Можно заметить интересную параллель между открытием Элвиса в Великобритании и последующим открытием The Beatles в США. Мы услышали Heartbreak Hotel благодаря усилиям большого международного лейбла, влюбились в Элвиса, и только потом познакомились с его ранними записями, That's All Right (Mama), Blue Moon of Kentucky, Mystery Train и многими другими. Американцы также, сначала влюбились в I Want to Hold Your Hand, а затем обнаружила Love Me Do, From Me to You и Please Please Me.
Конечно же, The Beatles использовали ряд песен Элвиса в своих живых выступлениях и на сессиях Би-Би-Си, включая песню Артура Крудапа[72] That's All Right (Mama). Пели, но, к сожаленю, так и не записали.
А вот Ринго в своей сольной карьере не просто перепел одну из песен Элвиса, но и записал примечательную версию Don't Be Cruel — песни, которую The Beatles, возможно, пели вживую. Если честно, я не думаю, что кто-то может превзойти Элвиса, но версия Ринго очень хороша, к оригинальной аранжировке он добавил для разнообразия фоновые вокалы в стиле The Jordanaires[73].
Don't Be Cruel написал Отис Блэквелл[74], автор многих замечательных песен. Это он написал Return to Sender и All shocked Up для Элвиса, Great Balls of Fire для Джерри Ли Льюис, Fever для Пегги Ли и огромное количество других композиции. Блэквелл сыграл свою роль и в моей жизни. Однажды, когда я работал над альбомом JT Джеймса Тейлора, во время перерыва Дэнни Кортчмар и Джеймс дурачились с гитарным ликом из песни Отиса Блэквэлла Handy Man. Ради забавы они начали играть его гораздо медленнее, чем на оригинальной записи Джимми Джонса. И я сказал: «Подождите, джентльмены, а это действительно круто. Позвольте мне записать, просто чтобы было, как идею.» Я поставил пару микрофонов рядом с двумя акустическими гитарами. Еще с нами был Расс Кункель, гениальный барабанщик, играющий на паре джазовых барабанов. Мы сделали пару дублей, самое большее четыре или пять. В итоге я добавил немного струнных, немного бэк-вокала, и это стало нашей записью Handy Man, которая оказалась большим хитом для Джеймса. Так что я в долгу перед Отисом Блэквеллом.
|
А теперь давайте перейдем к песне, написанной не Отисом Блэквеллом, а его главным поклонником — Полом Маккартни. Этот трек Пола Маккартни, который был исполнен в дуэте, не просто является E-песней, но и один из самых больших хитов Пола. Это была громкая пластинка: Ebony and Ivory.
Я слышал, что это название на самом деле цитата Спайка Миллигана. Возможно вы знакомы с ним, а может и нет. Он был блестящим британским (ирландским) комиком, который создал The Gun Show, большими поклонниками которого являлись The Beatles (и я). И, возможно, Спайк Миллиган что-то сказал Полу о черных и белых клавишах пианино и о том, что для гармонии нужны и те, и другие. Пол подхватил эту идею и написал песню. Надеюсь, что это правда, потому что я дейстительно большой поклонник Спайка Миллигана.
Для дуэта Пол пригласил Стиви Уандера — выдающегося автора и исполнителя. Предположительно, Стиви опоздал на съемку видео на три или четыре дня, поэтому большая часть этой записи и большая часть видео были создавались отдельно с Полом и отдельно со Стиви. И только потом собрали все это и получился большой хит-трек.
Двигаемся далее, если бы мы проголосовали за самую любимую E-песню, которую когда-либо писали The Beatles, я думаю, что победила бы Eleanor Rigby. Во всяком случае, это моя любимая E-песня и вполне может быть и ваша тоже.
|
Невероятно, но Eleanor Rigby вышла на сингле Yellow Submarine и появилась на альбоме Revolver. Но это было гораздо больше, чем просто вторая сторона сингла. Это была одна из самых интересных, радикальных и замечательных записей группы The Beatles, а также одна из самых совершенных песен Пола. Прекрасная мелодия, блестящая лирика, необычайно хорошая аранжировка Джорджа Мартина, чудесные звук и микс.
Это революционная и гениальная песня во многих отношениях. Это не композиция с добавленными струнными, как часто бывает в поп-музыке. Струнные — это вся группа. Нет других битлов, играющих на этой песне, нет других инструментов на этой пластинке. Это Пол Маккартни и двойной струнный квартет, четыре скрипки, два альта и две виолончели. Джордж Мартин и Джеффри Эмерик, инженер, тщательно подобрали и вытавили звук, чтобы извлечь из струн дополнительную зернистость и канифоль. Джордж Мартин хотел, чтобы аранжировка была такой же жесткой и выразительной, как, например, в струнном квартете Бартока[75], когда музыканты действительно атакуют инструменты. И это, безусловно, то, чего он достиг. Песня имеет почти рок-н-ролльную интенсивность ритма, и эта сила рождается только благодаря блестящей струнной аранжировке, исполнению без вибрато[76]. Джордж Мартин, конечно, был великолепен. Он был прекрасным аранжировщиком, а также отличным продюсером, способным не просто воплотить идеи Пола в жизнь, но и добавить своего собственного мастерства.
Я точно знаю, что эта песня была написана в нашем подвале на Уимпол-стрит, 57, Джон и Пол упоминали об этом. К сожалению, в тот день меня там не было. Мне бы очень хотелось рассказать вам историю об Eleanor Rigby, но у меня ее нет. Единственное, что могу сказать, так это то, что Пол говорил, что версия Eleanor Rigby Рэя Чарльза — одна из его любимых кавер-версий песен The Beatles. Радикальный отход от оригинала начинается (почти обманчиво) с тех же четырехструнных секционных четвертных нот, что и аранжировка Джорджа Мартина, а затем резко меняется: струнные выдают все виды глиссандо, легато и других драматических приемов, гобой — некоторые контрапункты, духовая партия и бэк-вокал от славных The Raelettes[77] добавляют действа. Этот совершенно новый подход сопровождает проникновенное переосмысление Рэем времени и отношения к оригинальной вокальной мелодии.
|
И если Eleanor Rigby действительно выиграет всеобщее голосование за любимую E-песню, написанную The Beatles, гарантирую вам, что на втором месте будет Every Little Thing. Это отличная композиция записана в студии EMA, и примечательно в ней то, что Ринго, в дополнение к барабаным партиям, сыграл партию на литаврах. Я помню, что в Studio Two в углу стояли литавры, покрытые чем-то вроде набивного пухового одеяла.
Думаю, что кому-то просто пришло в голову выкатить их, снять покрывало и далее оставалось только подобрать ноты и сыграть. Это первый, а, быть может, единственный раз, когда Ринго записывал литавры.
Далее переходим от ранней песни к песне из более позднего альбома Пола Маккартни New. Называется она Early Days. Трогательно ностальгическая история с непритязательным, неброским, но вполне убедительным вокалом Пола. Исполнительным продюсером альбома был талантливый сын сэра Джорджа Мартина — Джайлс. А сам трек Early Days был спродюсирован Итаном Джонсом, блестящим инженером и продюсером, сыном Глина Джонса[78], который выпустил классические пластинки The Rolling Stones и огромное количество других замечательных вещей, включая The Beatles. Итан проделал отличную работу с Райаном Адамсом[79], Тифтом Меррит[80] и многими другими, и для Early Days он создал прекрасную акустическую гармонию, начиная с акустической гитары и умело добавляя струнные инструменты и некий шум, чтобы обеспечить немного кельтский и эмоционально-захватывающий фон для воспоминаний Пола.
Следующую E-песню The Beatles мы слышим не так часто. Композиция со странным названием Everybody’s Got Something to Hide Except Me and My Monkey может и не всем нравится, но она действительно крута. В ней есть отличная партия соло-гитары Джорджа, которая будто циклично повторяется (хотя он явно играл ее вживую), настойчивые барабаны Ринго и вооще много динамичных ударных. Я думаю, вся четверка сыграла часть перкуссии,особенно хороша часть ковбелл[81], которая чередуется с шейкером и поддерживает общее волнение трека. Что касается необычного названия, то у каждого есть своя теория. Моя собственная догадка в том, что Everybody’s Got Something to Hide Except Me and My Monkey — это не отсылка к наркотикам. Просто какая-то странная ироничная песня Джона, которую он написал для Йоко.
За Джоном обратимся к Джорджу и к песне из его E-альбома Extra Texture. Я немного не понимаю, почему он выбрал именно это название альбома, но в нем действительно много хорошей музыки. Мне очень понравилась This Guitar (Can’t Keep from Crying). Не знаю, в чем проблема Джорджа с его «слезливой» гитарой. Если это не тихий плач, то это рыдания. Но сама песня недооценена. Возможно, расстроенный некоторой критикой, которую он получил во время или после своего тура 1974 года, он передал часть боли гитаре и так родилась хорошо продуманная песня с элегантными изменениями аккордов, прекрасной слайд-гитарой от Джорджа и прекрасным дополнительным лидом от Джесси Эда Дэвиса. А отличная оркестровая аранжировка от Дэвида Фостера (моего друга и блестящего аранжировщика, продюсера песни Уитни Хьюстон I Will Always Love You) держит, собирает все это вместе и дает реальное ощущение размера и размаха.
У Ринго тоже есть своя E-история на альбоме 2017 года Give More Love — Electricity, которую он написал вместе с Гленом Баллардом. Ринго записал этот альбом в своей домашней студии, равно как сам и спродюсировал его. Конечно, многие сессионные музыканты (например, Дэйв Стюарт, Глен Баллард и Дон Уоз) сами являются потрясающими продюсерами, поэтому вокруг витало много замечательных идей. В записи Electricity участвовал гитарист Джо Уолш, муж сестры Ринго, также к ним присоединился великий клавишник Бенмонт Тенч из Tom Petty and the Heartbreakers[82].
Я предлагаю завершить наше Е-путешествие, вспоминая и восхищаясь единственным барабанным соло Ринго на пластинке The Beatles: его незаменимым вкладом в The End с Abbey Road, котоый сопровождается мудрыми словами Пола: And in the end, the love you take is equal to the love you make («и в конце концов, сколько любви ты получаешь, столько же и отдаешь»).
F
Когда я имею дело с песнями The Beatles и фактами, которые касаются буквы F, первое, что приходит на ум, — это название моего радиошоу, с которого и нашался волшебный путь The Beatles from A to Zed. Поэтому предлагаю рассмотреть великую F-песню Beatles, название которой я выбрал для своего собственного шоу: From Me to You.
Оказывается, я не первый подумал, что это название можно связать с радиопередачей. У The Beatles было собственное радио-шоу на BBC, в котором звучали различные поп-пластинки, в том числе и их собственные. Они записали музыкальную заставку для этого шоу, используя From Me to You в качестве основной темы, изменив текст песни на From Us to You («От нас к вам»). Выпуски очень короткие и их можно найти онлайн, рекомендую.
From Me to You была одной из нескольких песен, написанных Джоном и Полом во время тура Хелен Шапиро в 1963 году. The Beatles не были хедлайнерами, это было бы слишком рано для их карьеры, а вот шестнадцатилетняя Хелен Шапиро уже была грандиозной фигурой. У нее было несколько громких хитов, таких как Walkin’ Back to Happiness (ее лучшая песня, на мой взгляд) и You Don't Know, и, да, она была главной достопримечательностью турне. The Beatles были объявлены четвертыми из одиннадцати исполнителей! Вероятно, битлы сыграли для Хелен несколько новых песен и спросили, какая из них должна быть следующим синглом, и она выбрала From Me to You. Так что, в какой-то степени, мы должны благодарить Хелен за то, что From Me to You стала таким большим хитом.
А теперь смело перенесемся в то время, когда The Beatles сами стали хедлайнерами. Более того, в те времена, им уже даже не нужно было гастролировать. Есть два блестящих F-трека, которые они создали для фильма Magical Mystery Tour. Я помню, как при подготовке фильма Пол делился со мной экспериментальными идеями и сопутствующей музыкой. Первая F-композиция — инструменталка Flying, была написана, как фоновая подложка под кадры с ландшафтами Исландии, снятые с воздуха. Пол написал заглавную мелодию (структура представляет собой простой двенадцатитактовый блюз), а авторство было разделено поровну между всеми четырьмя битлами. Трек открывает гитарная тремоло[83]-импровизация, а основная мелодия представлена меллотроном. Думаю, что он настроен на тромбон, хотя звучит он больше похоже на английский рожок. Несомненно, что этот инструментальный трек является частью партитуры фильма. И дело не в том, что The Beatles пытались сделать инструментальный хит, чтобы соперничать, скажем, с аккомпанирующей группой Клиффа Ричарда The Shadows, у которой была целая серия инструментальных хитов, с которыми The Beatles были хорошо знакомы, а скорее в том, что они хотели создать композицию, подчеркивающую настроение фильма. В этом, я думаю, они были очень успешны.
Если Flying — это хороший трек из Magical Mystery Tour, то The Fool on the Hill — отличный трек. Он показывает Пола Маккартни в его самом образном и блестящем творческом проявлении. Я отчетливо помню, когда Пол написал эту песню, потому играл ее для нашей семьи. Мы сидели в гостиной, которую называли первым этажом, а американцы — вторым. Гостиная служила также кабинетом моего отца и кабинетом для консультаций, ее достоинством был большой рояль. Сразу после того, как он написал The Fool on the Hill, мы собрались у рояля и слушали-слушали-слушали. Он объяснил (и спел) некоторые партии флейты и блокфлейты, которые тоже задумал, было очевидно, что вся аранжировка уже бурлила у него в голове, как это бывает со всеми гениальными музыкантами. Мы все были очень впечатлены.
Другая великая F-песня The Beatles вышла из-под пера Джорджа Харрисона. И это For You Blue. Композиция представляет собой традиционный двенадцатитактовый блюз, и в середине которого мы слышим классное слайд-соло Джона и голос Джорджа: Elmore James got nothing on this baby («Элмор Джеймс ничего не имеет против этой детки»). Интересно, многие ли из вас знают, кто такой Элмор Джеймс? Надеюсь, что знаете. Он был классическим блюзовым слайд-гитаристом, которым мы все очень восхищались. В Англии было целое движение; все хотели играть блюз. Мы учились на блюзовых пластинках, которые могли достать в джазовых магазинах, и бесконечно обменивались ими между собой. Это было мощное коллективное увлечение, мы должны были знать все, что можно, о блюзе и его прародителях, сторонниках и учениках. Все мы были поклонниками Элмора Джеймса, и каждый, кто брал в руки слайд, старался играть так же, как Элмор Джеймс. И это по-прежнему так. Бонни Рэйтт (замечательная певица, в которой порой игнорируют замечательного гитариста) и все нынешние великие слайд-музыканты начинали с Элмора Джеймса и его, казалось бы, не требующей усилий игры.
Неужели Элмор Джеймс действительно ничего не имеет против Джона Леннона? Я не был так уж уверен, но это была доблестная попытка с его стороны, и он определенно был поклонником Элмора Джеймса. Кстати, на этом треке мы слышим и подготовленное пианино Пола. Неповторимый звук подготовленного фортепиано рождается с помощью предметов, которые специально размещают между струнами инструмента или на молоточках. Эта техника широко используется в авангардной музыке. Ее применяли Джон Кейдж[84], равно как и Джон Кейл из The Velvet Underground[85]. Пол вплотную интересовался этой техникой и много экспериментировал. Он долго возился с роялем, добавляя что-то к струнам, пока не получил именно тот звук, который хотел для этого конкретного трека. И не прогадал.
А теперь я должен кое в чем признаться. Когда я искал интересные песни, начинающиеся на букву F, я нашел одну, которую никогда не слышал. Это Free Drinks, песня Ринго. Я слушал ее, и она мне очень понравилась. На треке представлены звучные гитары в стиле Эннио Морриконе. Написали его Ринго, Марк Хадсон, Стивом Дудас, Дин Гракал и еще один мой друг, Гэри Берр (замечательный нэшвилльский композитор). Я очень рад, что нашел его. Он достоин того, чтобы вы услышали.
Еще одну классную F-песню, (Forgive Me) My Little Flower Princess, адресованную Йоко, написал, как мы понимаем, Джон Леннон. Она была записана в Нью-Йорке с большой Нью-Йоркской сессионной группой — Хью Маккракеном (один из моих любимых гитаристов), Эрлом Сликом, Тони Левином и Энди Ньюмарком. Очень много великих музыкантов. К сожалению, вышла она уже после смерти Джона.
С этой же группой Джон записал отличный двойной F-альбом, Double Fantasy. В нем представлены два особенно важных трека — Woman и Dear Yoko. Джон называл Woman «взрослой версией» своей песни Girl, так что, возможно, она дает некоторое представление о том, как изменился его песенный почерк. И на его создании отразилось то, что он был безумно влюблен. Трек начинается с шепота For the other half of the sky («для другой половинки неба»), отсылающей нас к заявлению Мао Цзэдуна о том, что «женщины держат половину неба».
Dear Yoko (не путать с «Oh Yoko!», из альбома Imagine) — это бодрая, счастливая композиция, отражающая его любовь к Йоко. Джон всегда любил старомодную slap-back реверберацию на лид-вокале и иногда переусердствовал, но она идеально подходит для этой песни. Кроме того, и на этом треке есть свой восхитительный слайд, думаю, это был слайд от Хью Маккракена.
Вернемся к Полу. Довольно интересна одна из его сольных F-композиций. Он записал ее с Wings[86], и она называется Famous Groupies. Признаюсь, мне было любопытно, есть ли там какая-нибудь завораживающая (или даже похотливая?) история, стоящая за названием или концепцией. Я написал своему другу Денни Лейну, который в то время играл в Wings, и спросил, что он помнит. Его ответ был не столь откровенным, как мне хотелось бы. Зато лаконичным и интригующим: «Famous Groupies? Не напоминай мне, у меня есть дети от двух из них, но это совсем другая история». Так что можете смело полагаться полагаться свое богатое воображение.
Алан Сивил и его валторна.
The Beatles на пике своей славы удалось увековечить некоторые слова и выражения. Так они навсегда останутся Fab Four — Великолепной Четверкой. Я не знаю, кто придумал этот термин, сами битлы или их фанаты, журналисты или публицисты, но мы знаем, что как только нам что-то нравится, оно сразу становится великолепным. Был журнал под названием Fabulous, который сокращенно называли Fab, и это сокращение, Fab, часто применяли и к битлам, к их музыке, одежде и стилю в целом. Джордж Харрисон с Джеффом Линном значительно позже написали песню, в которой размышляли над этим фактом — When We Was Fab, кстати, ее тоже можно классифицировать, как F-песню. Отличный трек с несколькими струнными, в том числе ситарой, с психоделическими звуками, с Ринго на барабанах и со всеми необходимыми примочками 60-х!
И вновь у нас на пути двойное F. Первым F этой пары является French horn (французская валторна) — инструмент, который обычно не используется в рок-н-ролльных или R&B аранжировках и чаще всего звучит как в симфоническом оркестре или как сольный инструмент. Основанный на оригинальном охотничьем рожке, он обладает прекрасным собственным тоном и сам стал основой классической музыки и киномузыки, в частности. Полу очень нравился звук валторны, и, вероятно, поэтому он специально включил его в композицию For No One (вторая часть из этой F-пары). С вопросом «Кого нам взять?» он обратился к Джорджу Мартину. Джордж знал кого искать: «Мы найдем парня, который будет потрясающим. Он самый лучший, играл во всех оркестрах, главный солист на валторне.»
Этого потрясающего парня звали Алан Сивил, и он действительно был ведущим валторнистом во всем Лондоне. Он записал сессию, после чего вся лондонская музыкальная тусовка сотрясалась от того, что вместо девяти фунтов, что было обычной ценой сессии, он попросил и получил гонорар в пятьдесят фунтов. Зато это гениальное соло по сей день остается одним из самых известных из всех альбомов The Beatles.
История гласит, что Пол написал партию валторна слишком высокой, на ноте, которая официально не входит в диапазон инструмента. Но если вы великий валторнист, то вы достигаете той или иной ноты комбинацией клавиш под вашими пальцами и тем, что ваш амбушюр[87] может извлечь из инструмента. Алан Сивил решился и сыграл эту особенно невозможную ноту на самом пике своей карьеры.
О For No One говорили многие, равно как и многие перепевали ее. Мне кажется, лучшая небитловская версия принадлежит потрясающей певице Эммили Харрис. Одна из любимых певиц Линды Ронстадт, одна из моих любимых певиц, а также одна из любимых певиц человека, с которым я много работаю, Альберта Ли, он много лет возглавлял группу Эмми, The Hot Band. В ее версии Эмми аккомпанирует замечательная группа музыкантов, включая Амоса Гаррета, Херба Педерсена и одного из моих любимых пианистов Билла Пейна из Little Feat (в течении многих лет я имел честь быть менеджером этого коллектива). Кто-то вспомнит Билла и его лучшее фанковое исполнении Oh, Atlanta или Dixie Chicken, но в For No One Эмми, вы слышите исключительно нюансированную фортепианную игру совершенной тонкости и точности. The Beatles сыграли For No One в Си-мажоре, а Эмми перевела его в Фа. И она, и группа даже меняют аккорды, добавляя минор на втором такте, что делает песню еще более эмоционально насыщенной. Да и вокал Эмми, несомненно, разорвет ваше сердце.
Еще одна гениальная коллективная F-аранжировка — это замечательная Fixing a Hole. Каждая ее часть заслуживает внимательного прослушивания. Никто не играет шаффл лучше, чем Ринго, и этот очень медленный шаффл, в менее умелых руках, мог бы показаться скучным, а здесь мы получили непревзойденный грув хай-хэт партии Ринго. Кроме того, в ней много клавишных, включая вступление, думаю, что и Пол, и Джордж Мартин привнесли нечто свое. А также мы слышим несколько элегантных, но в то же время солидных роковых соло-партий гитары Джорджа. Многие склонны считать совершенство некоторых треков само собой разумеющимся (так велико наше знакомство с завершенными записями), но чем больше я исследую природу аранжировок, тем больше растет мое восхищение. И, конечно же, прежде всего, Fixing a Hole — удивительно оригинальная песня. В ее контексте нет ничего общего с героином или с леченим, и даже ничего общего с починкой крыши в Шотландии. Пожалуй, речь идет скорее о том, что Пол просто наслаждается своим недавно приобретенным (и очень красивым) домом на Кавендиш-авеню и о том, как приятно находиться в собственном доме, покуривать травку и позволить своему разуму расслабиться.
Ну, и лучший способ закончить наше F-путешествие — Free as a Bird, последний сингл The Beatles, который вышел в 1995 году вместе с Real Love, как часть Антологии The Beatles[88]. Песня начинала свою жизнь как запись Джона Леннона с участием трех других битлов, которую мой друг Джефф Линн организовал и спродюсировал. Джордж Харрисон, помимо всего прочего, играет здесь на укулеле. Если вообще должна была быть «последняя запись битлов», то Free as a Bird — это отличная композиция, которой можно завершить очередную главу и продолжить наше исследование музыки самой лучшей группы, которая когда-либо существовала.
G
Мы имели дело с Beatles-песнями, Beatles-проектами, Beatles-идеями и Beatles-людьми, и вот теперь подошли к букве G. Я понятия не имею, в какое время суток вы читаете эту книгу, но, думаю, что пожелание отличного утра композицией Good Morning Good Morning, всегда актуально. Мне нравится странный ритм этой замечательной песни Джона Леннона. Не знаю, заметил ли кто-нибудь из вас или считал ли кто, но там повсюду натыкаешься на недостающие биты, что действительно держит в напряжении. Предположительно, он вдохновился рекламой хлопьев Kellogg, которая однажды появилась по телевизору. Джон довольно пренебрежительно отзывался о песне в различных цитатах, которые ему приписывают. А мне она очень нравится.
Пол и я в студии с Мэри Хопкин.
Предположим, что сейчас уже утро. Солнце вышло, небо синее, и все, что можно сказать, это Good Day Sunshine. Логичное продолжение G-списка, не так ли? Еще одна прекрасная песня Пола и одна из моих любимых песен потрясающего альбома Revolver. Вдохновленная в какой-то степени прекрасной Daydream Джона Себастьяна, эта песня сама по себе стала замечательной. От безупречного тройного малого барабана Ринго в начале до неожиданной модуляции и вокального раунда в конце, она полна восхитительных сюрпризов, хотя все построено вокруг, казалось бы, легкого соблазнительного медленного шаффла.
Я упоминал ранее, что песни The Beatles могут быть очень трудными для других исполнителей. Но есть действительно отличная кавер-версия Good Day Sunshine, и, как выяснилось, с ней мало кто знаком. Я отчетливо помню версию R&B, которую постоянно играли в клубах Лондона примерно в 1967 году. Был небольшой выбор лондонских клубов, где мы обычно зависали, иногда обходя несколько за однуу ночь — Ad Lib, the Speakeasy, the Scotch of St. James, Dolly’s, Tramp, and the Cromwellian. В каждом из них были отличные звуковые системы, и все они проигрывали эту пластинку, и она звучала великолепно. Но сегодня ее практически забыли. А ведь это блестяще сделанная, очень американская композиция Роя Редмонда, спродюсированная одним из моих музыкальных героев, успешным, хоть и малоизвестным, автором песен и продюсером Джерри Раговоем. Это он написал Time Is on My Side, впервые записанную (необычно) джазовым тромбонистом маэстро Каем Виндингом в 1963 году, затем Ирмой Томас в 1964 году, а позже в том же году уже популярнейшими The Rolling Stones. Еще одна из его композиций (в соавторстве с Бертом Бернсом) — Piece of My Heart, которую очень хорошо спела Дженис Джоплин. Но для меня его величайшим достижением является то, что он стал соавтором и продюсером песни Stay with Me, записанной Лоррейн Эллисон. Лоррейн Эллисон — потрясающая певица. Непременно послушайте этот классический R&B трек. Примечательно, что сама песня и ее сложная аранжировка были созданы за один день. Фрэнк Синатра в последнюю минуту отказался от сессии, в итоге, в студии без дела оказался симфонический оркестр из 45 музыкантов. Джерри пригласил Эллисон, она смогла приехать и записаться, таким образом родился этот замечтательный трек.
Что же каается G-песен The Beatles, то есть очень важная композция, которую мы не можем пропустить. И это Get Back, которая, как понимаю, была записана как live-трек. Джон играл соло на гитаре вживую, а Билли Престон играл очень круто на пианино. Было много дискуссий вокруг текста песни: кто такой Джоджо? При чем тут Туссон? и так далее. Думаю, что Джоджо — это компиляция разных людей. Нет никакого конкретного Джоджо. Все люди, которые бегали вокруг, утверждая, что они — Джоджо, им не являлись. Однако, ссылка на Тусон могла исходить от моего тогдшнего ассистента. Я работал в Apple в качестве главы A&R, и мои ассистентом была очаровательная барышня Крис О'Делл, мы дружны по сей день. Она из Тусона, и много рассказывала о своем родном городе. Так что вполне возможно, что ссылка на Туссон могла появиться в результате ее историй.
К сожалению, я пропустил одно из ярчайших выступлений The Beatles на крыше нашего офиса на Сэвил-Роу, которое включало в себя и Get Back. В то время я работал в Лос-Анджелесском офисе Apple. Несмотря на мои протесты, мне часто говорят, что я присутствую на видео. Но на самом деле это не я! Рыжеволосый парень по имени Кевин Харрингтон работал помощником Мэла Эванса и занимался в тот день оборудованием группы, вот его действительно можно было увидеть в кадрах. Возможно, это и есть причины путаницы. Конечно же, я сожалею, что меня там не было.
Еще одна очень важная G-песня Beatles, которая, надеюсь, актуальна для каждого из нас, — это Getting Better (альбом Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club). Однажды я услышал, что фраза got to admit it’s getting better («надо признать, что все становится лучше») была основана на фразе барабанщика Джимми Никола, который на неделю заменил Ринго во время австралийского тура The Beatles в 1964 году (Ринго заболел тонзиллитом). Позже Никола некоторое время играл с Peter & Gordon. Он был очень хорошим барабанщиком, но, видимо, вся его жизнь после недолгого пребыванияс битлами стала какой-то странной. Я думаю, что он все еще где-то здесь, и надеюсь, что с ним все в порядке. У меня остались приятные воспоминания о нем и его игре.
Getting Better — изначально это была песня Пола. Он говорит, что однажды написал куплеты, выгуливая свою собаку Марту по Хэмпстед-Хит. Таково было происхождение этой песни, полагаю, в тот момент Пол действительно испытывал эти чувства, будто вокруг все становится лучше. Но потом, Джон добавил несколько менее возвышенных строк. Первая: I used to be cruel to my woman («я привык быть жестоким к своей девушке»), что, к сожалению, иногда было правдой. Позже он признал, что не всегда хорошо относился к женщинам. Вторую реалистичную ноту мы слышим после строки Пола: I’ve got to admit it’s getting better («я должен признать, что все становится лучше»), именно Джон добавил лирическое: It can’t get no worse («хуже быть не может), придавая циничный оборот. Вот так, на контрастах, родилась отличная песня.
Еще одна G-композиция, Got to Get You into My Life, содержит одну из лучших партий духовых, собранных для записи альбома The Beatles. Пол любил джазовые и R&B духовые партии, и в этой аранжировке они совместно с Джорджем Мартином создали безупречно блестящую партию духовых.
В то время в Лондоне было не так уж и много талантливых саксофонистов, трубачей, тромбонистов, и все они были востребованы. Некоторых из них можно услышать на записи Peter & Gordon, Black, Brown and Gold наша единственная попытка создать джазовый трек-с партией звездных духовых и аранжировкой Джона Пола Джонса, который позже играл с Led Zeppelin. Эти музыканты составляли ядро британской джазовой сцены. Как и Лондонская рок-н-ролльная сцена, Лондонская джазовая сцена зиждилась на восхищении (и подражании) американским кумирам, но у нас были действительно замечательные музыканты.