянии образования и культуры пролегает главная гуманистическая задача педагогической доктрины, ориентированной в Третье тысячелетие.
Каждый вид мастерства в искусстве, будь то слово, живопись, музыка или скульптура, есть лишь единичная часть огромного органического мышления человека, который носит в себе все эти виды искусства только лишь
как необходимое ему оружие.
С.А. Есенин[9]