Покупательские способности домохозяек 9 глава




 

Таким образом, рейтинговый порядок фирм выглядит так:

Детский мир > Здоровый малыш > Банана-мама > Кораблик > Mothercare, с коэффициентами: сеть «Детский мир» лучше сети «Здоровый малыш» в 0,691 / 0,235 = 2,94 раза, сеть «Здоровый малыш» лучше сети «Банана-мама» в 0,235 / 0,062 = 3,79 раза, сеть «Банана-мама» лучше сети «Кораблик» в 0,062 / 0,011 = 5,6 раз, сеть «Кораблик» лучше сети «Mothercare» в 0,011 / 0,01 = 1,1 раз или на 10%.

Пример 16

 

С помощью экспертных оценок проведем исследование конкурентов по наиболее важным критериям и определим наиболее серьезного конкурента на рынке. На рынке работают пять фирм (наша фирма под №2):

Таблица 3.31

Критерии             Направление Extr. Sэт
Цены K1           Min  
Обслуживание K3           Max  
Месторасположение K4           Max  
Реклама K7           Max  

Составим таблицу бинарных предпочтений каждого показателя перед друг другом:

Таблица 3.32

 

Показатель к1 к2 к3 к4 к5 К6 К7 Сi(цена показателя) Vi(вес показателя)
K1 -               0,5
K2     -           0,3
K3       -          
K4             -   0,2
     
                     

Переведем матрицу исходных данных в матрицу безотносительных оценок по формуле:

, если Кj→max; P , если Кj→min

Критерии P1 P2 P3 P4 P5
Цены 0,58   0,8 0,58  
Обслуживание 0,4 0,6 0,4 0,2  
Месторасположение 0,13   0,75 0,25 0,25
Реклама   0,86   0,57 0,28

 

Вычислим аддитивную обобщенную оценку конкурентов по формуле:

Qi=

Q1=(1-0,58)*(1-0,3)+(1-0,75)*(1-0,2)+(1-0,4)*(1-0,1)+(1-0,13)*(1-0)+(1-0,75)*(1-0,1)+(1-0,75)*(1-0,1)+(1-0)*(1-0,2)=3,14

Q2=(1-1)*(1-0,3)+(1-0,63)*(1-0,2)+(1-0,6)*(1-0,1)+(1-1)*(1-0)+(1-0,12)*(1-0,1)+(1-0,58)*(1-0,1)+(1-0,86)*(1-0,2)=1,93

Q3=(1-0,8)*(1-0,3)+(1-1)*(1-0,2)+(1-0,4)*(1-0,1)+(1-0,75)*(1-0)+(1-0,12)*(1-0,1)+(1-0)*(1-0,1)+(1-1)*(1-0,2)=2,62

Q4=(1-0,58)*(1-0,3)+(1-0,75)*(1-0,2)+(1-0,2)*(1-0,1)+(1-0,25)*(1-0)+(1-1)*(1-0,1)+(1-0)*(1-0,1)+(1-0,57)*(1-0,2)=3,20

Q5=(1-1)*(1-0,3)+(1-0,88)*(1-0,2)+(1-1)*(1-0,1)+(1-0,25)*(1-0)+(1-0,88)*(1-0,1)+(1-1)*(1-0,1)+(1-0,28)*(1-0,2)=2,15

Чем ближе оценка Q к эталонной (Q=0), тем серьезней конкурент. Наилучшей из пяти оказалась наша компания №2.Однако, от эталона далеки все конкуренты, но главным является компания №5, необходимо по значениям параметров оценить все свои слабые стороны и устранить недостатки.

 

Пример 17

Рассмотрим анализ оргструктуры маркетинга с целью управления ею. Оргструктуры могут разделяться на линейную, функциональную, товарную, товарно-функциональную, матричную и т.д. В таблице 1 представлены показатели (критерии) сравнения оргструктур маркетинга, исходя из 10-ти бальной экспертной шкалы.

Таблица 3.33

.Критерии анализа маркетинговых оргструктур управления.

 

Показатели Линейная Функциональная Товарно-функциональная
1.Затраты (З)      
2.Количество звеньев (Кз)      
3.Качество принимаемых решений (Кр)      
4.Гибкость управления (Г)      
5.Производительность структуры (П)      
6.Требования к квалификации персонала(Т)      

 

Сопоставим рассмотренные критерии с помощью метода парных сравнений и заполним таблицу 3.34

Таблица 3.34

Бинарные отношения признаков маркетинговых оргструктур управления.

 

Признаки З Кз Кр Г П Т Si Mi
З               0,22
Кз               0,14
Кр               0,28
Г               0,11
П               0,08
Т               0,17
 

Где B -элемент матрицы =

→ 1, если сравниваемые критерии равнозначны;

→ 0, если критерий столбца менее значим, чем строки;

→ 2, если критерий столбца доминирует над критерием строки.

S ,M ,где

n-количество критериев сравнения. Тогда, функция сравнения оргструктур управления будет выглядеть так:

Ф (линейная)= 2*0,22+1*0,14+3*0,28+7*0,11+2*0,08+9*0,17=3,88

Ф(функциональная)= 5*0,22+4*0,14+7*0,28+5*0,11+7*0,08+7*0,17=5,92

Ф(товарная)= 8*0,22+10*0,14+9*0,28+3*0,11+9*0,08+6*0,17=13,67

Максимальное значение функции свидетельствует о приоритетности выбранной оргструктуры управления маркетингом. В данном случае - товарная.

 

Пример 18

Перед руководством фирмы стоит задача: совершенствовать свою оргструктуру управления маркетингом или упразднить, передав её функции консалтинговым фирмам. Для решения задачи необходим показатель, при расчете которого интегральный показатель эффективности – Эф функционирования отдела маркетинга соотносится бы с показателем, отражающим эффективность маркетинговой деятельности от агентств, действующих самостоятельно в рамках цепочки посредников. За этот показатель примем среднее значение показателей эффективности, вычисленных для каждого посредника. Тогда среднеэкономическое значение показателей эффективности маркетинговых агентств-посредников, работающих с фирмой, определится по формуле:

Эср= ,где

Э -эффективность первого агентства-посредника;

Э - эффективность i-го агентства;

n- количество посредников, работающих с фирмой по функциям маркетинга.

Для определения качества взаимодействия агентств с фирмой в рамках маркетинга применим коэффициент взаимодействия

К ,где

Эц- эффективность работы собственного отдела маркетинга. Если Кв>1, то работа собственного отдела маркетинга будет эффективнее работы агентств –посредников, если меньше, то наоборот.

Рассмотрим пример с данными из таблицы 3.35.

Таблица 3.35.

 

Номер агентства-посредника        
Ожидаемая прибыль от подразделений, тыс.руб.        
Бюджет маркетинга для функциональных подразделений, тыс.руб.        

Проведем необходимые вычисления:

Э ; Э ; Э ; Э

Эср=(

Эц=(500+100+400+250)/ (150+400+700+300)=0,8

Кв=

Вывод: функционирование отдела маркетинга в качестве собственной структуры, по данным таблицы, эффективнее, чем деятельность функциональных маркетинговых посредников.

 

Пример 19

Корпоративную эффективность работы подразделений оргструктуры отдела маркетинга можно оценить по следующему алгоритму:

1. Вычисляется доля финансовых затрат Дз i-го маркетингового подразделения с затратами -Зi в общей величине бюджета маркетинга – Бм:

Дзi=

2.Вычисляется доля ожидаемой прибыли каждого подразделения маркетинга Пi в ожидаемой прибыли Пр предприятия от маркетинга:

Дп =

3.Рассчитывается коэффициент эффективности работы каждого подразделения отдела маркетинга:

Кэ =

1. По назначению Кэi рекламные подразделения ранжируются. Также величина Кэi показывает динамику корпоративной эффективности работы отдела маркетинга.

В таблице 2.3.39. даны сведения о деятельности отдельной структуры маркетинга. Оцените эффективность работы каждого подразделения.

 

 

Таблица 3.36.

 

Номер подразделения           Итого
Затраты на маркетинг по подразделениям, тыс.руб.            
Ожидаемая прибыль подразделений маркетинга, тыс.руб.            

Решение задачи оформим в виде таблицы:

Таблица 3.37

 

Номер подразделения           Итого
Доля подразделений маркетинга в бюджетных затратах 0,27 0,23 0,16 0,18 0,16  
Доля ожидаемой прибыли подразделения 0,33 0,26 0.13 0,16 0,12  
Коэффициент эффективности работы подразделений 1,22 1,13 0,81 0,88 0,75  

Подразделение маркетинга с большим значением коэффициента вносит больший вклад в деятельность отдела. Тогда ранжированный ряд подразделений будет составлен в виде таблицы:

Таблица 3.37

Ранжированный ряд эффективности работы подразделений маркетинга          
Номер подразделения          

Вывод: подразделение 1-лидер, 5-аутсайдер

Пример 20

Имеются данные о сбыте продукции за каждую декаду первых трех месяцев отчетного периода. Фирма «Мегаполис» осуществляет мероприятия по продвижению продукции. Можно ли по приведенным данным судить о том, что проводимые мероприятия ведут к увеличению сбыта продукции фирмы?

Таблица 3.38

Данные о сбыте продукции фирмы «Мегаполис»

 

Номер декады Объем сбыта, шт.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Итого  

Решение

Нулевая гипотеза: проводимые мероприятия ведут к увеличению сбыта продукции фирмы.

Гипотеза будет принята, если значение коэффициента вариации превысит критическое значение 35%.

Рассчитаем среднее значение:

Среднее квадратическое отклонение:

Коэффициент вариации:

Вывод: нельзя сказать о том, что проводимые мероприятия ведут к увеличению сбыта продукции.

Пример 21

В таблице представлены данные о расходах на продукты питания – молочную продукцию марки «Мила» и душевом доходе для девяти групп семей.

Требуется проанализировать зависимость величины расходов на молочную продукцию данной марки от величины душевого дохода семей.

Таблица 3.39

Данные о расходах на молочную продукцию марки «Мила»

и душевом доходе семей

Номер группы Расход на молочную продукцию «Мила», руб. (y) Душевой доход, руб. (x1)
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Какова значимость фактора дохода семей в процессе принятия решения о покупке данного товара? Нужно ли учитывать этот фактор в комплексе продвижения продукции?

Решение:

Рассмотрим однофакторную модель зависимости расходов на продукты питания данной марки (y) от величины душевого дохода (x1). Она выражается линейной функцией вида

параметры которой и находятся в результате решения системы нормальных уравнений, которая формируется на основе метода наименьших квадратов.

Система нормальных уравнений для рассматриваемого случая имеет вид:

где суммирование проводится по всем n группам.

Используя данные таблицы, получим систему уравнений:

решением которой являются значения

Таким образом, модель имеет вид:

Это уравнение регрессии. Направление связи между и определяет знак коэффициента регрессии ; в данном случае связь является прямой. Теснота этой связи определяется коэффициентом корреляции (парным):

- средняя квадратическая ошибка выборки :

где - средняя арифметическая значений ;

- средняя квадратическая ошибка уравнения регрессии для числа степеней свободы :

где - соответствующее значение расходов на молочную продукцию, вычисленное по модели.

В данном примере:

следовательно,

Чем ближе значение коэффициента корреляции к единице, тем теснее корреляционная связь.

Полученное значение свидетельствует, что связь между расходами на продукты питания марки «Мила» и душевым доходом очень тесная.

Фактор дохода семьи необходимо учитывать в продвижении продукции.

 

Пример 22

Для обследования, ставящего целью выявить мнение потребителей о новом товаре в регионе, насчитывающем 50 тыс. семей, необходимо провести анкетирование. Условно принимается, что в каждой квартире проживает одна семья и на нее будет выделена одна анкета. Предварительные исследования установили, что дисперсия среднего размера покупки составляет ±25 руб.; t=2; предельная ошибка не должна превышать 0,1 тыс. руб. Практика показывает, что некоторая часть анкет не возвращается (предположим, каждая третья). Определить численность выборки.

Решение:

Численность выборки (n) составляет:

.

Эта величина округляется до 1000 семей, т.е. установлена 2%-ная выборка. Т.к. практика показывает, что некоторая часть анкет не возвращается (каждая третья), увеличиваем число анкет до 500. Следовательно, необходимо включить в выборку 1500 семей, т.е. увеличить ее до 3%.

 

Пример 23

На основании данных мониторинга были получены следующие оценки факторов рыночной ситуации (экспертным путем каждому фактору присвоены баллы и ранги).

Таблица 3.40

Оценки факторов рыночной ситуации

Показатели и факторы рынка Экспертные оценки Баллы Ранги
Емкость рынка Очень большая    
Вектор и скорость продаж Рост. Высокая    
Устойчивость развития рынка Заметная колеблемость цен    
Деловая активность (число сделок) Достаточно высокая   1,5
Интенсивность конкуренции Умеренная    
Норма прибыли Близкая к средней   0,5

Вычислить индекс рыночной ситуации, определить перспективность данного рынка.

Шкала рыночной ситуации следующая:

 

Таблица 3.41

Шкала балльных оценок рыночной ситуации

 

Рыночная ситуация Неблагоприятная Неустойчивая Благоприятная
Параметрический индекс (в баллах) от 1 до 4 от 4 до 6 от 6 до 9

Решение:

Стратегический индекс или индекс рыночной ситуации вычисляется по формуле:

где

- средний балл, обобщенная многомерная характеристика состояния рынка;

- балл, характеризующий состояние рынка по i-му параметру (фактору);

- вес (ранг), отражающий роль i-го параметра (фактора) в формировании рыночной ситуации (определяется экспертным путем);

- число параметров (факторов).

Средний балл равен: ,

т.е. рынок достаточно благоприятен для реализации товара

Пример 24

 

Эксперты компании провели исследование влияния факторов макроокружения на продажи, используя метод PEST –анализа. По результатам анализа (см.табл.3.42) необходимо: а) разработать профиль макроокружения компании и выделить зоны позитивного и опасного влияния; б)разработать план действий по оптимизации продаж.

Таблица 3.42.

Результаты PEST –анализа

Факторы макросреды Знак влияния (+,-) Степень влияния Вес фактора Важность фактора
         
1. Политические: 1.1.Ужесточение требований законодательства к качеству выпускаемой продукции   1.2. Увеличение минимального уровня оплаты труда   _   +       0,05   0,05   -0,25   0,15
2. Экономические: 2.1.Замедление темпов роста инфляции   2.2.Снижение налоговой нагрузки на компанию   +   +       0,15   0,1   0,75   0,3
3. Социальные: 3.1 Повышение платежеспособности покупателя целевого рынка   3.2 Изменение потребительских предпочтений потребителей   +     _         0,25     0,25   1,75   -2,25
4.Технологические: 4.1. Применение конкурентами новых технологий производства продукции   4.2.Использование конкурентами прогрессивных технологий продвижения товаров на рынок   _   _       0,1   0,05   -0,7   -0,25

 

Решение:

Данный вид анализа используется для исследования развивающейся макросреды. Методика его проведения предполагает качественную и количественную оценку факторов, на основе которых рассчитывается значение важности каждого фактора с учетом направления его влияния на управление продажами.

1)для построения профиля макросреды берутся показатели важности фактора и используется среда Excel.

Профиль макросреды позволяет определить зоны позитивного и опасного влияния факторов макросреды на продажи, определить приоритетные действия компании по изменению системы управления продажами.

1) В целях реагирования на действия факторов макросреды компания разрабатывает соответствующий план действий (Табл.3.43) В сложившейся ситуации она может предпринять следующие действия:

Таблица 3.43

Факторы макросреды План действий
   
1. Политические
1.1. Повышение требований к качеству выпускаемой продукции 1.2. Увеличение минимального уровня оплаты труда 1.1.Повысить качество выпускаемого товара 1.2.Оценить необходимость увеличения объема производства
2.Экономические
2.1. Замедление темпов роста инфляции   2.2.Снижение налоговой нагрузки на компанию 2.1. Оценить возможности роста объемов продаж 2.2.Увеличить инвестиции в развитие системы управления продажами  
3. Социальные
3.1 Повышение платежеспособности покупателя целевого рынка   3.2.Изменение потребительских предпочтений потребителей 3.1.Оптимизировать ценовую политику     3.2 Оптимизировать ассортимент
4. Технологические
4.1. Применение конкурентами новых технологий производства продукции   4.2.Использование конкурентами прогрессивных технологий продвижения товаров на рынок 4.1.Изучить возможности внедрения новых технологий   4.2. Оценит эффективность технологий продвижения товара на рынок и оптимизировать их.

 

Приоритетными направлениями деятельности компании будут выступать повышение качества выпускаемой продукции; оптимизация товарного ассортимента; внедрение новых технологий производства продукции; оптимизация технологий продвижения товара на рынок.

 

Сегментация рынка.

Одним из важнейших направлений маркетинговых исследований рынка является изучение потенциальных потребителей товара. Зная, каков потребитель, фирма может сделать свои маркетинговые усилия целевыми — использовать те формы и методы рекламы, ценообразования, торговли, которые наиболее привлекательны, эффективны именно для такого потребителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: