узаконены лишь в течение 1836—1892 гг.37, а протонеолит — докерамический неолит стал достоянием науки лишь в последние десятилетия, и подавляющее большинство археологов до сих пор не может прийти к общему мнению о критериях выделения отдельных археологических эпох. А для Гесиода, например, эта периодизация — причем даже с совпадением названий некоторых выделяемых им периодов современным названиям!— была естественной уже в начале I тыс. до н. э.! В это, конечно, трудно поверить, и поэтому мифические периодизации считаются фантастическими и всерьез не воспринимаются.
Рис. 24—25. Вариант отображения мифа о Зевсе и Европе: сосуд катакомбной культуры с лицевым изображением (Бугский, курган 1, погребение 20) при повороте на 45° и рассмотрении его с донной части имеет вид морды быка
Но ведь совершенно исключено, чтобы человек античного времени, попросту говоря, выдумал периодизацию, соответствующую современной с такой точностью, которая не может не вызвать изумления. Вне всякого сомнения, он, этот человек, во-первых, чувствовал глубинные закономерности исторического процесса, а во-вторых, опирался на опыт и знания предков. Иными словами, он подытожил и выразил в художественной форме плоды деятельности тех, кто на протяжении мезолита — раннего железного века творил мифическую периодизацию, из поколения в поколение накапливая, обдумывая, развивая, закрепляя в преданиях данные о своем прошлом и настоящем, — то есть занимаясь работой, которую мы сейчас назвали бы научной. Следовательно, мифические периодизации являются на самом деле вариантами научной периодизации, созданной преимущественно в условиях первобытного общества; отраженные в них изменения взглядов и норм поведения могут быть нами с полным на то основанием учтены и как древнейшая (и не лишенная научного содержания) периодизация эволюции основных черт мировоззрения конца мезолита — начала железного века.
* * *
В таком случае, попробуем вернуться к периодизациям, связанным с потопами. Согласно материалам Месопотамии, происшедший там Великий потоп мы посчитали возможным отнести к рубежу неолита — медного века (к 3300 г. до н. э.), а несколько других потопов — к рубежам медного и бронзового веков (около 2750 г. до н. э.) и рубежам двух половин медного века и частей бронзового века. Эти выводы можно сопоставить с представлениями и древних евреев, а также индоевропейцев.
По древнееврейской периодизации, воспринятой затем и христианами, Адам и его поколение жили до всемирного потопа, во время которого спасся только Ной и его попутчики по ковчегу: «Первый век... простирается от Адама до потопа, второй от потопа до Авраама, равные, впрочем, не продолжительностью времени, а числом поколений, так как и в том и в другом находится их по десяти. Затем, от Авраама до пришествия Христова, по исчислению евангелиста Матфея, следуют три века, из которых каждый включает в себя по четырнадцати поколений, именно: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и от переселения в Вавилон до рождества Христова. Всех, стало быть, пять. Теперь идет шестой, которого не следует измерять никаким числом поколений...» (Августин Блаженный. О граде божьем. XXII, 3). В данной периодизации только два рубежа— появление Адама и Ноев потоп — вызваны естественными изменениями в жизни общества древних евреев и влиянием на него природного окружения, а не соседних народов. Появление Адама соответствует началу протонеолита, а Ной вполне мог жить на рубеже протонеолита и неолита. Следовательно, этим временем надо датировать и Ноев потоп? Учитывая традиционное (хотя и не бесспорное) отождествление Ноева и Великого месопотам-ского потопов, полезно обратить внимание на рассказ Утнапиштина о том, что трупы людей, плывущие в водах Великого потопа, снова превращались в глину. Нам кажется, что это могло быть с людьми, вылепленными из необожженной глины, то есть людьми протонеолита. В таком случае и Ноев потоп, и один из вариантов Великого потопа должны были произойти на рубеже протонеолита — неолита. Возможно, в пользу этой даты овидетельствует и другое: исторические события, связанные с именем Авраама, позволили В. А. Сафронову отнести рождение Авраама примерно к началу XXIII в. до н. э.38, а согласно Августину, в его времена «от первого человека, называемого Адамом, не прошло еще и шести тысяч лет» (О граде божьем. XVIII, 40). Тогда вселенский Ноев потоп должен был произойти в V—III тыс. до н. э.
Не стоит удивляться значительному числу древних потопов. Раннехристианские авторы.знали не менее чем о четырех потопах, полагая, что наиболее древним из них Ноев, а за ним следовали осталь-ныет описанные античными писателями". Наиболее известным был Девкалионов потоп. Согласно Платону, в древности также знали четыре потопа, пытались вести им счет — «...одновременно с землетрясением разразился неимоверный потоп, третий по счету перед Девкалионовым бедствием» (/Срытый. 112) —и осознавали их периодичность: «Вновь и вновь в урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор... вы храните память только об одном потопе, а ведь их было много до этого» {Тимей. 23b).
Августин о Девкалионовом потопе писал: «...по свидетельству Варрона, при Афинском царе Кранае, а по свидетельству наших историков, Евсевия и Иеронима, еще при жизни самого Кекропса, был потоп, названный Девкалионовым от того, что Дев-калион царствовал в тех странах, где этот потоп по преимуществу имел место. Но потоп этот отнюдь не простирался до Египта и сопредельных с ним стран» (О граде божьем. XVIII, 10). Аполло-дор полагал, что после этого потопа в живых остались только Девкалион и Пирра, которые и спасли человечество, обеспечив его возрождение (Мифологическая библиотека. I, VII, 2).
В описании Овидия после потопа в живых также остались только Девкалион и Пирра, а причиной, побудившей Зевса к уничтожению людей потопом, названы их преступления и даже угрозы некоторых из них в адрес богов (Метаморфозы. I, 160—415).
Согласно еще одному варианту мифа, во время потопа погибли все люди, кроме обитателей ковчега Девкалиона (хотя причиной потопа здесь названо то, что, борясь с убийцами своего сына Диониса, Зевс сначала полностью сжег Землю, а затем захотел ее оживить, омыв дождевыми водами). После потопа жизнь «возродилась в новых поколениях»:
«...Скрепленные смертных высоким искусством,
Вновь города утвердились на каменных их основаньях:
Вновь и дома и дворцы и в новоотстроенных градах
Улицы укреплены — подрастающих в честь поколений»
(Нонн Панополитанский. Песни о Дионисе. 155—388). О спасении части современников Девкалиона сообщил и Павсаний: «Сказание говорит, что город этот дождями, бывшими при Девкалионе, был затоплен; те из людей, которые смогли избежать этого урагана, руководясь воем волков, спаслись на вершины Парнаса, имея диких зверей проводниками на своем пути...» (Описание Эллады. X, 6, 2). Греческие хронографы подсчитали, что Девка-лионов потоп произошел около 1530 г. до н. э., но Л. С. Ильинская полагает, что в представлении о потопе могли слиться три катастрофы, затронувшие Балканы и Восток Средиземноморья: землетрясение около 1580 г. до н. э. и два мощных из вержения вулкана на острове Фара около 1520 и около 1460 гг. до н. э. Громадная волна, поднятая извержением, вполне могла быть воспринята как потоп 39. Конечно, возможно и такое объяснение, однако, по мифам, причиной потопа был прежде всего дождь, посланный Зевсом. Кроме того, в мифах потопы соответствуют сменам не просто одних людей (или этносов) другими, а сменам поколений (веков), соответствующих, как мы пытались показать ранее, отдельным археологическим эпохам. Напомним, что, согласно одному из вариантов мифа, Девкалионов потоп произошел во времена первого царя Аттики Кекропса, который был «земно-рожденным» — «автохтоном» («тело у него было сросшееся из тела человека и дракона» (Мифологическая библиотека. III, XIV, 1—2)) или при его преемнике Кранае. Будучи отцом нескольких детей, Кекропс входил в число ранних предков греков и может считаться, как и «рожденные из земли» Пеласг и Эвмел, одним из первых людей протонеолита. Современником Кекропса следует признать и Краная. В таком случае потоп произошел в начале протонеолита (на рубеже мезолита — протонеолита).
К началу протонеолита можно было бы отнести и появление людей из камней, бросаемых Девкали-оном и Пиррой. Однако эти люди были уже не первым, а возрожденным старым способом (по крайней мере, вторым) поколением, и согласно' Овидию, люди, уничтоженные Девкалионовым потопом, были первым поколением, созданным Геей-Землей из крови гигантов (детей Геи и Урана), истребленных богами во главе с Зевсом (то есть поколением протонеолита). Это служит основанием датировать один из вариантов Девкалионова потопа рубежом протонеолита — неолита. В пользу такой да ты, как нам кажется, свидетельствует и образ матери Пирры — Пандоры, которая должна была жить в протонеолите, ведь, как подчеркнул Апол-лодор, «это была первая женщина, которую вылепили боги» (Мифологическая библиотека. I, VII, 2).
Согласно же Гесиоду, Пандора была создана богами, когда уже существовали люди, получившие огонь от Прометея, и Зевс решил за это наслать на них беду и несчастья, вложив их в сосуд Пандоры (Работы и дни. 90—105):
«В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, ни трудной работы, Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных,
Снявши великую крышку, с сосуда, их все распустила
Женщина эта и беды лихие наслала на смертных.
Только надежда одна в середине за краем сосуда
В крепком осталась своем обиталище,— вместе с другими
Не улетела наружу: успела захлопнуть Пандора
Крышку сосуда, по воле эгидодержавного Зевса. Тысячи ж бед улетевших меж нами блуждают повсюду.
Ибо исполнена ими земля, исполнено море. К людям болезни,— которые днем, а которые ночью,
Горе неся и страданья, по собственной воле приходят
В полном молчании: не дал им голоса Зевс-промыслитель».
Основываясь на этом мнении Гесиода, появление Пандоры логично отнести к концу первого поколения людей, то есть к концу протонеолита — началу неолита, а потоп Девкалиона — к рубежу неолита — медного века (?).
Аполлодор также утверждал, что Девкалион и Пирра были последними представителями медного поколения: «Когда же Зевс захотел истребить медное поколение, Девкалион по совету Прометея сделал ковчег и, вложив в него необходимые припасы, сел туда вместе с Пиррой. Зевс разразился с небес страшным ливнем и залил водой большую часть Эллады, так что все люди погибли, за исключением немногих, которые укрылись в расположенных поблизости высоких горах. В те времена расступились горы в Фессалии и покрылись водой все те области, что расположены за Истмом и Пелопоннесом. Девкалион же носился в своем ковчеге по морю девять дней и девять ночей и причалил к Парнасу. Там, когда ливень прекратился, он вышел на берег и принес жертву Зевсу Фиксию. Зевс, послав к Девкалиону Гермеса, разрешил Девкалиону просить у него все, что ни захочет, и Девкалион пожелал возродить людской род. Тогда Зевс повелел ему бросать камни через голову. Те камни, которые бросал Девкалион, превращались в мужчин, те же, которые бросала Пирра, становились женщинами. От этого и люди были названы метафорически от слова (камень). Пирра родила Девкалиону детей, и первым был Эллин (рожденный, как говорят иные, от Зевса)... Эллин по своему имени и назвал греков эллинами, и разделил между детьми землю» (Мифологическая библиотека. I, VII, 2). Учитывая факт осознания рождения собственных детей, Девкалион и Пирра в данном отрывке (несмотря на включение в него части более раннего мифа о рождении нового поколения из камней) вполне могут считаться выжившими во время потопа, происшедшего на рубеже медного и бронзового веков.
А не существует ли возможность иного датирования «медного» поколения Аполлодора, к которому принадлежали Девкалион и Пирра? Ведь согласно Аполлодору (Мифологическая библиотека. I, IX, 26), медным человеком был и гигант Талое, охранявший Крит: «Он принадлежал к медному поко-» лению... Талос был человек из меди, но иные говорят, что это был бык». Аполлоний Родосский сообщает о Талосе также, что
«В сонме полубогов оставался из всех он последним,
Род от медного корня людей ведя ясенерод-ных...»
(Аргонавтика. IV, 1641—1642). По мифам, тело Талоса было не выковано, а отлито из меди, напоминая, таким образом, многочисленные статуи божеств, стоявшие, согласно Павсанию, во многих местностях Греции. Поэтому вполне вероятно, что Талое, не пускавший аргонавтов на Крит, был в их время только медной скульптурой божества (возможно, даже самого Зевса), поскольку отождествление Талоса с Зевсом в ряде случаев несомненно. В таком случае отнесение Талоса к медному веку (по Гесиоду, третьему поколению) также допустимо. С другой же стороны, полубогами, к которым Аполлоний относит Талоса, стали, согласно Гесиоду, представители не третьего, а четвертого поколения, существовавшие между «медным» и «железным» поколениями и исчезнувшие в эпоху Троянской войны. Таким образом, «медное» поколение Аполлодора имеет черты и медного, и бронзового веков, и, вероятно, равно значно медному поколению Овидия, то есть относится к эпохе палеометалла в целом (?). И, следовательно, Девкалионов потоп мог произойти и на рубеже бронзового и железного веков. Похоже ли это на правду?
Дж. Фрезер, проанализировав рассказ Лукиана о Девкалионовом потопе, обратил внимание на то, что этот потоп отделил современное Лукиану поколение людей (род, или породу) от уже погибшего во время потопа (крайне нечестивого, не повиновавшегося законам, не соблюдавшего клятвы, негостеприимного и не уважавшего близких). Поскольку храм Геры (Астарты), основанный Девка-лионом в Гиераполисе на Евфрате при Лукиане, во II в. н. э. еще функционировал40, данный потоп мог предшествовать поколению только раннего железного века. В таком случае датой потопа вероятнее всего считать рубеж бронзового и раннежелез-ного веков. Косвенным подтверждением этой даты как одной из катастроф может быть то, что и Троянская война, знаменовавшая конец бронзового века, замышлялась Зевсом и Фемидой также как попытка уничтожения человеческого рода.
Августин пытался сопоставить всемирный (Ноев), Девкалионов и Огигов потопы: «Впрочем, когда жил сам Огиг, во время которого был великий потоп — не тот всемирный потоп, от которого не спасся никто из людей, за исключением находящихся в ковчеге, и о котором не знает ни греческая, ни латинская история народов, но потоп все же гораздо больший, чем какой был позднее во время Девкалиона,— относительно этого исторические писатели разногласят. Так, Варрон начинает свою книгу, о которой я выше упомянул, с этого времени, и древнее потопа Огигиева, т. е. случившегося во время Огига, не представляет ничего, с чего мог бы перейти к истории римской. Наши же писатели хроник, сперва Евсевий, а потом Иероним, следуя во всяком случае каким-либо предшествовавшим историкам, полагают, что потоп Огигия был спустя более, чем триста лет в царствование второго Ар-госского царя Форонея» (О граде божьем. XVIII, 8). Известно также, что Огигов потоп перекликается с другой катастрофой, происшедшей при Оги-ге, ведь именно при нем, согласно Павсанию, «погибли от чумной заразы» эктены, чьим царем был Огиг {Описание Эллады. IX, 5, 4), и именно во время Огига произошли уже упомянутые нарушения в движении планеты Венера.
Фороней считался современником внука Авраама Иакова, родившегося, согласно В. А. Сафро-нову, в начале XXII в. до н. э. В таком случае, уже при Августине существовали предположения о двух датах Огигова потопа — поздняя (при Форонее) и ранняя (более чем на 300 лет до Форонея), при царе Огиге. На сложность определения даты Огигова потопа обратил внимание и Дж. Фрезер, подчеркнув, что данные Варрона позволяют датировать этот потоп около 2136 г. до н. э., а по мнению церковного историка Евсевия, потоп произошел через 2200 лет после Ноева потопа и за 250 лет до потопа Девкалиона. Каких-либо серьезных оснований для датирования Огигова потопа мы не имеем. Возможно, в пользу очень ранней его даты свидетельствует то, что, по Варрону, потоп этот стал отправной датой римской истории, а также параллели в изменении вращения планеты Венера при Огиге и изменения вращения Вселенной при Ное (на рубеже протонеолита и неолита) и при «зем-норожденных» Платона (на рубеже мезолита — протонеолита). Итак, для Огигова потопа также может быть предложено несколько дат.
Схолиаст к Платону упоминал о трех великих потопах: Огиговом, Девкалионовом и Дардановом. Дж. Фрезер подчеркнул, что, согласно одному греческому преданию, Дардан был сначала царем Аркадии, но бежал оттуда, спасаясь от потопа, на остров Самофракия, а согласно другому — потоп застал Дардана на Самофракии и, убегая от него, Дардан приплыл к горе Ида, где и основал город Дардания (Троя) 41. По Аполлодору, отец еще не родившегося Ила «Дардан покинул Самофраку и переправился на противоположный материк... он основал там город Дардан, а после смерти Тевкра всю страну назвал Дарданией» (Мифологическая библиотека. III, XII, 1). Сын Дардана Ил уже основал Илион (Трою). У Платона основание Дарда-нии и Илиона, как мы помним, относится к началу третьего «государства», концом которого стали падение Трои и приход дорийцев. Таким образом, Дарданов потоп, предшествуя возникновению Трои, произошел на рубеже медного и бронзового веков.
Итак, в древних периодизациях, как семитских, так и индоевропейских, отражены значительные по масштабам катастрофы, прежде всего потопы, самые ранние из которых, как нам кажется, относятся к рубежу мезолита — протонеолита, а самые поздние — к рубежу бронзового и железного веков. Иногда представления о различных потопах сливались в миф о единственном потопе, но иногда под различными названиями у различных народов мог подразумеваться один и тот же потоп.
Сочетание потопа с землетрясением, замена потопа чумой или нарушением вращения Вселенной, окончание гибелью каждого из поколений (веков) в результате какого-либо проявления божьей кары, в том числе и войн, вероятно, не случайно и в том смысле, что одна и та же катастрофа могла иногда восприниматься разными народами неодинаково. Ведь если, например, в одних местах голод и смерть наступали от засухи и жары, то оставшиеся в живых мигрировали в чужие земли, неся туда разрушения не только поселений, но и оросительных систем, вызывая тем самым порой искусственные «потопы» локального характера.
Глобальные катастрофы могли быть результатом только серьезнейших экологических потрясений, но воспринимались и завершением определенного качественного этапа развития общества, вошедшего в глубочайший кризис. Таким образом, эти катастрофы происходили в момент синхронного (!) разрушения гармонии в жизни и природы, и общества. Наиболее стройная «теория» катастроф прослежена у семитов и именно тех индоевропейцев, чья история связана с Восточным Средиземноморьем и Причерноморьем. Поэтому логично предполагать, что здесь находился один из эпицентров катастроф, вызывавшихся местными, но стабильными глубинными закономерностями взаимодействия природы и общества и что периоды между катастрофами (археологические эпохи этих территорий) должны быть равными по временной продолжительности. Учитывая также, что началу прошлых археологических эпох голоцена на Ближнем Востоке обычно предшествовали значительные по масштабам войны, стоит задуматься и о сегодняшнем дне: о всеобщем экологическом кризисе, социально-экономических кризисных явлениях во многих странах и о пожаре войны, постепенно охватывающем весь Ближний Восток. Не приближаемся ли мы к новой глобальной катастрофе?
Солнце же единый живот минует и на скончание двоюнадесять месяцев проходит
круг, иже зовут животными.
Шестоднев
Отвлечемся от грандиозных картин смены исторических эпох и резко осложнявших жизнь древних народов катаклизмов. Вспомним, что взаимодействие общества и природы происходит в рамках жизни всей Вселенной, а представления о Вселенной являются необходимой частью любого мировоззрения.
Попытаемся определить вероятное время возникновения системы мировоззрения древних индоевропейцев и семитов, ставшей основой мировоззрения и современности.
Обратим внимание на то, что биологической основой развитой системы мировоззрения стало существование высокоразвитого человеческого существа, способного к творчеству, абстрактному мышлению и моделированию. Такая основа явилась результатом длительного развития и могла возникнуть только у человека современного физического типа, который, по мнению большинства ученых, сформировался не ранее позднего палеолита. Социальной же базой системы мировоззрения могло быть только сложившееся человеческое общество.
Вероятно, сложившимся древним обществом можно считать такое, в котором возникла отличная от животного мира структура человеческого общества, основные черты которого сохранились и в последующие эпохи. Такое общество появляется на этапе развития человечества «вширь» с момента утверждения значительных различий между отдельными группами населения. В социальной организации этот уровень общества определяется, как нам кажется, прежде всего утверждением рода (появление которого лишь с протонеолита соответствует, вероятно, осознанию тайны деторождения и утверждению культа рода как пуруши и генеалогического предка), племени и семьи. Если появление пле мени отразило наличие сформированных органов управления, то выделение парной семьи — это признак некоторого противопоставления интересов отдельных индивидумов интересам общества. Такое противопоставление могло появиться в условиях значительного разделения труда, в частности деления на физический и умственный труд внутри рода, возникновения в родах (племенах) своеобразной «первобытной интеллигенции» — жрецов-старейшин, постоянно занимающихся наблюдениями за природой, лечением больных, организацией и проведением ритуалов и регулированием хозяйственной жизни. Первые жрецы, как свидетельствуют, например, изображение «колдуна» из пещеры «Трех братьев» во Франции и — по В. Н. Да-ниленко — подобные изображения на Каменной Могиле1, стали появляться, вероятно, уже в позднем палеолите, а в неолите должны были стать неотъемлемой частью рода и племени.
Сформированное общество существует в виде многих этносов. Важнейшим рубежом этногенеза стало появление племен с их особыми диалектами, группы наиболее близких из которых могут быть объединены в языковые семьи. Возникновение основных современных языковых семей, происшедшее, вероятно, также в неолите, служит еще одним доказательством наличия уже сформировавшегося человечества.
Возможно, своеобразным показателем завершения структуры человечества и началом его развития «вширь» следует считать и утверждение больших, или географических, рас (европеоидной, негроидной и монголоидной или — по другой классификации — европеоидной, негроидной, монголоидной и австра-лоидной). Они возникли в результате приспособления популяций к воздействию определенных при родных и социальных условий и могут считаться окончательно сформированными на протяжении позднего палеолита — мезолита (а возможно, и начала неолита) 2.
Сформированное общество имеет развитое общественное производство, возникающее, вероятно, тогда, когда уже созданы система трудовой деятельности и система труда,— то есть в позднем палеолите 3, однако полностью утверждается, как нам кажется, позже — при наличии ряда устойчивых признаков. Свидетельством развитого общественного производства является прежде всего наличие комплекса всех основных способов и операций механической и термической обработки, направленных не только на улучшение свойств отдельных предметов, но и на получение новых искусственных материалов. Такой комплекс сложился на протяжении позднего палеолита — неолита, когда человек уже владел техникой скола, разной ретуши, резания, пиления, сверления, рубки, шлифования камня и даже ковки металлов. В то же время с неолита стал широко применяться и такой искусственный продукт, как керамика, начало которой положила терракота позднего палеолита. В этот период глина стала впервые использоваться и в строительстве, что подтверждает обмазка очагов, прослеженная в Костенках под Воронежем. Но только в протонеолите появились дома из глиняных блоков (с доке-рамического неолита в состав этих блоков входили иногда и растительные примеси). Лишь к неолиту были созданы и другие искусственные материалы: из волокна — нитка, а из нитки — ткань. Вероятно, наиболее ранние выразительные следы прядения и ткачества обнаружены в бескерамическом неолите Чатал-Гуюка и Хирокитии.
Вышеуказанное характеризует овладение людь ми к неолиту физическими свойствами практически всех твердых материалов, окружающих человека,— минералов (в том числе различных пород камня — кремня, обсидиана, а также охры, самородной меди), грунтов (прежде всего глины), кости, дерева, различных растений и т. д., а также возросшие возможности производства. Развитое производство утверждается вместе с комплексом всех важнейших приспособлений и орудий, которые и в дальнейшем могут быть использованы как универсальные узлы механизмов различных систем. О создании такого комплекса на протяжении позднего палеолита — неолита свидетельствует появление копьеметалки, лука, пряслица, орудий, использующих принцип рычага, составных орудий.
Важной чертой развитого производства выступает применение всех видов механического движения. Самым сложным среди них можно считать круговое (вращательное) движение, связанное со сверлением и прядением. Оно впервые было использовано еще в позднем палеолите, но особое значение приобрело в неолите. В развитом производстве широко используют переход одного вида движения в другое: при вращении сверла с помощью шнура или тетивы лука, к середине которых привязано сверло, возвратно-поступательное движение превращается во вращательное; при углублении сверла в отверстие во время сверления вращательное движение переходит в поступательное; при натягивании и отпускании тетивы лука поступательное движение тетивы становится основой движения стрелы и т. д.
Система развитого производства функционирует при условии практического использования закона превращения энергии. Впервые этот закон был использован, вероятно, не позже позднего палеолита, когда механическая энергия превращалась в тепловую при получении огня различными способами: при высекании огня во время удара кремнем о кремень или о кусок железной руды, при вытирании огня во время трения палочки о другую, при «высверливании» огня во время вращения палочки, вставленной заостренным концом в дыру в дощечке.
Перечисленным существенным изменениям соответствовало и появление к неолиту отдельных отраслей домашнего производства: прежде всего обработки кремня (что наиболее очевидно подчеркивают неолитические шахты для добывания кремня) и дерева, изготовления глиняной посуды, прядения и ткачества.
Развитым производство, очевидно, следует считать лишь тогда, когда и в других основных занятиях начинается не присвоение, а создание нового продукта. В палеолите и мезолите основой хозяйства были охота, собирательство и рыболовство, но уже в протонеолите возникло животноводство и земледелие, то есть сельское хозяйство. С этого времени развитие групп населения, перешедших к производящему хозяйству, определило прогресс человечества. В протонеолите утвердилось несколько различных хозяйственно-культурных типов, что стало еще одним показателем развития сформированного человечества «вширь».
Важной чертой развитого производства стало наличие средств передвижения по земле, воде, снегу. Система транспорта приобретает законченный вид, вероятно, в неолите, когда уже используются лыжи, плоты, сани, волокуша и, возможно, повозка (хотя отсутствие колесного транспорта у многих народов палеометаллической эпохи позволяет, утверждать, что существование повозки в древней системе транспорта — явление вовсе не обязательное).
Следует обратить внимание и на то, что производство становится развитым вместе с превращением в производственную силу «стихий» природы. При этом земля используется не только как «мать всего живого», в том числе и продуктов питания, но и как сокровищница всех материальных ресурсов и место развития домашнего производства, поле земледельца и пастбище животновода, основа транспортной сети; вода — не только как мать или среда обитания значительной неземной части живых организмов, как питье, как основная предпосылка всеобщего плодородия, но и как необходимое условие урожайности поля и сочных трав пастбища, материал, используемый практически в любой, в том числе и впервые возникающей отрасли домашнего производства (при вымачивании растительного и промывании животного волокна, лепке посуды, шлифовании, сверлении); огонь — не только' как источник света, тепла и оружие на охоте, но и как орудие для изменения состояния или свойства материалов (кости, камня), выжигания внутренней части бревна при изготовлении лодки, для обжига посуды, очищения путем сжигания деревьев и кустов участка под посевы и одновременного получения при этом ценного удобрения — золы и пепла; воздух-ветер — не только как посредник между материальными телами и объектами, «продукт питания» живых организмов, основная среда обитания части из них, но и как сила, выметающая мусор при веянии зерна, охлаждающая обожженную посуду; Солнце — не только как важное условие плодородия природы и существования живых организмов, но и регулятор производства как каждого дня, так и всего года. Древнейшие формы почитания злаков и трав отражены уже в памятниках протонеолита — бескерамического неолита находками зернотерок в культовых местах, применяемых для приготовления жертвенной пищи, примесей стеблей травы и зерен злаков в глиняной обмазке домов, в травяной основе обмазанных глиной скульптур святилищ (докерамический Иерихон А и В и др.).