В управлении как науке и практике наблюдаются многочисленные изменения под влиянием не только процессов глобализации, но и динамичных перемен в экономике и хозяйственной практике. Мир движется в сторону свободного оборота новых идей и технологий, оперативного и беспрепятственного партнерства по интересам, независимо от географического положения, специфики административного подчинения, масштабов и специализаций предпринимательской деятельности.[117] Все большее количество организаций стремятся реализовать феномен синергизма (самоорганизации), что позволяет им приобрести улучшенные свойства, самообучаться, настраивать персонал на применение креативных техник и технологий.
Под влиянием постфеминистской психологии, юридического закрепления равных прав и возможностей мужчин и женщин возросла доля последних на руководящих должностях. Вместе с тем самоуправление как сознательное целенаправленное воздействие субъектов, руководящих органов на людей и на экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты, не исчезает.[118]
Стремительные изменения на рынках товаров и услуг вызвали к жизни сетевые организации. Сеть – это совокупность устойчивых связей между объектами, которые сохраняют относительную самостоятельность по отношению друг к другу. На практике это означает интеграцию внешних организаций, которые предлагают свой ресурс, не концентрируя его внутри своей компании. Взаимодействие компаний-участников сетевой структуры управления осуществляется на основе рыночных механизмов.
Рынок в экономической теории – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса и предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Он есть механизм регулирования взаимосвязей и взаимодействия всех субъектов рынка, формирования цены и распределения ресурсов.
|
В мировой экономике концепция сетевых организаций получила оформление в виде сетевого подхода.
Сетевые организации (network organizations) имеют большие преимущества перед обычными интегрированными организациями (концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы) в силу широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. Они позволяют в считанные секунды дать необходимую информацию любой организации-агенту и так же быстро соединить организации в бизнес-сеть или виртуальную структуру независимо от их местонахождения.[119]
Сетевые организации в этом случае работают не на рынке вообще, а сразу на конкретного клиента. Более того, виртуальные организации, составляющие основу сетевой экономической модели, как раз и создаются для таких клиентов, для удовлетворения их персональных потребностей. Последние учитываются уже в момент создания виртуальной организации и далее в течение всего цикла производства.
Одно из ключевых понятий в сетевой структуре управления – узел (узловой пункт). Это отдельный участник, актор (деятель, действующее лицо), пункт (точка) сети, который обладает способностью рефлексивного приема и передачи информации, а также прочих информационных контентов. Узлы (акторы) участвуют в сети на принципах коалиции.
|
Каждый узел (актор) в сети имеет сетевую власть, что позволяет ему влиять на деятельность других участников путем добавления к информационным потокам новой ценности, уникальной компетенции, новой идеи, предложения новой уникальной услуги. Именно по принципам сетевого подхода и построен Интернет. И когда через сетевые организации формируются те же террористические структуры, никто не может точно сказать, какова численность каждого узла сети. Они многомерны, могут исчезать, а затем появляться в другом обличье, менять своих лидеров.
В многочисленных исследованиях даются различные определения сетей и сетевых организаций, поскольку в зарубежной научной литературе соответствующие публикации начали появляться со второй половины XX в. М. Кастельс понимал под сетью комплекс взаимосвязанных узлов, которыми в глобальных процессах могут быть рынки ценных бумаг или та же сетевая структура управления Европейским союзом.[120]
Дж. Липнек и Дж. Стемпс рассматривали сеть как определенную форму управления организацией, в которой приняты к руководству пять основных принципов:
наличие единой цели, недостижимой вне сети; добровольность участия в сети; независимость партнеров;
множественность лидеров;
разноуровневые взаимодействия, где каждый участник может общаться напрямую с любым партнером из данной сети.[121]
Отечественные исследователи рассматривают сеть как вид организационной структуры, но не отдельной организации, а объединения многих компаний. К участникам сетевой структуры обычно относят системных интеграторов – носителей бренда, специализированных поставщиков комплектующих изделий и услуг. Между ними нет жесткой интеграции, подчинения,[122] все они взаимодействуют на долговременной основе и общности экономических интересов.[123]
|
При отсутствии универсальной модели работы сетевых организаций их все же можно классифицировать на два основных вида по организацион- ному признаку:
сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя организации меньшего размера;
сеть или совокупность организаций, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга на рынках.[124]
Сетевые структуры первого вида близки к субподряду, франшизе и иным видам юридических соглашений при наличии множества рынков. При этом в самой компании применяются все принципы, функции и методы управленческих воздействий, которые присущи линейно-функциональной структуре управления. Они стремятся развивать межтерриториальное и даже межстрановое сотрудничество. В результате появляются финансово- инвестиционные, отраслевые, интегрированные, кластерные образования.
В России это телекоммуникационные компании, интегрированные сетевые структуры специального назначения и т. д.
Сетевые структуры второго типа связаны контрактами на поставки товаров / услуг, что позволяет формировать производственные, торговые, инфраструктурные и другие сети.
По существу, сетевая организационная структура – это гибридная конструкция, вбирающая в себя элементы матричной структуры (единое управление по основным функциям), с формой партисипативных взаимодействий в форме «звезды». Типичные примеры – сеть ресторанов с единым фирменным стилем, основным меню; сеть магазинов или предприятий с единым брендом, информационным обеспечением, рекламой, ассортиментом товаров, централизованными функциональными структурными подразделениями по ключевым направлениям деятельности, с эффективным разграничением полномочий, связей, логистики.
Практика свидетельствует о том, что центральный орган управления сети, его обособленные и необособленные подразделения максимально децентрализованы: они могут делать все, что не запрещено; при делегировании полномочий могут делать все, что разрешено; внутри сети могут действовать любые формы сотрудничества на основе рыночных отношений; участники могут свободно покидать сеть. Подразделения в этих случаях пользуются брендом центра, следуя «правилам игры», установленным центром.
Управленческие решения в организациях, объединенных в сеть, принимают руководители сетевых подразделений в пределах своих полномочий. Предложения от центра о принятии непопулярных решений обсуждаются в случае, если эти подразделения не приносят заданной прибыли или нарушают заданные правила деятельности.
При создании сетевой организации путем договора создаются самостоятельные в хозяйственном и правовом отношении структуры. Головная компания в этом случае сосредоточивается на приоритетных задачах, уникальных и перспективных проектах, на снижении издержек, привлечении ресурсов участников сетевого управленческого и экономического взаимодействия, на поисках и привлечении новых партнеров. По сути, это горизонтальное управление, сетевой, или отношенческий, способ координации рыночных связей, соединение организаций через общий интерес, когда главным драйвером развития и обновления становятся генерация идей, ресурсов и освоение инноваций.
Сегодня принято считать, что инновации – превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный прогресс, воплощаются в новых продуктах и наукоемких технологиях.[125]
Горизонтальное управление в сетевых организациях проявляется в форме «горизонтальной власти», которая имеет некие качественные характеристики. Во-первых, она выражается в зависимости, при которой наблюдается консолидация ресурсов, в которых заинтересованы все участники. Во-вторых, сила такой власти укрепляется через число связей с преобладанием сотрудничества. В-третьих, центральное положение в сетевой структуре крупной компании позволяет через делегированную власть влиять на деятельность других звеньев по созданию конечных продуктов и услуг, преодолевать неопределенность.[126]
Анализ мирового и отечественного опыта свидетельствует о том, что многочисленные формы партнерства, кооперации, объединения со временем могут быть схематизированы и сведены к двум базовым моделям управления сетевыми организациями: крупные компании и небольшие организации.[127] Крупная компания, занимая доминирующее положение в деловых операциях, становится головным заказчиком, развивает лицензионно-субподрядную модель производства, одновременно собирая вокруг себя организации меньшего масштаба. В свою очередь небольшие организации, вовлеченные в сетевую структуру, поддерживают устойчивость друг друга в хозяйственной деятельности, участвуют в долевом финансировании инвестиционных проектов, где может присутствовать и государство. Все это позволяет им быть более конкурентоспособными.[128]
Развитие сетевых организаций напрямую влияет на развитие информационной экономики, так как без развития информационных технологий сетевые взаимосвязи невозможно осуществить. Более того, сетевые производственные отношения могут обеспечивать прогрессивное развитие производительных сил, в то время как организации, построенные на иерархических принципах, сдерживают их развитие. Наличие в организации множества бюрократических преград, закрепление за человеком небольшого участка ответственности снижает интерес к работе. В сетевой же структуре доминирует творческий труд. Здесь же действует принцип общей осведомленности, когда каждый из участников может получать максимум информации для выработки собственной позиции, собственных предложений, для принятия управленческих решений.
В конце XX в. теоретики управления стали говорить о необходимости отказа от армейских принципов организации работы предприятия. Тогда П. Друкер, известный исследователь специфики управленческих воздей- ствий, предложил модель организации без «верха» и «низа», т. е. без «начальников» и «дураков». «Коль скоро современная организация состоит из „специалистов-эрудитов“, это должна быть организация равных, коллег, партнеров. Нет какой-то доминирующей компетенции, работники оцениваются не по предполагаемому превосходству в должности, а по вкладу в общее дело». [129]Эта мысль в полной мере относима к сетевым организациям. Таким образом, сетевая структура как организационная форма управления – это новый этап в известной эволюции организационных структур: линейная – функциональная – линейно-функциональная – матричная –в форме «звезды» – в форме «круга» – сетевая.
Новые информационные технологии позволяют сетевым организациям конструировать веб-сайты, создавать партнерские программы, осуществлять поиск подготовленных, постепенно внедрять управление конкретными проектами.
Проект рассматривается как отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.[130] Проекту всегда предшествует идея, а после принятия соответствующего управленческого решения нужны действия по ее реализации. Поэтому любым проектом требуется управлять. Управление проектами можно рассматривать как целевую реализацию управленческих функций в течение всего проектного цикла.
В сетевой организации для реализации любого проекта создается координационный центр. Он определяет его деятельность, сферу внедрения, предметную область (инновационный, социальный и др.), состав участни- ков, источники финансирования, порядок реализации, технологии, формирование новых ценностей.
Каждый проект оценивается не сам по себе, а в сопряжении с факто- ром времени: актуален ли он, соответствует ли интересам участников сети, просчитаны ли в нем эффекты не только для настоящего времени, но и ближайшего, а также отдаленного будущего. Фактически это выбор формы рационального поведения, направленного на достижение в проекте максимума результатов при объективно имеющихся ограничениях.
Сетевые организации постепенно вытесняют торговых посредников, применяя информационные (сетевые платформы), которыми владеют интернет-компании. Формируя базы данных о запросах пользователей, эти компании создают онлайновую экономическую среду и развивают много- образные узлы связей, вокруг которых вырастают глобальные экономические сети.[131]
Здесь будет уместным назвать некоторые цифры. Без компьютерной техники человек в лучшем случае может воспринимать и перерабатывать ин- формацию со скоростью 45 бит в секунду, в то время как необходимый ему объем информации средней сложности составляет 109 бит.
По утверждениям исследователей, основным катализатором развития современных сетевых процессов стали три информационные и коммуникационные технологии:
мобильные коммуникации – расширение доступа в Интернет с помощью нового поколения мобильных телефонов и карманных компьютеров; социальные медиа, которые позволяют людям легко загружать в сеть собственный контент (текст, фото, видео), искать (и обсуждать) содержание контента, сгенерированного другими;
специальные сети онлайн, которые дают людям возможность поддерживать личные и профессиональные сети, а также облегчают прохождение потока информации через эти сети.[132]
Механизм функционирования сетевой организации имеет несколько особенностей. Относительно независимый субъект вступает в сетевые организации в силу своих экономических интересов. Он меняет индивидуальное поле конкуренции на поле конкурентного сотрудничества с другими участниками сети в надежде получить выгоду, которая однозначно появляется через новые конкурентные преимущества в сети с крупной компанией. Это консолидированные закупки сырья, совместное продвижение известного бренда, развитие межрегиональной маркетинговой сети, доступ к экспертизе и информации в смежных областях, расширение доступа к рынкам, приобретение заинтересованного персонала и т. д.
Вместе с тем управлению в сетевых организациях присущи и определенные проблемы:
сложность процедур координации территориально распределенных партнерских организаций;
высокие риски соблюдения сроков и качества реализации проекта, связанные с риском невыполнения обязательств партнерами;
трудности во взаимодействии между участниками сети вследствие различия в целях, организационной культуре и регламентах.[133]
Однако при всех своих положительных чертах сетевая организация, действующая в условиях жесткой конкуренции, не является благотвори- тельной. Если окажется, что сетевые формы организации труда неэффективны, в них замедляется процесс принятия управленческих решений, у участников пропадает мотивация, конфиденциальная информация «утекает», то может быть принято решение об отсеве неэффективных участников. При построении сети возможно углубленное разделение труда: передача отдельных видов деятельности специализированным организациям, профессиональные маркетинговые исследования, аутсорсинг бухгалтерского учета и отчетности, повышение квалификации кадров и др. Например, специализация компании на отдельных функциях маркетинга позволяет ей предложить участникам сети необходимый объем умений и квалификации, необходимые для продвижения товара / услуги на рынок в нужное время и с наименьшими финансовыми затратами.
Участники сетевой организации могут иметь и другие преимущества, которые определяются как конкурентные. И если в обычных иерархических структурах получение конкурентных преимуществ[134] ограничено раз- личными барьерами (неявное знание, управленческое или технологическое ноу-хау, отраслевые технологические стандарты и др.), то в сетевых структурах с развитой специализацией и контрактными обязательствами такие барьеры создают возможность взаимовыгодного обмена, становятся основой для выбора стратегий развития.
Именно эти и другие аргументы послужили в свое время созданию концепции ценности взаимоотношений[135], в которой выделяются три важнейших аспекта: экономический (качество инвестиций, сохранение издержек); стратегический (ключевые компетенции, согласованность стратегий, время вывода нового продукта / услуги на рынки); поведенческий (специальные связи, доверие, культура управления).
Вступление независимого субъекта в сетевую организацию не ограничивает его в других контактах, он может участвовать в нескольких сетях одновременно. При этом возникают не только деловые, но и зачастую неформальные дружеские информационные отношения. Участники сети обращаются за рекомендациями к уже действующим ее участникам, тем самым снижая возможные риски привлечения недобросовестных деловых партнеров. Это становится основой выживания и эффективности организаций, входящих в сеть.
Традиционно выделяют несколько источников ресурсного обеспечения процесса управления: средства труда (материальные ресурсы), предметы труда (финансовые ресурсы), сам труд (кадры). В сетевых же организациях можно говорить еще и об информационных ресурсах (современная информация и ее носители). С помощью информационных коммуникаций стало возможным обеспечивать формирование рыночной среды, отслеживать изменчивые макро-и микроэкономические условия хозяйствования, способствовать получению дополнительной прибыли и привлечению клиентов, оценить результаты нахождения организации в сетевой структуре.
С появлением сетевых организаций мировая экономика стала осваивать еще один вариант организации производства и управления – гибридный, при котором сети объединяются в кластеры. В европейской литературе сетевые взаимодействия такого рода именуются коллаборацией (collabora- tion) или коллаборативным управлением (collaborative governance), а в азиатской – координацией связей без иерархии (coordination without hierarchy)[136]. Кластер, как и любая сеть, является гибридной конструкцией, которая занимает промежуточную позицию между рынками и иерархией, имеет открытые границы для привлечения новых участников, способна к реконфигурации, чаще всего создается для реализации конкретного проекта.
М. Портер понимает под кластерами группу взаимосвязанных предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, находящихся в соседствующих географических областях, а также дополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. Подобная «близость» между организациями позволяет их руководителям сформировать достаточно эффективную информационную базу, способствующую повышению инновационного потенциала предприятий, а также стимулированию темпов создания новых.[137]
Сетевые структуры как связи между индивидами на основе взаимных интересов и с помощью новых коммуникационных технологий возникают не только в сфере предпринимательства, но и в общественном пространстве. Речь идет о социальных сетях как способе структурирования социальных влияний. В них могут появляться сетевые сообщества индивидов, которые при взаимодействии делятся информацией и ресурсами (сеть филиалов, сеть организаций, сеть институтов).
Сетевые сообщества обладают как позитивным, так и негативным социальным капиталом. Понятие «социальный капитал», согласно П. Бурдье, отражает позитивный потенциал неинституциональных связей и доверия между людьми (группами).[138] Сетевые сообщества с негативным социальным капиталом – «антисети», деятельность которых – наркоторговля, работорговля, торговля оружием, терроризм. М. Олсон ввел понятие негативного социального капитала как внеинституциональных связей, знакомств, практик, осуществляющих дестабилизирующее, дезинтегрирующее воздействие на уровне региона, государства.[139]
Существуют и политические сети – «система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы».[140] Политические сети объединяют граждан или чиновников и собственно государственные организации, а потому соответствующие политические интересы затрагивают либо отдельные объекты регулирования (образование, здравоохранение), либо управленческие проблемы (повышение зарплаты, улучшение условий деятельности малого бизнеса). В ходе властных взаимоотношений происходит обмен ресурсами, в первую очередь информационными и материальными. Лоббистские структуры, организованная преступность, террористы, наркоторговцы также действуют по сетевому принципу.
Западные исследователи продвигают идею сетевого правительства. Механизм сетевого управления в нем признается наиболее сложным уровнем электронного управления, которое характеризуется горизонтальными связями между правительственными агентствами; вертикальными связями между центральными и местными органами; инфраструктурными связями между государственными органами и гражданами; связями между стейкхолдерами (вовлеченные стороны) (правительство, частный сектор, академические институты, негосударственные объединения, гражданское общество). Путем электронного участия граждане вовлекаются в процесс принятия решений (decision-making process).[141]
Сетевое правительство (networked governance) предполагает учет социальной активности при достижении общественных целей путем вовлечения всех заинтересованных лиц на базе ИКТ. Признается, что социальные, политические сети обладают политическим потенциалом для самоорганизации социума.
История показывает, что в каком-то смысле сети были всегда. В феодальном обществе они основывались и действовали на уровне сословий.[142] На востоке они и сегодня имеют кланово-родовую структуру и могут успешно влиять на принятие решений в системе государственного управления. Но ясно и другое. Распространение интернет-технологий привело к политизации виртуального пространства, а само киберпространство стало «конфликтной территорией». Но по сравнению с государством, имеющим территориальные ограничения, сетевые структуры действуют экстерриториально, не скованы размерами, всепроникаемы, трансграничны.
В этом плане некоторые исследователи связывают феномен сетевых организаций с законами нелинейной физики и математики, теорией хаоса и сложных систем[143]. Сетевая организация должна иметь нелинейное взаимодействие, децентрализованный контроль, самоорганизацию, неустойчивый порядок, совместную эволюцию (коэволюцию), коллективную динамику.
В настоящее время нет способа гарантированного уничтожения сетевых организаций, даже если у кого-то и возникнет такое желание. Формы их превращений невозможно подсчитать, а способы управления тем более. Они могут быть иерархическими внутри узлов сети (как в армии или церкви), демократическими, аморфными (как в семье, где все знают свои обязанности и добровольно их выполняют), комбинированными,[144] экспертными, временными, пересекающимися по принципу работы сети с локальными лидерами, через создание «центров доверия» и др.
Таким образом, функционирование сетевых организаций имеет хорошие перспективы. Их эффективность во многом зависит от общего интереса участников сети. В этом они значительно отличаются от рыночных принципов создания организаций, когда каждый участник преследует прежде всего собственные интересы.
Сеть как договорная структура включает в себя не только набор договоренностей, но и сетевую логику развития, она формирует новый вид сетевой культуры управления, что соотносится с концепцией «соуправления» (new governance), предлагает свои поведенческие нормы, выполняет свои воспитательные функции, «достраивает» классический коммуникативный процесс.