А.Н. Митин
Профессиональная
Управленческая деятельность
Учебное пособие
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный юридический университет»
А. Н. МИТИН
Профессиональная
управленческая деятельность
Учебное пособие
Екатеринбург 2018
УДК… Рекомендовано Учебно-методической комиссией
ББК… Уральского государственного юридического университета
Рецензенты
доктор экономических наук,
профессор Уральского государственного экономического университета
В.П. Иваницкий
доктор юридических наук, профессор
Тюменского государственного университета
В.Е. Севрюгин
Митин А. Н.
Профессиональная управленческая деятельность: учебное пособие. Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета; 2018 —...с.
ISBN..
Анализируются основные понятия, категории, виды, техники, культура, психологическое содержание профессиональной управленческой деятельности.
Специалистам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, руководителям организаций.
УДК…..
ББК…...
ISBN… © А. Н. Митин, 2018
© «Уральский государственный
юридический университет»
Глава I. Природа управленческих воздействий.
1.1. Феномен управления и управленческой деятельности.
С понятиями «управление», «управленческая деятельность» все люди знакомятся с детского возраста, первоначально по разному воспринимая управленческие воздействия в детском дошкольном учреждении, в школе, в составе студенческой группы, а затем на работе. И почти всегда они замечали, что руководители, влияющие на них, стремятся подчинить своей воле других людей, найти способы изменить их поведение, настойчиво действовать для достижения своей цели.
|
Среди исследователей феномена управления и управленческой деятельности нет однозначных утверждений о времени его возникновения. Оно в той или иной форме существовало всегда там, где люди начинали заниматься совместным трудом, а властвующие субъекты овладевали способностью подавлять волю другого (подвластного) субъекта. Необходимость власти вытекает из особенностей человека, как существа, наделенного сознанием и волей, способного осознавать свое положение, ставить перед собой цели и сознательно реализовывать их. Власть начинается там, где возникает подчинение, т.е. отношение «управление-исполнение». Власть есть следствие самой социальной природы человека, она проявляется и доминирует в управлении в качестве организационных структур, необходимых для того, чтобы индивиды, образующие социальное общество, были управляемыми и, одновременно, оставались людьми, ибо человек, как известно, прежде всего – социальное (ведомое в обществе) существо. В этом случае одна из функций власти – управление определенной общностью людей с помощью организационных структур и различных способов социально-психологического воздействия на членов этой общности.
Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиняться. Это своего рода постоянная потребность в воздействии одного человека на другого, сила, появляющаяся под воздействием управления, реализация властных полномочий при любом управленческом воздействии.
|
Сам термин «управление» соответствует латинскому «administration», что в переводе означает «деятельность под чьим-то руководством, служба в подчиненности». Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком и складывается из слушания, чтения, наблюдения, мышления, говорения, коммуникаций.
Управление многообразно, существует в различных видах деятельности (государственное, муниципальное, военное, негосударственное, хозяйственное и др.), но общим, объединяющим эти виды является осознанная, целенаправленная деятельность человека по упорядочению и подчинению своим интересам некоторых элементов окружающей среды. В управлении, которое одновременно признается особым видом трудовой деятельности, в его видовых формах, подчеркивается значение того или иного аспекта управленческой деятельности, где всегда присутствует человек, занимающийся управленческим трудом. В этом случае предметом управленческого труда является информация, возникающая и циркулирующая между людьми в процессе конкретной производственной деятельности.
Орудием управленческого труда (средства управления) – все, что способствует осуществлению операций с управленческой информацией: оргтехника, вычислительная техника, обеспечивающие механизм и автоматизацию управления, канцелярские принадлежности, офисная мебель, а также органы человеческого тела.
Продуктом управленческого труда всегда становится управленческое решение.
|
Управленческая деятельность в процессе управления превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу, утверждали исследователи управленческих проблем. На протяжении всей истории развития обществ и экономической цивилизации главными мотивами поиска, разработки и развития управленческих идей являлись повышение эффективности принимаемых управленческих решений, улучшение конкурентного положения организации и на этой основе обеспечение потребностей человека, его безопасности, начиная с такой социальной структуры как семья, а затем государство и общество в целом.
Рассматривая феномен управления, инициируемой им управленческой деятельности в контексте системного подхода, при котором изучается целое и его различные части как взаимосвязанная система, логично обнаруживается, что понятие «управленческая деятельность» содержит основные образующие компоненты: «система» и «управление». Любое образование, любое множество объектов может быть названо системой, если она в целом обладает свойствами, качественно отличными от свойств, составляющих его элементов.
Управление действительно сложная система, которая включает человека, технику и технологию, а также управленческие отношения (управление, подчинение, соподчинение). Такой «набор» содержит информационное обеспечение, функции и цели деятельности, правовое регулирование.
Системный подход является основой методологии управленческой науки в целом, реализующей главные методологические принципы познания (основополагающая идея, основные положения теории). Это позволяет при исследовании управленческой деятельности в процессе управления применить принципы развития и историзма, принцип единства теории и практики, принципы конкретности, принцип объективности[1], принцип причинно-следственных связей и др.
При соотношении и более углубленном рассмотрении понятий «управленческая деятельность» и «управление» важно помнить, что они выступают синонимами. Во-многих исследованиях понятие «управление» раскрывается через содержательные и результативные характеристики деятельности как процесс, необходимый для достижения целей организации, включающий мотивацию, планирование, организацию и контроль[2]. При отождествлении этих понятий часто исходят из определения управления как деятельности, проводимой человеком в социально-экономических системах (человек-человек), которая всегда сложна. Тогда термин «управленческая деятельность», как вид деятельности профессиональной, оправдан для применения более всего.
В научной статье Н.Г. Терещенко[3] изложено подробное объяснение о содержании и характеристике этих понятий, признаках и отличительных особенностях, синонимичности терминов «управление» и «управленческая деятельность».
Проведя обстоятельный анализ, автор отмечает, что управление – универсальное понятие, распространенное в природе и обществе. Поскольку оно широко представлено в науке, обозначая функцию, присущую многим организованным системам (биологическим, техническим, социальным, экономическим), то встречаются и разные определения понятия «управления».[4] [5] [6] [7] [8] [9]
Обращение автора к исследованиям зарубежных ученых позволяет более глубоко понять категорию «управленческая деятельность», поскольку сам термин «деятельность» взят в немецкой классической философии, получил свое развитие в трудах К. Маркса, который ввел понятие «трудовая деятельность». Труд и работа использовались им как близкие по смыслу. В труде он выделял: субъекта, предмет, средства, процесс и продукт. Деятельность в значении активности или работы рассматривалась также в физиологии, данные термины взяты как синонимичные понятию «деятельность» с французского, латинского «активность». Поведение вошло в общую психологию из бихевиоризма (термин обозначал систему реакций) в западной социологии (система поступков). В психологии деятельность определяется как специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностью и направленная на познание и изменение внешнего мира и самого человека. Данная категория получила преимущественное развитие в работах советских ученых С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова. Труд рассматривается как вид деятельности, в нем выделяют три взаимосвязанных аспекта: предметно-действенный (выступает как процесс, в котором при помощи средств труда вызываются заранее намеченные изменения предмета труда), психологический (осуществление сознательной цели, проявление воли, когнитивных свойств работника и т.д.), физиологический (как функция человеческого организма).
Управленческая деятельность как синоним управления может приобретать признаки профессионализма только в рамках организации. Это, прежде всего, трудовая деятельность должностных лиц по обеспечению руководства. Субъектом управленческой деятельности всегда являются руководители.
В системе управления профессиональная управленческая деятельность идентична самому управлению и рассматривается как род трудовой деятельности человека, выполняющего управленческие функции, владеющего комплексом знаний, навыков, полученных в результате обучения и опыта работы, а также особенностей личности и норм поведения. Она имеет общие признаки[10].
Объектом управленческой деятельности выступает организация. В этом случае термин «организация» используется в значении «вид социальной системы». Это специальный социальный институт, который отвечает критериям: он сформирован для определенных целей, наделен ресурсами для их достижения, имеет иерархичную структуру, которая определяет структуру и функции организации. Ее целью выступает поддержание систем управления (разнородных по функциям объектов и сложных по составляющим их элементам) в оптимальном рабочем режиме. Функционирование обеспечивается составляющими управленческой деятельности: планированием, контролем, коррекцией, которые распространяются на отношения «большой системы» с «внешней средой», отношения между элементами самой системы.
Управленческая деятельность характеризуется наличием функциональных связей между компонентами системы управления, которыми являются люди, занимающие должностные позиции в организации и выполняющие определенные функции. В системе управления между людьми возникают социально-психологические отношения, являющиеся производными от функциональных отношений. Управленческая деятельность направлена на оптимизацию профессиональной деятельности людей. Она включает ролевые (реализуется в поведении и общении) и профессиональные основания (проявляются в действиях и операциях, обеспечивающих выполнение управленческого цикла – планирование, организацию, регулирование, контроль работ), в совокупности, проявляющиеся и реализующиеся в сложных формах поведения руководителя.
Управленческая деятельность (как и любое управление) основывается на работе с информацией, предоставляемой в форме разных показателей (экономических, социальных, учетных и т.д.), отражающей существенные для реализации поставленных целей ситуации и рассматривающейся как «технологический» аспект управленческого труда. Совокупность различной информации является основанием для управленческих решений.
Деятельность по переработке и генерированию информации включает: познавательную деятельность (опознание значимой ситуации, формирование концептуальной модели управления объекта управления в значимой ситуации, выявление средств воздействия с целью ее изменения или укрепления, формирование концептуальной модели желаемого состояния объекта управления); принятие решения (выбор способа взаимодействия, формирование воздействия, выбор условий и механизмов воздействия, воздействие).
Управленческая деятельность, по существу, это тот самый каждодневный управленческий труд, результат которого характеризуется опосредованной связью с эффективностью функционирования организации.
Таким образом, управление вбирает в себя, активизирует управленческую деятельность как специфическую разновидность трудового процесса, она становится частью коллективных действий, совокупностью определенных способов и технологий, включенных в сам процесс управления.
Эти аргументы позволяют в теории и практике управления принимать термины «управление» и «управленческая деятельность» как тождественные, идентичные, одинаковые, синонимичные, и чаще использовать термин «управление» при характеристике его предназначения в обществе, в описании механизмов осмысленного воздействия человека на процессы, на объекты, а также на людей для придания нужной направленности их деятельности и получения желаемого результата.
Предназначение управления достаточно полно представлено в учебнике «Теория и механизмы управления»[11].
Управление как вид человеческой практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной деятельности людей. Как отмечал Ф. Энгельс, «наверное, протекли сотни тысяч лет, – в истории Земли имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, – прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество»[12]. Инстинктивное общение предков человека в стаде постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменялись отношения между членами сообщества, так как совместный труд, взаимный обмен его продуктами привели к превращению стада в общество. Поэтому причинами очеловечивания наших животноподобных предков стали возникновение труда и образование человеческого общества. Эти суждения опираются на теорию Ч. Дарвина, хотя в современном мире существуют и другие взгляды: о божественном происхождении человека, о влиянии на его развитие внеземных цивилизаций.
С появлением родовой общины, для которой были характерны родственная связь, коллективный труд, общая собственность на его результаты, уравнительное распределение, появился и управляющий (властвующий) субъект. Им стал род, осуществляющий управление подвластными ему членами, семьями через общее собрание всех взрослых членов рода, совет старейшин и вождей, избиравшихся на определенный срок или для организации совместных общинных дел.
Социальным регулятором выступало табу – запрет на совершение каких-либо действий, а затем появился тотем, связывающий упорядоченность родственных отношений группы людей с каким-либо таинственным, сверхъестественным предметом или животным. Другими социальными регуляторами поведения людей выступали мифы, сказания, в которых предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения с учетом прошлого опыта.
Управленческое взаимодействие осуществлялось также с помощью механизмов социальной регламентации и культурных традиций, т. е. устоявшихся норм поведения и обрядов, а на главные роли выдвигались наиболее достойные в общественном мнении. Постепенно возникали иерархические отношения, позволившие зафиксировать статус-кво выдвинувшихся лидеров, которые оценили ценность внеэкономического принуждения к труду и смогли с помощью своего окружения предложить обществу писаные нормы, закреплявшие новые взаимосвязи социального неравенства и подчинения.
С появлением собственника и пониманием экономической ценности собственности внеэкономическое принуждение к труду сменилось экономическим, а основными инструментами управления стали авторитет социального статуса, личная зависимость, подкрепляемые средствами насилия через механизм реализации власти, основная цель которой создать подчинение, т.е. отношение «управление-исполнение».
Так постепенно человечество от присваивающей экономики стало переходить к экономике производящей, что позднее повлекло за собой возникновение классовых обществ.
Распределительные отношения, или отношения собственности, первоначально основывались на принципе относительного равенства: все орудия труда, средства и продукты труда в одинаковой мере принадлежали всем членам рода, и каждый получал свою долю. Но на более поздних этапах развития социальный статус, родовая власть стали влиять на принципы и формы распределения: принуждение позволило влиять на поведение людей, подавлять, заставлять их действовать в интересах субъектов власти.
Выделявшиеся волевые личности становились естественными лидерами, конкурировали за иерархический ранг. Их стали отличать по определенным символам превосходства (особая одежда, высокий головной убор, знак- украшение на шее, наличие в руках специфического предмета, занятие более высокой точки в пространстве, специально и художественно оформленный стул (трон), присутствие рядом слуг и т. п.). Появились вожди племен, старейшины, жрецы, военные предводители, статус которых характеризовал возвышение власти над обществом и право принятия решений.
Управление совместной деятельностью людей стало охватывать отношения между субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Реализуясь в конкретно-исторических условиях, оно стало проникать в социально-экономические отношения, которые уже были связаны с формами и отношениями собственности.
По мере развития общества и появления инструментов власти, одна часть людей получила возможность присваивать результаты физического труда другой их части, что свидетельствовало не только о разделении труда на физический и умственный, но и о начале расслоения общества на бедных и богатых.
Институт власти часто отождествляют с самим управлением, хотя власть есть лишь предпосылка управления. К власти допускались те члены общества, которые были лучшими добытчиками, защитниками, проявляли свои коммуникативные и организаторские способности, умело организовывали исполнение функций другими его членами. Стремление к власти приводило к расширенному воспроизводству, совершенствованию технологий и развитию организаций. Выдвинувшиеся на командные должности одерживали военные победы, руководили дворцовым и городским хозяйством, способствовали развитию торгового и культурного обмена.
Разделение труда, в результате которого появились люди, реализующие функции управления, занимавшиеся управленческой деятельностью – исторически сложившийся процесс обособления различных видов трудовой деятельности и деления трудового процесса на части. Каждую из них обычно выполняет определенная группа работников, объединенных общими функциональными признаками[13].
Возникновение феномена коллективности действий вызвало к жизни необходимость в том, чтобы кто-то принимал решения за и для других, организовывал эти действия, создавать механизмы, приводящие в движение большие или малые группы людей. Это и есть управление, в процессе которого достигаются соглашения, создается сотрудничество, позволяющее преодолевать физические и биологические ограничения людей, совершенствуется совместный труд.
В современном мире теория разделения труда является основой для науки и общества, признается фундаментом для теории рыночных отношений, взаимосвязей между спросом и предложением.
Управление всегда остается сознательным воздействием на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемым с целью при- дать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты[14]. Следовательно, любая деятельность – это управляемая реальность. Наряду с основным процессом собственно деятельности в нем обнаруживается еще и параллельный – информационный по отношению к нему процесс. В нем всегда присутствуют цели, ценности, идеалы, ситуации, люди, ресурсы, т. е. все то, благодаря чему субъект планирует и организует свою жизнь и работу. В этой управляемой реальности важно владеть навыками «человековедения», чтобы умело воздействовать на людей, изменять их поведение в соответствии с поставленными целями, обеспечивать предсказуемость их действий. В информационном процессе это достигается посредством сознательно вырабатываемых руководителем информационных воздействий, которыми нельзя пренебречь. Именно эти обстоятельства позволяют описать алгоритм управления, в котором присутствуют: объект, которым управляют; субъект, который управляет; информация о состоянии управляемого объекта; информация о состоянии внешней среды; управляющая информация; принятое субъектом управленческое решение; управляющее воздействие на управляемый объект[15].
Прошли тысячелетия, в течение которых функции управления усложнялись, а собственники средств производства стали находить хороших организаторов, передоверяя им оперативное управление людьми. Среди инструментов управления появились экономическая зависимость и формы вознаграждения, авторитет экономического и должностного положения, профессиональные компетенции, творчество и коммуникации.
Имея один общий источник – совместный труд, управление предложило и различные организационные воздействия – приемы и способы совершенствования взаимосвязей между структурными элементами организации как по вертикали, так и по горизонтали. Через механизмы управления стали не только находить, расходовать, распределять ресурсы, создавать условия для повышения производительности труда, но и соединять возможности людей, вещей, прав, знаний, организационных структур, т. е. достигать эффекта коллективных действий.
Чтобы работы, выполняемые индивидуально, были согласованы, управление должно оказывать определенное воздействие на того, кто выполняет эти работы, и учитывать его мнение. Под влиянием управленческого воздействия не только изменяется поведение отдельного человека или группы людей, но и обеспечивается их взаимодействие, реализуются основные функции управления: прогнозирование, планирование, организация, контроль, координация, мотивирование, анализ.
Управление как объективно необходимая область человеческой деятельности есть составная часть совместного труда. Более того, управленческий труд – это не простой, а сложный, квалифицированный труд, от которого в основном зависит эффективность работы каждой организации, экономики и государства. Управление обозначает явления, отношения и процессы, где обязательно присутствует сознательное начало, участие человека.
В свою очередь, любая деятельность всегда имеет структуру, основными элементами которой являются субъект, предмет, продукт, мотив, средство, задача. Все эти понятия имеют свои корреляты: для субъекта – психологические установки, для продукта – цель; для мотива – потребность, для средства или способа действия – значение, для задачи – намерение или план. Единицами измерения человеческой деятельности остаются действия и операции[16].
Имея один общий источник – совместный труд, кооперацию труда, управление требует значительных организационных воздействий – совокупности приемов и способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между структурными элементами организации как по вертикали, так и по горизонтали. Организационное воздействие в основном выступает в форме различного рода нормативных правовых актов длительного действия (уставы, положения, регламенты, постановления, правила, инструкции и т. п.), которые достаточно жестко закрепляют (на определенный срок) организационные структуры управления, регламентирующие порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.
С помощью организационных структур осуществляются разделение труда, соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры. Организационное воздействие распространяется:
на выбор методов – экономических, психологических, организационных, правовых, при помощи которых администрация влияет на изменение поведения людей;
на организацию труда – приведение трудовой деятельности работников в определенную систему, которая включает подбор и профессиональную подготовку кадров, разделение и кооперацию трудовых операций, расстановку работников по должностям, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест и их обслуживание, создание необходимых условий труда, установление четкого трудового распорядка и дисциплины, обеспечение ответственности работников;
на создание системы заработной платы, обеспечивающей взаимосвязь количества и качества труда с размерами его оплаты, включая нормирование, тарифы, премии, доплаты, надбавки.
При организации совместного труда всегда задействуется техника управления – совокупность технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и предоставления информации, а также организационной техники, предназначенных для механизации и автоматизации информационных процессов с целью выработки управленческих решений. Главное назначение техники управления, которая постепенно переходит из одного состояния в другое, более универсальное, – повышение эффективности трудовых процессов, расширение возможностей человека в процессе управленческой деятельности.
Управление совместной деятельностью людей всегда осуществляется в конкретно-исторических условиях. Поэтому управление проникнуто социально-экономическими отношениями, которые связаны с формами и отношениями собственности. Их центральным звеном являются отношения присвоения условий и результатов производства.
Однако независимо от условий, присущих разным социально-экономическим формациям, управление в любом случае остается профессиональной субъективной деятельностью людей, требует от них комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате профессиональной подготовки и опыта работы. Абсолютной необходимостью в настоящее время становятся непрерывное образование, переход от специальностей к компетенциям.
Компетенции принято рассматривать в четырех плоскостях: знания, опыт, мотивации и личностные предпочтения. Одним из значимых ресурсов приобретения компетенции является самостоятельная работа обучающегося от входа до выхода в учебе – «From input to output in studies». В связи с этим управление охватывает отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, т. е. то, что называют социальными отношениями. Они, в свою очередь, связаны нерасторжимыми узами с психологией управления, где особую группу проблем составляют психологические аспекты деятельности руководителя, его функциональные и личностные характеристики, социально-психологические вопросы отношений с подчиненными, способность использовать оптимальные формы общения в процессе коллективной работы.
Реальные социальные процессы могут зарождаться и помимо управления, но после возникновения они уже невозможны без него, ибо появляется необходимость в ориентирах, которые задаются в ходе управленческой деятельности, предупреждают хаос, беспорядок, ликвидируют угрозы для существующих общественных институтов и др.
Управление имеет системный характер и, как любая система, представляет собой некоторую целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Поэтому система управления – это: 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. При малых масштабах система управления состоит из комплекса действий, из которых складывается непосредственное воздействие на управляемый объект. Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, то управленческая деятельность разделяется между должностными лицами или специализированными подразделениями. В этом случае система управления предстает в виде совокупности различных звеньев, связанных между собой, которые выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, возможностям территориального размещения и др.[17]
Данная система состоит из двух элементов: управляемого объекта и управляющего субъекта[18]. Управляющий субъект всегда имеет частный интерес и использует управляемый объект как средство его реализации. Но и управляемый объект осознает свой интерес в коллективности действий, при которых достигается больший эффект. Для слаженной работы названных элементов в управление вводится обязательное исполнение норм, обязательств, контрактов для совместно действующих или имеющих общий интерес лиц. Это, в свою очередь, предполагает организацию логической последовательности действий, решений, процессов, которыми нельзя пренебречь.
Между субъектом и объектом управления формируются прямые и обратные связи. Прямая связь – это команда, поступающая от управляющего субъекта к управляемому объекту. Обратная связь – информация об исполнении команды и состоянии управляемого объекта. Таким образом, при управлении действия, поведение, решения управляемого объекта так или иначе зависимы и определяются решениями, поведением, действиями субъекта управления.