Определению возраста «серебряного века» Месопотамии способствуют и другие периодизации древней истории Ближнего Востока. Согласно одной из них, в исторической картине шумеров можно выделить пять основных этапов15: «1) последовавшее за сотворением мира начало цивилизации, дарованной богами людям в готовом виде; 2) ниспосланный богами людям в наказание за их высоко мерие, непослушание и испорченность потоп, уничтоживший почти все человечество; 3) новый после-потопный этап, который открывает спасенный богами во время потопа праведник Зиусудра, сюда входит также "кризис при Этане пастыре"; 4) следующий этап ознаменован победой Гильгамеша, правителя Урука, над Агой, правителем Киша; 5) объединение Саргонидами всего Двуречья в единое государство Шумера и Аккада (XXIV—XXII вв. до н. э.)».
Данная схема показывает, что, судя по деятельности Гильгамеша в XXVII в. до н. э., к этому веку послепотопный (третий) этап истории Месопотамии уже должен был закончиться. И поскольку сам этот этап состоял, по сути, из двух подэтапов (возрождения жизни при потомках Зиусудры и событий, связанных с.Этаной), более убедительным будет отнесение того потопа, который связан со спасением Зиусудры и который можно считать Великим, ко времени около 3300 г. до н. э. А это значит, что концом «серебряного века» Месопотамии можно считать именно 3300 г. до н. э. Иными словами, этап потомков Зиусудры в таком случае вероятно соотнести с третьим периодом (вторая половина IV — начало III тыс. до н. э.) истории Месопотамии (по В. М. Массону16), в течение основной части которого — урукской культуры (вторая половина IV тыс. до н. э.) — были сформированы экономические и культурные основы шумерской цивилизации, а в конце — в эпоху археологических комплексов типа Джемдет-Наср (начало III тыс. до н. э.) —утвердилось раннеклассовое общество.
Если это так, то предпотопный (поздний) под-этап «серебряного века» Д. Г. Редера может быть отождествлен со вторым периодом (последняя треть V — первая половина IV тыс. до н. э.) — исто рии древней Месопотамии (по В. М. Массону), когда возникла протошумерская (раннешумерская) убейдская культура, распространившаяся на значительной территории Месопотамии и характеризующаяся строительством ирригационных систем и про-тогородских центров, монументальной храмовой архитектурой. Это время соответствует представлению и о резко выросшем числе людей, и о новом подъеме их могущества. В таком случае ранний подэтап этого века логично считать соответствием первого периода (VI — середина V тыс. до н. э.) этой истории, ставшего временем расцвета земледельческо-ското-водческих неолитических культур Хассуны, Самар-ры, Халафа и раннего Эреду (по В. М. Массону).
И, наконец, «золотой век» вполне вероятно рассматривать отражением памятников, относимых В. М. Массоном к раннеземледельческому неолиту (а другими исследователями — к протонеолиту — докерамическому неолиту) Ближнего Востока и датируемых им VIII—VII тыс. до н. э.
Поскольку древнейшие люди, согласно мифам народов Месопотамии, считались изготовленными из глины, в пользу такого определения «золотого века» свидетельствуют и. находки именно на поселениях протонеолита—докерамического неолита Ближнего Востока необожженных глиняных статуэток женщин и животных (Карим-Шахир, докерами-ческий Иерихон В).
Вполне правомерно соотнесение этапов мифической шумерской истории и с периодизацией развития древнейшего земледелия Месопотамии, предложенной Н. Я. Мерпертом: «золотой век» вполне допустимо отождествлять с его первой фазой (IX— VIII тыс. до н. э.), оба этапа «серебряного века» — со второй (VII тыс. до н. э.) и третьей фазами (конец VII—V тыс. до н. э.) 17
Таким образом, мифическая периодизация истории людей в Месопотамии является в целом параллелью мифической истории месопотамских божеств, в которой, как мы предположили ранее, отражены четыре основных этапа: мезолит (отсутствующий в периодизации истории людей), протонеолит, неолит и медный век.
* * *
Наиболее близкой к месопотамским нам кажется периодизация, которую предложил, основываясь на мифах древних греков, Платон (Политик. 269d— 274d). Он утверждал, что самые первые люди, жившие в эпоху Кроноса, как и все живое в то время, рождались землей, то есть были «земнорожденны-ми». И первоначально жизнь их была легкой и счастливой. Однако затем произошла катастрофа: изменилось направление круговращения Вселенной. Как полагал философ, такое изменение, во время которого Солнце и звезды начинают двигаться в обратном направлении, а время и жизнь пытаются вернуться к исходному моменту, вполне объяснимы, так как в движении Вселенной могут быть выделены по крайней мере три варианта: обычное вращение, обратное вращение и возродившееся обычное вращение: «Бог направляет движение Вселенной, сообщая ей круговращение сам, предоставляет ей свободу, когда кругообороты Вселенной достигают подобающей соразмерности во времени; потом это движение самопроизвольно обращается вспять, так как Вселенная — это живое существо, обладающее разумом, данным ей тем, что изначально ее построил... Все же сколько можно космос движется единообразно, в одном и том же месте, и обратное вращение он получил как самое малое отклонение от присущего ему самостоятельного движения... когда ему дается свобода, космос движется сам собой, предоставленный себе самому на такой срок, чтобы проделать в обратном направлении много тысяч круговоротов,— благодаря тому, что он, самый большой и лучше всего уравновешенный, движется на крошечной ступне».
Однако, уделяя наибольшее внимание древнейшему изменению вращения Вселенной и утверждая, что «перемена в движении Солнца и звезд совпадает с первыми круговращениями», Платон считал такие нарушения жизни Вселенной закономерными и повторяющимися: «Когда же космос отделился от Кормчего, то в ближайшее время после этого отделения он все совершал прекрасно; по истечении же времени и приходе забвения им овладевает состояние древнего беспорядка, так что в конце концов он вырождается, в нем остается немного добра, и, вбирая в себя смесь противоположных [свойств], он подвергается опасности собственного разрушения и гибели всего, что в нем есть», поэтому божество-творец вновь «устрояет космос, упорядочивает его и делает бессмертным и непреходящим».
Платон и другие авторы упоминали о нарушении движения небесных тел и в связи с именами некоторых легендарных царей: «Зевс послал Гермеса к Атрею и приказал договориться с Фиестом о том, что царская власть достанется Атрею в том случае, если Гелиос совершит свой путь в обратном направлении. Фиест согласился, и тогда Гелиос превратил Восток в Запад»; «Об изменении заката и восхода Солнца и других звезд: ведь там, где теперь Солнце восходит, в те времена был закат, и, наоборот, там, где теперь закат, тогда был восход. Но бог явил тогда Атрею знамение и обратил все это вспять, к нынешнему порядку»; «В книгах Марка Варрона, имеющих заглавие "О роде римского народа", пишется следующее (привожу в тех самых выражениях, в каких оно читается у Варрона): "На небе, говорит он, совершилось удивительное чудо: в звезде Венеры, которую Плавт называет Вечернею Звездою, а Гомер — Геспером, с прибавлением эпитета "прекраснейший", произошло, как пишет Кастор, такое диво, что звезда эта изменила цвет, величину, форму и течение, чего не было ни прежде, ни после. Адраст Кизический и Дион Не-апольский, известнейшие математики, говорили, что это случилось при царе Огиге"» (Аполлодор. Метаморфозы. Эпигона. II, 12; Платон. Политик. 269а; Августин Блаженный. О граде божьем. XXI, 8).
Эврипид (Орест. 1001 — 1010) и Павсаний (Описание Эллады. II, 18, 1—2) утверждали, что Солн-це-Гелиос изменило свой путь в ужасе от злодейства Атрея, бросившего в море свою жену, а затем угостившего Фиеста блюдом из его убитых детей. Подобные примеры помнили и древние семиты; так, Дж. Фрезер обратил внимание на то, что и по описанию Ноева потопа всю неделю, предшествующую потопу, Солнце утром всходило на западе, а вечером садилось на востоке.
Жизнь древнейших людей до катастрофы (до изменения вращения Вселенной) была, согласно Платону, примером гармонии в обществе и в отношениях между обществом и природой: «А то, что ты спросил — о самопроизвольном возникновении человеческой природы,— так это относится вовсе не к нынешнему движению [Вселенной], но к тому, что происходило раньше. Тогда, вначале, самим круговращением целиком и полностью ведал [верховный] бог, но местами, как и теперь, части космоса были поделены между собой по родам и стадам божественными пастухами-гениями; при этом каждый из них владел той группой, к которой он был приставлен, спасая человечество от дикости и от взаимного пожирания; не было среди них также ни войн, ни раздоров, зато можно назвать тысячи хороших вещей, сопутствовавших такому устройству. А то, что было сказано об их жизни, согласной с природой, имеет вот какую причину. Бог сам пестовал их и ими руководил, подобно тому как сейчас люди, будучи существами, более прочих причастными божественному началу, пасут другие, низшие породы. Под управлением бога не существовало государств; не было также и собственности женщин и детей: ведь все эти люди появлялись прямо из земли, лишенные памяти о прошлых поколениях. Такого рода вещи для них не существовали: зато они в изобилии
получали плоды фруктовых и любых других деревьев, произраставших не от руки земледельца, но как добровольный дар земли. Голые и неприкрытые
бродили они большей частью под открытым небом. Ведь погода была уготована им беспечальная и ложе их было мягко благодаря траве, обильно произрастающей из земли. Если питомцы Кроноса, располагая обширным досугом и возможностью словесно общаться не только с людьми, но и с животными, пользовались всем этим для того, чтобы философствовать, если они, беседуя со зверьми и друг с другом, допытывались у всей природы, не нашла ли она, с помощью некой особой способности, что-либо неведомое другим для кладовой разума,— легко судить, что тогдашние люди были бесконечно счастливее нынешних. Вдосталь насытившись яствами и питьем, они передавали друг другу, а также зверям сказания — те, что и ныне о них повествуются...»
При изменившемся вращении Вселенной некоторое время «земнорожденные» еще существовали, однако вскоре они погибли. На смену им, в условиях восстановления нормального вращения Вселенной пришли («в начале нынешнего круговорота») «ранние» предки современных людей, дети которых стали рождаться не от земли, а от их самих: «...в тогдашней природе (при изменившемся вращении Вселенной.— Н. Ч.) не существовало рождения живых от живых; уделом тогдашнего поколения было снова рождаться из земли, как и встарь люди были земнорожденными. Воспоминание же об этом сохранили наши ранние предки, время которых соприкоснулось со временем, последовавшим за окончанием первой перемены круговращения: они родились в начале нынешнего круговорота. Именно они стали для нас глашатаями, возвестившими те сказания, в которых многие теперь несправедливо сомневаются».
«Когда этому исполнился срок и должна была наступить перемена (нормальное вращение Вселенной должно было смениться обратным.— Н. Ч.) и все земнорожденное племя потерпело уничтожение, после того, как каждая душа проделала все назначенные ей порождения и все они семенами упали на землю, кормчий Вселенной, словно бы отпустив кормило, отошел на свой наблюдательный пост, космос же продолжал вращаться под воздействием судьбы и врожденного ему вожделения. Все местные боги, соправители могущественнейшего божества, прознав о случившемся, лишили части космоса своего попечения. Космос же, повернувшийся вспять, влекомый противоположным стремлением начала и конца и сотрясаемый мощным внутренним сотрясением, навлек новую гибель на всевозможных животных. Когда затем, по прошествии большого времени, шум, замешательство и сотрясение прекратилось и наступило затишье, космос взял свой обычный разбег Когда космос опять стал вращаться
в направлении нынешних порождений, порядок возрастов снова превратился и заново стал противоположным тогдашнему... теперь уже недозволено было, чтобы живое существо зарождалось в земле из частей другого рода, но подобно космосу, которому устроитель повелел быть в своем развитии самодовлеющим, так и частям его той же властью было приказано насколько можно самостоятельно зачинать, порождать и питать потомство...»
Важным следствием восстановления нормального вращения Вселенной, по Платону, стало возникновение по-настоящему упорядоченной жизни людей, в том числе и производящего хозяйства — скотоводства и земледелия, домашних ремесел (от Афины), искусства использования в производстве огня: «Итак, когда принявший нас в свои руки и пестовавший нас гений прекратил свои заботы, многие животные, по природе своей свирепые, одичали и стали хватать людей, сделавшихся слабыми и беспомощными; вдобавок первое время они не владели еще искусствами, естественного питания уже не хватало, а добыть они его не умели, ибо раньше их к этому не побуждала необходимость. Все это ввергло их в великое затруднение. Потому-то, согласно древнему преданию, от богов нам были дарованы, вместе с необходимыми поучениями и наставлениями, огонь — Прометеем, искусства — Гефестом и его помощницей по ремеслу (Афиной.— Н. Ч.), семена и растения — другими богами. И все, что устрояет и упорядочивает человеческую жизнь, родилось из этого...»
Таким образом, история человечества, согласно Платону, может быть поделена прежде всего на две части: раннюю (жизнь «земнорожденных»), делящуюся на два этапа (первый — до нарушения нор мального вращения Вселенной и второй — при обратном вращении Вселенной) и позднюю (жизнь современных Платону людей, начиная с их ранних предков, когда сами люди стали рождать людей и восстановилось некогда нарушенное круговращение Вселенной).
Вероятно, продолжение этой периодизации дано в «Законах» (677—683b). Когда древнейшие предки современных людей уже смогли достичь достаточно высокого уровня развития, произошла новая катастрофа: потоп. Спастись от него удалось только некоторым коллективам горных пастухов, не являвшихся самой передовой частью человечества. Люди, однако, сохранили многие традиции допотопного периода, в том числе и общественного строя. Их родовой строй, по Платону, был первым государством («династией»), самым справедливым из всех видов власти: «...избежавшими тогда гибели оказались чуть ли не исключительно горные пастухи — слабые искры угасшего человеческого рода, сохранившиеся на вершинах. Когда случилось это опустошение, дела у людей складывались так: кругом была необозримая страшная пустыня, огромная масса земли; все животные погибли, лишь кое-где случайно уцелели стада рогатого скота да племя коз. Эти стада и доставляли сначала пастухам скудные средства к жизни».
«Ввиду своей малочисленности, они с удовольствием взирали друг на друга в те времена, а так как с исчезновением искусств пропали, если так можно сказать, чуть ли не все средства сноситься друг с другом по суше или по морю, то людям не очень-то было возможно встречаться друг с другом. Железо, медь и все руды слились воедино и скрылись под землей, так что стало очень трудно их извлекать; поэтому редко удавалось тогдашним людям срубить дерево. Если где-то на горах и находи
ли уцелевшее орудие, то оно из-за частого употребления скоро изнашивалось, нового же взять было негде, пока снова не возродилось среди людей искусство добычи металла. Столько же времени или даже долее не существовали тогда и те искус
ства, для которых нужно железо, медь и тому подобное. И вот в те времена совершенно исчезливо многих местах междоусобия и войны… Тогдашние люди любили друг друга и, вследствие покинутости, относились друг к другу доброжелательно;
пищу им также не приходилось оспаривать друг у друга, ибо не было недостатка в пастбищах — разве что кое у кого вначале,— а этим-то они в то время и жили по большей части. Не могло у них быть и недостатка в молоке и мясе; кроме того, они охотой добывали себе изрядную пищу. В изобилии имели они одежду, постель, жилища и утварь, как обожженную, так и простую; ибо ни одно из искусств, связанных с лепкой и плетением, не нуждается в железе. Оба этих искусства бог даровал людям, чтобы человеческий род, когда ощутит недостаток в железе, все же мог продолжаться и процветать. Благодаря этому не было особенно бедных, так что бедность не принуждала людей к вражде. С другой стороны, они не могли также стать богатыми: ведь в
те времена у них не было ни золота, ни серебра. Самые благородные нравы, пожалуй, возникают в таком общежитии, где рядом не обитают богатство и бедность. Ведь там не будет места ни наглости, ни несправедливости, ни ревности, ни зависти. По этой причине люди и благодаря так называемому простодушию тогда обладали достоинством: по простоте душевной они считали истинным и повиновались всему тому, что слышали о прекрасном и безобразном. Ибо никто из них не обладал той хитростью, которая в наши дни заставляет во всем подозревать ложь; они считали истиной все рассказываемое о богах и людях и сообразно этому жили...»
«...По сравнению с людьми, жившими до потопа, и нынешними они были менее сведущи и опытны в различных искусствах, в том числе и в военном деле... те люди были более цельными и мужественными, а вместе с тем и более рассудительными и вообще более справедливыми. В тот отрезок круговращения у них еще не было письменности, но
жили они, следуя обычаям и так называемым стародедовским законам. Мне кажется, все называют тогдашнее государственное устройство династией. Оно и до сих пор встречается во многих местах как среди эллинов, так и у варваров. Гомер рассказывает, что именно так было в месте пребывания Киклопов, говоря:
Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов; В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый Властвует, зная себя одного, о других не заботясь».
«...Вследствие затруднительного положения, создавшегося после опустошения, люди разделились по родам, с определенным местопребыванием для каждого, причем господствовал старейший, так как он получил эту власть от отца и матери; за ним следовали остальные, составляя, точно птицы, одну стаю, И они находились под управлением законов наших дедов и наиболее справедливой из всех царской власти».
Это первое, самое раннее государство, существовало еще в эпоху Кроноса, однако, по мнению Платона, было самым справедливым и должно было быть образцом, к которому следует стремиться, создавая идеальное государство будущего: «...Кронос знал, что никакая человеческая природа... не в состоянии неограниченно править человеческими делами без того, чтобы не преисполниться заносчивости и несправедливости; сознавая все это, Кронос поставил тогда царями и правителями наших государств не людей, но демонов — существ более божественной и лучшей природы... Сами они с необычайной легкостью, не затрудняя людей, заботились о них и доставляли им мир, совестливость, благоустроенность и изобилие справедливости, что делало человеческие племена свободными от раздоров и счастливыми».
Во время второго государства произошла консолидация небольших родовых коллективов, появились постоянные руководители, династии превратились в аристократии или царства: «Затем в общение с ними вступает все большее количество людей, составляя большие по размеру сообщества. Прежде всего они обращаются к земледелию на склонах гор, сооружая ограды из терновика, наподобие стен
в защиту от зверей и образуя общее большое жилище. Эти большие жилища увеличивались за счет первых, небольших. Каждое из меньших сообществ делилось на роды во главе со старейшиной и имело свои собственные обычаи, возникшие под влиянием раздельного жительства. Благодаря различным родоначальникам и воспитателям они приучались к различным воззрениям на богов и на самих себя. От более порядочных воспитателей они перенимали большую упорядоченность, от мужественных — большую мужественность и точно таким же образом запечатлевали в своих детях и внуках усвоенные ими взгляды. Словом, они вошли в большее сообщество, имея каждый свои законы. Вслед за этим сошедшиеся неизбежно должны были сообща избрать некоторых лиц из своей среды, чтобы те, которые им больше понравятся, и, ясно изложив, представляли бы на общий совет руководителей и вожаков, игравших роль царей народов. Сами они должны были получить наименование законодателей, назначить должностных лиц, а государственный строй изменить, введя вместо династий аристократический образ правления или какой-либо род царской власти».
Третье государство, согласно Платону, явилось продолжением второго, когда люди второго государства, спустившись с предгорий, основали на равнинах Трою и другие города. Конец этому государству принес приход в Грецию дорийцев после падения Трои: «Я хочу указать теперь еще и на третью форму государственного устройства, в которой сливаются все виды и состояния государственных правлений и вместе с тем государства...
Та, на которую вслед за второй указывает и Гомер, так описывая ее возникновение: "Он основал Дарданию",— говорит он где-то, когда Илион знаменитый
Не был еще на равнине в то время построен, и люди
Жили тогда на предгорьях богатой потоками Иды.
Обитателями возвышенности был основан Илион среди обширной прекрасной равнины, на невысоком холме, омываемом многими реками, стекающими с высот Иды... Люди должны были полностью забыть о только что упомянутом опустошении, если, доверившись каким-то не очень высоким холмам, они решились основать город, несмотря на угрозу многих стекающих с высот рек. Тогда было заселено уже много других городов ввиду увеличения числа людей Они-то и выступили в поход против Илиона, возможно, даже и по морю, так как все уже безбоязненно им пользовались. В течение этого десятилетнего промежутка, пока шла осада Илиона, на родине каждого из осаждающих случилось немало бед из-за сопротивления молодых, которые неблагосклонно и не по-справедливому приняли воинов, возвращающихся в свои города и дома, так что произошло немало смертей, убийств и изгнаний. Но тогдашние изгнанники снова возвратились, переменив свое имя: вместо ахейцев они стали называться дорийцами, так как их собрал тогда Дорией. В этом у вас, лакедемонян, заключается начало и конец всех наших преданий».
С приходом дорийцев наступила эпоха последнего, четвертого государства («племени»), которое продолжалось и при Платоне: «...Мы пришли опять к лакедемонским учреждениям, правильность которых вы утверждаете, и к критским, родственными с ними в смысле законов....Мы последовательно рассмотрели три государства, учреждение которых отстояло друг от друга, по-нашему, на огромный промежуток времени. Данное же государство, или, если угодно, племя, представляется нам уже четвертым, некогда учрежденным и поныне сохраняющим свои установления».
Итак, попытаемся определить историческое содержание каждого из выделенных Платоном периодов.
Общество древнейших людей — «земнорожден-ных», «лишенное памяти о прошлых поколениях» с их присваивающим хозяйством в условиях расцвета современной природы и архаического первобытного строя имеет черты мезолита. Не случайно ли это? Давайте рассуждать. Важнейшей чертой «земнорожденных» (отраженной в их названии) было отсутствие у них представления о рождении людей от людей, а животных от животных (в чем они противопоставлены следующей эпохе — ранним предкам греков), что можно объяснять отсутствием у «земнорожденных» как стабильной парной семьи, при которой осознаётся роль отца в рождении ребенка, так и животноводства с его селекционной деятельностью. Проверке стадиальной принадлежности таких воззрений должно послужить привлечение достоверных массовых данных о воззрениях, открытых европейцами, наиболее отсталых, на уровне каменного века народов. Вероятно, наиболее подходящими в этом отношении можно считать верования австралийцев, находившихся, как ныне считают, до прихода европейцев на уровне мезолита и не имевших ни производящего хозяйства, ни керамики.
Известно, что основные представления о жизни общества и природы были связаны у австралийцев с тотемическими символами, обычно объединяемыми под общим названием «чуринга» 18. Напомним вкратце об этих представлениях.
Чурингами или функционально близкими к ним символами служили, как правило, удлиненные плоские камни (в том числе и галька) или куски дерева различных размеров, хотя известны чуринги и других форм. Чуринги обычно орнаментировались и натирались жиром. Орнамент их представлял собой реалистические или схематические изображения — В виде концентрических кругов, спиралей, линий, точек — тотемических предков (змей, черепах, рыб, птиц, животных, растений) и запись связанных с ними сказаний (рис. 17, 1 19). Использование тотемических символов во время обрядов было различным: одни из них держались в руках, другие — кла лись на землю, третьи — имудунга и юмунтунгу — втыкались вертикально в землю специально заостренным концом. Особым видом чуринг были гуделки, или жужжалки, имевшие отверстие, к которому
Рис. 17. Тотемические символы, соответствующие мезолиту (1, 8) и позднему палеолиту (2— 7):
привязывался шнур. Во время обряда гуделка вращалась над головой и издавала характерный звук, за что и получила у европейцев такое название.
Вся жизнь австралийца и все его обряды неразрывно связывались с чурингой. В сложном комплексе представлений об этом культовом предмете особого внимания заслуживает то, что он выступал фактически символом истории австралийца и всеобщим началом всех тех частей Вселенной, которые касались и интересовали человека — средоточием зародышей людей, животных, растений, камней, явлений природы (наряду с чурингами такими местами сохранения зародышей могли считаться и некоторые другие объекты, например, большие камни). Зародыши были вложены в чурингу тотемом в давно прошедшее время его жизни — «времена сновидений», а привести к оживлению эти зародыши можно было во время основного во всей духовной культуре австралийцев обряда, когда чуринга натиралась жиром и охрой, а совершающие обряд напевали и приговаривали специальные заклинания (считалось, что в результате таких действий тотем заставит зародыши выскакивать из чуринги, а закончив свой жизненный круг, они вновь возвратятся в чурингу). Чуринга олицетворяла тело тотема и одновременно тело владельца чуринги (хотя иногда чуринга
1 — австралийская чуринга (гуделка), связанная с культом кенгуру; 2 — фигурка птички (и женщины?). Мезин; 3, 5 — яйцеобразный предмет и женская статуэтка. Костенки I; 4 — пластинка с изображением змей (?). Мальта; 5—7 — наскальное изображение из Белдиби и галька из пещеры Кара'Ин; 8 — галька из Мас д'Азиль
небольших размеров могла олицетворять и не все человеческое тело, а только его важнейшую часть). Выполняя обряд с чурингой, ее владелец приобщался к героическим деяниям тотема, отождествляясь с ним и становясь таким же могучим, как он. Таким образом, чуринга воспринималась высшим символом единения прошлого (героической эпохи тотема) и настоящего, единения человека, общества и всей природы. Одни чуринги предназначались для выполнения только определенных обрядов, другие считались универсальными. Принадлежащие к тотемической группе чуринги хранились в священных хранилищах, куда доступ посторонним, женщинам и непосвященным запрещался под угрозой смерти. Женщинам не разрешалось даже видеть свою чурингу, а мальчик становился владельцем собственной чуринги, лишь пройдя обряд инициации. Верховными хранителями общественных чуринг были старики, как правило, старейшины тотемических групп. Мужчина мог иметь личную чурингу при себе.
За пределами Австралии предметы, функционально близкие к чурингам, известны прежде всего у различных этнических групп Новой Гвинеи, Восточной Индонезии и у тасманийцев. Отдельные пережитки представлений об этом культовом предмете известны и у народов Сибири 20. Так, эвенки считали, что Вселенная состоит из трех миров (трех частей вселенской реки) — верхнего (места обитания родовых душ), среднего (мира людей), нижнего (мира мертвых). Место вершины родовой реки, где жили души-оми, выходя из жилища омирук («вместилище оми»), называлось дэтур (производное от которого — дэтуринг — означает «мир предков»). С приходом времени рождения нового человека оми покидала верхний мир и падала в мир людей в чум, в очаг, где жила мифическая хозяйка огня (являвшаяся и хранительницей душ сородичей), от которой оми переходила в тело женщины. Когда оми проникала в женскую утробу, там возникали человеческое тело и его телесная душа — бэен («тело», «человек», «мужчина», «самец», «личность», «сам», при обращении — «друг»). Душа-бэен считалась неотделимой от тела, а ее гибель (под влиянием злых духов) означала смерть тела и переход телесной души в мир покойных предков рода.
Душа-оми с телом не отождествлялась и становилась видимым двойником тела — его отражением в виде тени («ханян»). После смерти человека его бэен отвозилась шаманом в мир мертвых, а ханян снова становилась оми и уходила на вершину родовой реки в родовое вместилище душ — омирук. Однако обитающий в нижнем мире дух предков манги (мифический первопредок — медведь) вскоре обнаруживал, что у прибывшего умершего нет его двойника— тени ханян. Манги шел на вершину реки за оми и вел ее оттуда в нижний мир, но по дороге та превращалась в утку, улетала в средний мир людей и, прячась в утробе женщины, давала новую жизнь.