ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ





Зеленский Е.С., Россия, г. Рязань

По общепринятому мнению, мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, идеалы и чувства, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. В структуру мировоззрения входят обобщенные знания (бытовые, профессиональные, нежные), окружающая человека система духовных ценностей, а также формы и нормы поведения. Мировоззрение человека может формироваться как в виде стихийного, несистематизированного накопления знаний, взглядов, понятий, так и в виде целенаправленного, систематизированного комплекса психологопедагогического, социального, идейно-политического воздействия на личность с целью привития ей определенных форм и норм поведения. Толерантность в мировоззренческом плане это терпимость к инаковости. Иными могут быть традиции, цвет кожи, язык, религия, род занятий, предпочтения моды или спорта, сексуальная ориентация, устройство быта, идеология, способноста, государственное устройство, способ производства, культура, мораль, право. Одним из аспектов толерантности является религиозная веротерпимость, причем указание на инаковость языка, веры и толерантного отношения к их носителям присутствует если не во всех, то во многих религиях. Русский философ С.Н. Булгаков (1871-1944) выдвинул идею объединения всех церквей в одну экуменическую церковь. Он считал, что это послужит стиранию граней в обществе на духовном, экономическом, политическом уровнях. Полагая, что социальные отношения, культура, экономика, политика, творчество нуждаются в перестройке на религиозных началах, он предлагал соединить философию, науку и реформированную религию. Первым государственным актом о веротерпимости может считаться Нантский эдикт, подписанный французским королем Генрихом IV в 1598 году о взаимной терпимости между католиками и гугенотами, ненависть которых друг к другу привела к Варфоломеевской ночи, поставившей под угрозу существование Франции как самостоятельного государства. Частичной религиозной толерантностью можно считать признание польским сеймом (под давлением русской императрицы Екатерины II) в 1780 году православной церкви в качестве автокефальной (автономной). Эта независимость продолжалась до 1795 года, когда Речь Посполитая была ликвидирована как самостоятельное государство.


В советский период толерантность (терпимость) носила избирательный характер. «Единоверцами» были объявлены «братья» по классу, то есть угнетенные колониальных стран Азии, Африки и Латинской Америки, борющиеся за свою независимость и трудящиеся капиталистических стран, ведущих борьбу против эксплуататоров-капиталистов. Причем религия этих народов, языки, цвет кожи, являлись положительным фоном их освободительной деятельности. Для всеобщей унификации жителей собственной страны был введен термин «советский человек». В СССР унификация личности определялась идеологической догмой, инаковость которой допускалась национальной по форме, но социалистической по содержанию. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХКасьян А.В., Рыбкина К.А., Россия, г. Благовещенск Общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими. Были проведены исследования по выявлению конфликтных ситуаций и возможных причин их возникновения в студенческих группах 3 курса по специальностям «Коммерция (торговое дело)» (группа № 738) и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (группа № 778) экономического факультета АмГУ. Для этого был проведен анализ учебных пособий, электронных ресурсов, практикумов; составлена краткая характеристика групп на основе личных карточек студентов. В исследуемых группах преобладают девушки, практически отсутствуют возрастные отличия, поровну иногородних и студентов, проживающих в городе, есть студенты, воспитанные в неполных семьях. Методы исследования: опросник Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной, опросник В.В. Козлова, опросник Д.Я. Райгородского. Оценка уровня агрессивности студентов показала, что преобладают следующие формы агрессивного поведения: негативизм (22% и 20%), раздражение (17% и 18%) и словесная агрессия (16% и 20% соответственно). Данные результаты говорят о достаточно высокой вероятности возникновения споров, а также о том, что конфликт может перейти как в стадию физической агрессии, так и в стадию косвенной агрессии. Более подробная оценка представлена на следующей диаграмме (рис. 1). Рис. 1. Диаграмма оценки уровня агрессивности у студентов. Степень конфликтности студентов в группах различная. В группе №738 студенты тактично ведут себя в конфликтных ситуациях, а вот в группе № 778 большинство студентов конфликтные личности (71%), что является причиной частых конфликтов, хотя и не серьѐзных, во время сессии. Результаты проведенных нами исследований показали, что в группах средний уровень конфликтоустойчивости (75% - № 778 и 63%- № 738). Также был выявлен факт отсутствия студентов с высоким уровнем конфликтоустойчивости. Из этого можно сделать вывод, что вероятность возникновения конфликтов в группах присутствует. Студенты обеих групп в конфликтах выбирают следующие стратегии поведения: «сова» - стратегия открытой конфронтации и «лиса» - стратегия компромисса. Показатель рационального поведения в конфликте в среднем у групп составил 3,5, что говорит о том, что рациональность поведения в группах в целом выше среднего. Данные результаты говорят о том, что в случае конфликта его легко можно распознать и принять необходимые меры, на принятие которых студенты согласятся. При проведении исследования мы попытались определить признаки конфликтного поведения среди студентов групп. Результаты представлены в таблице 1. Оценка данных говорит, что наиболее острыми проблемами в группах являются потеря интереса к учебе, ухудшение памяти, повышенная утомляемость, частое появление головных болей и ухудшение психологической обстановки в семье. Данные результаты можно объяснить сезонностью и высокой загруженностью, приходящейся на конец семестра, а также экономическим состоянием страны. Анализ глубины конфликтов, возникающих в группах, составляет 22 балла, что свидетельствует о случайности их возникновения. В данной ситуации старосте целесообразно выполнять функции воспитателя, оказывая педагогическое воздействие на конфликтующих студентов.


Таблица 1 Признаки конфликтного поведения в группах
Признак Сколько студентов ответило так (в %)
№ группы
Высокая отвлекаемость 37,5
Повышенная утомляемость
Ухудшение памяти 20,8
Учеба не доставляет прежней радости 70,8
Часто появляющиеся боли 54,2
Невозможность вовремя выполнить задание 41,7
Ухудшение психологической обстановки в семье 16,7

 

В ходе наших исследований был проведен анализ психологического климата студенческих групп № 738 и № 778 экономического факультета АмГУ. Было установлено, что в данный момент взаимоотношения в группах обходятся без конфликтов, но вероятность их возникновения присутствует. Наиболее значимыми являются психофизиологические факторы. Было предложено студентам групп больше времени проводить друг с другом, больше общаться, узнавать своих одногруппников и следить за своим здоровьем. ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛКовалева М.А., Россия, г. Коряжма Реализация идей толерантности является наиболее актуальной, перспективной, особенно для специалистов, работающих в сфере «человек-человек», к которой относится профессия «педагог». Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Целью данного исследования явилось проанализировать эффективность педагогической деятельности учителей с разным уровнем коммуникативной толерантности. Исследование проводилось на базе школ города Коряжмы Архангельской области. В нем приняли участие учителя с разным педагогическим стажем, в возрасте от 20 до 65 лет, в количестве 102 человек. Для изучения коммуникативной толерантности были использованы: методика определения коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), методика по определению суммарного показателя толерантности (Д.В. Зиновьева). С целью изучения эффективности педагогической деятельности использовалась методика «Коэффициент эффективности воспитательной деятельности» Н.Б. Авалуевой, экспертная оценка эффективности педагогической деятельности А.К. Марковой. При оценке коммуникативной толерантности мы выяснили, что большинство учителей не принимают индивидуальные особенности, как учащихся, так и коллег по работе, консервативны в своих взглядах и стремятся перевоспитать партнеров по взаимодействию, не умеют сопереживать. Но в то же время могут принять любую идею с пониманием и уважением и нравятся окружающим. Анализируя эффективность педагогической деятельности можно отметить: большинство педагогов хорошо владеют постановкой и изменением педагогических задач, знанием своего предмета, приемами изучения учащихся, способами самоанализа, однако они не используют свои способности в полной мере, а также не всегда творчески подходят к решению педагогических задач. Не всегда удовлетворяет результат труда как их самих, так и учащихся. Также большинство учителей не в полной мере организуют активную деятельность и общение школьников, не замечают личность ребенка и не ориентируются на его личностное развитие. Но, несмотря на это педагоги способствуют выработке у учащихся адекватного ситуации поведения и поддерживают инициативу учащихся. Учителя с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности значимо отличаются по уровню эффективности воспитательной деятельности. Так наблюдаются значимые различия в таком показателе эффективности воспитательной деятельности как личный вклад учеников. Педагоги с высоким уровнем коммуникативной толерантности в большей степени замечают личность школьника и ориентируются на его личностное развитие.

Также у педагогов с высоким уровнем коммуникативной толерантности чаще встречается высокий уровень эффективности педагогической деятельности. Такие педагоги хорошо владеют постановкой и изменением педагогических задач, знанием своего предмета, приемами изучения учащихся, способами самоанализа. У учителей со средним уровнем коммуникативной толерантности чаще встречается средний уровень выраженности данного показателя, то есть они не всегда могут изменить педагогические задачи в зависимости от ситуации, не обладают достаточными знаниями и приемами изучения учащихся. Наблюдаются различия в таком показателе как педагогическое общение. Учителя с высоким уровнем коммуникативной толерантности реализуют широкий спектр коммуникативных задач, создают


благоприятный психологический климат. Учителям со средним уровнем коммуникативной толерантности не всегда удается создать благоприятный психологический климат на уроке. Педагоги с высоким уровнем коммуникативной толерантности, в отличие от педагогов со средним уровнем, получают ощутимые результаты в обученности, обеспечивают восприимчивость к дальнейшему усвоению знаний учащимися, их способности к самообучению. Педагоги с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности значимо отличаются по такому показателю эффективности педагогической деятельности как психологические новообразования учителя в ходе труда. Высокий уровень данного показателя чаще встречается у педагогов с высоким уровнем коммуникативной толерантности. У таких учителей возникают новые качества и уровни педагогического целеполагания, педагогического мышления, рефлексии, такта в преодолении затруднений учащихся и трудностей в собственном труде. Педагоги со средним уровнем коммуникативной толерантности менее склонны к возникновению психологических новообразований. Дискриминантный анализ показывает, что основной вклад в формирование высокого уровня эффективности педагогической деятельности вносят такие показатели коммуникативной толерантности как умение прощать, приспосабливаться и проявлять эмпатию. На формирование среднего уровня эффективности педагогической деятельности в большей степени оказывают влияние консерватизм, восприятие себя как эталона, уважение и доброта. Чем чаще педагог будет стремиться перевоспитать партнеров по взаимодействию, демонстрировать непринятие индивидуальности партнера и однообразие ценностей и вкусов, демонстрировать неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера, считать себя всегда и во всем правым, настаивать на принятии своей точки зрения, не прощать другому его ошибки или неловкость, проявлять нетерпимость к жалобам и капризам, тем вероятнее формирование у него среднего уровня эффективности педагогической деятельности. Однако если учитель будет способен принять любую идею, с пониманием и уважением отнестись к поступку, даже если он их не одобряет, а также будет сопереживать ученикам и выражать к ним искреннюю симпатию, тем больше вероятности, что у педагога будет высокий уровень эффективности педагогической деятельности. Таким образом, педагоги с разным уровнем коммуникативной толерантности имеют значимые отличия в педагогической деятельности, в педагогическом общении, в обученности и обучаемости школьников и психологических новообразованиях. Также педагоги с высоким уровнем коммуникативной толерантности в большей степени замечают личность школьника и ориентируются на его личностное развитие. На формирование высокого уровня эффективности педагогической деятельности оказывают такие показатели коммуникативной толерантности как уважение и эмпатия, а на формирование среднего уровня коммуникативной интолерантности – консерватизм, восприятие себя как эталона, непринятие индивидуальности партнера по взаимодействию, неумение прощать ошибки, стремление перевоспитать и недоброжелательность. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЛИКОНФЛИКТНОГО СОЦИУМАКрупышева В.А., Россия, г. Ярославль Во второй половине 20 века произошел распад СССР, в результате образовалось несколько независимых государств, в том числе, и Российская Федерация. Итоги реформ переходного периода: спад рождаемости, увеличение смертности, падение промышленного производства почти в 3 раза, уровня жизни большинства населения в 3-6 раз, развал государствообразующих структур – армии, науки, здравоохранения, образования, культуры, утрата продовольственной, товарной, политической независимости и т.д. [1]. При данных обстоятельствах современное российское общество можно назвать поликонфликтным, т.е. обществом, в котором присутствуют многообразные противоречия. В современной России происходит усиление и увеличение числа конфликтных ситуаций и социальной напряженности. Это связано, прежде всего, с периодом «перестройки», «переходом от интеграции и дифференциации одного типа к социальной интеграции и дифференциации другого типа» [3]. В любой ситуации политические силы используют СМИ: в качестве средства информационной демократии, и в качестве орудий легитимации антидемократических механизмов воздействия на конфликтующие стороны. В современном обществе и при современных условиях любой конфликт или любую акцию государственной власти и отношение к ней общества следует рассматривать во взаимосвязи со СМИ, нельзя не учитывать их влияния друг на друга. СМИ можно считать посредником между обществом и властью. В зависимости от того, в каком ракурсе будет предоставлена информация о каком-либо событии или конфликте, о той или иной реакции политических лидеров, зависит картина, которую представит себе отдельный индивид, а значит, массовое сознание будет придерживаться данных трактовок.

Средства массовой информации могут быть как государственными, так и частными. Если частные СМИ видят общественные интересы через призму интересов отдельной частной группы, слоя или партии, то государственным СМИ предоставляют информацию в зависимости от интересов стоящих за властью сил.


Так, например, на рынке печатных СМИ государству принадлежит около 20 процентов федеральных и до 80 процентов региональных изданий [4]. По желанию руководителей или людей, от которых они зависят, СМИ могут нагнетать конкретные конфликты или, наоборот, замалчивать другие. И частные, и государственные СМИ создают конфликтную реальность в зависимости от желаний стоящих за этими СМИ общественных структур. Информационные средства стали популярным и действенным способом влияния на человека и общество, посредством социальной мобилизации, социального контроля, стимулирования, санкционирования, легитимации действий властных институтов и делегитимации и т.д. Информация в СМИ может быть направлена на всѐ общество или на отдельную группу. В этом аспекте она схожа с рекламой, которая тоже направлена на определенную, хорошо изученную, группу людей. Для этого проводят различные исследования: маркетинговые, социологические и т.д., чтобы была возможность спрогнозировать дальнейшие действия этой группы. Т.е. каждая реклама ориентация на своего потенциального клиента. Так же и СМИ могут быть ориентированы не на все общество целиком, а на его отдельную часть. Они рисуют определенную картину мира и могут дать импульс для начала деятельности социальных группы в поддержку нужных идей или событий. Как отмечалось ранее, СМИ является посредником между обществом и властью. Именно в газетах, на радио или в телевизионных программах может происходить диалог между указанными социальными институтами. Е.П. Прохоров выделяет значимость социального диалога (между всеми социальными субъектами – «всеми телами», институтами общества − гражданским, экономическим, государственным) [2]. Под диалогом подразумевается конструктивный поиск альтернативных решений в ходе дискуссии. Диалог может быть между общественно-политическими силами, между ними и властью, между властью и гражданами. Во всех видах диалога важную роль играют СМИ. Они могут вести диалог и с властью, и с общественно-политическими силами, и с различными социальными институтами, и с гражданами, и между собой. Можно сказать, что в тот момент, когда благодаря множеству публикаций и дискуссий в СМИ граждане подключаются к разработке проектов развития страны, общество перестает молчать. Средства массовой информации играют значимую роль в формировании общественного мнения по проблемам развития общества. Они являются важным фактором поддержания стабильности в социуме, важным элементом механизма конструктивного управления общественными конфликтами. Но СМИ могут играть и отрицательную роль, являясь в то же время специфическим инструментом образования, раздувания и увеличения числа конфликтов в различных сферах жизни. В настоящее время в России особое внимание средств массовой информации сосредоточено на анализе различного рода конфликтов. Использование СМИ в интересах предупреждения конфликтов и их конструктивного разрешения - одно из перспективных направлений повышения управленческой культуры российского общества. Сложная многоконфликтная обстановка в обществе требует улучшения деятельности власти, властных структур по ее оздоровлению, выявления условий и поиска путей, которые позволяют снизить уровень социального напряжения в государстве, оптимизируют конструктивную деятельность средств массовой информации, уменьшат их негативное влияние на общественно-политические процессы [5]. Литература:

1. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батников С.А. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. М., 2003.

2. Диалог как основа участия журналистики в формировании толерантного общества // http://www.interethnic.org/News/260904_3.html.

3. Дмитриев А. Конфликт на российском распутье. // Социологические исследования, 1993, №9.

4. Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы. // Журналист. 2002. №7. С.

5. Оппозиционная пресса в социальном диалоге // http://www.mediascope.ru/node/690

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬКрутькова И.И., Томилин А.А., Россия, г.Воронеж В современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур. Таким образом, обращение к данной тематике инспирировано потребностью целостного понимания и осмысления толерантности в современном обществе. Понятие «толерантность» несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного субъекта над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 г. в г. Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая и Россию, дается характеристика понятия толерантность [7, с. 9].


В современной научной литературе, посвященной проблеме толерантности, в целом сложилось определение этого понятия. Оно выглядит следующим образом: толерантность – это сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого» [5, с. 49]. Если толерантность рассматривают с политической точки зрения, то ее ценность заключается в поддержании социальной стабильности. А при рассмотрении ее как моральной добродетели, подчеркивают нравственный характер мотивов, которые движут человеком, сдерживающим свое недовольство, свое желание воспрепятствовать, видоизменять и даже уничтожать то, что, по его мнению, ложно и аморально. В «Большом словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia – терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо; способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда» [1, с.661]. В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия «Толерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [9, с. 1332]. Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском языке – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению» [9, с. 179]. Под толерантностью в социально-философском смысле следует понимать «определенное социальное качество межчеловеческих отношений, а также отдельных индивидов, их конгрегаций и групп, характеризующееся установкой на благожелательное восприятие «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности и так далее этого «другого». При этом указанная установка выступает в качестве своего рода категорического императива для субъекта всякого подлинно толерантного поведения и действия, а не имеет сиюминутный переходящий или своекорыстный характер. Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством диалога, убеждения и взаимной корреляции поведенческих актов и действий [10, с. 40]. Известно, что философские категории выступают как предельно широкие понятия. Так, Ю. А. Ищенко толерантность определяет как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в диалоге [4, с. 51]. Иными словами, оно представляется как ответственный поступок, который может быть воплощен в частном действии, мысли, слове. В. А. Петрицкий выделяет иерархию определений толерантности: - толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры; - толерантность есть признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от собственных, и шире, иной культуры; - при вычленении социально-нравственно-позитивных элементов типичных ситуаций толерантного поведения как процесса, толерантность есть внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [6, с. 142]. В математике Ю. А. Шрейдер толерантность связывает с эквивалентностью, позволяющей «как можно стороже определить отношения одинаковости или взаимозаменимости» [11, с. 50]. Наряду с этим понятие «толерантность» применяется и в логике, где обозначает интуитивное представление о сходстве и неразличимости. Сама же эквивалентность является «частным случаем толерантности», и, как подчеркивает Э. Зиман, «математическое отношение, соответствующее нашему интуитивному представлению о сходстве или неразличимости, получило название «толерантность» [3, с. 30]. С. Ю. Головин в «Словаре практического психолога» дает следующее определение толерантности. «Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей» [8, с. 857]. Определение толерантности, данные А.Г. Асмоловым и Г.У. Солдатовой, совпадают и видятся учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и ли к преобладанию какой-то одной точки зрения.


Итак, толерантность можно рассмотреть как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культуру толерантного сознания; в-третьих, отношение к соответствующей действительности, воплощается в реальном поведении. В рамках идей толерантного сознания следует выделять категорию отношений. В энциклопедии глобалистики под редакцией И.И. Мазур, А.И. Чумаковой толерантность определяется как «допущение, признание и уважение различия; моральная максима, по необходимости ведущая к поиску возможностей разрешения конфликтов и противоречий через признание права другого (других) на отличные от наших взгляды, верования, формы поведения. Чаще всего под толерантностью понимают снисходительность к чужим недостаткам, умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо» [2, с. 1017]. Толерантность может рассматриваться, по их мнению, как психологическая или социально-психологическая характеристика индивидов и социальных групп, проявляющаяся в их взаимодействии с другими индивидами или социальными группами; как одна из важнейших ценностей современного общества; как установка на независимость, автономность, недопустимость навязывания идей; как следствие принципиальной неполноты любого отдельного существа или существования и т. д. Понятие мультикультурализма тесно соприкасается с понятием толерантности, но не сводится к ней. Этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и иных организаций), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Авторы сборника научно-методических статей «Толерантное сознание и формирование толерантных отношений» рассматривают толерантность в различных аспектах. 1. Как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека, как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир, актуально (применительно к данному состоянию личности и данным обстоятельствам ее жизнедеятельности) представляющий цель активности личности. 2. Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Довольно часто идеи, находящиеся на уровне принципа, обеспечивают согласие в социальных группах. 3. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности. 4. Самый высокий уровень проявления толерантности личности – наличие толерантности как идеала. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности личности. Анализ теоретических аспектов проблемы привел нас к выводу о том, что толерантность – понятие многозначное, имеющее сложную структуру, которое употребляется как в узком, так и в широком смысле: субъектом толерантного отношения, носителями толерантности могут выступать общество, группа, отдельная личность. Единым основанием для различных трактовок понятия «толерантность» является определение данного качества как условия нормального функционирования гражданского общества и одной из главных ценностей культуры мира, обеспечивающей выживание человечества. Литература:

1. Большой словарь иностранных слов [Текст]. – М.: Центрополиграф, 2003. – 816 с.

2. Глобалистика: Энциклопедия [Текст] / И.И. Мазур, А.И. Чумаков. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – 1328 с.

3. Зиман Э. Толерантные пространства и мозг [Текст] / Э. Зиман, О. Бьюнеман // На пути к теоретической биологии. – М., 1970. – С. 28–45.

4. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема [Текст] / Ю.А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. – 1990. – № 4. – С. 48–60.


5. Кочергина З.А. Современные дискуссии по проблеме толерантности [Текст] / З.А. Кочергина // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – методич. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 40–52.

6. Петрицкий В.А. Толерантность – универсальный этический принцип [Текст] / В.А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. – СПб, 1993. – С. 139–151.

7. Проблемы толерантности и экстремизма: материалы IV международной конференции [Текст]. – Воронеж.: ВГПУ, 2009. – 60 с.

8. Словарь психолога-практика [Текст]. – Минск: Харвест, 2001. – 976 с.

9. Советский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 1600 с.

10. Толерантность: Материалы регион. науч.-практ. конференции [Текст]. – Якутск: ЯНЦСО РАН, 1994. – 95 с.

11.Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок [Текст] / Ю.А. Шрейдер. – М.: Наука, 1971. – 254 с.

 





Читайте также:
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.025 с.