Я люблю её за то 469.
Одновременно, «мужские» частушки также не лишены лирического звучания:
Стоит береза пятый год,
Никто листочка не сорвет.
Я посватал бы сударушку,
Боюсь, что не пойдет 470.
Зарастали тропки-глобки
Травушкой-муравушкой.
Тяжело мне расставаться
Со своей сударушкой 471.
Из-за тебя, моя сударушка,
И свет-от был немил;
Ты зачем приворожила –
Я и так тебя любил 472.
Частушки – это, конечно и «шутки-прибаутки», и озорные припевки, но подчас они имели грустный оттенок. В частности, это частушки, связанные с проводами и службой в царской армии:
Они встали на вокзале
Некрута военные,
Стали с родиной прощаться
Некрутишки бедные.
Братку сдали, братку сдали
По большой неволюшке,
Стало некому работать
Во широком полюшке 473
Неужели ты завянешь,
На горе зеленый сад,
Неужели не дождешься
Меня, милка, из солдат 474.
Я стояла у приема (приемный пункт для новобранцев– Е.В.),
У стекла разбитого;
Дожидаюсь милова
Из Устюжны забритова 475.
Взвейся, миленький, клубочком.
Прилети-ка голубочком.-
«Рад бы, милая моя,
В солдатах воля не своя» 476.
Поговорки и пословицы. К богатому наследию устного народного творчества относятся также народные поговорки и пословицы.
Поговорку специалисты определяют, как «выражение, преимущественно образное, не составляющее… цельного предложения»477. В свое время устюжане создали, например, серию из двенадцати поговорок, характеризующих каждый месяц года:
Январь – году начало, зиме середка.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Март – и март на нос садится (т.е. мороз бывает). В марте курица напьется из лужицы.
Апрель с водой, май с травой. В апреле земля преет.
Май обманет – в лес уйдет и смает.
|
Июнь – ау-месяц, закрома в амбарах пусты.
Июль – в июле на дворе пусто, да в поле густо.
Август крошит, да после круглит.
Сентябрь холоден, да сыт.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Ноябрь – курячьи именины.
Декабрь – год кончается, зима начинается 478.
Большая часть устюженских поговорок связана с урожаем, ведь жизнь маленького провинциального городка мало чем отличалась от жизни окрестных сел и деревень:
Посеешь в погоду - будет больше приплоду.
Ранний сев не ходит к позднему в засек.
Сей зерно «на Бориса и Глеба» (15 мая – Е.В.) - будешь с хлебом.
Май холодный – год плодородный.
Мало снега на полях – мало хлеба в закромах.
На Воздвиженье (27 сентября – Е.В.) первая барыня – капуста.
Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Не земля родит, а нивка 479.
В народном земледельческом календаре осень начиналась с Ильина дня (2 августа), а ее приход «предупреждал» еще Петров день (12 июля). Это нашло свое отражение в поговорке: «Петр и Павел час убавил, Илья-пророк – два уволок» 480. Одна из известных поговорок связана с запретом работы в осенний праздник Воздвиженья: «В Воздвиженье овины не сушат, бани не топят, в лес не ходят» 481.
Коротенькие поговорки, как правило, не составляют целого предложения. Что касается пословиц, то их назидательный смысл порой требовал немного большего объема в изложении. Составитель знаменитого словаря русского языка В.И.Даль писал, что пословица – это «краткое изреченье» и что она «сама о себе говорит: Пословица не даром молвится. Пень не околица, глупая речь не пословица»482. Впрочем, в большинстве случаев, пословицы мало чем отличались от поговорок. Немало их было связано с заботами об урожае, а, следовательно, с погодой и временами года:
|
Апрель синит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит, что-то будет.
Ноябрь с гвоздьём (заморозками–Е.В.), декабрь с мостом, март с водой, апрель с травой.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сей в ненастье, а убирай в вёдро.
Сей овес в грязь - будешь (жить как) князь.
Если в Великий четверг мороз, дак и под кустом вырастет овес.
Глубже пахать, больше хлеба жевать.
Осень-то сладка – кисель, да блины, весна-то гладка – сиди, да гляди.
Лето собирает, а зима поедает.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Зима не лето, свезет не это 483.
Необходимость трудиться – одна из главных тем народных пословиц:
Труд кормит, а лень портит.
Горька работа, да хлеб сладок.
Свой сухарь сытней чужих пирогов.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Летом нагуляешься, так и зимой наголодаешься.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Кто ленив, тот и сонлив.
Люди пахать, а мы руками махать.
С сумой ходить не хоровод водить.
Не работа сушит, а забота.
Не просит ремесло хлеба, да само кормит.
С ремеслом и увечный хлеба добудет.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Не гони коня кнутом, а гони овсом 484.
Немало пословиц связано с мыслью о необходимости учиться:
Грамоте учиться – вперед пригодится.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Глупому сыну не в помощь отцово богатство.
На свою глупость жалобы не подашь 485.
Патриотизм, любовь к малой родине, всегда были присущи русскому народу. Это нашло свое отражение и в пословицах:
|
Своя хатка есть родная матка.
Родная хижина милее каменных палат.
На чужой стороне и весна не красна.
Каково на дому, таково и самому 486.
К патриотической теме относятся и пословицы, которые связаны с историей государства Российского. Например, те, что сохранились в памяти народа со времен Отечественной войны 1812 года:
Был Наполеон, да из Москвы ушел опален.
Голодный француз и вороне рад 487.
Народные пословицы учили не только патриотизму, уважительному отношению к труду, но и нравственности. В короткой емкой форме они рассказывали о том, «что такое хорошо и что такое плохо»:
Неправдой весь свет пройдешь, а назад не воротишься.
Правда на золотой тарелочке не подается.
Вранью да небылицам – короткий век.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Что продано, то прожито, что куплено, то нажито.
Барская хворь – мужицкое здоровье.
Скажешь одной курице, а она всей улице.
Собака лает, а ветер носит.
Милости просим мимо ворот щи хлебать.
Пуганая ворона и куста боится.
Ясли к корове не ходят.
Вашим и нашим за копейку спляшем.
Брань не дым, глаз не ест.
От плохого семени не получишь хорошего племени.
Какова рыбка, такова и ушица.
Сто мужик-то вера, то баба-то – устав.
Не видал корабля, так и корыто диво.
Мокрый дождя не боится.
В огне и железо плавится.
Скрипучее дерево два века живет.
Горячо сыро не бывает.
Часы для красы, а время по солнышку.
Дружно, да согласно и будет прекрасно 488.
Загадки. Не меньше назидания и народной мудрости несут в себе загадки. Эти коротенькие выражения, требующие отгадки, заставляли напрягать ум, тренировали логическое мышление, развивали воображение. Многие из них связаны с окружающей природой и погодными условиями:
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц).
Черная корова всех поборола, белая пришла всех подняла (ночь и день).
Сестра к брату в гости едет, а брат от нее прячется (ночь и день).
Первый льет, второй пьет, третий растет (дождь, земля, трава).
Шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь).
Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок (дождь).
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Построен мосток, без гвоздей и досок (лед).
Рассеялся горох на тысячу дорог (град).
Вокруг носа вьется, а в руки не дается (ветер).
Без рук, без ног дрова рубит, кто это будет? (ветер)
Зимой спит, а летом шумит (река).
Красное коромысло через реку повисло (радуга).
Заря-зарница, красная девица, по лесу гуляла, ключи потеряла, месяц видал – не сковал, солнце увидало – ключи подняло (роса).
Росло-повыросло, из земли повылезло, по краям заворотилось, красным девушкам полюбилось (ягода морошка).
Висит сито, не руками свито (паутина).
Сероватый, зубоватый, по лесу рыщет, ягнят ищет (волк).
Черна, как жук, бела, как снег, вертится, как бес, повернулась, да в лес (сорока).
Спереди шильце, сзади вильцы, на груди – белое полотенце (ласточка).
Маленький мальчишка в сером зипунишке, по дворам шныряет, крохи собирает (воробей).
Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт (жук).
Нос тонок, голос звонок (комар).
Два рога, да не бык, шесть ног, а без копыт (рак) 489.
В загадках, так же как в пословицах и поговорках, отразились традиции и быт народа. Работа в поле и на огородах была привычной для большей части устюжан. Отсюда и появление загадок, связанных с этой темой:
Маленький, горбатенький все поле обскакал (серп).
Ног много, а с поля на спине ползет (борона).
Травы поем, зубы вытуплю, песку хвачу, опять наточу (коса).
Сто братьев одним пояском подпоясаны (сноп).
Голову едят, тело бросают, а кожу носят (лен).
Скрипит скрипица – едет царица (рожь на телеге везут).
Бегут бегунчики, скрипят скрипунчики, везут рогатину колоть мохнатину (воз с сеном и вилами).
Били меня, колотили меня, кольями рвали, на поле сажали, под ключ запирали, на стол подавали (хлеб).
Семьдесят одежек и все без застежек (капуста).
Без окон, без дверей полна горница людей (огурец).
Кругла, да не девка, с хвостом, да не мышь (репа) 490.
Встречаются загадки, связанные с мельницами:
Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может (мельница).
Брат брата трет – белая кровь идет (жернова) 491.
Дом и домашнее хозяйство также стали объектом для создания загадок:
Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет (дверь).
Поля стеклянные, а межи деревянные (окно).
Мать толста, дочь красна, сын легок под небеса улетел (печь, огонь, дым).
Чертова матка, вся в заплатках (печь-каменка).
Четыре братца под одной шляпой стоят (стол).
Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос, чем длинее ночь, тем она короче от горючих слез (свеча).
Сверху дыра, снизу дыра, а посредине огонь да вода (самовар).
Встану рано утром, пойду к барану, к тоненькой шейке, к толстой голове (рукомойник).
Утка в море, а хвост на заборе (ковшик).
У туши уши, а головы нет (лохань).
Три братца пошли в реку купаться: два купаются, а третий на берегу валяется (ведра и коромысло).
Два кума Окума, две кумы Авдотьи, пять Пантелеев и десять Андреев (сани-дровни).
Бегает баран по подполью, стукает рогами по уголью (мутовка).
Сам худ, а голова с пуд (безмен).
Под полом стоит барыня с колом (помело).
Маленький Афанасий поясом подпоясан (веник).
Черная гагара золото клевала (печная клюка).
В воде родится, а воды боится (соль).
Катится бочка, нет в ней сучочка (яйцо) 492
Особое внимание в местных загадках уделено различным орудиям, имеющим отношение не только к работам по хозяйству, но и к ремеслам, рукоделью:
Принялась кума за дело, завизжала да запела, ела дуб, поломала зуб (пила).
Сойдет в лес, кланяется, придет домой – под лавкой растянется (топор).
В лес иду – клетки кладу, а из леса иду – перекладываю (плетение лаптей).
Лошадь железная, а хвост льняной (иголка с ниткой).
Нос стальной, хвост льняной (иголка с ниткой).
Пять овец стог подъедают, а пять овец прочь отбегают (прялка).
Крутится, вертится и толстеет (веретено).
Маленькое, кругленькое за хвост не поднять (клубок ниток).
И стучит, и гремит, молынья сверкает, с одного конца тает, с другого нарастает (ткут на станке-кроснах) 493.
Не остались без внимания в загадках и домашние животные:
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова).
Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (конь).
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком и хвостик колечком (собака) 494.
Встречаются и такие загадки:
Лежит брус на всю Русь (дорога).
Кабы я встала, я бы небо достала (дорога).
Мычит вол на семь сёл (колокол).
Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи) 495.
Или:
Целое корыто лебедей намыто (зубы).
Из-под печки выглядывают белые овечки (зубы).
Живут пять братцев, один другого меньше (пальцы) 496.
Пословицы, поговорки и загадки, которые являются небольшими по объему произведениями, специалисты относят к, так называемым, малым фольклорным жанрам. Сюда же причисляют и народные приметы.
Приметы. Примета – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, либо что-нибудь. Приметы, бытовавшие в старинной Устюжне и деревнях уезда, были связаны с каждодневным бытом устюжан и окружавшей их природой: с погодой и временами года, предсказанием урожая на полях, в огородах и в лесу, с домашними хлопотами.
Приметы, связанные с погодой и временами года:
Зимой большой мороз, летом – большая жара.
Если зима снежная, то лето дождливое.
Сухая весна к дождливому лету, а сухое лето – к суровой зиме.
Много гроз летом – к теплой зиме, а гроза зимой – к буре.
Дым из трубы вьется столбом кверху – будет мороз, если стелется книзу – будет оттепель.
В печи красный огонь – к оттепели, а если дрова горят с треском – жди мороза.
«На Ефимия» (28 октября - Е.В.) солнце в полдень - к ранней весне.
С Рождества (25 декабря - Е.В.) цыган шубу продает.
Если на Рождественской неделе будут пасмурные дни, то весной жди большой воды.
Если после Рождества сильные морозы, то летом будет засуха.
Если «на Благовещенье» (7 апреля – Е.В.) - на крышах лежит снег, то весна будет затяжная.
Ветер в Пасху (главный переходящий праздник богослужебного года, празднуется в период с 4 апреля по 8 мая – Е.В.) – на шесть недель.
«В Сретенье» (15 февраля – Е.В.) с обеда на лето – с утра на мороз.
Если «в Сорок мучеников» (9 марта - Е.В.) мороз, то и весной сорок морозов.
Если в Егорий (6 мая – Е.В.) загвоздит (заморозок-Е.В.), тогда в Николу (19 декабря-Е.В.) замостит (о морозах-Е.В.).
Холодная весна – к градобойному лету.
Во время града – выкинь помело в окно, град и пройдет.
Если ольха распуститься раньше березы, то лето будет сырое.
Если туман стелется по земле, то будет хорошая погода, если он поднимается кверху – жди дождя.
Лужи в пузырях – к долгому дождю.
Если дождь с утра, то до полудня, а дождь «с полудён – на семь дён».
Если вечернее эхо раздается громко, то следующий день будет ясным.
Ранняя роса вечером – к хорошему дню, поздняя – к ненастному.
Поздний листопад к тяжелому году.
Солнце садится за облаками – к дождю.
Оранжевый закат – к хорошей погоде, а ярко-желтый – к ветреной.
Красная заря – к ветреному дню, а желтая – к переменной погоде.
Полная Луна – к хорошей погоде.
Кольцо вокруг Луны – к ветру, дождю или снегу 497.
Приметы, связанные с урожаем:
Если снег весной лежит буграми, то и хлеб родится хорошо – «будет бугром».
Зимой снега много, летом – хлеба много.
Холодная зима – к богатому урожаю.
Если до Рождества сосульки под окнами длинные, то лен будет хорошим, а если много снега, то много будет и овса.
Если в Рождество весь лес будет в инее, то жди хорошего урожая.
Если в крещенский полдень на небе синие облака, то будет хороший урожай.
Коли «до Аксиньи-полухлебницы» (6 февраля – Е.В.) хлеба хватит, то до нового станет половина, а до корма треть.
«На Николу» («зимнего» – 19 декабря – Е.В.) много инея на деревьях – к хорошему цветению и урожаю ржи.
Если «на Богоявленье» (19 января – Е.В.) день теплый, да снег летит хлопьями, то хлеба родятся густые, а если «на Богоявленье» ночь звездная, то будет хороший урожай гороха и ягод.
«В Благовещенье» мороз, то и под кустом овес.
Если в январе мороз, то будет богатый сенокос.
Если «на Евдокию» (14 марта – Е.В.) день ясный, то будет хороший урожай огурцов.
Если лед весной в речке не тает, а тонет – жди неурожая.
Если будешь сеять без туч на небе, либо в дождь, то урожай родится плохо.
Сухой март, да мокрый май и жаркий июнь - к доброму урожаю хлебов.
В мае дождь – будет и рожь.
Много цвета на березе – к урожаю овса.
Овес сеют, когда лес одевается.
Если цвета у рябины много, то и овса много.
Много комаров – к урожаю ягод.
Урожай орехов – к урожаю хлебов.
Если к ночи майский (в др. варианте навозный) жук держит своих деток в передних лапах, то сев будет ранним, если в задних – то поздний.
Зацвела черемуха (в др. варианте яблоня) – сей ячмень. Расцвела черемуха и рябина – сей овес да жито (май), журавли летят на юг (середина августа) – сей рожь. Сей овес, хоть в воду, да в пору (начало мая), а рожь хоть на часок, да в песок (середина августа). С «Агеи до Акулин» сей лен.
Если «на Егорьевской неделе» (с 23 апреля) лягушки квакают, то сенокос будет хороший.
«На Самсону» (10 июля – Е.В.) – хороший день, так и лето солнечное.
Хороший лов рыбы – к урожаю хлеба.
Земляника поспела – вези навоз в поле, а перезрела – начинай сенокос.
Рожь жнут, когда малина поспеет, а овес – когда рябина нальется.
Если снег упадет на талую землю, то озимь не пропадет 498.
Приметы, связанные с животными:
Как в сочельник на небе будет много звезд, так и ягнят будет много.
К морозу воробьи чирикают, а кошки на шесток забираются.
Стоит гусь на одной ноге и крыльями хлопает – к морозу, лапу поджимает – к стуже, голову под крыло прячет – к холодам, а в воде полощется – к ненастью.
Если петух поет вечером, то погода будет теплая, а если собака катается по снегу, то холодная.
Если зимой куры на шестках стонут, а вороны ходят по земле – это к теплу.
Если «в Евдокию» курица на улице напьется, то «в Егорий» (6 мая – Е.В.) овца на поле наестся.
«В Евдокию» будет вода, «на Егория» – трава.
Если в постный день вскроется река, то не будет у коров молока.
Если в стаде красная корова идет впереди, то на другой день будет ясная погода, если впереди идет черная корова, так будет пасмурно.
Корова убавила молока – жди холодов, если при дойке коровы молоко пенится – жди ненастья.
Перед дождем кошка умывается, лошадь под крышу становится, ласточка летает низко, курица чистит перья и валяется в пыли, утка кричит, ворона грает (громко каркает - Е.В.), рыба высовывается из воды, мухи кусаются.
Если птицы летают высоко, а над рекой много мошкары и бабочек, да хороший клев рыбы – жди хорошей погоды.
Если вечером вьются толкуны, то назавтра будет теплая погода.
Жаворонок является к теплу, зяблик – к стуже, а жук жужжит к непогоде.
Собака воет с поднятой мордой – к пожару, а с опущенной – к покойнику.
В окошко постучалась синица – к покойнику.
Если в дом залетит птица, либо прочь от дома побежит таракан – бойся пожара 499.
Приметы о лесных жителях и лесных дарах:
Если «в Крещенье» собаки часто лают, то будет много зверя и дичи.
Если в воскресенье «на Масленицу» (переходящий праздник, отмечается с Мясопустной недели до Прощеного воскресенья – Е.В.) будет снег, а на крещенский сочельник ясная и звездная ночь, то хорошо уродятся грибы и ягоды.
Если волки ищут корму вблизи деревень, быть голоду, если они воют возле жилья – быть морозу.
«На Спиридона» (25 декабря – Е.В.) медведь переворачивается на другой бок и сосет другую лапу.
Если зимним вечером ухает филин, на другой день жди вьюги.
Ранние ласточки – к счастливому году.
Если в «Егорий» не будет лягушек, то в лесу не будет грибов-волнушек.
Рожь заколосилась – начали расти грибы.
Если паутина стелется по земле, то будут хорошо расти грибы.
Плесень на ветоши – к урожаю рыжиков.
Много мошек летает к урожаю грибов, а много грибов в лесу – к войне.
Кто босиком по грибы пойдет, то тому одни старые попадутся.
Много желудей на дубах к морозной зиме.
Если дятел вечером часто стучит, то на другой день будет переменная погода, если он ночью стучит, то утро будет ясное и теплое.
Если заяц перебежал дорогу – не будет пути.
Если звери линяют рано – жди ранней зимы 500.
Прочие приметы:
Река стоит подо льдом двадцать две недели.
Если лед на берегах долго не тает – в июне жди большой воды.
Если в «Крещенье» проруби полны воды, жди большого разлива реки.
Если половодье дружное, то и травы много.
Если при ходьбе упал на левый бок, то пути не будет.
Наденешь сапог не на ту ногу – к слезам.
Если из охапки дров выпало одно полено, либо уголек из печки выскочил, либо сорока стрекочет на крыше, а также, если откипевший самовар вдруг неожиданно «зашипит» – жди гостей 501.
Кулачные и палочные бои. Народные игры, забавы и развлечения
Устюжна всегда была провинциальным городом. Это накладывало определенный отпечаток на традиции и быт горожан. В будние дни устюжане жили тихой, размеренной жизнью, небогатой событиями и развлечениями. Писатель А.И.Куприн в начале ХХ века писал об Устюжне: «Ничего здесь нет… Самые плохие бродячие цирки и масленичные балаганы обегают этот город, и даже невзыскательный петрушка проходил через него последний раз шесть лет тому назад, о чем до сих пор жители вспоминают с умилением»502.
Судя по всему, местному населению не приходилось рассчитывать на выступления заезжих знаменитостей, однако у устюжан были свои традиционные забавы и развлечения.
Кулачные бои. С незапамятных времен в городе и окрестных селениях «по примеру новгородской вольницы»503 проводили кулачные бои, которые с одной стороны давали молодежи возможность проявить свою удаль, а с другой, заставляли избавиться от излишней агрессии и на себе испытать что такое боль.
Бойцы объединялись в особые артели, которые в старину именовали ватагами, а позднее шайками и, в деревнях, пас а днями. Последнее название, видимо, произошло от слова посад, то есть пригород, предместье, а в древние времена – поселение без укреплений. Пасадни были Оспольскими, Даниловскими и проч., то есть по названию сел и деревень. «Оснопольская пасадня, гуляй, не унывай. Оснопольскую пасадню никто не задевай »504, - пели парни из устюженской деревни Оснополье. Нельзя исключать того, что местные кулачные пасадни и шайки произошли от древних скоморошьих ватаг, члены которых, кроме прочего, владели некоторыми боевыми искусствами.
В XIX-нач.ХХвв. в Устюжне существовали две кулачные шайки-ватаги, названия которых связаны с местами проживания бойцов – Зарецкая или Замолжская (левобережная) и Ижинская или Городская (правобережная). Во главе каждой ватаги стоял атаман (в старину говорили «ватам а н» или «ват а г»), который разбивал своих бойцов на боевые тройки. Главным членом тройки являлся опытный и сильный боец-«над ё жа». Он принимал на себя главный удар во время боя, был основной пробивной силой. Два других члена именовались побрательниками, работниками или просто помощниками. В их задачу входила, прежде всего, охрана надежи от случайных ударов, поэтому во время боя надежа стоял посередине («в сер ё дке»), а побрательники всегда держались немного сзади и сбоку от основного бойца.
В небольших деревнях ватаги-пасадни могли состоять только из трех человек. В этом случае атаман и надежа являлся одним и тем же лицом, недаром в местных селениях пели:
Атаман идет в середке
По краям помощнички.
Атамана кто заденет,
Засверкают ножички 505.
Кулачные бои в Устюжне проходили в праздничные дни, на святках или в масленичную неделю. Существовала даже такая частушка:
Револьверы - наши деды,
Ножички – племяннички.
Если хочется подраться
Заводить во празднички 506.
Кулачные бои в Устюжне проходили только в строго определенном месте. Один из очевидцев в середине ХIХ века писал: «Устюжна сумела сберечь и самое имя месту, где потешались ее предки, оно называлось и теперь зовется «буй на бую»507.
В новгородских говорах слово буй имеет несколько значений. Так обозначали открытое возвышенное, либо бойкое и людное место, а также сильный ветер, водоворот или место быстрого течения на реке. Б у ями или буйков а тыми именовали ловких, сильных и смелых людей, а б у йвищем – некое высокое место, предназначенное для массовых гуляний. В Древней Руси буй являлся синонимом словам дикий, сильный, храбрый, гордый, буйный. Буев и щем славяне называли погост, кладбище, вообще «прадедовское место». В местном понятии «буй на бую» объясняли, как бой на открытом месте или «бой на бой» («стенка на стенку»).
Место «буй на бую» находилось в устье (на стрелке) реки Ижины, при впадении ее в Мологу, за восточным валом древнего городища. Здесь в определенное время собирались местные парни – кулачные бойцы, а также многочисленные зрители. Зрелище начиналось с того, что, притопывая ногами и пританцовывая под звуки гармошки, бойцы из разных ватаг по очереди распевали особые «хулиганские» частушки, призванные раздразнить, раззадорить и даже разозлить противника:
Кину, кину кирпичину
На зарецкой бережок,
А зарецкое робятушки
Подайте голосок 508.
Ты сыграй мене под драку,
Скоро будем начинать.
Незнакомыим ребятам
Будем головы ломать.
Я поеду в Молоково 509
И куплю себе наган.
Ты куда плясать выходишь,
Сопленосый хулиган?
Наша маленькая шаечка,
Ребята хороши,
Нашу маленькую шаечку,
Никто не вороши.
Вы робята – ежики,
По карманам ножики.
Ножики не точены,
Робята не колочены.
Шире грязь, портянки лезут,
Шайка жуликов идет.