Студент-медик со сформированными толерантными установками и стратегиями деятельности 7 глава





СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Акимова А.Н., Акимов Ю.И., Россия, г. Рязань В современном динамично развивающемся социуме большое значение придается методам и способам формирования у молодежи нравственных установок, определения смысла жизни и ценностей общества. Именно по этой причине средства массовой информации играют важную роль в политике государства. В настоящее время свободный доступ к сети Интернет, а также неконтролируемый поток информации в печатных изданиях и на телевидении позволяют формировать у молодежи как положительное, так и негативное отношение к определенным сторонам обыденной жизни. Так на телеэкранах популярны сериалы, в которых в негативном свете представлены лица «кавказской национальности», при этом не учитывается то, что не существует как таковой «кавказской национальности», и это есть не более чем один из способов формирования отрицательного отношения к этносам южных республик нашей страны, а также стран СНГ. Все это, а также многое другое, формирует негативное отношение к представителям иных национальностей и интолерантное поведение у современной молодежи. Толерантность – это терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Выделяют несколько видов толерантности: - Естественная (натуральная) толерантность, которая подразумевает любознательность и доверчивость в отношении других людей, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. - Моральная толерантность. Она означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внутренним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. - Нравственная толерантность. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности возможность выдерживать напряжения и конфликты. В социальном отношении Вооруженные силы представляют собой некоторую закрытую систему. Для военнослужащих и курсантов военных училищ характерно разделение на микрогруппы по принципу «землячества», на основе общности места проживания, национальных традиций и интересов. Это создает основу для интолерантных отношений между представителями разных микрогрупп. В Рязанском военном училище был проведен опрос среди курсантов первого и второго курсов обучения. В результате этого было выявлено наличие негативного отношения к лицам «кавказской национальности», иммигрантам из стран ближнего зарубежья. Также было определено, что такое отношение формировалось под влияние СМИ (статьи в газетах, телесериалы, выпуски новостей и программ о чрезвычайных происшествиях и др.). Решение данной проблемы возможно следующими способами:

1. Изменение и нормирование информационного потока в СМИ, что предполагает ограничение или удаление из телеэфира фильмов и телесериалов, включающих в себя грабежи, насилие со стороны национальных меньшинств. По причине колоссального воздействия СМИ на социум это будет способствовать изменению мировоззрения у подрастающего поколения, а пропаганда нравственных ценностей будет способствовать созданию положительного отношению к окружающему миру и обществу.

2. Корректирование мировоззрения у курсантов военного образовательного учреждения путем проведения грамотно организованной воспитательной и общественно-государственной подготовки, проведение спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятий с привлечением военнослужащих разных национальностей.

3. Проведение грамотной воспитательной работы со стороны офицеров, а также организации мероприятий воинской части соответствующими службами с учетом специфики этнического состава военнослужащих

 

ТОЛЕРАНТОЛОГИЯ КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Багабиев Д.С., Россия, г. Рязань

Русское слово «терпимость» (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам и поведению, согласно толкованию этого понятия в словаре А.И. Ожегова) в современном обществе нередко заменяется термином «толерантность», поэтому возникает потребность раскрыть его этимологию. Термин «толерантность» широко используется в разных сферах научного знания, в разных профессиях и


специальностях, например, в иммунологии, токсикологии, фармакологии и других, в том числе, и в современной философии. Слово «терпимость» восходит к общеславянскому глаголу «терпеть», имеющему соответствия в других языках. Русский народ в сохранившихся пословицах и поговорках высоко оценивал «терпение» и «терпимость»: «Лучше самому терпеть, чем других обижать»; «От того терплю, кого больше люблю»; «Терпя, в люди выходят»; «Терпенье исподволь свое возьмет»; «За терпенье дает Бог спасенье» и др. Несмотря на общую этимологию, русская лексикология четко различает смысл слов «терпение», «терпеливость» и «терпимость». Термин «толерантность» уже несколько веков используется в русском языке. М.М. Стасюлевич в «Опыте исторического обзора главных систем философии истории», опубликованном в 1866 г., писал: «Как же следует действовать и мыслить, чтобы не нарушать справедливости в этом мире? Tolerance – вот главное правило того, кто действует там, где все ошибаются». Упомянутый термин происходит от латинского слова tolerantia – терпение и встречается в лексике большинства европейских языков (франц. tolerance, итал. tollerabilita, tolleranza, нем. Toleranz, англ. tolerance), причем в переводе на русский язык передается словами «терпимость, толерантность». В исследованиях толерантности больше вопросов, нежели ответов, что подчеркивается большинством специалистов (Дж. Грей, У. Кимлика, М. Крэнстон, Дж. Локк, Г. Маркузе, С. Мендус, Дж. Ст. Милль, К. Нидерман, П. Николсон, Дж. Ролз, Р. Таком, Б. Уильямс, М. Уолцер, Дж. Хортон, Д. Хэйд). Не дано однозначное определение понятия толерантности (встречаются два и три компонента при фиксации/отсутствии «воздержания от употребления силы»), не определена сфера применения данного понятия, не разработана композиция этой сферы, не осмыслена и не предложена методика изучения толерантности и сферы ее применения. Гегель подчеркивал, что субъективный дух проявляется в человеке, прежде всего в устремленности его к слову, которая рассматривается как начало человеческого самопознания. Одновременно возникает философская проблема понимания, которое может сближать или разъединять людей в зависимости от умения толерантно воспринимать окружающее общество в его взглядах и действиях. Разработка методики освоения такого умения выделяется как отдельная задача. Исследованию толерантности посвящен ряд работ(«Критика чистой толерантности» Г. Маркузе, «О толерантности» М. Уолцера, «Толерантность как моральный идеал» П. Николсона, «Толерантность и границы либерализма» С. Мендуса и другие), Проявление в современном обществе заинтересованности в осмыслении толерантности и ее множественной проблематики, что доказывается появлением целого ряда изданий, а также возрастание потребности практического использования результатов научных исследований в сфере толерантности, назрела необходимость создания специальной научной дисциплины, которая бы занялась изучением всех проблем толерантности. Такую дисциплину можно обозначить термином «толерантология», а специалистов по толерантологии - толерантологами. Объектом изучения толерантологии является сфера толерантности. Цель толерантологии – раскрытие основных особенностей формы и содержания толерантности различных эпох. Толерантология решает только те задачи, которые требуют применения специфических приемов исследования, свойственных именно данной дисциплине: 1) выявление структуры и компонентов толерантности; 2) исследование тех сфер, в которых могут быть использованы результаты исследования толерантности; 3) разработка специфических приемов овладения толерантностью в самых разных сферах человеческого бытия. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ Белоус Л.В., Беларусь, г. Брест Современная личность функционирует в довольно сложной социальной ситуации. С каждым днем общественная жизнь ускоряется, мир становится все более динамичным, многообразным и непредсказуемым, порождая глобальную неопределенность человеческого существования. Постиндустриальное общество вступает в свои права, и, с одной стороны, предоставляет нам широкие возможности, а с другой - возвращает нам ответственность за качество нашей жизни. Чтобы быть конкурентоспособным сегодня, необходимо оперативно и уверенно оперировать огромными потоками информации, которую самому же приходится добывать. Социум требует от нас принятия сложных, судьбоносных решений, исход которых трудно предсказать. В поисках успеха современный человек постоянно меняется, обучается, развивается. Сегодня личность – активный субъект труда и поэтому неизбежно возрастают требования к профессиональным и личностным качествам человека. Все чаще нам приходится делать непростой выбор: сохранить свой «статус-кво» или рискнуть, в надежде добиться большего. В связи с этим возникает проблема исследования феномена толерантности к неопределенности. Согласно S. Budner, толерантность к неопределенности - это тенденция воспринимать двусмысленные ситуации как желаемые. Противоположностью является интолерантность к неопределенности как тенденция воспринимать (интерпретировать) двусмысленные ситуации как источник опасности. При этом двусмысленные ситуации характеризуются недостаточным количеством необходимой информации.


Основной методологической предпосылкой нашего исследования является концепция неадаптивной (надситуативной) активности, разработанная В. А. Петровским. Идею неадаптивности он противопоставляет постулату сообразности. Суть постулата заключается в том, что индивиду приписывается изначальное стремление к внутренней цели, в соответствие с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу, речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов функционирования системы. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением, побуждение к действию с его итогом. Несовпадение цели и результата активности человека выступает как определяющая характеристика неадаптивности. В. А. Петровский считает, что неадаптивность неизбежна во всех видах деятельности индивида: для предметной деятельности, общения и самосознания, так как результат деятельности несовместим с начальным замыслом и заключает в себе неожиданный ресурс, что стимулирует продолжение и развитие деятельности. Человек при этом утрачивает самое главное, что можно сказать о нем: он утрачивает качество «быть субъектом» в отношении себя самого, — способность свободно определять последствия своих действий. Человек может состояться в качестве субъекта только при условии, что он готов отвечать перед собой за неадаптивные последствия собственных действий; иными словами, что он свободно может взять на себя ответственность за саму возможность несовпадения целей и результатов своей активности. Субъект, желая обрести и утвердить себя, должен сказать «да» неадаптивности [1]. Анализ литературы позволяет увидеть, что проблему толерантности к неопределенности в той или иной степени затрагивают как зарубежные, так и отечественные авторы: Корнилова Т.В. [2], Budner S. [3], Зинченко В. П.[4], Белова Н. Ю.[5], Lane M, Klenke K.[6] и др. Однако подходы к данной проблеме не согласованы, существует проблема измерения данного феномена, а также его корреляции с другими чертами личности. На наш взгляд, поведение личности в ситуациях фрустрации может зависеть от отношения к неопределенности, которую они в себе несут. То есть выбор стратегии совладания с неопределенностью может быть обусловлен степенью толерантности к неопределенности и готовности к переменам. Мы можем также предположить, что переживание собственной неадаптивности субъектом оказывает значительное влияние на его деятельность во всех сферах жизни, т. е. на его становление как субъекта деятельности, общения и самосознания. Другими словами, отношение индивида к ситуации неопределенности детерминирует его поведение в подобных ситуациях. Таким образом, объектом нашего исследования является переживание ситуации неопределенности, а предметом – особенности переживания ситуации неопределенности мужчинами и женщинами. Мы предположили, что респонденты с высоким уровнем толерантности к неопределенности чаще используют стратегию поведения, ориентированную на решение задачи. При этом мужчины проявляют большую толерантность к неопределенности по сравнению с женщинами. Целью нашей работы является исследование особенностей переживания ситуации неопределенности мужчинами и женщинами. В нашем исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен неопределенности как объект исследования в психологической традиции.

2. Раскрыть особенности процесса принятия решения в ситуации неопределенности.

3. Показать особенности межличностного взаимодействия в ситуации неопределенности.

4. Провести эмпирическое исследование особенностей переживания ситуации неопределенности мужчинами и женщинами.

 

В своем исследовании мы использовали ряд методик:

1. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И.) (адаптированный вариант Т.А.Крюковой).

2. PCRS (Personal change readiness survey). Авторы: Родник, Хезер, Голд, Хал, перевод и адаптация Н. А. Бажанова и Г. Л. Бардиер.

3. TAS (Tolerance Ambiguity Scale). Автор: Budner, перевод и адаптация Солдатовой А. Г.

 

В исследовании принимали участие мужчины и женщины в возрасте от 30 до 50 лет в количестве 60 человек. При анализе полученных данных мы использовали параметрический метод расчета коэффициента корреляции Пирсона (критическое значение коэффициента для нашей выборки – 0,42).

Была выявлена зависимость способа совладания с неопределенностью от некоторых особенностей личности. Испытуемые, обладающие высокой находчивостью, в стрессовых условиях значительно чаще используют ориентацию на решение задачи, чем остальные участники исследования (коэффициент корреляции – 0,62). Существует также небольшая положительная корреляция данной стратегии совладания с неопределенностью со смелостью (0,36), при этом есть некоторая связь смелости и интолерантности к неопределенности (0,38). Испытуемые, склонные сосредотачиваться на своих эмоциях в стрессовых условиях, обладают несколько более низким уровнем оптимизма (-0,38) и уверенности (-0,35). Склонность к использованию стратегии избегания обнаружила значимую отрицательную корреляцию со страстностью (-0,42). Также обнаружена небольшая положительная корреляция данной стратегии с уверенностью (0,37) и интолерантностью к неопределенности (0,34). Между страстностью и интолерантностью к неразрешимости проблемы существует небольшая связь (-0,35). Испытуемые, обладающие высоким уровнем оптимизма,


обнаруживают большую интолерантность к новизне проблемы, чем другие (0,43), это же касается смелости (0,46) и в несколько меньшей степени – уверенности (0,39). Таким образом, был выявлен ряд корреляционных зависимостей между исследуемыми переменными. Можно сказать, что находчивые личности, попадая в стрессовую ситуацию, чаще других ориентируются на решение текущей задачи. Испытуемые, которые часто сосредотачиваются на своих неприятных переживаниях, обнаруживают низкий уровень оптимизма, то есть сосредотачиваются скорее на самой проблеме, чем на способах ее решения. Ориентация на избегание не обнаружила статистически значимых связей с другими переменными. Адаптивные личности более оптимистичны и смелы, чем другие. Также они обладают высокой толерантностью к неопределенности. Возможно именно толерантность к неопределенности, смелость и оптимизм делают их адаптивными. Однако наша гипотеза о корреляции толерантности к неопределенности и ориентации на задачу не подтвердилась. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась частично. Мужчины, действительно проявляют большую толерантность к неопределенности по сравнению с женщинами. Однако ее уровень не оказывает влияния на частоту использования стратегии поведения, ориентированной на решение задачи. Ориентация на решение задачи связана только с находчивостью, то есть умением находить выходы из сложных ситуаций, обращаясь к новым источникам. Женщины чаще, чем мужчины используют стратегии избегания и ориентации на эмоции. При этом испытуемые, выбирающие данную стратегию, являются более пессимистичными, чем другие. Однако использование данных стратегий носит эмоционально-поддерживающий характер в процессе общения. В исследовании было выявлено, что толерантность к неопределенности положительно коррелирует с адаптивностью, смелостью и оптимизмом. Известно, что смелые личности обладают тягой к новому, неизвестному, склонны отказываться от испытанных и надежных способов поведения. Адаптивность предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация. Оптимисты верят в успех, не желают ориентироваться на худшее развитие событий, стремятся фиксироваться не на проблемах, а на возможностях их решения. Это подтверждает значимость фактора толерантности к неопределенности в совладании со стрессовыми ситуациями. Но остается вопросом, достаточно ли этих качеств для обеспечения эффективности принимаемых решений. Возможно, достигнув некоторого значения, или при отсутствии навыков обеспечения безопасности толерантность к неопределенности может перерасти в безрассудство. Где находится эта граница и как ее регулировать? Подобные вопросы и гипотезы требуют дальнейших исследований. Литература: 1 Петровский А.В. Личность в психологии. Парадигма субъектности / А.В. Петровский. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 512 с. 2 Корнилова Т. В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности / Т. В. Корнилова, Е. В. Новотоцкая-Власова // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 61-71.

3 Budner, S. (1962). Intolerance of ambiguity as a personality variable [Electronic resource] / S. Budner // Journal of Personality, 30, 2959. – Mode of access: https://www.aitp.org/isedj/isecon/2002/242c/ISECON.2002.Owen.pdf. – Date of access: 16.10.2008. 4 Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 3-20. 5 Белова Н. Ю. Неопределенность в ситуации художественной коммуникации. Влияние степени устойчивости к неопределенности на характер интерпретативного стиля в ситуации рецепции художественных изображений [Электронный ресурс] / Н.Ю. Белова. – Новосибирск, 2006. – Режим доступа: https://fp.nsu.ru/old/konfs/conf2006/tezisykonf2006.htm. – Дата доступа: 18.11.2008.

6 Lane M.S. The ambiguity tolerance interface: a modified social cognitive model for leading under uncertainty [Electronic resource] / M.S. Lane, K. Klenke // Journal of Leadership & Organizational Studies, Wntr, 2004. – Mode of access: https://findarticles.com/p/articles/mi_m0NXD/is_3_10/ai_n25087746?tag=rel.res2. – Date of access: 16.10.2008. МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ: ПРИЧИНЫИ ПУТИ РЕШЕНИЯ Висков М.С., Россия, г. Рязань «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение. Вольтер» Одна из особенно актуальных отраслей знаний сегодняшнего дня – это социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее среди молодежи.. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура в современных условиях очень актуальны.


В современной науке «молодежь» определяется как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных определенными социально-психологическими свойствами, которые обусловлены уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. В период значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, разрушением привычных ценностей, изменением материального положения, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из наиболее опасных характеристик общественной жизни. В последние годы в России произошли радикальные социальные, политические и экономические изменения. В результате этого стали проявляться деструктивные силы преследующие цели разрушения целостности страны под видом борьбы за национально-территориальный суверенитет. Экстремизм и различные его проявления нередко используются в качестве механизма разрешения социально-экономических, политических и территориальных конфликтов. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. В работах, посвященных анализу феномена молодежного экстремизма, отмечается, что у молодежи, воспитанной в традициях европейской культуры, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира. Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и усвоение навыков ориентирования в постоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведения слишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы не установлены. Экстремистские установки в молодежной среде формируются во многом под влиянием явлений антикультуры (рок культура, пропаганда «американского образа жизни» и насилия в СМИ и др.). Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря этому становится возможной манипуляция сознанием молодежи, подмена реальных ценностей идеологическими суррогатами. Выявлены негативные явления, характерные для современной российской молодежи. Одним из них является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Установлено также, что у значительного числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются некоторыми политическими деятелями в борьбе за власть. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами—образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни». Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями проводит комплекс мероприятий профилактического характера, направленный на предупреждение проявлений политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма в молодежной среде. Работа ведется по следующим направлениям: 1. Мониторинг деятельности неформальных общественных объединений (далее - НМО) для подготовки описаний субкультуры или выявления их динамики. 2. Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых интернет-ресурсах. 3. Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. В ходе сопровождения проводится серия индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и по необходимости с представителями образовательных учреждений. 4. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны НМО экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ Выгинная Е.А., Россия, г. Волгоград Термин «толерантность» используется во многих гуманитарных науках о человеке: медицине, социологии, философии. А. Г. Асмолов отмечает, что в русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. «Термин ―толерантность‖ обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая ―отсутствие или ослабление реагирования на какой–либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию‖. А обыденное слово ―терпимость‖, означает ―способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей‖. Слово ―терпимость‖ часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью ―подставить вторую щеку‖. Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым» [1, с. 7]. В содержании понятия «толерантность» выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой – с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. М. Мириманова в своей статье «Толерантность как проблема воспитания» отмечает, что толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. «Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках» [2]. Развивая это положение, Г. Солдатова обращает особое внимание на то, что толерантность – это не только терпимость как бездействие, отсутствие отрицательных реакций, но и активный процесс формирования установки на принятие другого. Автор предполагает развивать в процессе воспитание такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность. «Она предполагает позитивную направленность личности, креативность и развитие способности контролировать свои поступки в отношениях между людьми в соответствии с формулой: понимание и принятие, плюс сотрудничество, плюс дух партнерства» [3]. Современная Россия – страна многонациональная, поликонфессиональная и мультикультурная. В таких условиях развитие толерантности необходимо для сохранения единства страны. Но, необходимо учитывать и тот факт, что развитие личности молодых людей 20 – 30 лет происходило в условиях «ломки» идеологии, с одной стороны, и появления Интернета – технологий с доступом к неограниченному объему информации – c другой. Интернет - это неограниченный поток мнений, взглядов, интересов, отношение к которым молодежь формирует чаще всего без опоры на родительский опыт. поэтому возникает необходимость формирования толерантных установок как основы активной жизненной позиции молодых людей. Исследование толерантности у молодежи проводилось в двух направлениях: первое – опрос молодых людей с целью выяснить, является ли толерантность в их представлении активным или пассивным явлением; второе - проведение контент–анализа употребления слова «толерантность» в социальных сетях, как фактора, определяющего формирование установок у молодых людей. Нами был проведен опрос 36 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет, имеющих или получающих высшее образование, жителей Волгограда и Волгоградской области, 11 % выборки - не относятся к титульной нации, соотношение гуманитарного профиля и технического профилей обучения респондентов – 50 и 50%. Респондентам было предложено ответить в свободной форме на следующие вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: