Изменение числа созвездий зодиака в весенне-летний период (6850 г. до н. э.— наше время) 2 глава




Так как «миф принципиально космичен и... кос­мическая модель составляет ядро мифологической "модели мира"», и в раннеклассовом, и в первобыт­ном обществе мифология становилась «тотально господствующим способом "глобального концентри­рования"» 28, а «мифологическое мышление есть Обязательно и мышление космическое» 24, то мифы находились в теснейшей связи с космологическими построениями, ибо «мифологическое мировоззрение не отвергало практических знаний, способствовав­ших рационалистическому подходу и миропонима­нию» 25.

Первобытная космология, обусловленная общей для древней истории геоцентрической моделью Все­ленной, продолжала существовать в виде составных частей космологических систем последующих вре­мен, «так как во всех вообще областях идеологии традиция является величайшей консервативной си­лой»26. Поэтому многие сведения по первобытной космологии содержат не только такие эпические произведения, как «Махабхарата» или поэмы Гоме­ра, но и древнейшие философские учения. В частно­сти, многие сведения по древнеиндийской астроно­мии содержатся в самхитах, брахманах, араньяках и упанишадах 27.

Так как древние археологические культуры ны­нешней Украины развивались в тесном контакте с культурами народов соседних территорий, в том числе и тех народов Ближнего Востока, у которых уже возникли государства, космогонические мифы последних имеют прямое отношение к теме нашего исследования. В них представлен целый ряд тем и мотивов, как правило, универсальных для космого­нических (совпадающих в мифе с космологически­ми 28) представлений прежде всего в развитых древ­них цивилизациях (даже в тех случаях, когда они принадлежали населению различных этнических групп)29.

 

Рис. 5. Ранневавилонские печати с изображениями небесных

символов, в том числе Солнца, обрамленного рогами Месяца

Исходя из всего рассмотренного выше, вполне логично, на наш взгляд, утверждать, что мифология (а тем более космология) предков славян не могла не содержать в себе научные знания. В силу кон­кретности мышления древних людей это знание должно быть не только абстрактным, но и конкрет­ным, поскольку даже наиболее абстрактная его форма — космическая модель — содержала ряд черт, конкретизирующих ее содержание. Ведь и мо­дели, общие для всех народов в неолите — раннем железном веке, имели на каждом из названных эта­пов отличия социально-экономического и этническо­го плана. В немалой степени специфика космиче­ских моделей зависела от центральной идеи миро­воззрения этноса (или группы этносов) и особен­ностей ее воплощения. Поэтому особого внимания заслуживает анализ особенностей такой идеи и у предков славян.

Другой аспект конкретности космологических знаний связан с передачей отдельных астрономиче­ских ситуаций (например, особенностей расположе­ния наблюдаемых небесных тел), а также с число­вым выражением периодов движения небесных тел, прежде всего тех, которые служили циклами кален­даря. Этот аспект интересен и в том смысле, что благодаря ему могут быть подтверждены многие черты космического символа, а иногда даже обоснован сам космический смысл отдельных символов. В случаях, когда повторение той или иной астроно­мической ситуации могло произойти через опреде­ленное время, с учетом периодичности этого повто­рения космическая модель может быть датирована нами, а в сочетании с другими методами датирова­ния астрономическое датирование станет весьма эффективным направлением определения возраста от­дельных мифических сюжетов и образов, подкреп­ляя тем самым глубину памяти наших предков бо­лее реальными ориентирами.

 

Рис. 6. Воплощение символики Солнца и Луны в структуре

на­сыпей, рвов и кромлехов усатовских курганов (схема)

 

Приведенные в настоящей главе данные, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют о том, что современный человек все чаще стремится решить многие свои проблемы, используя философско-ми­ровоззренческое наследие, всю культуру предков, пытаясь отыскать в прошлом объяснение настояще­го. Что же представляет собой в таком случае ны­нешнее состояние мирового сообщества: новый ви­ток спирали его истории или конец одного и того же ее цикла, возвращающий нас к началу, истокам? Ответить на этот вопрос невозможно, не проследив основные закономерности развития мировоззрения человечества за все время его существования.

Мы уже отмечали трудности, подстерегающие исследователя древнего мира на пути к истине, по­стижение которой строится зачастую не на «желез­ных» фактах (ведь большинство их бесследно кану­ло в пучину времени), а на логических выкладках, даже априорных умозаключениях, что неизбежно придает научным выводам не аксиоматический, а гипотетический характер. Хорошо понимая это, как и всю сложность поднимаемых в настоящей кни­ге проблем и нереальность надежд на их быстрое и окончательное решение, предполагая, что согласных с изложенным нами будет, вероятно, меньше, чем несогласных, и, наконец, беря на себя смелость вы­двигать гипотезу, претендующую на научность,— оставим за собой право на ошибку (хотелось бы считать ее творческой) в наших попытках соединить оба конца времени, разделяющего предков и по­томков.

 

 

Прежде служили оружием руки могучие, ког­ти, зубы, каменья, об­ломки ветвей от деревьев и пламя, после

того была найдена медь и порода железа. Все-таки в

употребленье вошла прежде медь, чем железо.

Лукреций Кар. О природе вещей

 

 

Люди сегодняшнего дня, мы столь же невольно, сколь и неизбежно судим о прошлом по меркам на­стоящего. Однако привычные для нас критерии не­приемлемы, когда мы хотим понять образ жизни древнего человека,— ведь даже при наличии единых основных закономерностей развития человечества в интересующие нас эпохи и материальная, и духов­ная жизнь была совсем иной. И чем дальше от нас отстоит какая-либо эпоха, тем отличий больше. Об­разно говоря, для нас, нынешних, создатели истоков язычества со своими представлениями о мире и складом ума — как бы люди с другой планеты.

Какой же представляется планета наших пред­ков? Истоки язычества Руси формировались, вероятно, прежде всего в условиях лесостепи Правобе­режной Украины, где, как полагает большинство исследователей, проживали предки славян. Точные границы установить нельзя, ведь территория рассе­ления праславянских племен не была абсолютно не изменой (как, кстати, и этническая ситуация здесь, поскольку эти племена постоянно вступали в кон­такт с соседями, и все они находились под взаим­ным влиянием). Поэтому территорией наших пред­ков и их соседей можно с наибольшей вероятностью считать весь Юго-Запад СССР (он же Запад Юга Восточной Европы), то есть территорию современ­ных Украины и Молдовы, отдавая при этом пред­почтение районам Правобережной Украины и учи­тывая, что Юго-Запад СССР традиционно рассма­тривается большинством археологов индоевропей­ской территорией, каковой она становится уже в неолите (за исключением северо-восточных районов Украины, неолитическое население которых счита­ется угро-финским).

По своим природно-климатическим условиям Юго-Запад СССР еще с мезолита принадлежал к числу наиболее благоприятных районов мира. Осно­ву его составляет значительная по размерам рав­нина с хорошо выраженными естественными грани­цами: с юга это — Черное и Азовское моря, с юго-запада и запада — Балканы и Карпатские горы с рядом крупных рек, впадающих в Черное море (крупнейшими среди которых являются Днестр, Ду­най, Прут), с севера — глухие Полесские леса с труднопроходимыми болотами и текущими с запада на восток и с востока на запад реками, с востока — крупные реки, несущие свои воды в Азовское море (прежде всего Северский Донец и Дон). Кроме рав­нины, в состав названной территории входят и го­ры: на юге — Крымские, на западе—Карпаты. Как нигде в другом районе мира, на Юго-Западе СССР компактно размещаются три основные зоны умеренных широт — степная, лесостепная и лесная.

Помимо уже названных «пограничных» рек, в. пределах рассматриваемого региона существует еще несколько крупных водных артерий, в основ­ном впадающих в Черное и Азовское моря и раз­деляющих регион на ряд отдельных частей. Наибо­лее значительной из этих рек является Днепр.

Западная часть Юга Восточной Европы была в древности чрезвычайно богата растительным и жи­вотным миром. Здесь произрастали многие виды трав и пород лиственных и хвойных деревьев, в том числе и строительных; плодородные почвы, умерен­ный климат, достаточное количество осадков и вла­ги в водоемах способствовали окультуриванию ра­стений; реки и озера изобиловали рыбой, раками и моллюсками, их берега населяли громадные стаи водоплавающих птиц; долины рек, покрытые луга­ми, служили отличными пастбищами. Особое зна­чение для жизни местного населения имели крупные животные, часть которых не только являлась объек том охоты, но и поддавалась доместикации (быки, свиньи, кони). Люди не испытывали недостатка в мясе, молоке, шкурах, пушнине... Все это способ­ствовало интенсивному развитию высокопродуктив­ной охоты, рыболовства, собирательства, животно­водства и земледелия.

Регион был богат и важнейшими полезными ис­копаемыми, определяющими прогресс первобытно­го общества: выходящими на поверхность значи­тельными залежами камня (в том числе кремня — одного из основных материалов при изготовлении орудий труда и охоты), а также глины и песка, без которых затруднялось домостроительство и невоз­можным было производство керамических изделий. Залежи медной руды были здесь незначительными, и ее (или готовые изделия из меди и бронзы) при­ходилось завозить в основном с Балкан или Кавка­за, зато железная руда на территории Юго-Запада СССР была распространена широко.

Равнинный ландшафт и длинные, удобные почти на всем своем течении реки послужили основой для возникновения многочисленных сухопутных и вод­ных коммуникаций. Наиболее удобные для прожи­вания у воды и переправ части рек, аккумулируя родственные племена с обоих берегов, становились своеобразными осями их территорий. Постепенно в силу географических особенностей западной части Юга Восточной Европы, в отдельных ее местностях возникали микрорайоны, обычно ограниченные с юга и севера берегами рек, а с запада и востока — природными зонами. В пределах таких микрора­йонов исторический процесс отличался определен­ными особенностями; иногда последние распростра­нялись не на один, а на несколько микрорайонов, существовавших, как правило, в общей природной зоне.

В результате всех этих природно-климатических и социальных факторов образовывались так назы­ваемые археологические культуры — группы близ­ких между собой синхронных археологических па­мятников, расположённых на определенной огра­ниченной территории и имеющих комплекс общих признаков (а также однотипную эволюцию этих признаков) в специфических типах жилищ, погре­бальных и культовых сооружений, орудий труда и быта, оружия, посуды, орнаментации и т. д. и при­надлежащих, вероятно, к отдельной этнической группировке. Близкие между собой археологические культуры могли объединяться в культурно-истори­ческие области или блоки культур, население кото­рых правомерно называть культурно-историческими общностями. Описанная выше горизонтальная (син­хронная) связь неизменно дополнялась вертикаль­ной (генетической) —усвоением части традиций археологических культур, предшествующих данным. Возникновение и распространение подавляющего большинства археологических культур и культурно-исторических областей именно в пределах западной части Юга Восточной Европы показывает, что названный район представлял собой довольно своеобразную зону, отличающуюся от соседних зон не только в природно-географическом, но часто и в социально-экономическом аспектах.

Вместе с тем следует особо отметить: формирование древних племен Украины и Молдовы, становление их образа жизни осуществлялись и под воздействием факторов, характерных не только для Юга Восточной Европы, но и для некоторых сосед­них территорий. Активно влияя на своих соседей, они и то же время многое перенимали у них. Наибольшее значение для развития племен западной части Юга Восточной Европы имели контакты с их наиболее развитыми — юго-западными (балкано-дунайскими) и восточными (задонскими) — соседя­ми, что объясняется не

только возможностями более легких сношений с ними через реки (а не через дру­гие, труднопроходимые рубежи, например, болота), но и тем, что северные сопредельники отставали от всех их в своем развитии. Наличие таких связей легко устанавливается по находкам на территории Украины и Молдовы так называемых археологиче­ских импортов (предметов и материалов неместного происхождения), на соседних территориях — архео­логических экспертов с Украины и Молдовы, а также по смешению признаков различных археоло­гических культур и культурно-исторических обла­стей на их порубежьях (рис. 71).

Таким образом, особенности географической сре­ды и исторического развития обитающего в ее усло­виях населения постепенно привели к образованию на территории западной части Юга Восточной Евро­пы группы (точнее, нескольких групп) родственных и близких не только в культурно-хозяйственном, но и в этническом отношении племен, которая могла выработать свою особую систему мировоззре­ния, а также особый характер обмена идеями с соседскими народами. Однако было бы ошибкой забывать о том, что основные факторы и черты развития древнего населения Украины и Молдовы постоянно претерпевали

------------------------------------------------------------------------------------- Рис, 7. Культурно-географические зоны, культурно-археологические области и направления основных связей населения Украины и Молдовы: Степная зона (1 —Северо-Западное Причерноморье; 2 — Нижнее Поднепровье и Крым; 3 — Приазовско-Донецкая область); II. Лесостепная зона (4 - Закарпатская область; 5— Прикарпатская область; Правобережная область; 7 — Левобережная область); III. Полесская 6 - Западная область; 9 — Среднеднепровская область). А — границы зон, Б - границы областей, В—основные направления связей. По И.Т. Чернякову)

 

изменения (порой значительные): ведь изменялись природа, хозяйство, социальная и этническая структуры этого населения, характер его связей с соседями, ну и, конечно же, в силу всего этого качественно' обновлялась система его миро­воззрения. Поэтому изучение мировоззрения того или иного древнего народа напрямую связано и с изучением конкретно-исторической эпохи, в которую жил этот народ. Рассмотрим эти эпохи в контексте исследуемой нами проблемы.

Мезолит (средний каменный век) или эпипалеолит (послепалеолитический период) — историче­ская эпоха каменного века, начавшаяся, по мнению большинства археологов, с голоцена — продолжаю­щейся до сих пор послеледниковой эпохи, в начале которой стали устанавливаться современные при­родно-климатические условия (некоторые исследо­ватели полагают, что мезолит как историческая эпо­ха начался до голоцена — в плейстоцене, то есть палеолит сменился мезолитом еще в ледниковый пе­риод). В течение мезолита на территории Юга Во­сточной Европы вместо старых ландшафтных зон — северной (тундра или лесотундра) и южной (холод­ная степь) возникли новые: северная лесная (по­крытая вначале хвойными, а затем и лиственными лесами) и южная степная, доходящая от Черного моря до Среднего Поднепровья. К концу мезолита возникла, вероятно, и промежуточная— лесостеп­ная зона. Процесс почвообразования в мезолите только начался, и современный гумусированный слой почвы тогда еще не существовал. Земная по­верхность представляла собой верхний слой мате­рика (в равнинных местах — обычно суглинок или песок). Вследствие таяния ледника общий уровень подпочвенных вод и вод водоемов был несколько выше современного. Многие местности, особенно в начале мезолита, имели, возможно, вид не земных просторов, а водной поверхности с многочисленны­ми крупными и мелкими островами.

Постепенно изменилась фауна. Обитавшие в раннем мезолите некоторые виды еще позднепалео-литических животных (северный олень, шерстистый носорог) к концу мезолита исчезли. Остались пред­ставители только «голоценовой» фауны, среди кото­рых наибольшее значение для человека имели бык, конь, благородный олень, кабан. Исчезновение крупных медлительных животных вызвало кризис позднепалеолитической охоты. Для добывания быст­рых пугливых животных и птиц, тем более на от­крытой местности, понадобились и новые охотничьи приемы, и новое охотничье оружие, такое, как зна­менитое изобретение эпохи мезолита — лук и стре­лы (возможно, они появились уже в позднем палео­лите).

Обилие талых, относительно теплых вод создало прекрасную среду обитания не только многочислен­ных видов птиц, но и рыб, раков, моллюсков. Вто­рим по значению занятием в это время стала рыбная ловля. Вначале она была, вероятно, вариантом охоты (с копьем, гарпуном, луком), но в конце мезолита появляются каменные грузики, костяные крючки, блесны из створок речных раковин, то есть можно уже говорить о ловле рыбы удочкой. Воз­можно, в это же время появились и первые плете­ные сети — для ловли как птиц, так и рыбы.

В конце мезолита широко распространилось реч­ное собирательство — ловля раков, моллюсков, что подтверждается находками куч их панцирей.

Развитие речного собирательства, рыбной ловли vдочкой (и, вероятно, охоты на птиц) свидетельствует о постепенном нарастании кризиса охоты на ЖИВОТНЫХ, который достиг своего пика в позднем мезолите. Одним из путей выхода из этого кризиса стал поиск помощников человека. Неоценимую роль в этом играла собака, прирученная еще в конце позднего палеолита — раннем мезолите. Возможно, сначала собаками питались, потом стали использо­вать при загонной охоте на животных, а также при охоте на птиц; с их помощью впоследствии началось приручение и других животных.

Важная черта памятников мезолита Юго-Запада СССР — широкое распространение так называемых микролитов: мелких кремневых отщепов и пластин, часто имеющих к тому же геометрическую форму — треугольников, трапеций, сегментов и т. д. Микро­литы использовались в качестве проколок, скреб­ков, резцов или наконечников стрел. Из них также составляли рабочий край так называемых микровкладышевых орудий (для этого один или два ря­да микролитов закрепляли в пазах деревянных или костяных наконечников гарпунов, копий, оправ но­жей). Появление микролитов, заменивших при из­готовлении орудий крупные куски кремня, было вы­звано, вероятно, не только значительными достиже­ниями в обработке камня, но и необходимостью его экономии в преддверии первого сырьевого кри­зиса, наступившего в неолите.

С началом сооружения плотов для плавания и загородок для ловли рыбы появились первые макро­литы — каменные орудия труда крупных размеров (в том числе и первые топоры), предназначенные для обработки дерева.

Как полагает Д. Я. Телегин, по типологии про­изводственного инвентаря, отражающей основные занятия мезолитического населения, вся территория западной части Юга Восточной Европы может быть разделена на две основные культурные области — северную (Полесье, Лесостепь), для которой характерно распространение и микролитов, и макроли­тов, и южную, степную (микролитическую), (Неко­торые исследователи предлагают выделять зону Лесостепи в самостоятельную промежуточную область). Эти области различались также по неко­торым чертам погребального обряда, планированию поселений, антропологическому типу населения, то есть они представляли собой, вероятно, два больших разнородных этнокультурных массива 2. Есть, од­нако, и другие мнения, согласно которым названные выводы о микро- и макролитической областях и об антропологическом составе населения Украины мезолитического времени неверны или спорны 3.

Двигаясь вслед за стадами животных, значитель­ная часть мезолитических коллективов не прожива­ла долго на одном месте. И только к концу мезолитa в связи с изменением хозяйства (возможно, прежде всего с возрастанием роли рыбной ловли) и общественных отношений образ жизни населения этого времени стал более оседлым. Люди прожива­ли в жилищах, а в горных районах — и под навеса­ми скал, в гротах и пещерах. Жилища представля­ли собой покрытые камышом шалаши из жердей или наземные и полуземляночные строения с верти­кально установленными опорными столбами, между которыми переплетались стены из лозы, обмазывае­мые затем глиной. Подавляющее число жилищ име­ли в плане округлую или овальную форму.

Однако пребывание только на суше становилось невозможным. В связи, вероятно, с развитием рыбной ловли и охоты на птиц, в условиях доволь­но подвижного образа жизни и значительных вод-просторов (о чем мы уже упоминали) возник древнейший вид транспорта — водный: сначала отдельные бревна, затем — плоты из связанных между собой бревен и, наконец, лодки, выдолбленные из стволов деревьев. Возможно, развитию водного транспорта способствовал и зарождавшийся обмен природными богатствами различных районов.

В эту эпоху впервые возникла и неравномер­ность хозяйственного развития отдельных террито­рий. Это стало следствием, с одной стороны, ут­верждения в послеледниковое время различий меж­ду природными условиями не только отдельных ландшафтных зон, но и конкретных местностей, а с другой, того, что в мезолите вся территория запад­ной части Юга Восточной Европы была уже не только заселена, но и даже поделена между отдель­ными коллективами. Лишенные возможности сво­бодно мигрировать на новые территории, они были вынуждены максимально приспосабливаться к ус­ловиям мест своего обитания, придавая этим местам неповторимый культурно-хозяйственный колорит.

Но, конечно же, речь не может здесь идти о ка­ких-то крупных различиях между отдельными ме­золитическими группами (локальные особенности не в счет). «В эту эпоху нельзя еще говорить об историко-этнографических областях, вряд ли можно го­ворить и о хозяйственно-культурных типах. Хозяй­ственно-культурный тип для всего человечества был один — первобытные комплексные охотники и соби­ратели. Он подразделялся на бродячих и относи­тельно оседлых, имел локальные вариации и зави­симости от ландшафтно-климатических зон, но в ос­нове своей, в материальной культуре, орудиях тру­да, предметах быта не мог не быть достаточно одно­роден для всего человечества. Зональные различия определялись прежде всего условиями среды, в том числе даже характером каменного сырья; показа­телями именно таких зональных различий и явля­ются археологические культуры этого времени» 4. Основной хозяйственной единицей рассматриваемого периода считается коллектив бродячих охот­ников численностью около 25 человек, который представлял собой только часть рода, возникшего еще в позднем палеолите и насчитывавшего около 100 человек5. И действительно, незначительные раз­меры стоянок эпохи мезолита Юго-Запада СССР свидетельствуют о том, что эти стоянки были ме­стом проживания не рода, а коллектива, который мог быть только частью такого рода. Следователь­но, мезолитическая община родовой не была, и род в мезолите должен был бы состоять из нескольких общин, ведущих самостоятельный образ жизни и объединяющих свои усилия, вероятно, лишь в слу­чае крайней необходимости. Но можно ли считать родом несколько разрозненных общин, не имеющих экономического, социального единства и не связан­ных родственными отношениями? Кстати, таких свя­зей, судя по всему, не было и в позднем палеолите, ведь для этого времени не известны стоянки, на ко­торых проживали бы крупные группы, соответствующие по численности роду. И если открытые археологами небольшие позднепалеолитические стоямки (расположенные, как принято считать, в 40— 50 км друг от друга) не представляли собой места концентрации отдельных родовых коллективов, то, значит, экзогамные объединения позднего палеолита не являются родовыми. Поэтому, вероятно, сле­дует согласиться с выводом Е. П. Бунятян и В. Ф. Генинга о том, что родовая организация ни в палеолите, ни в мезолите не существовала, она могла появиться только в неолите6.

И мезолите, вероятно, завершался процесс фор­мирования и племени. Хотя некоторые исследовате­ли полагают, что племя в его законченном виде воз­никло уже в позднем палеолите или мезолите, более убедительной нам кажется точка зрения, соглас но которой полностью сформировавшееся племя со всеми его основными функциями существует толь­ко с неолита7.

По мнению Д. Я. Телегина, в начале мезолита происходили серьезные миграционные процессы: значительная часть населения южной области мо­жет быть связана с ближневосточной натуфийской, а северной области — с североевропейской свидерской культурными зонами. Некоторые же другие исследователи отрицают антропологическую бли­зость части мезолитического населения Украины и Ближнего Востока.

Развитие производственной сферы, не требую­щей кооперации членов всей общины (индивидуаль­ная охота с луком, индивидуальная рыбная ловля, речное собирательство), создало предпосылки для постепенного выделения внутри общины экономи­чески самостоятельных ячеек, в том числе и семьи, окончательное формирование которой завершается, вероятно, уже в эпоху неолита8.

Протонеолит — промежуточная между мезоли­том и неолитом эпоха каменного века. Считая рубе­жом между мезолитом и неолитом появление кера­мики, часть археологов полагает, что памятники ме­золитического облика, в которых керамика еще от­сутствует, но уже известны следы производящего хозяйства, относятся к мезолиту. Следовательно, производящее хозяйство существует, по их мнению, с мезолита. Другая часть исследователей, рассма­тривая производящее хозяйство как глубочайший поворот в культуре и как черту, выходящую за пре­делы обычного уклада мезолитических племен, на­зывает такие памятники уже неолитическими.

В целом же определенная близость сущностных черт мезолита и конца позднего палеолита, мезоли­та и начала неолита вызвала некоторое замешательство в среде специалистов. Одни из них отказы­ваются от признания мезолита как особой эпохи и считают его так называемым финальным поздним палеолитом, другие, исходя из наличия в мезолите производящего хозяйства, выделяют в нем период докерамического неолита, после которого, по их мнению, начинается ранний неолит, третьи же пола­гают, что финальный верхний палеолит (или фи­нальный поздний палеолит) следует называть мезо­литом, мезолит — протонеолитом, а конец протоне­олита или самое начало следующего после него неолита — уже докерамическим неолитом. Неолити­ческие памятники, соответствующие уровню разви­тия неолита, однако на которых (или в их отдель­ных слоях) керамика не найдена, принято назы­вать бескерамическими. Пожалуй, самую сложную схему перехода от позднего палеолита к неолиту разработал на примере археологических памятни­ков Ближнего Востока Дж. Мелларт. Как он счи­тает, мезолит (часто именуемый «финальным верх­ним палеолитом») «с экономической точки зрения... представляет последний период интенсифицирован­ного собирательства. Термин "протонеолит" указы­вает на приближение "неолитической революции" — периода перехода от присвоения к производству пищи. К неолитическому времени полностью уста­новились земледелие и скотоводство... "Протоне­олит" введен для обозначения периода, в который произошла "неолитическая революция". Хотя есть данные о начале доместикации животных, в этот период остатки культурных растений пока еще не найдены, возможно, по археологической случайности... Даже несмотря на отсутствие остатков зерен, наличие многочисленных ступок и пестиков, зерно­терок и курантов, впервые появившихся в это вре­мя, а также существование ям для хранения запа сов и вкладышей для серпов, все говорит об изме­нениях в экономике. В это же время возникают первые многократно перестраивавшиеся постоян­ные поселения. Появляются могильники и отдель­ные погребения, содержащие украшения — бусы и подвески, что указывает на то, что у человека было время не только для удовлетворения голода. К это­му времени относятся произведения искусства — резные изображения животных и статуэтки верхов­ного божества — богини-матери. Развивается тор­говля, а в конце периода строятся первые города, обнесенные оборонительными стенами, часто мас­сивными» 9.

Докерамический неолит СССР имеет многие вы­разительные черты протонеолита Ближнего Восто­ка, поэтому вместо термина «докерамический не­олит» мы далее будем употреблять термин «прото­неолит» (в той мере, в какой он используется и для памятников Балкан) и схему развития «мезолит — протонеолит — неолит».

В западной части Юга Восточной Европы произ­водящая экономика началась, вероятно, с животно­водства. Первыми здесь приручили тура и дикую свинью. На территории Украины древнейшие кости домашнего быка известны на площади раннемезо-литического (напомним, что археологические памят­ники с мезолитическим обликом инвентаря, но со следами производящего хозяйства мы условились относить к протонеолиту) Васильевского III могиль­ника, на позднемезолитическом поселении Гержево. Кости домашних быка и козы-овцы (пришлой с Во­сточного Прикаспия) обнаружены в слоях докера-мического неолита поселения Каменная Могила (Мелитопольский район Запорожской области). Причем стратиграфия поселения свидетельствует о том, что домашняя коза-овца здесь, как и в других памятниках или культурах неолита Украины, появи­лась позже домашнего быка 10. Вероятно, тогда же начали приручать и свинью, поскольку, например, на позднемезолитических крымских стоянках типа Мурза-Коба до 70 % костей свиней принадлежат молодняку, а обилие костей молодых особей живот­ных принято считать признаком доместикации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: