Педагог. Посмотрите, у меня есть два маминых портрета. Педагог демонстрирует два портрета мамы: один — веселый, другой —грустный.
Педагог. Покажите, на каком портрете мама грустит, а на каком —радуется?
Дети находят соответствующие портреты.
Педагог. Вот веселый рот - улыбка, а вот грустный рот, он похож на мостик. А теперь я вам буду читать стихотворение, а вы подумайте: какое настроение у мамы.
Тише, тише, тишина,
Наша мамочка больна.
Педагог. Правильно, мама грустит, ей плохо.
Несколько детей по очереди выполняют задание.
Педагог. А теперь послушайте другое стихотворение.
Улыбнется мама
Ясно и тепло —
Вот уж вам и солнышко
В комнате взошло!
(О.Дриз)
Педагог. Какое настроение у этой мамы? (Веселое.) Один ребенок выполняет данное задание.
Физминутка «Маму я свою люблю». Стихотворение рассказывают руками.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхну,
Пол я чисто подмету,
И дрова ей наколю.
Маме нужно отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу ни словечка не скажу.
Педагог. Давайте мы с вами будем стараться, чтобы мамочка поменьше грустила и побольше улыбалась. А порадуем мы наших мам подарком.
Стихотворение.
Что любимой маме
Можно подарить?
Может, крокодила.
Или самосвал,
Или что с любовью сам нарисовал?
Небо, солнце в небе
И еще цветы,
Бусы нарисую ей для красоты,
Маму дорогую
Очень я люблю,
Подарю ей то,
Что сделать сам смогу.
Рисование ватными палочками «Бусы».
Педагог. Наверное, маме будет приятно получить в подарок бусы. Какой формы бусинка?
Дети. Круглая.
Педагог. Какого размера?
Дети. Маленькая.
Педагог. Давайте нарисуем бусы. Бусы легче рисовать с помощью ватной палочки.
«Превратись в пластилинчик» (релаксационная игра)
Педагог. А теперь немного отдохнем и поиграем в интересную игру.
Взрослый «лепит» из ребенка какое-нибудь животное, а остальные угадывают.
Педагог. Ребята, вы так хорошо сегодня работали и столько подарков приятных подарили маме, что я тоже решила сделать вам подарок – игру, которая так и называется «Подарки».
До встречи!
Занятие № 12
«Папа, мама и я!»
Цель: формирование у детей интереса к своей семье, обучение проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям — маме, папе, бабушке, дедушке.
Коррекционно-образовательные задачи: расширить словарный запас, сформировать представления о родственных отношениях, учить работать в команде, следовать правилам игры.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки взаимодействия детей друг с другом и родителями в процессе совместной деятельности, развивать мелкую моторику, кинестетическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи: создать положительный эмоциональный фон,воспитывать доброжелательные отношения, развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.
Оборудование: сюжетная картинка «Семья», краски, кисти, сухой бассейн, пластилин, пряжа или вата для изготовления волос, фасоль, ягоды сушеные рябины (перемешанные), два прозрачных сосуда.
Ход занятия
Приветствие.
Педагог. Доброе утро, дети! Назовите, с какими людьми вы живете дома. Правильно, всех этих людей мы называем семья.Семья – это самые близкие, самые родные люди. Посмотрите на картинку. Кто изображен здесь? Что они делают? Как мама называет мальчика? (Сын, сынок). А как папа называет девочку? (Дочь, дочка). Далее педагог учит детей правильно называть людей по родственным отношениям: внук, внучка, брат, сестра.
Логопедическое упражнение:
Сначала дети с логопедом разучивают упражнения, затем педагог читает стихотворение, а дети с логопедом выполняют чередование упражнений "бублик" и "заборчик"):
-1 "бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5
- 2- "заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
Вот - забор, а в нем - дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут –
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот - Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке - молоко.
Пролезают: "ох!" да "ах!"
...А калитка - в двух шагах!
«Собери шарики». Дети построены в шеренгу. Сухой бассейн пуст. Шарики разбросаны по залу.
Педагог. Жили-были в домике шарики: папа-шарик, мама-шарик, бабушка-шарик, дедушка-шарик и много-много детей, тоже шариков. Заспорили дети, кто из них лучше, кто дольше катится, у кого одежда ярче, кто дальше полетит. Красный шарик заважничал и сказал, что тон лучше всех. Шар синего цвета заявил, что может высоко взлететь вверх. А желтый похвастался: «Я так далеко и быстро и укачусь, что никто меня не догонит». Спорили они, спорили и доспорились до того, что домик, в котором они жили, перевернулся. Посыпались шары из домика и укатились, кто куда, Лежат они в одиночку и думают: «Если бы ребята помогли нам вернуться в наш домик, мы бы помирились и стали жить дружно». Педагог предлагает детям отнести шары в домик, используя корзины. Можно провести соревнование, кто больше принесет шаров. Можно дать задание собирать шары определенного цвета.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед. А теперь наши пальчики поиграют в семью.
Этот пальчик — дедушка, Загнуть большой палец.
Этот пальчик — бабушка, Загнуть указательный палец.
Этот пальчик — папочка, Загнуть средний палец.
Этот пальчик — мамочка, Загнуть безымянный палец.
Этот пальчик я. Загнуть мизинец.
Вот и вся моя семья! Сгибать-разгибать пальцы руки.
Педагог. Пусть ваши пальчики поздороваются с пальчиками других детей. Покажите, как пальчики будут обниматься, а как целоваться?