Введение
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС ДО современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы детского сада.
Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Педагог должен так спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, чтобы привлечь каждого воспитанника к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Основываясь на этих положениях, авторы-составители рабочей программы разработали ежедневное планирование образовательной работы для разновозрастной группы, составленное на основе практического опыта и с учетом основных положений.
Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В данной рабочей программе предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Авторы-составители подобрали тематическое содержание, одинаково значимое для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.
|
Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности в которых является игра. Поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, трудовой, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы, конструировании. Предусмотрена такая организация образовательной деятельности, чтобы каждый ребенок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности со сверстниками и детьми другого возраста.
|
Модель развернутой табличной формы планирования включает в себя содержание образования, развития и воспитания, осуществляемое во время образовательной работы в течение дня (организация утреннего приема, питания и сна, прогулки, деятельность детей во 2-й половине дня).
По своему усмотрению педагог может вносить коррективы (дополнения, изменения) в пустые колонки и строки различных частей планирования, исходя из своего опыта, творческого подхода, индивидуальных особенностей детей, оснащенности дошкольного учреждения, национально-культурных, демографических, климатических особенностей, специфики дошкольного учреждения, приоритетного направления в деятельности ДОО.
В таблицах намеренно не определены дни недели, так как календарный месяц может начинаться не только с понедельника, а, например, со среды или пятницы. Поэтому воспитатель самостоятельно вписывает день недели и календарную дату в предусмотренные в таблицах пустые графы.
Пример заполнения:
Й день, среда, 1 апреля 2015 г.
Педагогу разновозрастной группы важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей разных возрастов по их запросам, владеть умениями сплотить, объединить взрослых и детей для совместной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся конфликты. В данной рабочей программе предлагается планирование взаимодействия с семьями воспитанников, в котором, помимо общих, традиционных, мероприятий (консультации, родительские собрания, анкетирования) предусмотрены тематические мероприятия, направление и содержание которых соответствуют недельным темам работы с детьми. Таким образом, у детей и родителей появляются многочисленные возможности для взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
|
Предлагаемый подход к планированию педагогического процесса в разновозрастной группе поможет педагогам ориентироваться не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), но и, главным образом, на потребности, интересы, уровень развития прежде всего ребенка.
Комплексно-тематическое планирование
образовательной работы с детьми
в разновозрастной группе на I полугодие
Неделя | Тема |
Сентябрь | |
Сегодня – дошколята, завтра – школьники | |
Осень. Осенние дары природы. Труд людей осенью | |
Какой я? Что я знаю о себе? Я человек! Я гражданин! Мои права | |
Наши друзья – животные | |
Октябрь | |
Мой дом. Мой город | |
Родная страна | |
Мир предметов и техники | |
Труд взрослых. Профессии | |
Ноябрь | |
Поздняя осень | |
Моя семья | |
Наши добрые дела (дружба, помощь, забота, внимание) | |
Комнатные растения. «Центр природы» в детском саду | |
Декабрь | |
Зима пришла | |
Твоя безопасность | |
Мальчики и девочки | |
Новый год |
План взаимодействия с семьями воспитанников на I полугодие
Мероприятия разнообразной направленности и содержания | Тематические мероприятия | ||||
Дата* | Направление, тема, содержание, форма проведения мероприятия | Категория семей | Дата | Направление, тема, содержание, форма проведения мероприятия | Категория семей |
Сентябрь | |||||
1-я неделя | |||||
Подгрупповое родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 3–4 лет» | Семьи детей 2-й младшей подгруппы | Тема недели «Сегодня – дошколята, завтра – школьники» | |||
«Подарки первоклассникам от малышей» – мастерская детей, родителей, педагогов | Семьи всех детей | ||||
Подгрупповое родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 4–5 лет» | Семьи детей средней подгруппы | Теоретический семинар «Проблемы предшкольной подготовки» | Семьи детей подготовительной подгруппы | ||
Подгрупповое родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 5–6 лет» | Семьи детей старшей подгруппы | Памятки для родителей «Психологический портрет идеального первоклассника» | Семьи детей подготовительной подгруппы | ||
2-я неделя | |||||
Анкетирование родителей с целью изучения социально-педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального самочувствия ребёнка в семье | Семьи всех детей | Тема недели «Осень. Осенние дары природы. Труд людей осенью» | |||
Предложение родителям изготовить с детьми гербарии, икебаны, поделки из природных материалов на тему «Осень» | Семьи всех детей | ||||
Подгрупповое родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 6–7 лет» | Семьи детей подготовительной подгруппы | Консультация диетсестры для родителей «Овощные и фруктовые домашние блюда» | Семьи всех детей | ||
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия детей в разновозрастной группе» | Семьи всех детей | Семейный фотоконкурс: коллаж на тему «Осень в деревне» или фотовыставка «Экскурсия в деревню» | Семьи всех детей | ||
3-я неделя | |||||
Консультация врача «Первая помощь при отравлении несъедобными грибами» | Семьи всех детей | Тема недели «Какой я? Что я знаю о себе? Я человек! Я гражданин! Мои права» | |||
Папка-раскладушка «Не дай себя в обиду» | Семьи всех детей | ||||
Консультация на тему «Полезные и вредные привычки» | Семьи всех детей | Круглый стол «Воспитание толерантности» | Семьи всех детей | ||
Знакомство родителей с положени- ями Конвенции о правах ребёнка | Семьи всех детей | Семейная викторина «О больших правах маленького ребёнка» | Семьи всех детей | ||
_____________________________ _____________________________ _____________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ | Теоретический семинар «Защита прав и достоинств маленького человека» | Семьи всех детей | ||
Информация в родительском уголке «Режим ребёнка-дошкольника» | Семьи всех детей | Самопрезентации детей «Вот я какой!» на родительских посиделках | Семьи всех детей | ||
4-я неделя | |||||
Ширма для родителей «Спортивный инвентарь». Цель: ознакомление родителей со способами использования нестандартного физкультурного оборудования | Семьи всех детей | Тема недели «Наши друзья – животные» | |||
Памятки для родителей «Навыки безопасного обращения с животным» | Семьи всех детей | ||||
Конкурс на самую интересную фотографию ребёнка со своим домашним питомцем | Семьи всех детей | ||||
Октябрь | |||||
1-я неделя | |||||
Знакомство родителей с подвижными играми, рекомендуемыми к проведению с детьми старшего дошкольного возраста | Семьи детей старшей и подготовительной подгрупп | Тема недели«Мой дом. Мой город» | |||
Семейный проект «Памятные места моей малой родины» | Семьи детей старшей и подготовительной подгрупп | ||||
Консультация для родителей на тему «Детские страхи» Цель: познакомить с причинами, механизмами и путями возникновения и развития различных страхов у детей | Семьи всех детей | Привлечение родителей и жителей ближайшего микросоциума к акции «Сделаем родной город (посёлок) чище» | Семьи всех детей | ||
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей на основе работы в группе «Почтового ящика» | Семьи всех детей | Рекомендации родителям по посещению выставок художников города, края | Семьи всех детей | ||
Подбор для чтения в семейном кругу библиотечки стихов, рассказов, песен о родном городе | Семьи всех детей | Оформление фотовыставки «Мой город» | Семьи всех детей | ||
2-я неделя | |||||
Анкетирование семей с целью выявления родительских установок в воспитании | Семьи всех детей | Тема недели«Родная страна» | |||
Изготовление и презентация семейных газет и фоторепортажей «Где я побывал в России» | Семьи всех детей | ||||
Консультация для родителей на тему «Детские капризы». Цель: познакомить с причинами, механизмами и путями возникновения детских капризов | Семьи всех детей | Фестиваль «Многонациональная Россия» с участием родителей, детей, жителей различных национальностей ближайшего микросоциума | Семьи всех детей | ||
Беседа на тему «Как общаться со своими детьми?». Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания | Семьи всех детей | Конкурс творческих работ «Герои России». Цель: привлечь внимание родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей | Семьи детей старшей и подготовительной подгрупп | ||
3-я неделя | |||||
Консультация-практикум «Как приучить ребенка к опрятности и аккуратности» | Семьи всех детей | Тема недели«Мир предметов и техники» | |||
Памятки для родителей «Бытовая техника: безопасность ребёнка прежде всего» | Семьи всех детей | ||||
_____________________________ _____________________________ _____________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ | Теоретический семинар «Познавательное развитие дошкольников» | Семьи всех детей | ||
4-я неделя | |||||
Индивидуальные беседы на тему «Ненормативные выражения в детском лексиконе» | Семьи всех детей | Тема недели «Труд взрослых. Профессии» | |||
Консультация «Учите детей трудиться» | Семьи всех детей | ||||
_____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Обмен опытом на тему «Как приучать сына к труду» | Семьи всех детей | ||
Игротека детей и родителей на тему «Кому что нужно для работы» | Семьи всех детей | ||||
Привлечение родителей (по желанию) к посильной помощи по подготовке территории детского сада к зиме (перекопка растений, обрезка веток и т. д.) | Семьи всех детей | Составление родителями небольшого рассказа о своей профессии, иллюстрирование его фотографиями и презентация на «родительских посиделках» | Семьи всех детей | ||
Ноябрь | |||||
1-я неделя | |||||
Беседа на тему «Взрослые, мы в ответе за все, что делают наши дети» | Семьи всех детей | Тема недели«Поздняя осень» | |||
Праздник для детей и родителей «Осенины» | Семьи всех детей | ||||
Диспут на тему «Ваш ребенок воспитан?» | Семьи всех детей | ____________________________ ____________________________ ____________________________ | ________________ ________________ ________________ | ||
2-я неделя | |||||
Папка-передвижка «Веселые упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей» | Семьи всех детей | Тема недели«Моя семья» | |||
Конкурс среди родителей и детей «Самая талантливая семья» (презентация опыта творческой деятельности: поделок, кулинарных шедевров, песен, танцев и т. д.) | Семьи всех детей | ||||
Консультация на тему «Как одевать ребёнка на прогулку» | Семьи всех детей | Встречи, беседы детей с бабушками и дедушками в семейной гостиной. Цель: объединение младших и старших поколений, передача старшими членами семьи опыта малышам | Семьи всех детей | ||
3-я неделя | |||||
Подбор для родителей библиотечки детских художественных произведений (сказок, стихов, рассказов, повестей) о добрых делах и поступках | Семьи всех детей | Тема недели«Наши добрые дела (дружба, помощь, забота, внимание)» | |||
Круглый стол «Нравственный климат в семье. (Наши привычки – привычки наших детей.)» | Семьи всех детей | ||||
Посещение семей на дому с целью изучения условий и климата семейного воспитания | Семьи всех детей | Папка-раскладушка «Истоки доброты» | Семьи всех детей | ||
4-я неделя | |||||
Оказание родителями помощи детскому саду в уходе за растениями и животными «Центра природы» | Семьи всех детей | Тема недели«Комнатные растения. Уголок природы в детском саду» | |||
«Чудо на окошке» – конкурс самого оригинального комнатного растения, выращенного родителями | Семьи всех детей | ||||
Конкурс родительских сочинений на тему «Можно ли обойтись без наказаний?» | Семьи всех детей | ____________________________ ____________________________ ____________________________ | ________________ ________________ ________________ | ||
Декабрь | |||||
1-я неделя | |||||
Индивидуальные беседы с родителями по выбору концертных номеров для детей с учетом их пожеланий и возраста | Семьи всех детей | Тема недели «Зима пришла» | |||
Развлечение для детей и родителей на прогулке «Ах ты, зимушка-зима! Много снега намела!» | Семьи всех детей | ||||
_____________________________ _____________________________ _____________________________ | Фотоконкурс «Волшебница-зима» | Семьи всех детей | |||
2-я неделя | |||||
Семейный проект «Воспитание у детей навыков безопасного поведения через ознакомление их с правилами дорожного движения» | Семьи детей подготовительной подгруппы | Тема недели «Твоя безопасность» | |||
Деятельность по реализации детско-взрослого проекта «Книга безопасности» | Семьи старших дошкольников | ||||
Тематический стенд для родителей «Традиции празднования Нового года в различных странах» | Семьи всех детей | Памятки для родителей на тему «Опасные предметы в быту» | Семьи всех детей | ||
_____________________________ _____________________________ _____________________________ | Консультация для родителей «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми» | Семьи всех детей | |||
3-я неделя | |||||
Работаем сообща: семейная мастерская (ремонт детской мебели, пошив одежды для кукол) | Семьи всех детей | Тема недели «Мальчики и девочки» | |||
Круглый стол «Одинаково ли вос- питывать сыновей и дочерей?» | Семьи всех детей | ||||
Беседа на тему «Культура поведения родителей и детей на празднике» | Семьи всех детей | Тематический день «Рыцари и дамы» для детей и родителей | Семьи всех детей | ||
«Умелые руки» (конкурс среди родителей на самый оригинальный костюм ребенка к Новому году) | Семьи всех детей | ____________________________ ____________________________ ____________________________ | |||
4-я неделя | |||||
Беседа с родителями о соблюдении правил безопасности при встрече Нового года | Семьи всех детей | Тема недели«Новый год» | |||
Детско-взрослый краткосрочный проект «Елочка-красавица» | Семьи детей старшей и подготовительной подгрупп | ||||
«Почитайте ребенку о празднике»: памятки для родителей | Семьи всех детей | Конкурс среди родителей на самое оригинальное украшение группы к празднику | Семьи всех детей |
* Педагог самостоятельно планирует даты проведения каждого мероприятия и вписывает их в пустые ячейки.
Сентябрь, 1-я неделя. Тема «Сегодня – дошколята, завтра – школьники»