КОГДА РИСК НЕОБХОДИМ 1941, июнь 5 глава




заходить в Мурманск вместо Архангельска, да и английские военныекорабли начиная со второй половины декабря в Архангельск заходить не смогути, вероятно, будут просить о заходе в Мурманск и снабжении там. 10 декабря. Дело явным образом идет к тому, что конвои будут приходитьв Мурманск; отсюда же станут промышлять рыболовные суда. Эти вопросыподнимались мной в августе и сентябре. Однако, судя по всему, значения импридано не было. Нужны серьезные мероприятия, чтобы сделать положениекоммуникаций более устойчивым. Для конвоев мал запас угля и мазута вМурманске: его хватает только для нужд самого флота, снабжать из этогоколичества торговые суда будет очень трудно. В общем, трудностей предвидитсямного... 25 декабря. На Карельский фронт прибыли три бригады морской пехоты.Одну дали в Мурманск, остальные разбросали по фронту. Дали и 30 самолетовтипа "харрикейн". Доставили их к нам на английском авианосце. Они взлетели снего в море и совершили посадку на аэродроме Ваенги. Англичане пробудут унас, пока наши летчики не освоят новую технику. "Харрикейнами" командуетполковник Ишервуд. Еще рано говорить о боевых качествах этих самолетов, ноавиационные специалисты уже отметили ряд существенных недостатков. Судя по всему, транспортные суда пойдут в Мурманск. Забот теперь необерешься. Особенно после сообщения о том, что гитлеровцы собираютсяперебросить на Север еще девять подводных лодок с опытными командирами.Много хлопот доставит снабжение англичан продуктами и нефтью, посколькусамим не хватает. 17 января 1942 года. Конвои, как и следовало ожидать, пошли наМурманск. Первый конвой из девяти транспортов пришел 12 января и до сих порразгружается. Разгрузка организована плохо. Оборудование из Мурманскавывезли в первый месяц войны, подготовки же к приему конвоев здесь невелось. Теперь все это сказывается на разгрузке транспортов и погрузкевагонов. Сегодня подошел очередной конвой. Около двадцати часов миссия сообщила,что в десяти милях к северу от маяка Гавриловского поврежден торпедойтранспорт из этого конвоя. Один из эскортных кораблей взял транспорт набуксир. Я дал указание вести его в Териберку. Для охраны выделены четырекатера МО. Едва успел покончить с этим делом, поступило новое сообщение: в 23 часа 29 минут ксеверу от Териберки подорван торпедой английский эсминец "Матабелла". Черезтри часа он затонул. Должно быть, сведения о переброске противником на Север дополнительногоколичества подводных лодок с опытными командирами соответствуютдействительности... Да, немецко-фашистское командование спохватилось. По указанию Гитлера,на север Норвегии в январе переведен (помимо дополнительного количестваподводных лодок, переброшенных туда же) линейный корабль "Тирпиц"--один изкрупнейших кораблей противника. Есть все основания предполагать, что вследза "Тирпи-цем" на Северном театре появятся и другие крупные кораблигерманского флота. Февральский прорыв двух линейных кораблей -- "Гнейзенау"и "Шарнгорст", тяжелого крейсера "Принц Евгений" и группы эсминцев из Бреста(Франция) через Ла-Манш на восток (пока в Германию) очень симптоматичен.Более всего странно, что допустили этот прорыв англичане, располагающиебезусловным превосходством на море. Представители военно-морской английскоймиссии в Полярном лишь пожимают плечами в ответ на вопросы о прорыве.Растерянность и недоумение сквозят и в ответах офицеров английских кораблей,приходящих к нам. Никто ничего толком не знает, но явную оплошность,допущенную британским военно-морским (и военно-воздушным) командованием,признают уже сейчас все. Пока ясно, что противник в спешном порядке накапливает своивоенно-морские силы в Северной Норвегии, не рискуя, однако, использовать тотже "Тирпиц" на коммуникациях, по которым идут союзные конвои. Вероятно,гитлеровцы ждут конца полярной ночи. А мы не ждем. Если с августа включительно по декабрь прошлого, 1941года через нашу операционную зону прошли в обоих направлениях десять союзныхконвоев -- шесть к нам и четыре от нас, то в течение января и февралянового, текущего года проведены в оба направления между Мурманском иостровом Медвежьим восемь таких конвоев. Между тем условия, в какихосуществляется проводка, следует назвать втройне труд- 89 ными. Во-первых, из-за постоянной угрозы нападения подводных лодок.Во-вторых, из-за плавучих мин, приносимых с запада штормами и Гольфстримом.В-третьих, из-за тяжелых вообще особенностей Северного театра в зимнеевремя. Еще в середине ноября над Заполярьем установилась долгая, почти натри месяца, полярная ночь с частыми непогодами на всем пространстве тойчасти морского театра, которая хотя и не замерзает на зиму, но заполненаполями плавучих льдов, спускающихся из высоких широт на юг Баренцева моря.Океанские штормы, продолжительные снежные заряды, густые испарения моря иплотные туманы создают необычайно сложную навигационную обстановку, сталинашим вторым противником. Ибо конвои в любых условиях должны не отстаиватьсягде-нибудь и выжидать сносной погоды, а идти, продолжать путь, несмотря нина что. И конвои идут. Восстанавливаю по кратким и разрозненным записям в дневнике подробностинескольких союзных конвоев весны и начала лета 1942 года. К тому временигитлеровцы уже имели на севере Норвегии (в Альтен-фьорде и в других местахнорвежских шхер) мощный отряд крупных надводных кораблей -- линейные корабли"Тирпиц", "Адмирал Шеер" и "Лютцов" (бывший "Дейчланд"), тяжелый крейсер"Адмирал Хиппер", легкий крейсер "Кельн" и приданную им группу эскадренныхминоносцев (от восьми до двенадцати, не считая тех, которые действовали натеатре с первого дня войны)....PQ-13. Дело было в конце марта, через три недели после первойвылазки "Тирпица" на коммуникации Северной Атлантики. Сопровождаемый тремяэсминцами фашистский линкор вышел тогда из Альтен-фьорда на перехватдвенадцатого союзного конвоя, направлявшегося к нам, но так и не сумелобнаружить его. Вдобавок спустя двое суток английские самолеты-торпедоносцы,взлетевшие с авианосца, шедшего в охранении конвоя, обнаружили "Тирпиц"возле норвежских берегов, атаковали и, хотя не нанесли ему повреждений,вынудили отказаться от дальнейших попыток встречи с конвоем. Так что перваявылазка фашистского линкора не принесла гитлеровцам никакого успеха. Следующий союзный конвой (под условным обозначением PQ-13), о которомидет речь, был встречен на- 90 шими кораблями на рассвете 30 марта к западу от тридцатого меридиана вшторм, продолжавший усиливаться, при частых снежных зарядах и очень плохойвидимости. Немедленно наши корабли (эскадренные миноносцы "Гремящий" и"Сокрушительный") присоединились к охранению и пошли противолодочнымзигзагом справа от конвоя. Слева и несколько впереди находился флагманскийкорабль английского эскорта--крейсер "Тринидад"; еще левее, осуществляядальний дозор и нередко скрываясь за горизонтом, двигались английскиеэсминцы. Обстановка была тяжелой. Шторм усиливался. Радиоразведка обнаружилавражеские корабли неподалеку от конвоя, но снежные заряды и туман мешалиразглядеть их. Поэтому на английском крейсере увидели три фашистскихэсминца, когда те уже вышли на дистанцию торпедного залпа. "Тринидад" не успел уклониться от выпущенных ими торпед. И все-таки,несмотря на полученные повреждения, он вступил в бой с вражескими кораблями.Тотчас на помощь ему поспешил наш "Гремящий". Итог артиллерийского боя: один фашистский эсминец потоплен башеннымизалпами "Тринидада", на втором возник пожар, вызванный разрывами снарядов;третий, убегая, очутился на дистанции артиллерийского огня"Сокрушительного", получил со второго залпа прямое попадание в машину,сильно запарил и скрылся в снежном заряде. Произошло все это на расстоянии ста пятидесяти миль от берегов Мурмана.И хотя нападение на конвой дорого обошлось гитлеровцам, а к транспортнымсудам они вообще не прорвались, все же изрядно пострадал и атакованный имибританский крейсер. Повреждения, полученные "Тринидадом", оказалисьнастолько серьезными, что он был вынужден сразу же уйти в Кольский залив,чтобы там произвести необходимый ремонт, прежде чем направиться обратно вАнглию. Вместе с крейсером ушли и английские эскадренные миноносцы. Конвой остался под охраной "Гремящего" и "Сокрушительного". Впереди былпоследний участок пути, на котором, как всегда, следовало ожидать нападенияподводных лодок. Почти сутки суда PQ-13 шли благополучно, строем двух кильватерныхколонн, по-прежнему в снежных заря- 91 дах, в тумане и шторме. Труднее всего приходилось эскадреннымминоносцам, более неустойчивым на зыби, чем загруженные транспортные суда,предназначенные для океанских плаваний. Удары волн были такими мощными, чтона "Гремящем" погнулись пиллерсы под верхней палубой. Это грозило нарушитьцелость самой палубы, которая стала прогибаться и провисать. Были принятымеры для того, чтобы не допустить аварии; в то же время "Гремящий" непрекращал охранять конвой. Утро 31 марта застало суда возле входа в Кольский залив. Перед конвоемуже вырисовывались очертания острова Кильдина с одной стороны и мысаЦып-Наволок (на полуострове Рыбачьем) с другой, когда гитлеровцы повторилинападение. Первую попытку предприняла подводная лодка. Точно сброшенные с"Гремящего" глубинные бомбы загнали лодку на глубину. Лодка погрузилась, неуспев атаковать. Всплывшие обломки и соляр дали основание предполагать, чтовражеская лодка либо уничтожена, либо получила тяжелые повреждения. Вторуюпопытку предприняла группа "юнкерсов", но их налет закончился тем, чтозенитчики того же "Гремящего" сбили один бомбардировщик, а прочие отогнали. Без всяких потерь конвой PQ-13 достиг Кольского залива, втянулся в негои направился мимо Полярного в Мурманск. Особенно четко действовал в этом поход экипаж "Гремящего". Командуетим капитан 3 ранга А. И. Гурин. PQ-16. Это второй из двух союзных конвоев, пришедших к нам в мае иподвергшихся усиленным атакам противника почти на всем протяжении нашейоперационной зоны. Оба раза гитлеровцы всячески пытались не дать конвоямдостичь места назначения и старались продемонстрировать перед нами своивозможности. Что ж, возможности большие. Оккупация Норвегии позволяетпротивнику держать под контролем маршруты союзных конвоев, поскольку те идутпараллельно северному норвежскому побережью. Действия противника облегченытем, что конвои не могут рассчитывать на скрытность переходов. Фашистскаяавиация, по мере продвижения конвоев, перемещается с аэродрома на аэродром иведет таким образом непрерывные атаки. Одновременно с ней действуютподводные лодки. И все же у противника уже мало возможностей для того, чтобынаверстать упущен- 92 ное. Момент внезапности безнадежно потерян им для захвата инициативы натеатре, который гитлеровцы считали второстепенным. Слишком поздно онисообразили, что северное направление является главным из всех направленийвнешней связи нашей страны на западе. Отсюда и неистовство противника, и егозапоздалое стремление создать такой перевес в силах, какой будет в состояниисвести эффективность конвоев на нет. Если говорить без обиняков, это зависит не столько от противника,сколько от наших военных союзников. При условии, что прикрытие конвоев будетдостаточным; что действия кораблей охранения будут подчинены главному--отстаивать транспортные суда с грузами до последней возможности, а неуничтожать их при малейшем повреждении, как уже практиковалось в обоихмайских конвоях; наконец, при условии, что сами команды транспортных судовбудут стараться спасти свои суда, как спасал свое судно экипаж советскоготеплохода "Старый большевик", -- тогда потери в конвоях, вообще неизбежныепри специальной нацеленности разнородных сил противника, могут бытьминимальными. Ни у кого из нас нет оснований сомневаться в храбрости, стойкости инеустрашимости моряков английских кораблей, действующих на театре, в тех жеконвоях. Присмотрелся к ним и я, проверив это на многом. Было достаточновремени, случаев и фактов, чтобы оценить по достоинству серьезное отношениеанглийских моряков к своим обязанностям и к союзническому долгу в борьбе собщим врагом. Несколько претят только свойственные иным из нихсамоуверенность и предвзятость, но тут надо брать поправку насоответствующее воспитание, основанное на принципах некоего морскогопервородства англичан и подогреваемое антисоветской пропагандой среди них.Этим особенно выделяется команда подводной лодки "Тайгрис", по всемпризнакам специально подобранная перед приходом в Заполярье. Дело, однако,не в подобных частностях, остающихся частностями. Хуже, что, наряду сбезукоризненным воинским поведением самих экипажей и командиров ихнепосредственно в бою, существуют факты, вызывающие недоумение,настораживающие, напоминающие, что личные качества британских моряков иполитика английского правительства -- вещи разные. 93 В августе прошлого года в Архангельск пришел английский минныйзаградитель "Адвенчур" и доставил нам различные военные грузы для флота. Вчисле их были магнитные мины и зажигательные пластинки. Эти мины годилисьтолько для глубин моря не более двадцати -- двадцати пяти метров и оказалисьдля нас абсолютно бесполезными. А зажигательные пластинки скорее следовалоназывать незажигательными •-- с ними можно было делать все что угодно,тем не менее ни одна из них так и не загорелась. Или взять, к примеру, уничтожение поврежденных судов. К чему вести затысячи миль тот или иной транспорт с тысячами тонн таких необходимых намгрузов, чтобы чуть ли не в самом конце пути своими руками пустить транспортко дну, если он получил повреждение от бомбы или торпеды, но остался наплаву и мог продолжать путь? Почему огромные транспортные суда с грузами,предназначенными Советскому Союзу, должны отправляться на дно моря припервом же, отнюдь не смертельном повреждении? Майский случай с теплоходом "Старый большевик", равно как и подобныеслучаи с другими советскими транспортными судами, не только свидетельствуето самоотверженном, героическом поведении наших людей, но и напоминаетсоюзникам о неиспользованных ими возможностях. Случай действительнопоказательный, чтобы стать примером в борьбе с трудностями, и, несомненно,войдет в историю Советского флота. Положение конвоя было, конечно, нелегкое. Кораблям охранения почтинепрерывно в течение трех суток подряд пришлось защищать транспортные судаот нападений фашистских самолетов--бомбардировщиков и торпедоносцев, а впромежутках между налетами уклоняться от торпедных атак подводных лодок. Ивсе же вряд ли следует считать правильной инструкцию Британскогоадмиралтейства своим эскортным кораблям -- расстреливать и добиватьповрежденные фашистами транспортные суда. Правильнее следует считать другое-- принимать все меры для спасения этих судов. Шедший в составе союзного конвоя наш теплоход "Старый большевик"подвергался нападениям гитлеровцев не менее, чем остальные транспортныесуда. За трое суток его экипаж отбил сорок семь атак фашистских самолетов. Когда одна из бомб попала в полубак транспорта и разрыв еевызвал пожар, вражеские летчики, привлеченные дымом, возобновили атаки,стремясь добить теплоход. Экипаж "Старого большевика" вел двойную борьбу: сфашистскими самолетами и с пожаром. Зенитчикам удалось сбить одинбомбардировщик и отогнать остальные. Борьба за спасение транспорта с грузомуспешно продолжалась, но командир английского флагманского корабля конвояпредложил экипажу "Старого большевика" покинуть судно и перейти на один изэскортных кораблей. Тут же он известил о своем намерении добить поврежденныйтеплоход. В ответ капитан советского транспорта приказал поднять флажной сигнал:"Мы не собираемся хоронить судно". Тогда конвой ушел дальше, оставив горящий транспорт и его экипаж средиокеана. Факт беспрецедентный. В течение суток наши люди спасали теплоход от огня и устранялиповреждения, лишившие "Старый большевик" возможности двигаться. Затемтранспорт догнал конвой, присоединился к нему и благополучно прибыл к нам вЗаполярье, доставив в целости весь свой груз, после чего экипаж получилприветствие и даже благодарность Британского адмиралтейства!.. Примечательный случай. Трем морякам из экипажа этого теплохода --капитану И. И. Афанасьеву, первому помощнику капитана М. П. Петровскому ирулевому Б. И. Аказенок -- за героическую самоотверженность присвоено званиеГероя Советского Союза, а теплоход "Старый большевик" награжден орденомЛенина. Что же, да послужит этот факт примером всем в союзных конвоях. Ибо онкрасноречиво отвергает инструкцию об уничтожении поврежденных транспортныхсудов. Не бросать и уничтожать, а защищать, отстаивать и спасать -- вот чемследует руководствоваться в своих действиях каждому, кто назвался союзникомв совместной борьбе. Мы -- защищаем. Несмотря на явное неравенство сил на театре. Особенно ввоздухе. Группы наших самолетов наносят удар за ударом по фашистским базам иаэродромам в Северной Норвегии, тем самым снижая боеспособность вражескойавиации и ослабляя ее удары по союз- 95 ным конвоям. Кроме того, наши летчики непосредственно прикрывают конвоина переходе. Так было и в последнем майском союзном конвое, когда мы потеряликомандира авиаполка подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова, ныне ужедважды Героя Советского Союза, первого в стране за время войны дважды Героя.Указ об этом получен сегодня, спустя две недели после гибели Сафонова. Он погиб 30 мая на защите PQ-16. Подробности гибели его очень скудны,хотя свидетелями ее были многие. Конвой находился в шестидесяти милях от наших берегов, когда гитлеровцыустремились к нему, чтобы нанести массированный бомбовый удар. В налетеучаствовали сорок пять "юнкерсов", прикрываемых "мессер-шмиттами". Наперерезим вылетела, как только был получен тревожный сигнал с кораблей охранения,четверка наших истребителей. Повел ее Сафонов. Четвертый самолет (летчикКухаренко) возвратился с полпути из-за неисправности мотора. Подобныенеприятности происходят, к сожалению, довольно часто с тех пор, как мыполучили по ленд-лизу самолеты типа "киттихаук". Эти самолеты имеют особыеподшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом,а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническимдостижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом,часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называютэти самолеты "чудом безмоторной авиации". Чаще всего "киттихауки" стоят вбездействии, точно так же, как 30 мая, когда в полку Сафонова могли вылететьтолько четыре самолета. И вот из этих четырех один был вынужден, опять-такииз-за мотора, повернуть обратно на аэродром. Полет продолжали трое. Втроемони и приняли бой. Трое против 45 "юнкерсов" и неустановленного числа "мессершмиттов"! Тем не менее все попытки гитлеровских летчиков прорваться ктранспортным судам, входившим в состав PQ-16, были пресечены нашимиистребителями -- Сафоновым, Покровским и Орловым, отлично согласовавшимисвои действия с заградительным огнем артиллерии кораблей охранения. Наглазах у всех Сафонов сбил два бомбардировщика, Покровский и Орлов -- поодному. 96 Вскоре на командном пункте Ваенги по радио были приняты слова:"Прикройте с хвоста..." Это были, как выяснилось, слова Сафонова. Затемсигнальщики эскадренного миноносца "КуйбышеNo одного из кораблей,сопровождавших конвой, -- увидели, что Сафонов устремился в атаку противтретьего "юнкерса", но что в то же мгновение из облаков вывалился и напал наСафонова вражеский истребитель. Спустя короткое время на командном пунктеприняли еще одну радиограмму Сафонова: "Подбил третьего... мотор..."Последнее слово было условным извещением о неизбежности вынужденной посадки.Дальнейшее, по докладам корабельных сигнальщиков, произошло так: самолетСафонова, теряя высоту, планировал в направлении "Куйбышева", однако недотянул двадцать -- двадцать пять кабельтовых, упал в море и мгновеннозатонул. Воздушный бой у конвоя был закончен. Расшвыряв бомбовый груз кудапопало, фашистские самолеты ушли в сторону Северной Норвегии, не потопив ниодного транспорта. Два часа после боя эскадренный миноносец "Куйбышев" искал Сафонова вморе. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели. Возможно,мотор отказал потому, что был поврежден снарядом; скорее же всего, вкритическую минуту, как происходило не раз, сыграли роковую роль техническиенеполадки, свойственные "киттихаукам". Одно было несомненно: гибель Сафоновав его двести двадцать четвертом боевом вылете, в тридцать четвертомвоздушном бою, после двадцать пятой личной победы над врагом. Горько сознавать эту гибель. С ней уже всегда будет связано в моейпамяти условное обозначение последнего майского конвоя: PQ-16. Северный флотпотерял выдающегося летчика, изумительно талантливого офицера. Отважный сынрусского народа, верный советской Родине и Коммунистической партии, Сафоновбыл образцом воздушного бойца и авиационного командира-воспитателя. В связи с присвоением ему звания дважды Героя Советского Союза флотскаягазета готовит большой материал о нем. Вообще о Сафонове уже много написано.Думаю, что будет написано еще больше. Он заслуживает этого. Своими подвигамион прославил не только авиацию 7 А Г. Головко 97 Северного флота, но и всех наших морских летчиков. Главная же егозаслуга в том, что он успел подготовить и воспитать большое число своихпреемников -- сафо-новцев, которые продолжают его героические дела.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

28 июня 1942 года. С момента последней записи прошло много времени исобытий. Воюем уже второй год. Когда началась война, все были потрясеныходом боевых действий. Тогда мы говорили себе: если продержимся год,обязательно разобьем гитлеровцев. И вот итоги года войны на Северном театре: мы потопили 135 судовпротивника общим водоизмещением 583 400 тонн и уничтожили 412 самолетов.Потеряно нами 56 судов и 156 самолетов (в последнюю цифру входят и самолеты,погибшие от всякого рода поломок и катастроф на аэродромах). В составесоюзных конвоев к нам пришли 177 транспортов (свыше миллиона тонн грузов) ис ними 133 военных корабля, ушли от нас 143 транспорта и 83 корабля, погиблив пути, на переходах в обоих направлениях, 22 транспорта и 5 военныхкораблей, в том числе английский крейсер "Эдинбург" Таковы краткие итогигода войны. Внешнее направление наших морских коммуникаций на Северном театре сталопервостепенным направлением общегосударственного значения. Там и ожидаютфлот наибольшие трудности. Теперь это ясно всем. Должно быть ясно. 1 Обстоятельства гибели "Эдинбурга" весьма любопытны и ещераз подтверждают безоговорочную, при любых условиях, подчиненность морякованглийского флота правилам для проводки конвоев, установленным Британскимадмиралтейством. Атакованный гитлеровцами крейсер "Эдинбург" получилпопадание в корму и лишился винтов и руля. Однако он мог не толькооставаться на плаву, но и возвратиться на буксире в один из наших портов. Накрейсере было в исправности все, кроме руля и винтов. Имея солидноевооружение, дополнительно защищенный другими кораблями, он мог постоять засебя. Тем не менее экипаж "Эдинбурга", едва крейсер был поврежден, покинулкорабль, перейдя на подошедший к борту миноносец, причем не взяв ничего --ни личных вещей, ни ящиков с золотыми слитками, которые "Эдинбург" вез какплату, внесенную Советским Союзом Англии за поставки военных материалов.Крейсер был добит английскими кораблями и пошел на дно вместе с грузомзолота, составлявшим около десяти тонн, то есть на сумму до ста миллионоврублей. 98

ИСТОРИЯ PQ-17 1942, июль

так, соотношение сил к исходу первой половины 1942 года определилось.Противник создал особую эскадру крупных кораблей, которая базируется насевер Норвегии и предназначена для действий на коммуникациях СевернойАтлантики (точнее, на стыке Норвежского и Баренцева морей). К 1 июля всоставе этой особой эскадры продолжают находиться линкоры "Тирпиц", "АдмиралШеер", "Лютцов", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", 8--10 эсминцев. Крометого, противник имеет для действий на театре еще восемь -- десять эсминцев,до 30 сторожевых кораблей и тральщиков, от 14 до 16 подводных лодок, двеплавучие базы, 16 самоходных барж, 428 боевых самолетов (из них 300бомбардировщиков и торпедоносцев) и 90 самолетов транспортной авиации. Всевоенно-морские силы сосредоточены в портах Нарвик, Тромсе, Тронхейм,Гаммерфест, Хоннингсвог, Варде, Киркенес, Петсамо, а военно-воздушные силыбазируются на аэродромах Северной Норвегии. Мы пока слабее: и по численности легких сил (линкоров и крейсеров у насна театре нет), и по численности авиации. Однако в своей операционной зонеобеспечиваем проводку союзных конвоев, за которыми, главным образом,охотятся гитлеровцы. Вообще же безопасность этих конвоев зависит во многомот согласованности наших действий и действий союзников. Любая неувязка даетпротивнику лишние шансы на успех. Трагическая история 'Союзного конвоя подусловным обозначением PQ-17 произошла именно из-за такой, мягко говоря,неувязки, лежащей целиком на совести деятелей Британского адмиралтейства. 7* 99 Почти три недели тому назад я записал в дневнике: "1 июля 1942 года. До сегодняшнего утра конвой PQ-17, вышедший изХваль-фьорда (Исландия) 27 июня, шел в тумане и не был обнаруженпротивником. В составе конвоя 37 транспортов (три из них возвратились вИсландию) и 21 корабль эскорта, в прикрытии две группы крупных кораблей: вгруппе ближнего прикрытия крейсерская эскадра (крейсера "Лондон", "Норфолк","Вичита" и "Тускалуза"), в группе дальнего прикрытия отряд из линкоров "Дюкоф Йорк" и "Вашингтон", авианосца "Викториес", крейсеров "Кумберленд" и"Нигерия" и девяти эсминцев. К полудню наблюдатели на транспортах увидели,впервые с момента выхода из Исландии, фашистский самолет-разведчик, скороушедший по курсу конвоя за пределы видимости. Девять часов спустя эскортныекорабли обнаружили и атаковали глубинными бомбами вражескую подводную лодку.Больше попыток нападения до исхода суток не было. Конвой продолжает путьблагополучно и находится на расстоянии четырехсот миль к западу от островаМедвежий. Остальные известия малоутешительны. "М-176" и "Д-3" не отвечают навызовы. Обе лодки, должно быть, погибли. Всего мы потеряли уже шестьподводных лодок, что сказывается на умах в бригаде. Командиры приуныли. Надоснова продумать всю боевую работу наших лодок, надо осмотреться, возможно,упускаем многое. Что гитлеровцы предприняли какие-то меры противолодочнойобороны, которые нам еще неведомы, это ясно. Значит, надо разгадать, какиеименно. Боюсь, что это мины. Однако, если ориентироваться на боязнь их, тонельзя плавать вдоль всего норвежского побережья, то есть действовать накоммуникациях противника, пролегающих "впритирку" к берегам. Ведь гитлеровцыходят там! Следует изучить их пути и пользоваться этими путями. Крейсерские лодки развернуты на дальних позициях для прикрытия 17-гоконвоя. 2 июля. Вчера и сегодня авиация противника несколько раз бомбардировалаМурманск. От пожара, который разгорелся при вечернем вчерашнем налете,выгорело то, что уцелело от предыдущего пожара. Почти весь город уничтожен.Загорелись на территории порта склады с грузами, но их отстояли. Причалы ижелезная 100 дорога работать могут, а потому порт сохраняет все свое значение. Будто нарочно, только теперь, когда Мурманска, по существу, нет какгорода, получены сто зенитных пушек для обороны его. Впрочем, они ещепослужат. Сейчас надо срочно принимать меры по защите судоремонтных заводов.Пострадали заводы пока не очень, но это дело случая. При систематическихналетах вообще могут быть разрушены. Сегодня опять были попадания бомб вцехи завода Главсевморпути. Вдобавок осколками повреждены батопорты доков илегкий корпус одной из подводных лодок, стоящих в доке. Надо срочнорассредоточить ремонтируемые суда по всему Кольскому заливу. Дал приказание увести плавучий док Морфлота в другое место. Иначе онбудет потоплен. Вчера вечером черноморцы оставили Севастополь. Дрались ониисключительно храбро, дольше, чем можно было ожидать в такой обстановке.Преклоняемся перед их героическими делами. Об этих делах еще будет написаномного хорошего. Пока же у всех тяжко на душе О 17-м конвое никаких сведений. Отсутствие их еще не признак чего-топлохого. Все равно тревожно и тяжело. Вероятно, это реакция на известие оСевастополе. 7 июля. Подтвердилось худшее. 17-й конвой из Исландии шел благополучнодо 4 июля. 13-й конвой (обратно из Архангельска и Мурманска в Исландию,Англию, США) также шел благополучно. А 4 июля началась история... Мрачная,тягостная, не имеющая никаких уважительных объяснений и никаких оправданий.В итоге ее подводными и воздушными атаками противника уничтожено 23 из 34транспортных судов, потеряно 122 тысячи тонн грузов из общего количества 188тысяч тонн, погибли сотни людей..." Что привело к разгрому конвоя, прояснится до конца после войны. Однакои теперь уже многое не вызывает сомнений. Предпосылками разгрома надосчитать, во-первых, события пятимесячной давности, во-вторых, еще болееранние события мая прошлого года. События пятимесячной давности -- этофевральский прорыв германской эскадры из Бреста; события мая прошлого года---это ^нашумевшая, широко разрекламированная в английской печати погонячуть ли не всех боевых сил британ- 101 ского флота метрополии за двумя фашистскими рейдерами, закончившаясяпотоплением германского линкора "Бисмарк" в Атлантическом океане, нарасстоянии четырехсот миль от Бреста. Случай с "Бисмарком" весьма характерен для понимания дальнейшего,вплоть до истории с PQ-17. Промахи и ошибки английского военно-морскогокомандования в данном случав не только наглядны, но и вопиющи, хотя неберусь утверждать, что руководило здесь чрезмерно осторожными и слишкомзамедленными действиями английских флотоводцев. Целую неделю без малогосолидные силы флота метрополии (четыре линкора, линейный крейсер и дваавианосца, не считая крейсеров и эсминцев) плюс авиация преследовалифашистский линкор и сопровождавший его тяжелый крейсер "Принц Евгений".Обнаружили они их 21 мая 1941 года возле Бергена (у Норвегии), а потопитьсумели, причем лишь "Бисмарк", 27 мая далеко на юге, за Британскимиостровами. К тому же в ходе операции англичане допустили явнонепростительные ошибки, заплатив за них дорогой ценой: дважды позволиликораблям противника ускользнуть в неизвестном направлении; лишились одногоиз мощных своих кораблей - линейного крейсера "Худ" (42 тысячи тоннводоизмещения), который пошел ко дну после попадания снарядов с "Бисмарка" вартиллерийский погреб; наконец, упустили "Принца Евгения" и обнаружили егона стоянке в Бресте, рядом с линкорами "Шарнгорст" и "Гнейзенау" толькочерез 14 суток после потопления "Бисмарка". Все это при анализе операции даже в общих чертах наводило наразмышления. Шум, поднятый в связи с потоплением "Бисмарка", не могзаслонить главного. Ведь даже располагая многократным преимуществом в силах,англичане не без труда и с ощутимым для себя уроном (кроме потопления"Худа", на счету артиллеристов "Бисмарка" серьезные повреждения, нанесенныелинкору "Принц Уэльский") сумели одержать верх над одним из двух рейдеровпротивника, а второй упустили. Упустили, не причинив "Принцу Евгению" ни малейшего вреда, и потомпребывали, как говорится, в "душевном трепете" за свои коммуникации вАтлантическом океане до тех пор, пока гитлеровские корабли не покинулиБрест. Именно покинули, а не совершили прорыв. 102 Только так следует расценивать уход "Гнейзенау", "Шарнгорста", "ПринцаЕвгения" и девяти миноносцев из блокированного Бреста через Ла-Манш иДуврский канал мимо английских военно-морских баз и дальнобойных крепостныхорудий. Было бы наивно принимать всерьез, на веру, довольно-такиневразумительные ссылки на упущения службы наблюдения и плохую видимость.Называемый прорывом беспрепятственный уход вражеских кораблей продолжалсядвое суток, с 10 по 12 февраля, однако в течение всего этого времениангличане имели в районе движения фашистской эскадры смехотворные силыпротиводействия -- восемь тихоходных торпедных катеров и шесть устаревшихсамолетов-торпедоносцев типа "суорд-фиш". Между тем сведения о полнойготовности кораблей противника покинуть гавань Бреста, о наиболее вероятноммаршруте и даже число, когда гитлеровцы попытаются уйти, были известныанглийскому военно-морскому и военно-воздушному командованию заранее. Малотого. Противник так тщательно подготовил уход своих кораблей из Бреста, чтоне только обеспечил их охранение дополнительно восемью эсминцами, сверх тоготральщиками, торпедными катерами и авиацией, но даже расставил на виду уангличан шесть своих сторожевиков, как ориентиры в местах наибольшей миннойопасности. И фашисты ушли, безнаказанные и торжествующие. Правда, в направлении,которое больше всего устраивало английское командование: на восток, в своибазы, подальше от жизненных коммуникаций Британской империи. Дальнейшее ихперемещение уже не составляло труда предугадать и предвидеть: этоперемещение намечал переход линкора "Тирпиц", однотипного с "Бисмарком", внорвежские шхеры. Было ясно, что гитлеровцы, потерпев неудачу в рейдерствекрупных кораблей на коммуникациях сперва Южной Атлантики (был потопленлинкор "Адмирал фон Шпее"), затем Центральной Атлантики (был потоплен"Бисмарк"), всячески постараются взять реванш на тех коммуникациях, покоторым идут конвои из США и Англии к нам. Вот почему "Принц Евгений" уже дважды пытался пройти через шхеры насевер Норвегии, и вот почему к весне текущего, 1942 года немецко-фашистскоекомандование сумело сосредоточить в норвежских фьордах 103 значительные военно-морские силы, обеспечив их значительными силамиавиации. В настоящее время гитлеровцы располагают в непосредственнойблизости к нашей операционной зоне линейными кораблями "Тирпиц", "АдмиралШеер", "Лютцов", тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер", легкими крейсерами"Кельн" и "Нюрнберг", флотилией эсминцев и флотилией миноносцев, большимколичеством (около сорока) подводных лодок, а также большим количествомсамолетов-разведчиков и торпедоносцев дальнего действия. Все эти силыпредназначены в первую очередь для угрозы коммуникациям в Северной Атлантикеи для нанесения ударов по конвоям, направляемым в северные порты СоветскогоСоюза. Совершенно бесспорно, что концентрация этих сил возле нашейоперационной зоны была облегчена указанными выше действиями английскогокомандования. О причинах таких действий гадать нечего. Английское командование решилоизбавиться от угрозы своим коммуникациям в Центральной Атлантике ипереключить эту угрозу в места подальше от себя. То, что я уже слышал отсамих англичан в связи с проходом вражеской эскадры через Ла-Манш,подтверждает такие выводы. Известно, что премьер-министр Черчилль, выступаяв парламенте, откровенно заявил, что он с величайшим облегчениемприветствует уход германских кораблей из Бреста. В свете этого трагическая судьба PQ-17--логическое следствиетрадиционной британской политики. И все-таки поведение английскогокомандования в истории с конвоем настолько не укладывается в рамкисоюзнических отношений, что просто диву даешься. Теперь, спустя три недели с лишним, я располагаю пусть не до концаполными данными о семнадцатом конвое (начиная с 4 июля), но позволяющимивидеть картину уже во всей ее неприглядности. Первое сообщение к нам поступило от англичан: о том, что 17-й конвойобнаружен немецкими самолетами. Следующим пришло сообщение, что "Тирпица" и"Хиппера" в Тронхейме нет. Дальше события развивались так. В ночь на 4 июля, около трех часов, конвой был атаковансамолетами-торпедоносцами и потерял свое 104первое судно -- транспорт, поврежденный торпедой противника, нодобитый кораблями эскорта


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: