Корпоративное управление




На рубеже XIX–XX вв. с появлением крупных компаний начался процесс разделения права собственности и управления этой собственностью, что повлияло и на возникновение научных концепций корпоративного управления. Сущность его стали связывать с установлением баланса интересов разных групп заинтересованных лиц (акционеров, в том числе крупных и миноритарных, владельцев привилегированных акций, государственных органов). В этом случае под предметом корпоративного управления надо понимать систему отношений между органами управления и должностными лицами эмитентов, владельцами ценных бумаг таких эмитентов, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитентом как юридическим лицом.[109]

С развитием науки и практики хозяйственной деятельности корпоративное управление стало выделяться в особый тип, что объясняется спецификой предприятий, объединившихся в корпорацию – акционерное общество. Управление в нем стало строиться с учетом приоритетов интересов акционеров, их роли в развитии корпорации, реализации прав собственности, взаимодействия акционеров при решении стратегических и оперативных задач развития корпорации.

Определилась и главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, предоставляющих ей финансовые ресурсы.

В любой корпорации организуется управляющая компания, которая определяет ее политику, а руководители предприятий корпорации направляют их деятельность в соответствии с общими интересами. Это свидетельствует о связи главной функции корпоративного управления с общими, универсальными функциями, под которыми, повторим, понимаются планирование, организация, контроль.

В этом плане корпоративное управление следует рассматривать как определенную подсистему управления корпорацией в целом. Все ее объекты, звенья, подразделения работают ради единой цели, стоящей перед корпорацией, что позволяет всю ее систему переводить в иное, более качественное состояние.

Для более глубокого понимания корпоративного управления важно рассмотреть такие понятия, как «корпорация» и «корпоратизм».

Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для достижения каких-либо общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо.

К ее преимуществам относятся стабильность и продолжительное существование, то, что кредиторы и клиенты имеют дело только с одним экономическим субъектом, а не с рядом партнеров. Корпорация заключает контракты от своего имени, а не от имени владельцев, акционеры рискуют лишь свои паем, что защищает акционера и обеспечивает вложения капитала мелкими вкладчиками. Недостатками являются большие затраты и сложности организации и прекращения деятельности, сложное налогообложение.

Корпоратизм – форма организации предпринимательской деятельности, при которой ведущая роль в управлении принадлежит объединенным профессиональным организациям работодателей или наемных работников.[110]

В процессе корпоративного управления реализуется несколько его основных принципов (правил):

система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций;

система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров;

система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора;

система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о ее финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре управления;

совет директоров обеспечивает стратегическое руководство производственной деятельностью, эффективный контроль над работой управленцев и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом.

Ключевая задача корпоративного управления – защита участников корпоративных отношений от потенциального произвола (неэффективной деятельности наемного персонала).

К числу важнейших направлений деятельности корпоративного управления относятся: управление собственностью или пакетом акций; управление производственно-хозяйственной деятельностью; управление финансовыми потоками.

Объектом корпоративного управления являются учредители, акционеры, дочерние компании, бизнес-единицы, центры финансовой ответственности, производственные и прочие подразделения корпорации, а также группы заинтересованных лиц.

Субъект корпоративного управления – совет директоров, управляющая компания.

Основная идея создания совета директоров – формирование группы лиц, свободных от деловых и иных взаимоотношений с корпорацией и ее руководителями, но обладающих достаточным уровнем знаний о ее деятельности. Эти люди от имени акционеров, инвесторов, других заинтересованных лиц осуществляют надзорные функции за управлением в корпорации. Главное в такой деятельности – достичь определенного равновесия между принципами подотчетности и невмешательства в оперативное управление руководителей корпорации.

При рассмотрении специфики корпоративного управления важно обратить внимание на генезис (зарождение, развитие, становление) его организационно-правовых форм с точки зрения уставного капитала и органов управления.

Первоначально стали возникать хозяйственные товарищества, где складочный капитал разделялся на доли учредителей. Органы управления в них не создавались. Им на смену пришли хозяйственные общества тоже со складочным капиталом (вкладами учредителей), но уже создаются органы управления – общее собрание участников (высший орган управления), а также правление (исполнительный орган).

Пришло время, и появилась такая форма корпоративного управления, как акционерное общество. В нем акционерный капитал стал делиться на определенное число акций. Помимо общего собрания акционеров и правления появился совет директоров, занимающийся вопросами стратегического развития.

Сегодня в мировой практике применяется две основные модели деятельности совета директоров в системе корпоративного управления: американская (унитарная) и немецкая (двойные советы).[111]

Деятельностью американских компаний руководит унитарный совет директоров. Американские законы не регулируют распределения функций между исполнительными директорами (т. е. директорами, являющимися одновременно и менеджерами компании) и независимыми директорами (приглашенными лицами, не имеющими интересов в компании), а лишь определяют ответственность совета в целом за дела компании.

Правление немецкой компании состоит из двух органов: наблюдательного совета (совета директоров), полностью состоящего из независимых директоров, и исполнительного совета, состоящего из менеджмента компании. При этом наблюдательные и исполнительные функции строго разграничены, как и юридическая ответственность и полномочия советов.

В Российской Федерации в соответствии с законодательством формально закреплена система двойных советов – совет директоров (наблюдательный совет) и правление. Однако членами совета директоров (наблюдательного совета) являются как независимые директора (которые чаще всего составляют меньшинство), так и представители высшего менеджмента.

Степень доверия акционеров к совету директоров, вера в способность совета реализовывать их интересы зависят от эффективности альтернативных механизмов осуществления контроля над деятельностью компании, которые акционеры могут использовать. Прежде всего, это касается свободной продажи акций на финансовом рынке.

Помимо названных организационно-правовых форм возникали и производственные кооперативы, где объединялись паевые имущественные взносы, действовали общее собрание, правление, но при превышении численности участников кооператива 50 человек создавался также наблюдательный совет. На него возлагались те же функции общего руководства и стратегического планирования.

Таким образом, во всех организационно-правовых формах создавалась определенная система взаимодействия и взаимоотчетности, а целью становилось увеличение прибыли. В этом случае появлялись и преимущества: облегченный доступ на рынок; уменьшение затрат и увеличение стоимости активов; снижение рисков, в том числе тех, которые связаны с предъявлением судебных исков; формирование имиджа; повышение эффективности. Все это позволяет рассматривать корпоративное управление как совокупность механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие в системе управленческих отношений акционеров, рабочих, персонала управления, совета директоров или наблюдательного совета и других заинтересованных лиц, достижение согласованности интересов и действий всех его участников с целью обеспечения эффективной деятельности компании.

При корпоративном управлении присутствуют: самостоятельность корпорации как юридического лица; ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление корпорацией.

Принято считать, что корпоративное управление зародилось в XVII в. при основании Ост-Индийской компании (East India Company), где впервые наблюдалось разделение функций собственности и управления, по решению акционеров был сформирован первый совет директоров.

В 1844 г. в Великобритании был принят первый закон об акционерных обществах, а вместе с ним появилась и новая форма имущественной ответственности собственников компании по ее обязательствам.

В XX в. (1933–1984 гг.) в США законодательно вводится регулирование фондового рынка (акт «О ценных бумагах и биржах»). В 1968 г. Европейский союз принимает директивы по законодательству о компаниях. Но крах многих крупных компаний в Европе в начале 1990-х гг., выявление многочисленных фактов обмана акционеров заставили пересмотреть сложившиеся к тому времени практики корпоративного управления. Было установлено, что руководители исполнительных органов, играя на разногласиях акционеров, стали злоупотреблять формами контроля над корпорациями. К решению данных проблем подключились многие государства (Франция, Великобритания, Нидерланды, ЮАР), опубликовавшие специальные доклады по результатам обследований форм внутреннего контроля, финансовой отчетности, вознаграждения должностных лиц, соблюдения основных принципов корпоративного управления.

В той или иной степени эти доклады содержали утверждения, что корпоративное управление должно отвечать следующим требованиям:

соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров; подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и

совета директоров акционерных обществ;

четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);

обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;

независимость контрольных органов акционерных обществ.

Все это послужило основанием для постепенного создания кодексов по финансовым аспектам корпоративного управления, собственных кодексов управления. Инвесторы хотели, чтобы в этих кодексах разграничивались сферы деятельности и ответственности, закреплялись правила и процедуры, которые бы обеспечивали акционерам доступ к информации о деятельности компании, функционировании механизмов корпоративного управления. Их желания были понятны: обеспечить эффективное использование активов для реализации своих интересов; реализовать свою готовность платить больше за акции компании с хорошим качеством корпоративного управления.

В литературе предлагаются различные дефиниции понятия корпоративного управления:

корпоративное управление – создание акционерам условий для реализации возможности эффективного контроля и мониторинга деятельности исполнительных органов компании, их непосредственное участие в капитализации;

корпоративное управление – способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами; корпоративное управление – система отчетности перед акционерами

лиц, которым доверено текущее руководство компанией;

корпоративное управление – организационная модель для регулирования взаимоотношений между управляющими корпорацией и ее владельца- ми (акционерами);

корпоративное управление – система правил и стимулов, побуждающих персонал управления корпорации действовать в интересах акционеров;

корпоративное управление – это упорядочение системы взаимоотношений между управленцами компании и собственниками для эффективной деятельности корпорации.

Эти и другие возможные формулировки объединяет одна идея: корпоративное управление позволяет осуществить интеграционное взаимодействие всех субъектов корпоративных отношений, что способствует созданию эффективной экономики со множеством рынков, основанной на верховенстве права.

Приведенный тезис требует определенных пояснений.

Дело в том, что любую современную национальную экономику невозможно представить вне контекста мировой экономики, которая все более приобретает черты транснациональной. Об этом свидетельствует тот факт, что акционерные компании, расположенные в одной стране, выпускают свою продукцию в странах, где наименьшие трудовые затраты, а реализуют ее по всему миру.

Сущность транснациональной экономики состоит в том, что она создается главным образом потоками денежной массы, а не торговлей товарами и услугами, потоками, которые имеют собственную динамику,[112] свои управленческие ориентиры. И чем прозрачнее для денежных потоков национально-государственные границы, тем больше конкурентных преимуществ приобретают успешные корпорации. К этому добавляются колоссальные возможности электронно-прозрачного мирового рынка, который обеспечивает потребителям мгновенный доступ к информации о любых товарах и услугах. Особую роль в этом играют такие мощные международные организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и другие структуры, решения которых отдельные государства не могут игнорировать при создании правовой, информационной базы функционирования своих национальных экономик. Каждая компания заинтересована в создании надлежащего корпоративного управления, тем более что существуют различного рода риски, особенно касающиеся приобретения корпоративного контроля над ней. В практике корпоративного управления известно несколько таких способов захвата и перераспределения собственности: «битва доверенностей», враждебное поглощение, банкротство.

«Битва доверенностей», или покупка голосов – хотя и не очень распространенный, но эффективный способ приобретения корпоративного контроля над корпорацией.

Потенциальные инвесторы еще до момента направления публичной оферты (реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, содержащие все существенные условия предлагаемого договора, в которых усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на этих условиях с любым, кто отзовется) акционерам получают от них доверенности на голосование на общем собрании акционеров по поводу формирования нового совета директоров. Это позволяет тому или иному инвестору провести в совет директоров нужных ему людей. При назначении управляющих корпорации такие представители инвесторов могут влиять на расстановку руководящих кадров, а затем и реализовывать другие мероприятия по изменению порядка управления.

Однако при использовании этого способа приобретения корпоративного контроля требуются дополнительные финансовые расходы на поддержание в дальнейшем ликвидности активов корпорации и повышение эффективности корпоративного управления. Кроме того, при этом возможна и дестабилизация управления корпорацией. Чтобы способ приобретения корпоративного контроля имел успех, необходимо, чтобы большая часть акций была распылена, а руководители корпорации не могли бы легко блокировать недовольную часть акционеров путем достижения приватных договоренностей с владельцами крупных пакетов акций.

Враждебное или недружественное поглощение превращается в сделку, где одна группа акционеров или внешний инвестор пытаются перераспределить контроль над корпорацией в свою пользу и используют для этого исключительно нерыночные методы. Причем применяется такой способ чаще всего к организациям, которые работают эффективно и прибыльно, имея ценные активы и денежные средства на балансе.[113]

После поглощения наиболее ценные активы выводятся и продаются, равно как и свободные денежные средства. Этот процесс начинается с того, что собирается группа акционеров, решивших продать свои акции, что «запускает вирус» массовых продаж. Курсовая стоимость акций падает, открывается возможность их скупки заинтересованными лицами. Получив большинство голосов на собрании акционеров, они заменяют прежних управляющих и назначают своих.

С целью защиты от враждебного поглощения могут быть использованы: приемы обездвиживания акций (передача акций другому юридическому лицу или обременение акций); передача акций в перекрестные залоги (каждый акционер становится одновременно и залогодателем своих акций, и залогодержателем чужих акций); размещение дополнительного выпуска ценных бумаг – эмиссия; распределение активов корпорации, когда собственником недвижимости является одна компания, а собственником средств производства – другая.

Банкротство как способ контроля за деятельностью корпорации связано с отношениями, складывающимися между кредиторами, с одной стороны, и корпорацией-заемщиком – с другой, в период, когда последняя вступает в полосу серьезных затруднений и сбоев в выполнении условий кредитных контрактов.

В современных научных исследованиях, посвященных теме банкротства, анализируются два основных подхода: банкротство – позитивный процесс, который способствует оздоровлению экономической системы; массовое банкротство хозяйствующих субъектов может привести к рецессии в экономике.

Понятие банкротства в Российской Федерации дано в Федеральном за- коне «О несостоятельности (банкротстве)». Это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для возбуждения дела о банкротстве до- статочно одной трехмесячной просрочки по договору в размере 100 тыс. руб. При объявлении процедуры банкротства управленческий персонал и совет директоров теряют право контроля над корпорацией, оно переходит к назначенному судом ликвидатору (арбитражному или конкурсному управляющему). Не исключено, что банкротство может являться инструментом конкурентной борьбы, рейдерского захвата корпорации, манипуляцией недобросовестных кредиторов и т. п.

Иногда банкротство является и запланированным мероприятием, когда акционеры понимают, что не могут дальше погашать возникающую задолженность. Но чаще всего оно используется в экстремальных случаях, так как предполагает значительные издержки – как прямые (судебные пошлины, административные расходы, ускоренная продажа активов, часто по заниженной цене и пр.), так и косвенные (прекращение деятельности, немедленное удовлетворение долговых обязательств и пр.). Споры между различными группами кредиторов часто приводят к снижению эффективности банкротства с точки зрения удовлетворения обязательств в отношении всех заинтересованных лиц. Не случайно банкротство как крайняя форма контроля над деятельностью корпорации регулируется особым законодательством.

Поскольку корпорация признана важнейшим институтом рыночной экономики, для нас очень важен механизм корпоративного управления.

В экономическом аспекте – это совокупность принципов, методов, форм и средств управления, с помощью которых управленческий персонал корпорации использует экономические законы с целью повышения ее инвестиционной привлекательности, капитализации стоимости, эффективного использования акционерного капитала.

В юридическом аспекте – это совокупность норм, ограничений и стандартов, предопределяющих возможность достижения целей корпоративного управления: защиты законных прав и интересов участников корпоративных отношений, оптимального решения задачи отделения функций контроля (собственности) от управления.

Такие правовые и организационные правила и процедуры внутри корпоративных и внешних корпоративных правоотношений (действий) позволяют сформировать систему и компетенции корпоративного управления, множество правовых и управленческих механизмов. С помощью данной системы организационных и имущественных отношений, урегулированных нормами права, корпорация реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров.

Механизмов корпоративного управления может быть несколько, но в конечном счете все они должны обеспечивать ответственность совета директоров перед акционерами, управленческого персонала – перед советом директоров, собственников с крупным пакетом акций – перед миноритариями, корпорации – перед работниками, покупателями и обществом в целом.

К основным подвидам механизмов корпоративного управления относят:[114]

механизмы распределения корпоративных заказов между предприятиями, входящими в корпорацию;

механизмы проведения инвестиционной политики через распределение корпоративных финансов;

механизмы корпоративного ценообразования;

механизмы определения доли прибыли (или дохода), отчисляемой корпорацией в налоговую систему;

механизмы формирования корпоративной стратегии и программ перспективного развития;

механизмы корпоративного обмена ресурсами для снижения издержек и устранения рисков;

механизмы корпоративного (взаимного) страхования;

механизмы корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами через участие представителей управляющего центра (специально созданная головная компания корпорации) в общих собраниях акционеров, советах директоров, ревизионных комиссиях обществ и т. д.[115]

В деле эффективной реализации механизмов корпоративного управления, его основных принципов (соблюдение прав акционеров и заинтересованных сторон, информационная открытость, наличие эффективного совета директоров, прозрачная структура собственности, наличие системы внутреннего контроля) важны единые стандарты корпоративного управления. К ним относятся: формирование информационно-методической базы; бизнес-планирование и бюджетный процесс; профессиональная деятельность членов советов директоров и ревизионных комиссий; внедрение общей системы отчетности, контроля и кадровой политики.

По степени самостоятельности корпоративные структуры подразделяются на три основные группы.

Первая группа – объединения независимых участников, сохраняющих свои права в полном объеме, а сама организационная структура управления имеет симметричный характер: ассоциация, картель, консорциум.

Вторая группа – объединения частично зависимых предприятий, когда участники взаимодействуют по неполному объему своей деятельности и сохраняют определенную автономию в сфере управления: финансово- промышленная группа, синдикат (также симметричные структуры).

Третья группа – объединения зависимых друг от друга участников с передачей части функций управления от одних к другим, что подразумевает асимметричную структуру управления: трест, концерн, холдинг.

Российская Федерация к развитию акционерных обществ приступила лишь в начале 2000-х гг., хотя до 1917 г. они играли заметную роль в экономике страны. Подавляющее большинство отечественных акционерных компаний с момента начала рыночных реформ предпочитали развиваться исключительно за счет собственных средств. Но на быстро растущих рынках, в условиях динамичной смены технологий и острой конкуренции собственных средств оказывается явно недостаточно. Неминуемо встает вопрос о привлечении внешних средств, причем на регулярной основе и в значительных объемах. А это уже требует подтверждения того, что работа компании организована в соответствии с принципами корпоративного управления. Факт соблюдения данных принципов привлекает инвестиционные и консалтинговые структуры, выступающие агентами портфельных инвесторов и консультантами по развитию корпоративного управления.

Многочисленные нарушения в деятельности корпораций, обнародованные в докладах специальных комиссий разных стран, повторились и в отечественных акционерных обществах. Наиболее распространенные нарушения прав акционеров имеют следующий вид:[116]

нерегулярное и / или неполное информирование акционеров о результатах деятельности компаний;

прямой или косвенный контроль компаний и их исполнительных органов над регистраторами, которые осуществляют регистрацию имущественных прав акционеров;

отказ в регистрации передачи прав на акции во время их продажи одним акционером другому (или незаконная перерегистрация акций из привилегированные в простые с целью лишить их владельца права голоса);

игнорирование положений закона о том, что эмиссии акций должны быть одобрены общим собранием акционеров;

несоблюдение требований Закона «Об акционерных обществах» о том, что распоряжение активами компаний, составляющими от 25 до 50 % об- щей стоимости ее активов, требует единогласного решения совета директоров;

отказ руководителей исполнительных органов привести устав компании в соответствие с Законом «Об акционерных обществах» (старые уставы очень часто содержат положения, дискриминирующие «внешних», т. е. не связанных с корпоративным управлением акционеров);

несвоевременное представление или непредставление акционерам ин- формации о времени, месте проведения общего собрания и его повестке;

отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или непредоставление им возможности принять участие в голосовании под формальными предлогами;

отказ в предоставлении акционерам возможности направлять для участия в собраниях своих представителей (доверенных лиц) и голосовать заочно;

проведение дополнительных эмиссий акций, размещаемых среди аффилированных с корпоративным управлением или крупными акционерами лиц;

выпуск корпоративных облигаций, конвертируемых акций, которые размещаются среди аффилированных лиц, с целью последующего размывания пакетов миноритарных акционеров;

перекачивание активов и финансовых средств дочерних компаний в материнскую без какой-либо существенной компенсации и др.

Вместе с тем отечественные акционерные компании в большинстве своем уверенно формируют положительный стиль корпоративного управления (corporate covernance), опираясь на зарубежный опыт. Совершенствуя корпоративное управление, компании стремятся внести в него инновации, максимально привлекая современные информационные технологии, на базе которых создаются радикально новые деловые модели по сетевому принципу взаимодействия. Значительный эффект достигается от изменений организации труда, управленческого процесса, развития бренда компании.

Четкое разграничение задач между органами оперативного руководства и наблюдательными советами позволяет принимать своевременные и стратегически выверенные управленческие решения. Особое внимание уделяется созданию новых управленческих и коммуникационных технологий, а также транспортно-логистических сетей для улучшения каналов товарного обмена.

Внедрение четкой системы подотчетности руководителей управленческого звена дает все больше возможностей снизить риски расхождения интересов последних с интересами акционеров, минимизирует риск мошенничества должностных лиц и совершения ими сделок в угоду собственным интересам, а также риск привлечения к юридической ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: