Студент-медик со сформированными толерантными установками и стратегиями деятельности 8 глава





1. Что Вы понимаете под термином «толерантность»?

2. Как Вы представляете себе толерантного человека?

3. Считаете ли Вы себя толерантным человеком?

4. Важна ли толерантность в современном обществе?

5. Можно ли воспитать толерантность и каким образом?

 

Несмотря на небольшой объем выборки, можно выделить несколько тенденций. Чем старше возраст респондента, тем негативней он отзывается о явлении толерантности в целом. Если студенты 20 лет в целом положительно характеризуют толерантность и говорят о еѐ необходимости, то респонденты 25 – 30 лет дают более негативную оценку. Например, мужчина 27 лет пишет: «Толерантность – по сути того, что происходит сейчас, это способность ―с пониманием‖ относиться к тому, что гость ходит в твоей квартире, по твоему ковру в грязных сапогах, потому, что он привык так делать дома. Для России в целом и для русских в частности, как для государствообразующего народа, нет ничего более разрушительного, чем толерантность. Выжигать любые ее следы, и воспитывать в детях гордость за прошлое своего народа и уравновешенное отношение к другим, и не нужно будет никакой толерантности». Здесь мы, скорее всего, наблюдаем подмену понятий, но такая точка зрения и такое представление о толерантности, тем не менее, существуют.


Анализ ответов позволяет выделить разные виды толерантности в представлениях респондентов: 80% респондентов упоминают о терпимости в целом, к образу жизни и поведению, 71% – говорят об этнической толерантности, 44% – религиозной, 10% – о толерантности к сексуальным меньшинствам, 7% – о толерантности к молодежным субкультурам. На наш взгляд, такое распределение акцентов скорее является отражением государственной пропаганды толерантности, чем интересов и потребностей молодых людей. Результаты опроса следующие: 1. 48% респондентов утверждает, что толерантность – это терпимое или спокойное отношение человека к чем–либо отличающимся от него людям, 35% пишет об уважении взглядов и образа жизни другого, и лишь 27% настаивает на принятии человека таким, какой он есть. На наш взгляд, в этих определениях лежат кардинально разные психологические установки. Терпимость – нейтральные отношения на уровне «субъект – объект», как выразился один респондент, «живет и мне не мешает». Уважение – это уже восприятие уважаемого как личности, а принятие – взаимодействие на уровне «субъект – субъект», поскольку в этом случае необратимы изменения в личности человека, который решился принять иного. 2. 51% респондентов утверждает, что толерантный человек – это человек, обладающий толерантностью, терпимый, но остальные 49% обращают внимание на личностные качества: дружелюбие, возможность жить в мире, «не орать», сдержанность. Одна из респондеток отметила, что толерантный человек «гармоничный и смиренный». Еще одна утверждает, что для толерантного человека характерны высокий уровень объективности и самооценки. В целом, многие ассоциируют толерантного человека скорее с отсутствием агрессивности, чем с наличием эмпатии и способности к принятию. 3. 75% опрошенных считают себя толерантными, 22% опрошенных считают себя толерантными «выборочно» (например, толерантны по отношению к гомосексуалистам, но расово интолерантны). Большая часть респондентов признает, что проявить толерантность получается не во всех жизненных ситуациях. 4. 91% опрошенных признает важность толерантности в условиях полиэтнического государства. Однако, 9% респондентов считают, что при достаточном уровне развития патриотизма толерантность не будет являться значимым качеством. 5. 100% респондентов уверены, что основы толерантности закладывается в семье. 25% отметили, что становлению этого качества способствуют младшие или старшие братья и сестры. 88% считают, что толерантность можно и нужно развивать путем самовоспитания, ассоциируя при этом еѐ со сдержанностью. В целом, данная выборка отмечала важность толерантности как явления. На втором этапе исследования был использован контент–анализ материалов в Интернете. В социальной сети Twitter, средний возраст участников которой составляет 20 – 29 лет, сообщений с хэштегом (темой) «толерантность» в период с 26 по 29 сентября насчитывается всего 105, что говорит о низкой степени актуальности и обсуждаемости этой проблемы среди российской молодежи. Более половины из них (70%) носит отрицательную оценку, например как «толерантность – новый пофигизм», «толерантность – вежливость для слабых». Остальные употребления, как правило, нейтральны: «Устал я от своей толерантности», «Толерантность должна быть взаимной». Кроме того, многие блоггеры связывают толерантность в большей степени с принятием явления гомосексуальности. Надо учитывать, что пользователи социальной сети Twitter, в отличие от социальной сети Вконтакте, по статистике имеют более высокий уровень образования. В социальной сети «Вконтакте», в которой зарегистрирован практически каждый россиянин в возрасте до 30 лет, есть более 4 тыс. групп, виртуальных объединений единомышленников, в названии которых присутствует слово толерантность. Более 70% самых крупных групп несут положительную оценку, среди них есть основанные в рамках правительственных программ по пропаганде толерантности. Однако, значительное число объединений, включающих себя до двух тысяч человек, несут в своем названии негативное отношение к толерантности. Анализ видеороликов, посвященных проблеме толерантности, обнаруживает следующую картину: около 90% из них имеют названия плана «Не хочу быть толерастом», «Вот до чего доводит толерантность» и т.д. и т.п. Оставшаяся часть приходится на ролики социальной рекламы. При этом акцент делается на этнической толерантности. Кроме того, в сети Интернет популярны комиксы нигативного содержания про таких персонажей, как «Мистер Толераст» и «Капитан Толерантность». Сама словоформа «толераст», укоренившаяся в молодежном сленге, указывает на пренебрежительное отношение к людям, обладающим таким личностным качеством. Нужно отметить, что, проведенное исследование имеет пилотажный характер и полученные результаты требуют дополнительного анализа и проверки. Однако, учитывая количество пользователей социальных сетей и времени, которое молодежь тратит на пребывание в этих сетях, контент–анализ, на наш взгляд, может служить индикатором отношения к толерантности. В Санкт-Петербурге и Сыктывкаре принята муниципальная программа «Молодежь, толерантность и социальные сети»[4, 5], что подтверждает актуальность использования полученных подобным образом данных.

Обобщая сказанное, можно отметить, что в представлении молодежи толерантность скорее является проявлением пассивности, чем активности. Образ толерантного человека – спокойный, сдержанный, дружелюбный. Толерантность – не активный процесс принятия как результат межличностного


взаимодействия, а отсутствие агрессии и порицания. Толерантность не воспринимается как результат процесса взаимодействия на субъект – субъектом уровне. Литература:1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. [Текст] М., 2000.

2. Мириманова М.. Толерантность как проблема воспитания [Электронный ресурс] http://rl-online.ru/articles/2-02/91.html

3. Солдатова Г. Практическая психология толерантности. [Электронный ресурс] http://www.tolz.ru/library/?id=425 4. Программа «Толерантность в социальных сетях» [Электронный ресурс] http://spbtolerance.ru/

5. «Управление культуры Сыктывкара добралось до молодѐжи Вконтакте» [Электронный ресурс] http://avatarki.su/news/3009.htm РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКАГололобов А.А., Россия, г. Рязань Важным направлением в профилактике роста религиозного экстремизма может стать формирование толерантного сознания. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная до коллективной, институциональной и даже государственной позиции нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к религиозному экстремизму, и как следствие — к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость на основе религии и убеждений имеет два аспекта: во-первых, отрицательное отношение к лицам и группам лиц, исповедующим другую религию или придерживающимся других убеждений, во-вторых, проявление такого отношения на практике. Такие проявления часто носят характер дискриминации, однако во многих случаях они идут еще дальше и включают разжигание ненависти или даже преследование отдельных лиц или группы, исповедующих другую религию или придерживающихся других убеждений. Важно учитывать, что равенство всех людей означает отсутствие дискриминации. В абсолютном уважении права заложены подлинное равенство и единственная возможность полного пользования правами человека без дискриминации по признаку расы, пола или религии. Проявления нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений опасны тем, что могут привести к грубым нарушениям прав человека и преступлениям против человечества (преступления геноцида). В первую очередь, они ограничивают и нарушают основное право на свободу мысли, совести, религии, убеждений и другие свободы, такие, как: — отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей; — создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; — производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами, обычаями или убеждениями; — готовить, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях; — вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этих целей; — обращаться с просьбой и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования; — готовить, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей, согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждениям; — соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии или убеждениями; — устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях. Кроме того, проявления нетерпимости могут ограничивать или нарушать многие права человека, включая: право на жизнь, личную свободу и безопасность; право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; право на свободу от дискриминации и любого подстрекательства к ней; право на справедливое и публичное заслушивание независимым и беспристрастным судом; право на свободу передвижения и выбора места жительства; право на свободу мнения и свободное выражение своего мнения; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на невмешательство в личную жизнь; право религиозных меньшинств проповедовать и отправлять свою религию. Большинство мировых религий и верований заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками. 25 августа 2001 г. постановлением Правительства России была принята программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Ее целью является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве. Одновременно необходимо совершенствовать региональное законодательство в целях максимального использования возможностей традиционных конфессий в развитии духовного потенциала светской школы, ее образовательных и воспитательных возможностей.


Представляется целесообразным создание системы информирования населения о деятельности различных тоталитарных сект и деструктивных культов, в том числе криминального характера. СВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ИНОТРАННЫХ СТУДЕНТОВГубкина С.В., Кузнецова Е.С., Россия, г. Ульяновск В настоящее время актуальность проблемы нетерпимости возрастает и требует междисциплинарного подхода в ее изучении. Это обусловлено тем, что толерантность не может с достаточной эффективностью изучаться изолировано в рамках отдельных дисциплин. Исследования по проблеме толерантности все более интегрируются в единую систему, по возможности охватывая наибольшее количество факторов, относящихся к данной проблематике. В данной работе представлен некоторый психологический дискурс проблемы. На данный момент нужно стремиться к более глубокому психологическому пониманию толерантности, что подразумевает под собой изучение ее структуры, механизмов и факторов ее формирования, т.е. раскрытие ее особенностей по отношению к субъекту, который является носителем этой характеристики. Одной из задач данного исследования было показать толерантность не как характеристику общества в целом, но, прежде всего как одну из структур системы личности человека. Предметом изучения явилась взаимосвязь самооценки личности с уровнем ее толерантности. Толерантность как категория имеет довольно широкое определение, которое включает в себя множество аспектов, как особенностей субъекта, так и факторов окружающей, в большинстве случаев социальной среды. Толерантность можно определить как терпимость по отношению к другой национальной культуре; как коммуникативную толерантность; терпимость по отношению к фрустрирующим факторам объективной действительности. В данной работе акцент делается на толерантности не только как на общей системе отношений личности, но и как на структурной личностной характеристике, интегрированной в систему личности человека. Данная проблема рассматривалась на примере динамики отношений и самоотношения иностранных студентов Ульяновского Государственного университета. В настоящее время активно исследуются индивидуальные особенности адаптации личности к новым социокультурным условиям. Адаптация личности в новых условиях подразумевает не только временное проживание в данной стране, данном регионе, населенном пункте, но и обучение и работу, которые способствуют вхождению в новую этническую и культурную среду. «Вживание» в жизнь новой социальной группы происходит не сразу. Во многих случаях наблюдается так называемый «культурный шок». Данный термин предложил американский антрополог К. Оберг. Он считал, что вхождение в новую культуру всегда сопровождается негативными чувствами и переживаниями, связанными с потерей статуса, отверженностью, дискомфортом при осознании различий между культурами, а также с путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Все это может привести к конфликту между ценностями, пропагандируемыми в новых социальных условиях, и энергией личности, которая все еще входит в структуру «родной» системы отношений, в которую каждый включен с рождения. В условиях современного общества международные контакты становятся более интенсивными и разнообразными. В вузах обучаются студенты - иностранцы, приглашаются зарубежные преподаватели, научные сотрудники, деятели культуры, туристы, политики. При этом в адаптационный процесс включаются такие важные компоненты личности как динамика толерантности и система самоотношения личности. В нашем исследовании ставилась гипотеза о том, что уровень толерантности личности связан с динамическими и содержательными характеристиками самоотношения личности. В исследовании участвовало 18 человек – иностранных студентов 2-5 курсов Ульяновского Государственного университета. В исследовании использовались такие психодиагностические методики как «Индекс толерантности» Солдатовой и опросник самоотношения Пантилеева-Столина. Для удобства восприятия, а также в целях получения более достоверных сведений стимульный материал был переведен на английский язык и оценен на соответствие экспертным методом носителями языка и лингвистами-переводчиками. Проверка на нормальность распределения показала положительные результаты по всем шкалам используемых методик. Следующие корреляты шкалы общей толерантности и шкал самоотношения получили коэффициенты в зоне значимости: интегральность, самопринятие, саморуководство, ожидание от других. Полученные результаты отражены на рисунке 1. Как видно из рисунка 1, уровень общей толерантности положительно коррелирует с такими характеристиками самоотношения личности как самопринятие, саморуководство, ожидание от других и интегральность. Шкала «саморуководство» – отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.


Шкала «самопринятие» - отражает степень довольства личностью собой, принятие своих положительных и отрицательных характерных черт.

Рис 1. Корреляционная плеяда толерантности и шкал опросника самоотношения.

 

Шкала «ожидание от других» – включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Шкала «интегральность» - отражает общее недифференцированное представление о себе, а также чувство «за» или «против» «Я». Шкала общей толерантности включает в себя этническую, социальную и личностную толерантность. В контексте данного исследования можно сделать вывод о том, что толерантность как общая интегральная характеристика связана с Я-концепцией, самоотношением личности. Это значит, что чем выше уровни самопринятия, саморуководства, общего недиференцированного интегрального чувства «Я», тем выше уровень толерантности личности. Также немаловажное значение имеет показатель ожидания от других. Характер данных связей определяет структурную систему толерантности как личностной черты во всей совокупности ее связей с другими компонентами личности, в том числе с самооценкой, «Я-концепцией». Содержанием толерантности в данном случае выступает интегрированная, целостная система самооценки, самопринятия, саморуководства, а также общая интегральность этих компонентов, что опосредованно определяет общий показатель терпимости личности. Было установлено: чем выше уровень самоотношения, положительная оценка образа «Я», тем более высокие показатели толерантности. Шкала ожидания от других отражает в данном случае преломленные собственные ожидания от образа «Я». Соответственно, чем выше уровень шкалы ожидания от других, тем выше уровень самоотношения в целом. Данные показатели можно объяснить тем, что уровень терпимости личности отражает состояние Я-концепции и обусловливает механизмы идентификации, атрибуции. На данном этапе исследования достоверно не выявлено, как изменяется эта связь во временном поле личности. На основе анализа полученных результатов можно предположить, что такие ядерные характеристики личности, как самопринятие, саморуководство, интегральное «Я», а также ожидаемое отношение от других являются опосредованными регуляторами толерантного отношения личности как к людям, так и к фрустрирующим ситуациям в целом. В целом, по результатам исследования можно говорить о достоверной связи динамических и содержательных характеристиках толерантности и самоотношения личности. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭКСТРЕМИЗМДавискиба А.Л., Россия, г. Рязань Если попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности (терпимости), то следует в первую очередь подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социально слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.

Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условии существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение - показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. Притом, что основным фактором установления толерантности


являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию. Терпимость базируется на признании, уважении универсальных прав и основных свобод человека. Уважительный компонент в толерантной культуре - личной, общественной или межгосударственной - обусловлен принятием и правильным пониманием, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г., «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мыс ли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только различия в плюралистическом мире, но и единство в многообразии. Очевидно, что лишь при следовании подобным ориентирам есть шанс достичь согласия и мира между различными индивидуумами, общественными стратами, государствами, цивилизациями. Толерантность не означает уступку или потворство всякой идеологической системе и политической позиции; и это отнюдь не безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям, как и не смирение перед общественным или бытовым злом. Не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом. Искусственное же стремление добиться полного «согласия» неизбежно обернется еще большим злом. Следование принципу терпимости не означает терпимость к нарушениям правовых и нравственных норм, характерным для ее антипода - экстремизма. Особо подчеркнем, что основные характеристики экстремизма прямо противоположны принципам терпимости. Например, если экстремистская деятельность включает пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, то принцип терпимости исходит из того, что люди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохранять свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными правами и основными свободами человека. Противоположность толерантности и экстремизма, гуманизма и вандализма, необходимость реального представления о возможностях и сферах реализации принципа толерантности неизбежно подводит к важному выводу: не следует проявлять терпимость там и тогда, где и когда, по словам великого русского баснописца И. А. Крылова, «нужно власть употребить». И «чтоб речей не тратить по-пустому», по отношению, к примеру, к казнокрадам, обворовавшим страну, которым бесполезно говорить о соблюдении заповеди «не укради», как бессмысленно говорить с террористами о заповеди «не убий».





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.021 с.