Изменение числа созвездий зодиака в весенне-летний период (6850 г. до н. э.— наше время) 3 глава




Аналогичная ситуация характерна и для неоли­тических памятников Молдовы, начиная с докера-мических11.

Несколько иначе развивалось животноводство в восточной (задонской) части Юга Восточной Евро­пы, где крупный рогатый скот появляется позже мелкого (также происходившего из Восточного Прикаспия). В частности, кости домашних козы-ов­цы и свиньи при отсутствии костей домашнего быка найдены в слоях ранненеолитического поселения Матвеев Курган (Ростовская область), датирующе­гося временем, следующим непосредственно за ме­золитом 12. Местонахождение этого поселения фик­сирует, таким образом, границу начала памятников восточной области, население которой позаимство­вало домашний скот от соседей или с Запада, или со Средней Азии.

Существует точка зрения, согласно которой крупный рогатый скот и свинья на Юге Восточной Европы появились позже, и не в результате местной доместикации, а путем заимствования уже в домаш­нем виде населением неолитической буго-днестровской культуры, являющейся восточной частью зоны культур Старчево-Криш-Кереш, от населения за­падной части этой зоны13. После этого, как полага­ет В. А. Шнирельман, племена буго-днестровской культуры, а затем и их соседи распространили животноводство и на остальную территорию Юга Восточной Европы.

Рис. 8. Рыбообразные песчаниковые тотемические символы

(чуринги) из Каменной Могилы: 1 — протонеолит;

2 — протонеолит (или поздний палеолит?)

 

Слабые стороны имеются в обосновании всех то­чек зрения относительно появления домашних быка и свиньи на Юго-Западе СССР, однако возмож­ность самостоятельной доместикации этих живот­ных здесь все же, как нам кажется, аргументирова­на более убедительно. Но как бы в конце концов ни был решен данный вопрос, все точки зрения сходят­ся к тому, что появление домашних быка и свиньи на территории западной части Юга Восточной Евро­пы было результатом контактов ее древнего населе­ния с населением Малой Азии и Балкан (в том чис­ле и Подунавья). Так, по мнению Д. Я. Телегина, приручение быка и свиньи в Причерноморье уже в мезолите было связано с антропологическим типом населения, образовавшегося в данном регионе в ре­зультате длительных контактов местных и пришлых средиземноморских (в том числе и средиземномор-ско-переднеазиатского происхождения) групп, а за­тем это же население стало основой буго-днестров-ской культуры 14.

Рис. 9. Фото чуринги, изображен­ной на рис. 8, 2.

По мнению В. Н. Даниленко, она имеет черты жен­ской фигуры

 

В. И. Маркевич также утвержда­ет, что животноводство в Днестровско-Прутском районе возникло в мезолите, еще до буго-днестров-ской культуры, под влиянием Балканского центра доместикации 15. Менее правдоподобным представ­ляется вывод В. Н. Даниленко о том, что домашний бык появился на древней территории Украины не с Запада, а с задонского Во­стока.

В протонеолите в запад­ной части Юга Восточной Европы зародилось, вероят­но, и земледелие. Согласно трассологическому анализу, проведенному Г. Ф. Короб-ковой, жатвенные ножи, ко­торыми могли собирать уро­жай зерновых в Северо-За­падном Причерноморье, су­ществовали уже на мезоли­тических поселениях гребе-никовской культуры 16. По-мнению В. И. Маркевича, более надежным доказа­тельством существования древнейшего земледелия на территории Украины и Молдовы можно считать отпечатки зерна пшеницы на сосуде второй фазы (первая фаза была докера-мической) буго-днестровской культуры. Появление здесь этого злака указанный автор объясняет за­имствованием из Малой Азии через Балканы 17.

Таким образом, приведенные нами примеры на­чала разведения скота и косвенные признаки за­рождения земледелия, а также помещение в некото­рых погребениях Васильевского I могильника нe только орудий труда, но и предметов, вероятно, ри­туального характера (створки речных раковин или необработанные камешки) 18, нахождение в гротах Каменной Могилы изображений и каменных скульп­тур животных, соответствующих слоям докерамиче-ского неолита кукрекской культуры (рис. 8—9 19) — все это позволяет считать по крайней мере часть мезолитических памятников Юга Украины и Молдо­вы (на территории Украины — кукрекские, гребе-никовские и мурзак-кобинские) безусловно прото-неолитическими. В таком случае, прослеженные Д. Я. Телегиным общие черты в погребальном обря­де и домостроительстве в памятниках мезолита Юга Украины и натуфийской культуры Ближнего Восто­ка (относимой Дж. Меллартом к протонеолиту) яв­ляются стадиально-общими, присущими им как па­мятникам протонеолита различных территорий. Учи­тывая же, что памятники протонеолитического обли­ка известны и на Балканах, логично считать, что островки протонеолитических культур охватили в свое время территорию и Ближнего Востока, и Юго-Восточной Европы, и Юга Восточной Европы. И, следовательно, ни признание, ни отрицание род­ства части населения Юга Украины и Ближнего Во­стока, отражавшего предполагаемое переселение сюда части ближневосточных племен, не является столь же принципиальным в определении уровня развития племен на территории нынешней Украины.

Более того, существует точка зрения о том, что несколько ранее, в позднем палеолите, произошло расселение обратного порядка — из Европы на Ана­толию и далее на другие территории Ближнего Во­стока, и именно потомки этих переселенцев воз­главили «неолитизацию» Ближнего Востока: «Воз­можно, что те, кто осуществил "неолитическую ре­волюцию" на Ближнем Востоке, в значительной степени принадлежали к верхнепалеолитической группе, и некоторые антропологи считают, что ев-роафриканская раса, древнейшая, зафиксированная в протонеолитических могильниках, представляет потомков европейского палеолитического челове­ка» 20. Если это так, общие черты протонеолитиче­ских племен Юга Европы и Ближнего Востока могут объясняться единым или близким уровнем развития их предков (возможно, даже общих для них) в па­леолите.

В среде населения протонеолита, очевидно, воз­никла и новая социальная структура. В частности, вероятное наличие крупных родов и интенсивный процесс формирования племени именно в южной области подтверждают, на наш взгляд, самые боль­шие в Европе того времени родовые могильники, со­держащие по нескольку десятков погребенных — Васильевские I и III и Волошский. (В этой связи обратим внимание на мнение Е. П. Бунятян, пола­гающей неправомерным отнесение указанных мо­гильников к мезолитическому времени, поскольку, на ее взгляд, появление столь крупных древних кладбищ, служащих археологическим индикатором образования рода — это черта неолита, а не мезо­лита21.) Однако род тогда не был единым, ведь на поселениях проживало такое число жителей, кото рое можно считать лишь частью рода, соответствую­щей сегментарной структуре последнего. Следова­тельно, род локализовался в пределах нескольких поселений, представлявших собой не родовые, а большесемейные (общину большой семьи) или мно­госемейные общины. Дифференциация хозяйствен­ной деятельности внутри общин способствовала появлению семейной собственности и обособлению отдельных семей. Более того — вероятно, прав В. Ф. Генинг, считающий, что основой формирующе­гося рода стала семья.

Общественная ситуация в протонеолите стабиль­ностью не отличалась: между отдельными община­ми происходили вооруженные столкновения (за тер­риторию?), что подтверждают находки обломков наконечников стрел и костяного наконечника копья с кремневыми вкладышами, застрявшие в костях нескольких погребенных в Волошском и Васильев­ском III могильниках.

Протонеолитические памятники возникли на ос­нове наиболее развитых памятников южного мезо­лита, сосуществуя с памятниками, оставшимися ме­золитическими. Затем протонеолитические памятни­ки и памятники южного мезолита развились в не­олитические, сосуществовавшие с мезолитическими памятниками северных территорий. Таким образом, характерной чертой конца мезолита (или начала неолита) является одновременное соседствование мезолитических и неолитических племен, время ко­торого измеряется критерием определения начала неолита: если отсчет вести с появления керамики, то этот период будет не очень долгим, если же (счи­тая протонеолит частью неолита) с возникновения производящего хозяйства—то довольно значитель­ным, охватывающим почти всю эпоху мезолита. В любом случае при таком сосуществовании к вну триэпохальным неравномерностям развития впер­вые прибавились и межэпохальные. И. следователь­но, начиная уже с мезолита археологические эпохи не имеют значения универсальных временных от­резков, поскольку сосуществующие памятники мог­ли принадлежать к разным эпохам. В дальнейшем сосуществование обществ отживающей и новой эпох становится закономерным, и в этой связи исключи­тельно важное значение приобретает вопрос о раз­граничении эпохальной принадлежности памятни­ков, а в пределах одной эпохи — особенностей их хозяйственно-культурных типов (ХКТ), ведь группы населения памятников сосуществующих эпох и ХКТ, несмотря на все их взаимовлияния, значи­тельно разнятся не только по своему хозяйственно­му или общественному укладу, но и по мировоззре­нию. Отсюда — и резкое возрастание требований к установлению не только последовательности или од­новременности их существования относительно друг друга, но и их действительного календарного (аб­солютного) датирования.

Неолит (новый каменный век) — последняя эпо­ха каменного века. В течение неолита произошло утверждение трех основных ландшафтных зон Юга Восточной Европы: лесной, лесостепной и степной. Единая точка зрения о границах этих зон, к сожале­нию, не выработана: одни исследователи считают, что с момента их образования они практически не изменились, другие — доказывают, что они приобре­ли современный вид лишь на рубеже IV—III тыс. до н. э. Опираясь на фаунистические остатки с бу-го-днестровских неолитических и раннетрипольских поселений, В. И. Маркевич пришел к выводу о ста­бильности, начиная уже с ранненеолитического вре­мени (по крайней мере, на территории Молдовы), границы между лесостепью и степью22. Следует, однако, подчеркнуть, что в данном случае вероят­нее говорить о границе между лесной (в состав ко­торой входила и лесостепь) и степной зонами, по­скольку такая ситуация существовала и в медном веке 23. В то же время несколько иначе выглядела тогда и степь: берега ее многочисленных рек и ре­чушек, значительная часть которых к настоящему времени исчезла, представляли собой заросшие ле­сом оазисы, тянувшиеся до самого моря 24.

Важнейшей чертой неолита (часто называемой «неолитической революцией») принято считать ут­верждение производящего хозяйства. В течение не­олита на территории Украины и Молдовы было сформировано стадо домашних животных в составе крупного, мелкого рогатого скота и свиньи. Неоли­тические племена научились возделывать несколь­ко видов пшеницы, а также ячмень, обрабатывая землю мотыгами, вероятно, преимущественно костя­ными или роговыми, и растирая зерно с помощью каменных зернотерок. В отличие от переднеазиат-ско-среднеазиатского земледелия, основанного на орошении земель (сначала на естественном — ли манном, а затем и на ис­кусственном), северопри­черноморское земледелие с самого начала своего су­ществования приобрело характер подсечного.

Рис. 10. Антропоморфная (?) статуэтка из мергеля. Буго-днестровская

культура, печер-ская или соколецкая фаза. Митьков остров

 

Появление производящего хозяйства стало отражением начала кризиса присваивающего мезолитического хозяйства. Однако производящее хозяйство возникло и существовало лишь у южных и части западных (связанных своим происхождением с культурами Подунавья) племен Юга Восточной Европы и выполняло при этом толь­ко вспомогательную роль при господстве у них при­сваивающего хозяйства. У племен же северной — лесной — области отрасли производящего хозяйства в неолите еще не сложились, и прогресс их экономи­ки в это время обусловливался значительным со­вершенствованием присваивающего хозяйства.

Таким образом, в эпоху неолита на территории западной части Юга Восточной Европы возникли две области. Первая состояла из южной (степь, ле­состепь и Крым) и западной (лесостепь Карпат) зон с уже возникшим в них производящим хозяй­ством. Во второй — северной, или лесной—области существовало только присваивающее хозяйство. Уг­лубились и различия в хозяйстве между отдельны­ми группами населения каждой из указанных зон (в частности, наиболее передовой в южной зоне бы­ла буго-днестровская культура). В регионе сложи­лись по крайней мере три основных ХКТ: юго-за­падный и западный (охотничье-животноводческо-земледельческий), юго-восточный (охотничье-жи-вотноводческий), северный (охотничье-рыболов-ный). В течение неолита ХКТ отдельных групп на­селения, разумеется, изменялся. Так, некоторые юго-восточные племена освоили земледелие. В кон­це неолита производящее хозяйство появилось и на севере Украины.

Значительным изменениям подвергались и ору­дия труда. Были усовершенствованы лук и стрелы, наметилась их дифференциация применительно к различным видам дичи. Появились настоящие ка топоры, применявшиеся, кроме всего проче­го, и для вырубки кустарника (а возможно, и леса) под участки, засеваемые зерновыми. Завершилось совершенствование обработки камня (в том числе и кремня): широко распространились известные еще с позднего палеолита шлифование, пиление, сверле­ние; впрочем, они остались второстепенными при­емами обработки этого материала и не заменили традиционную технику — оббивания, скола, отжи­ма. Повсеместным явлением стали микролиты. Од­нако к концу неолита в обработке каменных орудий уже наметилась некоторая деградация. К тому же запасы высококачественного кремня, подбираемого ранее с поверхности земли, во многих местах исто­щились. Возник первый серьезный сырьевой кризис, приведший к появлению первых же кремнедобывающих шахт.

Одна из важнейших черт неолита, характерная для всех без исключения археологических куль­тур,— начало и дальнейшее развитие производства керамической посуды (до этого древнее население Украины пользовалось посудой, вырезанной из мяг­ких пород камня или дерева). Получившая повсе­местное распространение керамика стала первым искусственным продуктом,— ведь изготовлялась она, как мы уже отмечали, из обожженного на огне теста, состоящего из глины с примесями песка, гра­нитной крошки, толченой ракушки, растений и т. д.25 Из такого теста можно было вылепливать довольно большие сосуды (рис. 1126).

Новым видом производства стало и прядение. Для получения ниток сначала использовали волок­но диких растений, а потом, по мере развития жи­вотноводства,— и шерсть. Прядение породило пер­вое маленькое колесико (ставшее, возможно, про­образом колеса в транспорте) — пряслице, служив шее маховичком и грузилом (утяжелителем) для ве­ретена. Вместе с прядением возникло и ткачество, в результате чего был создан еще один искусствен­ный продукт — ткань. Ткачество долгое время раз­вивалось без специального станка, оставаясь, по сути, плетением, однако уже в неолите в Северном Причерноморье появился, вероятно, и первый при­митивный ткацкий станок27.

На наш взгляд, появление керамической посу­ды и ткани свидетельствует не только о несомнен­ном общем прогрессе в жизни населения того вре­мени, но и о кризисе неолитической охоты. Ведь сравнительно трудоемкие в изготовлении, зато объ­емистые по размерам глиняные сосуды не появи­лись бы, а уж тем более не получили бы значитель­ного распространения, если бы не возникла потреб­ность в длительном хранении запасов такой пищи, которую нельзя, как, например, дичь, рыбу и т. д., брать от природы по мере надобности едва ли не в любой момент. Что же это за пища? Разумеется, растительная. Таким образом, между возникновени­ем посуды и возрастанием, с одной стороны, сезон­ного собирательства и земледелия, а с другой — упадком охоты усматривается прямая связь.

Рис. 11. Сосуд древнейшей (скибинецкой) фазы буго-днестров­ской культуры, имеющий два прокола под венчиком и укра­шенный позитивно-негативной Близнечной композицией. Митьков остров

Предположим и другое: сосуды использовались также для хранения съестных продуктов животно­го происхождения (жира, требухи). Вывод, следую­щий из этого предположения, на наш взгляд, оче­виден: охота в это время становится трудным про­мыслом, и все добываемые с ее помощью продукты расходуются очень экономно и по возможности за­пасаются впрок. Причем в пищу идет все, что толь­ко может дать туша убитого зверя. Расточительные пиршества после удачной охоты давно уже отошли в прошлое...

Ну а если допустить, что в горшках хранились запасы жира, требухи и т. д., получаемых от одо­машненных животных? Что ж, это лишь подтвер­ждает мысль о снижении в неолите роли охоты.

И — несколько слов о связи между развитием ткачества и упадком охоты. Нить стала замените­лем жилы или ремешка, а ткань — шкуры, служив­шей ранее для изготовления одежды, подстилок, мешков и т. д., то есть продуктов, получаемых пре­жде от диких животных.

Дальнейшее развитие в эпоху неолита получил водный транспорт. Выдалбливаемые из стволов де­ревьев лодки стали, вероятно, обычным явлением, поскольку на территории Украины, например, обна­ружены уже две такие лодки указанного времени — на Южном Буге и на Осколе. (Впрочем, не все уче­ные признают неолитический возраст этих нахо­док.) Средства передвижения по воде были, как мы уже отмечали, крайне необходимы при наличии ог ромных водных площадей и преград. С помощью плотов и лодок люди осваивали значительные про­сторы — берега рек, озер, их острова, непроходимые болота и даже побережья морей, спасались во вре­мя наводнений, ловили рыбу, раков, охотились на водных животных и водоплавающих птиц, собирали птичьи яйца, моллюсков, съедобные водные расте­ния, сооружали преграды на путях миграций рыб­ных косяков... Лодки и плоты стали неотъемлемой частью быта поселений на сваях, а у отдельных на­родов — и жилищами. Уже тогда в условиях возрос­шего спроса на важнейшие виды сырья, которые не­редко встречались лишь в определенной местности, углубления неравномерности развития и специали­зации отдельных территорий, а также расширения обмена между ними средства передвижения по воде стали лучшим (а часто и единственным) способом связи и перевозки грузов между различными груп­пами населения, порой жившими очень далеко друг от друга. Вместе с тем эти средства стали важней­шей предпосылкой обмена опытом и знаниями.

Подтверждением значительных возможностей передвижения по воде в неолите могут служить примеры из жизни не только современных отсталых народов, но и древнего населения морских островов. В частности, население культуры бескерамического неолита Хирокития на Кипре (ставшего островом еще в палеолите) поддерживало связи морем с ма­териковыми территориями Азии: в Хирокитии найден обсидиан из Анатолии, а в слоях периода Амук А в Сирии — каменный сосуд хирокитийского типа.

Тогда же впервые возник и наземный транс­порт— лыжи, а также сани и волокуша, в которые, возможно, запрягали быков. Именно с неолита скот становится не только источником мяса, кости, рога, шерсти, но и тягловой силой.

В неолитическую эпоху произошел, по-видимому, демографический взрыв. Считают, что население земного шара выросло в это время с пяти до 80 млн человек. Значительная часть их осела; увеличи­лись число и размеры поселений. Однако поселения этого времени, открытые на Юго-Западе СССР, слишком малы для родового коллектива; тем более здесь неизвестны крупные неолитические поселения, насчитывающие от нескольких сот до нескольких тысяч жителей, интерпретируемые как поселения всего неолитического племени. Стало быть, неоли­тические поселки на территории Украины и Молдо­вы принадлежали только части рода,— наиболее вероятно, большой семье. Иными словами, община неолита представляется нам не родовой, а семей­ной и к тому же часто соседской, поскольку она уже перешла к производящему хозяйству 28.

Вероятно, в это же время существовало племя, в котором еще не наблюдалось резкого возвышения отдельных социальных групп или родов. Именно та­кому монолитному племени, возможно, соответству­ют племенные могильники с большим числом погре­бенных. На территории Украины такими являются, например, Вовнигский (более 130 погребенных), Мариупольский (более 120 погребенных).

В связи со значительными различиями прежде всего в хозяйстве и быте происходило образование отдельных культурно-исторических массивов. Как и ранее, в мезолите, население областей, различаю­щихся по своему хозяйству, принадлежало к раз­ным расовым группам: в областях с производящим хозяйством проживали представители средиземно­морского, а в областях с присваивающим хозяйст­вом — позднекроманьонского типов.

Новой формой общественной организации стали культурно-исторические общности, наиболее выразительными среди которых были общности ямочно-гребенчатой керамики и днепро-донецкая. Они, воз­можно, ознаменовали собой появление крупных эт­нических массивов, соответствующих предкам со­временных языковых семей. Одновременно с этим оформилось и самое малое подразделение общест­ва — парная семья.

В позднем неолите в отдельных районах запад­ной части Юга Восточной Европы появились первые поселения, защищенные рвом и валом. Следователь­но, военные столкновения стали обычным явлением. Медный век, или медно-каменный век, или хал-колит (медно-каменный век), или энеолит (медно-каменный век) — первый из двух «веков» эпохи па-леометалла, ставший, вероятно, переломным момен­том в развитии древнего населения Юга Восточной Европы (рис. 12 29).

Само название «медный век» подчеркивает, что громадные изменения этой эпохи связаны прежде всего с распространением изделий из нового для че­ловечества материала — меди. Однако начало мед­ного века не совпадает с появлением первых изде­лий из металла, давшего ему название. Наиболее ранние изделия из практически не содержащей при­месей, естественной, так называемой самородной меди, залежи которой выходили на поверхность зем­ли, известны на нескольких поселениях Анатолии, Восточного Средиземноморья, Северного Ирана и Ирака. Удивительно, но слои с древнейшими мед­ными предметами, датированные по радиоуглерод­ному способу IX—VIII тыс. до н. э., принадлежат еще к докерамическому неолиту, то есть к тому пе­риоду, который часть археологов считает не неоли­том, а концом мезолита. Это объясняется, вероятно, тем, что самородная медь сначала могла быть вос­принята в качестве варианта мягкого камня (или даже глины, применение которой значительно воз­росло в мезолите — неолите),— ведь первоначаль­ная техника изготовления медных предметов, а именно холодная, то есть без предварительного на­грева куска руды, ковка была, по сути,

техникой оббивки камня. Случайно ли, что многие первые медные предметы по форме и размерам подобны своим каменным аналогам?..

Хотя все известные на сегодняшний день древ­нейшие изделия из меди открыты на Ближнем Во­стоке, мы не исключаем одновременного начала ис­пользования меди в нескольких районах с выхода­ми на поверхность земли самородной меди (воз­можно, будущие находки подтвердят это предполо­жение). В Евразии, в частности, такими районами являются Балканы, Подунавье (Трансильвания) и современное Советское Закавказье, откуда в древ­ности металл в виде руды или готовых изделий по­падал и на территорию Юга Восточной Европы. В медном веке западная часть Юга Восточной Ев­ропы использовала металл Балканско-Дунайского района.

В течение докерамического неолита — медного века население того времени последовательно ос­воило три стадии обработки меди 30: холодную ков­ку (возникшую, вероятно, когда было замечено, что при оббивании куска руды он меняет свою форму); отжиг и горячую ковку (ковку разогретой медной руды); плавление и литье.

 

Рис. 12. Наиболее принятые представления о распространении и эпохальной принадлежности археологических культур Ук­раины, Молдовы и некоторых соседних районов в позднем неолите (до XXXII в. до н. э.):

1 — Триполье-Кукутени; 2 — буго-днестровская; 3 — днепро-донецкая; 4 — крымский неолит; 5 — Гумельница; 6 — ямочно-гребенчатой керами­ки; 7 — лендельская; 8— линейно-ленточной керамики; 9 — поздний неолит Кавказа; 10 — Тисса; 11 — Вннча-Турдаш; 12 — Боян; 13 — Ха-манджия. А — границы культур, Б — неолитические культуры, В — культуры медного века. (По И. Т. Чернякову)

 

 

Как экспериментально доказано, медные орудия в работе и удобнее, и производительнее, чем камен­ные. Благодаря пластичности меди с помощью раз­личных способов ковки и закаливания можно было изменять твердость рабочего лезвия изделия из это­го металла. Им можно было выполнять несколько операций, тогда как каменные орудия обычно до­вольно строго дифференцировались по отдельным видам работ. Огромное значение при этом имело открытие литья, позволившего с помощью литейных форм сравнительно легко изготовлять в массовом количестве одинаковые или почти одинаковые мед­ные изделия.

Следует особо подчеркнуть такой момент: впер­вые появившись еще в докерамическом неолите, древнейшие металлические изделия затем надолго практически исчезают из употребления. И это по­нятно, ведь для нормального функционирования их в обществе недостаточно одного лишь изобретения (всегда несущего в себе элемент случайности), нуж­на еще и настоятельная потребность в том или ином предмете. А такая потребность возникает только при определенной степени зрелости системы соци­ально-экономических отношений. Таким образом, массовому распространению изделий из меди (или бронзы, или железа) должно было предшествовать утверждение в среде населения того времени сба­лансированной системы общественных, производ­ственных, торговых и подобных им отношений. И медный, и бронзовый, и железный века как каче­ственно новые эпохи начинались с формирования присущих только им социально-экономических структур, которые затем с неизбежностью обуслов­ливали распространение изделий из указанных ме таллов. Поэтому не удивительно, что, например, в начале бронзового века употреблялись и медные ве­щи, а в конце этого века наряду с бронзовыми уже появляются железные предметы, время для оконча­тельной победы которых тогда еще не наступило. Мы уже упоминали о находках медных предметов в памятниках докерамического неолита Ближнего Востока; подобные находки известны и в памятни­ках неолита Украины, синхронных памятникам мед­ного века.

Незначительное количество находок металличе­ских изделий в памятниках медного — бронзового веков Юго-Запада СССР объясняется не только преимущественно импортным характером цветных металлов или изделий из них, но и тем, что они в то время были очень дорогими и орудия после вы­хода их из строя, как правило, переплавлялись с целью изготовления новых изделий. В то же время распространенность металлических предметов в от­дельных культурах медного или бронзового веков зависела и от запасов местных пород камня. На Украине и в Молдове почти нет залежей медной руды, зато значительны выходы кремня. Поэтому в местных археологических культурах медного и брон-зовою веков медные орудия так и не стали веду­щими в сфере производства, в то время как кремне­вый инвентарь находился в активном употреблении и длительное время не обнаруживал признаков де­градации, столь заметной, например (по данным В. М. Массона), на Юге Средней Азии в медном ве­ке в связи с энергичным вытеснением здесь камен­ных, в том числе и кремневых, орудий металличе­скими.

Подытоживая сказанное, подчеркнем: отмечен­ное выше исчезновение на время медных предметов после начала изготовления их еще в докерамическом неолите вполне закономерно; они распростра­няются после того, как сложились типологические черты медного (бронзового) века; именно такие глубинные типологические черты, а не медные ве­щи, и должны определять начало указанного века. В частности, по В. Н. Даниленко, переход от неоли­тической буго-днестровской к энеолитической три-польской культуре обусловливался заменой мотыж­ного земледелия пашенным; интенсивным развити­ем животноводства, в том числе переходом от пер­вых попыток разведения животных к стадному (придомному) животноводству и освоением тягло­вой силы крупного рогатого скота; возникновением медной металлургии; зарождением патриархальных отношений; появлением регулярного межплеменно­го обмена; установлением крепких связей с прогрес­сивными формами балкано-дунайской материаль­ной культуры 31.

По мнению ряда советских исследователей, оп­ределяющими чертами культур медного века на территории СССР можно считать прежде всего та­кие: земледельческо-животноводческое хозяйство с господством мотыжного земледелия; появление мед­ных изделий при продолжающемся преимуществе каменных и кремневых; большие, как правило, гли­няные дома; погребения умерших в пределах жи­лищ и поселений; статуэтки женщин-прародитель­ниц; расписная керамика с округлым или плоским дном.

В некотором смысле близки к этому и выводы некоторых зарубежных исследователей. Так, по М. Гимбутас, основными чертами «древних европей­ских культур» (культур медного века) были: земледельческо-животноводческое хозяйство (без домаш­него коня); оседлый образ жизни; концентрация крупных поселений, формирование в них городских черт; матрилокальность брака; мирный «искусство-любивый» характер мировоззрения; культ женщи­ны-творца 32.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: