23 мая 1944,г,
23 мая посетил Кадогана и сообщил ему следующие ответы на вопросы, которые он поставил мне в беседе 20 мая* в связи с сообщением о намерении Французского комитета национального освобождения объявить себя временным правительством Франции. Я сообщил Кадогану, что Советское правительство не получало от Французского комитета национального освобождения никакой информации о намерении Комитета объявить себя временным правительством Французской республики и узнало об этом из прессы. Поскольку правительства Великобритании и Соединенных Штатов Америки придерживаются того мнения, что Французский комитет национального освобождения в данный момент не следует признавать временным правительством Франции, то Советское правительство выражает готовность поддержать позицию своих союзников и действовать в этом деле совместно с правительствами Великобритании и Соединенных Штатов. Кадоган поблагодарил за ответ и сказал, что если бы Французский комитет национального освобождения обратился к правительствам США, Великобритании и СССР со своими предложениями по этому вопросу, то, по мнению Кадогана, правительство Великобритании было бы готово вместе с правительствами США и СССР рассмотреть пожелания Комитета. В настоящее время правительства США, СССР и Великобритании признают Французский комитет в качестве выразителя мнения французского народа и имеют с ним соглашения. Кадоган подчеркнул, что правительство Великобритании будет радо тому, что Советское правительство согласно действовать совместно с правительствами Великобритании и США в этом деле. Кадоган
обещал наш ответ передать Идену.
Ф. Гусев
|
Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 370—271.
25. Телеграмма представителя СССР при Французском комитете национального освобождения в Народный комиссариат иностранных дел СССР
- 27 мая 1944 г.
Был приглашен де Голлем на завтрак в Типазу, маленький ресторан в 70 километрах от Алжира.
В пути он начал беседу с того, что наступает решающий момент в определении курса французской политики, которая стоит
* См. док. № 23.
па распутье, имея перспективой освобождение Франции и восстановление ее по окончании разгрома Германии.
В связи с этим новоротным моментом для Франции де Голль изложил мне следующее:
1. С конца XIX века Франция встала на естественный дли нее путь союза с Россией на континенте Европы. Русские, долго заигрывавшие с Германией, окончательно убедились в невозможности серьезного и прочного блока с ней и пошли на союз с Францией, несмотря на ряд предрассудков по отношению к ее режиму.
Результатом этого союза явился для Франции выигрыш войны 1914—1918 гг., хотя Россия и вышла из этой войны в 1917 г. благодаря своей революции.
Революция в России послужила предлогом для разрыва франко-советского союза и переориентировки Франции. Французское правительство пошло на сближение с Англией и оппозицией, принося при этом ряд жертв. Основной жертвой была потеря союза с Россией на континенте. Такие события, как Локарно39 и Мюнхен 40, явились политикой уступок Франции английской политике. Так постепенно Франция втянулась в орбиту англо-американской политики на континенте Европы. Результаты такой политики очевидны. США совершенно отвернулись от Франции, а Англия выступила в войне 1939—1940 гг. только в роли “кообелижеранта” *, по отнюдь не союзника. Финалом английской политики является теперешняя англо-американская идея установить контроль над Францией и ее правительством по мере освобождения метрополии.
|
После этой войны Франция должна вернуться к франко-русскому, или франко-советскому, союзу. Англия относится отрицательно к франко-советскому сближению. Англия хочет разделения Европы, чтобы сохранить за собой выгодную и безопасную роль верховного политического арбитра в европейских делах. Англия объективно слаба для этой роли. Ее империя — это механический конгломерат самостоятельных частей. Морское могущество Англии непрерывно падает. Первым и самым мощным сигналом ее падения было потопление в результате бомбежки “Принца Уэльского” — одного из лучших кораблей английского флота. Военный флот уступает свое значение воздушному флоту, а развитие воздушного флота означает конец для Англии, так как фактически ликвидирует преимущество ее расположения на островах. Море перестанет так разделять Англию и континент, как это было раньше. Англия хочет иметь единую политику в Европе — английскую политику. Это невозможно. Единой политики в Европе быть не может. Выразителем старой внешнеполитической линии Англии является Черчилль, Он стар и недостаточно гибок и дальновиден. Он идет
* Совоюющая сторона.
на сближение с США, откровенно предпочитая Америку Франции. Новую линию представляет Идеи, который сомневается в могуществе Англии и хочет опереться на Францию. Это, конечно, более прогрессивная точка зрения, но и она не вполне соответствует идее союза, построенного на равенстве и доверии, которого хочет Франция. Мы, говорит де Голль, не верим Англии, даже когда она говорит о союзе с Францией. Последняя речь Черчилля нисколько не удовлетворила Французское правительство. Франция нуждается в союзе с Россией и рядом европейских стран, окружающих Германию, то есть Голландией, Бельгией, Австрией, Чехословакией и Польшей. Основное в таком союзе — это решение германской проблемы. Ни Англия, ни США не хотят чрезмерного ослабления Германии, Англия готова похвалить Германию. Если Россия хочет радикально и надолго решить германскую проблему, то она может это сделать, только опираясь на Францию и другие демократические страны европейского континента.
|
2. Франко-английские отношения в этой войне складываются весьма противоречиво. “С одной стороны, Черчилль встретил меня в Лондоне очень радушно и оказал мне большую дюмощь, а с другой стороны, он ничего не понял в моей миссии”. Приезд де Голля в Англию был приятен Черчиллю, как появление “движения Сопротивления”, как возникновение какой-то группы воинственных французов. Никакой новой Франции Черчилль не увидел в голлизме. Франция для Черчилля — это конченая страна. После войны 1914—1918 гг. Черчилль верил в силу Франции, в ее армию. Быстрый разгром этой армии в 1940 г. подорвал у него веру во Францию и в ее армию. Франция перестала быть для него силой, и он перестал с ней считаться. “Черчилль хотел превратить меня в простой инструмент своей политики и пытается ослабить мою позицию; когда я сопротивляюсь, он приходит в ярость”.
Франция не может идти с Англией на тех условиях, которые предлагает ей Черчилль. При всех трудностях французам пришлось пойти на определенные уступки англичанам, чтобы получить возможность занять позиции, нужные для освобождения Франции. Этого удалось достичь.
Характеризуя свои отношения с англичанами, де Голль сказал, что скверное отношение англичан и американцев к Франции отлично помогает ему объединять французов для борьбы за независимость и великую Францию. “Я не боюсь их политики — с этой точки зрения”.
3. Франко-американские отношения складываются совершенно нереально. Рузвельт отлично понимает, что он обманул доверие Франции и до 1942 г. не помогал ей в борьбе с Германией. Сейчас США ищут покорную себе Францию, чтобы сделать ее базой своей европейской политики. “Франция, которую я хотел бы иметь и
видеть, не соответствует американским интересам, которые давно вышли за границы изоляционизма”.
4. Англо-американские отношения непрочны, так как США пе хотят равенства с Англией и грубо настаивают на своем превосходстве. В Англии нарастает раздражение против американцев. Если Черчилль идет на поклон к Рузвельту, то Идеи довольно сильно недолюбливает американцев.
Сказал де Голлю, что информирую Наркоминдел о его взглядах на международную ситуацию и от себя лично могу сказать только, что, соблюдая верность своим англо-американским союзникам, мы, конечно, относимся с симпатией к Франции и к тем возможным мероприятиям, которые могли бы обеспечить прочный и длительный мир в Европе. Сказал также, что пока очень трудно найти определения для выражения наших симпатий к Франции.
Де Голль шутливо ответил, что беседу о терминах надо вести в Париже, а не в Типазе.
5. Де Голль на днях выезжает в Лондон с Массигли, д'Астье и, возможно, Ле Трокером.
Поедет с намерением урегулировать ряд вопросов:
а) участие французских вооруженных сил в высадке во Франции;
б) установление правильных взаимоотношений Союзного командования с французской администрацией, настаивая на полном подчинении этой администрации Французскому комитету национального освобождения и отказываясь признать контроль союзников над Французским правительством;
в) отказ англичан и американцев от выпуска во Франции ок^ купационных франков, которых американцы заготовили 80 миллиардов.
Де Голль говорит, что даже немцы этого не делали. Они выпустили свои марки с меньшим курсом, ставили свои штемпеля на французские банкноты, но все же не печатали в Берлине французских денег;
г) полагает также урегулировать некоторые проблемы экономики и вооружения.
Де Голль не верит в серьезный успех своей миссии и не ждет от нее больших успехов.
Предполагает, что пробудет в Англии до момента высадки, но все же постарается приехать в метрополию не с английской территории, а с французской, то есть в любом случае вернется в Алжир.
6. Де Голль хочет на этих днях переименовать Французский комитет национального освобождения во временное Французское правительство34.
“Пусть союзники этого не хотят, мне это нужно для Франции”.
7. В Италии французы потеряли около 6—7 тысяч убитыми и ранеными.
8. Во Франции и в Бельгии имеется около 53 германских дивизий, частично некомплектных. Немцы имеют намерение разгромить союзные десанты в Европе, чтобы этой мерой попытаться расколоть фронт союзников, испугать Англию и США. Де Голль считает, что немцам не удастся это сделать, так как их материальная часть уже слаба. Мало самолетов и пушек.
У германских солдат нет веры в победу, но они еще боеспособны и думают кое-что выиграть, затягивая войну.
9. Де Голль одобрил наше желание послать в Бейрут советского представителя в любом ранге и статусе41.
10. Панарабские планы египетского правительства42 де Голль считает весьма прозрачными и нереальными. Англичане никого не обманут такими планами. “Пусть только война окончится, мы им покажем. Все стоят за панарабскую федерацию и я тоже. Важно, кто ее организует и кому она будет служить”.
11. “Я расстрелял Пюше не в угоду коммунистам или в пику англичанам и американцам, а для того, чтобы показать Франции, что де Голль не отвечает за предательскую политику Виши 3, хотя, быть может, Виши и видят во мне естественного и единственного их преемника”.
12. В Алжире находится принц Бурбоыский (из Пармских Бур-бонов). Этот офицер на французской службе, и вокруг него нет никаких серьезных интриг.
Отправляясь в Лондон де Голль хочет заручиться нашей поддержкой на случай серьезной бооьбы с Черчиллем и американцами.
Ему нужна опора, и он ищет ее в СССР, понимая, что наши отношения с англичанами и американцами, и особенно англичанами, чреваты всякими трудностями. Чтобы пойти на такой демонстративный жест, как провозглашение Французского комитета национального освобождения временным правительством, де Голль хотел бы, соблазняя нас перспективой крепкого франко-советского союза в неопределенном будущем, получить сейчас паше признание.
Отмечу, что французские газеты за последние дни стараются почаще упоминать мою фамилию, называя меня чрезвычайным и полномочным послом при временном правительстве Французской республики. То же, но реже, они проделывают и с иными дипломатами.
В беседе де Голля, конечно, имеется много и вполне искреннего раздражения против англичан, которые обращаются с ним довольно небрежно.
Лечат, по арх. А. ВогоМОЛОв
26. Из записи беседы заведующего I Европейским отделом Народного комиссариата иностранных дел СССР с представителем Французского комитета национального освобождения в СССР
31 мая 1944 г.
Сегодня принял Роже Гарро.
Сказав ему, что я слышал о том, что представительство и сам Гарро переехали в здание бывшего французского посольства на Якиманке43, я спросил Гарро, как он там разместился. Гарро ответил, что он очень доволен тем, что представительство переехало в здание бывшего французского посольства и находится сейчас там. Все необходимые работы были выполнены заранее, и представительство располагает всеми необходимыми удобствами. Гарро поблагодарил за то внимание, которое было оказано представительству при разрешении вопроса о помещении.
Сославшись на то, что в мировой печати сейчас много говорится о поездке генерала де Голля в Лондон в связи с приглашением его Черчиллем, я спросил Гарро, располагает ли он какой-либо информацией по этому вопросу. Гарро ответил, что два дня тому назад им получена из Алжира телеграмма, в которой указывается, что де Голль принял приглашение Черчилля, переданное через Дафф Купера, с одной существенной оговоркой. Де Голль принимает приглашение только в том случае, если при переговорах с англичанами в Лондоне будет присутствовать американский представитель, облеченный всеми полномочиями, необходимыми для разрешения тех вопросов, которые нужно будет обсудить. Эта оговорка вызвана тем обстоятельством, говорит Гарро, что, как показал опыт, неоднократные переговоры с англичанами по важным вопросам не приводили ни к каким результатам лишь в силу того, что после, казалось, уже решенных вопросов англичане заявляли, что они должны узнать мнение американцев по этим вопросам, и это мнение выяснялось месяцами. Генерал де Голль не хочет, говорит Гарро, оказаться в таком положении, чтобы, потеряв время на переговоры, не достигнуть никаких результатов. Если это предложение генерала де Голля будет принято союзниками, то генерал де Голль поедет в Лондон в сопровождении Массигли, д'Астье и Ле Трокера.
Однако, говорит Гарро, на этом фоне, казалось бы, благоприятного отношения союзников к Французскому комитету национального освобождения, что особенно подчеркнуто в речах Черчилля и Идена44, имеется одно темное пятно, которое выявилось за последнее время. Американцы изготовили в Америке большое количество французских франков для использования их при вторжении. Французский комитет национального освобождения, говорит
Гарро, ни в коем случае не может согласиться с этой беспрецедентной попыткой нарушения французского суверенитета. Это, говорит Гарро, вытекает из основных принципов политики Соединенных Штатов в отношении Французского комитета национального освобождения и Франции в целом. Американцы опасаются, что французский народ займет крайне левую и независимую позицию после освобождения и Америка лишится базы для проведения во Франции и в ее колониях политики, обеспечивающей американские интересы. Этой боязнью объясняется то обстоятельство, что США поддерживали реакционные круги Франции, пораженцев и вишистов.
Существует, говорит Гарро, превратное мнение о том, что недоброжелательная позиция американцев по отношению к Французскому комитету национального освобождения определяется личной неприязнью Рузвельта к де Голлю. Это неверно, так как вопрос заключается в другой, более глубокой причине, которая указана выше. Однако французские дела для США не играют ведущей роли и не занимают основного места во внешней политике.
Совсем другое положение французский вопрос занимает во внешней политике Англии. На протяжении многих столетий Англия и Франция были теснейшим образом связаны друг с другом, и французский вопрос для Англии является, естественно, исключительно важным вопросом. Приятно слышать, говорит Гарро, положительные отзывы о Франции в речах английского министра иностранных дел. Но, несмотря на подобные одобрительные высказывания английских политических деятелей, английская политика по отношению к Франции является еще не такой, которая была бы желательна для Французского комитета национального освобождения. Это, в частности, относится к вопросу о расширении формулы признания Французского комитета национального освобождения. До настоящего времени ни со стороны англичан, ни тем более со стороны американцев нет никаких признаков положительного разрешения этого столь важного для французов вопроса.
Переходя к вопросу о положении во Франции, Гарро сказал, что сопротивление французского народа немецким оккупантам все усиливается и перерастает в большие столкновения между немецкими войсками и вишистской милицией, с одной стороны, и французскими патриотами — с другой. Движение Сопротивления особенно сильно в горных районах Верхней Савойи, возле Гренобля и в центральной части Франции, в районе Клермон-Феррана и даже в районе Виши3. Однако в печати появляется больше сведений о действиях французских патриотов в Верхней Савойе, потому что оттуда сведения легче проникают в Швейцарию, откуда они и рас-
/ 61
пространяются. Гарро подчеркнул, что немецкие оккупационные власти принимают строгие репрессивные меры и каждый день от рук немцев гибнут сотни французских патриотов.
Французские патриоты, несмотря на это, продолжают борьбу. Эта борьба, несомненно, усилится в период вторжения союзников. К движению Сопротивления французских патриотов немецким оккупантам англо-американские власти относятся отрицательно, и с лондонской станции постоянно посылаются призывы к тому, чтобы французские патриоты сохраняли спокойствие. Алжир, говорит Гарро, не дает никаких указаний французским патриотам. Он не ратует за то, чтобы они сохраняли спокойствие, но из Алжира не слышно никаких призывов к усилению борьбы французских патриотов. [..Л
М. Сергеев
Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 271—273.
27. Запись беседы народного комиссара иностранных дел СССР с представителем Французского комитета национального освобождения в СССР
9 июня 1944 s.
Представитель Французского комитета национального освобождения Р. Гарро заявляет, что ему поручено бывшим Французским комитетом национального освобождения официально уведомить Советское правительство о том, что Французский комитет ордонансом от 2 июня решил принять наименование временного правительства Французской республики. Решение это было принято в соответствии с единогласно выраженной волей Консультативной ассамблеи34. Пояснив, что такое официальное сообщение делается сегодня всем правительствам, которые поддерживают дипломатические отношения с бывшим Комитетом национального освобождения, Гарро вручает народному комиссару иностранных дел В. М. Молотову вербальную ноту с кратким сообщением о переименовании Французского комитета во временное правительство *.
Нарком спрашивает, затрагивается ли этот вопрос в происходящих пыне в Лондоне переговорах.
Гарро отвечает, что ему это неизвестно, но он лично полагает, что это так. Гарро говорит, что французы ведут с генералом Эйзенхауэром в Лондоне переговоры об условиях сотрудничества между Верховным командованием союзников и представителями алжирского правительства в установлении власти на освобожден-
.* См. прил. I к док.
пой территории Франции. Гарро добавляет, что об этих переговорах Массигли говорил с Богомоловым. Переговоры эти развиваются не совсем благоприятно. Трудности имеют место со стороны американцев. Британское правительство проявило желание облегчить задачу Французского комитета в отношении соглашения с правительством Соединенных Штатов. Однако до сих пор еще не достигнут тот результат, которого желали бы французы. Гарро говорит, что чувства американского правительства нашли свое выражение в воззвании Эйзенхауэра к населению Франции. Это воззвание составлено в дружеских к французскому народу выражениях, но в нем нет ни слова о существовании французского правительственного организма, несмотря на то что Эйзенхауэр имеет под своим командованием французские войска, то есть вооруженную силу правительства, которое находится в Алжире.
Таким образом, продолжает Гарро, положение алжирского правительства остается двусмысленным и вызывает чувство беспокойства во французском общественном мнении. В качестве примера трудностей, которые возникают в переговорах с американскими властями, Гарро ссылается на намерение американцев напечатать для Франции оккупационные деньги, что, по его словам, является посягательством на право суверенитета Франции.
Тем не менее, продолжает Гарро, французы в переговорах получили удовлетворение по двум следующим пунктам: 1) Эйзенхауэр согласился на то, чтобы только военный представитель алжирского правительства Кениг мог давать приказы французским силам Сопротивления в метрополии; 2) французы снова получили право шифрпереписки между Алжиром и Лондоном, а это означает для алжирского правительства возобновление контакта с собственно французской территорией, так как связь между Алжиром и территорией французской метрополии налажена через Лондон.
Выслушав Гарро, нарком говорит, что теперь перед Францией открываются новые, широкие горизонты, так как вторжение идет по выработанному плану и развивается неплохо.
Согласившись с тем, что дела идут хорошо, Гарро говорит, что Верховное командование союзников обращается к населению с призывом не выступать, ждать подходящего момента. Что же касается алжирского правительства, то оно считает, что настал момент мобилизовать силы нации. В соответствии с этим прокламация де Голля отличается по тону от прокламации Эйзенхауэра. Гарро выражает надежду, что теперь, после достигнутого соглашения с Эйзенхауэром, больше не будет дуализма в руководстве внутренними силами Сопротивления во Франции.
Гарро заявляет, что французы желают получить полное удовлетворение по всем вопросам своих отношений с главными союзниками. Французы, продолжает Гарро, делали всегда все возможное, чтобы не прибавлять трудностей союзникам, и всегда старались выйти из затруднений собственными силами. Однако в настоящий момент, учитывая срочность подлежащих разрешению вопросов, алжирское правительство надеется, что Советское правительство присоединит свои усилия к усилиям британского правительства, чтобы устранить трудности, существующие между Францией и правительством Соединенных Штатов.
Нарком отмечает, что мы не были информированы о переговорах представителей де Голля с английскими и американскими представителями.
Гарро спрашивает: разве Массигли не информировал Богомолова о ходе переговоров?
Нарком отвечает, что информация Массигли была неполной, может быть, потому, что переговоры в Лондоне еще не закончились 32. Он обещает информировать Советское правительство о сделанном Гарро официальном заявлении и говорит, что оно будет рассмотрено.
Далее нарком заявляет, что события, которые развертываются в настоящее время в Западной Европе, плюс предстоящие летние бои на нашем фронте имеют большое историческое значение прежде всего для Франции, а также для всех европейских государств. Важно, чтобы эти события дали максимум желательного результата. В этих условиях согласованность действий главных союзников — Соединенных Штатов, Англии и СССР — имеет исключительно большое значение. Мы придаем особое значение тому, чтобы наша позиция была согласована с позицией наших главных союзников. Наша позиция не может не зависеть в некоторой степени от позиции этих союзников, то есть англичан и американцев. Но французы могут не сомневаться, что Советский Союз высоко ценит значение возрождения Франции, глубоко понимает интересы французского народа и испытывает к нему чувство глубочайшей симпатии.
Поблагодарив народного комиссара за его слова, Гарро говорит, что он хорошо понимает все сказанное 'им об отношениях между главными союзниками, и добавляет, что именно поэтому французы всегда избегали того, чтобы вносить трудности в эти отношения. Если он, Гарро, и выразил надежду, что Советское правительство использует в дружественной форме свое влияние на американское правительство, чтобы устранить трудности в американо-французских отношениях, то это было сказано не потому, что он считает недостаточной ту помощь Советского правительства, которую получили и получают французы в течение последних
трех лет. Французы знают, что они обязаны прежде всего Советскому Союзу всем тем, чего они смогли достичь в политическом и военном отношении.
Нарком отвечает, что он весьма удовлетворен тем, что Гарро вполне попятно значение хороших отношений между главными союзниками, вместе с которыми мы ведем войну против общего врага и совместными усилиями которых будет освобождена Франция. Нарком заверяет Гарро, что Советский Союз стоял и будет дальше стоять на стороне французского народа, желая оказать ему всю возможную помощь.
Нарком спрашивает, формируются ли воинские части из бывших французских военнопленных, находившихся в СССР25.
Гарро отвечает, что такие части формируются и что решение Советского правительства освободить военнопленных * произвело большое впечатление на всех французов, в особенности на население Эльзаса и Лотарингии, выходцами из которых являлось большинство французских военнопленных, находившихся в СССР.
В заключение Гарро выражает большое удовлетворение тем, что его представительству передано здание французского посольства на Якиманке. Гарро подчеркивает, что это первый случай возвращения резиденции французского' посольства представительству Французского комитета национального освобождения.
Гарро передает текст Указа от 2 июня, отметив, что этот текст уже имеется в Наркоминделе **.
В. Молотов
НОТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОГО КОМИТЕТА
НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ В СССР НАРОДНОМУ КОМИССАРИАТУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
9 июля 1944 г.
Французское представительство в СССР свидетельствует свое почтение Народному комиссариату иностранных дел и имеет честь сообщить ему, что согласно Указу от 2 июня 1944 г., имеющему силу закона, Французский комитет национального освобождения принял наименование временного правительства Французской республики.
Текст данного Указа при сем прилагается.
* См. док. № 21.
** См. прил. II к док. •
Заказ 3661 ' 65
УКАЗ
ФРАНЦУЗСКОГО КОМИТЕТА
НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ О СОЗДАНИИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2 июня 1944 г.
Французский комитет национального освобождения по предложению комиссариата юстиции, принимая во внимание
Указ от 3 июня 1943 г. об учреждении Французского комитета национального освобождения,
Указ от 17 сентября 1943 г. об образовании Временной консультативной ассамблеи8 вместе с внесенными в него дополнениями и изменениями,
Указ от 21 апреля 1944 г. об организации гражданской власти на территории Франции после ее освобождения,
принимая во внимание пожелание, единодушно выраженное Временной консультативной ассамблеей на заседании 15 мая 1944 г. и сформулированное следующим образом: “Временная консультативная ассамблея выражает пожелание, чтобы Французский комитет национального освобождения официально принял наименование временного правительства Французской республики”, по согласованию с юридической комиссией,
постановляет:
Статья 1. Французский комитет национального освобождения принимает наименование временного правительства Французской республики.
Статья 2. Принятие этого нового наименования никоим образом не изменяет постановлений действующих актов, относящихся,
с одной стороны, к учреждению и осуществлению полномочий Французского комитета национального освобождения,
с другой стороны, к созданию временного правительства в момент освобождения Франции в соответствии с постановлениями статьи IV Указа от 3 июня 1943 г. и статьи 25 Указа от 21 апреля 1944 г. -
Статья 3. Настоящий Указ будет опубликован в “Журналь оффисьель” Французской республики и имеет силу закона.
Печат. по изд.: Советско-французские, отношения..., с. 274—278,
28. Из записи беседы заведующего I Европейским отделом Народного комиссариата иностранных дел СССР с представителем Французского комитета национального освобождения в СССР
10 июня 1944 г.
Сегодня в 18 часов пригласил к себе Роже Гарро.
В начале нашей беседы Гарро сказал, что вчера вечером он беседовал с наркомом и передал ему ноту о переименовании Французского комитета национального освобождения во временное правительство Французской республики*. Гарро добавил, что подобная нота была передана правительствам всех стран, с которыми Французский комитет национального освобождения имеет дипломатические отношения.
Далее Гарро указал на то, что во время вчерашней беседы он обратил внимание на осложнения во взаимоотношениях французов с американцами в связи с тем фактом, что Союзным командованием без согласования с Французским комитетом национального освобождения выпущено в обращение во Франции большое количество французских франков, отпечатанных в США. Гарро заметил, что вчера он имел лишь отрывочные сведения об этом факте, которому французские власти придают большое значение, и поэтому не мог подробно изложить этот вопрос. Сегодня, однако, им получена телеграмма из Алжира, в которой подробно излагается этот вопрос, а также содержится текст представления, сделанного в Алжире англичанам и американцам**45. Содержание этого представления, по словам Гарро, сводится к следующему:
Французские власти обращают внимание Союзного командования па то, что последнее отпечатало большое количество денежных знаков во французских франках и что эти денежные знаки уже пущены в обращение союзными войсками, высадившимися на территории Франции. В представлении указывается, что подобные действия не совершаются дружественными армиями и, естественно, являются недружественным актом по отношению к французскому народу. Французские власти понимают практическую необходимость для военного командования союзников располагать денежными знаками, необходимыми на время военных операций, и что всегда, когда это было нужно, военное командование союзников получало необходимые фонды, которые командование испрашивало у французских властей. Такая практика должна была бы иметь место и в данном случае, в момент, когда территория Франции освобождается от немецких захват-
* См. док. № 27 с прил. ** См. прил. к док. |
чинов и восстанавливается ее независимость. Французские власти были бы согласны договориться по этому вопросу с союзниками и предоставить им необходимую для войск вторжения сумму.
В заключение, говорит Гарро, в представлении указывается, что французские власти не могут признать законными денежные знаки, выпущенные на территории Франции без согласия законных французских властей.
Гарро сказал, что он еще не успел отпечатать текст этого представления, так как телеграмма только недавно была получена, и добавил, что текст этого представления он пришлет позднее.
В пояснение вышесказанного Гарро указал на то, что по этому вопросу Французским комитетом национального освобождения с американскими властями велись длительные переговоры, которые, однако, не дали желательных результатов. В то же время с англичанами было достигнуто соглашение по финансовым вопросам. Французский комитет национального освобождения давно знал, что американцы готовят денежные знаки на сумму в несколько миллиардов франков, которые они намерены выпустить в обращение при вторжении союзных войск во Францию. Однако до последнего времени Французский комитет национального освобождения питал надежду, что с американцами будет достигнута какая-то договоренность в этом отношении. Трудно было себе представить, сказал Гарро, чтобы американцы в конечном счете пошли на нарушение французского суверенитета в этом вопросе. Это казалось тем более странным, что при высадке союзных войск в Северной Африке американские и английские войска получили необходимую сумму во французских франках от Французского национального комитета. В данном случае, говорит Гарро, Французский комитет национального освобождения, конечно, не отказал бы союзникам в предоставлении им нужной суммы во французских франках, как бы велика эта сумма ни была.
Радость, которую испытывают французы сейчас, когда союзные войска сражаются против немцев на французской территории, говорит Гарро, омрачается этим беспрецедентным актом нарушения французского суверенитета, совершенным американцами. Гарро несколько раз подчеркивает, что этот факт может привести к очень серьезным последствиям и ни в коей мере не содействует единству союзников, борющихся за освобождение Франции и других стран от гитлеровской тирании.
Я ответил Гарро, что в данный момент единство союзников и их воля к победе являются решающим фактором в борьбе против нацистских захватчиков, который приведет порабощенные гитле-
ровцами страны к освобождению, и что отдельные практические вопросы найдут свое разрешение в дальнейшем. Гарро согласился с этим, но сказал, что французскому народу трудно примириться с ущемлением его прав.
Переходя к вопросу о пребывании де Голля в Лондоне, Гарро сказал, что переговоры генерала де Голля ведутся по практическим военным вопросам и не носят характера широких политических переговоров. Впрочем, он тут же добавил, что его информация по этому вопросу ограниченна, так как Массигли в телеграммах на имя Гарро ссылается на то, что необходимую для Советского правительства информацию он сообщает Богомолову, который в курсе всего, что происходит в Лондоне *.
Гарро далее сказал, что сегодня по лондонскому радио было передано сообщение о приглашении генерала де Голля посетить Вашингтон. Официального подтверждения этого сообщения Гарро еще не имеет. Затем Гарро снова возвратился к вопросу о выпуске американцами французских франков и указал на то, что с американцами будет очень трудно договориться.
Далее беседа перешла к некоторым практическим вопросам. [...]
М. Сергеев
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЙОТА
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ США II ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АЛЖИРЕ
30 мая 1944 е.
Временному правительству Французской республики стало известно о выпуске в обращение Союзным командованием в первых освобожденных районах французской территории денежных знаков во франках.
Правительство удивлено тем, что командование предприняло такой шаг, который в прошлом никогда не имел места со стороны дружественной армии.
Временное правительство вполне понимает практическую необходимость для военного командования располагать валютой в ходе военных операций. На всех территориях заморских владений Франции военные власти всегда получали в любое время и без ограничений суммы, которые они запрашивали. Та же система может и должна быть введена в действие на территориях
* В данном сборнике эти документы не публикуются,
французской метрополии в момент, когда они обретут свой полный суверенитет.