БОЙ У КАНИНА НОСА 1942, сентябрь




удто не знала о союзном конвое. Кроме этой эскадры, вдоль побережьяследовали два или три миноносца и шесть сторожевых кораблей, а в районеконвоя находились пять подводных лодок Однако нападения на конвой нeпоследовало. У острова Ян-Майен эскорт был подкреплен авианосцем, крейсером,пятью эскадренными миноносцами, двумя подводными лодками и одним тральщиком.Видимо, немцы пока не обнаружили конвоя. Во всяком случае, эскадрапротивника вчера же прибыла в Альтен-фьорд, где и отстаивается. Конвой PQ-18 идет сейчас в Норвежском море десятью колоннами соскоростью восемь узлов. Происшествий нет, но радиоразведка обнаруживаетподводные лодки противника по всему предполагаемому пути конвоя. Вполневероятно, что немецко-фашистское командование отменило нападение на конвойнадводными кораблями и вместо этого по-прежнему готовит удар подводнымилодками и самолетами-торпедоносцами. Где? Если в нашей операционной зоне, мыпостараемся сорвать этот удар; если до нее, многое в судьбе конвоя остаетсягадательным и сомнительным. Гитлеровцы постараются, конечно, подкрепитьсвоими действиями точку зрения союзников, считающих, что внешние конвои неоправдывают себя именно здесь, на Севере. Возможно, что у немцев естьагентура не только в Исландии, но и в органах управления союзников. 13 сентября. По сообщению английской военно-морской миссии в Полярном,сегодня в 8 часов 51 минуту подводные лодки противника и в 15 часов 30 минутсамолеты-торпедоносцы (от тридцати семи до сорока общим количеством) нанеслиудар по конвою в ста двадцати милях к западу от острова Медвежьего. Миссияимеет сведения, что потоплено десять судов. Если сведения подтвердятся, этобудет большим несчастьем. Мы своей разведкой пока не обнаружили вылетаторпедоносцев. Дальше картина вырисовывается следующим образом. Около 17 часов нашаразведка обнаружила вылет двух групп "юнкерсов" ("Ю-88") 30-й фашистскойэскадры. Судя по всему, они пошли на перехват конвоя. Видимо, гитлеровцыполучили сведения о конвое и развернули свои силы. Обнаруженные вчера нашейрадиоразведкой подводные лодки были уже на позициях. Надводные кораблиперешли на север -- в Альтен-фьорд, авиация так- 9* 131 же сосредоточилась на северных аэродромах. Следует ждать ударапротивника и в нашей операционной зоне, причем надо учитывать соотношениесил и обстановку. Если мы теперь не сумеем нанести чувствительный удар поаэродромам фашистской авиации, то она в два -- три дня может уничтожить веськонвой. Правда, нам не рекомендуют бить по аэродромам (гитлеровцы в отместкуприбегают к провокационным налетам на шведские города, бомбардируют их иприписывают налеты нам), но другого выхода предотвратить уничтожение конвояне вижу. Надо все, что можно из нашей авиации, послать для удара повражеским аэродромам в Тромсе, Бардуфосе и Банаке. К 22 часам конвой PQ-18 находился между островом Медвежьим иШпицбергеном. сентября. Известие, полученное английской миссией о потоплении десяти транспортных судов, пока не под тверждается. Зато имеются данные о сегодняшних поте рях в конвое: подводные лодки противника потопили тан кер, а торпедоносцы потопили транспорт. К исходу суток конвой находится в районе острова Надежды. сентября. Дважды на конвой налетали торпедо носцы (в первом нападении участвовали 22 самолета, во втором -- 25). Кроме того, наблюдалось много других атак "Ю-88". От бомбардировок не пострадали ни транс портные суда, ни корабли охранения, зато противник по терял семь самолетов, сбитых в воздушных боях над кон воем английскими истребителями, взлетевшими с малого авианосца. Англичане потеряли три самолета, но своих летчиков подобрали. Уточняющие сведения английской военно-морской миссии: потоплено недесять, а два транспорта, один из них наш -- "Сталинград". Эти сведениятакже требуют проверки (они могут оказаться вчерашними данными о танкере итранспорте). Гитлеровцы же утверждают в своей манере, то есть кричат порадио, что потопили 19 транспортов. Верить их хвастовству не приходится. Наши налеты на аэродромы противника в течение последних двух сутокособых успехов не принесли. До Аль-тен-фьорда торпедоносцы не дошли.Вдобавок один торпедоносец (летчик Харев) не возвратился. В английской миссии есть сведения, будто Британское адмиралтействопередвинуло дальше на восток свои 132 лодки. Нашей разведкой обнаруживается большое коли-ство подводных лодокперед Новой Землей по курсу идущего конвоя. Видимо, немцы рассчитываютнаносить Удары по конвою на всем маршруте. Предыдущие конвои придерживалиськромки льда и шли вдоль нее до Новой Земли. Вероятно, противник считает, чтои этот конвой идет таким же курсом. Поэтому есть смысл изменить курс конвояна Иоканку. Англичане не желают. Жаль. Придется усилить поиск подводныхлодок противника у Новой Земли. Конвой мы им не отдадим. ' К 22 часам PQ-18 по счислению в 470 милях к северу от мыса СвятойНос. Потерь (дополнительных) нет. Мысли о конвое перебиваются мыслями о тревожных известиях, поступающихиз Сталинграда. Битва, продолжающаяся там, решает многое и не менееграндиозна, чем битва под Москвой в прошлом году. Положение тяжелое.Сталинграду нужны подкрепления. И у нас на флоте, как всюду, возниклостихийное движение добровольцев. Замполиты получают множество заявлений спросьбой отпустить в Сталинград. Военный совет решил ограничить отпускдобровольцев: не более семи человек с каждого корабля. В общем это даст неменьше батальона. Тяжелое положение не только в Сталинграде, но и на Кавказе. 16 сентября. Утренней разведкой установлено: надводные фашистскиекорабли продолжают стоять в Аль-тен-фьорде. Стало быть, выход их накоммуникации восточной части Баренцева моря на перехват конвоя ужемаловероятен. От союзников же мы не имеем никаких данных о конвое, если несчитать уточняющих сведений миссии: потоплены все-таки не два транспортныхсудна, как говорилось накануне, а двенадцать. Кроме того, из первых десятисразу погиб только "Сталинград", прочие же девять под флагами союзниковоставались на плаву и были добиты эскортными кораблями. Пример "Старогобольшевика" в майском конвое, когда наши люди спасали аварийное,поврежденное бомбами, горевшее судно и спасли его, не подействовал насоюзников. Видимо, для них не очень тяжело добить суда с грузом,предназначенным для нас!.. Большая часть английских кораблей эскорта -- крейсер, авианосец, 12эскадренных миноносцев и две под- 133 водные лодки -- сегодня перешли из охранения PQ-18 й охранениечетырнадцатого конвоя, идущего из Архангельска обратным курсом в Исландию. 17 сентября. Весь день плохая погода. Поэтому по леты ограничены. Однако летали "каталины" на разведку и в район движения конвоя. Найдено место, где отстаи вается "Шеер" -- наиболее вероятный надводный ко рабль противника для удара по конвою в таком удалении от своей базы. "Шеер" залез в самую глубину Ланг- фьорда. Место для защиты от торпедных атак подводных лодок идеальное. Вражеские подводные лодки продолжают подстерегать конвой. Хотя ониобнаруживались сегодня в различных районах, но главным образом сосредоточенывсе там же, у Новой Земли. Для поиска их приказал Симонову (командир дивизиона эскадренныхминоносцев) выйти туда с отрядом своих кораблей ("Куйбышев", "Урицкий","Карл Либкнехт") и завтра присоединиться к охранению конвоя. Кроме того, в район Новой Земли для действий против подводных лодокпротивника посланы сторожевые корабли и тральщики из состава Беломорскойфлотилии. Туда же отправлены самолеты типа "каталина". Там же действуютсторожевые катера, тральщики и вооруженные мотоботы Новоземельокой базы. Колчин (командир другого дивизиона) с эскадренными миноносцами"Гремящий" и "Сокрушительный" уже присоединился к PQ-18 и началконвоирование. От него и получено первое сообщение о конвое непосредственнов наш адрес. Поворот конвоя на курс выхода в горло Белого моря произведенраньше, чем намечалось, но все меры, принятые нами, уже дали благоприятныйрезультат. Вражеским подводным лодкам, находившимся у Новой Земли, неудалось атаковать конвой. Сейчас транспорты идут строем несколькихкильватерных колонн, над каждым из них поднят аэростат воздушногозаграждения. Погода неблагоприятная для полетов, но "юнкерсы" неотлучносопровождают конвой, хотя и держатся на безопасном для себя расстоянии --%за пределами дальности огня артиллерии кораблей. 18 сентября. К рассвету конвой в районе мыса Канин Нос. Здесь гитлеровцы и наметили, как выяснилось, глав ный удар по конвою. Соблазн для них велик. Общее ко- 134 личество судов конвоя теперь около восьмидесяти -- целый флот. Из них29 -- транспортные суда с грузами. Больше 100 тысяч тонн. Как же противнику,столько ждавшему, столько ходившему вокруг да около, упустить такойслучай?.. Мы, в свою очередь, подготовились к встрече, к отпору прежде всегокораблями. "Урицкий", "Куйбышев", "Карл Либкнехт" также вступили в охранениеконвоя. Сейчас имем у Канина Носа и наши и английские корабли плюс слабоевоздушное прикрытие -- самолеты, выпускаемые катапультами с палуб большихтранспортов. Еще на рассвете над конвоем для защиты с воздуха поднятыаэростаты заграждения, создающие поразительное зрелище. Даже нааэрофотоснимках конвой выглядит огромным плавучим городом. Он следуетнесколькими колоннами, с двух сторон прикрытый миноносцами и другимикораблями. Атаковать конвой фашисты начали на рассвете в условиях среднейвидимости, при слабой дымке, после появления в районе конвоясамолета-разведчика. Конечно, удар по конвою немецко-фашистскимкомандованием задумывался как одновременная комбинированная атака подводнымилодками и самолетами. Однако авиация противника запоздала. Наши кораблибомбометанием отогнали подводные лодки противника и вынудили их отстать. Второй фашистский самолет-разведчик появился над конвоем в десять часовутра. Получасом позже наблюдатели эскадренного миноносца "Гремящий" Листеневи Лужков одновременно заметили первый эшелон вражеских самолетов --четырехмоторные торпедоносцы, шедшие на бреющем полете и выходившие в атакуна конвой с кормы. В то же время еще одна группа самолетов --бомбардировщики -- вывалилась из рваных облаков справа по курсу транспортов. Немедленно по радио было передано сообщение по флоту и открыт огонь извсех боевых средств: зенитных пушек, автоматов, пулеметов, орудий главногокалибра, что больше всего удивило англичан -- они впервые видели стрельбу изорудий главного калибра по низко летящим самолетам. Концевые корабли конвояпервыми открыли огонь, усиливая его по мере приближения торпедоносцев."Гремящий" открыл огонь из орудий глав- 135 ного калибра всем бортом, а также из 76-миллиметро-вок с дистанцииоколо 70 кабельтовых. Большинство торпедоносцев вынуждено было сброситьторпеды на большом расстоянии даже от концевых транспортов. После этогофашистские самолеты, не меняя курса и высоты, прошли между колоннамитранспортов в голову конвоя, затем, отвернув влево, попали под огонькораблей эскорта и транспортов; некоторые устремились прямо на корабли, ведяпо ним пушечно-пулеметный огонь, рассчитывая поразить орудийные расчеты.Этим маневром противник ничего не выиграл. Заградительный огонь кораблейоказался таким сильным, что торпедоносцы были вынуждены отвернуть, анекоторые из них были подбиты и упали в море. Что происходило в районе боя, явствовало из частого прекращениярадиосвязи: осколками и взрывной волной рвало антенны. Море кипело. Весьличный состав кораблей, кроме непосредственно несших ходовую вахту, былнаправлен на помощь артиллерийским расчетам. Стволы орудий для охлаждениянакрывались мокрой ветошью, которая сразу же начинала дымиться. Первая воздушная атака (торпедоносцев и бомбардировщиков одновременно)была отбита, но в ходе ее противнику удалось подорвать торпедой одно изтранспортных судов (американский транспорт "Кентукки"). Не потеряввозможности двигаться и оставшись на ровном киле, транспорт тем не менеепокинул свое место в колонне, когда находился в 15 милях на северо-запад отмыса Канин Нос, и повернул на обратный курс. Немедленно, как только былсовершен поворот, экипаж "Кентукки" бросил свое судно, после чего ктранспорту устремились английский сторожевой корабль и фашистскийбомбардировщик. В течение десяти минут англичане расстреляли транспортартиллерийским огнем, а гитлеровцы добили его бомбами. Поразительноеединство действий! И тут же зенитчики союзных кораблей и транспортоврасстреляли в воздухе шестерых вражеских летчиков, бросивших подбитые машиныи спускавшихся на парашютах из-за облаков. Следующие воздушные атаки были раздельными. Сперва напалибомбардировщики. Их попытки перейти в пикирование потерпели неудачу:интенсивный огонь с ко- 136 раблей и транспортов заставил фашистских летчиков отказаться от атаки. Тогда на смену бомбардировщикам снова пришли торпедоносцы. Ониустремились в атаку с того же направления (с кормы) двумя эшелонами (впервом двенадцать, во втором шесть самолетов) с интервалом в одну минуту.Результат оказался плачевным для них. Эффект действия дистанционной130-миллиметровой гранаты, впервые примененной нами в этом бою, был таким,что ни один вражеский самолет не сумел достичь дистанции сбрасыванияторпеды. В общей сложности бой у Канина Носа продолжался два часа двадцать пятьминут. На конвой нападали несколько подводных лодок и 60самолетов-бомбардировщиков "Ю-88" и четырехмоторных торпедоносцев. За времяэтого боя (и за все время нахождения в пути от острова Медвежий) конвойпотерял одно судно (американский транспорт "Кентукки", хотя его навернякаможно было спасти), а вражеская авиация потеряла 15 самолетов. Два из нихсбиты артиллеристами "Гремящего", два -- артиллеристами "Сокрушительного" иодин -- артиллеристами "Куйбышева". Массированный, комбинированный (пустьгитлеровцы называют как хотят) удар по конвою был сорван отличнымидействиями наших кораблей. 19 сентября. Конвой PQ-18 прибыл к месту назначения -- наСеверодвинский рейд у Архангельска. Из 41 транспортного судна достигликонечного пункта 28. Потеряны: до начала сопровождения нашими кораблями --12 транспортов, из них 10 были только подорваны торпедоносцами и подводнымилодками противника, но добиты и уничтожены эскортными кораблями; воперационной зоне Северного флота -- один транспорт, также добитыйанглийским эскортным кораблем. Цифры сами говорят за себя. Стоит отметить, что торпедоносная авиация противника не оправдала ужесложившейся оценки. По уточненным данным, которые сообщены англичанами,первый удар по конвою нанесли сорок пять торпедоносцев, сумевших в тот разпотопить только один транспорт, в дальнейшем, в последующих ударах,количество торпедоносцев с каждым разом уменьшалось. Явной ошибкойпротивника было применение торпед низкого метания. 137

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ТРАГЕДИЯ „СОКРУШИТЕЛЬНОГО* 1942, октябрь -- декабрь Потерь в конвое могло быть значительно больше, если бы гитлеровцыбросали высотные торпеды. В такой массе транспортов и кораблей, какуюпредставлял собой этот конвой, наверняка любая торпеда нашла бы себе цель.Видимо, немцы не имеют высотных торпед. Два с половиной часа боя у Канина Носа окончательно решили судьбуконвоя. Вечерний налет бомбардировщиков, когда караван транспортов уже стоялна Мудьюгском рейде, не помог противнику. 24 "юнкерса" были встречены нашимиистребителями и в беспорядке сбросили бомбы в воду. Не пострадало ни одно изтранспортных судов. Противник потерял два самолета. Таковы итоги сентябрьского конвоя PQ-18. Они еще раз подтверждают, чтопри решительных действиях сил прикрытия и достаточных мерах предварительногобоевого обеспечения надводные корабли противника можно.нейтрализовать, аудары авиации и подводных лодок можно отразить правильной организациейбоевого порядка, причем с большими для противника потерями. Своевременным жеразвертыванием сил по маршруту конвоя в местах, куда нацеливает свой ударпротивник, и своевременным изменением курса потери конвоя можно свести кминимуму, даже в самых невыгодных условиях для атакуемой стороны. Интересно, что скажут на все это противники союзных конвоев в северныесоветские порты. се чаще и чаще в моем дневнике появляются пропуски и пробелы. С моментасентябрьского боя у Канина Носа за конвой PQ-18 и вплоть до трагическойистории "Сокрушительного" в конце ноября я внес только одну запись: оприбытии подкреплений с Тихого океана. 14 октября. В 5 часов 35 минут вышелна эскадренном миноносце "Гремящий" в море для встречи кораблей экспедицииособого назначения -- лидера эскадренных миноносцев "Баку", "Разумного" и"Разъяренного". Погода обычная для Заполярья в это время -- мокрый снег,кое-где полосами туман, мглистое низкое небо, море без горизонта.Дальневосточные корабли вошли в Кольский залив. Доклад командира эспедиции отрехмесячном походе из Владивостока Северным морским путем можно уместить внескольких лаконичных фразах. Таких, к примеру. Корабли начали поход 15июля, заходили в залив Де-Кастри, Петропавловск-на-Камчатке, бухтуПровидения, губу Колючинскую, губу Чаунскую, бухту Амбарчик, бухту Тикси,бухту острова Диксон, на рейдовую стоянку возле пролива Югорский Шар. Всегопройдено, во льдах и по чистой воде, 7360 миль за 762 ходовых часа. В путина кораблях экспедиции проводилась боевая подготовка, в результате которойлидер и эскадренные миноносцы готовы к боевым действиям. Иначе говоря, подтверждено в условиях военного времени оборонноезначение Северного морского пути. Успех экспедиции через Арктику своимиморями -- это результат долгих будней самоотверженного, героическогоосвоения ледовой трассы нашими полярниками -- моряками и учеными. Хорошее подкрепление. И весьма кстати. 139 20 ноября. Долгое время опять не записывал. Не потому, что нечего былописать, а просто потому, что некогда. Нынче тяжелый день. Вышел срок автономности еще одной подводной лодки.О причинах, почему она не возвратилась, приходится лишь гадать. Возможно,подорвалась на мине. Может быть, командир не справился с управлением и лодкапровалилась на большую, чем мог выдержать корпус, глубину. Кто скажет, еслисвидетелей происшедшего нет... Метеосводка плохая. К двум часам ветер в Баренцевом море усилился додевяти -- десяти баллов. Представляю, что происходит сейчас там, где идетконвой, возвращающийся от нас и сопровождаемый нашими кораблями: лидером"Баку" и эскадренным миноносцем "Сокрушительный"! Однако неясно, почему"Сокрушительный" отвернул от конвоя прежде срока, не дойдя до назначеннойточки сопровождения. Стало это известно из проходящей радиограммы, которуюкомандир "Сокрушительного" Курилех дал на лидер "Баку" в адрес командирадивизиона Колчина около тринадцати часов: "Отвернул от конвоя, лег на курссто девяносто, ход пять узлов". Почему такой ход? Что-нибудь стряслось скотлами? Или сдают крепления? Предполагать беду не хочется, но майскаяистория с "Громким", у которого на волне оторвало нос, не выходит из головы.Полтора часа гадаем, в чем дело. Около 15 часов 30 минут приносятрадиограмму, подписанную Курилехом: "Авария надводного корабля в широте 73градуса 30 минут, долгота 43 градуса. Имею повреждения, хода дать не могу".Теперь понятно, что дело серьезное. Жду, что донесет Колчин, но тот молчит,и в 17 часов поступает новая радиограмма от Курилеха: "Широта 73 градуса 30минут, долгота 43 градуса, имею повреждения, хода нет, нуждаюсь в помощи".Почему же молчит Колчин? Неужели потерял "Сокрушительного" и собираетсядокладывать после того, как обнаружит его? Не дожидаясь донесения, приказываю "Баку" немедленно идти на помощь"Сокрушительному". Одновременно приказываю: эскадренным миноносцам "Урицкий"и "Куйбышев", находящимся в Иоканке, и эскадренному миноносцу "Разумный",находящемуся в Кольском заливе, также идти на помощь "Сокрушительному" и,найдя его, вести в Кольский залив; спасательным судам 140 "Шквал" и "Память Руслана", буксирному пароходу No 2 быть в готовностик выходу в море. Эсминцы вышли по назначению. А спустя час, когда я проводил занятия скомандирами соединений, поступила очередная радиограмма от Курилеха: "Кормуоторвало волной до машинного отделения. Корма утонула. Держусь наповерхности. Ветер --зюйд, десять баллов..." Итак, повторение истории с "Громким", только у того оторвало нос, а уэтого корму. "Громкого" мы спасли, а вот на спасение "Сокрушительного",учитывая место, время года и условия, в каких произошла авария, надеждымало. Хорошо, если спасем людей. Должно быть, уже есть жертвы: те, ктонаходился в момент аварии в кормовой части корабля. Тяжелая история. И ведь что нелепо: "Сокрушительный" только в началевойны закончил специальный ремонт (подкрепление корпуса). Поневоле пошлешьпо соответствующему адресу слова возмущения, хотя сознаешь, что в данномслучае они, увы, ничего не изменят. 21 ноября. Начальник штаба С. Г. Кучеров всю ночь нагонял тоску: ходил,вздыхал, высказывал самые мрачные мысли. Хватает и своих, но понимаю его:разве можно не переживать то, что стряслось на широте семьдесят четыреградуса?.. И все-таки правильнее переживать про себя Какое бы ни былочрезвычайное происшествие, надо сдерживать себя, уметь находить выход изсоздавшегося положения, иметь в виду не только происшествия, но и всюобстановку. Курилех сообщил, что "Сокрушительный" более шести часов не продержится,так как затопляет корму, вернее то, что теперь следует считать кормой. Былоэто около трех часов. Однако уже полдень, а корабль держится на плаву.Радиограммы продолжают поступать, причем тон донесений очень спокойный, чегоя никак не ожидал от Курилеха. Что-то здесь непонятное. Фатализм?.. Мужествои фатализм далеки одно от другого. Постепенно по донесениям вырисовывается следующая картина. "Баку" и "Сокрушительный" повернули обратно от конвоя вчера, каждыйсамостоятельно, не видя друг друга в снежных зарядах, рассчитываясоединиться в дальнейшем на переходе. "Сокрушительный" шел курсом 210градусов и подвергался сильному воздействию волны, 141 которая била в левый борт. Поэтому командир корабля стал изменять курсына ветер (последовательно на 190, 180 и 160 градусов) и уменьшать ход,сбавив скорость хода на последнем курсе до шести узлов. Это, однако, немогло помочь, и в 14 часов 30 минут в корпусе "Сокруши- тельного" от ударовволн образовалась трещина на верхней палубе в кормовой части. Через триминуты коп-мовая часть отломилась по сто семьдесят третьему шпан-гоуту, ачерез десять минут затонула вместе с шестью* краснофлотцами, которые неуспели покинуть ее. В мо мент погружения кормовой части произошел взрывглубинных бомб, находившихся в кормовых стеллажах. Оставшаяся на плаву частькорабля заполнилась водой по кормовую переборку второго машинного отделения.Как только был исправлен вышедший из строя радиопередатчик, "Сокрушительный"в четырнадцать часов сорок минут сообщил Колчину об аварии и указал своеместо. Эта проходящая радиограмма, повторенная неоднократно, была первымизвестием, из которого мы узнали об аварии. Колчин так и не отыскал "Сокрушительного". Был около, не увидел и в 9часов, прекратив поиск, так как мазута осталось только на обратный путь,повернул в Кольский залив. "Сокрушительный" очень дрейфует -- до четырех -- четырех с половинойузлов по ветру. Пока мало уверенности, что эсминцы скоро найдут его, поэтомуготовим к выходу вслед им две подводные лодки и "Громкого". Ближе всех к "Сокрушительному", судя по донесениям, "Разумный".Несмотря на большую волну, идет по двадцать -- двадцать два узла, ищет порадиопеленгу. И находит. В 17 часов 55 минут. Молодец, Соколов!1 Место "Сокрушительного" -- широта 75 градусов 1 минута, долгота 41градус 25 минут. Это в четырехстах двадцати милях к северу от Иоканки. Около 18 часов 15 минут подошли "Куйбышев" (командир корабля Гончар) и"Урицкий" (командир корабля Кручинин) под общим командованием Симонова(командир дивизиона). Также использовали радиопе-ленг. 1 Командир дивизиона. Командиром корабля был капитан 3 рангаФедоров. 142 Состояние моря в месте, где обнаружен "Сокрушительный", не лучше, чемнакануне. Попытки "Разумного" подойти к потерпевшему аварию кораблю и взятьего на буксир закончились неудачей. Дважды заводили буксир, и дважды буксирлопнул. Тем временем погода еще более ухудшилась. Доложив об этом, Соколовпросил разрешения снять людей и отказаться от буксировки. Судя по всему,снять людей -- единственная возмож- кость спасти их. Решение Соколоваправильное в первой части, но отказываться от буксировки преждевре-, менно.Сперва надо снять людей, дальше будет видно. Из следующего сообщения ясно, что Соколову не удалось ни то, ни другое.Подойти к борту "Сокрушительного" было невозможно. Корабли так сильнобросало, что они при сближении вплотную должны были разбиться от ударов друго друга. Попытки удержать "Разумного" машинами на месте при подходе напредельно возможную дистанцию успеха не имели. Много раз "Разумный"приближался к "Сокрушительному" для того, чтобы дать возможность людямповрежденного корабля перебраться на палубу "Разумного". Удалосьблагополучно прыгнуть с борта "Сокрушительного" на палубу "Разумного" толькоодному человеку. Тем и закончились попытки Соколова снять людей. Вскоре подошли "Куйбышев" и "Урицкий", оба типа "Новик". Корабли этоготипа лучше держатся на волне, что мне хорошо известно (я был старшимпомощником на "Урицком" еще на Балтике). Поскольку от штаба флота послано оповещение о подводных лодкахпротивника в этом районе, Соколов на "Разумном" взял на себя задачуобеспечить корабли противолодочной обороной, а "Куйбышев" и "Урицкий"занялись снятием личного состава с "Сокрушительного". Топлива на "Разумном"мало, так что вот-вот запросится обратно, чтобы не попасть в положение"Громкого", которого в свое время пришлось спасать, потому что он остался вморе без топлива. Из намерения Симонова подвести "Куйбышева" бортом к "Сокрушительному",конечно, ничего не получилось. Пришлось налаживать переправу людей припомощи беседки. Одновременно с аварийного корабля выпускался мазут, чтонесколько уменьшало волнение 143 моря у борта. И все же стальные концы почти тотчас оборвались. Тогдабыл заведен пеньковый трос с "Куйбышева" и к тросу прикреплена беседка.Переправлять людей таким способом, в такую волну, да еще в снежных зарядахказалось невозможным. И все-таки это было сделано. Симонов распоряжался накорме, откуда заводил трос и куда начали переправлять людей"Сокрушительного", а командир "Куйбышева" Гончар с помощью машинноготелеграфа управлял машинами, стараясь так маневрировать ходами, чтобы непорвать пеньковый трос. Оба, Симонов и Гончар, действовали не только умело,но и с большим искусством, оба в полной мере обладают морским мастерством,чутьем и волей. Девяносто семь человек "Сокрушительного" уже были переправлены на"Куйбышев", когда и пеньковый трос лопнул. Погода продолжала ухудшаться. Пришлось прибегнуть к другому способу,снимать людей при помощи спасательных кругов, ввязанных через каждые дваметра в новый пеньковый трос. Такие тросы, каждый длиной в 300 метров, былиподаны на "Сокрушительный" с одного борта "Куйбышевым", с противоположного-- "Урицким". Трудно представить, как все это выглядело в снежных зарядах,то и дело накрывавших корабли, при волнении моря семь -- восемь баллов, впотемках... Тем не менее уже есть сообщение, что таким способом, подтягиваяспасательные круги с людьми в них, удалось принять на борт "Куйбышева" ещесемьдесят девять человек. "Урицкий" принял одиннадцать. Мысли мои все время возвращаются к "Сокрушительному", хотя приходитсязаниматься десятком других дел. Настроение -- не пожелаю никому. Удастся лиспасти корабль?. Пусть он на длительное время и не вояка, но восстановитьего можно. Завтра к нему выйдет "Громкий". Спасательные суда -- буксировщики-- держу наготове. Жду извещения, что "Сокрушительный" взят на буксир. Кактолько эсминцы поведут его, двину спасательные суда навстречу. 22 ноября. Только что возвратился лидер "Баку". Осмотрел его. Теперьможно представить себе, что творится там, где он был. Весь обратный путь от"Сокрушительного" лидер шел в шторме О силе шторма должно 144 судить по серьезным повреждениям корабля. Лидер имеет трещины наполубаке, затоплены второе котельное отделение, рефрижераторное и носовоепровизионное помещения, ряд пиллерсов погнут, палуба в нескольких местахсгофрировалась. Ударами волн сорвало шесть глубинных бомб, и они взорвалисьза кормой. В общем, лидеру требуется месячный ремонт. Поведение Курилеха начинает проясняться. Это он все время считалнецелесообразным буксировать "Сокрушительного". Соколов по сути лишьповторял в наш адрес семафоры, которые принимал от Курилеха. Сам Курилех,нарушив устав и старый морской обычай, покинул корабль чуть ли не с первойгруппой переправленных на "Куйбышев". А должен был уходить последним. Неожиданное извещение: "Разумный" в 15 часов 15 минут, а "Куйбышев" и"Урицкий" в 15 часов 30 минут ушли от "Сокрушительного", так как продолжатьспасение личного состава при помощи концов и спасательных кругов нельзя, аждать улучшения погоды не позволяет запас топлива: его на всех трех корабляхосталось в обрез на обратный путь. Перед уходом Симонов передал семафором на"Сокрушительный", что все, кто остался на борту разломанного корабля, будутсняты подводной лодкой, как только улучшится погода. Решение, принятое Симоновым, правильное. Продолжать снятие личногосостава "Сокрушительного" на эсминцы в той обстановке, которая сложилась,было невозможно. Волны стали перекатываться через корабли, и создаласьугроза для жизни всех людей на всех кораблях. Снятие личного составасопровождалось жертвами: восемь человек погибли от ударов волнами о корпус и под винтами, десятьчеловек были подняты на борт "Куйбы- шева" и "Урицкого" в бессознательном состоянии, спасти их_жизнь неудалось. Всего принято: на "Куйбышев" 179 человек, на "Уриц- _кий" -- 11, на "Разумный" -- один. На борту "Сокрушительного" осталось15 человек, среди них минер старшиий лейтенант Лекарев и политрук пятойбоевой части старший лейтенант Владимиров. Где же прочие лица командногосостава? С Курилехом ясно: он поторопился спасти свою персону, а гдезаместитель, старпом, штурман, артиллерист и другие? Неужели последовалипримеру Курилеха?.. 10 А Г. Головко 145 Запрошенный по моему приказанию Владимиров сообщил, что командованиепокинуло корабль. Тут же он очень толково доложил о принятых им мерах:поднял пары, запустил механизмы. Заключительные слова донесения Владимирова:эсминец держится хорошо. Жизнь все время вносит поправки в наши представления о людях.Владимиров, Лекарев и с ними 13 человек, оставшиеся на борту"Сокрушительного", скорее всего самые смелые люди из всего экипажа. Сердцесжимается при (мысли, что именно они могут погибнуть. Курилеха придется отдать под суд. Это, бесспорно, трус, личность безстыда и совести, не имеющая понятия ни о чести командира, ни о долгенастоящего человека. Досадно, что не распознал Курилеха раньше. В связи с уходом эсминцев от "Сокрушительного" приказал немедленноотправляться туда "Громкому". Он вышел в 17 часов. Сведения о его движениималоутешительные. В 18 часов 10 минут, при выходе из Кольского залива, легна курс 60 градусов, шел со скоростью 20 узлов при слабом ветре и спокойномморе. Однако по мере продвижения корабля на север, к 21 часу, ветер и волнапостепенно усилились до шести баллов. Из-за сильных ударов волны в корпусход "Громкого" сбавлен до 15 узлов. Через 45 минут ветер и волна уже семьбаллов. Уменьшив ход до десяти узлов, "Громкий", чтобы ослабить удары волн,повернул на ветер. Жалею, что не послал вчера к "Сокрушительному" тральщики. Румянцевпредлагал послать их, но я тогда не принял его предложения. Это моя ошибка.Был уверен, после того как эсминцы обнаружили "Сокрушительного", что онисумеют взять его на буксир. Потеряны сутки, ибо все равно необходимопосылать тральщики. Вызываю Панфилова (командир дивизиона тральщиков) и ставлю ему задачу:выйти к "Сокрушительному" с двумя тральщиками -- ТЩ-36 и ТЩ-39; снять всех,кто остался на разломанном корабле; затем взять его на буксир и вести вКольский залив, если позволит погода; если погода не позволит ни снятьлюдей, ни буксировать корабль, то находиться у "Сокрушительного" и охранятьего до улучшения погоды; если же эсминец по его состоянию нельзя будетбуксировать и при хорошей погоде, снять с него весь личный состав, послечего корабль подорвать и уничтожить. 146 В 23 часа оба тральщика вышли по назначению. Сутки заканчиваютсяответом "Громкого" на мой запрос, как ведет он себя на волне. Ответ полученровно в 24 часа: вибрирует корма, волна и ветер -- семь -- восемь баллов,встречные, усиливаются, но двигаться корабль может. Все этомалообнадеживающе. 23 ноября. Так и есть, "Громкому" достается. К двум часам ветер врайоне его перехода усилился до восьми баллов, и корабль сбавил ход до шестиузлов, но это не очень помогает. В машинное и котельное отделения началапоступать в значительном количестве вода. Обнаружилась неисправность руля. В2 часа 25 минут корабль повернул на обратный курс, что позволяло производитьоткачку воды. Через три часа воду откачали. "Громкий" повернул на прежнийкурс (к "Сокрушительному"), но ветер к 6 часам снова усилился (до девятибаллов). Эсминец стал сильно зарываться в волну и принимать на себя большиемассы воды. Отмечена вибрация кормовой части, могущая повлиять на целостькорпуса и водонепроницаемых переборок в кормовой части. Пока что корабльидет прежним курсом. Что на "Сокрушительном"?.. Сообщений с него не поступает. В такихусловиях искать очень трудно, тем более что погода не позволяет использоватьавиацию. Ветер восемь -- девять баллов, все время меняет направление.Прогноз на ближайшие два -- три дня обещает то же самое: отвратительнуюпогоду. Если улучшится хотя бы немного, завтра пошлю самолеты, может быть,им посчастливится обнаружить "Сокрушительный", тогда они сумеют навестикорабли. Все прочее тем временем идет своим чередом. Еще вчера в штабеБеломорской флотилии забеспокоились, в связи с уходом кораблей на поиск"Сокрушительного", Как же, мол, будет с обеспечением выходящих из Карскогоморя ледоколов и транспортных судов. А там обстановка неясная, опять-такииз-за шума, поднятого Иваном Дмитриевичем Папаниным. С транспорта "Алдан" вОбской губе якобы увидели подводную лодку противника, Сообщение явновздорное: подводной лодки противника там не может быть по глубинам. Однакошум поднялся через Москву. Идут запросы, всякие уточнения и ука- 147 В 14 часов 35 минут радиодонесение с "Громкого": продолжать походрискованно, просит разрешения возвратиться в базу. Иного выхода нет.Разрешил. Действительно, рисковать дальше этим кораблем бессмысленно. Пришел "Разумный". Состояние сносное: имеет незначительные поврежденияфорштевня и помяты борта, но это сейчас не играет роли. Почему и приказаноСоколову готовить корабль к выходу в море, туда же, к "Сокрушительному",принять запас топлива и всего необходимого, в первую очередь пеньковыетросы. Что Соколов незамедлительно выполнил. Сейчас "Разумный" в готовности. Подтвердилось самое неприятное: Курилех оказался настоящим трусом. Ушелпо счету сорок седьмым, хотя должен был и сейчас находиться на местеВладимирова и Лекарева. Заместитель Курилеха Калмыков ушел следом закомандиром. Действительно, два сапога пара. Струсили, оба струсили, в товремя как личный состав вел себя отлично. Не отстал от командира изаместителя артиллерист Исаенко. Все -- честь, совесть, долг -- затмилабоязнь за свою жизнь. Ну что же, суд воздаст должное им. По заслугамкаждому. Из Иоканки сообщили: туда в 21 час 50 минут возвратился "Урицкий". Тральщики продолжают поход к "Сокрушительному". Найдут ли? И


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: