Теоретические основания исследования, научная гипотеза. 9 глава




В старшем школьном возрасте оформляется и получает выражен­ную основу художественное мышление, которое сплетается с мыш­лением в научных понятиях или с практическими технологиями изо­бретательства, полезного труда и техники. Художественное мышле­ние - необходимый признак культурного сознания.

Наиболее продуктивным способом развития художественного мышления является развитие интегрированного подхода к искусству, так как синтез искусств и соединение каждого искусства с другими — есть признак высоких ступеней его собственного развития и развития того человека, который обладает художественным мышлением интег­рированного типа.

Интеграция искусств и возрастание потребности в привлечении все большего их числа к решению задач художественного мышления выражает тенденцию художественного развития школьников старше­го возраста. В старшем школьном возрасте появляется естественное стремление учеников привлечь к решению художественного образа как можно более широкий круг видов художественной деятельности в их взаимосвязи; на старший школьный возраст приходится наибо­лее сильный акцент в стремлении школьников к интеграции, видны наиболее сильные интеграционные пики развития художественного мышления и умение оперировать полимодальными художественны­ми структурами высокой степени насыщенности и смысла.

Наиболее продуктивным методом развития этой тенденции явля­ется стремление педагога отойти от чисто терминологической работы традиционного типа и перейти к организации продуктивной творче­ской художественной деятельности учащихся.

Разработка для старшего возраста художественных программ ин­тегрированного типа — наилучший способ преодоления ограниченности возможностей учебного плана современной средней школы — способ повышения художественной культуры учащихся старших классов.

тов, различаемых с помощью этих понятий путем наименования фак­тов и отнесения их к разным группам.

Воображение

Из образной природы искусства вытекает и значимость главного процесса в художественной деятельности - воображения («воображения», то есть выражения в виде образов). Предлагаемым акцентом полихудожественный, интегративный подход отличается от профессионально-искусствоведческого, где главными выступают практические навыки деятельности и знаний о фактах искусства прошлого.

Творчество

Воображение - это вектор будущего, устремление к новому, а творчество - это раскрытие нового, его выражение по-новому или самостоятельно (в новой форме для данного ребенка), некоторый шаг в неведомое в форме мысли, замысла или продукта творческого мышления и творческой деятельности. Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В.П. Зинченко), позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвинуться вперед в сравнении с тем, что было прежде, придать сущему новый вид и порядок.

Духовное возвышение

Воображение как всеобщий процесс питается всеми помыслами и действиями человека, и важно, чем оно насыщается. Многие писали о беде испорченного воображения. «Воображение полно ситуаций, поз и фигур фальшивых, напряженных, нелепых или холодных. Они скапливаются там до поры до времени и выйдут на свет, чтобы лечь на полотно. Всякий раз, когда художник берется за карандаш или кисть, эти безобразные призраки пробуждаются, встают перед ним, он не может от них отделаться, и только чудом удается ему изгнать этих бесов из своей головы»[8].

Все понимают, что воображение должно получать возвышенную духовную пищу. Но что такое духовность? В последние годы так часто пишут об этом, но никто не раскрыл еще педагогический смысл духовности. Попробуем обсудить это. Духовность - это идее

Тема предлагаемого со- ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

общения была предметом гу- ФИЛОСОФИЯ

манитарного знания на всем q СТАНОВЛЕНИИ И

протяжении развития челове- РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ

чества в так называемое АЛЧНОСТИ РЕБЕНКА

историческое время, то есть

время событий, подтвержденных текстами, Со времен начала «цивилизации». Как напоминает Нобелевский лауреат писатель Хорхе Луис Борхес, стадия цивилизации означает наличие у народов священных книг и храмов, то есть записи знания с помощью знаков и его разглашения среди невежд - с обучения и воспитания.

Мне кажется, этими двумя признаками понятие цивилизации не исчерпывается. Ее первейшим основанием выступает понятие и явление Учителя. Или - наличие Учителей, хранителей простонародной и высшей духовной мудрости, что прямо касается задачи нашей конференции.

Основы гуманистической философии применительно к культуре и воспитанию детей (а теперь уже появились книги с названиями «Философия культуры» М.С. Кагана, «Философия образования» В.С. Гершунского, «Философия воспитания» Б.Т. Лихачева) предполага­ют раскрытие, как минимум, пяти проблем: гуманистическое пред­ставление о мире как источнике искусства, гуманистическое пред­ставление о человеке, гуманистическое представление об искусстве, гуманистическое представление о ребенке и такое же представление о приобщении детей к искусству.

Боюсь, что современные представления в широкой практике по этим вопросам нельзя признать вполне гуманными и гуманистически­ми. Надо порадоваться, что нам предстоит горячая работа. Сама по се­бе, без наших усилий она не пойдет.

Отходящий век называют уже давно веком «зрительным», визу­альным. За это столетие возникли радио, кино, от немого до цветно­го, звукозапись, телевидение, электронная запись и передача изобра­жения, спутниковое вещание, компьютерная графика, объемные го­лографические копии предметов, виртуальный мир, Интернет. Это совсем новый мир, требующий педагогически новых действий, новой системы отбора и подачи знаний. Школа и образование стали частью семейной среды, домашнего быта. И это очень серьезно. Это культу­ра, с этим бесполезно бороться, это надо обратить на пользу.

По закону культуры, более простое познается через более слож­ное и высокое. От сложного к простому, а не от простого к сложно­му, как гласила старая дидактика. Обществу надо было подняться до Пушкина, чтобы оценить прелесть народной сказки, до Глинки и Чайковского, чтобы оценить народные мотивы.

Не стоит идеализировать отношение исторического человечества к природе. Как пишет В.Л. Глазычев, в садах Форнезе (Италия, 13 век) деревья и кусты стригли подо львов и рыцарей, в Версале - в виде ку­бов и цилиндров. Император Павел 1, а это, фактически, век Пушкина, приказал: «Остричь деревья под петухов и павлинов и прочие геомет­рические фигуры без всяких исключений». На природные формы нала­гали социальные модели. Саму по себе ее ничем не считали. Об этом пишут основатели современных культурно-экологических концепций - Л.Н. Гумилев (понятие «вмещающий ландшафт») и Г.Д. Гачев (понятие «национальных образов мира» в мировом фольклоре).

Президент нашей Академии Н.Д. Никандров отметил присущие экологии физикализм и антропоморфизм. Первый сводит человека к природной машине. Отсюда - «собачья» и «крысиная» физиология и психология (собаки и белые крысы - классические подопытные живот­ные России и США), рефлекс, формирование стереотипа и учение о месте человека в линейном порядке природы. Этим была пронизана школа в недавнем прошлом,. Однако главное в человеке - дух, мысль, сознание. Дух лечит и заменяет тело (слепоглухонемые в философии Э.В. Ильенкова). Вместе с тем, в отличие от антропософии Рудольфа Штайнера, который заполонил школы и диссертации, в педоцентриче- ском ряду привлекательнее россиянин К.Н. Вентцель. Человек - лишь звено в цепи великих законов Мироздания, а не Властелин Вселенной.

Новую страницу в понимании гуманизма, человека образует уче­ние В.И. Вернадского о ноосфере, идеи Тейяра де Шардена, книги «Живой Этики» Н.К. и Е.И. Рерих, записи Б.Н. Абрамова, труды со­временных ученых — Исхакова, Моисеева, Пушкина.

Человек подчиняется тем же законам эволюции, цикличности, фазовых и энергетических состояний вещества, как и все остальное в природе: твердое тело, жидкость, газ, плазма, лучевая энергия (мик­ромир). У человека есть энергетическая иммунная и нервная систе­мы, электрический потенциал, внешнее магнитное поле - аура, окра­шенная разными цветами. Не все эти системы видимы и не всеми ощутимы. Чудес не было и нет, как показывает ряд книг. Нет пара­нормального и сверхъестественного. Нет метафизики, если область самой физики как науки достаточно широка. Есть разные уровни ма­териальности. Молния, янтарь и магнит были от магии. Но мы ходим снимать кардиограмму, энцефалограмму, полную томограмму тела. Невидимые поля являются оперативными, то есть служат обладателю и влияют на других людей. Актер простирает влияние на весь зал.

Об этом писали Е.П. Блаватская, наша соотечественница (музей в Днепропетровске), Н.К. Рерих, Е.И. Шапошникова-Рерих (более ста центров и музеев в мире). Супруги Кирлиан из Краснодара изобрели аппарат, фотографирующий ауру растений и пальцев рук человека в электрическом поле. Впервые в мире древняя мистика - о тайных из­лучениях, свечении тела, фантомах - стала предметом науки: медици­ны, психотроники, парапсихологии, био-энергоинформатики и т.п. Кирлианография разошлась по всему миру. Почему деятели просве­щения, ученые-педагоги не переносят это на деятельность ребенка?

Мышление детей, образно говоря, можно сравнить с фазой неви­димого газа, а творческое напряжение художника - с огненной плаз­мой. Искусство, подобно электрофорному магнитному лучу, лазеру, цепляющему на себя информацию, прожигает для человечества кана­лы движения к его идеалам будущего. Есть еще деятельность вооб­ражения, память, есть сны - все это проигрывается на сетчатке глаза, как на экране, благодаря «быстрым» нервным волокнам, которые идут, наоборот, от мозга к глазу.

Думается, что только тогда, когда мы признаем, что наряду с плотным веществом существуют тонкие процессы - магнитная или «огненная» материальность мысли и художественного представле­ния, тогда мы перестанем носить деньги магам и целителям, а пойдем узнать об этом в педагогический университет или управление обра­зованием. Утвердится научная, гуманистическая философия отноше­ния человека к природе и понимание детского развития как звена в цепи законов Вселенной. Мы начнем с полным правом говорить о том, что такое духовная личность и духовное воспитание. Мы гово­рим: «духовность», «духовное», но ведь нет педагогической трактов­ки этой сферы.

Если мельком взглянуть на фазовую цепь природы, где опорными становятся то одно, то другое звено, то в нашем плотном мире начать нужно с земли, хризолидной оболочки планеты. Геологи знают её сложную жизнь. С воды начинается живая оболочка планеты - биосфе­ра. В неё теперь включают 30 км над землёй и до 150 км вглубь земли, куда проникает вода. Воды в коре Земли в сотни раз больше, чем в океанах. Даже ничтожное её выделение вызвало бы библейский потоп.

Человеческое общество и его деятельность образуют особую оболочку Земли - антропосферу. В ходе истории разум человека пре­вратился в реальную геологическую силу. Его влияние сопоставимо сегодня с возможностями стихий. Это и есть ноосфера (от греч. «нус» или «ноос» - разум).

В образовании предпосылок ноосферы участвуют тонкие струк­туры и процессы: мысль и творчество. Их результаты создают осо­бую человеческую жизненную среду - креатосферу, сферу творчест­ва, технического и художественного.

Познание и творчество являются средством раскрытия духовно­образной жизни людей, средством познания истины и смысла чело­веческой жизни. Последняя совокупность представлений образует особую область - эргосферу, сферу духа. В эргосфере человек как бы лишается своего профессионализма, чинов и званий, корыстолюбия и практицизма. Люди предстают друг перед другом «без маски» (С.Л. Рубинштейн). Малограмотная бабушка может оказаться мудрее и чище, чем её титулованный внук, растративший силы на обыватель­ское процветание и чиновное раболепие.

Вместе с духовной мудростью приходит сознание, что планета Земля мчится через звездные миры. Космос является частью астро­сферы, космосферы. Это заставляет по-новому взглянуть на обязан­ности человека по отношению ко всем сторонам необозримой широ­ты бытия, знания и творчества.

Если бы школа и образование охватывали весь этот круг вещей, можно было бы говорить о гуманистическом их содержании и слу­жении духовному развитию детей. Для данной конференции важно рассмотреть гуманистическое понимание роли искусства и культуры в полноценном педагогическом процессе. Общий камертон устрем­ления, строй потребностей, мотивов и интересов личности, заложен­ных в школьные годы, позволяет прослеживать характер внутреннего наполнения ее жизни. Это и определяет уровень культуры личности. Культура позволяет «держать удар» жизненных стихий. Без нее че­ловек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влия­ний. Здесь велика роль искусства.

Народная песня - это жизнь. Жизнь переводится в песню, стих, ритм. Жизнь можно сплясать. Танец является одновременно нормой высокого балета (Ф. Лопухов). Можно уложить жизнь в пятисекунд­ный мультфильм. Можно написать картину, которая воспринимается за две сотых секунды. Так прессуется и преображается в искусстве реальное время: знаменитое понятие «монтажного мышления» у С. Эйзенштейна. Время в искусстве не подвластно секундомеру, потому что протекает в другом пространстве. Ранняя повествовательная тра­диция народов оформлялась в стихах и песнях: сказания, былины, устная традиция арабов - основа знаменитой персидской поэзии. В древней Индии учебники математики писали в стихах. Иосиф По­лоцкий написал рифмотворную Псалтырь. В стихах дети могут за­помнить целую книжку, но не схватят двух фраз прозы, так как проза вариативна для смысла. Гомер и Гесиод писали стихами, но античная философская проза возникла в период расцвета демократии, драма - в эпоху реформ Перикла, так как театр - это государство.

Отсутствие таких увязок в школе - это показатель, что школа не гуманна по отношению к искусству и к развитию детей через искус­ство - в любом из принятых смыслов.

Искусство - это явление жизни. Звучит камень, звучат птицы, зву­чат звезды и пульсары, звучат рыбы и киты. Звук - явление мира. Как сказано в записях Б.Н. Абрамова, звук тесно связан с цветом и запа­хом. Каждый цвет имеет свой запах, каждый звук - свой цвет. Величе­ственная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияниях, сочетаниях тончайших благоуханий. В древних языках каж­дая буква имела четыре признака: форму, звук, цвет и число. Для древних текст был цветной. Древние храмы и скульптуры раскраши­вались и благоухали - имел значение аромат пространства.

С учетом исторического и современного опыта наша лаборатория Института художественного образования создает теорию и методику интегрированных программ, программ нового типа. Мы ввели в пе­дагогику термин - полихудожественное развитие. Каждый ребенок изначально полихудожественен: он поет, рисует, читает, сочиняет сказки и стихи, танцует, смотрит кино, выступает в инсценировках.

Принципы интегрированного подхода таковы:

1. В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ре­бенок может успешно продвигаться в каждом из видов худо­жественной деятельности и творчества.

2. Искусство взаимодействует даже в том случае, если учитель об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаме­няемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств - на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от при­вычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирова­ния одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.

3. Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведе­ний искусства в едином потоке культуры. Искусства развива­лись неравномерно, бывали исторические периоды, когда не­которые искусства преобладали или отсутствовали, бывали и народы с отсутствием в их культуре иех или иных искусств.

4. Предполагается учет региональных и национально­исторических художественных традиций, связанных с местно­стью, материалами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественной культуры.

5. Устанавливаются связи искусства с науками в едином поле творческого проявления человечества, где они питаются дос­тижениями друг друга и нередко совмещаются в одном лице.

6. Первостепенное значение имеет опора на детское художест­венное творчество, творческое раскрытие детской личности в

разнообразных формах и видах художественной деятельности, в отличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионального искусства.

Рассмотрим в связи с вышесказанным проблему гуманистическо­го отношения к ребенку и к его художественной деятельности.

Позитивное отношение к искусству детей возникло поздно, как почти все, относящееся к детству: эмбриология, педиатрия, научная детская педагогика и психология — их основы были заложены только к началу XX века, а движение за детское художественное творчество достигло зрелости к его середине, то есть почти вчера.

Начало интереса к художественному проявлению детей положил наш соотечественник — Л.Н. Толстой, который в Дневниках своей Яснополянской школы за 1862 год сделал запись: «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?». Он впервые в мировой педагогической литературе показал наличие у бедных деревенских детей мощного стремления и способ­ности к художественной деятельности.

В те времена и до сих пор детские занятия художеством считали забавой, пачкотней, кривлянием, жалким подражанием и карикату­рой на творчество мастеров. Учителей искусства готовят на разных факультетах по урезанной профессиональной схеме, в сравнении с консерваториями, художественными и театральными институтами. Курсы методики преподавания убоги и часто не имеют самостоя­тельной кафедры.

Как учат учителя, так и он учит детей — по урезанной профессио­нальной модели. Врачей-педиаторов жизнь заставила понять, что есть особые детские болезни, а вскрытие детских тел показало, что детский организм и его физиология отличаются от взрослого, хотя медицина до сих пор не учитывает процессов, протекающих на тон­ком плане. Нам нечего «вскрывать», потому что художественные процессы неуловимы, протекают на другом, не всегда телесном пла­не. Мы видим, что у ребенка рисунок кардинально отличается от жи­вописи профессионала.

Однако художественное воспитание в значительной мере является урезанной копией профессионально-искусствоведческой методы. В большинстве случаев преследуется задача эпохи ликвидации неграмот­ности и избы-читальни, например, «обучения основам изобразительной грамоты». Задача художественных занятий в категориях развития, рас­крытия художественного потенциала личности (В.В. Давыдов) не реша­ется и даже не ставится.

Исследования биполушарных взаимодействий мозга обнаружило, что левое полушарие — как бы «мужское»: рассудочное, расчленяю­щее, мыслительное, а правое — «женское»: синтезирующее, целост­ное, эмоциональное, связано с разумом, мудростью, а не рассудком и рационализмом. Например, левое отвечает за согласные звуки, циф­ры и механику, а правое - за гласные звуки, образы, гармонию, кра­соту, ритм, гибкость мысли. Говорят, нынешнее образование форми­рует левополушарных, плоских, рассудочных людей. Хотя такое раз­деление мозга годится только в шутливой беседе. Физиологи И.П. Павлов, М.М. Кольцова серьезно различали рассудочный, мысли­тельный и художественный тип деятельности, первосигнальных и второсигнальных людей, эмоциональных и рациональных.

Школа ищет выход из этого тупика. Введен факультативный курс Мировой художественной культуры (МХК). Министерство образова­ния предлагает разработанный единый курс «Искусство» для всех классов, чтобы отразить в нем все виды художественных занятий, а не только литературу, рисование и музыку. Наша лаборатория подгото­вила блок интегрированных программ на базе ряда видов искусства.

Речь идет о полифоническом мышлении детей, о свободном пе­реводе одного искусства на язык другого и переходе от одного вида художественной деятельности к другому, как это бывает у детей в условиях нормальной жизни.

Удивительно, что при игнорировании школой сферы Искусства старшеклассники так же часто и широко занимаются художествен­ным творчеством, как и малыши. Например, из каждых двух средних школ можно выделить класс писателей и поэтов, а из каждых пяти - класс детей-композиторов.

Но это, увы, из области фантазий. Пока же никто не знает, как при­няться за этот единый предмет «Искусство». Не написана история ду­ховного развития человечества, культуры народов. Это был бы поисти­не гуманистический курс: история мысли и творчества, порыва челове­чества к духовности и Свету.

Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Бакушинский искали воз­можность педагогически чередовать искусства по степени их духов­ной актуальности и продуктивности для школьников разного возрас­та. Социолог-культуровед Ю.У. Фохт-Бабушкин обнаружил (и это подтверждают другие данные), что наиболее продуктивными сегодня для художественного просвещения личности выступают занятия изо­бразительным искусством (посещение музеев, чтение книг, собст­венное творчество), но оно занимает последнее место по массовости. Литература занимает лишь четвертое место, иногда — второе. По на­шим данным, в 8-9 классах больше всего желающих привлекают уро­ки танца, а в старших классах - театр. Один видный театральный пе­дагог сказал, что ему не нужны студийцы по 18-20 лет, ему нужны подростки в 15 лет, когда театром полон дух человека.

Л.С. Выготский писал еще в 1930 году, что дошкольникам соответ­ствует музыкально-хороводное искусство, старшим дошкольникам и в начальной школе — рисование. Подростки страстно пишут стихи, насту­пает период актуальности слова.

По данным детских выставок, скульптура как основа пространст­венно-пластического мышления доступна с 10-12 лет, но максимум скульптурного успеха — 15-17 лет. Декоративно-прикладное искусство наиболее успешно в 13-15 лет. В этом же возрасте подростки бросают рисовать и играть на инструменте.

Значит, можно как-то чередовать освоение искусств по возрасту, сочетать их пакетами по 2-3 в определенный доминантный период детства, включая в новые синтезы на других возрастных этапах, не исключая ни одного из искусств. Так можно добиться гуманизации художественного образования детей, приведения его в соответствие с духовным ростом личности, полихудожественным характером ре­бенка. Преодолеть, наконец, профессиональный стандарт и изолиро­ванность разных линий художественного развития, общее игнориро­вание искусства. Даже в древних ведах 25% изложенных знаний бы­ли посвящены музыке, гимнам, цвету, художественному сопровож­дению духовных событий, танцу, который называли «гимн богам». У нас духовным синтезом искусств занимался П.А. Флоренский.

Духовное тело человека, тем более, растущего ребенка, должно получать полноценное питание, как и физическое. В соединении этих миров, в слиянии образования и культуры пролегает главная гумани­стическая задача педагогической доктрины, ориентированной в Третье тысячелетие.

Каждый вид мастерства в искусстве, будь то слово, живопись, музыка или скульптура, есть лишь единичная часть огромного органического мышления человека, который носит в себе все эти виды искусства только лишь

как необходимое ему оружие.

С.А. Есенин[9]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: