Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу (Пс. 104:14);
здесь также "трава" означает произведение полей, а во внутреннем смысле означает истину.
[2] У того же автора:
Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего (Пс. 23:2, 3);
"злачные пажити" означают духовную пищу, пищу для души, поэтому говорится "Он подкрепляет душу мою". У Исаии:
Воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени (Ис. 15:6).
Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера и поведу слепых дорогою, которой они не знают (Ис. 42:15).
Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее (Иер. 12:4).
Даже и лань рождает на поле и оставляет [детей], потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы (Иер. 14:5, 6).
Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу (Иоиль 2:22).
И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал (Ам. 7:2).
Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле (Зах. 10:1).
Пятый Ангел вострубил, и сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву (Откр. 9:1, 4).
[3] Всякий может видеть, что в этих отрывках понимается не трава и растения, но вместо них предметы, принадлежащие Церкви; ясно, что под "травой земной" и "травой полевой" понимается истина веры. Без такого духовного смысла никто не знал бы, что понимается у Иоанна под словами о том, что когда пятый ангел вострубил, сказано было, чтобы "не делали вреда траве земной и никакой зелени"; никто не знал бы, что понимается у Иеремии, когда говорится "лань рождает на поле и оставляет [детей], потому что нет травы, и дикие ослы глотают, подобно шакалам, воздух, потому что нет травы"; ни что понимается во многих других отрывках. Из этого ясно, как мало понимается Слово, и насколько земным было бы понимание очень многих вещей, содержащихся в нем, если бы не было известно, что они означают в духовном смысле; или, по крайней мере, что Слово свято в каждой детали.
|
7572. "И простер Моисей жезл свой к небу" означает сообщение с небесами. Это ясно из значения "простирания жезла", как направления внимания, таким образом сообщения, в соответствии с объяснением, данным выше (п. 7568). "Небом" означаются ангельские небеса.
7573. "И Сущий произвел голоса грома" означает удаление и отделение сообщения с пребывающими в добре и истине. Это ясно из значения "голосов", являющихся раскатами грома, как Божественных истин, которые просвещают и совершенствуют пребывающих на небесах, и которые ужасают и опустошают пребывающих в аду; и поскольку они опустошают последних, они означают удаление и отделение сообщения с пребывающими в добре и истине, ибо таким образом они опустошаются. Как это происходит, видно из того, что было сказано прежде (п. 7502, 7541, 7542, 7545, 7554), а именно, что те, которые принадлежали к Церкви и оттуда приобрели познания истины и добра из Слова, но вели злую жизнь, имеют сообщение с небом через истины и добро, которое они принесли с собой из мира, где они принадлежали к Церкви (что человек приносит с собой в другую жизнь все, что знал в мире, что он видел, слышал, думал, говорил, желал и делал, см. п. 2474, 2475, 2481-2486, 7398). Такое сообщение удаляется, когда они опустошаются; и когда это сообщение удаляется, тогда также удаляются истины и добро, и познания о них. Ибо все, что известно духами, и конечно ангелам, проникает через небо от Господа, таким образом через сообщение (п. 6053-6058, 6189-6215, 6307-6327, 6466-6495, 6613-6626). Из всего этого ясно, что понимается под удалением и отделением сообщения с пребывающими в добре и истине. В отношении Божественной истины на небе и в аду, которая означается "голосами", ситуация такая же, как и с громами на земле. На высоких горах раскаты грома слышатся как умеренный и приглушенный звук, тогда как внизу на земле они слышатся как страшный грохот; таким же образом Божественная истина на небесах умеренная и спокойная, но в аду страшная.
|
[2] Что "голоса", являющиеся раскатами грома, означают Божественные истины, которые просвещают и совершенствуют пребывающих на небесах, и которые ужасают и опустошают пребывающих в аду, видно из следующих отрывков:
А у вас будут песни, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Сущего, к твердыне Израилевой. И возгремит Сущий величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде. Ибо от гласа Сущего содрогнется Ассур, жезлом поражаемый (Ис. 30:29-31);
|
здесь "глас Сущего" означает Божественную истину, которая просвещает и совершенствует пребывающих в добре, и ужасает и опустошает пребывающих во зле. У Иоиля:
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Сущий даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Сущего и весьма страшен (Иоиль 2:10, 11).
Здесь подобное значение.
[3] У того же пророка:
И возгремит Сущий с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Сущий будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых (Иоиль 3:16).
Здесь также "глас Сущего" означает Божественную истину; он исходит "из Иерусалима", поскольку этот город означает духовное царство Господа, в котором обитают пребывающие в добре от истины, и в истине от добра.
[4] У Давида:
Возгремел на небесах Сущий, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их (Пс. 18:13, 14);
"дать глас Свой, град и угли огненные", означает опустошение истины и добра посредством ложностей и злых желаний. У того же автора:
Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную (Пс. 77:17, 18);
"глас" означает Божественную истину, которая просвещает принадлежащих к Церкви.
[5] У того же автора:
Глас Сущего над водами; Бог славы возгремел, Сущий над водами многими. Глас Сущего силен, глас Господа величествен. Глас Сущего сокрушает кедры; Сущий сокрушает кедры Ливанские. Глас Сущего высекает пламень огня. Глас Сущего потрясает пустыню; потрясает Сущий пустыню Кадес. Глас Сущего разрешает от бремени ланей и обнажает леса (Пс. 29:3-9);
здесь "глас Сущего" означает Божественную истину и силу, которой она обладает; таким образом также означает Слово, поскольку это есть Божественная истина.
[6] У Иоанна:
И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, и воскликнул громким голосом; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего (Откр. 10:1, 3, 4);
"голоса" означают Божественную истину; "громы" означают тех, которые её передают и доносят её с неба на землю. Всякий может видеть, что "громами" и "голосами" означаются Божественные предметы, а не громы и голоса; и поскольку они означают Божественные предметы и называются "голосами Сущего", то ясно, что они означают Божественную истину. По этой же причине, когда Сущий сходил на Гору Синай и провозглашал Божественную истину, там были голоса, молнии и громы (Исх. 19:16; 20:18); и Он говорил из среды огня (Втор. 4:11, 12; 5:22-25).
7574. "И град" означает ложности, уничтожающие добро и истины. Это ясно из значения "града", как ложностей, происходящих от зла и разрушающих добро и истины Церкви (п. 7553). "Градом" означаются такие ложности, которые уничтожают истины и добро Церкви, как и "мором", описанным выше в этой главе; поскольку существует множество родов и видов ложностей, как и видов зла, от которых они происходят. Ложности, означаемые "градом", относятся к такому роду, который уничтожает предметы Церкви, и который существует только у тех, кто родился в Церкви, однако вел жизнь, противоположную истинам и добру веры. Существование огромного множества родов и видов ложностей, как и зол, доказывает тот факт, что ады различаются в соответствии с родами и видами зол и происходящих от них ложностей, и что ады неисчислимы. Из всего этого можно видеть, что чудеса или язвы в Египте означают ложности и виды зла; то есть, что каждая язва – кровь, жабы, вши, песьи мухи, мор, воспаление с нарывами, град и саранча – означает определенного рода ложь и зло.
7575. "И огонь разливался по земле" означает зло похотей. Это ясно из значения "огня", как зло похотей (п. 1297, 1861, 2446, 5071, 5215, 6314, 6832, 7324); и из значения "разливания по земле", как овладевания природным разумом даже до его самых низких уровней. "Земля Египетская" означает природный разум (п. 5276, 5278, 5280, 5288, 5301). Поскольку "градом" означаются ложности, а "огнем" зло, от которого они происходят, поэтому там, где упоминается "град", также называется и "огонь", как у Ис. 30:30, 31; Пс. 18:12-15; 78:47-49; Откр. 8:7; а также в стихе, следующем далее "и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный".
7576. "И послал Сущий дождь с градом на [всю] землю Египетскую" означает природный разум, которым овладели ложности, происходящие от зла. Это ясно из значения "посылания дождя", как проливания, здесь овладения. "Проливание дождя" относится к истине и добру, а в противоположном смысле ко лжи и злу, ибо "дождь" означает благословение, или проклятие (п. 2445); из значения "града", как лжи, происходящей от зла (п. 7553, 7574); и из значения "земли Египетской", как природного разума (п. 7575).
7577. "И был град и огонь посреди града, [град] весьма сильный" означает ложные убеждения вместе со злыми похотями. Это ясно из значения "града", как лжи, происходящей от зла (п. 7574), здесь ложного убеждения, поскольку говорится "град весьма сильный"; из значения "огня", как желания зла (п. 7575); из значения "нахождения посреди", как пребывания вместе; в действительности желание зла находится в самой глубине, поскольку оно является источником лжи.
[2] Здесь описано состояние принадлежащих к Церкви, которые наваждают праведных в другой жизни, когда они опустошены в отношении предметов Церкви, то есть, в отношении добра и истин, которые они признавали; а именно, тогда в них господствуют ложные убеждения и злые желания; ибо таким является их внутреннее состояние. Ложные убеждения и злые желания неотделимы, поскольку тот, кто пребывает во зле относительно жизни, находится во лжи относительно учения. Для пребывающих во зле жизни ситуация может казаться другой, ибо, когда они заявляют устами истины из Слова или из учения их Церкви, они считают, что верят в эти истины. Им даже кажется, что так и есть, однако в действительности они не имеют веры, если их жизнь зла; поскольку они или выражают устами то, что не согласуется с их мыслями, или думают, что это истина, потому что им так сказали и убедили в этом, и они в это верят ради выгоды и уважения. Поэтому, когда они больше не стремятся к высокому положению или не гонятся за прибылью, такая вера исчезает, и тогда они с готовностью остаются в ложностях, которые согласуются с их злыми желаниями. Такие ложности существуют в тех, кто ведет злую жизнь, независимо от того насколько они верят, что они не существуют.
[3] Что это так, ясно видно в другой жизни, когда внешнее удаляется, и такие люди предоставляются своим внутренним началам. Тогда ложности прорываются, как те, которые они мыслили в мире, так и те, которые они явно не мыслили; поскольку они проявляются от зла, принадлежащего их жизни, ибо ложности являются ничем иным, как злыми рассуждениями, защищающими и оправдывающими себя. Из всего этого можно видеть, каково состояние таких людей в другой жизни, а именно, что ими управляют ложные убеждения вместе со злыми похотями.
7578. "Какого не было во всей земле Египетской" означает, что ни у кого другого не было такого состояния природного разума. Это ясно из того, что было объяснено выше (п. 7554), где встречаются подобные слова.
7579. "Со времени населения ее" означает со дня, в который стало возможным принятие добра и происходящей от него истины. Это ясно из значения "населения", как добра (п. 1159, 1259, 1260, 1416, 1849, 4574, 6005), и поскольку говорится о земле Египетской, которой означаются истинные познания, принадлежащие природному разуму, поэтому "население" означает истину, происходящую от добра; и из значения, "со времени", как со дня, в который это произошло.
7580. "И побил град по всей земле Египетской" означает, что эта ложь уничтожила предметы, находившиеся в природном разуме. Это ясно из значения "поражения", как уничтожения; из значения "града", как лжи, происходящей от зла (п. 7553); и из значения "земли Египетской", как природного разума (п. 7569).
7581. "Все, что было в поле" означает все, принадлежащее Церкви. Это ясно из значения "поля", как Церкви (п. 7557).
7582. "От человека до скота" означает её внутреннее и внешнее добро. Это ясно из значения "человека и скота", как внутреннего и внешнего добра (п. 7424, 7523).
7583. "И всю траву полевую побил град" означает, что эти ложности уничтожили всякую истину Церкви. Это ясно из значения "травы из значения "града", как лжи (п. 7553).
7584. "И все деревья в поле поломал [град]" означает, что они также уничтожили все познания истины и добра Церкви. Это ясно из значения "дерева", как восприятия добра и истины (п. 103, 2163, 2682); а также познаний добра и истины (п. 2722, 2972).
7585. "Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града" означает, что иначе было там, где находились принадлежащие к духовной Церкви. Это ясно из значения "земли Гесем", как самой внутренней части природного разума (п. 5910, 6028, 6031, 6068), и как Церкви (п. 6649); и из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223).
7586. [Стихи 27-30]
И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Сущий праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь [обо мне] Сущему: пусть перестанут голоса громов Божих и град [и огонь на земле], и отпущу вас и не буду более удерживать. Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Сущему [на небо], громы перестанут, и града [и дождя] более не будет, дабы ты узнал, что земля Сущего; но я знаю, что ты и слуги твои еще не убоитесь лица Сущего Бога.
"И послал Фараон, и призвал Моисея и Аарона" означает присутствие Божественного закона; "и сказал им" означает смирение; "на этот раз я согрешил" означает отделение от истины и добра; "Сущий праведен, а я и народ мой виновны" означает, что Божественное Благо не могло выносить злобы наваждающих, и это является следствием; "помолитесь [обо мне] Сущему" означает, чтобы они заступились; "пусть перестанут голоса громов Божих и град [и огонь на земле]" означает, чтобы эти ложности прекратились; "и отпущу вас и не буду более удерживать" означает, что они бы оставили их и больше не удерживали; "Моисей сказал ему" означает ответ; "как скоро я выйду из города" означает отделение; "простру руки мои к Сущему" означает заступничество; "голоса громов перестанут, и града [и дождя] более не будет" означает окончание этого состояния; "дабы ты узнал, что земля Сущего" означает, что из этого можно знать, что Господь является единственным Богом Церкви; "но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь лица Сущего Бога" означает, что наваждающие еще не пребывают в страхе Господнем.
7587. "И послал Фараон, и призвал Моисея и Аарона" означает присутствие Божественного закона, как в п. 7390, 7451, где встречаются подобные слова.
7588. "И сказал им" означает смирение. Это ясно из слов, которые следуют далее, а именно, "на этот раз я согрешил; Сущий праведен, а я и народ мой виновны", которые выражают смирение и заключаются в слове "сказал".
7589. "На этот раз я согрешил" означает отделение от истины и добра. Это ясно из значения "согрешения", как отклонения и отвращения от Божественного, таким образом от истины и добра (п. 5229, 5474, 5841); следовательно также отделения, поскольку тот, кто отклоняется от истины и добра, отделяет себя от них.
7590. "Сущий праведен, а я и народ мой виновны" означает, что Божественное Благо не могло выносить злобу наваждающих, и это является следствием. Это ясно из того факта, что "Сущий" означает Божественное Благо; поскольку под "Сущим" понимается Божественное Бытие, которое является Божественным Благом, а под "Богом" понимается Божественное Существование (Проявление), которое является Божественной Истиной (п. 6905). Сущий называется "праведным", потому что Он не может выносить злобу наваждающих; поскольку "Фараоном и его народом" означаются те, которые наваждают; а их "виной" означается злоба.
7591. "Помолитесь [обо мне] Сущему" означает, чтобы они заступились. Это ясно из значения "молитвы", когда она совершается ради другого, как заступничества (п. 7396, 7462).
7592. "Пусть перестанут голоса громов Божих и град [и огонь на земле]" означает, чтобы эти ложности прекратились. Это ясно из значения "переставания", как прекращения; из значения "голосов", которые являются громами, как Божественных истин, которые ужасают и опустошают злых, и которые своим наитием и присутствием активизируют ложности, происходящие от зла, которые понимаются под "градом" (п. 7573). "Град" означает ложности, уничтожающие истины (п. 7553, 7574).
7593. "И отпущу вас и не буду более удерживать" означает, что они бы оставили их и больше не удерживали. Это ясно из прообраза Фараона, который говорит это о себе, как тех, которые наваждают, из значения "отпускания", как оставления; и из значения слов "более не удерживать", как не медлить с оставлением.
7594. "Моисей сказал ему" означает ответ. Это ясно без объяснения.
7595. "Как скоро я выйду из города" означает отделение. Это ясно из значения "выхода", как отделения (п. 6100, 7404, 7463); и из значения "города", где жил фараон, как лжи, в которой пребывают наваждающие; поскольку под "городом" понимается все, относящееся к учению, и поэтому также понимается истина, а в противоположном смысле ложь (п. 402, 2268, 2451, 2712, 2943, 3216, 4492, 4493).
7596. "Простру руки мои к Сущему" означает заступничество. Это ясно из значения "простирания рук к Сущему", то есть, мольбы, как заступничества. О молитве см. п. 7396, 7462, 7591, поскольку мольба выражается устами или речью, "простирание рук" является жестом или действием, соответствующим молитве сердца. Существуют жесты или телодвижения, соответствующие всякому расположению души, как падание на колени соответствует умалению, распростертое положение на земле еще большему уничижению; тогда как простирание рук к небу соответствует мольбе, и так далее. Эти жесты или движения в Слове означают сами чувства, которым они соответствуют, поскольку они их прообразуют. Из этого можно видеть, каковы прообразы.
7597. "Голоса громов перестанут, и града [и дождя] более не будет" означает окончание этого состояния. Это ясно из значения "голосов", которыми являются раскаты грома, как Божественных истин, опустошающих злых (п. 7573); из значения "града", как ложностей, уничтожающих истины (п. 7553, 7574); и из значения "прекращения", как окончания этого, таким образом окончания этого состояния. Поскольку каждая язва означает определенное состояние опустошения тех, которые наваждают праведных в другой жизни.
7598. "Дабы ты узнал, что земля Сущего" означает, что из этого можно знать, что Господь является единственным Богом Церкви. Это ясно из значения "узнавания", как познания; из значения "земли", как Церкви (п. 662, 1066, 1067, 1262, 1413, 1607, 1733, 1850, 2117, 2118, 2928, 3355, 4447, 4535, 5577); и "Сущего", как Господа (п. 1343, 1736, 2921, 3023, 3035, 5663, 6303, 6905, 6945, 6956). Из этого видно, что "земля Сущего" означает, что Церковь является Господней, таким образом, что Господь является единственным Богом Церкви (п. 7401, 7444, 7544).
7599. "Но я знаю, что ты и слуги твои еще не убоитесь лица Сущего Бога" означает, что наваждающие еще не пребывают в страхе Господнем. Это ясно из прообраза Фараона и его слуг, как тех, которые наваждают; и из значения отсутствия "боязни лица Сущего", как отсутствия Господнего страха. Что Господь является "Сущим" в Слове, может быть видно из отрывков, приведенных выше (п. 7598). Говорится "лица Сущего", поскольку "лицом Сущего" означается милосердие, и от этого мир и всякое добро (п. 222, 223, 5585), а в противоположном смысле отсутствие милосердия, мира и добра (п. 5585, 5592, 5816, 5823). Причина, по которой отсутствие милосердия, мира и добра означается "лицом Сущего", заключается в том, что злые отвращаются от Сущего, или Господа, поскольку они отвращаются от добра милосердия и от истины веры, в которых пребывает Господь; и тогда принадлежащее Господу остается позади них, а принадлежащее им самим находится перед ними; то, что находится позади, они не могут ни видеть, ни заботиться об этом. От этого происходит всякое зло для человека, следовательно несчастье и ад.
7600. [Стихи 31-35]
Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что они были укрыты. И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Сущему, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю. И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и слуги его. И ожесточилось сердце фараона [и слуг его], и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Сущий рукой Моисея.
"Лен" означает истину внешнего природного [уровня]; "ячмень" означает его добро; "были побиты" означает, что они были уничтожены; "потому что ячмень выколосился, а лен осеменился" означает, что это добро и истина проявились и взирали вниз; "а пшеница и полба" означают добро внутреннего природного [уровня] и его истины; "не побиты" означает, что они были не уничтожены; "потому что они были сокрыты" означает, поскольку они не проявились и были обращены внутрь. "И вышел Моисей от фараона из города" означает отделение от них; "и простер руки свои к Сущему" означает заступничество; "и прекратились гром и град" означает окончание этого состояния; "и дождь перестал литься на землю" означает, что эти ложности больше не проявлялись; "и увидел Фараон" означает наблюдение; "что перестал дождь и град и гром" означает окончание этого состояния; "и продолжал грешить" означает дальнейшее отступление; "и отягчил сердце свое сам и слуги его" означает упорство. "И ожесточилось сердце фараона [и слуг его]" означает, что зло было причиной их упорства; "и он не отпустил сынов Израилевых" означает, что они не оставили их; "как и говорил Сущий" означает согласно пророчеству; "рукой Моисея" означает через закон от Бога.
7601. "Лен" означает истину внешнего природного [уровня]. Это ясно из значения "льна", как истины, но истины внешнего природного [уровня]. Что природный [уровень] бывает внешним и внутренним, см. п. 4570, 5118, 5497, 5649; следовательно истина и добро там является внутренним и внешним (п. 3293, 3294). Истина и добро внешнего природного уровня означается "льном и ячменем", а добро и истина внутреннего природного уровня "пшеницей и полбой".
[2] В этом и в следующем стихе говорится об истинах и о добре, которые были разрушены и опустошены, и о добре и истинах, которые не были разрушены и опустошены; таким образом об истинах и добре, которые были сокрыты и сохранены для дальнейшего использования, и о тех, которые не были сокрыты и сохранены. Поскольку, когда пребывающие во зле подвергаются опустошению, то есть, когда они отделяются от истин и добра, и оставляются со своим злом и ложностями, тогда они опустошаются относительно тех истин и добра, которые находятся во внешнем природном уровне, и которые соединяются там с ложностями и злом. Что эти истины и добро взирают вниз, и поэтому не могут быть сохранены, может быть видно ниже (п. 7604, 7607); но истины и добро внутреннего природного уровня не опустошаются, но вводятся далее внутрь и там сохраняются для использования; тогда сообщение между внутренним и внешним природным закрывается до такой степени, что ничего от добра и истины не может проникнуть из внутреннего природного во внешнее природное, кроме только общего рода сообщения, позволяющего таким людям рассуждать и связывать аргументы для подтверждения ложностей и зла. Добро и истины, которые сохраняются, означаются в Слове "остатком" (п. 468, 530, 560, 561, 576, 661, 798, 1738, 1906, 2284, 5135, 5342, 5344, 5897-5899, 6156, 7556). В этих двух стихах речь идет об этих предметах, и они означаются "льном и ячменем, которые были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился" и "пшеницей и полбой, которые не были побиты, потому что были укрыты". Что "лен" означает истину, происходит от небесных прообразов. На небесах пребывающие в истине природного уровня кажутся одетыми в белое, подобное белизне льняного полотна.
[3] Сама истина природного уровня также представляется там как бы сотканной из более тонких льняных нитей. Эти нити кажутся подобными шелковым нитям – сверкающим, удивительно прозрачным и мягким, и одежда, сделанная из них, выглядит так же, если истина, представленная таким образом, происходит от добра. С другой стороны нити, подобные льняным, не кажутся прозрачными, сверкающим, или мягкими, но выглядят жесткими и ломкими, хотя и белыми, если истина, представленная таким образом, не происходит от добра.
[4] Из всего этого теперь можно видеть, что означается ангелами, которых люди видели одетыми в льняные одежды; как те, о которых говорится у Иоанна:
И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами (Откр. 15:6).
У Даниила:
И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза (Дан. 10:5).
У Иезекииля:
И вот, шесть человек идут от верхних ворот, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца (Иез. 9:2);
Более об этом ангеле говорится в стихах 3-4 той же главы, а также в главе 10, стихи 2-7. У того же пророка говорится об ангеле, который измерил новый храм, что он имел в своей руке льняную вервь и трость для измерения (Иез. 40:3). Также ангелы, которых видели у гроба Господа, казались подобными молнии и были одеты в белое (Мф. 28:3; Мк. 16:5; Лк. 24:4; Ин. 20:11, 12).
[5] Поскольку "лен" означает истину внешнего природного уровня, а внешнее природное покрывает внутреннее, поэтому такую истину прообразуют льняные одежды, в которые были одеты ангелы; а также льняные одежды, в которые был одет Аарон, когда он служил в святилище, о чем говорится в следующих отрывках:
Когда Аарон входит в Святилище, он должен надевать священный льняной хитон, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их (Лев. 16:4).
Священники, Левиты, сыны Садока, когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них во время служения их в воротах внутреннего двора и внутри храма. Увясла на головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться (Иез. 44:17, 18);