7512. "Из скота же сынов Израилевых не умерло ничего" означает, что ничего от веры не было уничтожено у принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из объяснения, данного выше (п. 7506, 7507).
7513. "Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего" означает, что об этом узнали наваждающие. Это ясно из прообраза Фараона, как тех, которые наваждают (п. 7498). Тот факт, что "Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего" ясно означает, что им было дано узнать, что ничего из добра и истин веры не погибло у тех, которые принадлежали к духовной Церкви.
7514. "Но сердце фараоново ожесточилось" означает упорство (как выше в п. 7272, 7300, 7305).
7515. "И он не отпустил народа" означает, что они не оставили их, а именно, принадлежащих к духовной Церкви, которых они наваждали, см. п. 7474, где встречаются подобные слова.
7516. [Стихи 8-12]
И сказал Сущий Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона [и рабов его]; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Сущий ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Сущий Моисею.
"И сказал Сущий Моисею и Аарону" означает новое наставление; "возьмите по полной горсти" означает силу, данную в такой мере, насколько она может быть принята; "пепла из печи" означает проявление ложностей, происходящих от злых желаний, через их присутствие у тех, которые наваждают; "и пусть бросит его Моисей к небу" означает, что эти ложности должны быть показаны пребывающим на небесах; "в глазах фараона" означает в присутствии; "и поднимется пыль по всей земле Египетской" означает осуждений этих ложностей в природном разуме; "и будет на людях и на скоте" означает происходящее от внутреннего и внешнего зла; "воспаление с нарывами" означает происходящие нечистоты с богохульством; "во всей земле Египетской" означает во всем природном разуме. "Они взяли пепла из печи" означает ложности, происходящие от злых желаний; "и предстали пред лице фараона" означает в присутствии тех, которые наваждают. "Моисей бросил его к небу" означает эти ложности, показанные обитателям небес; "и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте" означает нечистоты с богохульством, происходящие от внутреннего и внешнего зла. "И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления" означает, что не могли присутствовать те, которые злоупотребляли Божественным порядком, производя нечто подобное во внешней форме; "потому что воспаление было на волхвах" означает, что подобные нечистоты исходили от них; "и на всех Египтянах" означает, как проявлялось в тех, которые наваждали. "Но Сущийожесточил сердце фараона" означает, что они были непреклонными; "и он не послушал их" означает, что они не повиновались; "как и говорил СущийМоисею" означает согласно пророчеству.
|
7517. "И сказал СущийМоисею и Аарону" означает новое наставление. Это ясно из значения слов "Сущий сказал", как наставления (п. 7497); это новое наставление, потому что теперь говорится о новом состоянии, прежнее подошло к концу. Наставление, которое исходит от Сущего, дается посредством истины, происходящей от Него. Истина, происходящая от Сущего, представлена Моисеем и Аароном; внутренняя истина – Моисеем, внешняя истина – Аароном (п. 7382).
|
7518. "Возьмите по полной горсти" означает силу, данную в такой мере, насколько она может быть принята. Это ясно из значения "горсти", или ладоней рук, как силы; "горсти" или ладони рук означают силу, потому что "руки" означают силу; "полнота" означает в такой мере, насколько она может быть принята. В отношении значения "горстей", или ладоней рук, нужно знать, что руки в Большом Человеке соответствуют силе; и от этого не только сами руки означают силу, но также и плечи, и кисти рук, даже до пальцев. (Что "руки" означают силу, см. п. 878, 4932, 4934, 4935, 7205; "плечи" см. п. 1085, 4937; и кисти рук п. 878, 3387, 5327, 5328, 5544, 6292, 6947, 7011, 7188, 7189; также "пальцы" п. 7430); об их соответствии в общем см. п. 4931, 4937). Причина, по которой всё, что принадлежит рукам, соответствует силе, состоит в том, что тело через них проявляет свою силу. Из всего этого можно видеть, что означают слова "сидеть по правую руку":
Иисус говорит ему: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную * силы (Мф. 26:64);
Оотныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк. 22:69);
а именно, всемогущество, принадлежащее Господу; поэтому говорится "одесную силы"; как и у Давида:
|
Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! (Пс. 89:13).
Все это показывает, насколько просвещает внутренний смысл, данный в Слове. Ибо, если не знать, что "правой рукой" (десницей) означается сила, то можно понять буквально, что Господь воссядет одесную (по правую руку) Сущего.
7519. "Пепла из печи" означает проявление ложностей, происходящих от злых желаний, через их присутствие у тех, которые наваждают. Это ясно из значения "пепла печи", как ложностей, происходящих от злых желаний. Что они проявляются через присутствие у тех, которые наваждают, ясно из того, что следует в этом стихе, так как сказано, что "Моисей бросил пепел к небу в глазах фараона". "В глазах" означает присутствие, "фараон" означает тех, которые наваждают.
[2] Эти вещи не могут быть известны без откровения, поскольку они таковы, что происходят в другой жизни и не известны в мире. Пока злые или адские духи удалены и отделены от небес, то есть, от добра любви и истины веры, которые там пребывают, они не знают о том, что находятся во зле и в ложностях, поскольку они тогда принимают ложности за истины, а зло за добро; но как только небеса, то есть, некоторое небесное общество, приближается к ним, они замечают ложности и зло; так как истина веры, которая тогда проникает в них, дает возможность распознать ложности; а добро любви, которое проникает в них, дает возможность распознать зло. Чем ближе подходит небо, или чем более прямым становится проникновение его добра любви и истины веры, тем более тяжко злые духи мучаются собственным злом и ложностями, поскольку они не могут выносить это добро и истину.
[3] Из всего этого теперь можно видеть, почему Моисею было сказано взять пепел из печи и бросить его к небу, и сделать это в глазах фараона; а также, почему именно ему, а не Аарону, повелевалось бросить пепел к небу. Ибо пеплом, брошенным к небу, означается наитие с небес; тем, что это сделано в глазах фараона, означается в присутствии тех, которые наваждают; это должен был сделать Моисей, а не Аарон, поскольку это совершалось истиной, происходящей непосредственно от Божественного, среди злых; Моисей прообразовал истину, происходящую непосредственно от Божественного, Аарона – происходящую опосредованно (п. 7010). Из всего этого ясно, что понимается во внутреннем смысле под содержанием этого и следующих стихов, а именно, что должны проявиться нечистоты и мерзости, происходящие от злых желаний, вместе с богохульством, которые означаются "воспалением с нарывами". Они проявляются, когда проникает Божественная истина, и небеса приближаются.
[4] Всякий может видеть, что Сущий никогда не повелел бы Моисею такое – взять пепел из печи и бросить его к небу в глазах фараона – если бы в этом не заключалась небесная тайна. Сущий никогда не повелел бы использовать такие средства для достижения результата, если бы они не содержали нечто небесное, чему эти средства соответствуют. Из этого можно видеть, каким является Слово, что оно наполнено тайнами, но такими, которые не проявляются в буквальном смысле.
[5] "Пепел из печи" означает ложности, происходящие от злых желаний, поскольку пепел образуется от того, что сгорает; а "горение", как и сам "огонь", в Слове в положительном смысле означает добро небесных чувств, а в противоположном смысле зло адских страстей. Что "огонь" имеет такое значение, см. п. 934, 1861, 2446, 4906, 5071, 5215, 6314, 6832, 6834, 6849, 7324; что "горение" означает зло похотей, п. 1297, 5215; отсюда "пепел" означает ложности, поскольку ложности происходят от зла похотей. И поскольку зло похотей означается "огнем", оно также означается "печью", которая является вместилищем, и часто выражает то же самое, что содержит.
[6] Что "печь" имеет такое значение, видно из этих отрывков:
Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей (Мал. 4:1);
где "пылание как печь" означает злые желания; "попалить их" означает возбудить похоти.
[7] В Бытии:
Авраам посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи (Быт. 19:28);
где "дым из печи" означает ложности, происходящие от злых желаний, поскольку "Содом" означает зло похотей, происходящих от любви к себе, и "Гоморра" означает ложь, оттуда происходящую (п. 2220, 2245, 2322). У Иоанна:
И вышел дым из кладязя бездны, как дым из большой печи (Откр. 9:2);
где "дым из печи" также означает ложности, происходящие от злых желаний; "кладезь бездны" означает ад.
[8] У Матфея:
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную (Мф. 13:41, 42);
где "печь огненная" означает злые желания; поскольку огонь злых желаний понимается в Слове под "адским огнем"; кроме того любовь является ничем иным, как огнем жизни, и любовь распространяется на желания.
[9] У Наума:
Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей. Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч (Наум 3:14, 15);
где "пойти в грязь" означает в ложности; "топтать глину" означает зло (п. 6669); "печь для обжигания кирпичей" означает ложности, которые они изобретают, и которые вводятся через зло (п. 1296, 6669, 7113); "огонь" означает желание зла (п. 1861, 2446, 5071, 5215, 6832, 7324); "меч" означает ложь (п. 4499).
[10] У Иеремии:
Возьми в руки свои большие камни и скрой их в глине в печи для обжига кирпичей при входе в дом фараона в Тафнисе, пред глазами Иудеев, и скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатер свой и придет, и поразит землю Египетскую (Иер. 43:9-11);
что означают эти слова, невозможно знать без внутреннего смысла; "большие камни" означают ложности; "печь для обжига кирпичей" означает желание лжи, происходящее от зла; "Навуходоносор, царь Вавилонский" означает опустошителя истины и добра; "его престол и шатер, поставленный на этих камнях" означает, что он сделает, чтобы ложности господствовали; "поразит землю Египетскую", означает природный разум.
7520. "И пусть бросит его Моисей к небу" означает, что эти ложности должны быть показаны пребывающим на небесах. Это ясно из значения "пепла", как ложностей; и из значения слова "бросать к небу," как показывать их пребывающим на небе. Что "бросать" означает показывать, ясно, поскольку через это они проявляются. Под "небом" во внутреннем смысле понимается ангельское небо. Что означают эти слова, ясно из того, что было сказано только что выше (п. 7519), а именно, что через истину от Бога, которую прообразует Моисей, были показаны и проявлены для небес ложности, происходящие от злых желаний тех, которые наваждают; отсюда произошло присутствие неба, и в результате его присутствия у злых проявилось то, что обозначено "воспаление с нарывами". Что "пепел" (favilla) означает ложности, может быть подтверждено из отрывков, где используется другое слово "прах" (cinis), поскольку прах имеет подобное происхождение и, следовательно, подобное значение (Ис. 44:15, 20; 58:5; Иер. 6:26; Иез. 27:30; 28:18; Иона 3:6; Пс. 102:9; Иов 2:8; 30:19).
7521. "В глазах фараона" означает в присутствии. Это ясно без объяснения.
7522. "И поднимется пыль по всей земле Египетской" означает осуждений этих ложностей в природном разуме. Это ясно из значения "пыли", как того, что проклято (п. 7418); из значения "пепла из печи", который произвел пыль, как ложностей, происходящих от злых желаний (п. 7519, 7520); и из значения "земли Египетской", как природного разума (п. 5276, 5278, 5280, 5288, 5301). Что "пыль" означает проклятое, ясно не только из мест в Слове, приведенных в п. 7418, но также из этого отрывка у Моисея:
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен (Втор. 28:15, 16, 24).
7523. "И будет на людях и на скоте" означает происходящее от внутреннего и внешнего зла. Это ясно из значения "человека", как расположения к добру, а в противоположном смысле желания зла; а также "скота", который имеет подобное значение; но когда "люди и скот" упоминаются вместе, тогда "людьми" означается внутреннее расположение или желание, а "скотом" внешнее (п. 7424). Внутренним добром или внутренним злом, которые означаются "человеком", является то, что исходит от намерения или цели, поскольку намерение, или цель, является самым внутренним человека; тогда как внешним добром или внешним злом, которое означается "скотом", является то, что исходит от мышления и следовательно от действия, когда ничего не мешает. Внешнее добро означается "скотом", потому что в отношении своего внешнего или природного [уровня] человек не отличается от животного, так как находит удовольствие в подобных желаниях и склонностях, как и в подобных потребностях и чувствах. Внутреннее добро означается "человеком", потому что человек является человеком в отношении внутреннего или духовного человека, находя удовольствие там в расположении к добру и к истине, которое существует у ангелов на небесах, а также потому что через это он управляет своим природным или чувственным человеком, который является скотом. (Что "скот" означает расположение к добру, а в противоположном смысле желание зла, см. п. 45, 46, 142, 143, 246, 714, 715, 719, 776, 2179, 2180, 3218, 3519, 5198).
[2] Таково значение "человека и скота" также в следующих отрывках:
Изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот (Иер. 7:20).
Поражу живущих в сем городе - и людей и скот; от великой язвы умрут они (Иер. 21:6).
Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинутся и уйдут (Иер. 50:3).
Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, чтобы истребить в нем людей и скот (Иез. 14:13, 19, 21).
Простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею (Иез. 25:13).
Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли (Соф. 1:3).
[3] "Человек и животное" означают внутреннее и внешнее добро в следующих отрывках:
Я сотворил землю, человека и животных, великим могуществом Моим (Иер. 27:5).
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота (Иер. 31:27).
Ето пустыня, без людей и без скота (Иер. 32:43).
В городах Иудейских и на улицах Иерусалима, которые пусты, без людей, без жителей, без скота (Иер. 33:10; 51:62).
Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! (Пс. 36:6).
Поскольку такие вещи означались "человеком и скотом", поэтому умерли первенцы египетские, не только человека и скота (Исх. 12:29); и поэтому первенец посвящался [Сущему], не только от человека, но и от скота (Чис. 18:15); и поэтому также царь Ниневии, следуя святому обряду, повелел, чтобы и люди и скот постились, а также были покрыты вретищем (Иона 3:7, 8).
7524. "Воспаление с нарывами" означает происходящие нечистоты с богохульством. Это ясно из значения "воспаления", как нечистот, происходящих от зла; и из значения "нарывов", как богохульства, оттуда происходящего. Воспаления на теле человека соответствуют нечистотам, происходящим от зла, а нарывы соответствуют богохульству. Более того, они также должны быть на всяком злом человеке в том случае, если он, находясь в мире, не пребывал в состоянии, способном принимать добро и истины веры. Ибо ради этого состояния, Господь препятствует таким вещам проявляться от зла.
[2] Что "воспаления" означают нечистоты вместе с богохульствами, ясно также в этих отрывках:
Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр. 16:2, 10, 11).
Поразит тебя Сущий проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои. Поразит тебя Сущий злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей. Отведет Сущий тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои (Втор. 28:27, 34-36);
"проказа Египетская" означает нечистоты с богохульством; и поскольку также означается богохульство, то говорится "сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои", поскольку тот, кто хулит Бога, безумен.
[3] Разные виды воспалений, которые здесь называются, "почечуй, короста и чесотка", означают разные виды ложностей, происходящих от зла; "злая проказа на коленях и голенях" означает подобное. И поскольку они означают ложности, то сразу следует, что "царь, которого они поставят над собой, будет уведен"; так как "царем" означается истина, а в противоположном смысле ложь (п. 1672, 2015, 2069, 3009, 4581, 4966, 5044, 6148). Язвы проказы, такие как "опухоль", "нарывы", "прыщи", "воспаления", "лишаи", "пятна", которые упоминаются в Левите, гл. 13, также означают подобные вещи; поскольку "проказа" в духовном смысле означает профанацию истины (п. 6963).
[4] Что "раны" также означают подобные вещи, ясно из следующих мест:
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1:6).
Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 38:4, 5).
7525. "Во всей земле Египетской" означает во всем природном разуме. (п. 7522).
7526. "Они взяли пепла из печи" означает ложности, происходящие от злых желаний. Это ясно из значения "пепла из печи", как ложностей, происходящих от злых желаний (о чем говорилось выше, в п. 7519).
7527. "И предстали пред лице фараона" означает в присутствии тех, которые наваждают. Это ясно из значения "представания перед" кем-либо, как нахождения в присутствии; и из прообраза Фараона, как тех, которые наваждают (п. 7107, 7110, 7126, 7142, 7220, 7228).
7528. "Моисей бросил его к небу" означает эти ложности, показанные обитателям небес. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7520), где встречаются подобные слова.
7529. "И сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте" означает нечистоты с богохульством, происходящие от внутреннего и внешнего зла. Это ясно из значения "воспалений с нарывами", как нечистот с богохульством (п. 7524); и из значения "людей и скота", как внутреннего и внешнего зла (п. 7523).
7530. "И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления" означает, что не могли присутствовать те, которые злоупотребляли Божественным порядком, производя нечто подобное во внешней форме. Это ясно из значения "невозможности устоять перед" кем-либо, как не способности присутствовать; из значения "волхвов," как тех, которые злоупотребляют Божественным порядком, производя нечто подобное во внешней форме (п. 7296, 7337); и из значения "воспалений", как нечистот с богохульством (п. 7524).
7531. "Потому что воспаление было на волхвах" означает, что подобные нечистоты исходили от них. Это ясно из того, что было сказано только что выше (п. 7530).
7532. "И на всех Египтянах" означает, как проявлялось в тех, которые наваждали. Это ясно из значения "Египтян," как тех, которые наваждают (п. 7097, 7317).
7533. "Но Сущийожесточил сердце фараона" означает, что они упорствовали. Это ясно из значения "ожесточения сердца", "черствости" и "непреклонности", как упорства (п. 7272, 7300, 7305). Когда говорится, что "Сущий ожесточил сердце фараона", во внутреннем смысле понимается, что они сами, а не Сущий, ожесточили свое сердце, то есть, что они упорствовали; поскольку зло, находящееся в человеке, делает его непреклонным или упорствующим против Божественного. Такое зло исходит от самого человека, и проникает в него из ада, но не с небес. Только добро проникает через небеса от Господа; зло не может происходит от добра, еще меньше от истинного Добра; зло происходит от своего собственного источника, то есть, от вещей, противоположных любви к Богу и любви к ближнему; таков его корень в человеке, и совершенно не в Боге. Из этого ясно, что когда в Слове говорится, что "Бог вводит в искушение", это говорится по казательности (п. 2447, 6991, 6997).
7534. "И он не послушал их" означает, что они не повиновались. Это ясно из значения "не слушания" кого-либо, как не повиновения (п. 7224, 7275, 7301, 7339, 7413).
7535. "Как и говорил СущийМоисею" означает согласно пророчеству (п. 7302, 7340, 7414, 7432).
7536. [Стихи 13-18]
И сказал Сущий Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Сущий, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на слуг твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, - вот, Я пошлю завтра, в это самое время, дождь с градом весьма сильным, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне.
"И сказал Сущий Моисею" означает дальнейшее наставление о том, что должно быть сделано; "завтра встань рано и явись пред лице фараона" означает подъем тех, которые наваждают, на более высокий уровень сознания; "и скажи ему: так говорит Сущий, Бог Евреев" означает повеление от Господа, который является Богом Церкви; "отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение" означает, что они должны оставить принадлежащих к духовной Церкви, чтобы те могли поклоняться Господу, Богу своему; "ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои" означает, что может случиться, что всё зло обрушится на них; "в сердце твое" означает в самое внутреннее; "и на слуг твоих, и на народ твой" означает во всё в общем и в частности; "дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле" означает, чтобы из этого они могли знать, что Господь – единый Бог; "так как Я простер руку Мою" означает, что всякое сообщение может быть отнято; "то поразил бы тебя и народ твой язвою" означает таким образом будет произведено полное опустошение; "и ты истреблен был бы с земли" означает, что таким образом больше не будет никакого сообщения через предметы, принадлежащие Церкви; "но для того Я сохранил тебя" означает, что сообщение все же будет продолжаться, и они будут проходить через состояния в надлежащем порядке; "чтобы показать на тебе силу Мою" означает, чтобы они могли удостовериться, насколько велика Божественная сила; "и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле" означает, чтобы таким образом, где существует Церковь, Господь мог быть признан единым Богом; "ты еще противостоишь народу Моему" означает, поскольку он еще не прекратил наваждать тех, которые пребывают в истине и в добре; "чтобы не отпускать его" означает, что еще не оставляет их; "вот, Я пошлю завтра, в это самое время, дождь с градом весьма сильным" означает ложности, разрушающие у них всё, принадлежащее Церкви; "которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне" означает, что ни у кого другого не происходит такое разрушение в природном разуме.
7537. "И сказал Сущий Моисею" означает дальнейшее наставление о том, что должно быть сделано (см. п. 7517).
7538. "Завтра встань рано и явись пред лице фараона" означает подъем тех, которые наваждают, на более высокий уровень сознания. Это ясно из значения "вставания рано" (п. 7435); из значения "явления перед" кем-либо, как присутствия (п. 7527); и из прообраза Фараона, как тех, которые наваждают (п. 7107, 7110, 7126, 7142, 7220, 7228).
7539. "И скажи ему: так говорит Сущий, Бог Евреев" означает повеление от Господа, который является Богом Церкви. Это ясно из значения "говорения", как повеления, когда это совершается Сущим или Господом для тех, которые пребывают во зле и наваждают (п. 7036, 7310); и из значения "Евреев," как принадлежащих к Церкви, таким образом Церкви (п. 6675, 6684, 6738). Везде в Слове, где называется "Сущий", понимается Господь, см. п. 1343, 1736, 2921, 3023, 3035, 5041, 5663, 6280, 6281, 6303, 6905, 6945, 6956. Таким образом "Сущий, Бог Евреев" означает Господа, который является Богом Церкви.
7540. "Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение" означает, что они должны оставить принадлежащих к духовной Церкви, чтобы те могли поклоняться Господу, Богу своему, см. выше (п. 7500), где встречаются подобные слова.
7541. "Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои" означает, что может случиться, что на них обрушится всё зло. Это ясно из значения "язв", как зол, в этом случае зол, которые должны произойти, пока они не будут полностью ввергнуты в ад, вот почему говорится "все язвы"; и из значения "посылания", как проявления, ибо язвы или виды зла не посылаются Сущим или Господом, но вырываются из самого зла; поскольку в другой жизни зло влечет за собой наказание и содержит его как бы внутри себя (п. 696, 697, 1857, 6559). Вот почему слова "Я пошлю все язвы Мои" означают, что на них обрушится всё зло.
[2] Согласно порядку, язвы должны следовать одна за другой, таким образом злые должны постепенно ввергаться в ад, поэтому здесь говорится, что может случиться, что все они обрушатся вместе. Поскольку человек Церкви не имеет никакого познания о состоянии жизни после смерти, то он полагает, что после жизни в теле человек либо сразу возносится на небо, либо вверается в ад; но в действительности это происходит постепенно, хотя с большим различием в отношении времен и состояний. У добрых, которые должны быть вознесены на небо, зло постепенно отделяется, и они исполняются добром в соответствии с их способностью его принимать, приобретенной в мире. Тогда как у злых, которые должны быть ввергнуты в ад, постепенно отделяется добро, и они исполняются злом, в соответствии со способностью его принимать, приобретенной в мире.
[3] Кроме того, человек в другой жизни входит в новое состояние и подвергается изменениям. Те, которые возносятся на небеса, постоянно совершенствуются в вечности; но те, которые ввергаются в ад, постоянно подвергаются злу более тяжкому, пока они не перестанут причинять вред другим. После этого они ввергаются в ад и остаются там навечно; они не могут выйти оттуда, поскольку их невозможно наделить желанием добра кому-либо, они могут только отказаться от совершения зла из страха наказания, так как желание это делать всегда остается.