Изменение числа созвездий зодиака в весенне-летний период (6850 г. до н. э.— наше время) 6 глава




Вероятно, в наибольшей степени сказанное под­тверждается общими представлениями о высшей мере существования — смысле жизни, ведь сопо­ставление письменных источников и мифов у гре­ков, индийцев и египтян с археологическими памят­никами Юго-Запада СССР и Египта позволяет го­ворить о синхронизации изменения и смысла погре­бального обряда этих народов в медном — ранне-железном веках49.

Можно полагать, что в медном веке развитой погребальный обряд, связанный с культом предков и вознесением душ на небо, еще не сложился. Осво­бождаясь от тела, души умерших должны были представать перед судом божеств мертвых: души справедливо живших затем отправлялись для счастливого проживания в Страну (на Острова) блаженных, а живших несправедливо — на вечные муки в темницу (Тартар). Немногочисленные по­гребения, совершенные на территории поселений, в том числе и под жилищами, вероятнее рассматри­вать в качестве жертвоприношений, а не «настоя­щих» погребений. Тела всех остальных умерших от­правляли в мир мертвых иначе (вероятно, спускали по реке). Только с конца медногоначала бронзо-вого века распространяются специальные погре­бальные сооружения, часто сложные, и располагаю­щиеся за пределами поселений. В частности, древ­нейшими катакомбами можно считать халафские катакомбы медного века, впущенные в насыпь, об-pазованную более ранним хассунским поселением Ирымтепе I (которая выполняла роль насыпи кургана). Вариантом катакомбы выступали подземные части многих египетских мастаб и пирамид, в том числе и древнейшей пирамиды — Джосеровой. Но мастабы стали каменной стилизацией земляной могильной насыпи (подобной насыпи кургана), а пирамиды — многократным повторением мастабы. Следовательно, мастабы, пирамиды и курганы род­ственны между собой. Хотя курганы характерны для бронзового века, они впервые появляются еще в медном веке. Мастабы с подземными погребаль­ными камерами, напоминающими катакомбы, изве­стны в Египте с Раннего царства. Если эпоху этого царства считать медным веком, а начало Древнего царства — началом бронзового века (что синхронно медному и началу бронзового века Украины), то курганы и катакомбы были в целом явлением син­хронным, возникшим в медном веке.

Пирамида считалась, помимо прочего, символом илистого плодородного первородного возрождающе­гося холма с возникающим на нем богом-творцом. Иероглиф, который одновременно означал перво­бытный «холм творения» и «являться в славе», изо­бражался в виде возвышающейся над горизонтом дуги холма, обрамленной двумя устремляющимися вверх лучами, что соответствовало внешнему виду дуги кургана. Со времени появления пирамид (в Древнем царстве) погребение фараона, считавшего­ся рожденным из тела бога Солнца, предусматрива­ло его обратное слияние с Солнцем, то есть превра­щение в бога. Символом восходящего Солнца, со­гласно выводам Л. Крживски, и была пирамида. Возродиться полубогами для службы царю-солнцу должны были И вельможи, погребаемые в масштабах, которые поэтому также следует считать симво­лами Солнца.

Таким же первородным холмом (сооружаемым как правило, из плодородного чернозема и часто несшим на себе статую (стелу) бога-творца) и од­новременно символом части диска восходящего Солнца представляется курган, форма которого при сооружении с помощью различных досыпок часто становилась ступенчатой (как и у ранней древнееги­петской пирамиды) и имела иногда в плане вид сложного символа Солнца. Это соответствовало ут­верждению у многих народов — именно при перехо­де к уровню бронзового века! — представлений о предназначении погребального обряда как об усло­вии ухода душ умерших на небо 50. В Древнем цар­стве полагали, что после смерти фараон и вельможи благодаря своему священному знанию навсегда ста­новились бессмертными небожителями, а народ, ве­роятно, перевоплощался для новой земной жизни. В это время (синхронное РБ Юго-Запада СССР) фараонов хоронили в пирамидах, вельмож — в мас-табах, простой народ — в простых гробницах на кладбищах. В Среднем царстве (этовремя С Б Юго-Запада СССР), как и раньше, фараонов хоро­нили в пирамидах, вельмож — в мастабах, осталь­ных — на кладбищах, но теперь и простой человек мог достичь вечного блаженства (по решению по­смертного суда богов), если он при земной жизни соблюдал законы, творил добро, а к смерти имел царские пирамидальные заклинания. В Новом цар­стве (время ПБ и РЖ I Юго-Запада СССР) всех свободных, в том числе и фараонов, хоронили в гробницах (а некоторые гробницы даже простого люда имитировали пирамиды); все они должны бы­ли оправдываться в грехах перед посмертным судом богов и иметь с собой священные заклинания за­упокойного культа простых смертных, а не фараонов.

Индоевропейцы входили в число народов, сооружавших, вероятно, уже древнейшие курганы, и, со­гласно представлениям индоевропейцев, лучше все­го зафиксированным у греков и индийцев, эволюция смысла погребального обряда, подобная египет­ской (начиная с бронзового века), была присуща и им. Первоначально бесспорным правом на вечное блаженство, обусловленное социальным происхо­ждением и владением особым знанием, пользова­лась знать, остальные же члены общества, как мы уже отмечали, возвращались после смерти к новым земным воплощениям. Впоследствии это право мож­но было заслужить и соответствующим поведением, а еще позже — и принеся божествам специальные, часто обильные жертвы. Первой стадии соответство­вали, очевидно, немногочисленные курганы РБ, со­оружавшиеся, вероятно, только для знати, второйкурганы СБ, погребения знати в которых выделя­лись особыми космическими символами, способство­вавшими перенесению их душ в область вечного блаженства (в отличие от душ простого народа, ко­торые, поднявшись на небо, затем вновь возвраща­лись на землю), третьейунификация погребаль­ного обряда ПБ и появление в условиях нового вит­ка социального расслоения бедных бескурганных и особо богатых курганных захоронений конца брон­зовогоначала железного веков.

Синхронизация появления курганов, катакомб, сооружений, аналогичных курганам и катакомбам, как и синхронизация смысла погребального обряда индоевропейцев (хоронивших своих умерших в кур­ганах) и других народов, прежде всего египтян, по­зволяет предполагать, что древнейшие катакомбы закономерно появились на территории Юго-Запада СССР вместе с первыми курганами. Как вариант катакомб можно рассматривать и гробницы со впускными шахтами.

 

...Въ время царства его спадоша клеще с не­бесе, нача ковати оружье. Преже бо

того палица­ми и камением бьяхуся.

Повесть временных лет

 

Плод современной научной мысля, археологиче­ская периодизация, разумеется, несет на себе отпе­чаток субъективизма, при ее разработке могут ска­заться недостаток знаний, неверные трактовки тех или иных явлений древности... Поэтому было бы ин­тересно попытаться хоть в какой-то мере скоррелировать ее с представлениями о периодизации, су­ществовавшими у самих древних людей. Наиболее ценными для нас в данном случае являются месопотамские клинописи IIIII тыс. до н. э., излагаю­щие мифы о возникновении и дальнейшем развитии Вселенной и человеческого общества. В обобщении Д. Г. Редера передано несколько таких месопотамских схем, в частности периодизацию истории шу­меров, отраженную в повествовании о жизни богов («бессмертных»): «Жизнь бессмертных была скуд­ной и бедной. Ануннаки питались травой и коренья­ми и не знали, что такое хлеб; они пили воду из канав и не имели представления о молоке и вине; они не умели ткать и покрывались гирляндами ли­стьев и циновками из тростника. И вот задумали боги улучшить жизнь на земле, сделать ее богаче и разнообразнее. Семь величайших богов, решающих судьбы бытия, и пятьдесят богов и богинь, подаю­щих советы, собрались в зале творения, в доме Ду-ку, и слепили из глины божественного юношу Ла-хара, кроткого пастыря, и его сестру, прилежную и заботливую богиню зерна Ашнан.

Лахар пригнал с небес на землю стада овец и коз и стал пасти их на безбрежных привольных лу­гах земного диска. Для Ашнан мудрый Энки создал мотыгу, и она провела на полях первые борозды и засеяла их зернами пшеницы и полбы. Вскоре под­нялись и зашелестели первые кудрявые колосья. Образованные боги построили для Ашнан великий дом, где хранились мотыги, а потом Энки смастерил первый плуг и запряг в него пару ослов. Ашнан растерла зерна на плоском камне и испекла первые хлебы. Она выжала сок из зерен сезама, из плодов финиковой пальмы и из винограда и приготовила для богов три сорта хмельного напитка.

В это время Лахар устраивал загоны для овец и коз, выдаивал полные ведра молока и стриг овечью шерсть. На помощь ему мудрый Энки послал трудо­любивую богиню Утту, которую научил ткать теп­лые одежды.

Сперва юный Лахар дружил со своей сестрой Ашнан, но затем стали они... спорить о первенстве...

...И собрался совет великих богов, и выслушал брата и сестру, и вынес решение: "Только хлебом можно насытиться, ибо он укрепляет тело, а вино веселит сердце. Хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан, питающая богов и богинь, должна занимать первое место, и брат ее Лахар не смеет равняться с нею, а должен чтить ее и призна­вать ее старшинство"»1.

Таким образом, хотя в данном мифе действую­щими лицами выступают божества, в нем вырази­тельно выделяются несколько этапов развития жиз­ни людей (каждый из этапов начинается с опреде­ленного решения или поступка верховных божеств). Наиболее интересным кажется деление древнейшей истории на две части — раннюю (время присваи­вающего хозяйства) и позднюю (время производя­щего хозяйства, для ведения которого старшими бо­жествами специально вылепливаются из глины новые божества), а также то, что каждый из этапов жизни божеств соответствует современным представлениям об отдельных археологических эпохах:

1) этап собирательства (присваивающего хозяйства) в условиях современной растительности (мезолит);

2—3) этап появления и этап утверждения живот­новодства и мотыжного земледелия (протонеолит и неолит);

4) этап появления пашенного земледелия, загон­ного содержания скота, развитого ткачества (оче­видно, со станком), выделения земледелия в каче­стве основной отрасли хозяйства, оттеснившей жи­вотноводство на второй план (медный век).

Случайно ли такое совпадение? Не является ли оно плодом нашей фантазии? Чтобы попытаться от­ветить на этот вопрос, обратимся к периодизации, повествующей уже о жизни людей, которые так же, как и Лахар и Ашнан, были вылеплены из глины. Шумеры полагали, что уродов вылепила божест­венная мать Нинмах, а «сильных и разумных муж­чин и женщин, во всем подобных богам» — бог Энки. Согласно вавилонской версии, людей создал Мардук: «Он зарезал свирепого Кингу, супруга по­бежденной Тиамат, смешал его кровь с глиной и вылепил людей. Во всем они уподоблялись богам, но были слабее их, и время жизни их было ограни­чено. Состарившись, они должны были спускаться навсегда в страну без возврата, в мрачный подзем­ный мир, оставив на земле детей и внуков для слу­жения бессмертным богам» 2.

Д. Г. Редер называет первый этап жизни «золо­тым веком»: «Давным-давно, много столетий назад, на земле царили мир и согласие. Не было жалящих змей, не появлялись ядовитые скорпионы. Только быки и ослы бродили по степям, только овцы и ко­зы резвились на лугах, не опасаясь хищников. Они спокойно щипали траву, не нуждаясь в защите па­стыря, ибо нигде не встречали ни свирепого льва, ни хищного волка, ни жадной гиены, ни дикой со­баки.

Все люди говорили на одном языке и жили в ми ре друг с другом. Не было страха и зависти. Ни один человек не соперничал с другим за власть и богатство. Никто не нападал на соседа и не проли­вал его крови. Великий Шумер, страна божествен­ных законов, и соседние с ним земли Шубур, Хама-зи, Ури и лежащая далеко на западе страна Марту жили в мире и согласии, не враждуя друг с дру­гом. Люди имели в изобилии пищу и одежду, доста­вавшиеся им без труда и усилий. Богиня Ашнан вы­ращивала для них зерно, бог Лахар доставлял им ягнят и козлят, а великая мастерица Утту ткала для них белоснежные теплые шерстяные ткани. Люди жили в довольстве и изобилии, производили потом­ство, воздвигали дома и башни и согласным хором, на едином языке славили своего властелина, ста­рейшину богов Энлиля» 3.

Впоследствии, однако, Энки и Энлиль «раздели­ли народы, и каждый стал говорить на своем языке. Между странами начались войны. Народы, жившие прежде в мире, теперь нападали друг на друга, ра­зоряли города и деревни, угоняли в плен женщин и детей. А затем и внутри племени начались распри. Тот, кто прежде никогда не держал в руках оружия, обнажил кинжал против своего собрата и соседа. Тот, кто никогда не спорил, стал натягивать лук и пускать стрелы в своих единоплеменников. Свире­пый бог Ирра вооружил бедняков против богатых и униженных против господ. Они стали поджигать храмы и метать огонь во дворцы. Они поднялись против наместников царя и против самого царя» 4.

Какой может быть эпохальная оценка этого эта­па? Образ жизни мирно и в достатке сосуществую­щих первых равноправных людей и родственных этнических групп, занимающихся земледелием, раз­ведением мелкого рогатого скота

 

и ткачеством, строительством домов, может соответствовать протонеолитунеолиту (явных черт медного века мы здесь не усматриваем). Однако настораживает упо­минание о строительстве башен, и совсем уже непо­нятной становится на первый взгляд вторая полови­на «золотого века»,— ведь, согласно данному мифу, в обществе указанного времени произошли настоль­ко глубокие перемены, которые возможны, казалось бы, только при смене первобытнообщинного строя раннеклассовым. Объяснение всему этому дают ма­териалы ближневосточных поселений (рис. 16)5.

Палестина. Докерамический неолит А. Поселе­ние Иерихон, VIII тыс. до н. э. (здесь и далее даты поселений Ближнего Востока определены радиоуг­леродным методом).

«Возникший город состоял из круглых домов на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая... Обо­ронительная система Иерихона достаточно внуши­тельна. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8,5 м, глубиной 2,1 м. За рвом выстроена каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоту 3,94 м». В результате двух перестроек «высота каменных стен достигла 5 м. Выше следовала кладка неизвестной высоты из сырцового кирпича. При раскопках найдена боль­шая круглая каменная башня, сохранившаяся на высоту 8,15 м, с тщательно сложенной внутренней лестницей, ведущей наверх. 28 ступенек и наклонная крыша башни были сложены из цельных каменных плит шириной 1 м. У подножия

 

Рис. 16. Композиции из святилищ бескерамического неолита Чатал-Гуюка (слои VII—VI), соответствующие мифам о Зев­се-быке или Зевсе-мужчине и Европе-женщине или Европе-ко­рове (или о близких им по функциям божествах) (14) и о божественных быках (5)

 

лестницы в восточ ную часть башни вел проход длиной 3,94 м, высотой 1,7 м... Башня существовала долго; во время пере­строек городской стены к ней были добавлены два панциря... Вероятно, башня была построена в нача­ле VIII тыс. до н. э.». Одно из помещений, «погиб­шее при пожаре, дало радиокарбонную дату 6935 г. до н. э. После этого насчитываются еще четыре пе­риода существования круглых домов, а затем го­родская стена обвалилась и начала размываться. По-видимому, город после этого наконец опустел. Долгое существование города докерамического не­олита А прослеживается и в других траншеях, где может быть выделено не менее 23 строительных пе­риодов...

Сооружение этой оборонительной системы по­требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы, существования цент­ральной власти для планирования, организации и руководства работами и материальных излишков для их оплаты. Численность населения в этом го­родском центре могла достигать двух тысяч чело­век, причем эта цифра, возможно, занижена. Пред­полагается, что оборонительная система была по­строена для защиты от пришельцев, которые в кон­це концов заселили Иерихон в период неолита В... Охота и рыболовство, очевидно, не могли послужить основой роста Иерихона, и, чтобы прокормить насе­ление в две тысячи человек или более того, надо было заниматься земледелием. Однако не похоже, чтобы оно процветало в Иерихоне...

Должен был существовать другой источник до­ходов, и им могла быть торговля. Иерихон был рас­положен удачно для коммерческих предприятий: он контролировал ресурсы Мертвого моря, соль, битум и серу... Обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синая и раковины каури из Красного моря найдены в руинах города, только небольшая часть которого раскопана. Если бы были открыты мастерские и склады, должны были добавиться и многие другие материалы...»

Палестина. Докерамический неолит В. Поселе­ние Иерихон (VII тыс. до н. э.): хозяйство «про­должало базироваться на земледелии (детали неиз­вестны), использовании домашних животных (ко­зы, собаки и кошки (?))... и поддерживалось охотой на газелей... Новое поселение было, очевидно, даже больше предшествующего и, насколько установлено, к середине периода окружено оборонительной сте­ной из огромных каменных блоков... Некоторые со­оружения считают святилищами; простейшее из них состоит из маленькой комнаты с нишей в стене на­против входа. В эту нишу могли ставить каменную стелу. Другое святилище — его план прослежен полностью — выглядит как "мегарон": возможно, перед входом были колонны. Третье сооружение с большой комнатой, по крайней мере 6х4 м, и по­лукруглыми пристройками вдоль ее длинных стен могло служить также культовым целям».

К названному периоду относится и поселение Бейда: «Во всех слоях обнаружены массивные ка­менные стены, окружавшие поселение, состоявшее из многочисленных мастерских, группировавшихся вокруг одного или нескольких жилых помещений...» Бейда была, возможно, «рыночным центром», конт­ролировавшим «торговые пути из пустыни к Среди­земноморскому побережью, в Газу, и от Красного моря в долину Иордана и в Иерихон...»

Анатолия. Неолит. Поселение Чатал-Гуюк (вто­рая половина VII — первая половина VI тыс. до н. э.): «Занимая площадь 13 га... является самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке... 12 строительных горизонтов (0-Х), существовавших в течение тысячелетия, с 6500 до 5650 гг. до н. э.... демонстрируют постепенное и непрерыв­ное развитие этой культуры... Керамика появилась впервые в X—IX горизонтах... Полностью керами­ческими... могут считаться лишь слои V-0... Послед­ние строительные горизонты, начиная с VI А, сохра­нили следы разрушительных пожаров... Дома и свя­тилища строили целиком из формованного кирпи­ча-сырца... Из-за своеобразной системы входов на­ружная часть поселения представляла собой мас­сивную стену, и другие оборонительные сооружения были не нужны...

Хозяйство базировалось на экстенсивном зем­леделии, скотоводстве (овцы и крупный рогатый скот?) и охоте на дикого быка... благородного оле­ня, дикого осла, кабана и леопарда. Рыболовство играло сравнительно незначительную роль, но до­вольно часто встречаются кости птиц и яичная скор­лупа... выращивали эммер, пшеницу-однозернянку, голозерный ячмень, горох, обычную и горькую вику. Растительное масло добывали из крестоцветных, миндаля и фисташек. Обнаружено большое количе­ство семян крапивного дерева, из него, по-видимо­му, изготовляли вино... с большим основанием мож­но предположить, что варили и пиво.

Еще одним, если не самым значительным источ­ником дохода была торговля...

Охра и другие краски добывались из окружаю­щих долину холмов, как и окаменелые раковины, лигнит, медная и железная руда, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти сырые материалы ис­пользовались обитателями поселения,но местополо­жение мастерских еще не определено...

С погребенными клали заупокойные дары: с женщинами и детьми украшения (ожерелья, ручные и ножные браслеты), мотыги или тесла из диорита, костяные шпатели и ложки, особенно если Женщины были похоронены вместе с детьми. Если хоронили членов общества, занимавших более заметное поло­жение, то клали обсидиановые зеркала, корзинки с румянами и косметические шпатели. В мужских по­гребениях находят навершия булав, кремневые кинжалы, обсидиановые наконечники копий, дроти­ков и стрел, глиняные печати, костяные крючки и петли и застежки для поясов».

В девяти строительных горизонтах Чатал-Гуюка открыто 40 храмов (или святилищ): «Святилища имели тот же план и устройство, что и жилые дома, но отличались богатством убранства или его харак­тером. Они составляли комплекс построек, и одно святилище обычно состояло из четырех или пяти комнат...»

Значительная часть западных исследователей считает поселения, подобные Чатал-Гуюку, неоли­тическими городами или агрогородами, по мнению же советских ученых, Чатал-Гуюк, даже имея зна­чительное число жителей (от 2 до 6 тыс.), не являл­ся таковым, поскольку не был центром торговли или ремесленного производства: «Различные виды про­мыслов при всем совершенстве производимых изде­лий не выходили за рамки первобытного ремесла, не связанного с товарным производством. Получе­ние различных видов сырья, главным образом в ближайшем окружении, также вполне укладывается в рамки простого обмена или же так называемых торговых экспедиций. Поэтому нет оснований пре­увеличивать и торговую функцию этого первобыт­ного поселения». Так что даже Чатал-Гуюк вероят­нее называть центром сельскохозяйственной округи в системе более мелких поселков, полагая, что посе­ления его типа «стоят у истоков формирования древ­невосточных городов, которое происходит лишь в результате длительной социально-экономической и культурной эволюции». Именно при таком объясне­нии становится понятным, почему после запустения Чатал-Гуюка (и подобных ему поселений) в Малой Азии столь значительные центры появляются лишь в IV—III тыс. до н. э.6

Месопотамия. Докерамический неолит. Поселе­ние Магзалия (Джебел Магзалия), VIII—VII тыс. до н. э.: «Обнаружены большие прямоугольные до­ма из глины, построенные на основаниях из дикого камня». Поселение, «подобно Иерихону, обнесено стеной, сложенной из массивных камней, имело башню и специально оформленные ворота... На по­селении найдено медное кованое шило — древней­шее свидетельство применения металла в Месопо­тамии».

Месопотамия. Неолит. Поселения самаррской культуры (VI — середина V тыс. до н. э.).

Известно несколько таких поселений, в первую очередь Телль эс-Саввана в центральной части Ира­ка, а также группа поселений близ Мандали. «Круп­ные поселения из многокомнатных домов окружали оборонительные стены. В Телль эс-Савване предпо­лагают существование святилищ особой плани­ровки».

Число подобных примеров может быть продол­жено, но и приведенных достаточно, чтобы смело утверждать: описанные выше поселения — законо­мерность как докерамического, так и керамического неолита Ближнего Востока. По Н. Я. Мерперту, они появились, в частности, в Месопотамии еще во вто­рой фазе (VII тыс. до н. э.) развития древнейших земледельческих культур этой территории,— но лишь в ее предгорных районах. А во время третьей фазы (конец VII—V тыс. до н. э.) такие поселения стали характерными практически для всей террито рии Месопотамии, включая и районы возникновения будущей шумерской культуры: «В этот период (тре­тьей фазы.— Я. Ч.) достигает расцвета общинное ремесло, резко активизируются внешние и внутрен­ние связи, в результате которых поступает обсиди­ан, металлы, бирюза и пр. Явный рост прибавочно­го продукта предполагает возможность концентра­ции его в руках отдельных семей. Взаимосвязанные и уже дифференцированные поселения образуют группы, в которых к концу фазы выделяются "про-тогородские" центры»7.

Однако тенденции распада первобытного строя здесь были еще незначительны, что довольно хоро­шо отражено и в погребальном обряде: с одной сто­роны, могильники процветающих поселений (таких, например, как Чатал-Гуюк или Телль эс-Саввана) разнообразием своего погребального инвентаря сви­детельствуют о росте благосостояния жителей этих поселений, а с другой — имущественная разница между погребенными в одном и том же раннеземле­дельческом могильнике не особенно заметна 8.

Таким образом, комплекс черт «протогородских» (или приближающихся к таковым) поселений доке­рамического неолита— неолита Ближнего Восто­ка — значительный рост сельского хозяйства, ремес­ла и обмена, развитая архитектура, в том числе культовая и фортификационная, следы крупных по­жаров, резкой смены населения, быстрого расцвета и запустения, резкие отличия в уровне развития от­дельных поселений, признаки наметившейся специа­лизации и дифференциации населения, а также рез­кие изменения климата,— позволяет полагать, что исторические события, связанные с этими поселе­ниями, легли в основу мифологической картины второй половины «золотого века» Месопотамии.

По чертам второй половины «золотого века» Ме сопотамии, отмеченным уже в докерамическом не­олите, первая половина этого века вполне опреде­ленно может быть отнесена уже к протонеолитудокерамическому неолиту. Вследствие этого вторая половина «золотого века» может быть признана со­ответствием уже докерамического либо керамиче­ского неолита. Окончательно этот вопрос может быть решен после определения стадии следующего этапа истории шумеров, который Д. Г. Редер ото­ждествляет с «серебряным веком»: «Новые поколе­ния людей должны были трудиться в поте лица своего и бороться с бесчисленными хищниками. Бо­ги ревниво следили за тем, чтобы никто из людей не выделялся своей силой, и всякого смельчака, ко­торый отваживался сравняться с ними, безжалост­но смиряли»9.

«Серебряный век» представляется состоящим из двух подэтапов, на последнем из которых мощь лю­дей снова значительно возросла. Вследствие этого отношение богов к людям изменилось: «Когда лю­дей стало много и богам показалось, что они очень могущественны, боги наслали на землю потоп. Все города и селения на земле были уничтожены, и только один человек, мудрый и благочестивый Зиу-судра, спасся от воли всемирного потопа со всей своей семьей. Он и положил начало новому поколе­нию людей» 10.

К сожалению, время потопа окончательно не установлено. Одни авторы склонны, например, счи­тать, что легендарный потоп разделил Протописьменный и Раннединастический периоды11 (около 2750 г. до н. э.), хотя, как хорошо известно, значи­тельные по силе наводнения в Месопотамии были явлением нередким, причем и в более ранние вре­мена. А «поэтому нет ничего удивительного в том, что при глубоком зондировании на определенных шумерских памятниках чистые слои нанесенного водой песка или глины то и дело обнаруживались в стратиграфических контекстах, варьировавшихся по времени от убейдского периода в Уре до конца раннединастической эпохи в Кише» 12.

Известно также, что Гильгамеш — согласно «Царскому списку», пятый царь первой («послепотопной») династии Урука,— победил царя Киша Агу и построил первую оборонительную стену во­круг Урука на рубеже первого и второго этапов Раннединастического периода (около 2615 г. до н. э.), а город Урук был построен вторым царем ди­настии — Эн-Меркаром. Первый же царь «послепотопной» династии — Мескианггашер правил не в Уруке (который тогда не существовал), а еще в Э-Ане, когда уже была возведена священная ограда с храмами, но самого города еще не было. В таком случае, правление Мескианггашера соответствовало исторической обстановке конца культуры Варки или началу Протописьменного периода 13. Иными сло­вами, не исключено, что Великий потоп был намно­го раньше и возникновение легендарной «послепотопной» династии Урука наиболее вероятно отно­сить к началу Протописьменного периода (тогда по­топ можно датировать 3000 г. до н. э.) или даже периода Варки (в таком случае потоп должен был произойти около 3300 г. до н. э.). Последнее, между прочим, соответствовало бы в целом появлению в Нижней Месопотамии именно с этого периода дей­ствительно нового и сначала немногочисленного «поколения», создавшего в период Варки основы шумерской культуры.

С. Ллойд утверждает, что «допотопные правите­ли» относятся ко времени Раннединастического пер­вого периода (2750—2615 гг. до н. э.), и легендар­ный потоп произошел на рубеже Раннединастических первого и второго периодов (около 2615 г. до н. э.), поскольку именно этим временем датируются в Фаре (Шуруппак) речные наносы, оставшиеся после наводнения. «И это единственный случай, ко­торый можно использовать (без особой, правда, уверенности) в качестве свидетельства в пользу данных, извлеченных из шумерских текстов»14. В то же время сам исследователь обращает внимание на наличие двух версий о потопах — согласно одной из них во время потопа спасается Утнапиштин (сов­ременник Гильгамеша), а согласно второй — Зиу-судра, живший явно намного раньше Гильгамеша, так как Зиусудра после потопа был обожествлен и встречался с Гильгамешем уже в образе бога. Если полностью верить первой версии, потоп можно отне­сти ко времени деятельности Гильгамеша, то есть к 2615 г. до н. э., но если вспомнить, что Гильгамеш считался уже пятым царем «послепотопной» дина­стии и склониться в пользу второй версии мифа о потопе, то потоп должен был произойти значитель­но раньше.

Причина этих и других несоответствий, как нам кажется, объясняется тем, что в месопотамских источниках совмещены сведения о нескольких зна­чительных по силе наводнениях, происшедших на рубежах ряда периодов или этапов древней истории Двуречья, и возможными годами легендарных пото­пов были 3300, 3000, 2750 и 2615 гг. до н. э.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: