Изменение числа созвездий зодиака в весенне-летний период (6850 г. до н. э.— наше время) 11 глава




Более того, в производстве в это время начина­ют использовать несколько «стихий» природы одно­временно: например, чтобы расколоть большой ка­мень, его сначала сильно нагревают огнем, а затем охлаждают водой; чтобы вырастить урожай, пыта­ются объединить позитивные влияния воды, солнца, земли. Поскольку указанные «стихии» являются ос­новными составными частями космоса, закономер­но, на наш взгляд, утверждать, что производство становится развитым только на том этапе, когда оно, затрагивая основы строения мира, совершает своеобразный переход к космическим масштабам. И таким этапом в истории человечества стал неолит.

Многие из перечисленных черт характеризуют не только сформированные структуру и производ­ство человеческого общества, но и его быт. В связи с этим уместно напомнить о том, что к неолиту произошел и полный отказ от проживания в есте­ственных пещерах и переход к повсеместному строительству домов искусственной прямоугольной формы.

Однако не следует забывать, что система миро­воззрения формируется под влиянием и определен­ного природного окружения и постоянно ориенти­рована именно на это окружение. Поскольку, как мы пытались показать, биологические и социальные предпосылки древнейших систем мировоззрения формировались в течение позднего палеолита — мезолита и, возможно, начала неолита, обратим вни­мание на то, что установление современного при­родно-климатического состояния планеты было, воз­можно, отражением настоящей перестройки Все­ленной. В частности, значительная часть современ­ных астрономов утверждает, что в развитии планет определяющую роль имели вулканические процес­сы. «Образование горных цепей, земной поверхно­сти, миграции полюсов Земли,— отмечает, напри­мер, С. К. Всехсвятский,— связаны с вулканиче­ской деятельностью» 4. Вполне допустимо, что эти процессы могли стать основой изменения природы и рассматриваемого периода, ведь именно мезолит совпал со временем значительной активизации вул­канической деятельности в ряде районов мира, в том числе и в Карпатах и на Кавказе.

Прошлая вулканическая деятельность просле­жена на планетах-гигантах, их спутниках, на Мар­се, Луне, Меркурии, Венере, а современная — на планетах-гигантах, их спутниках и Венере. По мне­нию ряда астрономов, во время мощных вулкани­ческих извержений, напоминающих гигантские взрывы, часть массы отдельных планет, преодолев сопротивление их притяжения, вылетала даже в космическое пространство. При таких извержениях были выброшены кометы, метеоритные массы, ме­теорная пыль, а ныне продолжают выбрасываться и короткопериодические кометы. Продуктом вулка­нических выбросов С. К. Всехсвятский считал и кольца вокруг Сатурна и Юшггера. По его мнению, такие кольца будут обнаружены и вокруг осталь­ных планет-гигантов, чудовищная сила притяжения которых не позволила части выброшенных масс оторваться и улететь в космическое пространство.

Глобальный характер последней перестройки Земли, приведшей к утверждению ее современной природы (по мнению ученых, Земля за историю своего существования пережила не менее 20 таких катаклизмов), позволяет утверждать, что синхрон­но с этой перестройкой подобные, а возможно, и более масштабные процессы происходили и на не­которых других планетах. Прежде всего это — гро­мадный вулканический катаклизм, пережитый Ве­нерой, очевидно, около X—IV тыс. до н. э. Сила выброса с Венеры была настолько значительной, что его след заметили даже земляне — у отделен­ных друг от друга океанами древних народов Аме­рики и Малой Азии, как утверждает И. Великов-ский, сохранились упоминания в мифах о суще­ствовании у Венеры в течение некоторого времени дымящегося «хвоста» 5.

Почти к аналогичным выводам приходит и ряд геологов. В последнее время наиболее интересные данные удалось получить советскому исследовате­лю Э. П. Изоху, который утверждает, что около 5—10 тыс. тому назад с Землей столкнулось круп­ное космическое тело (вероятно, комета), выбро­шенное в космос вулканическим извержением на одной из планет Солнечной системы. Следами этого столкновения стало образование некоторых удар­ных, кратеров (в частности, кратера Жаманшин в Северном Приаралье) и выпадение на огромных территориях Австрало-Азиатского пояса так называ­емых тектитов — оплавленных стекловидных кусков частиц этой кометы, погребенных в слоях, датиру­емых именно пятидесятитысячелетним возрастом. Последствия этого столкновения имели характер глобального катаклизма. В частности, детальные исследования на территории Вьетнама показали, что в полосе тектитового ливня поднялись гигант­ские пыльные бури, оставившие на возвышенно­стях наносы лесса мощностью до двух метров, ни зины же, согласно характеру их геологических от­ложений, были затоплены невиданным по размерам наводнением, а лесистые районы, как свидетель­ствуют сохранившиеся в слоях этого времени дре­весные угли, были охвачены пожарами. По мнению Э. П. Изоха и его единомышленников, важным ре­зультатом этой катастрофы стало резкое изменение климата Земли, приведшее к смене плейстоцена голоценом и отразившееся, в частности, вмифах различных народов о всемирном потопе.

Ныне утверждается о согласованности гелио-космической активности (солнечные, метеоритные, кометные процессы) с сейсмовулканической (земле­трясения, вулканизм), а также со стадиями ледни­ков и приростом древесины6. Вполне вероятно, как нам кажется, что именно слившись воедино (и не исключено, что будучи порожденными общей причи­ной) вулканическая активность Земли и падение на Землю космических тел, образованных в резуль­тате вулканических извержений на других плане­тах, могли привести к изменению природы нашей планеты.

Происходили ли выбросы в космос в то время со всех планет, в том числе и с Земли, или только с некоторых из них — утверждать пока трудно. Однако достоверно известно, что Земля неодно­кратно принимала на себя удары громадных косми­ческих тел. Таким образом, не исключено, что с эпохой мезолита в основном совпали последние большие изменения в развитии не только Земли, ко и других планет Солнечной системы, связанные с установлением их масс, особенностей и скорости движения (а может быть, в результате всего это­го — даже и с размещением их в космическом пространстве), а также с появлением большого чис­ла новых небесных тел, рожденных планетами.

В таком случае именно мезолит следовало бы счи­тать периодом становления современного вида не только Земли, но и Солнечной системы в целом. Поскольку же такая перестройка Солнечной систе­мы не могла произойти без серьезной перестройки всей нашей Галактики, мезолит, возможно, был и периодом становления ее современного вида. А зна­чит, не исключено, что начиная с мезолитапрото­неолита Луна и все планеты Солнечной систе­мы стали двигаться по своим космическим орбитам несколько иначе, чем до этого, и, может быть, с иной скоростью. Вполне возможно, во многом новой стала и видимая с Земли картина всего звездного неба.

Важным следствием этого должно было стать изменение (иначе говоря — установление современ­ных) длин солнечного года и лунного, месяца и, следовательно, биоритмов человека и животных. Независимо от того, подтвердятся или будут опро­вергнуты эти предположения о столь масштабном преобразовании Солнечной системы в указанное время, факт изменений в природе Земли, происшед­ших тогда, несомненен, и они, эти изменения, при­вели к тому, что в противоположность позднему палеолиту население территории Украины стало жить уже не в тундре или близких к ней природно-климатических зонах, а в современных (или почти современных) степи, лесостепи, полесье.

Значительно возросла роль Солнца. С уходом ледника резко изменилась флора и фауна нашей планеты: большая часть видов растений и живот­ных исчезла (вымерла или ушла вслед за ледни­ком), появились новые биологические виды, изме­нявшие свой образ жизни в течение годичного цик­ла,— так, некоторые животные и птицы стали появляться на той или иной территории лишь в определенные периоды года, а затем на время ис­чезать (улетать на юг, залегать в зимнюю спячку и т. д.). Лишь в теплое время были возможны охо­та на рыбу (или ее ловля) и сбор моллюсков. При­чем наиболее эффективными охота на птиц и рыб­ная ловля были в течение очень короткого перио­да — во время перелета птиц, выхода рыбы в определенные районы рек для нереста и т. д. По­скольку такие периоды повторялись практически с астрономической точностью, появилась необходи­мость в очень точном измерении времени.

Население мезолита — начала неолита, как пра­вило, проживало на берегах водоемов и рек, так что весенние паводки представляли для него су­щественную угрозу. Правильное определение мо­мента наступления такого паводка становилось жизненной необходимостью.

На тех территориях, где сезонные особенности движения небесных светил были хорошо заметны, реальной опорой для счета времени стали астроно­мические наблюдения.

Как показывают этнографические данные, пер­вобытные народы прекрасно разбирались в законо­мерностях движения небесных тел. Так, по словам А. Паннекука, «аборигены Австралии знают, что весна начинается тогда, когда Плеяды восходят ве­чером. В проливе Торреса для определения вре­мени сева ведется тщательное наблюдение появле­ния на рассвете яркой звезды, называемой Кек... На острове Ява десять мангасас (месяцев) опре­деляются по положению пояса Ориона: когда он невидим, работа на полях прекращается, а его ут­ренний восход указывает* на начало сельскохозяй­ственного года». Основные моменты в движении звезд, Солнца и Луны эти народы отмечали мно­гочисленными праздниками, важнейшие из которых посвящались временам года. Первостепенную роль в определении дня-праздника играло ориентирова­ние в пространстве. Например, населением бассей­на реки Махакам в Индонезии «праздники начала сева определяются по заходу солнца и точке го­ризонта, отмеченной двумя большими камнями», а индейцы зуньи и эскимосы Гренландии устанавли­вают дни летнего и зимнего солнцестояний по са­мой северной и самой южной точкам восхода Солнца7.

С движением небесных тел у первобытных на­родов связывалось и определение месяцев и даже частей дня. Чукчи, «ориентируясь по солнцу и звез­дам, различают 22 направления, названия которых обозначают также время суток...», а алеуты «на своем горизонте или небе могли показать место или точку каждой новой луны, где она должна за­катываться и восходить через целый год» 8.

Способы астрономических наблюдений в древно­сти были различными. Известно, что тогда в каче­стве обсерваторий широко применялись сооружения типа знаменитого Стоунхенджа, где положение не­бесных тел относительно горизонта отмечалось большими камнями. Подобного рода обсерваторией служили, по мнению Ф. В. Равдоникаса, и косми­ческие Символы среди петроглифов Онежского озе­ра, ориентация которых соответствовала точкам восхода Луны в цикле из 18,6 лет9.

Однако, кроме использования больших камен­ных и земляных сооружений, существовали и дру­гие способы наблюдений за небом. В частности, одним из древнейших искусственных астрономиче­ских приборов был сосуд. Считается, что первыми, кто использовал с астрономической целью чашу со стержнем, были вавилонские жрецы, наиболее из­вестным среди которых был Берос. Наблюдая за перемещением тени, которая падала от конца стержня, можно было наблюдать изменение высо­ты и склонения Солнца, а также его видимый путь на небосклоне. Позже аналогичным прибором поль­зовались известные греческие астрономы, в частности,

Рис. 26. Астрономические приборы древности: 1—священный сосуд («каламбащ») островитян Гавайев; 2 — крюк туземцев Карибского моря; 3 — нижнемихайловский сосуд с отверстия­ми в верхней части, который мог служить астрономическим прибором; Осокоровка

 

 

Аристарх Самосский и Эратосфен 10. По­следний, как известно, работал со скафисом — большой медной чашей в виде правильной полу­сферы. Со дна чаши вертикально поднимался стер­жень, верх которого находился на уровне края ча­ши. По дну ее полукругом шла полоска, поделен­ная на 30 равных частей так, что каждая из них равнялась 6°. Зная, что города Сиена и Алексан­дрия находятся на одном меридиане и учитывая разницу между показаниями тени в обоих городах в день солнцестояния, Эратосфен довольно точно подсчитал длину окружности земного шара.

Этнографические данные позволяют утвер­ждать, что приборы такого рода изобретены еще в первобытном обществе. Так, коренное население Гавайских островов наблюдает за Полярной звез­дой с помощью сосуда, вырезанного из тыквы. Для этого верхнюю часть тыквы обрубали, а нижнюю — подвешивали на лодке так, чтобы верхний — об­рубленный — край находился в горизонтальном по­ложении. В ее стенке на одном уровне прорезали два одинакрвых отверстия. До их уровня налива­лась вода, чем создавалась необходимая для на­блюдений горизонтальная поверхность внутри со­суда. Верх нижней части ровно обрубался до такой степени, чтобы над «им можно было увидеть По­лярную звезду, если смотреть в отверстие, выре­занное в стенке тыквы. В таком случае между верх­ним ровным краем сосуда и поверхностью воды образовывался угол, соответствующий географиче­ской широте местности, родной для наблюдателей. Возвращаясь из плавания в океане, моряки-гавай­цы с помощью этого прибора старались попасть на зафиксированную ими ранее широту и, определив западную и восточную точки горизонта, легко вы­ходили на свою гавань.

Население Карибских островов использовало приборы с подобным принципом действия, но из­готовленные в виде прямого угла, нижняя часть которого была параллельна линии горизонта, а верхняя — заканчивалась ушком, через которое можно было видеть Полярную звезду (рис. 26, 1—2 11).

На некоторых островах южных морей земного шара местные моряки пользовались несколько иным.— универсальным прибором, с помощью ко­торого можно было измерять и особенности движе­ния небесных тел, в том числе, очевидно, опреде­лять моменты равноденствий и солнцестояний. Этот прибор имел вид деревянной рамы, поверх которой натягивались веревки, причем таким обра­зом, что они могли перемещаться и устанавливать различные углы.

Возможно, астрономическими приборами были и некоторые керамические сосуды. В пользу тако­го предположения свидетельствует то, что в куль­турах неолита — средневековья различных, терри­торий, в том числе Украины и Молдовы, известны' сосуды, в верхней части которых имеются различ­ного рода парные или одиночные отверстия (рис. 26, 3; 27—28 12), образующие между собой и верх­ним краем сосуда определенный угол.

По этнографическим данным, наивысшего разви­тия астрономические знания достигли прежде все­го и раньше всего у тех первобытных народов, ос­нову хозяйства которых составляли рыболовство и морские промыслы. Во время плавания по крупным рекам, особенно в их дельтах, по озерам, болотам ориентирование и определение времени при отсут­ствии постоянных видимых на местности ориенти­ров было возможно лишь по движению небесных тел. Однако не меньшее значение наблюдения за небом имели и для охотников открытых степных просторов.

Вероятно, новый ощутимый толчок развитие астрономических знаний получило с возникновени­ем земледелия. Можно утверждать, что усовершен­ствование древнейшего земледелия происходило параллельно с постоянным углублением знаний о закономерностях движения небесных тел: ведь при низком уровне технического оснащения прогресс земледелия, даже в отличие от животноводства, в огромной степени зависел от усовершенствования его организации, в том числе (а возможно, и преж­де всего) от его максимального подчинения сезон­ным природно-климатическим изменениям. Не слу­чайно у древнейших земледельческих цивилизаций (переднеазиатских, мезоамериканских) именно развитая календарная система, связанная с регла­ментацией аграрных циклов, была одной из важ­нейших предпосылок получения прибавочного про­дукта 13.

 

Рис. 27. Катакомбный сосуд (Бугский, курган 6, погребение 20) — астрономический прибор (?). Через отверстие видна часть пространства над проти­воположным краем сосуда

 

 

Таким образом, основные отрасли и присваива­ющего, и производящего- хозяйства уже в мезоли­те — неолите настоятельно требовали точных астро­номических наблюдений. И в связи с тем, что имен­но к неолиту должны были быть осознанными и закономерности движения ряда небесных тел и влияния Солнца на жизнь природы, это движение могло стать основой для создания астрономическо­го календаря и развитой

космической модели, в которой центральное место могло принадлежать небу и небесным телам. И не случайно, вероятно, только с протонеолита в искус­стве различных народов мира появились многочис­ленные выразительные астрально-космические сим­волы, не характерные для позднего палеолитаме­золита. Кажется, древнейшие из них изображены в наскальной росписи протонеолитической культуры Белдиби и в росписях стен домов бескерамического неолита Чатал-Гуюка, а на Юго-Западе СССР — в ранних материалах буго-днестровской культуры (рис. 2914). Распространение этих символов, по-ви­димому, отразило переход от разрозненных пред­ставлений о жизни Вселенной к ее организованной модели, получившей название «космос» (порядок). Космос стал дальнейшим развитием образов, вопло­щенных в чурингах.

Многочисленные примеры показывают, что все­ленские рыба и яйцо стали основой для модели ор­ганизованного мира, представляемого в виде двух (земли и неба) или трех (земли, воздушного прос­транства и неба) его частей или творцами такого мира. В частности, на острове Пасхи такой рыбой был Тиу, у сла­вян — Выз, у иранцев к Вызу был, вероятно, близок Vaz 15, а мифы о яйце как прообразе организованного мира

 

Рис. 28. Сосуд — астрономи­ческий прибор (?). Боршод, Венгрия

 

«известны австралий­ским и африканским племенам, полинезийцам и индонезийцам, перуан­цам и финнам, древним египтянам и вавилонянам, финикийцам и грекам, индийцам и иранцам и дру­гим народам» 16. Универсальными, вероятно, следует считать и образы демиургов-птиц 17.

О времени появления целого ряда древнейших космогонических мотивов можно говорить более-менее определенно. Так, не ранее осознания роли мужчины в зачатии ребенка (что возможно в ус­ловиях стабильной семьи) могли возникнуть пред­ставления о рождении мира мужчиной, супруже­ской парой и о создании мира «саморазмножением» мужчины. Не ранее появления земледелия могли сформироваться представления о создании мира вы­севанием (песка, камня, поднятых со дна Мирового океана). Не случайно вариантом такого творения у славян выступает поднятие голубями или соко­лами со дна океана не песка или камня, а ржи — для людей, пшеницы — для бога (для службы в церкви) и травы — для скота. Эпохе появления жи­вотноводства соответствует и мотив космического яйца, поскольку в одной из украинских сказок рас­крывшееся «яйце-райце» оказывается вместилищем домашнего скота, а золотое, серебряное и медное яйца были символами миров (эпох) протонеолита, неолита и бронзового веков (медного и бронзового веков вместе) у славян и германцев. Не ранее по­явления прядения и ткачества мир мог считаться созданным из нитей и ткани. Всякий путь творения мира являлся строительством и превращением лю­бым способом его старых свойств в новые (даже при создании мира из убитого тотема), что соот­ветствует эпохе, в которой творчество в его различ­ных проявлениях стало определяющей тенденцией развития. Мифы о появлении мира под воздействи­ем огня (жара)или из огня (жара) не могли воз никнуть ранее такого массового использования в производстве огня, когда с его помощью стали по­стоянно получать новое оформленное качество ис­ходного материала. Последнее произошло, очевид­но, только с обжигом керамики, то есть при пере­ходе к неолиту.

Возрастание роли огня в производстве, осозна­ние влияния небесного огня — солнца на жизнь природы в связи с появлением производящего хо­зяйства стало основой представлений о возникно­вении Вселенной из Солнца или о Солнце как твор­це Вселенной.

Концом космогонического акта в мифах обычно считалось создание человека (людей), восприни­мавшихся вершиной творения среди всего живого и уподоблявшихся богам. Одновременно с этим мир мог быть создан в результате расчленения тела человека-первопредка, и определенные части

Рис. 29. Изображения древнейших астрально-космических сим­волов из Анатолии (12) и Северного Причерноморья (3): 1—протонеолит. Белдиби; 2 — VI — бескерамический слой Чатал-Гую-ка; 3 — неолит, буго-днестровская культура. Сороки I, слой 1а

его тела соответствовали частям мира, а с другой сторо­ны — создание человека уподоблялось космогони­ческому акту, и части и органы человека считались созданными из частей Вселенной. В таком случае (учитывая и существование общих способов творе­ния мира и человека) можно полагать, что пред­ставления о появлении первых людей и организо­ванной Вселенной сформировались одновременно. Следовательно, организованная Вселенная соответ­ствует уровню восприятия общества протонеоли­таначала неолита. Нерасчлененное состояние мира-тотема, символом которого была чуринга, мог­ло существовать,— согласно находкам чуринг,— в позднем палеолите — мезолите и частично в про­тонеолите, но его описания в наибольшей степени напоминают водный хаос мезолитического послеледниковья. Появление представлений о прообразах будущего организованного мира (например, о кос­мическом яйце, из которого возникает мир) уже у австралийцев подтверждает, что смена в сознании людей неорганизованного состояния мира органи­зованным произошла, в протонеолите.

Иными словами, не будет, очевидно, преувели­чением утверждать, что только к неолиту в резуль­тате совпадения завершения многих процессов раз­вития человечества и природы Земли общество при­обрело, как нам кажется, по-настоящему человече­ский облик, и только тогда сформировалась и раз­витая система его мировоззрения. Важнейшими проявлениями этого стали осознание своей осо­бойчеловеческойсущности, своей истории и создание модели организованного космоса.

Закономерный характер названных изменений в наиболее очевидной степени отражается в том, что мезолит стал не просто необходимой, но и послед­ней для всех народов общей стадией их развития; науке неизвестен ни один из самых отсталых на­родов современности, находящийся по своему уров­ню ниже мезолита. Из этого, в частности, с одной стороны, следует, что основные представления эпо­хи мезолита, несмотря на их локальные особенно­сти, являются последним универсальным для всего человечества этапом развития духовной культуры и могут быть использованы в качестве важного и до­вольно достоверного источника в анализе истоков язычества. С другой же стороны, это служит осно­ванием рассматривать Мировоззрение послемезолц-тического населения мира уже в виде целого ряда систем мировоззрения, принадлежащих отдельным этническим формированиям.

* * *

В наиболее четкой форме многие основные пред­ставления древних людей о жизни общества, при­роды, роли человека в ней синтезированы в пред­ставлении о всеобщей закономерности, отражени­ем которой считалось все существующее и проис­ходящее в мире. В условиях подчинения жизни об­щества природному циклу эта закономерность час­то представлялась законом универсального круго­ворота, охватывавшим всю жизнь Вселенной: В Ин­дии он получил название «рита» (относящееся, возможно, в первую очередь к движению неба), в Греции ему соответствовало понятие «тео», в Ки­тае — «дао», в Иране — «аса». Подобный смысл придавался у греков «року», «логосу», «дике», у индийцев — «дхарме», а также законам божествен­ных установлений у других народов (например, «маат» в Египте, «ме» в Шумере, «парцу» в Акка­де) 18.

Наиболее выразительно представления древних людей о круговом движении мира могут быть про­слежены на примере понятия о рите, упомянутого в древнейших главах «Ригведы» и считавшегося, по верованиям древних индийцев, возникшим до появления богов. Рите придавалось значение перво­основы любого действия, происходящего в природе или обществе: «Вся Вселенная покоится на рите и движется в нем *», «рита — это закон, которому должны повиноваться все боги, все люди... Он все­общая сущность вещей» (Ригведа. X, 133, 6; X, 9, 115).

«Рита создала * разнообразную пищу, дающую силу.

Мысль о рите спасает от греха. Хвалебный гимн рите, возвышающий, сверка­ющий,

доходит даже до глухих.

Прочны опоры риты, совершенен и прекрасен ее образ.

Благодаря рите доставляется нам долгождан­ная

пища, благодаря рите есть у нас почитаемые коровы.

Устанавливая риту, он [Индра] также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство.

Рите принадлежат просторы земли и небес; не­бесные коровы поят риту своим молоком»

(Ригведа IV, 23, 8—10).

Древнейшие термины круга риты возникли не позже появления первых представлений об орга­низованном космосе. Согласно «Атхарваведе» (X, 7, 1), рита содержится в одном из «членов» Пуруши, однако сам Пуруша часто отождествлялся с

* В различных изданиях термин «рита» переводится суще­ствительным как мужского, так и женского рода.— Н. Ч.

божествами, олицетворявшими закон. Не случай­но, вероятно, в древнейших представлениях способ рождения закона и прообраза Вселенной (а затем и организованной Вселенной) совпадают {Ригведа. X, 129, 2; X, 190, 1):

«Закон и истина родились

Из воспламенившегося жара,

Отсюда родилась ночь.

Отсюда — волнующийся океан...

Мрак был сокрыт мраком вначале.

Неразличимая пучина — все это.

То жизнедеятельное, что было заключено в пус­тоту,

Оно Одно было порождено силой жара».

Постепенно абсолютно независимый закон Все­ленной стал представляться орудием божеств-Твор­цов или законом божественных установлений. Сре­ди великих богов греков, непосредственно связан­ных с универсальным «законом», следует прежде всего назвать Зевса. Роль Зевса как «всеобщей сущности вещей» довольно хорошо характеризуют, например, «Небесные явления» Арата (1—14):

«С Зевса начнем. Никогда мы, как люди, его не оставим

Неизреченным. Ведь Зевсом полны все улицы наши,

Площади все у людей. Им полно также и море И все гавани. В Зевсе нуждаемся все мы по­всюду.

Мы ведь и рода его есть. А он человекам веща­тель,

Правое в знаках дает и народы к деянию будит. Память о жизни дает. Говорит о земле наилуч­шей

Для быков и мотыг. Говорит о правильных сро­ках

И растенья рыхлить и всякое семечко сеять. Сам ведь «а небе он нам укрепил надлежащие знаки,

Распределивши созвездья. А также умыслил он на год

Звезды, которые бы наилучше предвозвещали Для людей времена, чтобы все без вреда воз­растало. Вот почему славословят его первым и крайним».

Громадное значение для поддержания порядка в жизни природы и общества имела и деятельность. Аполлона. Одним из наиболее интересных примеров этого служит отрывок из XXXIV орфического гим­на (11—26), в котором, по мнению А. Ф. Лосева, воссоздано древнее пифагорийское учение об Апол­лоне и его лире:

«...ты все надзираешь: эфир беспредельного неба,

Многоразличный удел земли, там долу лежащей, И через темную ночь в тишине звездоокого мрака

Корни подземные зришь и пределы всего миро­зданья

Держишь. Заботит тебя и начало вещей и ко­нец их.

Цвет ты всему; согласуешь ты все многозвуч­ной кифарой

В мире пока до предела последней струны ты восходишь,

Или, напротив, до нижней струны, или ладом дорийским

Все примиряешь; племен поколенья в жизни ты делишь.

Ты сочетаешь всемерно согласья и судьбы люд­ские;

В равной мере срок ты даешь для зимы и для лета...

Цвет многолюбной весны ты равняешь......ты держишь прообраз всего мирозданья печа­тей».

Еще одной персонификацией универсального «закона» у греков, по данным Комментариев Гермия Александрийского на «Федра» Платона (р. 148), была Адрастея — «одна и та же богиня из пребывающих в Ночи»: «Итак, она единично собирает и содержит в себе самой мерило всего этого, всех вместе законов, и мировых, и премир-ных, относящихся как к судьбе, так и к Зевсу (ибо существуют законы и Зевсовы и Кроносовы, бо­жественные, премирные и надмирные)......Внутри недоступности Ночи восседает Фанет, а. посреди­не — Ночь, пророчествующая богам, Адрастея же в преддверии, законополагающая для всех боже­ственные установления. От тамошней Дики она от­личается как законополагающая от судебной. Имен­но, тамошняя Дика является, как говорят, дочерью тамошнего Закона и Благочестия; эта же Адрас­тея, происходя от Мелисса и Амалфеи, является охватывающей и самый Закон. Вот почему и го­ворят, что они питают Зевса в пещере Ночи... Это о последнем утверждает и Платон, ибо он его де­лает демиургом и распределителем установлений для космоса. Установление же дается от Адрастеи и для богов, ибо порядок в них существует благо­даря этой богине и дается он для спутников богов, и всем вообще и каждому в частности».

Значительная роль в функционировании «зако­на» у греков отводилась и Деметре, на что указы­вает существование по дороге в Гермиону, в Мега-ре, Алимусиях и Фивах-храма Деметры Фесмосфоры (Законодательницы) (П а в с а н и й. Описание Эллады. I, 31, 1; II, 42, 6; II, 32, 8; VIII, 38, 7). Согласно «Сравнительным жизнеописаниям» Плу­тарха, богинями-законодательницами почитались не только Деметра, но и ее дочь Персефона-Кора, для которых в Сиракузах существовал специальный храм (LXI). К числу руководителей «закона» отно­силась и Урания. На статуе этой богини, находив­шейся в Аттике в местечке Садами, по данным Пав-сания, была надпись, объясняющая, «что это боги­ня "Небесная Афродита" — старшая из так назы­ваемых Мойр "богинь Судьбы"» (Описание Эллады. I,19,2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: