Студент-медик со сформированными толерантными установками и стратегиями деятельности 6 глава




В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач воспитания этнической толерантности получила широкое развитие. Важность такого воспитания подчеркивали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и другие. В современной отечественной педагогике формирования этнической толерантности рассматривается как процесс


превращения социально и государственно значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И. Болдырев, Э.П. Козлов, И.А. Липкина, Н.Т. Трофимова, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская и др.). Ученые среди основных средств воспитания толерантной личности называют включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передачу социального, этнического опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентаций, знакомство с историей родного края, историко-культурными и природными памятниками в русле диалога культур и цивилизаций. В начальной школе в силу специфики возраста (ярко выраженная необходимость в нравственном и поведенческом идеале, эмоциональность, восприимчивость, непосредственность в восприятии фольклорной образности и т.д.) привитие соответствующих моральных и поведенческих установок, осознание себя гражданином не только малой родины, республики, но и всей страны происходит наиболее гармонично. Однако между целями и задачами такого воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы этнокультурное сознание подрастающего поколения. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура – это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования толерантной личности. Все проявления материальной и духовной жизни этноса нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы. Однако, меры по решению проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, нецеленаправленный характер. Проблема заключается в наличии противоречий между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач нравственного воспитания на основе народных традиций. Обобщение современного опыта педагогической работы по формированию в структуре личности школьников этнической толерантности показывает, что наиболее эффективен этот процесс, если: - будет выявлен нравственный потенциал и система гуманистических ценностей содержания этнокультурных традиций того или иного народа в связи с мировой культурой; - этнический компонент содержания воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур; - целенаправленно осуществляется приобщение учащихся к этнокультурным традициям в сочетании с обеспечением исторической грамотности учащихся, их широкого историко-этического просвещения, развитием способности понимать себя и другого человека в качестве субъекта определенной этнической культуры; - учащиеся включены в активные и разнообразные виды учебной и внешкольной деятельности, ориентированной на формирование не только национального самосознания, но и общегражданского сознания. Эффективность такой работы возрастает при раннем начале формирования культуры толерантности; нацеленности на активное усвоение соответствующих разделов содержания образования по предметам гуманитарного цикла; проведении специальных факультативных занятий, подключении межпредметных связей, способствующих организации глубокого восприятия этнопедагогического материала. Важным залогом успешности процесса является достаточная психолого-педагогическая подготовка учителя для работы с соответствующим материалом, позволяющим на всех степенях образования вести межкультурный диалог - надежное и верное средство продвижения к истине, прозрению и мудрости, обо в различии этнических культур важно видеть достоинство, а в их диалоге видеть форму истины более высокого порядка. Это тем более важно, что "в народных культурах нет материала для межнациональной розни. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов, Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки друг другу" (Г.Н.Волков). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Черняева С.А., Россия, г. Санкт-Петербург

Феномен толерантности - интолерантности пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, являясь важным измерением практически любого социального взаимодействия, влияя на ценности, убеждения и установки личности, одновременно являясь их результатом. Рассматривая психологию становления толерантности нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности предпочтительнее во всех ситуациях. Имеет смысл ставить проблему границ


толерантности, понимание того, что существуют идеи, ценности, формы поведения, толерантность к которым может являться нарушением нравственных и правовых норм. Для анализа толерантности важно выделить основные психологические компоненты этого явления. Братченко С. Л. выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты толерантности [1]. Когнитивный компонент легче для исследования, поэтому толерантность чаще всего и описывается в когнитивной терминологии. Центральным моментом здесь является признание сложности и многообразия социально-культурного мира и субъективной природы индивидуальных суждений о нем, а потому – неизбежной множественности индивидуальных картин мира. Толерантность в когнитивном аспекте ярче всего проявляется в ситуациях противоречий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать это несовпадение как проявление плюрализма. Когнитивная интолерантность – наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия правильному», и потому отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию. Таким образом, толерантность в когнитивном аспекте означает еще и такое важное качество, как способность человека когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Полноценная эмпатия безоценочна и в этом смысле толерантна по своей сути. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента может быть назван и особый вид эмоциональной устойчивости – «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге – без того, чтобы подавлять или искажать их. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. Поведенческий компонент толерантности –представляет собой наиболее «наглядную» часть проявления толерантности и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых можно выделить:

способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения (Я-высказывания и т.п.);

готовность к толерантному отношению к высказываниям других; способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисса и консенсуса);

толерантное поведение в напряженных ситуациях (при различиях в точках зрения, столкновении мнений или оценок, – то есть в ситуациях конфликтов). Толерантность в разрешении конфликтов проявляется в следующих стратегиях: ведение переговоров, итогом которых является взаимное соглашение; привлечение конфликтующих сторон к сотрудничеству, обеспечение сторон позитивной информацией.

 

Зрелая толерантность – больше простой компетентности в толерантном поведении, когнитивной «оснащенности» и эмоциональной готовности. Необходимо учитывать «личностный компонент » или, точнее, – личностное измерение толерантности. Основное содержание личностного измерения толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему – в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества. В формировании личностных смыслов важную роль играет рефлексия. Рефлексия – это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. С появлением рефлексии связано осмысление собственной жизни, рефлексия переживаний и тех событий, которые стоят за ними, начинается с вопроса, обращенного к себе. Личностные смыслы в силу своей специфики не могут быть даны в готовом виде или усвоены через традиционные каналы передачи и обмена информации. Их особенность в том, что субъекту надлежит искать их, обнаруживать и раскрывать. Общение с современными подростками показывает, что механизмы рефлексии развиты у большинства из них очень слабо. С этой точки зрения работа, направленная на развитие толерантного сознания и поведения подростков, должна начинаться с того, чтобы научить их задавать вопросы себе, анализируя события своей жизни, свой социальный опыт. Личностная основа межличностной толерантности в качестве своего истока имеет толерантное – уважительное, принимающее – отношение к самому себе. В этом смысле


уровень толерантности тесно связан с уровнем самопринятия и самоуважения – которые в определенном смысле можно рассматривать как проявления толерантности к себе самому. Представим основные психологические предпосылки становления отдельных компонентов толерантности.

Таблица 1 Психологические составляющие становления толерантности
Компоненты толерантности Способствуют толерантности Способствуют интолерантности
Когнитивный компонент толерантности Понимание толерантности как социального явления и личностного выбора; понимание границ толерантности; толерантные убеждения; убеждения, обеспечивающие идентичность: знания бесконфликтных формах коммуникации. Непонимание толерантности; отсутствие убеждений о ее необходимости и значимости; размытая идентичность, интолерантные убеждения и предрассудки
Эмоциональный компонент толерантности Самоуважение; рефлексия, развитая эмпатия, умение доверять Импульсивность, отчужденность, тревожность, эгоцентризм, неадекватная самооценка, завистливость
Поведенческий компонент толерантности Толерантное поведение Самоутверждение через конфликты

 

Развитие толерантности в онтогенезе возможно только при условии сформированного чувства самоуважения, которое является базовой потребностью каждого человека. Неудовлетворенная потребность ребенка в самостоятельности приводит к возникновению у него негативных тенденций, среди которых можно выделить пассивность, забитость, злобу, агрессивность, чувство униженности, беспомощности, которые обуславливают интолерантное поведение. Постоянное навязывание своей воли ребенку, стремление подавить его активность в целях эгоистического сохранения собственного спокойствия или, что еще хуже, выражение сомнения в его способностях и компетентности могут привести к формированию пассивной, зависимой от других личности. Развитая коммуникативная толерантность способствует успешному включению детей в коллективные игры, во время которых происходит усвоение ребенком социальных норм, формирование моральных суждений, развитие кооперации и сотрудничества, что в свою очередь способствует формированию у ребенка просоциальных мотивов, таких как альтруизм и взаимопомощь. Таким образом, происходит своего рода «эскалация» толерантных проявлений. Более толерантные дети легче воспринимают проблемные ситуации и легче воспринимаются своими товарищами. Приобретая новые знания, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым (учителями, семьей), он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Именно поэтому исключительную роль играют установки и ценности (в том числе и в отношении толерантности), декларируемые учителем. При желании учитель может корректировать отрицательную самооценку, предоставляя ученику возможность отстаивать свое мнение, и тактично направляя его рассуждения. В подростковом периоде исключительной ценностью становится дружба, именно через нее происходит усвоение таких черт взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка. Таким образом, происходит дальнейшее формирование толерантных установок. Однако, в этот период могут формироваться и интолерантные тенденции как следствие этнической гиперидентичности, когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими». В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в разных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до от-стаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, формирование этнической идентичности подростка может пойти по типу гипоидентичности, в первую очередь этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддержать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. С другой стороны, гипоидентичность не позволяет установить границы личности, также вызывает снижение самооценки, провоцируя внутренние конфликты.

Подросток стремится найти такую социальную общность, принадлежность к которой позволила бы связать собственные и групповые ценности, максимально реализовать свое изначально позитивное, гармоничное самоощущение. Но потребность в принадлежности группе может мотивировать и конформное поведение, противоречащее своим убеждениям. Чтобы добиться признания группы, подросток будет соответствовать групповым нормам, которые могут быть как толерантной направленности, так и интолерантной. Самокритичность может способствовать смене интолерантных установок на толерантные. Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного поведения. Многие исследователи считают одной из причин такого


поведения фрустрированность потребности в уважении, признании. Основные личностные особенности, обусловливающие становление толерантности в соответствии с возрастом, в котором должно проходить это становление представлены в таблице 2.

Таблица 2 Личностные особенности, обусловливающие становление толерантности в разных возрастах
Возрастной период Психологические предпосылки толерантности, соответствующие данному возрасту
Младший школьный возраст Рефлексия, коммуникативная компетентность
Подростково-юношеский возраст Рефлексия, самоидентичность, самоуважение, эмпатия, толерантные убеждения
Взрослость Способность взаимодействовать с непохожими на себя людьми на основе созидательных убеждений.

 

Подводя итоги, можно отметить, что становлению толерантной культуры личности способствуют: удовлетворение аффилиативной потребности ребенка, предоставление ему самостоятельности в разумных пределах, демократический стиль воспитания и толерантное мышление, и поведение членов семьи ребенка и педагогов. Литература:

1. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. https://hpsy.ru/public/x831.htm ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К КСЕНОФОБИИ Юрасова Е.Н., Деханова И.А., Россия, г. Москва Изучение проблемы ксенофобии и толерантности является требованием времени. Миграционные потоки, вызванные разнообразными причинами, усиливаются, и проблема взаимодействия различных культур, рас и наций становится все более актуальной. Это ставит перед психологической наукой вопрос о факторах, влияющих на формирование толерантности и ксенофобии, в частности вопрос о том, насколько личностные особенности индивида могут предрасполагать к возникновению ксенофобии. Ксенофобия трактуется Российским энциклопедическим словарем (М., 2001) как «ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному», или в более узком и специфическом значении - как непринятие людей иной национальности и (или) иной культуры. Как психологическая проблема она оказывается крайне многогранной и изучается различными ветвями психологической науки: в социальной психологии - как проблема взаимодействия больших групп людей и массовидных явлений; в этнопсихологии - через понятия национальной идентичности и группового фаворитизма. Если рассматривать ее через призму личностных особенностей индивида, то она также предстает в нескольких плоскостях – как имеющая когнитивную, аффективную и поведенческую составляющую. Это ставит вопрос о том, какие личностные особенности могут с наибольшей вероятностью оказаться вовлеченными в проблему формирования ксенофобии. Попробуем выделить эти особенности. Когнитивная составляющая – это содержательная сторона ксенофобии. Она заключается в наличии предубеждений (то есть убеждений и/или установок) относительно лиц другой национальности и культуры. Личностными особенностями, вовлеченными в проблематику ксенофобии, здесь, в первую очередь, предстанут ценностные ориентации и приверженность той или иной идеологии, а также ригидность как возможность корректировки убеждений и установок. Кроме того, так как ксенофобия представляет собой негативное отношение к представителям иных наций и/или культур, что может быть переформулировано, как негативное отношение к Чужому, когнитивная составляющая предстанет и как проблема восприятия, а именно восприятия другого человека как Чужого, отличного от самого индивида. Проблема ксенофобии с этой точки зрения окажется тесно связанной с проблемой восприятия-оценки себя и восприятия-оценки другого и с такими личностными характеристиками, как самооценка, самоотношение, представление о себе. Если рассматривать аффективную составляющую ксенофобии, то она предстанет как проблема возникновения отрицательных эмоциональных переживаний по отношению к Чужому, т.е. в состоянии неизвестности и неопределенности. Так как эмоции, возникающие при ксенофобии, могут быть весьма разнообразными (чаще всего называют тревогу и страх, гнев, отвращение, презрение), это позволяет предположить, что наиболее тесно с проблемой ксенофобии будут связаны такие личностные особенности, как уровень тревожности и агрессивности, доминирующие психологические защиты и способы совладания. Поведенческая составляющая ксенофобии – это широкий спектр поведенческих реакций, начиная с проявлений недоверчивости и агрессивности в контакте и заканчивая экстремистскими высказываниями и террористическими актами, направленных на других людей. С этой точки зрения необходимо изучать стиль межличностного общения индивида и такие его особенности, как степень близости - дистанцированности, степень аффилиации, доминирование – подчинение в контакте.

Ранее проведенные нами исследования показали, что действительно существуют значимые взаимосвязи между высоким уровнем ксенофобии (декларациями неприязненного отношения к людям


других национальностей) и такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, повышенная тревожность, высокий уровень ригидности, преобладание архаических защит типа отрицания, расщепления и проекции. В данном исследовании мы остановились на изучении таких личностных характеристик, как самоотношение и особенности Я-концепции (Я-реальное и Я-идеал), а также склонность к определенной идеологии. Для определения уровня ксенофобии нами использовалась исследовательская методика «Опросник уровня ксенофобии» (Е.Н. Юрасова). Для определения различных аспектов самоотношения использовалась Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев). Для выявления представления испытуемых о себе и своих особенностях в межличностных отношениях использовалась Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Подверженность антидемократической идеологии определялась с помощью методики «Шкала фашизма» (Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Левинсон, Р.Сэнфорд). Для выявления взаимосвязи между собой всех перечисленных характеристик использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а также использовался критерий Манна-Уитни для определения значимости различий между испытуемыми с различными уровнями ксенофобии. В качестве выборки нами были взяты испытуемые молодого и зрелого возраста (20-46 лет), так как мы предполагаем, что формируется ксенофобия достаточно поздно, что связано с особенностями ее когнитивной составляющей. Для возникновения неприязни на национальной или культурной основе необходимо, чтобы были сформированы такие абстрактные понятия как нация, раса, культура, религия, что предполагает достижение индивидом уровня формальных операций (по Ж. Пиаже) в сфере интеллектуального развития, поэтому вряд ли можно обнаружить ксенофобию ранее подросткового возраста. В ходе проведенного в 2011 году пилотажного исследования не удалось выявить ни сформированной национальной идентичности, ни ксенофобических убеждений у старшеклассников многонациональных московских школ. В нашем исследовании выборку составили 66 человек, в основном женщины (90%). Мужчины составили 10% выборки. Подавляющее большинство респондентов относит себя к русской национальности, принадлежность к другой нации признали 10% респондентов. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили наши предположения о наличии взаимосвязи между уровнем ксенофобии и такими личностными характеристиками, как самоотношение, Я-концепция, подверженность антидемократической идеологии. Выявлены следующие значимые взаимосвязи:

обратная взаимосвязь между ксенофобией и отраженным самоотношением (уровень значимости 0,001), ксенофобией и саморуководством (уровень значимости 0,05) (Методика СОМО Пантелеева);

прямая взаимосвязь между ксенофобией и недоверчиво-скептическим и зависимо-послушным стилями межличностных отношений в образе Я-идеала (уровень значимости 0,01); между ксенофобией и властно лидирующим типом межличностных отношений в образе «представителя моей нации» (уровень значимости 0,05) (Методика Т. Лири);

прямая взаимосвязь между ксенофобией и подверженностью антидемократической идеологии, ксенофобией и анти-интрацепцией (склонность к неприятию всего субъективного, творческого) (уровень значимости 0,01 в обоих случаях); ксенофобией и авторитарной агрессией (уровень значимости 0,05); ксенофобией и деструктивностью и цинизмом, ксенофобией и преувеличенной озабоченностью сексуальной жизнью (уровень значимости 0,001 в двух последних случаях). Методика «Шкала фашизма».

 

Интерпретируя полученные данные можно нарисовать следующий психологический портрет ксенофоба. Данные, полученные с помощью методики Пантелеева, показывают, что отношение ксенофобов к себе является скорее неблагоприятным, особенно когда они пытаются представить, как к ним относятся другие люди (шкала «Отраженное самоотношение»). Они ощущают себя неспособными вызывать уважение у окружающих, получать от них поддержку и одобрение, а способными вызывать лишь осуждение и порицание. В связи с этим они плохо способны организовывать свои отношения с другими людьми и прогнозировать последствия, к которым приведет их взаимодействие с окружающими. Это также приводит к тому, что они в малой степени могут координировать и направлять собственную активность, свое поведение в целом и считают, что их жизнь зависит от внешних обстоятельств и мало подвластна им самим (шкала «Саморуководство»). Этот вывод подтверждают значимые различия, полученные по показателю «Отраженное самоотношение» между ксенофобами и лицами без ксенофобии. Ксенофобы, как уже указывалось, считают, что не способны вызывать хорошее отношение у окружающих, в то время как респонденты без ксенофобии считают, что окружающие их принимают, ценят их личностные и духовные качества, высоко оценивают их поступки и действия, и их приверженность групповым нормам и правилам. Они считают себя общительными, эмоционально открытыми и легко устанавливающими деловые и личные контакты.

С помощью методики Т.Лири мы выявили, что идеальным в представлении ксенофобов, является человек, характеризующийся недоверчиво-скептическим и зависимо-послушным стилями межличностных отношений. Это обособленный, замкнутый индивид с ригидными установками и критическим настроем к любому мнению, кроме собственного. Он подозрителен, проявляет неконформность суждений и поступков,


но при этом чувствителен к критике в свой адрес, не удовлетворен своей позицией в группе и убежден в недоброжелательности окружающих лиц. В отношениях он пассивен, подчиняем, не уверен в себе, обладает заниженной самооценкой и повышенной склонностью к рефлексии, щепетилен в вопросах морали и совести. Описывая представителей собственной нации ксенофобы приписывают им властно-лидирующий тип отношений с окружающими: высокую активность, выраженную мотивацию достижений, тенденцию к доминированию, повышенный уровень притязаний, легкость и быстроту в принятии решений. Образ представителя собственной нации - это образ группы, с которой ксенофобы себя идентифицируют, и можно видеть, что он является комплементарным к образу идеального Я. Если в образе идеального Я рисуется индивид, хотя и негативно относящийся к другим, но не позволяющий себе открытых проявлений агрессии, то в групповом образе подчеркивается как раз возможность проявления силы и воли. Дополняют психологический портрет ксенофоба данные, полученные при изучении склонности к антидемократической идеологии с помощью «Шкалы фашизма». Выраженная положительная связь между ксенофобией и подверженностью антидемократической идеологии показывает, что ксенофобы с высокой вероятностью являются личностями с «авторитарной структурой характера» и потенциально «склонны к фашизму» (по терминологии авторов опросника). Особенно тесные связи выявлены между ксенофобией и деструктивностью и цинизмом, что говорит о том, что ксенофобы склонны к очернению человеческой природы и считают естественной враждебность по отношению к чужакам. Они также склонны к неприятию всего субъективного, творческого, подавлению фантазии и воображения, боятся проявлений подлинных чувств и потери самоконтроля. Ими обесцениваются человеческие чувства и переживания, и они стараются придать особую значимость объективной реальности. Боясь проявлений индивидуальности, чувствительности и тому подобной слабости и несовершенства человеческой природы, ксенофобы осуждают и отвергают людей, не уважающих традиционные ценности, и считают, что таких людей следует наказывать. Одновременно ксенофобы проявляют высокую озабоченность сексуальной жизнью, как своей, так и чужой. Все это говорит о том, что область чувств и их адекватного выражения является для них весьма проблемной областью, пугающей их своей силой и непредсказуемостью. Данные данного опросника также свидетельствуют о том, что ксенофобы склонны подавлять агрессивные импульсы в отношении «мы-группы», в связи с чем испытывают потребность во внешнем объекте для разрядки этих импульсов. Подобное поведение является проявлением типичного защитного механизма расщепления - примитивной защиты, позволяющей групповому образу сохранять идеализированные черты за счет перемещения негативных черт и вызываемой ими агрессии на внешний объект, в случае ксенофобии – на представителей других наций. Подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать вывод, что действительно существуют личностные особенности, обуславливающие предрасположенность к возникновению ксенофобии. Литература:

1. Экстремизм и его причины. П/р. Ю.М.Антоняна. – М., «Логос», 2010.

2. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии. «Юридическая психология», 2008, №4. С.27-35.

3. Юрасова Е.Н. Ксенофобия и проблемы идентичности. Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы Второй Международной научной конференции. Том 2. Смоленск, 2010. С.299-302.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: