Государственное управление 5 глава




Люди, занимающиеся управленческим трудом, обязаны быть профессионалами и применять профессиональные знания при выполнении своей работы. Однако профессиональная деятельность в такой области, как юриспруденция, – это профессия, которая дает членам профессиональных ассоциаций эксклюзивное право работать по своей специальности. То есть профессия – это не столько деятельность, сколько средство управления деятельностью. И очень многие юристы совмещают применение профессиональных юридических знаний с профессиональными знаниями управленческих компетенций.[63]

Работа, выполненная профессионально, обычно отличается тем, что она основана более на фундаментальных понятиях, связанных с практическим опытом, чем на импровизированной реакции на события или исполнении установленных процедур. Действительно высокий уровень профессиональных компетенций – это умелое использование знаний, полученных в процессе профессионального обучения и повышения квалификации, а также накопленного опыта. Все это должно сопровождаться чувством ответственности и следованием общепризнанным нормам.[64]

Одним из важных элементов профессиональной деятельности при реализации функций управления, посредством которого опредмечивается реализация компетенции, является форма управления. Это внешнее выражение практической активности организации по формированию и реализации целей и функций. Управленческая практика свидетельствует о различении следующих форм: применение установленных норм права; организационные действия; материально-технические действия и операции; социально-психологические влияния.

В правовых формах выражается одностороннее волеизъявление субъекта управления, они необходимы в процессе подготовки, принятия, исполнения управленческих решений. Организационные и материально-технические формы всегда сориентированы на коллективность действия, они неразрывны (конференции, совещания, заседания, деятельность рабочих комиссий и т.п.).

Обращение к тем или иным формам профессиональной управленческой деятельности позволяет оценить ее прикладной характер, богатое интеллектуальное содержание, информационность, согласованность звеньев управленческой системы, комплексность и юридическую заданность.

Мировоззрение определяется как философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений человека, характеризующих его видение мира в целом и своего места в нём. В процессе профессиональной управленческой деятельности мировоззрение может рассматриваться как совокупность принципов и убеждений человека, системно занимающегося организацией процессов управления.

С точки зрения самого управления, мировоззрение – это такая система, наполненная информацией, которая влияет на поведение личности и группы людей, но при этом сама управляется религией, идеологией и философией, То есть дозируется мерой её распределения в обществе: элита получает более полную и более объективную информацию, а основная масса людей другую, фрагментарно – субъективную.[65] Таким образом, мировоззрение под воздействием многих жизненных факторов формируется в сознании отдельной личности, социальной группы или политического класса и является при личной заинтересованности личности одним из элементов управления и профессионализма в нём.

Мировоззрение предопределяет управленческое мышление и культуру управленческих действий, которые можно оценить через стиль управления. Для профессионала, это психологический почерк работы с подчинёнными, Способности к упорядоченности в управленческой деятельности с применением комбинаций различных стилей. В значительной степени стиль – продукт воспитания, профессионализма и организаторских способностей человека.

Нравственность и профессионализм при реализации управленческих функций всегда были факторами развития экономики. Профессионализм выражается в высоком качестве и стабильности достигаемых результатов. Это становится возможным за счёт соответствия индивидуальных свойств человека требованиям профессии, активизации его внутренних психологических ресурсов. Нравственные принципы профессионалов влияют на сферы управления и другие виды деятельности. По мнению исследователей[66],Такое влияние можно оценить незамедлительно: у экономиста – на эффективность финансовых сделок, у юриста – на их законность, у руководителя – на подбор и расстановку кадров, результативность работы организации, стремление к достижению идеального состояния выполнения своих служебных обязанностей.

При осуществлении профессиональной управленческой деятельности исключительно высоко ценится лучшие личностные качества: глубокий патриотизм, честность, ответственность за свое дело, гуманизм, трудолюбие. Они сейчас становятся проявлением и нравственной зрелости, влияют на формирование нравственного идеала, который является универсальным регулятором психической активности человека в различных видах деятельности. Нравственный идеал, формируя сознание, нравственные принципы нормы личности, несомненно, оказывает влияние на профессиональную деятельность человека. Для руководителя – профессионала следование моральным нормам должно быть сознательным, а не принудительным. Только тогда его можно назвать нравственным.

Сфера управления, особенно государственного и муниципального, в настоящее время имеет нормативы этического поведение в виде задокументированного или негласного свода норм, принципов и правил работы, требований к профессионализму и нравственности. Так нравственность, как элемент профессионализма в управлении регулирует управленческую деятельность, а также сферу экономических отношений с другими людьми по поводу производства распределения и потребления материальных и духовных благ.

В современном мире творческий человек, стремящийся к знаниям, формирует его путём не только освоения информации, содержащейся в нём, но и осознания неограниченных возможностей управления, определения своей социальной роли в интереснейшем мире управленческих взаимодействий. Не является здесь исключением и позиция руководителей, персонала управления, понимающих, что результативность организации во многом зависит от эффективности управленческих решений, от профессионализма тех, кто их принимает.[67]

Сам профессионализм следует рассматривать не только как рост знаний, навыков, умений и компетенций. Это ещё и экономический процесс. Его результаты прямо или опосредованно влияют на экономические показатели организаций. В этом процессе важно получить качественные изменения, преобразования в производстве, новые технологии производимой продукции, прогрессивные формы хозяйствования. В условиях отечественной социально – экономической реальности этого можно достичь только через инновации, а также замечательные свойства интеллектуальной ренты.

На уровне личности инновацию можно рассматривать как открытие, а на уровне социальном – как собственно инновации. Отечественная практика понимает инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, или процесса, которые используется в практической деятельности.[68]

Инновации формируют нашу способность создавать новые ценности на пересечении предпринимательства и технологии, остаются критерием профессионализма. Интеллектуальная рента представляет собой форму экономической реализации различных видов собственности на интеллектуальные ресурсы, инновационные продукты. Таким образом, через инновации и экономических субъектов присвоения интеллектуальной ренты возникает инновационная форма организации экономики. Ей, в свою очередь, требуется хорошая концептуальная и нормативная правовая база.

1.3. Обращение к научным категориям при управлении людьми.

Комплексный характер решаемых задач присущ всем уровням управления в сложных системах современного общества, а потому требует научного обоснования. Наука остается генератором идей, техника – их материальным, вещественным воплощением, производство – пространством, где развертывается функционирование техники, практика управления – инструментом регулирования совместной деятельности людей.

Наука – целостная социальная система, объединяющая в себе постоянно развивающийся контент научных знаний об объективных законах природы, научную деятельность людей, направленную на создание и развитие этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность. Система научных знаний отражена в научных категориях (понятиях), гипотезах, законах, научных фактах, теориях, идеях и т.д. Не является здесь исключением и теория управления, к которой всегда обращается человек, стремящийся постичь специфику управления людьми.

Для совершенствования профессионализма в управленческой деятельности необходимо иметь навыки оценки их результатов. Разработкой таких представлений, предположительно верных объяснений и анализом соответствующих взаимосвязей занимается наука, которую называют теорией управления. Ее представители не претендуют на создание общей теории управления, которая отвечала бы разнообразным требованиям к ней, обладала бы безусловной предсказательной и объяснительной силой. Она до сих пор не разработана. Пока можно говорить о некотором количестве предтеорий, т. е. о предварительных подходах к общей теории управления.[69]

Теория управления разрабатывает и изучает методы и средства систем управления, закономерности протекающих в них процессов, содержание и формы управленческих отношений, эволюцию их развития, принципы эффективных управленческих воздействий. Объектом теории управления являются управленческие отношения, которые складываются между организациями и отдельными индивидами в процессе управленческой деятельности. Предмет теории управления – область познания объективной реальности.

Весь опыт человеческой цивилизации «пронизан» процессом производства идей, научных концепций, их критикой, избирательным отношением к внедрению. Благодаря теории управления концепции и методические приемы, предложенные ею, находят применение в сфере управленческих от- ношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.

Возникновение и развитие различных теорий управления постепенно привело к созданию науки управления – социальной, общественной науки о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется глубиной познания качественных и количественных закономерностей функционирования и развития экономики.

Сегодня общепринято, что руководитель любого уровня управления, работники, занимающиеся управленческим трудом, должны овладевать теоретическими основами управления, уметь творчески применять положения науки управления на практике.

Для развития науки управления важными являются признание многообразия идей и моделей, отсутствие некритикуемых формул, коллективное развитие компетенций, успехи в деловой деятельности. Ни одна проблема в управлении не может быть устранена, не будучи осмыслена и обоснована теоретически. Система теоретических знаний об управлении, ее понимание дают возможность анализировать свою практическую деятельность с позиции теории.

В понятийном плане управление – не только профессиональная деятельность, но и специальная наука, имеющая свои предмет и методы исследования, вырабатывающая и систематизирующая знания в этой области. Ее цель – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений в сфере управленческих воздействий. Она ориентирована на те потребности практики, которые не могут удовлетворить другие науки, входящие в систему знаний об управлении. Предметом науки управления являются отношения людей, возникающие в процессе управления, т. е. управленческие отношения, которые формируются под воздействием общественных законов, социально-экономического механизма деятельности объектов управления. Управленческие отношения – относительно обособленная часть общественных отношений, которая принимает характер управленческих в тех случаях, когда они опосредуются деятельностью управленческого органа. Объектом науки управления являются экономические и социальные процессы, развитие, размещение и использование производительных сил, экономика в широком смысле этого слова и общество в целом.[70]

Субъективная управленческая деятельность всегда объективно необходима, поскольку она объединяет общество, его экономическую, социальную и духовную сферы в единый организм. Люди вступают в управленческие отношения независимо от своей воли и сознания. Достоинства и недостатки в управлении отражаются непосредственно на интересах, потребностях, благополучии и, наконец, на настроении многих и многих людей. Управление может помогать людям воспитывать в себе организованность, дисциплинированность, добросовестное отношение к порученному делу, компетентность и другие лучшие качества. Но оно может и разлагать работников одним тем, что плохо организовано.

Поскольку объектом науки управления являются экономические и социальные процессы, а само управление есть социальная система, в литературе управление в социальных системах рассматривается как институт, что обусловливает необходимость для субъекта управления считаться с коллективными ценностями, согласием и доверием, гармонизацией отношений и требований при различных интересах и способностях. При наличии общей цели с помощью института управления реализуются пять основных функций:

1)интерпретация будущих состояний и всего будущего опыта;

2)предложение и закрепление институтов, обладающих необходимым потенциалом для обеспечения организационного и человеческого развития;

3)стимулирование ответственного человеческого поведения как в дело- вой, так и в повседневной жизни;

4)планирование и проведение коллективных направленных изменений;

5)предотвращение и преодоление критических ситуаций в созданных организациях и через создание организаций.[71]

В управлении всегда присутствует ответственность. Она, по мнению П. Друкера, заключается в обеспечении эффективности и продуктивности деятельности, положительного социального эффекта, который управление оказывает на внешнюю среду. Она формируется правильным назначением, высокими стандартами деятельности, коммуникациями и осведомленностью.[72]

По Г. Саймону, ответственность управления – это восприимчивость к ценностям других людей в сочетании с подотчетностью перед кем-либо, характеризуемая, в том числе, наличием методов, процедур и факторов, определяющих, какие именно ценности отражаются в управленческих решениях, инициативах, и естественно ограничивающая свободу действий при осуществлении управления. В свою очередь, подотчетность есть ответственность. Подотчетность можно разделить на формальную и неформальную. Первая – судебная система, исполнительная иерархия в разделении властей. Вторая включает философию организации общества и естественные законы, распределение «избыточной удовлетворенности» (аналогия делегирования полномочий), профессиональную и личную этику, социальный интерес.[73]

Управление правомерно называют искусством. Еще в древности мудрецы полагали, что искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Здесь важно обратить внимание на то, что не всякое управление – искусство.

Рассматривая вопросы искусства, нельзя не вспомнить такие разновидности человеческой деятельности, как живопись, музыка, театр, художественная литература и т. п., которые являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. Это так. Но в более широком значении понятие «искусство» характеризует любую форму человеческой деятельности, когда она выполняется умело, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Таким образом, искусство в нашем случае означает высокий уровень мастерства, совершенное выполнение работы, которая приобретает тем самым эстетический смысл. Но в любом случае управленческая деятельность остается подверженной влиянию личных качеств руководителя, его интуиции и творчества. Управление-искусство использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата.[74]

Управление – это практика, прямой обмен деятельностью между участниками совместного труда в управленческой сфере. Такую повсеместную практику сопровождают: субъекты и объекты управленческой деятельности; побудительные силы, стимулы управления; управленческие взгляды, идеи, теории; управленческие правовые нормы, традиции; отношения, складывающиеся между субъектами управления, их организациями.

Управление – это учебная дисциплина, изучение которой полезно каж- дому, кто занимается интеллектуальным трудом, независимо от сферы деятельности, уровня занимаемой должности, уровня системы управления (организация, орган государственной власти или местного самоуправления).

В последние годы понятие «управление» нередко используют наравне с понятием «менеджмент». Более того, русское «управление» и английское «management» некоторые авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов различно, поскольку представители разных культур вкладывают в них свой смысл. Менеджмент в условиях рыночных отношений – столетиями формировавшийся цивилизованный способ отношений между участниками управленческих взаимосвязей, особенно между работодателем и работником. Однако управление как универсальная историческая категория отражает управленческие отношения, существовавшие еще в начале человеческой цивилизации, и потому оно значительно старше рыночной разновидности управления или других промежуточных типов управления с доминированием административных воздействий.

Управление – всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в соответствующей сфере данный термин не употребляется. Менеджмент – это специфическая область управления, включающая деятельность руководителей, специалистов, вспомогательного персонала по обеспечению деятельности организации. Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению специального вида деятельности – менеджмента. В связи с этим различают виды менеджмента: банковский, инвестиционный, аграрный, производственный, стратегический, финансовый и др.

Вся практика управления, управленческое мышление фиксируются в определенных понятиях, дефинициях. Понятие, как известно, – форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Дефиниция рассматривается как определение, истолкование понятия.

Вместе с тем наука управления развивается с опорой и на категории – более общие, фундаментальные понятия, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

В теории и практике управления используют более 20 таких категорий. Среди них: «субъект и объект управления», «прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления», «процессы управления», «управленческие технологии», «социальные ресурсы», «система управления», «управленческая деятельность», «организация», «внешняя и внутренняя среда», «принципы управления», «методы управления», «формы управления», «виды управления», «функции управления», «организационная структура», «модель управления», «персонал управления», «культура управления» и т. д.[75]

Это та базовая основа, которая позволяет лучше организовать процесс изучения управленческих проблем, способствует выработке верного миро- воззрения в области управления.

Субъект управления – тот, кто управляет, – фигура, инициирующая чьи- то действия путем принятия решения, постановки задач, источник управленческой активности, которым может выступать и отдельный индивид, и социальная группа. Субъект управления осуществляет управленческую (организационную) работу, после принятия решения обеспечивает достижение поставленных целей. Его еще называют управляющей системой.

Объект управления – то, на кого направлено управляющее воздействие, – человек, структура (организация, структурное подразделение, отрасль, государство, семья и т. п.), на которых направлено управляющее воздействие. Это управляемая система.

Объекты управления можно типологизировать по нескольким основаниям:

по масштабам и уровням управленческого воздействия: страна, отрасль, регионы, организации;

по видам регулируемой деятельности: производственная, социальная, образовательная, политическая, в сфере культуры;

по адресату управленческого воздействия: население, все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности; работники органов государственной власти и органов местного самоуправления; работники всех организаций. В совокупности субъект и объект управления создают системное взаимодействие, при котором в задачу объекта управления входит реализация решений, задач, разработанных субъектом управления, т. е. осуществление той деятельности, для которой создавалась организация. Оба компонента системного взаимодействия имеют прямую и обратную связь.

Прямая связь – поток директивной информации, направляемой от субъекта управления к объекту управления.

Обратная связь – поток отчетной информации о выполнении объектом управления принятых субъектом управления решений.

Директивная информация формируется в соответствии с целями управления (желаемое будущее) с учетом информации о внешней среде, о сложившейся ситуации за пределами организации.

Отчетная информация создается объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта, а также степень влияния на нее внешней среды. Информационные потоки, средства обработки, передачи и хранения информации, возникающие в процессе системного взаимодействия между субъектом и объектом управления, объединены информационной системой организации.

Таким образом, управление есть непрерывный системный процесс воз- действия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы (объект управления) для организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

В управление как сложную систему помимо субъекта и объекта управления включены процессы управления, управленческие технологии и социальные ресурсы.[76]

Процессы управления – это совокупность взаимосвязанных и последовательных действий, процедур или последовательная смена состояний, направленных на получение некоего результата, конечного достижения, факта. Процессы управления напрямую связаны с осуществлением функций управления.[77]

Четкое функционирование органа управления требует определенного расчленения процесса управления на операции, а эффективная организация управления – надлежащего комбинирования операций. В этом случае каждую операцию требуется увязать с предыдущими операциями данного цикла процесса управления. По существу – это алгоритмизация операций в рамках тех или иных функций управляющей системы.

В роли алгоритма процесса управления выступает предписание, определяющее содержание и последовательность действий в каком-либо информационном или организационном процессе. Тогда его процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач.

Основное в процессе управления – управленческие технологии. Они состоят из информационных, организационных, вычислительных и логических операций, выполняемых персоналом управления системно, по определенному алгоритму на основе мыслительных действий и с применением технических средств. По существу, управленческие технологии – это совокупность приемов, операций, процедур, регламентов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основное назначение управленческих технологий – установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления.

Целью управленческих технологий выступает оптимизация процесса управления, его рационализация путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Основная же функция управленческих технологий состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления.

Технологии в управлении могут быть представлены в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов, в раках которых выполняются различные операции, процедуры:

1) информационный цикл: поиск, передача, обработка различных видов информации. Здесь заняты преимущественно специалисты и вспомогательный (технический) персонал;

2) логико-мыслительный цикл, или цикл выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений, принятие решений;

3) организационный цикл, или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, корректирующие воздействия, контроль за исполнением и др.

Социальные ресурсы[78] рассматриваются как запасы творческой энергии личности (познавательные, деятельностные), социальные возможности содружества людей, организаций, институтов, социальных групп в обществе. Этим они принципиально отличаются от других видов ресурсов, например природных. Социальные ресурсы в управлении неисчерпаемы, поэтому они могут существовать как угодно долго, независимо от того, используются или нет, хотя со временем они могут обесцениваться, устаревать.

Социальные ресурсы в управлении: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические, инновационные, организационные, ценностные, познавательные, социально-психологические и др. Это целиком возобновляемые ресурсы, ибо при использовании они имеют тенденцию к увеличению, отличаются большим разнообразием. Система управления есть целостное организационное объединение, совокупность осуществляющих управление элементов, звеньев и связей между ними. Все элементы системы должны быть взаимозависимыми и взаимодействующими. В «целое» могут быть объединены самые разные элементы, но это «целое» не станет системой, пока не будет сформирован механизм взаимодействия его частей. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела (биологической системы), уже не рука.

Системы имеют разнообразные формы: биологические; технологические (деление деятельности на стадии и процессы); технические (производственные мощности предприятий); экономические (единство хозяйственных и финансовых связей); социальные (люди, а также возникающие между ними отношения, в том числе социально-экономические, на уровнях организаций, отраслей, территорий, государства и т. д.); организационные (управленческие) и т. д.

Все системы управления делятся на естественные, т. е. природные, и искусственные, созданные человеком, т. е. социальные.

Вместе с тем любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы. Так, предприятие является подсистемой промышленного объединения, холдинга, муниципальное образование – подсистемой субъекта федерации.

Система управления характеризуется функциями и целями деятельности; конкретным набором элементов, находящихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т. д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, ответственности, деятельности системы в целом и ее элементов. Данная система управления опирается на два социально-психологических феномена, которые можно обозначить как собственно управление, т. е. целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, т. е. восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.[79]

Система управления задает разнообразные процессы управления, которые определяются функциями управления. Например, это: выбор целей и задач; выбор и формирование политики; ведение переговоров и заключение контрактов; назначение работника на должность; формирование культуры управления; коллективное развитие компетенции; формирование идеологии управления; применение научной теории управления в принятии управленческих решений; разработка технологий, алгоритмов и процедур, облегчающих принятие управленческих решений.[80]

Управленческая деятельность – это специфическая разновидность трудового процесса, предметом которого является информация, а продуктом – управленческие отношения. Ее принято рассматривать как часть коллективных действий, как совокупность определенных способов и технологий, изменяющих поведение человека, как профессиональный вид трудовой деятельности.

Организация есть форма объединения группы людей, стремящихся к достижению как личных, так и общих целей. Это социальная группа, структура которой обусловлена разделением труда, специфическим для каждой организации. Кооперация действий отдельных членов организации является сознательной и предсказуемой.

Все социальные изменения в истории имели организационную основу. Подъем, расцвет, разрушение Римской империи, Советского Союза, распространение христианства, изменение и развитие того или иного общественного строя – все это выполнялось организациями. Все жизненное пространство заполнено ими. Люди рождаются и заканчивают свою жизнь среди организаций. Организации нужны для того, чтобы совместно сделать то, что человек не может сделать в одиночку.[81]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: