Преподобный Исидор Пелусиот 3 глава




Еще ни разу в жизни боевой офицер так не волновался. Что-то похожее он испытал в детстве, когда родители впервые благоговейно повели его крутыми каменными ступенями все ниже и ниже в полумрак Ближних Пещер Киево-Печерской Лавры. Рядом шли какие-то праздные иностранцы-туристы, отдающие некую дань «ортодоксальной экзотике», но он их не замечал. И дело тут вовсе не в каком-то там настрое и особом «инструктаже» отца (мол, не нужно бояться, шуметь и так далее), а. нет, все-таки этого не объяснить. Чем ниже они спускались под землю, тем выше в душе поднималась какая-то теплая волна ожидания чуда: вот сейчас он увидит настоящего былинного богатыря Илью Муромца, святых монахов, живших аж девятьсот лет назад, безмездного врача Агапита, особо почитаемого отцом преподобного Нестора Летописца, а может и самого Боженьку! Но это было давно, и тогда детский трепет души в ожидании сказки наяву был наивным, чистым и легким. Сейчас же все происходило более серьезно, более торжественно, с осознанием высшей цели. Но душа-то, душа ведь осталась прежней!

Андрей помнил, как после третьего обхода престола он стал на правое колено и, крестообразно сложив руки на престол, положил на них голову. Дыхание — как после забега на длинную дистанцию, по биению крови в висках можно считать пульс, а где-то там, над коротко, по-военному стриженной головой седой мудрый архиерей читает особые молитвы. Или это не архиерей, а сам Господь призывает диакона Андрея служить во благо Церкви и русского народа? Поэтому когда Андрей после препоясания и принятия ораря и поручей стал с протодиаконом и диаконом за престолом и после земного поклонения сказал: «Христос посреде нас!» — он не лукавил, он действительно чувствовал это.

Хиротония во диакона завершилась причащением животворящих Тела и Крови Христовой и благословением митрополита Геронтия на ношение подрясника. Дрожи в коленях больше не было. Восторг души сменился тихой уверенностью в правильности избранного пути. Теперь вера его станет щитом, а диаконский подрясник — кольчугой, хотя когда его получится надеть?…

…Большинство из того, что снилось Андрею, он, как и все нормальные люди, не помнил, но пока свежи были в памяти воспоминания о рукоположении, он часто просыпался с ощущением счастья и запаха ладана.

Проснувшись с этими ощущениями и в этот раз, он сладко, до хруста в суставах потянулся на верхней полке купе, свесил голову вниз и увидел, что его попутчики пьют чай. Его альпийские «Casio» показывали 19.30 вечера. Ого, проспал весь день!

— Добрый вечер, Андрей! Я взяла на себя смелость заказать вам чай. — Наталья не только интонациями голоса, но и всем своим видом пыталась высказать благодарность за спасение сына. Ее драгоценный Эдик пил чай рядом около окна.

— Спасибо. Сейчас схожу умоюсь и присоединюсь к вам.

Андрей, спрыгнув с полки, прихватил полотенце, мыло и скрылся в коридоре.

Когда он вернулся, в купе было на два человека больше. К вошедшему как по команде повернулись две пожилые женщины.

— Здравствуйте! Вы не против, если мы вот тут с краешку присядем и расскажем вам о жизни и о Боге? Мы же вам не помешаем?

Все, хорошему настроению капут. Полсекунды Андрею хватило на то, чтобы по стопке «Сторожевой башни» в руках женщин догадаться, что в их купе бесцеремонно влезли так называемые «Свидетели Иеговы».

— Мне вы не помешаете, но кроме меня здесь еще три человека.

— Ой, не беспокойтесь, Андрей, я совсем не против, а после того, что случилось ночью. Вот и Микола Иванович не против, правда?

— А шо я? Я нэ проты, алэ вси ци сэктанты.

— Зря вы так. Мы вовсе не сектанты. Мы свидетельствуем об истине. — одна из «свидетельниц» начала было набирать обороты, чтобы выдать запрограммированную для этого случая стандартную речь, но Андрей ее перебил.

— Лично я не стану подписчиком ваших журналов.

— Каким подписчиком? — вскинулась вторая мадам, когда первая поперхнулась от неожиданной реплики. — Мы ни на что не подписываем и ничего не продаем.

— А я не говорил, что вы что-то продаете. Все эти журнальчики, изданные миллионными тиражами в Бруклине, вы отдадите нам совершенно бесплатно.

— Так почему вы.?

— Я говорю о том, что будет после, и о том, что уже случилось с вами.

— Случилось? С нами ничего не случилось. Мы обрели настоящую веру и познали истину!

— Да нет, случилось. Вам тоже когда-то вот так же подарили журналы, где слащаво и примитивно-доходчиво, с красивыми картинками написано, что весь мир со дня на день окончательно скатится в тар-тарары, а спастись и жить в грядущем раю (рядом с добрыми лёвиками и тигриками) смогут лишь свидетели Иеговы. Вы «поплыли» от такой неожиданно радужной перспективы, пришли на собрание, где вас встретили не пьяные рожи ваших знакомых, а чистые улыбающиеся лица «свидетелей». Вас приняли в «семью», обласкали, напели то, что вы давно не слышали. Под этот напев вам незаметно вложили нужную информацию, и теперь вы — полноправные свидетели Иеговы, так сказать «посвященные» в высшие тайны Вселенной. Правда, для того, чтобы удержаться в «счастливой семье», вы должны соблюдать некие жесткие правила и отрабатывать хорошее к вам отношение. Прежде всего вы подписались на журналы и другую литературу, а в свободное от коллективного изучения этих журналов время должны каждый день «свидетельствовать», ища новых искателей «истины» и потенциальных подписчиков американской литературы. Первая, сладко-радужно-завлекательная стадия закончилась, и теперь если за какой-то определенный период времени вам не удается никого «освидетельствовать», вас прорабатывают всей общиной так, что партийно-комсомольские собрания советских времен просто отдыхают. Так? Или я сказал что-то неправильно?

— Никакие мы не подписчики.

— Если вы будете врать, разговор закончится, не начавшись. Врать — это говорить о том, что вам регулярно и совершенно бесплатно из Америки и Германии задарма присылают литературу.

— Православная церковь тоже зарабатывает деньги, продавая свечи, иконы и, кстати, многочисленную литературу. Зайдите в любые храмы, которые вы превратили в торговые ряды, и убедитесь сами! Сам Христос изгонял торговцев из храма, а вы превращаете его в вертеп и еще что-то говорите?

— Очень жаль, что вы дальше иконной лавки или свечного ящика в храме не прошли и ничего не разглядели. Христос изгонял из храма менял, которые, получая процент, сидели везде, в том числе и там, где шло богослужение, а в православных храмах (в самих храмах, где люди молятся и где священники совершают таинства) никогда и ничем не торгуют. И это выражение «зарабатывает»… Что зарабатывает, прибыль? Раньше прихожане сами пекли просфоры, лили свечи, делали вино и хлеб — и сами приносили все это в храм. Тогда не было ни иконной лавки, ни свечных ящиков. Сейчас же в церкви продается лишь то, что необходимо людям для богослужения, для совершения обрядов и таинств, то есть то, что сами прихожане больше не делают. Свеча, например, символизирует молитвенное стояние и пламенное обращение к Богу. Кто сейчас из прихожан дома льет свечи?

— А иконы? Вы молитесь на доски!

— Фу, как примитивно. Вы же нормальные люди, вон, и высшее образование, наверное, есть. Зачем повторять глупость тех, кто не привык обременять себя мыслительными процессами? Неужели для вас доска и икона — одно и то же? Вы что, не понимаете, что мы молимся не «на доски», но через специально, канонически написанный образ — Тому, Кто на нем изображен? А чему вы молитесь?

— Не «чему», а «кому». Иегове!

— Почему именно Иегове? Это одно из имен Бога, характеризующих Его свойства. Есть, например, еще Саваоф. Почему не Саваофу? Иегове, или Ягве, молятся иудеи. Вы что, иудеи?

— Нет, мы русские. При чем здесь это?

— Ну как же, именно иудеи молятся Ягве и считают Христа не Богом, а просто человеком, пророком-выскочкой, да еще настолько неудачным, что Его казнили самой позорной на то время казнью. Они молятся за быстрейший приход Машиаха, который погубит весь мир, вознеся при этом евреев на вершину мировой власти. А Ягве дарует им (и только им!) тысячелетнее блаженство на Земле. Разве не это же «свидетельствуете» и вы? Так чем вы отличаетесь от иудеев? Милые женщины, когда наши соотечественники в поисках истины идут в баптисты, это хотя бы можно объяснить. Объяснить тем, что в Православии очень много нужно работать над собой, со смирением претерпевая различные скорби, а конечную настоящую и вечную награду получить не здесь, на Земле, а в Царствии Небесном. У баптистов же все это заменяет чтение и вольное трактование Библии. То есть переход православных христиан в баптисты объясняется элементарной ленью. Но что занесло вас в американскую иудейскую секту — я понять не могу. Вам мало всяких «МММ» и финансовых «пирамид»? Или в уличных киосках не хватает красивых журнальчиков? Сколько же можно, чтобы на наивности наших сограждан наживались заокеанские мошенники? Вот и вы, думая, что проповедуете истину, на самом деле просто батрачите на издательство в Бруклине. Во многих странах вашу организацию так и называют: «коммерческий культ», запрещая регистрацию в качестве религиозной организации. Да и сам ваш основатель Чарльз Тейз Рассел в пятидесятых годах девятнадцатого века, исправляя свои неудачи в бизнесе (он же был настоящим американцем, для которого слово «неудачник» страшнее самого страшного проклятия!), организовал кружок по изучению Священного Писания. Рекламной фишкой для привлечения богатеньких собратьев-спонсоров стало грамотно растиражированное утверждение о том, что он точно знает самую сокровенную тайну мироздания — дату конца света. После того, как четырежды указанная дата проваливалась, раскрученный «бренд» перекупили ловкие дельцы. А после 1937-го года к нему окончательно подвели неоиудейскую талмудическую «платформу».

Андрей говорил спокойно и уверенно, а все, что чувствовали сектантки, можно было охарактеризовать двумя емкими словами: «шок» и «облом». Пластмассовые сектантские улыбки давно сползли с лиц женщин. Наружу все отчетливее проявлялась враждебность, заложенная в основе «учения» и запрограммированная психологами секты. То, что этих двух «свидетельниц» он не переубедит, Андрей знал — слишком глубоко их сознание подверглось изменениям, но он надеялся, что хотя бы надолго защитит своих попутчиков от посягательств сектанток.

Так и есть. Видя, что простые психо-лингвистические схемки здесь «не канают», женщины встали и открыли дверь. Вторая, старшая «двойки», все-таки не выдержала и, обернувшись, прошипела:

— Вы все умрете, так и не познав истину!

— Истину? Какую? Может, ту, что Христа, по-вашему, прибили к столбу, а не распяли на Кресте? Это истина? Как же можно с тупым упорством отрицать очевиднейший исторический факт! Ой, да и кто там вообще разбирается в фактах? Просто ваши американские авторы с пластмассовыми мозгами механически перевели на компьютере слово «древо» на «дерево», «столб». А теперь и вы должны повторять эту чушь! Или, может, поговорим о том, как ваши истины меняются со сменой авторов статей в журнальчиках? Мелкое вранье, поклонение чужим фантазиям, пустая, а потому преступная трата времени — вот ваша истина, а ваш скорбный удел — улучшать благосостояние и без того не бедных ловких бруклинских дельцов. Вас, свидетелей Иеговы, во всем мире порядка трех миллионов, но по вашему «учению» спасутся лишь сто сорок четыре тысячи. Остальные станут рабами этих избранных. Догадайтесь с одного раза, в какую группу войдете лично вы?

Последние вопросы Андрей задавал уже спинам уходящих несчастных женщин. Потом удобнее сел на полке и взял, наконец, остывший чай.

— Фу-у, кошмар. Интересно, они притворяются или у них действительно такая слабая податливая психика? Нет, ну как это: жили себе в России русские женщины, учились, имели работу, семью, какое-то мировоззрение, но вот приехал какой-то американский ухарь с дипломом одного из деревенских колледжей (по-нашему, бурсы), улыбнулся фарфоровыми зубами, раздал по килограмму риса, одарил, как дикарей, гуманитарным секонд-хэндом — и всё, «поплыли», вся жизнь коту под хвост! А если он еще пару умных фраз скажет. Господи, стыдно-то как! Эти дамы действительно не понимают, куда влипли и что творят, прежде всего с собой? Или они не хотят ничего понимать?

— А я вот считаю, что Бог один, и разве не все равно, как в Него верить, как поклоняться? — Наталья попробовала высказать свою точку зрения.

— Дорогая Наталья, а если я скажу при вас кому-то, что вы человек, в принципе хороший, но, извините, гуляете и отправили на тот свет пять мужей, вам будет все равно? Думаю, вы, мягко говоря, рассердитесь. И любой рассердится, если о нем говорить неправду. Так почему мы иногда легкомысленно считаем, что можем говорить о Творце Вселенной все, что заблагорассудится? Конечно, Бог — это Абсолют, точнее, Абсолютная Любовь, и Он настолько велик, что не обижается и поругаем не бывает, но вот руку Божью, которую Он протягивает каждому Своему творению, мы отталкиваем. А свято место, как вы знаете, пусто не бывает, и взамен спасающей десницы Божьей нам услужливо протягивается другая рука, или, точнее, когтистая лапа. Дальше — обман и все беды. Когда случаются болезни, аварии, природные катаклизмы — это не Бог гневается на нас и наказывает (ибо это невозможно, потому что мы дети Его и Он нас любит абсолютной любовью), но мы сами от него отворачиваемся, отталкиваем Его, после чего становимся беззащитными перед низшими разрушающими силами и соединяемся с демонами-мучителями. А Господь не может спасти нас без нашего на то желания, потому что первое, что Он подарил человеку — это свободная воля. Бог как бы стоит в стороне и ждет, какой выбор мы сделаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»[6]. Какой выбор мы делаем? Какой выбор сделали эти несчастные женщины? Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят. А начинается все с гордыни и равнодушного отношения к правильному Его славию.

— Правильное Его славие — это, как я поняла, Православие?

— Да, Православная вера, сохранившаяся канонически с евангельских времен и переданная нам святыми отцами в полноте от самого Христа и апостолов.

— Допустим. Но зачем нужно обязательно ходить в церковь? Я считаю, что Бог у меня в душе и…

— Да ну? Если вы так уверенно утверждаете, что Бог у вас в душе, то непременно должны знать и ответ на вопрос: как Он туда попал?

— Но простите, насколько я знаю, в Евангелии от Луки Иисус Христос на вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие и где оно, ответил: «Царствие Божие внутрь вас есть».

— Совершенно точно. Это глава 17, стихи 20 и 21. Но как их объяснить? Трактовать Святое Письмо вообще и это место в частности очень трудно, потому что по нашей духовной слепоте и завышенном самомнении можно сделать неправильные, а, следовательно, опасные выводы, но вот святым отцам, своей духовной жизнью стяжавшим благодать Святого Духа — того самого Духа, каким были написаны все книги Евангелия — верить можно и должно. Например, святой Блаженный Феофилакт Болгарский, святой отец и учитель Церкви, живший в Византии на рубеже одиннадцатого и двенадцатого веков, так объясняет это место в Евангелии от Луки: «Умолчав о сем, так как они (фарисеи) по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой — жизнь богоугодная… Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас».

— Так я о том и говорю.

— Не совсем о том. Царствие Божие внутрь вас есть — это да, но «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Это двенадцатый стих одиннадцатой главы Евангелия от Матфея. Он говорит о следующем: просто иметь внутри себя душу и Царство Небесное, как дары Бога человеку, недостаточно для спасения — нужно непременно пустить в душу самого Бога. Пустим мы Его внутрь себя или нет — право нашего свободного выбора. Эта свобода — еще один Божий дар. Бог не может спасти нас без нашей на то воли, желания и усилия. Господь Бог, Творец всей Вселенной, говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»[7]. А как нам впустить Бога в Его Царствие внутри нас, если мы живем в мире грехов и страстей среди таких же, как мы, людей? Стараясь не грешить, мы, тем не менее, постоянно грешим: если не делом, то словом, если не словом, то помышлением. Грех — это тьма, и Свет не может сосуществовать с тьмой. Свет попаляет тьму, так дайте Свету дорогу! Вы, утверждая, что Бог уже в вашей душе, тем самым констатируете, что в вас нет греха. Но если даже святые отцы, достигшие своей духовной жизнью высот чистоты, видели себя недостойными грешниками, то вы, получается, выше святых отцов, вы абсолютно святая! Понимаете теперь всю абсурдность утверждения «мне ничего не нужно, Бог у меня и так в душе»?

— Но при чем тут храм? Зачем посредники в отношениях между человеком и Богом?

— Вы все-таки не хотите расставаться с мыслью, что вы святая, что вы с Творцом Вселенной на «ты». Видя немощную природу человеческую (которая стала таковой после грехопадения первых людей — они, кстати, потому и отпали от Бога, что посчитали себя равными Творцу и Бог им не нужен), ее склонность ко греху и страстям, Бог дал нам много вспомоществующих средств, которые призваны помочь нам наладить, так сказать, связь с Небом. Во-первых, это молитва, как «средство связи», и во-вторых, это храм — особое место, где всё призвано помогать, настраивать человека на нужную духовную «волну». «Дом Мой домом молитвы наречется» — говорил Господь[8]. А еще Он пояснял: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»[9]. То есть храм — это место, заповеданное самим Богом, где люди собираются для молитвы, и всё в этом месте призвано людям в этом помогать.

— Извините, но ходить в храм только для того, чтобы было удобнее молиться?

— Не только. В двенадцатой главе Евангелия от Матфея есть такая притча: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». То есть недостаточно очистить свою душу, освободить свою жизнь от грехов, потому что сразу возникают вопросы «а ради чего?», «что дальше?». В чисто выметенное и убранное место нужно пустить Бога. Но мы не знаем как, какие трудности возникнут при этом, на какую помощь можно рассчитывать. Вот для этого и существует храм. Что самое главное в Православной Церкви? Евхаристия. Таинство причастия Плоти и Крови Христа — Бога Живого.

Вы представляете, какое счастье имеем мы, люди, но не имеют даже ангелы небесные, а всякие там сектанты безрассудно отвергают? Мы, грешные люди, несмотря ни на что, по милости Божьей можем с Ним, с Богом, с Творцом всей Вселенной, в таинстве Причастия воссоединяться, потому что во время Божественной Литургии хлеб и вино получают божественные свойства плоти и крови Христа!

— Это как?

— Не «пресуществляются», как упорно твердят после Трулльского Собора представители католической церкви и некоторые протестанты. Что такое «пресуществление»? Это когда утверждают, будто хлеб и вино в Чаше в определенный миг, то есть после слов «придите, ядите…», в мгновение ока превращаются в, извините, мясо и кровь Христа. Кстати, на Западе многие вегетарианцы и другие так называемые «христиане» с подвывертами, из-за этого отказываются причащаться — еще бы, есть сырое мясо и запивать его кровью! Варварство! Каннибализм! Наша же Церковь, Церковь восточного обряда, не приняла такой догмат. Да, в Россию западное веяние в виде слова «пресуществление» просочилось в середине XIX века, но ни один из святых отцов его не принял и решительно отверг. В нашей Православной Церкви хлеб и вино в Чаше после молитвенного призывания Святого Духа получают божественные свойства Христа-Бога. Это чудо истинного таинства Евхаристии дает только Православная Церковь. Так есть разница, как верить, во что верить и ходить ли в храм? Но нужно также помнить: только Православная Церковь предупреждает о том, что к Причастию нужно тщательно готовиться и подходить с благоговением, в противном случае на таинстве Евхаристии мы со Святыми Дарами можем принять в себя не Бога, а сатану, как произошло с Иудой. И только в Православной Церкви к этому вопросу подходят так строго и серьезно, в других же христианских конфессиях Евхаристия сведена до торжественной формальности или традиционному обряду без глубокого духовного смысла.

Микола Иванович поднял, как в школе, руку.

— Так кому ж тоди служать амэрыканци? Сатани?

— Я бы так обобщающе не говорил. Есть простые американцы, богобоязненные работяги и служаки, в общих чертах такие же, как мы, но то общество, в котором они живут, и которое нахрапом захватили настоящие сатанисты, тянет всех их вниз. Вроде бы техника развивается, коммуникации всякие, жизнь становится богаче и комфортнее, а пустота в душе растет. Болит душа, ноет, просится к Свету, а ее шоппингом и Лас-Вегасами. Посылаются скорби, болезни, стихийные бедствия с призывом опомниться, пока не поздно, подумать, наконец, о душе, а ее наотмашь психотреннингами, йогой и каббалой. И над всем этим «триединый бог» — бизнес, доллар и успех. Далеко не все американцы сатанисты по сути, но всем им очень трудно не стать ими!

— Но многие мечтают жить так, как они.

— Жить, как они… Жить, как в Америке… Жить, как в Европе… Когда мы так говорим, какие ассоциации у нас возникают? Если имеем в виду пресловутый «американский образ жизни», то на ум приходят ковбои, джинсы, Дикий Запад, жвачка, «Макдональдс» и силиконовые блондинки на пляжах Флориды — плоские киношные штампы и стереотипы, не имеющие ничего общего с обыденной действительностью, где безраздельно бал правит доллар и торгашеские отношения совершенно во всем, включая любовь, семью и детей. Нам это надо? Боже, спаси и сохрани! Говоря же о Европе, мы рисуем в уме, как на старинной площади около ратуши в многочисленных уютных кафешках сидят местные бюргеры, лениво потягивают пивко или кофеёк и любуются, как вокруг фонтана сидят целующиеся однополые парочки. Вот это ближе к истине. Но нужна ли нам такая «идиллия», такой «европейский уровень жизни», когда гомики официально усыновляют и воспитывают детей, а в кирхах венчают собачек и кошечек? Знаете, в Европе действительно красиво. Вот только почему-то красота какая-то неродная, тоскливая, которая быстро приедается и от которой хочется побыстрее уехать. Почему? Да потому, что она мертвая! Мы, русские, хоть и больные, но живые, и нас можно еще лечить, мы можем быть лучше, чище, мы можем развиваться, творить. Может ли развиваться Европа? Нет, ей уже крышка. Может ли она творить? Увы, только кубизм-экспрессионизм. Что же касается красоты, то украшают, как правило. только трупы. И вообще, чего нам сейчас не хватает здесь, в России? Тряпки, быттехника, машины, продукты питания — всего этого «добра» сегодня у нас не меньше. Мало денег? Но денег всегда будет мало, тем более там, «за бугром». Что же касается штампов и стереотипов о сладкой жизни на Западе, то они рассчитаны на тех, кто никогда там не был. Но если бы даже это было и так, то что проку человеку в том, что он приобретет весь мир, а душу потеряет? Это еще Спаситель говорил.

— Так раз мы кращи, то чому живемо так погано? И взагали, якщо мы таки вумни, то чого мы таки бидни?

— А что, Микола Иванович, если человек богатый, то он обязательно умный?

— Та ни, куды там. Ось у моеи доньки одноклассник був. Бильше двоек ничого нэ мав, освиты ниякои, а зараз вилла, мерседес, охрана. Кожный дэнь казино та фейерверки.

— Ну вот вам и ответ. Тот одноклассник думает, что достиг всего сам, и поэтому прожигает деньги «на полных правах» хозяина жизни, а того не знает, что богатство, как и власть — ох какие нелегкие испытания! Жестокие испытания, коварные и мимолетные. Бог дал ему деньги как шанс помогать нуждающимся, делать добро, стать лучше самому, потому что научить его делать добро родители и учителя не смогли. Но он разбазаривает этот драгоценный дар. Будьте уверены, жизнь еще поставит его на место: или появится киллер какой-нибудь, или сын станет наркоманом, или болезнь неизлечимая, или крах по бизнесу. Но даже если ничего этого не приключится, с него ТАМ так спросится, что мало не покажется. Вот вам и «почему мы бедные, если такие умные». Мы, славяне, всегда тяготели больше к духовной жизни, чем к материальному лоску. Сейчас Запад с новой силой пытается нас переделать, сделать из нас общество потребления, низвести до их уровня, то есть до уровня управляемо-мыслящего жвачного животного. И вы видите, какая ломка идет, как все русское нутро не принимает этого, восстает! Так что на ту фразу, что вы сказали, я отвечу абсолютно точной народной мудростью: «в гробу карманов нет». Вот эта фраза имеет смысл.

Несколько минут все сидели молча, едва покачиваясь в такт вагона. Каждый думал о своем. Прервала молчание Наталья.

— Да, нужно верить в хорошее. Больше находиться на природе, впитывать в себя ее живительные силы и радоваться каждому дню.

— Слышу знакомые нотки. Наталья, вон та книга, край которой выглядывает из-под подушки, случайно не Порфирия Иванова? Или, может, «Звенящие кедры Сибири»?

— Точно, «Анастасия».

— А то уж я думал, что вы по Иванову решили бегать зимой голышом и пить мочу.

— Нет-нет, это совершенно другая книга. Замечательная. Мне ее дала соседка по даче. Говорит, что она изменила всю ее жизнь. Вот и я решила прочитать, тем более, что мы едем как бы к этим самым «звенящим кедрам».

— И как книжка?

— Интересная. Немного непривычный слог, но ничего, к середине привыкаешь. Очень жизненно.

— Ага, настолько же жизненно, как «Гарри Поттер».

— Ну вы сравнили! Андрей, тут вы точно не правы, я с вами категорически не согласна! Ну при чем здесь «Гарри Поттер»?

— Да? А в чем отличие? И там и тут — удачные коммерческие проекты. И там и тут — сказочки про магические силы природы, седых учителей-друидов, уход из реальности в мир фэнтези. Там — Англия и заколдованные замки, тут — сибирская тайга и «звенящие» волшебные кедры. Там — очкастый потомок магов Гарри Поттер, тут — потомок языческих идолов и махатм шамбалы «Анастасиюшка». Наталья, у вас в руках просто бульварный романчик, ничуть не умнее «Рабыни Изауры», да еще и с автором, который некогда был фотографом Владимиром Пузаковым в Новосибирском Облфото, а потом взял фамилию жены Мегре, превратившуюся в пошлый опереточный псевдонимчик. Кстати, жена ушла от него по причине безудержного прелюбодейства мужа. У вас какое образование, если не секрет?

— Высшее. Первый Медицинский институт.

— Ух ты, солидно! Так вот, эта книжонка не для вас, она изначально предназначена для скучающих дачниц-мещанок с неоконченным средним образованием, потому что любой, кто читает что-то, кроме бульварного чтива, и смотрит что-то, кроме сериалов, сможет без труда сделать об этой книге следующий вывод: полный бред и галиматья. Но учтите, галиматья опасная, кощунственная, богохульная! «Анастасиюшка», например, «учит», что человек должен сознавать себя равным Богу, а православная духовная традиция только помеха; что не только человек молится Богу, но и Бог молится человеку; что молитва «Отче наш», оставленная нам Христом — сплошная бессмыслица, и вместо нее нужно бубнить какой-то примитивный стишок; что кедр, главная святыня анастасийцев, является накопителем космической энергии; что детей не нужно ничему учить и не нужно воспитывать. И т.д. и т.п. Гражданин Пузаков (пресловутый Мегре) сдвинул набекрень мозги тысячам домохозяек и дачников (основной контингент анастасийцев), заработал на книжках и на кедровых «дощечках для потирания» миллионы долларов — обычная банальная финансовая пирамида на базе издательского центра. Не напоминает ли это вам бизнес-схему «Свидетелей Иеговы»? Скажите, Наталья, что вы ищете в этой писанине??

— Да, собственно, ничего не ищу. Просто она какая-то уютная, что ли, сокровенная. Но я-то только начала читать, а вот соседка моя, наверное, уже того.

— И это в России, в стране с богатейшими тысячелетними духовными традициями! Знаете, я думаю, в чем-то прав диакон Андрей Кураев, когда с прискорбием констатирует, что в отличие от расхожего утверждения, будто бы народ русский хранит Православную веру, на самом деле сейчас Православие пока хранит русский народ. И терпит. Ох как терпит всякие наши завихрения и кидания в поисках на стороне того, что испокон веков было рядом, в ближайшем храме! То наши «хранители веры» поголовно, особенно в деревнях, заливают с утра «шары» самогоном, тыча себя во впалую грудь грязным кулаком со словами «душа болит!» Может, и болит. Так что, чтоб не болела, ее без просыху глушить самогоном? А где же вера, «хранитель»? То наш человек вдруг гордо называет себя протестантом! Против чего протестуешь, болезный? «А фиг его знает. Вот уткнусь в книгу и вобью себе в голову, что не существует ни Священного Предания, ни святых отцов, ни тысячелетнего духовного опыта Руси, ни духовной жизни, ни работы над собой, над исправлением греховной жизни. Просто верь — и ты уже спасен! И ничего не надо делать! Полная шара! Так учат американцы, они умные». То вдруг харизматом-неопятидесятником обзовется, на которого, якобы, Святой Дух регулярно снисходит, и он говорит «языками». Какими языками говоришь, горемычный? «Ангельскими!» — гордо заявляет он. А нужно ведь обыкновенными, человеческими, понятными, потому что именно в этом был смысл апостольской Пятидесятницы — чтобы апостолов, проповедующих Евангелие, понимали во всех уголках Земли!.. И так далее. И пошла гулять русская душа по сектам да лже-пастырям. Так что, русский народ — это, несомненно, носитель Православия, но хранитель ли, особенно сейчас? Ой, не знаю. Может быть пока, но если так будет продолжаться и дальше — тогда только одному Богу известно, что будет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: