В мире людей эти защитные меры не столь активны, как у самок в мире животных. Мы видим, например, как кошка прячет котят по темным углам и как она беспокоится, когда кто-то к ним приближается. У матери защитный инстинкт не такой сильный и поэтому легче утрачивается. Не успеет ребенок родиться, как кто-то его уже забирает, моет, одевает, подносит к свету, чтобы посмотреть цвет его глазок, обращаясь с ним скорее как с неодушевленным предметом, нежели с живым существом. Управляет этим процессом уже не природа, а человеческий разум, причем неправильно, поскольку делает это без должного понимания и исходя из привычной мысли, что у ребенка нет психической жизни.
Это очевидно, что период рождения, или, скорее, этот краткий момент рождения, должен рассматриваться отдельно.
Он не касается психической жизни ребенка в целом. Это один эпизодов, его первая встреча с внешним миром. История жизни показывает, как хорошо природа позаботилась
Впервые это выражение было употреблено в 1923 г. Отго Франком, одним из первых учеников Фрейоа, в его теории «Травма рождения». Хоть эта теория и не получила широкого признания, понятие страха рождения, или ужаса, нашло свое законное место в области психологии бессознательного.
о млекопитающих в этот период жизни. Перед тем как детеныши появятся на свет, мать изолирует себя от стада и еще некоторое время после их рождения держится с ними в стороне. Наиболее заметно это у некоторых видов животных, которые живут стадами или стаями, таких как лошади, коровы, слоны, волки, олени и собаки. Все они ведут себя одинаково. Во время периода изоляции у детенышей-зверей есть время адаптироваться к своему окружению. Они живут одни со своей матерью, которая окружает их своей любовью, присматривая за ними и защищая. В этой фазе детеныши-животные постепенно начинают вести себя как другие представители их видов. Во время этого короткого периода изоляции происходит непрерывная психологическая реакция со стороны детеныша на стимулы окружающей среды, и эти реакции следуют общему плану поведения, присущему данному виду. Таким образом, когда мать воссоединяется с остальными, детеныш может войти в это сообщество уже подготовленным к тому, чтобы стать его частью, и не только в физическом плане, но и психологическом; при этом детеныш ведет себя как жеребенок, волчонок, теленок и т. д.
|
Хотелось бы отметить, что даже прирученные млекопитающие сохраняют свои типичные старые инстинкты. Мы видим, как домашние собаки и кошки прячут детенышей, закрывая их своим телом. Это продолжение инстинктов дикой природы, и таким образом сохраняется близость между новорожденным и его матерью. Можно сказать, что детеныш покинул тело матери, но все равно остается с ним вместе. Лучшей практической помощи для постепенного перехода от первого образа жизни к следующему и не придумать.
Поэтому сегодня мы должны охарактеризовать эту жизненную фазу следующим образом: видовые инстинкты животного пробуждаются в первые дни его жизни.
Трудные обстоятельства жизни не просто вызывают или стимулируют инстинктивные ответные реакции, уместные для ситуации и ограниченные ею, так, наблюдаемые нами действия являются частью самого плана творения.
Если это происходит с животными, то что-то подобное должно происходить и с человеком. То, с чем мы имеем дело,— это не просто трудный момент, это решающий момент для всего будущего. Происходит своего рода пробуждение потенциальных способностей. Их задачей будет руководство огромной творческой работой, которую предстоит проделать ребенку, этому «духовному эмбриону». И поскольку природа отмечает очевидными физическими знаками каждое важное изменение в развитии психики малыша, то мы видим, как пуповина, с помощью которой ребенок был прикреплен к матери, отпадает через несколько дней после рождения. Эта первая фаза необычайно важна, ибо во время этой фазы происходит подготовка таинственных сил.
|
Так что мы должны помнить не только о травме рождения, но и о вытекающей отсюда возможности или невозможности той деятельности, которая неизбежно должна последовать за рождением. Потому что, хотя в ребенке и нет никаких определенных предустановленных форм поведения (как у животных), между тем он должен иметь способность формировать свое поведение. Ребенок не обладает атавистической памятью, которая направляла бы его, но тем не менее он будет ощущать туманные побуждения, не имеющие формы, но заряженные потенциальной энергией, предназначенной для направления и воплощения в нем такой формы человеческого поведения, которую он находит в своем окружении. Эти бесформенные побуждения мы назвали «небула» (туманность)1. Когда рождается животное, заложенная в нем наследственность будет управлять его движениями, подскажет ему нужные пищу и формы защиты, свойственные его виду.
|
Человеку приходится вырабатывать все это в процессе жизни в своем социуме, так что ребенку после рождения приходится организовывать свою жизнь в соответствии с обычаями своей социальной группы. Он не рождается с ними, ему приходится впитывать их извне. Важнейшей задачей младенчества является
[1] Пробуждение туманности «небулы» соответствует пробуждению того, что мы назвали «поведенческими инстинктами» у животных, и происходит оно в первые дни жизни, к которым ментальная гигиены должна относиться как к самым важным. См.: The Formation of Man: Nebulae and World Illiteracy, автор — Maria Montessori, T. P. H., Adyar. — Madras, 1995.
работа по адаптации, замещающая собой наследственные «шаблоны поведения», присутствующие у животных эмбрионов.
Так, с учетом той особой роли, которую выполняет ребенок, мы можем приступить к изучению развития ребенка как «главного механизма» жизни человечества. Это очень интересно.
Этот малыш, далеко не завершенный даже в физическом плане, должен развивать себя до тех пор, пока не станет тем сложным существом, каким является человек. У него отсутствуем «пробуждение инстинктов», которое существует у новорожденных животных на первом этапе их контакта с миром. Однако, невзирая на то, что он уже родился, он продолжает вести эмбриональную жизнь, посредством которой формирует то, что кажется! похожим на «систему человеческих инстинктов».
И поскольку в его случае ничего заранее не предустановленно, ему придется создавать для себя всю ментальную жизнь человека и все моторные механизмы, являющиеся средством ее выражения.
Это неповоротливое существо еще не может держать свою голову на весу, но уже готово вести себя как тот ребенок, которого воскресил Иисус. Сначала, говорится в Евангелии, ребенок сел, потом встал, и «отдал его Иисус матери его». Точно так же и неподвижный ребенок будет в конце концов «возвращен человечеству» для активной жизни на земле.
Мускульная инертность ребенка напоминает нам об открытии Когхила (Coghill) — органы формируются после образования нервных центров, уже готовыми к работе. Также в ребенке уже заложены психические шаблоны поведения, еще до того, как он начинает двигаться. Таким образом, исходная точка младенческой подвижности не моторика, а психика.
Самая важная сторона человеческого развития - психика. Потому что движения человека должны быть организованы в соответствии с установкой и под руководством его ментальной жизни. Разум — это то, что отличает человека от животных, и формирование разума должно происходить прежде всего. Все остальное является результатом.
Кода ребенок рождается, его органы еще не вполне сформированы, скелет не отвердел, двигательные нервы не покрыты оболочкой из миелина, которая изолирует их друг от друга и позволяет передавать команды мозга. Поэтому тело остается инертным, как если бы это был грубый макет тела.
Поэтому человеческое существо прежде всего растет интеллектуально, а остальное развитие принимает свою форму и образ действия полностью из жизни его разума.
Это наилучшим образом показывает важность первого года жизни и приоритет разума в развитии индивидуума как характерную черту сынов человеческих.
Далее развитие ребенка состоит из многих этапов, следующих в определенном порядке, потому что они подчиняются общему закону. Детальное исследование постнатального эмбрионального развития показывает, когда завершается формирование черепа, когда сходятся хрящи, постепенно закрывая роднички, когда стираются некоторые швы, в частности лобный, и как затем меняются относительные пропорции структуры всего тела, и, наконец, начинается отвердение конечностей. Также известно, когда покрываются миелином спинномозговые нервы и когда мозжечок, который отвечает за равновесие тела и имеет при рождении очень малые размеры, вдруг начинает бурно расти, пока не достигает своих нормальных пропорций относительно полушарий головного мозга. И наконец, когда видоизменяются эндокринные железы и железы, принимающие участие в пищеварительном процессе.
Эти факты, хорошо известные уже на протяжении продолжительного времени, показывают последовательность стадий «зрелости» физического развития, идущих параллельно с соответствующими изменениями в физиологии нервной системы. Так, например, если нервы и мозжечок еще не достигли должного уровня зрелости, то ребенок не сможет удерживать равновесие и поэтому не сможет сидеть и стоять.
Ни обучение, ни упражнения не могут ничего поделать с этими ограничениями. По мере своего созревания органы, отвечающие за моторику, начинают мало-помалу подчиняться командам разума, что обусловливает поначалу некоординированное движение. Так во взаимодействии с окружающей средой приобретается необходимый опыт.
Благодаря этому опыту и упражнениям постепенно движения ребенка становятся координированными, и наконец он уже полностью подчиняет их своей воле.
В отличие от животных у человека нет врожденной координации движений, ему приходится их оттачивать и координировать самому. У него нет даже определенной цели, он должен найти ее для себя. Конечно, это сильно отличает его от детенышей большинства млекопитающих, которые с рождения ходят, бегают и прыгают, как это свойственно их виду. Почти сразу они могут выполнять самые сложные маневры: например, лазать, если того требует их наследственность, перепрыгивать через препятствия или быстро взлетать.
Человек же, напротив, никаких навыков с собой в этот мир не приносит, однако имеет непревзойденный талант овладения разнообразными достижениями, в том числе требующими специальных навыков, как-то: движения ремесленника, акробата, танцора, музыканта, чемпионов в разных видах спорта.
Но все это приходит не просто в результате созревания органов движения. Это всегда вопрос практического опыта, иначе говоря — обучения. Каждый формирует свои навыки самостоятельно, хотя исходное физическое строение у всех одинаково. Человек самосовершенствуется.
Вернемся к детям. Нам важно различать некоторые стороны природы ребенка.
Мы должны прежде всего осознать, что, хотя дети и начинают двигаться, когда их физическое тело в достаточной степени для этого подготовлено, и хотя это происходит в силу достижения ими необходимой зрелости, тем не менее состояние их психики от этого не зависит. Ибо в человеке, как мы видели, сначала развивается психическая сторона. Органы ждут, сколько необходимо, когда произойдет это развитие, и тогда разум начинает их использовать. Но когда органы начинают действовать, начинает происходить дальнейшее ментальное развитие, но ему всегда помогают движения, совершаемые в ходе взаимодействия с окружающей средой. Поэтому получается, что если не дать ребенку возможности двигаться, когда он к этому готов, то его умственное развитие будет затруднено.
Хотя умственное развитие не имеет ограничений, оно в большой степени зависит от способности пользоваться инструментами действия, преодолевая таким образом свое собственное бессилие. Но все это время разум развивается самостоятельно.
Ментальный рост несет в себе одну тайну, невидимый секрет своего будущего предназначения. Каждый индивидуум имеет свои скрьггые способности, которые еще не могут быть исследованы, пока ребенок находится на психо-эмбриональной стадии.
В этот период мы можем наблюдать только удивительную похожесть всех малышей в мире. Это можно сформулировать так: «Все дети при рождении похожи, они раскрываются одинаково и по тем же законам». В их разуме происходит примерно то же, что и в эмбриональном теле. Там сегментация клеток всегда проходит через одинаковые стадии так, что с трудом можно увидеть разницу между одним эмбрионом и другим. Однако из клеток со временем появляются такие разные существа, как ящерица, птица или кролик. Каждое из них поначалу выстраивает себя одинаково, хотя позднее появляются глубокие различия.
То же самое происходит и с «духовным эмбрионом», из которого в дальнейшем могут возникнуть гениальный художник, общественный деятель, святой или обычный человек. И эти обычные люди могут иметь разные склонности и вкусы, которые и обусловливают их разное положение в социуме. Ибо понятно, что не предначертано всем «делать одно и то же», «вести себя одинаково», как это бывает у низших тварей, чья активность ограничена их наследственностью.
Но мы не можем предугадывать это дальнейшее развитие, эти различные направления, равно как и не можем учитывать их формирования духовного эмбриона в постнатальный период, в котором происходит формирование человека.
В этот период мы можем только помогать жизни раскрыться, и происходит это для всех одинаково. Для всех существует первый адаптационный период, и для всех именно духовная сторона инициирует развитие жизни. И если в этот период оказывается помощь в соответствии с потребностями человеческой жизни, то польза от этого будет огромна, потому что каждый сможет потом лучше развить свои индивидуальные способности.
Следовательно, может быть только один способ обучения и обращения с крохотным младенцем. Если обучение должно начинаться с рождения, то это может быть обучение только одного вида. Нет смысла говорить о разных технологиях для индийских малышей, китайских малышей или европейских малышей, или делать различия для социальных классов. Мы можем говорить только об одном методе — том, который следует естественному раскрытию человека. У всех малышей одни и те же психологические потребности, и они проходят через одну и ту же череду событий на пути к становлению человека. Все мы должны пройти через одни и те же фазы роста.
И поскольку тут ничего не зависит от личного мнения, то и никакой философ, мыслитель или исследователь, работающий в лаборатории, не может ничего предложить или предписать то или иное обращение.
Только природа, установившая определенные законы и определившая потребности человеческого существа на разных этапах его развития, может диктовать метод обучения, которому мы должны следовать, ибо он устанавливается своей целью — удовлетворять потребности и законы жизни.
Эти законы и эти потребности ребенок сам должен указывать своими спонтанными проявлениями и своим развитием. Его спокойствие и счастье, интенсивность его усилий и постоянство свободных реакций будут служить их свидетельством.
Единственный наш долг — учиться у него без промедления и служить ему как можно лучше.
Сегодня медицинская психология выделяет момент рождения как короткий, но решающий период из последующего периода развития. И хотя его интерпретация в настоящее время основывается только на фрейдистских взглядах, тем не менее там приводятся реальные данные и проводится ценное разграничение. Речь идет о «симптомах регрессии», имеющих непосредственное отношение к травме рождения, и «симптомах подавления», связанных с обстоятельствами, которые могут произойти во время последующего периода роста. Регрессия не является подавлением. Она означает своего рода бессознательное решение новорожденного — решение идти назад, а не вперед в своем развитии.
«Травма рождения», как теперь понимают, ведет к чему-то гораздо более худшему, чем крики и протесты ребенка, она приводит к аномалиям в развитии. Результатом оказывается психическое изменение или, скорее, девиация психических сил. Вместо того чтобы идти той тропой, которую мы называем нормальной, развитие ребенка отклоняется в нежелательном направлении.
Вместо того чтобы прогрессировать, те, кто переживает негативную реакцию по поводу послеродового шока, похоже, испытывают привязанность к своему состоянию до рождения. Существует несколько симптомов регрессии, но у всех общим является следующее: кажется, что страдалец подумал о настоящем моменте и сам себе сказал: «Пойду-ка я туда, откуда пришел». Если маленький ребенок много спит, это считается нормальным, но слишком долгий сон ненормален даже для новорожденного, и Фрейд считал такой сон своего рода убежищем, в которое уходит ребенок, выражая неприятие по отношению к жизни и к миру.
Кроме того, разве не во сне находится царство подсознательного? Когда нас сильно что-то тревожит, прибежищем нам служит сон, потому что во сне мы видим сны, а не реальность, во сне есть жизнь, в которой не надо бороться. Сон — место, куда мы уходим от мира. Примечательно также положение тела во сне. Естественное положение новорожденного малыша — руки возле лица, ноги подтянуты. Иногда эта позиция сохраняется и у взрослых и, можно сказать, показывает возвращение к положению тела в утробе матери. Еще одним симптомом регрессии могут быть и приступы плача у ребенка при пробуждении. Он кажется испуганным, как если бы ему пришлось пережить заново тот ужасный момент, который принес его в этот неприятный мир. Маленькие дети часто страдают от кошмаров, и это немало добавляет им неприятия жизни.
Позднее регрессия может проявиться как тенденция цепляться за других, как будто боясь остаться в одиночестве. Такое поведение — знак не привязанности, а страха. Ребенок робок и всегда хочет находиться с кем-нибудь рядом, желательно с матерью. Он не любит никуда ходить и предпочитает дом и изоляцию от внешнего мира. Все, что, казалось бы, должно радовать его в этом мире, наполняет его тревогой, и ему отвратительна мысль о новых экспериментах. Окружающая его обстановка, вместо того чтобы казаться привлекательной, как должно это быть для ребенка, отталкивает его, и если с самого младенчества ребенок чувствует отвращение к окружению, от которого он зависит в своем развитии, то это не даст ему нормально вырасти. Также не захочет этот ребенок покорить мир, и не для него будет впитывание мира, чтобы сделать его своей частью. Впитывание всегда будет для него сложным, и он его никогда не завершит. Он будет ходячей иллюстрацией к изречению «Человек рожден для скорби». Его все утомляет. Каждый вдох стоит ему усилий, и что бы он ни делал, все противно его наклонностям. Людям такого тапа требуется больше отдыха и сна, чем другим. Часто у них плохое пищеварение. Легко можно представить, какое будущее ждет таких детей, потому что эти симптомы долговременные и могут остаться у них на всю жизнь. Такие дети плаксивы, постоянно требуют помощи, кажутся ленивыми, грустными и подавленными. Вырастая, они по-прежнему чувствуют отвращение к миру, не любят новых знакомств и остаются очень робкими. В борьбе за существование эти люди оказываются слабее других. В социальной жизни им не хватает радости, храбрости и счастья.
Это жестокая месть со стороны бессознательной психики. Можно забыть то, что есть у нас в сознательной памяти, но бессознательная, которая, кажется, ничего не чувствует и ничего не помнит, делает кое-что похуже, потому что впечатления, созданные на этом уровне, передаются мнеме. Они запечатлеваются в самой личности.
В этом большая опасность для человечества. Ребенок, который не обеспечен условиями для нормального формирования, позже отомстит за себя обществу через того взрослого,, которого он сформирует в себе. Наша слепота не вызывает сопротивления, как это было бы со взрослыми, но способствует формированию людей, которые слабее, чем должны быть.
Она производит внутренние изменения, которые становятся помехой в жизни индивидуума, и формирует людей, мешающих мировому прогрессу.
Выше я подчеркнула то важное значение, которое специалисты придают сейчас моменту рождения для развития психической жизни человека. Но до сих пор мы говорили только о более ранних наблюдениях, тех, которые указывают на опасность регрессии. В связи с этим мы должны сейчас рассмотреть защитные меры, существующие у всех млекопитающих по отношению к своим детенышам. Натуралисты давно уже пришли к выводу, что в первые дни после рождения материнская Забота тесно связана с пробуждением в новорожденном общих инстинктов вида, из чего мы можем сделать определенные выводы, очень полезные для более глубокого понимания психологии маленького ребенка.
Мы понимаем необходимость уделять внимание адаптации ребенка к своему миру и в то же время помнить о шоке в момент его рождения, потому что это показывает нам, что он также, не в меньшей степени, чем мать, нуждается в особом обращении. Мать и ребенок подвергаются разного рода опасностям, и им обоим приходится преодолевать серьезные трудности. Однако для ребенка опасность для его телесной жизни, хотя и очень большая, менее серьезна, чем угроза его ментальной жизни. Если бы единственной причиной регрессивных симптомов была травма рождения, тогда симптомы были бы у всех детей. Вот почему мы предпочитаем более содержательную гипотезу, которая основывается и на человеке, и на животных. Понятно, что в первые дни жизни происходит нечто крайне важное. Если в животных просыпается наследственное поведение, то что-то подобное (как мы говорили выше) должно происходить и в ребенке, потому что, хотя у него и нет никаких наследственных моделей поведения, которым он должен следовать, тем не менее у него есть «потенциал», способный вызвать его развитие, и происходит это через контакт с внешним миром.
На основании этого мы сформировали концепцию «небул», уподобляя творческие энергии, которые позволяют ребенку впитывать окружающий мир, звездным туманностям,
из которых берут происхождения небесные тела. Частицы в небесных туманностях находятся так далеко друг от друга, что последняя практически не имеет плотности, но все равно они создают нечто видимое, что с большого расстояния кажется спутником звезд. Так же как эта туманность с течением времени меняется на что-то более позитивное, так и мы можем представить медленное возникновение чего-то ненаследственного, но производимого инстинктивной тенденцией, которая является наследственной. Например, ребенок получает из небулы языка подходящие стимулы и руководство по формированию в себе родного языка, который у него не является врожденным, но есть что-то, что он находит в своей окружающей среде и впитывает согласно непреложным законам. Благодаря туманной энергии языка ребенок начинает отличать звуки разговорной речи от других звуков и шумов, которые до него доносятся все вперемешку. Благодаря этому он может воплощать тот язык, который слышит, так совершенно, как если бы это было чертой его расы. Аналогичным образом он принимает социальные роли и обычаи, которые делают его человеком, принадлежащим конкретно его месту жизни.
Небула языка не содержит язык особого вида, который ребенку предназначено развить, но из нее может родиться любой язык, который при рождении обнаруживает ребенок в своем окружении, и каждый ребенок разовьет свой язык за один период времени и следуя той же процедуре, во всех детях во всех странах мира.
Здесь мы видим существенное различие между человеком и животными. Новорожденное животное производит почти сразу особые звуки, своего рода модель которых является частью его наследственности, тогда как ребенок остается немым очень продолжительный период времени, после чего говорит на том языке, на котором говорят вокруг него. Так что голландский ребенок, растущий среди итальянцев, будет говорить по-итальянски, а не по-голландски, несмотря на длинную голландскую родословную своих родителей.
Понятно, что ребенок не наследует определенную модель языка, но наследует способность конструировать язык через неосознанное впитывание. Эта потенциальность, которую можно уподобить потенциальности генов зародышевой клетки, контролирующих рост тканей так, чтобы они образовали точный и сложный орган, и есть то, что мы называем «небула языка».
Точно так же небулы, которые имеют отношение к способности ребенка адаптироваться к своей окружающей среде и к появлению в нем соответствующего социального поведения, не воспроизводят в нем через наследственность ранние модели поведения, через которые прошла эта раса на своем пути к современному уровню цивилизации, но дают ребенку после рождения способность впитывать те конкретные модели, которые он находит в своем окружении. И это в равной степени верно для остальных его ментальных приобретений. Как справедливо заметил Каррель1, «сын ученого не наследует никаких знаний своего отца. Оставьте его на необитаемом острове, и он будет не лучше наших кроманьонских предков».
Давайте на этом остановимся и проясним один момент. У читателя могло создастся такое впечатление, что когда мы говорим о небулах, то имеем ввиду разные инстинктивные способности, существующие независимо друг от друга, и тогда читатель мог бы возразить, что это затмевает неотъемлемую целостность разума. Но аналогия с туманностью проводится здесь только в целях описания и совершенно не подразумевает атомистической концепции строения разума. Для нас ментальный организм является динамическим целым, которое трансформирует свою структуру благодаря опыту освоения окружающего мира; при этом им управляет энергия (орме)2, особыми видоизмененными стадиями которой являются эти небулы.
Давайте представим, что по каким-то неизвестным причинам небула языка не будет функционировать. Тогда не будет развиваться речь. Эта аномалия, которая не столь уж редко
[1] Алексис Каррель (28.06.1873—05.11.1944 гг.) — французский хирург, биолог, патофизиолог и евгинист, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1912,г. Издание «L'Hormne cet Inconnu», Paris, 1947.
[1] Слово «орме» (horme), от греч. 'Орцаси, — возбуждать, в нашем употреблении означает силу или жизненным стимул. См. также первую сноску к гл. 8.
встречается, вызывает форму немоты у детей, имеющих абсолютно нормальные органы речи и слуха и чей мозг также в норме. В моей практике было несколько подобных случаев, которые поставили в тупик отоларингологов и невропатологов и оказались для них полной загадкой. Было бы интересно изучить эти случаи и выяснить, что произошло в первые дни жизни этих несчастных.
Эти идеи смогут объяснить многие факты, остающиеся сегодня непонятными в других областях жизни, например связанные с адаптивностью человека к обществу. Они могут представлять собой даже большую научную ценность, чем факты, свидетельствующие о предполагаемых последствиях родовой травмы. Я считаю, что многие регрессивные тенденции обусловлены отсутствием жизненного стремления, который вел бы ребенка к социальной адаптации. В этих случаях ребенок ввиду недостатка необходимой чувствительности ничего не впитывает из окружающей его среды или впитывает неправильно. У него не получается развить то, что называется «любовью к окружающей среде», потому что эта среда его не только не привлекает, а даже отталкивает, а ведь благодаря именно этой среде он должен обрести свою независимость.
В этом случае не происходит обычного впитывания характерных особенностей своего народа, его обычаев, религии и т. д., и в результате возникает настоящая моральная аномалия, человек не на своем месте, изгой, демонстрирующий многие из вышеупомянутых регрессивных симптомов. Если принять, что человек имеет творческую чувствительность вместо наследственных моделей поведения, и адаптация к окружающей обстановке происходит благодаря ей, то становится понятно, что вся психическая жизнь индивидуума стоит на фундаменте, заложенном в самые ранние годы жизни. Но тогда следует задуматься над вопросом, не существует ли каких-либо причин, в результате которых пробуждение этой творческой чувствительности может произойти с задержкой или не произойти вовсе? На этот вопрос до сих пор нет ответа, и искать его надо в жизни тех несчастных, состояние которых ставит науку в тупик и заставляет ее говорить о нерешенных загадках.
В настоящее время мне известен только один случай, который может подсказать направление исследования. Речь идет о молодом человеке, недисциплинированном и не желающем учиться, — трудном мальчике с тяжелым характером, обрекшим его на изоляцию. Он был красив, здоров и при этом неглуп. Однако в первые пятнадцать дней жизни ребенок сильно страдал от недоедания, что привело к такой потере веса, что он стал похож на скелет, особенно лицом. Нанятой для него кормилице он показался отвратительным, и она стала называть его «кожа да кости». После первых двух недель и всю оставшуюся жизнь он развивался нормально. Он рос крепким ребенком (иначе он бы тогда умер), однако, когда он стал юношей, он стал преступником.
Однако хватит еще не подтвержденных гипотез. Есть один факт первостепенной важности. Небула чувствительности направляет духовное развитие новорожденного так же, как гены обусловливают развитие тела из оплодотворенной яйцеклетки. Так что давайте окружать новорожденных детей такой же особой заботой, как та, которую проявляют высокоразвитые животные по отношению к своим детенышам в короткий период сразу после их рождения, когда пробуждаются психические особенности вида. В данный момент мы говорим не только о заботе о ребенке в первый год или первые месяцы жизни, и более того, мы не ограничиваемся областью только телесного здоровья. Но целью нашей является сформировать подход, важный для сознательных матерей и для всей семьи: должен появится особый свод правил, точных и четких, по обращению с детьми как в момент рождения, так и в последующие несколько дней.