ГАРМОНИЯ И АЛГЕБРА СТИХА 13 глава




он искал способа придать им достоверность с

помощью «научных фактов». Так возник еще один месмерический

рассказ — «Правда о том, что случилось с

мистером Вальдемаром», — начисто лишенный всяких

домыслов, аналогий и предположений.

Рассказ представляет собой сухое, деловитое описание

клинического эксперимента. Мистер Вальдемар был

«месмеризован» незадолго до смерти. Потом он умер,

все еще находясь в месмерическом состоянии, но даже

смерть не вывела его из гипнотического сна. Так что, с

одной стороны, он был уже мертв, но с другой — как

подобает «усыпленному», продолжал сообщать о своем

состоянии. На вопрос «Мистер Вальдемар, вы все еще

спите?» он несколько раз ответил: «Да, все еще сплю —

умираю», но однажды сообщил: «Да — нет — я спал —

а теперь — я умер». Мистер Вальдемар умер по-настоящему.

Он перестал дышать, окостенел, прекратилось

кровообращение. В теле его как бы происходили все

процессы, которые происходят обычно в трупе, но в то

же время они как бы и не происходили. Семь месяцев

пролежал мистер Вальдемар, свеженький, будто умер

только вчера. А затем его вывели из гипнотического

транса и задали вопрос: «Что вы чувствуете или чего

хотите?» В ответ мистер Вальдемар закричал ужасным

голосом: «Ради бога! — скорее! — скорее! <...> Говорят

вам, что я умер!» И в это мгновение «все его тело — в

течение минуты или даже быстрее — осело, расползлось,

разложилось <...> На постели перед нами оказалась

полужидкая, отвратительная, гниющая масса» 88.

Натуралистическая омерзительность этой картины

должна была, видимо, придать повествованию особенное

правдоподобие. Кому придет в голову сочинить такое!

Надо сказать, что расчет оправдался. Во многих

случаях критика, в том числе и русская, восприняла новеллу

как описание действительного эксперимента, проведенного

«доктором Поэ».

«Месмерическое откровение» во многих отношениях

близко к метафизическим фантазиям. Основным предметом

повествования здесь, как и там, являются проблемы

философского характера — посмертное существование,

бессмертие души, материальность и «непредметность

» бога, виды и типы материи — от эфира, до неатомистического,

сверхплотного ее состояния, соотношение

материи и мысли и т. д. Но, вместе с тем, «Месмери-

ческое откровение» обладает жанровой определенностью,

какой были лишены потусторонние диалоги. Это

именно научно-фантастический рассказ, хотя научность

его, в свете наших современных знаний, может быть

поставлена под сомнение.

Представления Эдгара По об «окончательном существовании

», о потустороннем бытии, о боге, душе, вселенной

и т. д. были продуктом воображения, интуиции,

поэтических «прозрений». Он создал, хоть и умозрительную,

но относительно строгую и по-своему цельную картину

мироздания, включающую материальное и духовное

бытие человека. Верил ли сам поэт в истинность

этой картины? По-видимому, да. Во всяком случае, элементы

и общая ее схема неукоснительно повторяются во

многих его сочинениях сороковых годов, и окончательный

вариант (в «Эврике») не опровергает предварительных

эскизов. Но доказать он, разумеется, ничего не мог.

Истина была принципиально недоказуема. Ползающему,

слепому червю не дано постичь воздушную стихию и

свободный полет. Там другие понятия, другие законы,

другой «язык». Каждый червяк превратится в бабочку,

каждый человек обретет совершенное и законченное воплощение,

но знать этого ни тот, ни другой не могут.

Теория превращения червяка в бабочку имела для

Эдгара По существенное значение, и не только потому,

что подрывала традиционно плоские представления о

загробной жизни, превалировавшие в религиозном сознании.

Она допускала, хотя и не доказывала истинность

представлений поэта. Не случайно он так старался,

чтобы она производила впечатление достоверности.

Именно этим объясняется в данном случае обращение к

«научным» месмерическим «фактам». Они позволили

Эдгару По перевести некоторые понятия, идеи и представления

с языка «бабочки» на язык «червя» и одновременно

показать невозможность полного, точного,

адекватного перевода. В достижении этой цели писатель

обнаружил удивительное мастерство. Сплошь и рядом

читатель, пробиваясь через сложный словесный лабиринт,

«улавливает», «ощущает» смысл того, что «месме-

ризированный» г-н Вэнкерк пытается сообщить рассказчику,

хотя логическое содержание многих его речей темно

и невнятно.

Таким образом, мы можем заключить, что обращение

Эдгара По к месмеризму было вызвано не только

модой на «животный магнетизм», не только протестом

против «засилия ремесел, поработивших разум», но имело

более широкие основания, сопряженные с общим характером

развития философско-эстетической мысли писателя

в последний период его творческой жизни.

Научно-фантастические рассказы, взятые купно, занимают

не столь уж значительное место в новеллистике

Эдгара По. Да и по своему художественному

достоинству они уступают его психологическим и логическим

рассказам. Мы не найдем среди них шедевров,

которые можно было бы поставить рядом с «Лигейей»,

«Падением дома Ашеров» или «Золотым жуком».

Тем не менее факт остается фактом: Эдгар По заложил

основы жанра, получившего впоследствии — особенно

в нашем столетии — интенсивное развитие, опытным

путем установил идейно-художественные параметры

некоторых его подвидов, сформулировал общие принципы

научно-фантастического повествования и разработал

серию художественных приемов, которые еще и сегодня

широко применяются писателями, работающими в этом

жанре. Сам Эдгар По успел сделать в открытой им новой

области литературы не много, но он указал на скрытые

здесь возможности. Найденные им «золотые россыпи

» оказались практически неисчерпаемыми и до сих пор

питают творчество великой армии научных фантастов.

Некоторые из разработанных По общих принципов и

частных приемов научно-фантастического повествования

были подхвачены ближайшими его последователями и

канонизированы в творчестве первых классиков научной

фантастики — Жюля Верна и Герберта Уэллса. Они,

так сказать, внедрились в художественное сознание современных

фантастов как нечто само собой разумеющееся,

как некие «извечные» законы жанра, и мало кто

теперь задумывается, откуда они взялись.

Не все открытия и достижения По в области научной

фантастики были освоены и использованы его последователями

в XIX веке. Их творческая разработка оказалась

возможной лишь в наше время на базе новых достижений

в сфере психологии, общей физиологии и

физики волновых излучений. Не исключено, что и в дальнейшем

научная фантастика будет обращаться к научно-

художественным идеям, щедро рассыпанным в рассказах

Эдгара По.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: