Педагогика М. Монтессори в современном мире




Мария Монтессори

ВПИТЫВАЮЩИЙ РАЗУМ РЕБЁНКА

Серия «Скрытые возможности человека»

Санкт-Петербург 2009

УДК: 371.481/.482 ББК: 74.00

Перевод с английского на русский язык Алексеев К. В.

Под редакцией представителя Association Montessori International (AMI) Пугачевой А. И.

Общая редакция канд. пед. наук Караченцева О. Р.

Мария Монтессори М77 Впитывающий разум ребенка. — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с.

Эта книга открывает серию книг, рассказывающих об ог­ромных потенциальных возможностях человека, скрытых от об­щего понимания.

«Впитывающий разум ребенка» — это перевод с англий­ского языка труда М. Монтессори «The Absorbent Mind», в ко­тором автор описала особые периоды восприимчивости у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Автор книги рассматривает, как в раннем детстве формируются основы для развития движения, речи, письма и чтения, закладываются такие качества характе­ра, как сосредоточенность, терпение, аккуратность, интерес, а также способность к самообразованию. Психофизиологиче­ской основой процессов формирования этих качеств являются выявленные автором особенности раннего детства: абсорбиру­ющий (впитывающий) разум, способность к самообразованию и огромная созидательная энергия.

Книга адресована педагогам и родителям, стремящимся раскрыть индивидуальные способности и таланты, присущие ребенку.

© The Montessori-Pierson Estate 1959 © Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», ISBN 978-5-903884-03-2 оформление и издание, 2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление. Педагогика М. Монтессори

в современном мире ................................................................... 6

Предисловие Марио Монтессори к первому

изданию книги.......................................................................... 13

Глава 1. Роль ребенка в преобразовании мира.............................. 15

Глава 2. Образование для жизни...................................................... 22

Глава 3. Периоды роста....................................................................... 31

Глава 4. Новый путь........................................................................... 42

Глава 5. Чудо созидания...................................................................... 47

Глава 6. Эмбриология и поведение................................................... 60

Глава 7. Духовный Эмбрион............................................................. 74

Глава 8. Завоевание ребенком независимости............................... 98

Глава 9. Первые дни жизни.............................................................. 113

Глава 10. Некоторые размышления о языке............................... 124

Глава 11. Как язык взывает к ребенку.......................................... 133

Глава 12. Влияние препятствий на развитие............................... 145

Глава 13. Важность движения для общего развития.................. 155

Глава 14. Интеллект и рука.............................................................. 167

Глава 15. Подражание и развитие................................................... 177

Глава 16. От бессознательного творца к сознательному

Труженику............................................................................. 184

Глава 17. Дальнейшее развитие через культуру

И воображение...................................................................... 190

Глава 18. Характер и его нарушения в детстве............................ 212

Глава 19. Вклад ребенка в общество — нормализация................... 222

Глава 20. Построение характера — личное достижение

Ребенка....................................................................................... 229

Глава 21. Чувство собственности у детей

И его трансформация.............................................................. 237

Глава 22. Социальное развитие............................................................. 243

Глава 23. Объединение в социальную единицу.................................. 254

Глава 24. Ошибки и их исправление.................................................... 266

Глава 25. Три уровня послушания....................................................... 274

Глава 26. Дисциплина и учитель.......................................................... 285

Глава 27. Подготовка учителя............................................................... 299

Глава 28. Любовь и ее источник — ребенок....................................... 310

Приложение 319

 

В жизни человека есть только один период, предназначенный для строительства разума: воз­раст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны характера, как со­средоточенность, аккуратность, самодисциплина, творческие интересы. И если игнорировать эти возможности или создать неблагоприятные усло­вия, то развитие их не произойдет...

Мария Монтессори

Педагогика М. Монтессори в современном мире

Летом 2008 года я отвечала на вопросы нескольких журна­листов, представлявших телевидение и печатные издания, и один вопрос мне задавали неоднократно: «Каким образом эта итальянская система, созданная сто лет назад, может быть использована в России сегодня?» Я пишу это предисловие для всего русскоязычного мира с предложением попробовать вы­яснить это самим, прочитав эту книгу. Я пишу это предисло­вие, чтобы сказать вам: Мария Монтессори принесла с собой не просто методику, а послание. Свидетельством тому книга, которую вы держите в руках. В ней нет даже описания класса Монтессори, и тем не менее она предлагает нашему вниманию послание, обращенное ко всем нам, вне зависимости от на­циональности.

Содержание этой книги подобно сияющему свету сердца великой матери человечества доктора Марии Монтессори (1870—1952 гг.), основоположника метода. Монтессори в об­разовании и первой женщины-врача и хирурга в Италии. Свет, который она принесла с собой, по-прежнему полон открове­ний и истин, способных вдохновлять и преображать читателя. Во время чтения книги искры этого света передаются из со­знания в сознание, от сердца к сердцу. Я знаю это из личного опыта. Именно эта книга, впервые прочтенная в 1970 году, привнесла в мою жизнь новый смысл и подарила мне люби­мое дело.

Этот свет может кардинально изменить жизнь детей, их родителей и учителей. Он может изменить наши базовые пред­ставления о детях и школе, а также о самой сути и роли образования. Смелое утверждение, но подтвержденное столет­ним мировым опытом.

 

От первой маленькой школы Монтессори в бедном квар­тиле Рима к десяткам тысяч школ на всех континентах, за исключением Антарктиды, — школы Монтессори процветают и продолжают развиваться. Монтессори не только учит детей читать, писать и считать, хотя и делает это очень хорошо, но, ЧТО более важно, воспитывает сердце и душу ребенка. В пер- мыс годы ее работы газеты всего мира окрестили метод Мон- тессорй «открытием человеческой души».

Идеи Марии Монтессори были с такой убедительностью представлены слушателям и мировым лидерам во время ее неустанных путешествий и лекций, что она трижды выдвига­лась на Нобелевскую премию мира — в 1949, 1950 и 1951 го- дмх. Она оставила нам не только концепцию, но и практичес­кое руководство по образованию, которое сочетает в себе рмум, душу и умение, порождает искреннее желание учиться и стремиться к миру как внутри, так и снаружи себя.

Эта книга — одно из более двадцати написанных автором 0 оч и нений — вышла в самом конце жизни Монтессори. Ее м iiiiK четок, мышление научно и в то же время наполнены Надеждой и благоговением перед глубокой духовной сущно­стью, которую она видит в детях, а следовательно, и во всех line. Мария Монтессори указывает нам на чудо мироздания, ни вдохновение, которое мы можем почерпнуть в научном понимании эмбриологии. Начиная с базовых представлений о развитии человека из эмбриона, она приводит нас к новому осмыслению и оценке работы детства. Ребенок созидает в себе человека любой культуры. Никто не может сделать это за него. Ма труде ребенка зиждется цивилизация.

Она рисует нам картину «великой силы», сокрытой в ре­пейке, «творческой природы, которая ведет его к формирова­ нию человека своего времени, человека своей цивилизации». Мощнейший потенциал, который ребенок должен реализовать и человеке завтрашнего дня, открывается нам в названии книги — «Впитывающий разум».

Ребенок растет, в буквальном смысле впитывая язык и традиции культуры, в которой он рождается, что помогает Человечеству приспосабливаться к изменяющемуся миру.

Монтессори пишет: «Каждая индивидуальная черта, обретае­мая ребенком, закрепляется навсегда, и даже если впоследст­вии здравый смысл от нее отказывается, что-нибудь остается от нее в подсознании. Ибо ничто из того, что сформировалось в младенчестве, не может быть искоренено полностью».

«Поэтому надежды изменить взрослых тщетны» — это основная мысль книги. Если мы стремимся к созданию более совершенного мира, населенного здоровыми личностями (не только физически, но и умственно, эмоционально и ду­ховно), давайте везде и всегда начинать со своих детей. Как мы представляем себе образование ребенка? Монтессори предлагает простое, но глубокое решение: «В этот период мы можем лишь помочь жизни раскрыться».

«Только природа, установившая непреложные законы и определившая потребности человека в процессе развития, может диктовать методы образования, которым необходимо следовать». Ребенок должен пользоваться руками и всем своим телом, чтобы прикасаться, ощущать и умело обращаться с ок­ружающими его предметами, с тем чтобы учиться. Он не про­сто хочет работать, он должен работать...

Монтессори пишет в книге «Добровольная активность в образовании»: «Для того чтобы утолить жажду, недостаточно просто увидеть воду или сделать маленький глоток. Испыты­вающий жажду должен выпить полную меру. Он должен вы­пить столько воды, сколько требуется его организму. Для того чтобы утолить духовный голод и жажду, недостаточно просто видеть предметы и совсем недостаточно только услышать их описание, а нужно обладать ими и в полной мере использовать для удовлетворения потребностей внутренней жизни».

Работа взрослого состоит в том, чтобы завершить эту за­дачу. Другое дело маленький ребенок. Ребенок жаждет тру­диться для саморазвития. Наблюдая детей в среде, где они могут свободно работать над саморазвитием с подходящими детскими учебными материалами, так как это делала Монтес­сори в течение сорока лет, мы видим, что их желание всегда одинаково: «Помогите мне сделать это самому!» Представьте, например, трехлетнего малыша, пытающегося нести большой кувшин воды. Его отец заботливо вмешивается и пытается помочь ему. Ребенок кричит: «Нет, мое!» Он не капризничает и не выказывает неблагодарность отцу. Он защищает себя единственным известным ему способом. Ему совершенно не нужна вода, он отстаивает возможность научиться нести кувшин самому! Как часто мы, взрослые, видим такого ребен­ка и наказываем его, вместо того чтобы поддержать его, и ме­шаем таким образом его стремлению к независимости!

Наши любовь и стремление заботиться о ребенке должны быть подчинены мудрости, так как мы понимаем его глубо­чайшее стремление работать над формированием собственной личности. Помогая жизни, мы должны усвоить великий урок, преподанный нам Монтессори: все, что мы делаем для ребен­ка, если он может сделать сам, есть препятствие для его раз­вития. Давайте не будем мешать ребенку, которого мы любим!

Монтессори помогает нам познать величайшую радость жизни, которую мы наблюдаем в ребенке. В этой радости прояв­ляется мощная творческая тяга к самоконтролю и независимо­сти. Она проявляется в периоды восприимчивости, когда энер­гия ребенка направлена на определенные области развития, такие как обучение ходьбе, речи, умению держать карандаш, пи­сать и так далее. Теперь мы понимаем, что эти периоды воспри­имчивости соотносятся с определенными областями развития мозга. То, что доктор Мария Мотессори наблюдала и постигала интуитивно сто лет назад, сегодня подтверждается учеными.

Ребенок воплощает в движении свое желание делать, осо­знанно и координировано. Триединство сердца, головы и рук наделяет ребенка умением, неотъемлемым от всего его бытия. Мотессори показывает, как даже в древних культурах физи­ческое развитие и мастерство всегда связывались с сильной волей и умственным развитием.

Монтессори посвятила несколько глав своей книги удиви­тельной способности ребенка усваивать и воспроизводить род­ной язык, вне зависимости от простоты или сложности по­следнего. Те из нас, кто пытался изучать иностранный язык, могут только позавидовать впитывающему разуму, которым мы обладали в детстве, разуму настолько могучему, что он способен создать целый язык. И лишь потому, что мы наблю­даем его каждый день, мы забываем, насколько удивительной силой обладает ребенок.

Один из самых потрясающих результатов образования Монтессори заключается в том, что в специальным образом подготовленной окружающей среде, где дети могут свободно работать и повторять интересные уроки так часто, как им захочется, они успокаиваются, становятся организованными, более отзывчивыми и дисциплинированными. Они проходят через различные уровни послушания, ведущие к желанию до­ставлять радость и контролировать эту способность. Они учат­ся сосредоточиваться и учиться без усилий, в то время как их разум и сердце получают пищу, столь же важную для сознания и души, как еда и воздух для тела. Мария Монтессори назвала этот процесс «нормализацией».

Нормализация всегда сменяет период глубокой концентра­ции на какой-нибудь работе, которая спонтанно заинтересова­ла ребенка. Роль преподавателя или директора учебного заведе­ния, по Монтессори, заключается в том, чтобы просто ознако­мить ребенка с как можно большим набором учебных материалов, подходящих для данного возраста, и позволить ему сосредоточить на этом свою энергию. Для каждого ребенка выбор будет разным. Но любой из них будет уводить ребенка от различных девиаций и плохого поведения к исправлению и со­средоточении на самосозидании, которое, по словам Монтес­сори, «самый важный результат всей нашей работы».

Родители и воспитатели должны предлагать такие задачи, которые задействуют всю личность ребенка. Это сосредото­чение на самостоятельно выбранных задачах, которое в даль­нейшем приведет к развитию человека и подготовит его к встрече с тем, что Монтессори называет «внутренним учи­телем». Это тоже является работой ребенка. Такое положение дел справедливо для любого народа. Не взрослое воспитание ребенка изменяет его и помогает ему развиваться, а сам ребенок свободно трудится и сосредоточивается.

Все люди на земле, пишет Монтессори, имеют нечто общее, спрятанное глубоко в их сердцах, крошечную искорку, которая ведет нас вперед. Мы стремимся к духовности. Какой бы незаметной ни была эта тенденция, это постоянное стрем­ление к улучшению. Организация образования искусственны­ми способами снижает потенциал ребенка, чьи способности гораздо шире, чем мы зачастую предполагаем. Используя принципы, предлагаемые Марией Монтессори, мы можем ре­организовать образование таким образом, что оно откроет для ребенка мир знаний и воспитает в нем стремление улучшать, вместо того чтобы ограничивать его. Этот процесс — пишет она — революция, мирная революция, несущая человечеству возможность более эффективного, более радостного исполь­зования нашего потенциала.

Разные возрасты (от трех до шести в дошкольных детских учреждениях Монтессори, от шести до девяти в младших на­чальных классах, от девяти до двенадцати в начальной школе и от двенадцати до пятнадцати в средней) являются важными периодами в алхимическом процессе преобразования, кото­рый идет в классах Монтессори. Это преобразование дает ре­бенку индивидуальную концентрацию, нормализацию и еди­нодушное социальное единство, неизвестные во многих дру­гих школах. Удивительно наблюдать это, но еще удивительнее наблюдать, как старшие дети помогают младшим, а младшие расширяют свои горизонты.

Мы можем наблюдать, как на почве такой коммуникатив­ной среды и индивидуального развития возникают целые группы. Но что самое важное, это ставит нас на правильный путь строительства образования на базе непосредственного развития человека и высвобождения его внутреннего потен­циала. Как напоминает нам Мария Монтессори, «мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые скрывает в себе ребенок, когда вступает в наш мир, чтобы дать новый импульс человечеству».

Приступая к обучению детей, мы поначалу не видим все яркие характеристики нормализации. Для того чтобы увидеть ребенка возвращающегося, но еще не вернувшегося к норме, нужно время и инициатива учителя. По мере того как ребенок начинает расцветать в своем развитии, учитель, ко­торый помогал ему в этом развитии, начинает чувствовать любовь, которой он прежде не испытывал. Это любовь, по­рождаемая радостью служения духовным ценностям и про­никновением в великий секрет детства. Как говорит Мон­тессори, «я помогла этой жизни выполнить задачи, которые поставило перед ней мироздание».

Именно эта любовь, источником которой является ребе­нок, может привести нас к новому лучшему миру.

Мари Эллен Маунц.

Монтессори-педагог, дипломы AMI в США, Италии С 1991—2001 гг. член Совета директоров и член Комиссии по аккредитации МАСТЕ (Montessori Accreditation Council for Education)

Предисловие Марио Монтессори к первому изданию книги

Эта книга родилась из лекций доктора Марии Монтессори, прочитанных ею в период первого обучающего курса в Ахме- дабаде после ее интернирования в Индию, продолжавшегося до конца Второй мировой войны. В этой книге она рассказала об уникальных умственных способностях ребенка, которые позволяют ребенку в течение всего нескольких лет (без на­ставников, без какой-либо помощи со стороны традиционного образования, более того, даже будучи оставленным без вни­мания, а зачастую и испытывающим противодействие со сто­роны окружающей среды) создать и упрочить в себе все ха­рактерные особенности, присущие личности человека.

Человек рождается слабым физически, но с огромным ду­ховным потенциалом, и ему во многом не хватает обычных умственных способностей, что позволяет даже говорить об их отсутствии. И то обстоятельство, что меньше чем через шесть лет ребенок уже превосходит умственные способности всех других видов живых существ, — воистину одна из величайших загадок жизни.

В своей книге доктор Монтессори не только проливает свет глубокого понимания (основанного на внимательном изучении и точной оценке) на феномен этого самого раннего и в то же время наиболее важного периода человеческой жизни, но также указывает на ответственность, которую несут за него взрослые представители человечества. Она поистине придает практический смысл повсеместно принятой в наши дни идее необходимости «образования с рождения».

Этого можно достичь лишь в том случае, когда образова­ние становится «помощником жизни», выходит за узкие рамки обучения и прямой передачи знаний и идеалов от человека к человеку. Один из наиболее широко известных принципов метода Монтессори — это «подготовка окружающей среды».

На этапе жизни, до того как ребенок пойдет в школу, этот принцип дает ключ к «образованию с рождения» и подлинно­му «развитию» индивидуума с самого рождения.

Эти слова не просто научно обоснованное заявление. Это заявление, подтвержденное опытом того, кто, путешествуя по всему миру, был очевидцем и кто помогал проявлению природы ребенка, его интеллектуального и духовного величия. Получен­ный опыт составляет разительный Контраст с портретом совре­менного человека — человека, который, будучи оставленным без внимания в период своего формирования, вырастает в глав­ную угрозу своему собственному существованию.

Марио Монтессори. Карачи, 1949



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: