Едва ли не такой же интерес вызывали у горожан пароходы, изредка проходившие по обмелевшей уже к тому времени Мологе.
Наша речка обмелела
Пароходу не пройти.
Пароход пары пускает
Нужно в Устюжну идти
Пароход бежит «Мария»,
Из-под черного мыса.
Миленок в вышитой рубашке
Стоит у колеса.
Пароход бежит на низ,
С парохода кланялись.
Мне миленковы поклоны
Лучше (больше – Е.В.) всех понравились 534.
Заслышав пароходные гудки, устюжане устремлялись на берег и далеко провожали глазами это нечастое здесь развлечение. Местные мальчишки даже придумали такую шутку. Они научились свистеть «на манер» парохода и веселились, когда удавалось обмануть какого-либо простодушного прохожего, оказавшегося поблизости и устремившегося на берег при знакомых звуках.
Культурные учреждения и мероприятия
В XIX-нач.XX вв. в Устюжне начали появляться различные культурные учреждения, призванные не только разнообразить досуг горожан, но и расширить их кругозор. Кроме того, общественники, в основном, представители интеллигенции, сами организовывали культурные мероприятия, некоторые из которых впоследствии стали традиционными.
Устюженские скоморохи и музыкальные инструменты. Истоки устюженской художественной самодеятельности и музыкальной культуры уходят в глубокое прошлое. Несомненно, что первыми местными «работниками культуры» явились скоморохи. Когда с течением веков было забыто их языческое прошлое (см. главу «Языческая мифология Устюженского края», раздел «Миф о боге правды и Змее Велесе»), то они постепенно превратились в бродячих музыкантов, плясунов и комедиантов, актеров-острословов, акробатов и фокусников.
Нельзя исключать того, что местечко Скоморошки, существовавшее когда-то недалеко от современной деревни Долоцкое, могло быть местом поселения целой группы скоморохов, так как известно, что после потери Новгородом вольности, новгородские скоморохи подверглись гонениям со стороны властей за свои критические «скабрезные» выступления. Многие из них бежали из города и селились на новых землях.
|
По данным 1567 года в Устюжне проживало два «записных», то есть профессиональных скомороха Докучка и Якуш, которые не только кормились с доходов своей профессии, но и платили определенные подати-налоги. Впрочем, доходы эти были небольшими, ведь недаром в народе говорили: «Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит». Видимо, это послужило причиной того, что в описании города того же года было указано, что в Устюжне «от реки от Мологи в переулке» «на посаде ж дворы и места дворовые пустые… скоморохов»535. Судя по всему, ранее вместе с Докучкой и Якушем скоморошьим ремеслом занимались и другие люди, которые в поисках заработков вынуждены были покинуть город. Впрочем и через тридцать лет в Устюжне был зафиксирован житель по имени Иванко Скоморохов. Известно, что он имел прозвище Соловей и, скорее всего, не отказался от веселого промысла предков.
Скоморох того времени должен был уметь петь, плясать, потешать народ различными шутками и прибаутками, знать разные трюки, но, главное, играть на музыкальных инструментах. Недаром старинные словари утверждают, что скоморох – это, прежде всего, «дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр»536. Кстати, в старину скоморохов называли погудалами, от слова погудка, то есть напев, песня. Видимо, от этого названия произошла старинная устюженская фамилия – Погудаловы.
|
Какими конкретно музыкальными инструментами владели местные скоморохи, неизвестно, однако с большой долей вероятности можно сказать, что потомки новгородского былинного гусляра и певца-скомороха Садко, не могли их не знать. Уже в древности Новгород являлся центром славянской музыкальной культуры и, соответственно, центром поселения скоморохов. Один из отрядов новгородских переселенцев, как предполагают, основавших городище в устье Ижины, скорее всего, кроме прочего, принес сюда и некоторые навыки музыкального искусства родной земли. Какими же инструментами могли пользоваться древние устюженские скоморохи?
Специалисты отмечают четыре вида музыкальных инструментов, фрагменты которых были обнаружены археологами при раскопках в Новгороде: гудок, гусли, сопели и варганы. Самые ранние из них, гудок и гусли, относятся к XI веку, то есть именно к тому периоду, когда новгородцы построили городище на реке Мологе – будущую Устюжну.
В светской музыке Древней Руси одним из ведущих инструментов были щипковые гусли. Они достигали в длину от 36 до 85 см и имели от пяти до девяти струн. Наличие в старину в Устюжне своих гусляров косвенно подтверждается существованием в более поздние времена местной фамилии Гусельниковы.
Гудок – прообраз современной скрипки, был смычковым инструментом, а сопели являлись духовыми инструментами типа свистковой флейты. Весьма распространенными считались варганы, которые внешне похожи на самозвучащие железные подковы с язычком посередине. Они имели длину всего 8,5 см. Играли на варгане так. Музыкант прикладывал удлиненные концы инструмента к зубам, одновременно поддерживая их губами. Вдувая и выдувая воздух, он приводил в колебание язычок варгана щипками пальцев. При этом резонатором звука служил рот. С помощью этой нехитрой методики музыкант по желанию изменял высоту звука, воспроизводя необходимую ему мелодию. Видимо, владея какими-то из этих инструментов, первые устюженские скоморохи и развлекали местное население во время различных торжеств.
|
Позднее варганом в Устюженском крае стали называть пастуший рожок, который старожилы описывали так: «Варган – из ивы така дудочка вывертывается с палец толщиной, дырочки сделают, бересту навьют – она и сильнее варганит, к концу широко сделают, далеко пастуха слышно»537. Любопытно, что слово «варганит», то есть играет на дудочке, либо просто производит какой-либо мелодичный звук, бытовало в местных деревнях даже в середине ХХ века. Также говорили, например, о громко мычащей корове. Известно и местное выражение «сварганить» - сделать, смастерить.
В XIX-нач.XXвв. прочное место в среде любителей музыки заняли вятские гармошки - однорядки-тальянки и венские гармоники – «венки», а также балалайки и полубаяны (см. раздел «Устное народное творчество…» данной главы). Гармони устюжане делали сами. По данным 1886 года в городе было три гармонных мастера538. Известно также, что в начале ХХ века большой популярностью в округе пользовались вологодские и вятские гармони работы Федора Григорьевича Купцова. Кстати, в устюженской мастерской Ф.Г.Купцова постигал первые секреты мастерства его младший брат, впоследствии известный на всю Россию гармонный мастер Василий Григорьевич Купцов.
В этот же период в среде местной интеллигенции получили распространение рояли, пианино, фортепиано и даже скрипки. Есть также упоминания о мандолинах и гитарах. В начале ХХ века музыкальные инструменты, а также граммофоны и грампластинки в Устюжне можно было приобрести в магазине Х.Н.Грейвера на Большой Новгородской улице (совр.Ленина,4). Тогда же усилиями энтузиастов местного Добровольного пожарного общества в городе был создан первый духовой оркестр.
Наряду с классическими и общеизвестными музыкальными инструментами, которыми пользовались местные любители искусства, у некоторых устюженских самодеятельных музыкантов-«игр а ков», имелись такие, как… ручная пила, рубель и сковорода. При игре на ручной пиле ее зажимали между коленками стороной с рукоятью. Затем левой рукой брали за противоположный край, изгибая стальную поверхность буквой S, а правой водили по пиле смычком. Изменение звучания происходило за счет угла изгиба. Звуки получались тонкие и тягучие.
Что касается музыкальных рубелей, то они, в отличие от бытовых, которыми «катали» белье (см. раздел «Жилье…» данной главы), были более короткими и имели в одной из торцевых сторон высверленную, не сквозную полость. Кроме того, их поперечные рубцы-грани делали более острыми, не скругляя по краям. Исполнитель во время игры одной рукой держал музыкальный рубель за ручку, а другой водил взад-вперед по рубцам деревянной ложкой, от чего получался характерный трещащий звук. Высверленная полость в этом случае играла роль резонатора.
Об использовании в качестве музыкального инструмента простой сковородки, практически исполнявшей роль барабана, было рассказано в разделе «Устное народное творчество…». Кстати, рубели, а порой и пилы до сих пор можно встретить в наборе инструментов музыкальных коллективов, исполняющих русскую народную музыку.
Беседы-посиделки, крестьянские концерты и спектакли. В местных деревнях, а в старину, видимо, и в среде мещанского населения Устюжны, традиционно основными «учреждениями» культуры являлись беседы-посиделки. Впрочем, в XIX-нач.XXвв. в городе такая форма времяпровождения была уже практически изжита, хотя среди городского простонародья – ремесленников, мастеровых, деревенские традиции сохранялись дольше.
Купеческие семьи предпочитали развлекаться в своей среде, что еще в большей степени, конечно, относилось и к немногочисленному в Устюжне дворянскому сословию. Что касается крестьянства, живущего по старинным народным традициям, то существование бесед-посиделок здесь было зафиксировано даже в 1930-е-40-е гг.
Проводились беседы в зимнее время, когда на полях и огородах не было работы. Заканчивались с началом Великого поста. Один из очевидцев в конце XIX века описывает эти мероприятия так: «В зимние вечера в деревнях ежедневно, кроме кануна больших праздников, бывают беседы: собираются молодые девушки и парни: девушки прядут, парни чиняют (остругивают в тонкия ленты) лыка и плетут из них лапти; между делом рассказывают сказки, устраивается пение и пляска; таким образом коротают время до 3-4 часов ночи»539.
В Устюженском крае повсеместно начало деревенских бесед-посиделок приурочивалось к окончанию работ по уборке льна, когда для девушек наступала пора садиться за прялки, а окончание – с работой на ткацких станках (см. главу «Местные промыслы и ремесла», раздел «Изготовление ткане»). В Устюжне основным занятием девушек на таких вечерах была вышивка.
На беседы молодежь собирались друг к другу по очереди каждый вечер, кроме воскресений. В некоторых деревнях посиделки проводили в одной и той же избе, которую хозяева сдавали для этих мероприятий за небольшую плату. Устюжанин П.И.Пахомов (1879г.р.) в свое время вспоминал о том, как в конце XIX века проходили беседы в его родной деревне Соловцово, что в шести километрах от Устюжны: «Чтобы жить мало-мальски мы с матерью пустили на зиму беседу. Каждый вечер собирались девчонки с прялками, приготовляли из льна нитки, к ним приходили парни с гармошками. Тут была для девчат работа, а также веселье. Уговор платы был такой: пятьдесят копеек с девки деньгами, по одному лошадиному возу дров, звено рыбы сазанины к Введенью, так как праздник был в рождественском посту, и по кружке овсяной крупы. Девок ходило на беседу около двадцати… не подумайте, что эта плата была за вечер, нет, эта плата за всю зиму с ноября месяца и до Масленицы, а Великим постом посиделок уже не было»540.
Первыми на беседы приходили девушки, так как им было необходимо перед началом песен и плясок выполнить выданную дома работу – напрясть за вечер несколько веретен ниток – «кок о вок». Потом появлялись парни, обычно местные, но порой и из ближайших деревень. Приносили с собой гармони, балалайки. Постепенно вся работа откладывалась в сторону и начиналось веселье. Если какая-то девушка пыталась его игнорировать, то парни старались отобрать у нее прялку и даже смотать готовую нить с веретена. Девицы-беседницы также любили подурачиться – жгли друг у друга кудель, распускали и путали нитки с веретен.
На беседушку пришла,
Во передний угол села.
Моя черна прялочка
В угол полетела 541.
Особыми праздничными беседами являлись светлые вечера, которые проходили в период святок (см. раздел «Народные праздники» данной главы). На них уже не работали, а только пели, плясали, играли в различные народные игры. Светлые вечера проводились по очереди в каждой деревне округи, собирая на праздничные посиделки до сотни человек. Для проведения таких мероприятий местная молодежь «рядила» в деревне самую большую избу, внося вскладчину за это хозяевам определенную плату. «И гуляют все, пляшут, танцуют. Гармонисты придут. Весело было», - вспоминали старожилы устюженской деревни Романьково542.
Следует заметить, что в начале ХХ века в некоторых селах и деревнях Устюженского уезда, помимо традиционных бесед-посиделок, усилиями местной интеллигенции, в основном учителей, организовывались концерты и спектакли, основными участниками которых была крестьянская молодежь. Например, губернская газета «Новгородский север» 1 января 1915 года сообщала, что в с.Никифорово Устюженского уезда, в здании волостного правления состоялся «спектакль с концертным отделением»543. Были поставлены две пьесы-шутки А.П.Чехова «Юбилей» и «Предложение», а также «пел смешанный хор, состоящий из тридцати человек исключительно крестьянской молодежи, под управлением псаломщика. Исполнено было: гимн (в широкой гармонии!) «Коль славен» и несколько русских и малороссийских песен. Большинство номеров было повторено. После хора выступали чтецы, имевшие также большой успех у публики»544.
Подобные мероприятия в указанный период проходили и в других селах и деревнях Устюженского уезда.
Дворянское собрание.Азартные игры. Как уже было сказано выше, культурная жизнь различных сословий в городе протекала по-разному. При этом, если развлечения мещан и купцов зависели, в основном, от уровня культурного развития и размеров их кошелька, то дворяне даже в этом свято соблюдали кастовую замкнутость.
Местная аристократия любила праздники и развлечения и жила более насыщенной жизнью, чем, например, представители мещанского сословия, составлявшее большинство городского населения. Многие дворяне имели усадебные библиотеки, картинные галереи и старинные семейные архивы с древними манускриптами, выписывали газеты и журналы, были знакомы с литературными новинками. Совместно с представителями местной интеллигенции они организовывали домашние концерты и спектакли.
В 1857 году в Устюжне было образовано Дворянское собрание, призванное стать центром культурного отдыха местного дворянства. Новое учреждение располагалось в доме купца И.Ф.Коротаева (Торговой пл.,1), который за определенную плату уступил дворянам второй этаж своего пустовавшего особняка.
Очевидец так описывал это учреждение: «По темному крыльцу и лестнице вы входите в прихожую, в которой против дверей в залу, посажено шесть человек музыкантов, играющих довольно хорошо для уездного города. Тут же вы оставляете шубу и идете направо, в маленькую комнату, где можете читать «Отечественные записки», «Северную пчелу» и «Санкт-Петербургские ведомости», выписываемые Благородным собранием, курить и играть в карты. Налево из прихожей дверь в уборную, а потом следует гостиная, отделенная от залы аркою, поддерживаемою жиденькими колоннами, к которым прикреплена драпировка. Но вы, конечно, остановитесь в комнате, в которой можно читать, курить и играть в карты. Налево из нее – дверь в залу, а направо – в биллиардную, сообщенною дверью с буфетом… Меблировка Благородного собрания недурна, бильярд – плохонький.
Комнаты в дни собрания бывают набиты пестрою публикой или пусты, смотря по тому, в праздник или будни назначено собрание, бал или вечер дается… По воскресеньям бывают балы, по вторникам и четвергам – семейные вечера. На святках и на масленице бывают маскарады, на некоторые съезжаются две-три маски, из чего следует заключить, что маскарады не уважаются большинством общества Благородного собрания. В последний день масленицы – прощеное воскресенье, устраивается по особой подписке пикник. В состав его входят обед и танцы в зале Благородного собрания и катанье с музыкантами по городу на лошадях»545.
В ХIХ-нач.ХХвв. в Устюжне, как и в других российских городах, было принято отмечать государственные события, связанные с различными годовщинами исторических побед русского оружия, тезоименитствами и юбилеями государя и членов царской фамилии. Очевидец описывает, как местная аристократия в 1872 году отмечала 190-летие со дня восшествия на российский престол императора Петра I.
Дворяне решили в честь этого события устроить загородный пикник. Вечером украшенный еловыми ветвями и разноцветными фонариками городской паром повез нарядную публику вниз по Мологе на выбранное заранее место. Здесь был раскинут большой шатер, в котором и состоялся торжественный ужин. Развлечение затянулось до глубокой ночи, и было закончено громкими ружейными залпами в честь великого реформатора. Простолюдины, прослышав об этом событии, пешком толпами пришли к месту торжества и вдоволь налюбовались и наслушались здравиц, одновременно проголодавшись и продрогнув на ночном ветру.
Дворянское собрание, помимо всего прочего, стало местом, так называемых, карточных вечеров. Здесь играли в покер, преферанс, вист. Для того чтобы пресечь шулерство, каждую партию начинали новой нераспечатанной колодой. Нечистые на руку картежники, как правило, были хорошо известны, впрочем, в местном обществе это не считалось большим грехом. Одновременно, игра «на интерес» осуждалась, как дурной тон, а размер ставки должен был указывать на уровень благородства и достатка игрока.
Азартные карточные игры порой приводили к самым печальным последствиям. В начале ХХ века в Устюжне разразился настоящий скандал. За одну ночь в Благородном собрании дворянин А.В.Жилин (кстати, близкий родственник известного русского писателя Андрея Печерского) проиграл все свое состояние и доверенные ему казенные деньги, за что впоследствии был лишен дворянского звания и бежал из Устюжны в Петербург, оставив семью. Жилой дом Жилиных на Большой Московской улице (совр. ул.К.Маркса, 10) продали с торгов за долг казне. Впоследствии в Устюжне его знали, как дом земского врача П.К.Костина. Жена неудачливого игрока вынуждена была перебраться вместе с детьми на съемную квартиру. Вряд ли подобная история была в то время единственной.
Помимо карт среди, так называемых, «игр внутри дома», устюжане предпочитали лото, домино и зернь. Зернью называли небольшие косточки с белой и черной стороной. Их бросали, и выигрыш зависел от того, какой стороной ложилась кость. Кстати, зернь была известна и популярна на Руси уже с XVII века.
Любили устюжане и бильярд. В начале ХХ столетия в городе на Большой Московской улице (совр.К.Маркса) работала бильярдная, которую содержала устюжанка Клавдия Павловна Тимофеева.
Народный дом. В 1906 году в Устюжне был открыт Народный дом, ставший первым культурным центром города, объединившим горожан вне их сословной принадлежности. Местные власти выделили под его строительство две десятины земли на южной окраине города на берегу реки Ворожи (совр.ул. Батюшкова). Одну треть отведенной территории заняло здание Народного дома, на остальном участке разбили городской парк. В Народном доме устраивали концерты и спектакли с участием самодеятельных артистов и заезжих профессионалов.
В Устюжне в то время существовало Общество любителей театрального искусства. Репертуар этого сценического коллектива был весьма разнообразен. Местная творческая интеллигенция ставила пьесы А.Н.Островского и Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и А.П.Чехова, Мольера и Ибсена. Весьма популярен был балетный коллектив, выступавший с танцевальными дивертисментами, народными танцами и даже классическими балетами. Руководила балетной студией профессиональная балерина Зинаида Николаевна Скворцова.
На сцене Народного дома регулярно проводились концерты духовной музыки с участием местных любителей. Например, в Устюжне в этот период большой популярностью пользовался обладатель красивого баса Андрей Каменев. Он служил дьяконом городской Петропавловской церкви и, по воспоминаниям, преподавал пение в местной женской гимназии. В репертуаре Каменева была не только духовная музыка, но и русские народные песни, некоторые произведения из репертуара Ф.И.Шаляпина. По семейному преданию «лучший устюженский бас» даже приглашали на работу в царскую капеллу, но Каменев предпочел остаться в родном городе. Он пел не только в местном соборном хоре, которым руководил профессиональный музыкант Павел Николаевич Знаменский, но и на сцене Народного дома, на различных торжественных мероприятиях.
Известно также, что, например, в 1914 году в концертах Народного дома выступал «хор любителей» под управлением преподавателя Устюженского реального училища Николая Евгеньевича Жданова. В этот коллектив входило 40 человек и он принимал участие в различных благотворительных мероприятиях в пользу раненых воинов I Мировой войны546.
Не обходили своим вниманием главную уездную сцену и заезжие исполнители. Например, здесь неоднократно выступала с концертными программами известная в то время петербургская пианистка, местная помещица В.У.Сипягина-Лилиенфельд. В 1907 году в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня», поставленном силами театралов Народного дома, роль Астрова сыграл писатель А.И.Куприн.
Кроме прочего, в Народном доме организовали бесплатную библиотеку-читальню для всех желающих.
Библиотеки, народные чтения, синематограф. Вплоть до второй половины XIX века в Устюжне и уезде не существовало публичных библиотек. Наличие книжных собраний было характерно для представителей дворянского сословия. Например, по данным 1796 года в имении дворян Батюшковых «Даниловское» было учтено 89 печатных и письменных книг различной тематики, включая духовную, историческую, философскую, медицинскую, военную и сельскохозяйственную литературу, а также «Атлас немецкой», «Книгу нотную», «Геометрию» и «Письменные оды Ломоносова»547. Позднее последующими поколениями рода перечень этой литературы был значительно расширен, а 23 октября 1896 года по инициативе и на средства С.Н.Батюшковой, вдовы одного из представителей даниловских помещиков, известного русского общественного деятеля-реформатора П.Н.Батюшкова, в Устюжне была открыта первая публичная библиотека.
Библиотеки при различных учреждениях, например, уездной земской управе, существовали в городе и ранее. С 1902 года бесплатные народные библиотеки-читальни стали появляться в деревнях Устюженского уезда. Если же кто-то из устюжан желал приобрести книги в собственность, то их, либо выписывали по почте «из столиц», либо приобретали в книжных лавках А.С.Петровых и И.Белозерова в Устюжне. Кстати купец Иван Белозеров торговал, в основном, учебной литературой. Кроме того, «печатные произведения»548 можно было купить в «подвижном киоске» мещанина В.С.Коротаева на Торговой площади.
По данным конца XIX века устюжане читали газетные и журнальные издания: «Новгородские губернские ведомости», «Московские ведомости», «Петербургская газета», «Биржевые ведомости», «Правительственный вестник», «Всеобщая газета», «Вестник финансов, промышленности и торговли», «Церковный вестник», «Руководство для сельских пастырей». «Педагогическая хроника», «Народная школа», «Новости», «Сельский вестник», «Вестник мод», «Модный свет», «Нива», «Живописное обозрение», «Новое время», «Исторический вестник», «Природа и охота» и проч., всего 70 наименований, включая даже издания на немецком языке549.
В этот же период довольно широкую популярность в городе и уезде получили «народные чтения» с «волшебным фонарем». «Прадед» популярного в советское время диапроектора, «фонарь» работал по такому же принципу, только вместо пленочных лент или слайдов здесь применялись стеклянные пластины, изображения с которых проектировали на экран. Эти изображения называли «туманными картинками». Лекции-чтения с «волшебным фонарем» на различные просветительские темы проводились для населения по инициативе уездного земства представителями местной интеллигенции. Чтения проходили по воскресным и праздничным дням в помещениях школьных зданий. Демонстрация «туманных картинок» имела большой успех не только среди горожан, но и у крестьян сел и деревень Устюженского уезда.
В 1912 году в культурной жизни Устюжны произошло еще одно заметное событие – в доме купца А.М.Чурина на Большой Новгородской улице (совр.Ленина,6) открылся синематограф - «электро-театр» «Орион», где демонстрировали немые фильмы. Афиши того времени сообщали, что в «Орионе» «программа меняется три раза в неделю» и что здесь показывают «картины лучших фирм»550. Известно также, что руководил этим местным учреждением культуры человек с китайским именем (или псевдонимом) Цун-Тун-Лун. Первый устюженский кинотеатр просуществовал несколько лет, а затем по каким-то причинам был закрыт.
Краеведение и туризм. Со второй половины XVIII века, когда правительство и Российская Академия наук осуществляли массовое описание городов, большую популярность по всей стране приобрело изучение местной истории. В Устюжне были свои любители старины, среди которых особой известностью пользовался купец Яков Дормидонтович Серебрянников. Он коллекционировал старинные манускрипты по истории Устюжны. Благодаря его стараниям было сохранено, а затем неоднократно опубликовано знаменитое «Сказание о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую», связанное с историей русской Смуты начала XVII века.
Большую краеведческую работу в ХIХ-нач. ХХ вв. вели преподаватель устюженского духовного училища Егор Алексеевич Поливин и священник церкви Покрова Богородицы в с.Белые Кресты Григорий Дмитриевич Яковцевский. Статьи Е.А.Поливина, связанные с историей Устюжны, публиковали некоторые столичные журналы, а в 1906 году в местной типографии была напечатана его книга «Монастыри и церкви Устюжны Железопольской».
В заслугу Г.Д.Яковцевскому ставят, прежде всего, изучение жития преподобного Евфросина Синозерского (см. главу «Люди», раздел «Православные святые на Устюженской земле») и истории основанной им в Устюженском крае пустыни, а также восстановление церковного почитания этого святого. Г.Д.Яковцевский изучил и опубликовал на страницах «Новгородских епархиальных ведомостей» целый ряд ценных документов, ранее неизвестных широкому кругу исследователей (см. главу «Люди», раздел «Старинные династии и сословия Устюжны»).
15 февраля 1909 года в Устюжне была открыта первая выставка музейного характера, посвященная празднованию 300-летия обороны Устюжны от польско-литовских интервентов. Ее организаторами стали священнослужители собора Рождества Богородицы. Возле входа в собор был вывешен стенд с фотографией Смоленской иконы Божьей Матери и текстом «Сказания о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую», а также выставлены «военные орудия, употреблявшиеся в то время»551.
Тогда же было сделано предложение создать специальную комиссию при соборе «для собирания древностей минувшего события» и «для устройства музея в этом старинном городе»552. Пищали, пушки, копья, подметные каракули, которые были продемонстрированы устюжанам и гостям города в 1909 году, позднее вошли в собрание Устюженского краеведческого музея. По странному совпадению, музейные экспозиции разместились именно в здании закрытого в 1936 году для прихожан собора Рождества Богородицы.
В начале ХХ века устюжане впервые познакомились с тем, что позднее стало называться туризмом. Организаторами международных поездок для местных учащихся явились администрация и попечительский совет Устюженской женской гимназии. Один из преподавателей гимназии Иван Яковлевич Радецкий, выступая на педагогическом совещании и доказывая необходимость расширения кругозора у детей путем экскурсий, говорил: «Особенно необходимы образовательные экскурсии для таких удаленных от железных дорог пунктов, как Устюжна, где большинство оканчивающих курс средних учебных заведений не видало даже железных дорог, больших городов, словом, ничего, кроме Устюжны»553.
Сохранились данные о том, что в июне 1910 года тридцать учениц гимназии в сопровождении трех преподавателей совершили поездку по маршруту Устюжна – Весьегонск - Рыбинск – Петербург - Киев – Москва. На организацию такой поездки требовалось около 900 рублей (для сравнения – зарплата учителя в то время составляла от 700 до 900 рублей в год при недельной нагрузке 12 часов)554. Несмотря на столь значительную сумму, вопрос материального обеспечения поездки решился быстро. 260 руб. собрали сами учащиеся и их родители. 30 рублей заработал преподаватель французского языка Р.Ф.Куллэ, прочитавший для населения платные лекции555, а местная интеллигенция организовала в городе «в пользу экскурсии» два спектакля и благотворительную лотерею, добрав тем самым недостающую сумму.
В целом удалось собрать более 1 тысячи рублей. Этими средствами распоряжался особый гимназический комитет. Он закупил продукты, заказал двенадцать тарантасов, которые доставили экскурсанток в соседний Весьегонск. Оттуда путешественницы отправились пароходом в Рыбинск, затем по железной дороге в Петербург, Киев и Москву. В этих городах их, по предварительной договоренности, совершенно бесплатно селили в помещениях учебных заведений, в основном, гимназий. Судя по всему, в начале ХХ века подобная практика была широко распространена по всей России. В столичных и губернских центрах работали специальные комиссии «по устройству экскурсий», которые находились в ведении учебных округов. В тех городах, где существовали музеи и выставочные залы, их посещение включалось в учебное расписание. Междугородние туристические поездки устюженских учащихся после первого опыта 1910 года стали традиционными.