Многие поступки индивидуумов предопределяются их членством в организации, поэтому люди экономически заинтересованы в организациях, которые поощряют эффективный труд с помощью мотивации, интеллектуального стимулирования. Организация закрепляет положение работника в системе социальной стратификации через должности, звания, статусы.
Организация может быть формальной и неформальной. Первая представляет собой кооперацию людей, отличающуюся целенаправленностью и упорядоченностью действий. Во второй осознанные цели не ставятся, создается она на основе динамичных личных отношений.
Формальная организация одновременно рассматривается как система предварительно спланированных связей, полномочий и функций. Формализация – совокупность средств, ограничивающих свободу выбора работника в процессе деятельности. К таким средствам относят определение последовательности и продолжительности работ, установление порядка выполнения конкретным работником того или иного задания, фиксацию правил поведения в различных ситуациях.[82]
Официальная организация, как правило, имеет статус юридического лица, что предполагает ее независимое существование от участников совместного труда, в том числе от изменения их состава, и несет самостоятельную имущественную ответственность. В неформальной организации объединение людей происходит на основе не административной власти, а личного доверия, коллективной заинтересованности, незапрограммированных контактов внутри формальной организации на основе дружбы и сотрудничества.
Управление создает организационную рациональность, поскольку вся- кая организация действует во внешней и имеет внутреннюю среду.
|
Внешняя среда – это экономические условия, интересы и запросы потребителей, законодательство, деятельность контролирующих органов, конкурирующие организации, система ценностей в обществе, деятельность профсоюзов, развитие техники и технологии.
Внешнюю среду называют также окружением, в котором можно выделить три уровня:
макроокружение создает общие условия функционирования организаций различных форм собственности, и изменить его очень трудно, так как это политические, экономические, технологические, правовые, социокультурные, демографические, природные, экологические и другие факторы;
мезоокружение состоит из отраслевых и региональных факторов (конкуренты, профсоюзы, партии, общественность и пр.), косвенное влияние на которые оказать можно;
микроокружение (деловое окружение) формирует факторы прямого воздействия, так называемые контактные аудитории, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние – поставщики, покупатели, банки, страховые общества, органы местного самоуправления и др.[83]
Особенности изменений в окружении требуется своевременно учитывать, оценивать их последствия, выбирать оптимальный вариант взаимодействия с ним в пределах имеющихся ресурсов.
Все организации имеют внутренние элементы (объекты, процессы), т. е. внутреннюю среду, которая активно взаимодействует с внешней средой (окружением). К основным характеристикам внутренней среды организации относятся:
1) миссия – предназначение, естественный смысл существования организации, видение того, что она собой представляет или за что она должна бороться.
|
Миссия всякого управления, независимо от его форм, объема влияния, качества, основана на выполнении нескольких взаимосвязанных функций. Это определение ориентиров конкретных целей деятельности организации; стимулирование более ответственного человеческого поведения; планирование и проведение коллективных направленных изменений; предотвращение и преодоление критических ситуаций; создание коллективной выгоды. Миссия реализуется путем формирования искусственных объектов управления, воздействия на них, в том числе через внутреннюю систему «порядков». Для ее реализации объекты управления должны создаваться, по крайней мере, в семи сферах: а) хозяйство; б) среда обитания (территория); в) культура; г) человеческое общение; д) собственность (запас благ и прав); е) богатство и наследие; ж) свобода перемещения.
Каждая из указанных сфер требует особой организации управления, что и обусловливает разнообразие его подходов, методов, описаний, технологий;[84]
2) цели – своеобразная ментальная конструкция, стандарт управления, конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе;
3) задачи – работа, которая должна быть выполнена в определенный период;
4) технология – общее количество всех приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, информации, с помощью которых происходит их преобразование;
5) люди в организации – рабочие кадры, персонал управления вместе с руководителями;
|
6) разделение труда – специализация и дифференциация труда, способствующие выделению его видов. Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями, что образует иерархию – способ распределения системы управления по уровням, позволяющий создавать иерархические структуры: руководитель, его заместители, руководители управлений, отделов, бюро и т. д. Горизонтальное разделение труда касается тех видов работ, которые организация ведет в соответствии со своим пред- назначением, и является основой специализации работ;
7) структура – разделение организации на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления, что позволяет закрепить вертикальное и горизонтальное разделение труда;
8) ресурсы – интеллектуальные, сырьевые, материальные, финансовые, информационные, трудовые запасы и резервы, определенным образом структурированные и организованные, используемые организацией для приобретения конкурентных преимуществ;
9) отношения участников коллективного труда – взаимозависимости, специфика которых состоит в том, что они соединяют (или разъединяют) людей в процессе достижения целей организации. В управлении они проявляются через субординацию, централизм, самостоятельность, партнерство, симпатии, антипатии и т. п.;
10) организационный порядок – совокупность правил и норм, позволяющих участникам управленческого процесса действовать в соответствии со своей компетенцией.
Знакомство с моделями управления в их историческом развитии свидетельствует о том, что существуют некие важнейшие принципы – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и процессу управления, имеющие универсальный характер и воздействующие на все сферы управления:
1) принцип сочетания централизации и децентрализации. В иерархии управления искомое сочетание достигается посредством рационального распределения полномочий и ответственности на всех уровнях системы управления;
2) принцип единоначалия, означающий предоставление руководителям организации и ее подразделений власти в объеме, необходимом и достаточном для принятия решений в пределах своих полномочий;
3) принцип коллегиальности. Данный принцип предполагает совместное общение и выработку управленческих решений с привлечением специалистов. Но право на принятие окончательного решения и ответственность за его последствия сохраняются за руководителем;
4) принцип плановости, согласно которому определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели, достижения;
5) принцип компетентности, означающий глубокое, доскональное знание участником управленческого процесса своего дела, существа выполняемой работы;
6) принцип мотивации, предполагающий внедрение в организации системы вознаграждений и взысканий, побуждающих работников к возможно более полному использованию своего интеллектуального потенциала.
Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, реализуются масштабно и повседневно в методах управления.[85]
Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления на управляемый объект, применяемых в процессе решения стоящих перед организацией задач. Методы управления по их содержанию традиционно классифицируют на организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. В свою очередь государство организует общественную жизнь на правовых началах. Поэтому в процессе управления право выступает как вид социальных норм, как институт социального регулирования. Один из знаменитых римских юристов классического периода Павел (III в.) писал о праве так: «Право всегда является справедливым и добрым» и «Право – это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».[86]
Организационно-распорядительные методы императивного характера воздействуют на исполнителей непосредственно, так как имеют форму обязательных предписаний (приказ, распоряжение). В то же время их более мягкие формы (рекомендации, консультации, разъяснения и др.) воздействуют организационно, позволяют создать нормативно-правовое поле, внедрить определенные нормы и нормативные режимы, осуществлять организационное стимулирование путем предоставления дополнительных полномочий, перемещений в должности, ограничения контроля.
Экономические методы намного эффективнее организационно-распорядительных, ибо по своей природе имеют большой мотивирующий потенциал. Их далеко не полный перечень выглядит следующим образом: разработка прогнозов и национальных программ; налоговая, ценовая, инвестиционная, финансово-кредитная политика государства; планирование; различные виды хозяйственного расчета; формы оплаты труда и др.
Социально-психологические методы управления основываются на понимании психологических и социальных характеристик отдельных групп и работников. Методы означенного порядка при их умелом применении весьма эффективны. С их помощью решаются следующие задачи: отбор, подбор и расстановка кадров; поиск новых мотивационных механизмов; регулирование межличностных отношений в коллективе; рационализация трудовых процессов и многое другое.
Управление в организации осуществляется в следующих формах:
общее (высшее) руководство – выработка концепций, выбор общей стратегии и способов реализации основных, перспективных направлений деятельности;
технологическое руководство – поиск и внедрение прогрессивных технологий, рационализация производственных процессов на основе современных методов управления;
экономическое руководство – стратегическое и оперативное планирование, анализ финансово-экономической деятельности, организация маркетинга и финансовых потоков, стимулирование труда;
оперативное управление – составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж, организация учета и контроля производственного процесса и его результатов;
управление персоналом – набор, адаптация, обучение, переподготовка работников, отбор, подбор и расстановка руководящих кадров, работа с резервом, оптимизация затрат на персонал, совершенствование системы мотиваций и стимулирования, разрешение конфликта интересов.
Виды управления – это разновидности управления, выделяемые по некоторым признакам, влиянию внешней среды, функциональной специализации, что позволяет использовать их для повышения потенциала и развития управления как роста его разнообразия.
Выделение видов управления необходимо, чтобы обозначить взаимосвязь определенного субъекта и определенного объекта управления, в том числе с точки зрения компетенций первого в отношении второго, а также особенностей объекта управления.
В этом плане можно назвать следующие виды управления: правительство; государственное управление как организация органов власти и осуществление руководства над их служащими; военное управление; клубное управление; бизнес-управление; управление государственной собственностью как особое управление, учитывающее проблемы и суждения общества. К ним можно добавить управление по ценностям, управление рынком недвижимости; правоохранительное управление; управление прокурорско-надзорной деятельностью и др. Во всяком случае, анализ управления по видам позволяет разобраться в таких новых для российского общества конструкциях, как «муниципальное управление», «управление в сфере правоохранительной деятельности», «корпоративное управление», «управление сетевыми организациями», «управление логистическими процессами», «управление на основе аутсорсинга», «управление проектами», «бюджетное управление» и т. д.
Вся практика развития управления подтверждает большое значение обоснованной классификации его функций. Под функциями понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующиеся однородностью осуществляемых работ и их целевой направленностью.
В современной теории управления его функции подразделяют на общие (основные), специальные и частные.
Общие (основные) функции присущи всем специальным системам управления – это планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль.
Специальные функции связаны с осуществлением организацией своего предназначения (промышленная, коммерческая, научная и другая деятельность).
Частные функции обычно предопределяются непрофильной деятельностью организаций (маркетинг, инновация, инжиниринг, лизинг и пр.)
Функции занимают ключевое место среди базовых категорий науки управления, в них раскрываются сущность и содержание управления на всех его уровнях. Четкое разграничение функций между органами управления и персоналом управления – основа высокого уровня исполнительской дисциплины, повышения ответственности кадров.
В управлении, как и в любой сфере деятельности, существует разделение труда. Организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческого труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления. Основные элементы организационной структуры – подразделение (звено) управления; иерархический (вышестоящий) уровень управления; связь между звеньями, уровнями управления и персоналом управления, наделенными определенными функциями. Различают следующие типы организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-штабную, линейно-функциональную, матричную, дивизиональную. Выбор здесь зависит от специфики деятельности организации, ее численности, сложности или простоты взаимосвязей и соподчиненности в системе управления.
Управление изначально сориентировано на моделирование, поскольку модели позволяют конкретизировать виды управленческой деятельности, задачи и функции, необходимые для достижения намеченного.
В литературе наиболее часто называют следующие модели управления:
административное управление; управление компетенцией;
управление социальными конфликтами; управление по результатам;
стратегическое управление; антикризисное управление; управление рисками.
Каждая организация разрабатывает и реализует свою кадровую политику, которая находит воплощение в совокупности принципов и технологий, распространяющихся на всю систему работы с кадрами, особое внимание уделяя персоналу управления. Это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные управленческие функции, представляющий собой объединение людей по профессиональным или иным признакам. В состав персонала управления входят: руководители, специалисты, вспомогательный персонал (технические работники). Основными функциями персонала управления являются: руководители – принятие управленческих решений; специалисты – подготовка аналитических материалов и вариантов решений; вспомогательный персонал – создание надлежащих условий для эффективной работы руководителей и специалистов. Каждой организации присуща своя культура управления – как практика, как действие, как асимметричная структура власти, как социальный контроль и возвышение роли знаний. Ее носителями являются все участники управленческого процесса, все категории персонала. Управление, имея в качестве опоры интересы и власть, всегда базируется на уже сложившейся культуре, обусловлено степенью ее развитости в обществе. Культура предопределяет качество деятельности человека во всех областях и способы его действий. Культура управления как категория – это совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, мироощущений, норм поведения, а так же методов и приемов управленческой деятельности, связанных с поиском и получением новых результатов, увеличением добавленной стоимости.
Реально действующая культура управления предполагает не механическое соединение названных компонентов, но свое постоянное, текущее существование в виде конкретных культурных форм. К этим формам можно отнести культурные ритуалы и церемонии, культурные коммуникации, механизмы привлечения персонала к творчеству, внедрение корпоративных знаков и символов, кодексы поведения, мотивационные модели оплаты труда, социальное внимание и заботу, ориентиры инновационного развития и многое другое.
Совершенствование управления – специфическая человеческая деятельность, заключающаяся в исследовании, проектировании и создании систем управления или отдельных их элементов. Эта работа неразрывно связана с творческим отношением к управленческому труду и имеет целью повысить научный уровень и эффективность управления.
Сама же эффективность управления – это уже экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации, определяющая степень реализации ее целей, а для предпринимательских структур – ее интегрального показателя – прибыли.
Для совершенствования управления важно помнить, что различные стороны управленческой деятельности исследуются философией, социологией, экономикой, кибернетикой, логикой, математикой, правовыми науками, психологией, статистикой и т. д. Тесные взаимосвязи наук есть отражение объективных комплексных явлений в управлении, которые требуется изучать системно и на этой основе совершенствовать управленческую практику. Кибернетика, математика, системный анализ вооружают руководителей новыми средствами подготовки и принятия управленческих решений на основе качественной информации.
Поскольку управление не является отвлеченным понятием, выполняет конкретную практическую задачу – добиться большей результативности работы систем управления, оно выступает своеобразным научным перекрестком, где «встречаются» приемы и способы других наук, но остается при этом относительно автономным научным направлением, а предметом управления всегда служат управленческие отношения между людьми.
При изучении управленческих отношений появляется возможность совершенствовать управление по целому блоку проблем: теоретические ос- новы управления; содержание управленческой деятельности; организация управления; техника, технологии, методы управления, психология управления, человек в системе управления.
Для управления небезразличны нормы права, но особый интерес вызывает то, каким образом здесь применяется юридическая норма, как фактически протекают его процессы, какими причинами вызвана именно эта, а не иная их форма, каковы механизмы реализации прав. Без внимания к юридическому аспекту управленческой деятельности ее совершенствование невозможно, поскольку права, обязанности, ответственность органов управления и должностных лиц имеют важнейшее значение для упорядочения, регламентации управленческих отношений. Разработка проблем управления всецело базируется на правовой основе, изучении, систематизации и обобщении имеющегося практического опыта и только после этого приобретает объективную значимость и научный характер.
Традиционное управление основано на сочетании личностных качеств руководителя и типовых правилах, инструкциях, нормативных правовых актах по управлению, которые действуют в каждой организации. Переход к научно обоснованному управлению характеризуется тем, что на первый план выдвигаются объективные факторы, связанные с применением научных методов управления и научной организации систем управления, значительно меняются личностные качества руководителей за счет повышения образования в области управления.
Такое научно ориентированное управление предполагает:
широкое использование на практике новых научных достижений науки управления и смежных с ней областей знания;
применение современных информационных технологий для подготовки и принятия управленческих решений;
внедрение методов точного расчета, прогноза, методов соизмерения за- трат и результатов, логических методов анализа и математического моделирования;
поиск способов реализации научных категорий управления для эффективного управления людьми, использования имеющихся ресурсов.
1.4. Виды управления, их целевое предназначение.
§1.Классификационные признаки в управлении
Множественность сфер управления, различия в атрибутах его субъектов и объектов, наличие уровней, звеньев, иерархий в системах управления – все это создает разнообразие и масштабность видов управления.
Так, в качестве субъектов управления в той же отечественной экономике обычно выступают законодательные, исполнительные, судебные органы государства, органы особой компетенции (прокуратура, Счетная палата, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральный банк), отраслевые, ведомственные, территориальные органы управления, собственники экономических объектов, органы управления предприятиями, организациями, хозяйственные руководители, персонал управления, рабочие кадры.
Объекты управления – это мировая экономика, экономика страны, ее регионов, территорий, экономика отраслей, предприятий, экономические ресурсы и факторы производства в виде средств труда, сам труд, трудовые коллективы, работники, персонал, научно-технический и информационный потенциал, финансы.
Управляющее воздействие осуществляется законами, указами, подзаконными нормативными актами, государственными программами, постановлениями директивных органов, планами, программами, положениями, инструкциями, правилами и нормами, действующими на предприятиях, в организациях и учреждениях, приказами, распоряжениями, указаниями хозяйственных руководителей и собственников экономических объектов, материальными и моральными стимулами.
Субъект и объект управления – это две системы (управляющая и управляемая), которые находятся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть системы управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями его объекта. Кроме того, важно различать и уровни управления: высший, средний и низовой (государство; территория; организация, предприятие, цех, участок, рабочее место).
Разделение управления на виды может быть проведено по различным основаниям:
в зависимости от сфер общественной деятельности – управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление;
в зависимости от структуры общественных отношений – управление экономическим, политическим, социальным и духовным развитием общества;
в зависимости от объектов управления – хозяйственное управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью;
в зависимости от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений, – управление государством, управление отраслями народного хозяйства, управление предприятиями, организациями;
по субъекту управления – государственное управление, местное самоуправление, управление собственностью, общественное управление, групповая (коллективная) саморегуляция, самоуправление (целесообразное поведение или действие одного человека).[87]
В американской литературе (Э. Петерсон и Э. Плоумен) управление обычно подразделяется на правительственное; государственное; военное; ассоциативное (клубное); бизнес-управление; управление государственной собственностью.[88]
Рассматривая управление как элемент организованных систем различной природы, выделяют управление в неживой природе, живой природе и в человеческом обществе:
процессы управления в неживой природе (в технических системах) – управление вещами – являются областью изучения преимущественно технических наук;
процессы управления в живых организмах – управление биологическими системами – являются предметом изучения естественных наук;
процессы управления в обществе (в социальных системах) – управление людьми или социальное управление – являются предметом изучения преимущественно социальных наук.
Применительно к конкретной организации виды управления приобретают четкие очертания: функциональное управление (планирование, прогнозирование, организация, учет, контроль); управление временем (оперативное, перспективное, текущее); управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, сырьевыми); управление логистикой (технологии производства, материально-техническое снабжение, маркетинг, сбыт); управление кадрами; управление делопроизводством.
По степени участия человека в реализации управленческих воздействий выделяются управление техническими, эргастическими и организационными системами.
Технические системы создаются человеком, программное обеспечение подготавливается человеком, но функционируют эти системы уже без его участия. Определить степень влияния внешней среды в таких системах можно с помощью заданной вероятности влияния ее факторов или с помощью выстраиваемого механизма адаптации (самонастраивающиеся, обучаемые системы).
В эргастических (человеко-машинных) системах операторы наряду с машинами принимают необходимые управленческие решения и координируют, контролируют работу автоматизированных систем. Здесь важен учет психоэмоциональных, физиологических особенностей участников.
Организационные системы – это группы людей, общество в целом, где управление осуществляется на личностных контактах.
Особый интерес представляет фасетная классификация видов управления, на основе особых признаков («фасет» – англ. faceted metadata, faceted classification – рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Пример фасетной системы классификации – алгоритм регистрации преступных элементов, предложенный французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Он делил всех людей на три группы – по длине черепа. В каждой группе выделялись три подгруппы – по ширине черепа, дальнейшие деления – по размеру среднего пальца левой руки, размеру правого уха, росту, длине рук, высоте в сидячем положении, размеру стопы, длине локтевого сустава. Всего в этой системе 19 683 показателя.
Согласно фасетной классификации выделяются следующие виды управления:
по степени сосредоточения власти: централизованное, частично централизованное, децентрализованное;
по характеру взаимодействия системы управления с внешней средой: в конфликтной и в неконфликтной ситуации;
в зависимости от объектов управления: внутреннее, внешнее;
по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем: стратегическое, тактическое (оперативное);
по характеру причинно-следственных связей: стохастическое (случайное), детерминированное (закономерное, взаимосвязанное, взаимообусловленное);
по способу воздействия на ситуацию: ресурсораспределительное, конфигурационное, маргинальное, смешанное;
по соотношению скорости управленческих решений и скорости появления новых воздействий внешней среды: постсобытийное и упреждающее; по уровню использования административных методов управления: прямое, косвенное, смешанное;
по отношению к использованию целей как инструмента управления: программно-целевое (программа отклонения от цели), функциональное (цели не формируются, особое внимание уделяется выполнению функций исходя из их назначения);
по требуемой кратности управленческих воздействий: многоэтапное, одноэтапное;
по частоте появления проблемных ситуаций: уникальное, повторяющееся;
в зависимости от характера ситуации: хорошо формализуемое, слабо формализуемое, неформализуемое.
В связи со стремительным развитием электронно-вычислительной техники, созданием сети Интернет и других передовых информационных технологий для характеристики современного периода развития мировой цивилизации широко применяется понятие «информационное общество». Известный американский философ Э. Тоффлер в книге «Метаморфозы власти» на многочисленных примерах доказывает, что в триаде источников власти – сила, деньги и знания – дополнительную власть дает информация. Знания – это результат мыслительной деятельности человека, направ- ленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания основаны на данных, полученных эмпирическим пу- тем. Знания – это структурированные данные, или метаданные (данные о данных).[89] Информация как совокупность данных, сведений о соответствующих предметах, явлениях, процессах играет в управлении исключительную роль.
Для обеспечения систем управления в каждой из них формируются ин- формационные ресурсы, различающиеся по объему, способам организации и предоставления информации в информационной сфере, под которой понимается область деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в государстве и обществе.[90] По существу, это управление на основе информационных технологий – системе методов, способов, средств сбора, передачи, обработки, накопления и предоставления информации.