КОГДА РИСК НЕОБХОДИМ 1941, июнь 6 глава




немедленно произвел зарядку аккумуляторных батарей, погрузился и началпоиск. В 16 часов 33 минуты 5 июля акустик "К-21" услышал шумы справа по носу.Лодка всплыла под перископ, но поверхность океана оказалась пустынной. Вскоре старпом Лукьянов увидел в перископ силуэт корабля. Приняв его завражеский подводный рейдер, он подвернул лодку на боевой курс, приказалготовиться к торпедной атаке и доложил командиру о неизвестном корабле. Заняв свое место, Лунин поднял перископ и (поскольку лодка продолжалаидти навстречу неизвестному кораблю) опознал вражеский миноносец. За ним ужевиднелись другие корабли. Это шла эскадра противника, что подтверждали доклады акустика обусилившихся шумах. Затем шумы можно было слышать без акустических приборов. Лунин снова поднял перископ, убедился, что лодка находится в центревражеской эскадры, сделал круговой обзор перископом, обнаружил два миноносцавпереди, за ними линкор "Адмирал Шеер", опять миноносец, за ним линкор"Тирпиц", снова миноносцы... Внимание Лунина сосредоточилось на "Тирпице", что было безусловноправильно. Из всех находившихся вокруг "К-21" вражеских кораблей "Тирпиц"представлял самую важную цель -- огромная современная плавучая крепостьдлиной около четверти километра, такой же, как "Бисмарк", новейший линкоргерманского флота, спущенный на воду всего три года назад. Его данные:водоизмещение -- 35 тысяч тонн официально, 53 тысячи тонн наибольшее,фактическое; мощность--138 тысяч лошадиных сил; скорость хода -- 30 узлов;дальность плавания -- 8100 миль; вооружение -- восемь 380-мм орудий,двенадцать 150-мм, шестнадцать 105-мм, шестнадцать 37-мм плюс 6 торпедныхаппаратов и 4 самолета. Действительно, грозная махина, способная померятьсясилами с любым из мощнейших современных кораблей. Не удивительно, чтоангличане боятся "Тирпица", да еще после случая с "Бисмарком", о котором яуже говорил. Нанести разящий удар по такому исполину, вывести его из строя,обезвредить крупного фашистского зверя -- только об этом и должен был думать при встрече с ним настоящийкомандир-подводник. Николай Александрович Лунин так и мыслил. Дело тут было не только вхорошей, расчетливой дерзости командира, но и в других качествах, которымиобладал прежде всего сам Лунин и которые прививал в походах всему экипажу"К-21". Атаки Лунина всегда были смелыми и хитрыми. Как-то довольно светлойночью он забрался в базу противника, где у причала находилось много судов.Проскочить в бухту лодке пришлось в надводном положении мимо скалистогомыса, на котором расположился вражеский наблюдательный пост. Оттуда, споста, немедленно засигналили фонарем. Недолго думая, Лунин велел повторитьэтот же сигнал. С поста снова замигали. В ответ сигнальщик с лодки передалфонарем немецкое ругательство, подсказанное Луниным. Фашисты вполнеудовлетворились таким ответом. То же самое последовало, когда лодкузапросили второй и третий посты, расположенные внутри бухты. Пока вражескиесигнальщики на постах разбирали полученные на запрос произвольные позывные,переданные с лодки, "К-21" проникла на внутренний рейд и выстрелила износовых аппаратов по скоплению судов у причала. Взрывы последовали один задругим, в воздух полетели обломки; после этого Лунин развернул лодку,повторил залп, теперь из кормовых аппаратов, и спокойно вывел "К-21" извражеской базы. Настоящий моряк, сын моряка, уроженец юга, Лунин прошел путь от матросаторгового флота до капитана дальнего плавания, от командира учебногопарусника "Вега" на Черном и Азовском морях до командира-подводника,действующего в нелегких зимой и летом условиях Заполярья. Мало было храбрости, чтобы выстрелить в "Тирпица", находясь в самомцентре фашистской эскадры, то есть имея все шансы быть потопленным. Надобыло выстрелить наверняка, чтобы не зря рискнуть лодкой, экипажем, собой.Пятнадцать раз Лунину пришлось поднимать перископ и менять курс лодки,прежде чем торпедисты услышали единственное ожидаемое ими слово командира.Носовые торпедные аппараты "К-21" с момента, когда еще старпом Лукьяновприказал готовиться к торпедной атаке, были в мгновенной готовности к вы- 108 стрелу. И вот когда до дистанции залпа осталось не более трех минутхода, фашистская эскадра сделала неожиданный поворот и легла на новый курс.Медлить было некогда, и Лунин снова принял правильное решение: произвестизалп четырьмя торпедами из кормовых аппаратов с интервалом в четыре секундыи с дистанции семнадцать -- восемнадцать кабельтовых. Два взрыва были зарегистрированы акустиком через две минуты пятнадцатьсекунд; гул третьего взрыва продолжался двадцать секунд; за ним послышалисьеще два взрыва. Причиной всех трех последних взрывов Лунин считал то, чтовражеский миноносец, который повернул на контркурс к линкору, когда "К-21"выпустила первую торпеду, скорее всего перехватил ее на себя и затонул,после чего на нем, в момент его гибели, взорвались глубинные бомбы. В общем, дерзость, с какой был нанесен торпедный удар по "Тирпицу",настолько ошеломила гитлеровцев, что они упустили "К-21". Не получив повреждений, лодка ушла от миноносцев и через полчасавсплыла под перископ. Увидев, что вокруг пустынное море, Лунин донес о своейатаке и о курсе, каким следовала фашистская эскадра. Сутки спустя самолеты нашей авиаразведки обнаружили "Тирпица", "Шеера"и сопровождавшие их миноносцы неподалеку от норвежских берегов. Фашистскаяэскадра шла отнюдь не тем курсом, который мог привести ее к месту встречи сPQ-17; нет, она уходила на юг, причем шла не обычной в таких случаяхскоростью. Это означало, что торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов"К-21", попали в уязвимое место вражеского линкора, лишили его нормальнойскорости хода, принудили отказаться от выхода на курс конвоя. Еще позже,через двое суток, наши разведчики вновь отыскали фашистскую эскадру --линкор, два крейсера и семь миноносцев -- на якоре к юго-западу от островаАрней '. Теперь уместен вопрос: не слишком ли поторопилось Британскоеадмиралтейство с приказом английским миноносцам бросить караван, атранспортным судам рас- 1 По сообщению английской разведки, через один -- два дняпосле стоянки у острова Арней "Тирпиц" был поставлен в ремонт. По мнениюангличан, высказанному тогда же, это было следствием атаки, произведенной"К-21". 109 средоточиться и продолжать переход одиночным порядком?.. На фоне такихдействий атака, произведенная "К-21", особенно выделяется смелостью, скажубольше, героизмом наших людей, и думаю, что не ошибусь, если определюзаранее дальнейшее поведение Британского адмиралтейства в данном случае. Несомневаюсь, что английское командование предпримет всяческие попытки умалитьзначение и результативность атаки, ибо приказ Британского адмиралтействапоставил моряков английских эскортных кораблей в очень неприятное и ложноеположение Факты действительно упрямая вещь. Англичане уклонились от встречис фашистской эскадрой, бросили караван, обрекли его на разгром, а советскиеморяки поступили наоборот: пошли навстречу фашистской эскадре, атаковали иповредили ее крупнейший корабль, вынудили гитлеровцев отступить. Затем мыначали на всем огромном пространстве от Шпицбергена до Новой Земли поискитранспортных судов 17-го конвоя. Один только эсминец "Гремящий" успел триждыпройти через все Баренцево море вплоть до кромки паковых льдов, найти тамспасавшиеся от врага беззащитные транспортные суда, провести их в горлоБелого моря и вчера в четвертый раз направлен к границе льда. Увы, слишком поздно мы узнали о приказе Британского адмиралтейства:когда караван распался и когда многие транспортные суда, лишенные защиты,стали жертвой атак фашистских подводных лодок и торпедоносцев. В течениетрех недель поисков наши корабли подобрали в самых различных местахБаренцева моря около трехсот моряков с погибших транспортов 17-го конвоя. 1 Действительно, после войны, когда начались попыткизарубежных фальсификаторов преуменьшить роль Советского Союза и егоВооруженных Сил в разгроме немецкого фашизма, в некоторых органахиностранной печати появились утверждения, будто действия "К-21" подкомандованием Н. А. Лунина против "Тирпица" оказались безрезультатными. Приэтом делались ссылки на то, что в корабельном журнале "Тирпица" не былосоответствующих записей. Считаю необходимым обратить внимание читателей на эту неуклюжую попыткуфальсификаторов, предпринятую для того, чтобы как-то затушевать подоплекутрагической истории союзного конвоя PQ-17 и тем самым посеять сомнения вгероическом коллективном подвиге экипажа подводной лодки "К-21", совершенном5 июля 1942 года. 110 Особым в истории PQ-17 является случай с американским транспортом"Винстон-Сален". Об этом случае только что доложил полковник И. П. Мазурук,командир Северного авиаотряда. Случай, мягко выражаясь, возмутительный. Находясь в поисковом полете вдоль Новой Земли, Мазурук обнаружил нарейде южной части залива Моллера против губы Литке океанский транспорт,произвел посадку возле него и установил, что "а транспорте нет ни души.Огромное судно, полное груза, было целехонько, хотя и приткнулось к мели. Нехватало только замков у орудий. Затем наши летчики увидели несколько палатокна берегу, направились к ним и выяснили, что в палатках находится весьэкипаж брошенного судна -- американского транспорта "Винстон-Сален". Шедший в составе 17-го конвоя, этот транспорт счастливо избежал встречис фашистскими подводными лодками и самолетами, благополучно достиг НовойЗемли и вполне мог следовать вдоль побережья на юг, к горлу Белого моря.Капитан "Винстон-Салена" не пожелал, однако, идти в порт назначения груза--Архангельск. Он завел транспорт в первую попавшуюся на пути бухту, посадилего на мель, распорядился снять и выбросить за борт замки орудий, разрешилкоманде покинуть судно и обосноваться лагерем на берегу. На языке военного времени -- это невыполнение боевого приказа, трусостьи дезертирство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее капитан "Винстон-Салена" держал себя нагло: он встретилнаших летчиков требованием доставить к нему представителя Советскогоправительства. В ответ Мазурук показал на свой значок депутата Верховного Совета СССР. Тогда капитан "Винстон-Салена" в категорической форме потребовалпредоставить ему место в самолете для отправки в США, отказался сниматьтранспорт с мели и вести его в порт назначения. На все увещевания и доводыэтот беззастенчивый "делец" заявил, что его не интересует судьба транспортаи груза, поскольку они уже доставлены им в первый советский порт. Под портомон разумел пустынную бухту арктического острова на расстоянии тысячи миль отжелезной дороги. И это -- 111 союзник! Да в какое время! Когда нам приходится выдерживать новыйнатиск противника, рвущегося на Кавказ и к Сталинграду! Нельзя, разумеется, судить о всех американцах по бессовестномучеловеку, каким показал себя капитан "Винстон-Салена", как нельзяотождествлять дружественные чувства к нам подавляющего большинства англичанс политикой, продиктовавшей действия Британского адмиралтейства; но действияэти, видимо, предопределили и трагическую участь 17-го конвоя, и решение оботсрочке выхода 18-го конвоя из английских портов. Об этом только чтоофициально известил меня новый глава британской военно-морской миссии вПолярном контр-адмирал Фишер, сменивший Бевана. Он сообщил, что 17 июля вЛондоне состоялось совещание, после которого миссия получила телеграмму оботмене до сентября конвоев к нам. Едва удержался, чтобы не сказать контр-адмиралу Фишеру, в недавнемпрошлом командиру линейного корабля "Бархэм", заслуженному "морскому волку"и, на мой взгляд, далекому от политических интриг человеку: "Вы же своимиглазами, контр-адмирал, видите, что мы воюем не за страх, а за совесть ичестно выполняем обязательства, принятые на себя. Так почему же вы, союзникипо оружию, ставите под смертельный удар тысячи верящих вам людей, преждевсего своих моряков? Почему губите их в угоду тайным интересам иполитическим расчетам, которые бесконечно далеки от нашей общей цели вборьбе против гитлеризма? Почему не выполняете своих обязательств, да еще вочень трудное для нас время?.." Знаю, что вопросы останутся без ответа. Неконтр-адмиралу Фишеру отвечать на них. Это вне служебных функций начальникамиссии, а на разговор по душам он не пойдет. Да и что он может сказать вобъяснение действий Британского адмиралтейства?.. При каждой встрече со мнойпосле разгрома PQ-17 он прячет глаза, краснеет (да, да, краснеет!), а вообщестарается избегать встреч. Два примечания. Первое. Значительно позже я узнал содержание посланий, которымиобменялись английский премьер-министр 112 военного времени У. Черчилль и И. В. Сталин в связи с трагическойисторией конвоя PQ-17. В момент, когда корабли Северного флота еще продолжали поисктранспортов 17-го конвоя, Черчилль писал Сталину: "...в случае с последним конвоем под номером PQ-17 немцы, наконец,использовали свои силы таким способом, которого мы всегда опасались. Онисконцентрировали свои подводные лодки к западу от острова Медвежий, а своинадводные корабли держали в резерве для нападения к востоку от островаМедвежий. Окончательная судьба конвоя PQ-17 еще не ясна. В настоящий моментв Архангельск прибыли только четыре парохода, а шесть других находятся вгаванях Новой Земли. Последние, однако, могут по отдельности подвергнутьсянападению с воздуха. Поэтому в лучшем случае уцелеет только одна треть. Я должен объяснить опасности и трудности этих операций с конвоями,когда эскадра противника базируется на Крайнем Севере. Мы не считаемправильным рисковать нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежийили там, где он может подвергнуться нападению немецких самолетов,базирующихся на побережье. Если один или два из наших весьманемногочисленных мощных судов погибли бы или хотя бы были серьезноповреждены, в то время, как "Тирпиц" и сопровождающие его корабли, к которымскоро должен присоединиться "Шарнгорст", остались бы в действии, то всегосподство в Атлантике было бы потеряно". На это послание У. Черчилля, умалчивающее о причинах обстановки вСеверной Атлантике, созданной не кем иным, как английским командованием, И.В. Сталин 23 июля ответил без обиняков: "Наши военно-морские специалисты считают доводы английских морскихспециалистов о необходимости прекращения подвоза военных материалов всеверные порты СССР несостоятельными. Они убеждены, что при доброй воле иготовности выполнить взятые на себя обязательства подвоз мог быосуществляться регулярно с большими потерями для немцев. Приказ Английскогоадмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, атранспортным судам рассыпаться и 8 А Г. Головко ИЗ добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалистысчитают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярныйподвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но вобстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска ипотерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно болеесерьезные потери. Во всяком случае, я никак не мог предположить, чтоПравительство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именнотеперь, когда Советский Союз особенно нуждается в подвозе военных материаловв момент серьезного напряжения на советско-германском фронте". Второе. Еще позже я узнал о том, что подобно лучу вдруг осветило одиниз тайников политики союзников в годы войны, в частности подоплеку приказаБританского адмиралтейства об уходе английских миноносцев и обоих отрядовприкрытия PQ-17 в свои базы. В книге Алистера Маклина "Корабль его величества "Улисс" (Лондон, 1956)сказано: "Большой смешанный конвой -- в нем было свыше тридцати британских,американских и панамских транспортов -- покинул Исландию, направляясь вРоссию под охраной полудюжины миноносцев и, быть может, дюжины меньшихвоенных кораблей с прикрытием англоамериканского отряда крейсеров иэсминцев. Второй, тайный, отряд прикрытия, состоявший из авианосца, двухлинкоров, трех крейсеров и флотилии миноносцев, держался ближе к норду. Этиотряды были задуманы как ловушка... Была середина лета 1942 года... Надолготе приблизительно (именно приблизительно. -- А. Г.) 20 градусов квостоку конвой подвергся тяжелой атаке подлодок и воздушных сил. В день атаки прикрывающий караван отряд получил радиодонесение, что"Тирпиц" только что вышел из Аль-тен-фьорда... "Тирпиц" предпринял неудачнуювылазку утром 5 июля, но вечером того же дня повернул обратно: ходит слух,что он был поврежден торпедами с русской субмарины. Но отряд прикрытиякаравана тотчас отдалился к весту, бросил караван на произвол судьбы,предоставил транспортам право рассредоточиться и следовать в Россию, как имзаблагорассудится! Переживания команд торговых судов при этом предательствевоенных 114 кораблей, ради спасения собственной шкуры, легко себе представить". Вот так постепенно, шаг за шагом, рано или поздно выясняется правда.Приведенная мною цитата из книги "Корабль его величества "Улисс" проливаетсвет на то, что долгие годы тщательно скрывается в тайниках Британскогоадмиралтейства. Судьба 17-го конвоя была предрешена задолго до его отплытияиз Исландии: ему надлежало стать крупной приманкой для "Тирпица", которого вБританском адмиралтействе смертельно боялись и для которого решили повторитьту же охоту, какую устроили за "Бисмарком". Судьба 34 транспортных судов, ихлюдей и грузов, предназначенных для Советского Союза, не интересовалаорганизаторов охоты, им было важнее соблазнить "Тирпица" легкой добычей,заманить его подальше от укрытия, затем навалиться превосходящими силами иуничтожить, как "Бисмарка". Неожиданная для союзников торпедная атака,предпринятая Луниным, опередила и сделала бесполезной всю хитроумнуюкомбинацию, задуманную в недрах Британского адмиралтейства. Торпеды,выпущенные из кормовых аппаратов "К-21", заставили фашистскую эскадруотступить обратно в норвежские шхеры и вывели "Тирпица" из строя на тримесяца. Две торпеды. Как известно, английским кораблям потребовалось семьили восемь торпед для того, чтобы потопить "Бисмарка".

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

„ШЕЕР" ПОЛУЧАЕТ ОТПОР 1942, август -- сентябрь

дно цепляется за другое... Вот так и получилось, что фашистский рейдер"Адмирал Шеер" воспользовался удобным моментом и проник в Карское море навнутренние арктические коммуникации, на трассу Северного морского пути.Обстановка на театре после внезапного, не имеющего никаких оправданий уходаанглийских эскортных кораблей от конвоя PQ-17 и гибели многих транспортныхсудов брошенного союзниками каравана оказалась до того напряженной, что яраспылил и без того недостаточные для огромного театра силы флота; нацелилих на выполнение во что бы то ни стало одной задачи и несколько ослабилвнимание к другим, в частности к защите наших арктических вод; словом, наизвестный срок очутился в плену у обстоятельств. И это вполне понятно.Двадцать суток без малейшей передышки наши силы %-- надводные корабли,подводные лодки, авиация -- были заняты поисками союзных транспортов. Поискиохватывали тысячемильное пространство от Шпицбергена вдоль кромки льдов доНовой Земли. Мы искали эти суда с необходимыми для фронта грузами, велиборьбу за них с фашистскими подводными рейдерами и торпедоносцами,сопровождали найденные транспорты в Архангельск и только 24 июля закончилипроводку последнего из найденных транспортов. Люди остаются людьми, даже те, кто считает себя всепроницательными,семи пядей во лбу... Разгром 17-го конвоя, невозвращение в эти дни двухнаших лодок с позиций, то есть безусловная гибель их, тревожные вести,идущие с далекого юга, где уже завязалась борьба за Кавказ и Волгу,круглосуточное напряжение в море 116 на протяжении трех недель -- все это наряду с поведением союзников,оставлявшим желать лучшего, произвело тягостное впечатление на умы. В случаенатиска противника на театре нечего и надеяться на поддержку тех жеанглийских военно-морских сил. Точка зрения У. Черчилля, заявившего от именибританского правительства об отказе рисковать кораблями флота метрополиигде-либо на коммуникациях Северной Атлантики, уже известна и мне черезанглийскую военно-морскую миссию в Полярном. Эскорта от Исландии доМедвежьего и караванов с грузами до сентября не будет, а нашим транспортнымсудам предстоят одиночные переходы на свой страх и риск. Вот к чему покасвелись обещания союзников об открытии второго фронта. Не хочется думатьплохо о тех, кто сам же вызвался идти плечом к плечу в смертельной борьбе,но факты, особенно в напряженный период, вновь наступивший на всем фронте,прежде всего у Сталинграда, наводят на размышления. Ни на миг нельзязабывать о том, что мы и союзники -- представители двух миров и чтоисторический спор между нами не снимается совместными боевыми действиямипротив немецко-фашистской военной машины. Гитлеровцы продолжают шнырять в местах, где недавно пролегал маршрутодиночных транспортов 17-го конвоя. 27 июля вражеская подводная лодкапроникла на рейд бухты Малые Кармакулы (на южном острове Новой Земли) иподвергла артиллерийскому обстрелу полярную станцию: дома зимовщиков исклады. Убит один человек и ранены четверо. Ни транспортных судов, никораблей в бухте не было, как не имелось военных объектов на берегу. В бухтенаходились два гидросамолета полярной авиации, предназначенные для обычнойледовой разведки, практиковавшейся и в мирное время. Несколько суток люди на полярных станциях и наблюдательных постах НовойЗемли находились в напряженном ожидании, но противник ограничился толькообстрелом Малых Кармакул и других попыток нападения не предпринимал вплотьдо 17 августа. Постепенно, сутки за сутками, напряжение у полярников спадалои через три недели сменилось крайне вредной в любых условиях военноговремени успокоенностью. Благодушие подкреплялось тем, что корабли флота напротяжении первой половины августа обеспечили безопасность перехода трехарктических караванов из Белого моря через проливы Югорский Шар и КарскиеВорота на трассу коммуникаций Северного морского пути. Вдобавок существовалаошибочная уверенность, будто гитлеровцы (как, мол, и в прошлом году) непосмеют сунуться на восток дальше Новой Земли, что для них всего страшнееарктические льды. Это заблуждение не исчезло и 17 августа, когда вражескимиподводными рейдерами были атакованы два наших буксира -- "Норд" и"Комсомолец", шедшие с баржами из пролива Югорский Шар к острову Матвеева.Одна баржа с людьми и вторая с обмундированием были потоплены, один буксирподожжен и выбросился на берег. Причем команда фашистских подводных лодок изавтоматов расстреливала наших моряков, которые после гибели судов оказалисьв воде. Подошедшим слишком поздно к месту, где пиратствовали гитлеровцы,тральщикам удалось спасти лишь 23 человека. А 21 августа две подводные лодкиповторили нападение и подвергли артиллерийскому обстрелу наши суда в районеБелушьей губы (Новая Земля). Сутки спустя мы предупредили руководителейГлавсевморпути о возможном появлении надводного вражеского рейдера у НовойЗемли, а в дальнейшем приняли ряд -необходимых мер, связанных с перехватомего. К мысу Желания (мимо которого, вероятнее всего, мог пролегать маршрутвражеского рейдера) были высланы подводные лодки типа "К" и "Щ".Соответствующие указания получила авиация, самолеты которой были посланы наразведку. Однако флот по-прежнему не получал информации о движении судов наарктических коммуникациях. Такая беспечность снова привела к печальнымрезультатам в ближайшие же два дня. 23 августа был потоплен транспорт"Куйбышев", шедший без охранения от Югорского Шара к Диксону. КомандующийБеломорской флотилией вторично предупредил штаб морских операций западногосектора Арктики, представлявший оперативную навигационную группуГлавсевморпути, о возможном появлении надводного рейдера противника в районеНовой Земли. Вторичное предупреждение несколько подействовало: штаб морскихопераций, расположенный на острове Диксон, дублировал предупреждение судам,находившимся в Карском море, и полярным станциям. 118 Сведения о том, что крупный надводный корабль противника находится ужев районе внутренних арктических коммуникаций, флот получил только спустяполтора суток после появления его там. Фашистский рейдер оказался"карманным" линкором "Адмирал Шеер". Это один из двух кораблей, построенныхгитлеровцами специально для дальнего рейдерства на морских коммуникациях,хорошо вооруженный и вполне подходящий для предназначенной ему роли. Егоданные: скорость хода -- 28 узлов, дальность плавания -- 21500 миль,вооружение -- шесть 280-мм орудий, восемь 150-мм, шесть 105-мм, восемь37-мм, восемь торпедных аппаратов и два самолета. Второй, однотипный с ним,линейный корабль "Адмирал граф Шпее" загнан английской эскадрой еще вдекабре 1939 года, вскоре после начала второй мировой войны, в устье реки Ла Платы в Южной Америке и там потоплен своим экипажем. Первые сведения о рейдерстве "Адмирала Шеера" на арктическихкоммуникациях, полученные нами с запозданием, были таковы. "Карманный" линкор прошел в Карское море мимо северной оконечностиНовой Земли -- мыса Желания -- со стороны кромки льдов высоких широт,использовав благоприятную навигационную обстановку: южные ветры оттеснилитяжелый паковый лед далеко к северу. 25 августа рано утром (в 6 часов)зимовщики полярной станции на мысе Желания увидели неизвестный корабль,шедший из Баренцева моря. Прежде чем они успели опознать его (на подходе кмысу в это время находился наш грузовой транспорт "Беломорканал",совершавший одиночное плавание из Исландии в бухту Кожевникова), неизвестныйкорабль открыл орудийный огонь по радиостанции, чтобы лишить зимовщиковвозможности сообщить о нем. Обстрел вызвал пожары. Сгорели жилой дом,метеостанция, дом летчиков, склад. Было повреждено здание радиостанции, ноаппаратура уцелела. После обстрела вражеский корабль ушел на восток искрылся в Карском море, а с мыса Желания на Диксон было переданорадиодонесение: "Напало неприятельское судно, обстреляло, горим, горим,много огня..." Направление, в котором ушел фашистский рейдер, указано небыло, что свидетельствовало не только о растерянности зимовщиков, но и оплохом инструктаже их. 119 Несколькими часами позже, в 12 часов 56 минут, радиоцентр Диксонапринял сообщение, посланное капитаном ледокольного парохода "Сибиряков" А.А. Качаравой. "Сибиряков" накануне вышел из порта Диксона с оборудованием иперсоналом новой полярной станции, которую намечалось открыть на СевернойЗемле, и не успел покрыть еще и половины расстояния до места назначения. Всвоем первом сообщении капитан Качарава указал, что к нему направляетсявспомогательный крейсер противника. На самом деле это был не вспомогательныйкрейсер, а все тот же "Адмирал Шеер", стоивший десятка вспомогательныхкрейсеров. Второе донесение капитана Качаравы гласило: с "Шеера" потребовалиданные о ледовой обстановке на пути к району пролива Вилькицкого и у мысаЧелюскина, куда как раз в тот момент приближался третий арктический караван,благополучно прошедший в сопровождении наших эскортных кораблей отАрхангельска до Диксона и оттуда направившийся уже самостоятельно, подпроводкой линейных ледоколов "Ленин" и "Красин" к проливу Вилькицкого идальше на восток по Северному морскому пути. Судя по запросу, на "Шеере"имелись сведения о третьем арктическом конвое. Не отвечая на требование гитлеровцев, капитан Качарава повернул"Сибирякова" к берегу; однако "Шеер" последовал за ним, настиг и вновьпотребовал данные о ледовой обстановке. Тогда капитан Качарава постаралсявыиграть время. Он запросил, что за корабль перед ним, и одновременносообщил на Диксон о требовании "Шеера". В ответ с фашистского рейдерапередали японское название -- "Сисияма". В то же время на "Шеере" был поднятамериканский флаг. Теперь сибиряковцы убедились, что перед ними вероломныйпротивник. Капитан Качарава приказал командиру зенитчиков старшемулейтенанту Медведеву (на пароходе имелись три зенитные пушки 76-мм калибра)подготовиться к открытию огня по вражескому рейдеру, а всему экипажу ипассажирам-полярникам -- занять места по боевому расписанию. Тем временемрадист послал новое сообщение капитана в штаб морских операций на Диксон,после чего с "Шеера" последовало ультимативное требование прекратить работурации, застопорить машину, спустить флаг и сообщить данные о ледовойобстановке в проли- 120 ве Вилькицкого. В тот момент, когда на Диксоне принимали четвертоедонесение радиста "Сибирякова", капитан Качарава приказал открыть орудийныйогонь по фашистскому рейдеру. И "Сибиряков" начал неравный бой. Сам по себе этот факт достоинвсяческого восхищения. Стоит сравнить хотя бы данные "карманного" линкора,приведенные мной выше, и данные "Сибирякова", того самого "Сибирякова",который десять лет тому назад совершил под командованием капитана-помора В.И. Воронина всемирно известный исторический сквозной поход по Северномуморскому пути в одну навигацию. В единоборство с мощным, вооруженнымодиннадцатидюймовыми (280-мм) орудиями, одетым в броню быстроходнымфашистским рейдером вступил старый грузовой пароход ледокольного типа,ветеран Арктики, имевший три зенитные пушки и ход не свыше шести с половинойузлов! Конечно, "Сибиряков" не мог рассчитывать на какой бы то ни былоуспех. Но решение, принятое капитаном Качаравой, было правильное: оннадеялся задержать гитлеровцев, насколько удастся дольше, чтобы датьвозможность уйти в безопасное место третьему арктическому каравану. В 13 часов 37 минут "Шеер" открыл ответный огонь, держась на дистанции,исключавшей попадания снарядов "Сибирякова". Несколько сообщений, принятыхна Диксоне от судового радиста по ходу неравного боя, подтверждали то, чтоследовало ожидать: снаряды "Шеера" вывели из строя сначала кормовое орудие,затем носовые пушки, вызвали пожар и взрыв бочек с бензином, находившихся наверхней палубе парохода, попали в борт в районе машинного и котельногоотделений, лишили пароход возможности маневрировать и двигаться, разрушилимостик и носовую палубу. Шрапнельными снарядами, рассчитанными на поражениеживых целей, были убиты многие члены экипажа и многие пассажиры-полярники, втом числе женщины. В 14 часов 5 минут связь с ледокольным пароходомоборвалась. По всей вероятности, "Сибиряков" был потоплен, а его людипогибли, самоотверженно исполнив свой долг, задержав фашистский рейдер наодин час десять минут, но, возможно, и дольше. 121 Посланный с Диксона в район боя самолет не нашел там ни "Сибирякова",ни "Шеера". Не оказалось и каких-либо следов на поверхности моря,характерных для потопления. А на следующий день, 26 августа, в 12 часов 30 минут я получилдовольно-таки нервную радиограмму от начальника Главсевморпути И. Д.Папанина с просьбой срочно дать приказание командующему Беломорскойфлотилией об отправке звена бомбардировщиков с запасом бомб в Арктику дляуничтожения вражеского рейдера, якобы прошедшего в час ночи, то есть заполсуток до обращения начальника Главсевморпути к флоту, на восток мимо мысаЧелюскина полным ходом по чистой воде. Непринятие с нашей сторонынемедленных мер, подчеркивалось в радиограмме, грозит уничтожением всегокаравана транспортных судов и ледоколов (третьего арктического конвоя),миновавшего мыс Челюскина за пять часов до прохода фашистского рейдера. Выяснилось, что сообщение о рейдере, прошедшем на восток (что вдальнейшем не подтвердилось), было получено штабом морских операций наДиксоне в 1 час 40 минут. До сих пор неясно, почему Главсевморпуть молчал втечение полусуток. Ведь за это время фашистский рейдер мог действительноразгромить караван! К счастью, "Шеер" не проходил проливом Вилькицкого, небыл у мыса Челюскина и не проник за кромку льдов. Почти одновременно с просьбой Папанина мне было передано по радио черезначальника Главморштаба приказание: в связи с усилением деятельностиподводных лодок противника в районе Новой Земли и появлением рейдера квостоку от нее срочно доложить о предполагаемых мероприятиях. КомандующемуБеломорской флотилией приказано усилить наблюдение за обстановкой на трассеСеверного морского пути и доложить в Главморштаб данные о движении всехсудов. Догадаться, чем вызваны эти приказания, не составляло труда. Вместотого чтобы немедленно известить командование флота о положении в Карскомморе, то есть не терять ни минуты, в Главсевморпути предпочли действоватьокольными путями. Вероятно, там решили, что непосредственно обращаться ккомандованию флота с просьбами о помощи зазорно: мол, такое обращениеумалило бы авторитет Главсевморпути и ущемило бы 122 независимость. Вот почему они, прежде чем известить нас, известилиМоскву, потеряли время, а в конце концов были переадресованы к нам и толькотогда обратились в несколько возбужденном состоянии с просьбой о срочнойпомощи. Между тем не так трудно было уяснить, что флот для поддержанияпорядка и обеспечения безопасности на театре должен был знать все, чтопроисходило в нашей операционной зоне. Ибо в условиях военного времениявляется хозяином на морских коммуникациях и отвечает за положение тамвоенно-морской флот. Правда, обстановка, сложившаяся в первое время на арктическихкоммуникациях, несколько изменила ясное и четкое сперва положение. Кактолько работники Главсевморпути убедились, что Арктика остается вне сферывоенных действий (фактически в течение всего первого года войны), они сталидобиваться самостоятельности. Поскольку флот в это время был очень занятзападным направлением, постольку те или иные ходатайства Главсевморпути былиудовлетворены. Например, И. Д. Папанину удалось получить в Москве дажеартиллерию для Главсевморпути, после чего Главсевморпуть началсамостоятельные действия по переводу конвоев в Карском море и дальше навосток. Между тем никто не отменил узаконенное оперативное подчинениеГлавсевморпути флоту, да и нельзя было отменить то, что, безусловно,необходимо и целесообразно в условиях войны. К сожалению, Беломорскаяфлотилия, в операционной зоне которой находятся арктические коммуникации,входящая в состав Северного флота, является очень молодой организацией и ещене сумела взять руководство всеми действиями в Арктике в свои руки. Вот почему с опозданием больше чем на 36 часов с момента проникновения"карманного" линкора в Карское море флотом были приняты меры противодействия"Шееру". Командующему Беломорской флотилией приказано при благоприятнойпогоде немедленно выслать бомбардировщики в Арктику для поисков иуничтожения фашистского рейдера. Такое же распоряжение дано командующемуавиацией флота. Соответствующие приказания даны также командиру бригадыподводных лодок и командиру бригады миноносцев. Все это, конечно, было просто в пределах отдачи приказаний. Пока мы неможем всерьез говорить ни о пре- 123 имуществах, ни о равенстве сил на театре, да и авиация нашаколичественно слабее воздушных сил противника. Из надводных кораблей мыможем противопоставить "карманному" линкору эскадренные миноносцы,значительно уступающие ему в боевых качествах. До прибытия подкреплений сТихоокеанского флота (лидер "Баку" и эсминцы "Ревностный", "Разъяренный","Разумный" уже вышли из Владивостока через Арктику по Северному морскомупути) надо рассчитывать на подводные лодки, на инициативное мастерство нашихлюдей, такое, каким зарекомендовали себя Лунин и экипаж "К-21" в случае с"Тирпицем". Впрочем, события опередили нас. В 20 часов 36 минут я доложил о мерах, принимаемых нами для защитыарктических коммуникаций. Спустя четыре с половиной часа из Кольского заливакурсом на Белушью губу Новой Земли вышел конвой в составе транспортов икораблей эскорт


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: