Эти показатели определяют величину абсолютного риска.
Коэффициент вариации:
.
Исходя из выше перечисленного
а) ,
,
.
б) аналогично ; ; ; .
в) ; ; ; .
г) ; ; ; .
По результатам расчетов можно сделать вывод о том, что наилучшим проектом является проект В, так как чем меньше риск, тем лучше решение.
Пример 13.
Пусть задана платежная матрица затрат при 5-и стратегиях поведения и 5-и альтернативах (табл.3.24.). Требуется выбрать наилучшее решение.
Таблица 3.24
С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | |
S1 | |||||
S2 | |||||
S3 | |||||
S4 | |||||
S5 |
Решение:
1) Критерий Байеса-Лапласа.
Из множества допустимых решений выбирают оптимальный по следующему правилу:
, если Vi – затраты.
В нашем случае:
;
;
;
;
;
.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности применения стратегии 1, так как W1 минимальна.
2) Критерий максимальной осторожности.
Из множества наихудших стратегий следует выбрать наилучшую:
, если Vi - затраты. В нашем случае будем руководствоваться таблицей 3.25.
Таблица 3.25.
Стратегии | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 |
min | |||||
max |
Из всех максимальных значений наименьшим является значение соответствующее стратегии 2, следовательно, остановимся на ней.
3) Критерий Севиджа.
Матрица затрат преобразуется в матрицу рисков по следующему правилу:
.
Составим матрицу рисков на основании матрицы затрат таблица 3.26.
Таблица 3.26.
С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | |
S1 | |||||
S2 | |||||
S3 | |||||
S4 | |||||
S5 |
Проанализировав результаты, придем к выводу о целесообразности использования стратегии 1, т.к. риск минимален.
|
4) Принцип пессимизма – оптимизма.
Учитывая склонность человека к риску путем введения коэффициента доверия .
- недоверие,
- доверие,
, если Vi – затраты.
Примем коэффициент доверия равным 0,4, тогда
.
Аналогично ; ; ; .
Опираясь на результаты выберем стратегию 1, т.к. при ней риск минимален.
Пример 14.
Для оценки готовности компании к работе по принципам стратегического управления менеджерам предлагалось оценить степень проявления каждого из перечисленных выше признаков в деятельности предприятия – выставить оценки, соответствующие степени проявления того или иного признака:
· «5» – если данный признак на предприятии полностью проявляется;
· «4» – если данный признак проявляется не полностью;
· «3» – если данный признак проявляется слабо;
· «2» – если данный признак не проявляется.
Общая оценка степени готовности компании представляет собой средневзвешенный бал:
, (3.1)
где: – бальная оценка j -го эксперта степени проявления i- го признака;
n – количество экспертов;
m – число рассматриваемых признаков;
– коэффициент важности i -го признака, определяемы по правилу:
=
Для упрощения принято, что все признаки имеет одинаковую важность и k =1.
В оценке участвовало десять экспертов, таким образом n =10, а m= 12.
Рассчитаем по формуле 3.1 следующие пороговые числа:
bмин=0,2 – соответствует случаю полного не проявления всех признаков;
bсл=0,3 – соответствует случаю слабого проявления всех признаков;
bнп=0,4 – соответствует случаю не полного проявления всех признаков;
|
bмакс=0,5 – соответствует случаю полного проявления всех признаков.
Теперь по формулам:
b1=bмин+0,75(bсл-bмин) (3.2);
bср=0,5(bмин+bмакс) (3.3);
b2=bнп+0,25(bмакс-bнп) (3.4);
рассчитаем пороги b1=0,275, bср=0,35, b2=0,425 и вынесем рассчитанные пороги на рис. 3.4.1.
Степень готовности компании к стратегическому управлению следует оценивать как:
· очень высокая, если полученный результат попадает в диапазон b2 – bмакс;
· высокая, если полученный результат попадает в диапазон bср – b2;
· умеренная, если полученный результат попадает в диапазон b1 – bср;
· низкая, если полученный результат попадает в диапазон bмин – b1.
Ниже в таблице приведен результат обобщенной оценки менеджерами компании «Юнивест Маркетинг» готовности к стратегическому управлению по двенадцати перечисленным признакам.
Таблица 3.27
Готовность компании «Юнивест Маркетинг» к реализации маркетинговой стратегии.
№ пп. | Проявляющиеся признаки | Оценка степени проявления признака |
1. | Определенность миссии | проявляется слабо |
2. | Определенность целей и стратегии предприятия | проявляется слабо |
3. | Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации | проявляется не полностью |
4. | Работа по повышению конкурентоспособности предприятия | проявляется не полностью |
5. | Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям | проявляется слабо |
6. | Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия | не проявляется |
7. | Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления | не проявляется |
8. | Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития | не проявляется |
9. | Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач | проявляется не полностью |
10. | Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия | проявляется слабо |
11. | Высокий уровень корпоративной культуры | проявляется не полностью |
12. | Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения | проявляется слабо |
Итоговый рейтинг | 0,308 |
Полученный в таблице 3.27 итоговый рейтинг вынесем на рисунок 3.1.
|
.
Рис. 3.1. Шкала оценки готовности компании к реализации маркетинговой стратегии
На основании полученной оценки степени готовности предприятия можно сделать следующий вывод: компания в целом готова к формированию единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии.
Пример 15
Имидж сети розничных магазинов товаров для детей «Детский мир»
Конкурентная борьба на рынке часто осуществляется не между фирмами и их товарами, а между их имиджами, то есть образами, оказывающими эмоционально-психологическое воздействие на потребителей. Стратегия формирования имиджа требует системного использования большого арсенала инструментов паблисити, рекламных кампаний с активным использованием масс-медиа.
Так, сеть магазинов «Детский мир» для формирования имиджа использует:
- Для создания имиджа товара проводятся покупательские конференции, анкетные опросы, постоянно ведется комплексное изучение покупательского спроса с целью расширения ассортимента товаров, пользующихся повышенным спросом, а также повышения качества и эстетики товаров для детей.
- Совершенствование стандартов качества обслуживания, обучение персонала, проведение семинаров и тренингов для повышения квалификации сотрудников направлено на улучшение имиджа персонала.
- Визуальный имидж магазина определяет оформление всех магазинов сети в одном стиле: одинаковая униформа для персонала, зонирование площадей, цветовое и световое оформление магазинов, единые принципы выкладки товаров.
- Социальный имидж организации укрепляется проведением благотворительных акций («Патриарший Пасхальный Праздник», «Надежда по всему Миру», «Взгляд ребёнка», «Олимпиада среди детских домов и школ интернатов»). 9 декабря 2004 года для систематизации и структуризации благотворительной деятельности был создан благотворительный фонд под одноименным названием «Детский Мир», среди основных направлений деятельности которого:
· разработка и внедрение программ направленных на поддержку домов творчества, спортивных секций в т.ч. поиск и поддержка одарённых детей;
· разработка и внедрение социальных программ направленных на поддержание семьи и материнства, стимулирования семейного отдыха, занятия спортом;
· участие в городских и федеральных программах направленных улучшение жизни подрастающего поколения;
· организация и проведением конференций, симпозиумов, семинаров в России и за рубежом с целью привлечения внимания и формирования общественного мнения к проблемам института семьи и детства, проблемам благотворительности другим социально значимым проектам;
· разработка и внедрение программ, направленных на пропаганду производства и продажи качественных товаров и услуг для детей;
· разработка и внедрение программ направленных на социализацию адаптацию и профориентацию детей в современном мире, формирования у подрастающего поколения стремления получить высшее, среднее или средне-специальное образование;
· оказание адресной помощи детям из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, детям – сиротам, воспитанникам детских домов, социальных приютов, домов ребёнка, школ-интернатов;
· оказание адресной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
Социальная деятельность «Детского мира» не ограничивается только благотворительностью. В магазинах сети «Детский Мир» постоянно проводятся творческие конкурсы для детей. Они ориентированы на то, чтобы ребенок творчески развивался, чувствовал атмосферу дружелюбия и верил в свои возможности. Ребята участвуют в конкурсах рисунка и живописи, пробуют себя на литературном поприще, развивают свои артистические и музыкальные способности.
- Бизнес-имидж организации подтверждается признанием сети магазинов «Детский мир» «Супербрендом» российского потребительского рынка по итогам 2005 и 2006 годов. По мнению организаторов премии, это свидетельствует о том, что торговая марка сети, помимо известности и популярности, обладает высоким эмоционально-образным восприятием у потребителей. Кроме того, в 2006 году сеть магазинов «Детский мир» стала лауреатом премии «Российский Торговый Олимп». Как отмечают учредители премии, ежегодно этой награды удостаиваются компании, достигшие «высшей профессиональной компетентности в сфере искусства торговли». Жюри конкурса отметило беспрецедентные показатели роста сети «Детский мир» в 2006-м году и ее лидирующие позиции в секторе детской розницы[3].
Для оценки имиджа строится интеграционная модель системной оценки численных величин отдельных реакций, разработанная Н. Андерсоном, которая имеет следующий вид:
Rn = ∑ Wk Ф(Sk) [1,139],
где Rn – реакция индивида, представляющая его оценку имиджа организации, задаваемом «n» компонентами (стимулами);
Sk (k = 1,…, n) – компоненты (стимулы) (имидж товара, потребителя, топ-менеджера, сотрудника и т.д.);
Wk – «вес» каждого компонента, интерпретируемый как важность и значимость данного стимула для респондента;
Ф(Sk) – шкальное значение стимула S.
Пример модели имиджа сети «Детский мир» представлен в таблице 3.28.
Таблица 3.28.
Модель имиджа магазинов «Детский мир».
Факторы | Компоненты | Оценка компонент | Частичные впечатления | Полное впечатление | |
Важность | Значение | ||||
Имидж товара | Функциональная ценность товара | ||||
Дополнительные услуги | |||||
Имидж потребителя | Стиль жизни потребителя | ||||
Общественный статус потребителя | |||||
Характер потребителя | |||||
Внутренний имидж | Культура организации | ||||
Социально-психологический климат | |||||
Имидж топ-менеджеров | Внешний облик топ-менеджеров | ||||
Особенности вербального и невербального поведения | |||||
Социально-демографическая принадлежность | |||||
Поступки | |||||
Психологические характеристики | |||||
Уровень профессионализма и компетентности | |||||
Имидж персонала | Компетентность персонала | ||||
Культура персонала | |||||
Социально-демографические характеристики | |||||
Визуальный имидж | Архитектурный дизайн | ||||
Внешний облик персонала | |||||
Элементы корпоративного стиля | |||||
Социальный имидж | Социально-значимые акции | ||||
Система мотивации и стимулирования | |||||
Система безопасной жизнедеятельности | |||||
Бизнес-имидж | Деловая репутация | ||||
Деловая активность | |||||
Сервисный потенциал | |||||
Стандарты качества обслуживания | |||||
Аналогично данной модели рассчитываются модели имиджа компаний-конкурентов: дискаунтера, торгующего всеми видами детских товаров «Банана-мама», региональной сети «Здоровый малыш», британской сети «Mothercare» и сети «Кораблик». Значение модели имиджа сети «Банана-мама» - 1180 баллов, «Здоровый малыш» - 1195 баллов, «Mothercare» - 1174 балла, «Кораблик» - 1178 баллов. В соответствии с полученными оценками имиджа составляется рейтинг рассмотренных компаний. Таблица 2 содержит матрицу сравниваемых фирм Z (при zij=0, если фирма i хуже фирмы j, zij=1, если фирма i равносильна j, zij=2, если фирма i лучше фирмы j).
Таблица 3.29
Матрица сравниваемых фирм.
Детский мир (1325) | Банана-мама (1180) | Здоровый малыш (1195) | Mothercare (1174) | Кораблик (1178) | |
Детский мир (1325) | |||||
Банана-мама (1180) | |||||
Здоровый малыш (1195) | |||||
Mothercare (1174) | |||||
Кораблик (1178) |
Чтобы весовые коэффициенты приняли более четкие значения, полученная матрица перемножается сама на себя:
x | = | |||||||||||||||
x | = | |||||||||||||||
x | = | |||||||||||||||
x | = | |||||||||||||||
Построчное суммирование чисел ∑Zij, j = 11,2,3,4,5 определяет вес сравниваемой фирмы в виде коэффициента:
Pi = ∑ Zij / ∑∑ Zij[2,204]
Таблица 3.30
Определение рейтингов сравниваемых фирм.
Детский мир (1325) | Банана-мама (1180) | Здоровый малыш (1195) | Mothercare (1174) | Кораблик (1178) | ∑ Zij | Pij | |
Детский мир (1325) | 0,691 | ||||||
Банана-мама (1180) | 0,062 | ||||||
Здоровый малыш (1195) | 0,235 | ||||||
Mothercare (1174) | 0,001 | ||||||
Кораблик (1178) | 0,011 | ||||||
∑∑ Zij |
Mother- care | Кораблик | Банана-мама | Здоровый малыш | Детский мир | ||||
| ||||||||
0.01 | 0.011 | 0.062 | 0.235 | 0.691 | ||||
Рисунок 3.2. Рейтинговая шкала значимости рекламных фирм.