В журнале «ЭТТ» № 9 за 1980 г. была опубликована электрическая схема электровоза ЧС4Т четвертой серии (заводское обозначение 62Е4). За истекшее время в нашу страну поступили локомотивы пятой ~ десятой серий (62Е5—62Е10). В их электрическую схему завод-изготовитель внес ряд изменений, основные из которых описаны в статье, подготовленной ведущим конструктором Проектно-конструкторского бюро Главного управления локомотивного хозяйства МПС В. В. ИВАНОВЫМ.
Цепи управления выпрямительными мостами (ЦУВ) 2201, 2202, 2204 и 2205 получают питание через автоматический выключатель 407. При наборе первой ступени трансформатора в них подается напряжение для пуска двигателей 239, 240, 244 и 245.
Двигатели вентиляторов охладителей трансформаторного масла 223 и 224 пускаются с помощью контакторов 01527 и 01528, которыми управляют терморегуляторы 01525 и 01526 в зависимости от температуры масла.
С помощью переключателей 414 и 415 возможно управление выпрямителями вручную. Для этого один из них необходимо поставить в положение «Р», При этом контакты 1—2 переключателя замыкаются, и напряжение поступает в цепи управления выпрямителями 2201, 2202, 2204 и 2205 и на катушку промежуточного реле 452.
После возврата переключателя в положение «О» ЦУВ и реле продолжают получать питание по цепи:
контакт 3—4 переключателя 414, контакт реле 452 и контакт переключателя 415. Для выключения двигателей вентиляторов необходимо разорвать цепь самоподпитки реле 452. Это достигается установкой переключателя в положение с самовозвратом.
Схема включения контакторов 01527, 01528 и терморегуляторов 01525 и 01526 обеспечивает несколько режимов работы двигателей вентиляторов охлаждения трансформатора 223 и 224. При температуре масла в баке трансформатора до 40 градусов С они не работают. Если температура станет выше 40 градусов С, то включится контакт терморегулятора 01525, и напряжение поступит на катушки контакторов 015^ и 015зд по цепи: провод 553, контакты ПС 015 (А—В) или переключатель 414, контакт реле 452, переключатель 415, разделительный диод 404 и терморегулятор 01525.
|
При температуре масла в диапазоне 40—60 градусов С и нулевом положении ПС двигатели вентиляторов выключатся переключателем 414 или 415. Когда температура масла превысит 60 градусов С (и нулевом положении ПС), выключить двигатели вентиляторов невозможно, так как напряжение на катушки контакторов 01528 подается от провода 553 через контакт терморегулятора 01526. Через блок-контакты 01527, 01528, ПС 01511 (S—T) напряжение от провода 553 поступает в ЦУВ 2202 и 2205. После охлаждения трансформатора и понижения температуры масла контакторы 01527, 01528 автоматически отключаются, разрывая цепи управления. В этом режиме работают только двигатели вентиляторов 223 и 224.
Двигатели вентиляторов 240 и 245 начнут вращаться после набора третьей позиции ПС. Затем получают питание контакторы 01530 и 01531), которые подсоединяют двигатели вентиляторов 240 и 245 к выпрямительным установкам 2202 и 2205. Чтобы предупредить аварию выпрямителей и тяговых двигателей из-за повреждения вентиляторов, на постоянной стороне выпрямителя вспомогательных машин установлена сигнализация и электрический блок для выключения главного выключателя. Если контроллер находится на нулевой позиции и вентиляторы еще не работают, то реле времени 371, замыкающие контакты которого находятся в цепи удерживающей катушки ГВ, получат питание от провода 552 через размыкающий контакт контактора 037 и контакт ПС 01511(O—P).
|
При наборе позиций ПС, когда включаются вентиляторы выпрямительных установок и тяговых двигателей, питание катушки реле 371 прервется контактом ПС 01511(O—P). Его контакт в цепи главного выключателя не разомкнется, так как оно имеет выдержку времени на отключение 5с. При нормальном запуске вентиляторов в течение 5 с реле получает питание по цепи: провод 552, контакт контактора 037, контакт ПС 01511 (С—D), контакты реле выпрямителей 2201, 2202, 2204, и 2205. Реле выпрямителей управляются датчиками тока и напряжения двигателей вентиляторов.
При аварии двигателей вентиляторов сработает промежуточное реле соответствующего выпрямителя, и оно переключит свои контакты в цепи сигнальных ламп 437, 438 или 439, 440 и реле 371.
Если из-за повреждения вентиляторов отключена одна из групп тяговых двигателей, то контакты переключателя «Х—Т» 0713 (C17—C18) шунтируют соответствующие контакты промежуточных реле выпрямителей 2201, 2202, 2204, 2205. Цепь питания катушки реле 371 восстанавливаются. В режиме «электрический тормоз» катушка реле 371 получает питание по цепи: провод 552, контакт g3— g4 контактора 037, контакты промежуточных реле выпрямителей 220,, 2202, 2204, 220g. Управление выпрямителями 2201, 2202, 2204, 2205 в режиме «электрический тормоз» осуществляется по цепи: провод 552, контакт реле 357, провод 560. Реле 357 включается только в режиме реостатного торможения.
Кроме перечисленных изменений, в схемы внесен ряд более мелких усовершенствований. Так, для сигнализации о вентилировании тяговой выпрямительной установки применена сигнальная лампа 590 (591). Напряжение на нее подается от провода 552 через замыкающий контакт реле 452, провод 556, питающего электромагнитный клапан 453, и размыкающие контакты 354, жалюзи. Сигнальная лампа загорится после срабатывания реле 452 и погаснет после открытия всасывающих жалюзи.
|
Чтобы контролировать ток в цепи отопления поезда, в схему введены трансформатор тока 01532 и амперметры 891 и 893. Защитой цепи питания выпрямительной установки возбуждения 021 является трансформатор тока 100. При достижении величины установки максимального тока сработает реле 148А в шкафу защит 850 и обесточит соответствующую катушку главного выключателя.
Чтобы не допустить повторного включения главного выключателя при срабатывании газового реле 01516, реле давления 01537, контакта сигнализатора 015з8 излома предохранительной мембраны ПС, введен блок 01536. Эти приборы входят в комплект трансформаторного блока. Контакт блока 01536 стоит в цепи реле 375.
На блоке защит 850 установлено блинкерное реле 844, которое получает питание при отключении реле 356 по цепи: провод 822, отключенное реле 356, провод 372, контакт 006 (5—25), провод 640. Вновь введена цепь обогрева радиостанции: провод 213, автоматический выключатель 231 (232), провод 191 (193), нагреватель 263, провод 192, терморегулятор 275, провод 208.
Чтобы достичь надежной работы переключателя трансформатора в любых условиях эксплуатации, введены нагреватели 01512 для обогрева ПС трансформатора И 01561 для обогрева пневматического.двигателя. Они питаются от провода 213 через автоматический выключатель 294, который обеспечивает двухполюсное отключение нагревателей.
После включения выключателей 294 и 01635 напряжение от провода 822 через контакт терморегулятора 015з4 подается на катушку контактора 015зз. Он включается, и напряжение поступает на нагреватели 01512, установленные в баке ПС, и 01561, пневматического двигателя. После достижения температуры уставки терморегулятор выключает контактор 015зз. Следует иметь в виду, что при работающих нагревателях на пульте машиниста горит сигнальная лампа 750 (751).
В схеме электровозов последних выпусков изменена цепь питания катушек линейных контакторов 0282, 0292 и 0302, в цепи питания блока управления введен диод 314 в цепь провода 3-73. В цепь катушки реле 380 введены Диод 372 и конденсаторы 376.
Изменена также цепь управления прожекторами, а в цепи катушки контактора отопления 307 (308) установлен защитный терморегулятор 309 (313). Иначе, чем раньше подключен вентилятор 221 (222), в цепь катушки контактора 229 (230) введены контакты реле давления 212 (208) и 207 (213).