Государственное управление 6 глава




Многие поступки индивидуумов предопределяются их членством в организации, поэтому люди экономически заинтересованы в организациях, которые поощряют эффективный труд с помощью мотивации, интеллектуального стимулирования. Организация закрепляет положение работника в системе социальной стратификации через должности, звания, статусы.

Организация может быть формальной и неформальной. Первая представляет собой кооперацию людей, отличающуюся целенаправленностью и упорядоченностью действий. Во второй осознанные цели не ставятся, создается она на основе динамичных личных отношений.

Формальная организация одновременно рассматривается как система предварительно спланированных связей, полномочий и функций. Формализация – совокупность средств, ограничивающих свободу выбора работника в процессе деятельности. К таким средствам относят определение последовательности и продолжительности работ, установление порядка выполнения конкретным работником того или иного задания, фиксацию правил поведения в различных ситуациях.[82]

Официальная организация, как правило, имеет статус юридического лица, что предполагает ее независимое существование от участников совместного труда, в том числе от изменения их состава, и несет самостоятельную имущественную ответственность. В неформальной организации объединение людей происходит на основе не административной власти, а личного доверия, коллективной заинтересованности, незапрограммированных контактов внутри формальной организации на основе дружбы и сотрудничества.

Управление создает организационную рациональность, поскольку вся- кая организация действует во внешней и имеет внутреннюю среду.

Внешняя среда – это экономические условия, интересы и запросы потребителей, законодательство, деятельность контролирующих органов, конкурирующие организации, система ценностей в обществе, деятельность профсоюзов, развитие техники и технологии.

Внешнюю среду называют также окружением, в котором можно выделить три уровня:

макроокружение создает общие условия функционирования организаций различных форм собственности, и изменить его очень трудно, так как это политические, экономические, технологические, правовые, социокультурные, демографические, природные, экологические и другие факторы;

мезоокружение состоит из отраслевых и региональных факторов (конкуренты, профсоюзы, партии, общественность и пр.), косвенное влияние на которые оказать можно;

микроокружение (деловое окружение) формирует факторы прямого воздействия, так называемые контактные аудитории, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние – поставщики, покупатели, банки, страховые общества, органы местного самоуправления и др.[83]

Особенности изменений в окружении требуется своевременно учитывать, оценивать их последствия, выбирать оптимальный вариант взаимодействия с ним в пределах имеющихся ресурсов.

Все организации имеют внутренние элементы (объекты, процессы), т. е. внутреннюю среду, которая активно взаимодействует с внешней средой (окружением). К основным характеристикам внутренней среды организации относятся:

1) миссия – предназначение, естественный смысл существования организации, видение того, что она собой представляет или за что она должна бороться.

Миссия всякого управления, независимо от его форм, объема влияния, качества, основана на выполнении нескольких взаимосвязанных функций. Это определение ориентиров конкретных целей деятельности организации; стимулирование более ответственного человеческого поведения; планирование и проведение коллективных направленных изменений; предотвращение и преодоление критических ситуаций; создание коллективной выгоды. Миссия реализуется путем формирования искусственных объектов управления, воздействия на них, в том числе через внутреннюю систему «порядков». Для ее реализации объекты управления должны создаваться, по крайней мере, в семи сферах: а) хозяйство; б) среда обитания (территория); в) культура; г) человеческое общение; д) собственность (запас благ и прав); е) богатство и наследие; ж) свобода перемещения.

Каждая из указанных сфер требует особой организации управления, что и обусловливает разнообразие его подходов, методов, описаний, технологий;[84]

2) цели – своеобразная ментальная конструкция, стандарт управления, конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе;

3) задачи – работа, которая должна быть выполнена в определенный период;

4) технология – общее количество всех приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, информации, с помощью которых происходит их преобразование;

5) люди в организации – рабочие кадры, персонал управления вместе с руководителями;

6) разделение труда – специализация и дифференциация труда, способствующие выделению его видов. Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями, что образует иерархию – способ распределения системы управления по уровням, позволяющий создавать иерархические структуры: руководитель, его заместители, руководители управлений, отделов, бюро и т. д. Горизонтальное разделение труда касается тех видов работ, которые организация ведет в соответствии со своим пред- назначением, и является основой специализации работ;

7) структура – разделение организации на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления, что позволяет закрепить вертикальное и горизонтальное разделение труда;

8) ресурсы – интеллектуальные, сырьевые, материальные, финансовые, информационные, трудовые запасы и резервы, определенным образом структурированные и организованные, используемые организацией для приобретения конкурентных преимуществ;

9) отношения участников коллективного труда – взаимозависимости, специфика которых состоит в том, что они соединяют (или разъединяют) людей в процессе достижения целей организации. В управлении они проявляются через субординацию, централизм, самостоятельность, партнерство, симпатии, антипатии и т. п.;

10) организационный порядок – совокупность правил и норм, позволяющих участникам управленческого процесса действовать в соответствии со своей компетенцией.

Знакомство с моделями управления в их историческом развитии свидетельствует о том, что существуют некие важнейшие принципы – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и процессу управления, имеющие универсальный характер и воздействующие на все сферы управления:

1) принцип сочетания централизации и децентрализации. В иерархии управления искомое сочетание достигается посредством рационального распределения полномочий и ответственности на всех уровнях системы управления;

2) принцип единоначалия, означающий предоставление руководителям организации и ее подразделений власти в объеме, необходимом и достаточном для принятия решений в пределах своих полномочий;

3) принцип коллегиальности. Данный принцип предполагает совместное общение и выработку управленческих решений с привлечением специалистов. Но право на принятие окончательного решения и ответственность за его последствия сохраняются за руководителем;

4) принцип плановости, согласно которому определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели, достижения;

5) принцип компетентности, означающий глубокое, доскональное знание участником управленческого процесса своего дела, существа выполняемой работы;

6) принцип мотивации, предполагающий внедрение в организации системы вознаграждений и взысканий, побуждающих работников к возможно более полному использованию своего интеллектуального потенциала.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, реализуются масштабно и повседневно в методах управления.[85]

Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления на управляемый объект, применяемых в процессе решения стоящих перед организацией задач. Методы управления по их содержанию традиционно классифицируют на организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. В свою очередь государство организует общественную жизнь на правовых началах. Поэтому в процессе управления право выступает как вид социальных норм, как институт социального регулирования. Один из знаменитых римских юристов классического периода Павел (III в.) писал о праве так: «Право всегда является справедливым и добрым» и «Право – это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».[86]

Организационно-распорядительные методы императивного характера воздействуют на исполнителей непосредственно, так как имеют форму обязательных предписаний (приказ, распоряжение). В то же время их более мягкие формы (рекомендации, консультации, разъяснения и др.) воздействуют организационно, позволяют создать нормативно-правовое поле, внедрить определенные нормы и нормативные режимы, осуществлять организационное стимулирование путем предоставления дополнительных полномочий, перемещений в должности, ограничения контроля.

Экономические методы намного эффективнее организационно-распорядительных, ибо по своей природе имеют большой мотивирующий потенциал. Их далеко не полный перечень выглядит следующим образом: разработка прогнозов и национальных программ; налоговая, ценовая, инвестиционная, финансово-кредитная политика государства; планирование; различные виды хозяйственного расчета; формы оплаты труда и др.

Социально-психологические методы управления основываются на понимании психологических и социальных характеристик отдельных групп и работников. Методы означенного порядка при их умелом применении весьма эффективны. С их помощью решаются следующие задачи: отбор, подбор и расстановка кадров; поиск новых мотивационных механизмов; регулирование межличностных отношений в коллективе; рационализация трудовых процессов и многое другое.

Управление в организации осуществляется в следующих формах:

общее (высшее) руководство – выработка концепций, выбор общей стратегии и способов реализации основных, перспективных направлений деятельности;

технологическое руководство – поиск и внедрение прогрессивных технологий, рационализация производственных процессов на основе современных методов управления;

экономическое руководство – стратегическое и оперативное планирование, анализ финансово-экономической деятельности, организация маркетинга и финансовых потоков, стимулирование труда;

оперативное управление – составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж, организация учета и контроля производственного процесса и его результатов;

управление персоналом – набор, адаптация, обучение, переподготовка работников, отбор, подбор и расстановка руководящих кадров, работа с резервом, оптимизация затрат на персонал, совершенствование системы мотиваций и стимулирования, разрешение конфликта интересов.

Виды управления – это разновидности управления, выделяемые по некоторым признакам, влиянию внешней среды, функциональной специализации, что позволяет использовать их для повышения потенциала и развития управления как роста его разнообразия.

Выделение видов управления необходимо, чтобы обозначить взаимосвязь определенного субъекта и определенного объекта управления, в том числе с точки зрения компетенций первого в отношении второго, а также особенностей объекта управления.

В этом плане можно назвать следующие виды управления: правительство; государственное управление как организация органов власти и осуществление руководства над их служащими; военное управление; клубное управление; бизнес-управление; управление государственной собственностью как особое управление, учитывающее проблемы и суждения общества. К ним можно добавить управление по ценностям, управление рынком недвижимости; правоохранительное управление; управление прокурорско-надзорной деятельностью и др. Во всяком случае, анализ управления по видам позволяет разобраться в таких новых для российского общества конструкциях, как «муниципальное управление», «управление в сфере правоохранительной деятельности», «корпоративное управление», «управление сетевыми организациями», «управление логистическими процессами», «управление на основе аутсорсинга», «управление проектами», «бюджетное управление» и т. д.

Вся практика развития управления подтверждает большое значение обоснованной классификации его функций. Под функциями понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующиеся однородностью осуществляемых работ и их целевой направленностью.

В современной теории управления его функции подразделяют на общие (основные), специальные и частные.

Общие (основные) функции присущи всем специальным системам управления – это планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль.

Специальные функции связаны с осуществлением организацией своего предназначения (промышленная, коммерческая, научная и другая деятельность).

Частные функции обычно предопределяются непрофильной деятельностью организаций (маркетинг, инновация, инжиниринг, лизинг и пр.)

Функции занимают ключевое место среди базовых категорий науки управления, в них раскрываются сущность и содержание управления на всех его уровнях. Четкое разграничение функций между органами управления и персоналом управления – основа высокого уровня исполнительской дисциплины, повышения ответственности кадров.

В управлении, как и в любой сфере деятельности, существует разделение труда. Организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческого труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления. Основные элементы организационной структуры – подразделение (звено) управления; иерархический (вышестоящий) уровень управления; связь между звеньями, уровнями управления и персоналом управления, наделенными определенными функциями. Различают следующие типы организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-штабную, линейно-функциональную, матричную, дивизиональную. Выбор здесь зависит от специфики деятельности организации, ее численности, сложности или простоты взаимосвязей и соподчиненности в системе управления.

Управление изначально сориентировано на моделирование, поскольку модели позволяют конкретизировать виды управленческой деятельности, задачи и функции, необходимые для достижения намеченного.

В литературе наиболее часто называют следующие модели управления:

административное управление; управление компетенцией;

управление социальными конфликтами; управление по результатам;

стратегическое управление; антикризисное управление; управление рисками.

Каждая организация разрабатывает и реализует свою кадровую политику, которая находит воплощение в совокупности принципов и технологий, распространяющихся на всю систему работы с кадрами, особое внимание уделяя персоналу управления. Это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные управленческие функции, представляющий собой объединение людей по профессиональным или иным признакам. В состав персонала управления входят: руководители, специалисты, вспомогательный персонал (технические работники). Основными функциями персонала управления являются: руководители – принятие управленческих решений; специалисты – подготовка аналитических материалов и вариантов решений; вспомогательный персонал – создание надлежащих условий для эффективной работы руководителей и специалистов. Каждой организации присуща своя культура управления – как практика, как действие, как асимметричная структура власти, как социальный контроль и возвышение роли знаний. Ее носителями являются все участники управленческого процесса, все категории персонала. Управление, имея в качестве опоры интересы и власть, всегда базируется на уже сложившейся культуре, обусловлено степенью ее развитости в обществе. Культура предопределяет качество деятельности человека во всех областях и способы его действий. Культура управления как категория – это совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, мироощущений, норм поведения, а так же методов и приемов управленческой деятельности, связанных с поиском и получением новых результатов, увеличением добавленной стоимости.

Реально действующая культура управления предполагает не механическое соединение названных компонентов, но свое постоянное, текущее существование в виде конкретных культурных форм. К этим формам можно отнести культурные ритуалы и церемонии, культурные коммуникации, механизмы привлечения персонала к творчеству, внедрение корпоративных знаков и символов, кодексы поведения, мотивационные модели оплаты труда, социальное внимание и заботу, ориентиры инновационного развития и многое другое.

Совершенствование управления – специфическая человеческая деятельность, заключающаяся в исследовании, проектировании и создании систем управления или отдельных их элементов. Эта работа неразрывно связана с творческим отношением к управленческому труду и имеет целью повысить научный уровень и эффективность управления.

Сама же эффективность управления – это уже экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации, определяющая степень реализации ее целей, а для предпринимательских структур – ее интегрального показателя – прибыли.

Для совершенствования управления важно помнить, что различные стороны управленческой деятельности исследуются философией, социологией, экономикой, кибернетикой, логикой, математикой, правовыми науками, психологией, статистикой и т. д. Тесные взаимосвязи наук есть отражение объективных комплексных явлений в управлении, которые требуется изучать системно и на этой основе совершенствовать управленческую практику. Кибернетика, математика, системный анализ вооружают руководителей новыми средствами подготовки и принятия управленческих решений на основе качественной информации.

Поскольку управление не является отвлеченным понятием, выполняет конкретную практическую задачу – добиться большей результативности работы систем управления, оно выступает своеобразным научным перекрестком, где «встречаются» приемы и способы других наук, но остается при этом относительно автономным научным направлением, а предметом управления всегда служат управленческие отношения между людьми.

При изучении управленческих отношений появляется возможность совершенствовать управление по целому блоку проблем: теоретические ос- новы управления; содержание управленческой деятельности; организация управления; техника, технологии, методы управления, психология управления, человек в системе управления.

Для управления небезразличны нормы права, но особый интерес вызывает то, каким образом здесь применяется юридическая норма, как фактически протекают его процессы, какими причинами вызвана именно эта, а не иная их форма, каковы механизмы реализации прав. Без внимания к юридическому аспекту управленческой деятельности ее совершенствование невозможно, поскольку права, обязанности, ответственность органов управления и должностных лиц имеют важнейшее значение для упорядочения, регламентации управленческих отношений. Разработка проблем управления всецело базируется на правовой основе, изучении, систематизации и обобщении имеющегося практического опыта и только после этого приобретает объективную значимость и научный характер.

Традиционное управление основано на сочетании личностных качеств руководителя и типовых правилах, инструкциях, нормативных правовых актах по управлению, которые действуют в каждой организации. Переход к научно обоснованному управлению характеризуется тем, что на первый план выдвигаются объективные факторы, связанные с применением научных методов управления и научной организации систем управления, значительно меняются личностные качества руководителей за счет повышения образования в области управления.

Такое научно ориентированное управление предполагает:

широкое использование на практике новых научных достижений науки управления и смежных с ней областей знания;

применение современных информационных технологий для подготовки и принятия управленческих решений;

внедрение методов точного расчета, прогноза, методов соизмерения за- трат и результатов, логических методов анализа и математического моделирования;

поиск способов реализации научных категорий управления для эффективного управления людьми, использования имеющихся ресурсов.


 

1.4. Виды управления, их целевое предназначение.

§1.Классификационные признаки в управлении

Множественность сфер управления, различия в атрибутах его субъектов и объектов, наличие уровней, звеньев, иерархий в системах управления – все это создает разнообразие и масштабность видов управления.

Так, в качестве субъектов управления в той же отечественной экономике обычно выступают законодательные, исполнительные, судебные органы государства, органы особой компетенции (прокуратура, Счетная палата, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральный банк), отраслевые, ведомственные, территориальные органы управления, собственники экономических объектов, органы управления предприятиями, организациями, хозяйственные руководители, персонал управления, рабочие кадры.

Объекты управления – это мировая экономика, экономика страны, ее регионов, территорий, экономика отраслей, предприятий, экономические ресурсы и факторы производства в виде средств труда, сам труд, трудовые коллективы, работники, персонал, научно-технический и информационный потенциал, финансы.

Управляющее воздействие осуществляется законами, указами, подзаконными нормативными актами, государственными программами, постановлениями директивных органов, планами, программами, положениями, инструкциями, правилами и нормами, действующими на предприятиях, в организациях и учреждениях, приказами, распоряжениями, указаниями хозяйственных руководителей и собственников экономических объектов, материальными и моральными стимулами.

Субъект и объект управления – это две системы (управляющая и управляемая), которые находятся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть системы управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями его объекта. Кроме того, важно различать и уровни управления: высший, средний и низовой (государство; территория; организация, предприятие, цех, участок, рабочее место).

Разделение управления на виды может быть проведено по различным основаниям:

в зависимости от сфер общественной деятельности – управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление;

в зависимости от структуры общественных отношений – управление экономическим, политическим, социальным и духовным развитием общества;

в зависимости от объектов управления – хозяйственное управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью;

в зависимости от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений, – управление государством, управление отраслями народного хозяйства, управление предприятиями, организациями;

по субъекту управления – государственное управление, местное самоуправление, управление собственностью, общественное управление, групповая (коллективная) саморегуляция, самоуправление (целесообразное поведение или действие одного человека).[87]

В американской литературе (Э. Петерсон и Э. Плоумен) управление обычно подразделяется на правительственное; государственное; военное; ассоциативное (клубное); бизнес-управление; управление государственной собственностью.[88]

Рассматривая управление как элемент организованных систем различной природы, выделяют управление в неживой природе, живой природе и в человеческом обществе:

процессы управления в неживой природе (в технических системах) – управление вещами – являются областью изучения преимущественно технических наук;

процессы управления в живых организмах – управление биологическими системами – являются предметом изучения естественных наук;

процессы управления в обществе (в социальных системах) – управление людьми или социальное управление – являются предметом изучения преимущественно социальных наук.

Применительно к конкретной организации виды управления приобретают четкие очертания: функциональное управление (планирование, прогнозирование, организация, учет, контроль); управление временем (оперативное, перспективное, текущее); управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, сырьевыми); управление логистикой (технологии производства, материально-техническое снабжение, маркетинг, сбыт); управление кадрами; управление делопроизводством.

По степени участия человека в реализации управленческих воздействий выделяются управление техническими, эргастическими и организационными системами.

Технические системы создаются человеком, программное обеспечение подготавливается человеком, но функционируют эти системы уже без его участия. Определить степень влияния внешней среды в таких системах можно с помощью заданной вероятности влияния ее факторов или с помощью выстраиваемого механизма адаптации (самонастраивающиеся, обучаемые системы).

В эргастических (человеко-машинных) системах операторы наряду с машинами принимают необходимые управленческие решения и координируют, контролируют работу автоматизированных систем. Здесь важен учет психоэмоциональных, физиологических особенностей участников.

Организационные системы – это группы людей, общество в целом, где управление осуществляется на личностных контактах.

Особый интерес представляет фасетная классификация видов управления, на основе особых признаков («фасет» – англ. faceted metadata, faceted classification – рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Пример фасетной системы классификации – алгоритм регистрации преступных элементов, предложенный французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Он делил всех людей на три группы – по длине черепа. В каждой группе выделялись три подгруппы – по ширине черепа, дальнейшие деления – по размеру среднего пальца левой руки, размеру правого уха, росту, длине рук, высоте в сидячем положении, размеру стопы, длине локтевого сустава. Всего в этой системе 19 683 показателя.

Согласно фасетной классификации выделяются следующие виды управления:

по степени сосредоточения власти: централизованное, частично централизованное, децентрализованное;

по характеру взаимодействия системы управления с внешней средой: в конфликтной и в неконфликтной ситуации;

в зависимости от объектов управления: внутреннее, внешнее;

по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем: стратегическое, тактическое (оперативное);

по характеру причинно-следственных связей: стохастическое (случайное), детерминированное (закономерное, взаимосвязанное, взаимообусловленное);

по способу воздействия на ситуацию: ресурсораспределительное, конфигурационное, маргинальное, смешанное;

по соотношению скорости управленческих решений и скорости появления новых воздействий внешней среды: постсобытийное и упреждающее; по уровню использования административных методов управления: прямое, косвенное, смешанное;

по отношению к использованию целей как инструмента управления: программно-целевое (программа отклонения от цели), функциональное (цели не формируются, особое внимание уделяется выполнению функций исходя из их назначения);

по требуемой кратности управленческих воздействий: многоэтапное, одноэтапное;

по частоте появления проблемных ситуаций: уникальное, повторяющееся;

в зависимости от характера ситуации: хорошо формализуемое, слабо формализуемое, неформализуемое.

В связи со стремительным развитием электронно-вычислительной техники, созданием сети Интернет и других передовых информационных технологий для характеристики современного периода развития мировой цивилизации широко применяется понятие «информационное общество». Известный американский философ Э. Тоффлер в книге «Метаморфозы власти» на многочисленных примерах доказывает, что в триаде источников власти – сила, деньги и знания – дополнительную власть дает информация. Знания – это результат мыслительной деятельности человека, направ- ленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания основаны на данных, полученных эмпирическим пу- тем. Знания – это структурированные данные, или метаданные (данные о данных).[89] Информация как совокупность данных, сведений о соответствующих предметах, явлениях, процессах играет в управлении исключительную роль.

Для обеспечения систем управления в каждой из них формируются ин- формационные ресурсы, различающиеся по объему, способам организации и предоставления информации в информационной сфере, под которой понимается область деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в государстве и обществе.[90] По существу, это управление на основе информационных технологий – системе методов, способов, средств сбора, передачи, обработки, накопления и предоставления информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: