7742. В конце предыдущей главы счет давался из красивой птицы, которая виделась, и была наконец превращена в камень; и это было сказано что этой птицей, было представленное состояние жителей Марса относительно их небесной и духовной любви; в отношении какого состояния и его изменения, это далось, чтобы знать то, что следует.
7743. Что жители Марса находятся в небесной любви, уже сказался. Они представлены явлением пламени, блестя красиво с пестрыми раскрасками цвета, и также птицей подобной окраски. Что некоторые в этот день начинают уходить из этой небесной любви, и исключительно любить познания, и заставить небесную жизнь состоять в этих один, был представлен этой птицей, измененной{замененной} в камень; поскольку птицей обозначена духовная жизнь; и тем, что это было превращенным в каменный обозначен жизнь познаний без любви, которая больше не духовная жизнь, но холод жизни как камень, в который ничто от потоков неба. И то, что они все еще верили что, они находятся в Господе, как те, кто находится в жизни небесной любви там, был обозначен и показанный духом, кто восстал{взошел} и желал отнять птицу.
7743a. Птицей камня был также представленных жителей этой земли, которые изменяют{заменяют} жизнь их мыслей и чувств странным методом в почти никакую жизнь;, относительно которого я видел и слышал то, что теперь следует.
7744. Выше моей головы был определенный, кто говорил со мной, и от тона его голоса это было замечено что, что он был как в состоянии сна. Говоря в этом состоянии, которое он задавал нескольким вопросам, и так осторожно, что он, возможно, не спросил бы их более осторожно, если бы он бодрствовал. Это давалось, чтобы постигнуть что, что он заканчивал предмет, кого ангелы были разговор; и в этом состоянии он различал то, что они говорили, и произносили это; поскольку он говорил только, что было верно. Если что-нибудь втекало из другого источника, он действительно допустил{признал} это, но не произносил это. Я расспросил его относительно его состояния. Он сказал то, что это, что состояние было к нему мирным, и что это было свободно от всего беспокойства относительно будущего; и что в то же самое время он выполнял использования, посредством чего{в соответствии с чем} он имел коммуникацию с небом. Мне говорили что, что такой в Большом Человеке имеет отношение к продольной пазухе, которая находится в мозге между его двумя полушариями, и находится там в тихом состоянии, однако очень мозг нарушен с обеих сторон.
|
7745. В течение моей беседы с этим духом, некоторые духи нашли прибежище непосредственно к передней части головы, где он был, и нажал на него; после чего он удалился{уволился} к одной стороне и дал им место. Более странные духи говорили между собой, но ни духи обо мне, ни я, понятый, что они сказали. Я был наставлен ангелами что, они были духи от земли Марс, кто знает, как говорить вместе таким способом что, настоящее духов ни не поняло бы, ни постигнуло бы то, что они сказали. Я задавался вопросом что, такая речь возможна, видя что, что все духи имеют одну речь; и все потоки речи от мысли, и это состоит из идей, которые в духовном мире являются вместо слов: и идеи, которые являются словами, вместе с мыслью сам прежде, чем это становится разговором, думали, явно восприняты в другой жизни. Мне говорили что определенным методом посредством губ и лица, эти духи создают идеи, не понятные другим; и что в настоящее время, когда они говорят друг с другом этим, означает, они искусно забирают их мысли от других; беря особенную заботу{осторожность} что ничто из чувства не должно проявить сам; поскольку, если бы что - нибудь чувства воспринято, мысль тогда была бы открытой, потому что мысль течет от чувства. Я был далее наставлен что те жители земли Марс, кто делает небесную жизнь, чтобы состоять в познаниях одних, а не в жизни любви, изобрел такую речь; все же не все они; и что когда эти духи, которыми становятся, они сохраняют это. Они - они, кто был особенно означенный птицей камня; для создавать речь модификациями выражения лица и сворачивания губ вместе с удалением чувств и изъятия мыслей от других, должен лишить речь его души, и сделать это как образ, и постепенно также сделать себя так.
|
7746. Но хотя они предполагают что, что их речь не понята другими, ангельские духи однако постигают все что, что они говорят; потому что ни в какой мысли можно не остановиться от ангельских духов, как также показывался их, живя опыт. Я думал о факте что, духи нашей земли не затронуты с позором, когда они наваждают другие, и эта мысль втекала со мной от ангельских духов. Духи Марса тогда признанают, то, что это был тем, о чем они были разговор между собой, и они были удивленный. Много других вещей также, которые они оба говорили и думали, были раскрытый ангельским духом, независимо от того как старательно они пытались останавливаться в их мыслях от него.
|
7747. Позже духи Марса втекли свыше в мое лицо. Наитие чувствовало себя подобно светлому дождю, падающему в полосах, который был знаком что, они были не в чувстве истины и добра, поскольку это представлено тем, что пронесено. Они тогда говорили явно со мной, говоря что жителей их земли, так говорите друг с другом. Они были, тогда сказал, то, что это - зло, потому что таким образом они затрудняют внутренние вещи, и отступают от них до внешних, которые они также лишают из их жизни; и особенно потому что не является искреннее говорить так, поскольку они, кто искренний, не желают говорить или даже думать что - нибудь, чтото другие, возможно, не знают, истинно, все другие, и даже все небо; тогда как (хотя) они, кто не желание эти другие, должны знать то, что они говорят, суд прохода относительно других, плохо думают относительно них и источника самостоятельно, и при последнем контракте такая привычка что они думают и плохо говорят даже относительно церкви, относительно неба, нет, Господа Непосредственно.
7748. Это было сказано что те, кто любит познания одни, и не жизнь согласно познаниям, касается внутренней мембраны черепа; но что те, кто приучает себя говорить без чувства, и привлечь мысль себе, и забирать это от других, касаются той же самой мембраны, но когда это стало костистым; потому что от наличия некоторой духовной жизни они прибывают, чтобы не иметь ни одного.
7749. Те, кто любит познания одни, и не жизнь согласно ним, главным образом гордятся ими, и кажется, себе более мудрые чем другие. Таким образом они любят себя и презирают другие, особенно те, кто находится в добре, кого они расценивают как простой и разученный. Но партия инвертирована в другой жизни, где те, кто казался себе мудрым, становятся глупыми, и те, кто казался простым, мудры.
7750. Как птицей камня был, представлял те, кто находится в познаниях одних, а не в жизни любви, и кто следовательно имеет едва любую духовную жизнь, поэтому здесь, посредством приложения, я могу показать что, что единственные имеют духовную жизнь, кто находится в небесной любви, и от этого в познаниях; и что каждая любовь содержит внутри, все это двигается на большой скорости, чтобы знать то, что принадлежит этой любви. Возьмите например животных земли, и также животные или птицы неба. Они имеют познание всех вещей их любви. Их любовь должна кормить себя, жить благополучно, распространить потомство, поднимать их молодёжь; и они имеют все необходимое познание для этих целей; поскольку это находится в этой любви, и течет в эти создания как в его собственные приемники. Это познание - в некоторых случаях, таким образом необыкновенный этот человек не может, но быть поражен этим. Это сказано, чтобы быть врожденным, и называют{призывают} инстинктом; но это имеет любовь, в которой они.
[2] Если бы человек был в его собственной любви, которая является любовью Богу и к ближнему, этот являющийся человеческой надлежащей любовью, которой его отличают от зверей, то он тогда был бы не только во всем необходимом познании, но также и во всем разуме и мудрости; и при этом он не имел бы случая, чтобы изучить их, - поскольку они втекут от неба в эту любовь, то есть, через небо от Божественного. Но поскольку человек не находится в них, а в противоположной любви, а именно, в любви к сам и любви к миру, поэтому он должен родиться во все невежество и нехватку навыка; все же Божественным подразумевает, что он принесен кое к чему разума и мудрости, но все еще действительно во что - нибудь, если он не удаляет любовь к сам и к миру, и таким образом открывает путь для любви Господу и любви к ближнему.
[3] Что любите Господу, и любовь к ближнему имеют внутри их всех разум и мудрость, может видеться от тех, кто в мире был в этой любви, поскольку, когда в другой жизни они входят в небо, они там знают и мудры в таких вещах как, прежде, чем они никогда не знали; нет, они думают и говорят там также, как и остальная часть ангелов такие вещи, как ухо никогда не слышало, ни известный разум, которые являются непроизносимыми. Причина{разум} является этой, эта любовь имеет в них вместимость{способность} получить такие вещи.
7751. В конце следующей главы некоторый счет должен даваться из духов и жителей планеты Юпитер.
Каменная птица также представляла жителей этого мира, которые странным образом превращают жизнь их мыслей и чувств почти в никакую жизнь. Об этом я слышал следующее.
Некий дух над моей головой разговаривал со мной. По его голосу можно было сказать, что он был в сонном состоянии. В этом состоянии он много говорил, и так благоразумно, что вряд ли мог бы говорить благоразумнее, даже если бы бодрствовал. Я понял, что он использовался как тот, через кого говорили ангелы. В этом состоянии он мог уяснять то, что они говорят и воспроизводить это. Поскольку он говорил только истину, то если чувствовал любое влияние из другого источника, он не противился ему, но не воспроизводил. Я спросил его о его состоянии, и он сказал, что оно было состоянием мира, и что он нисколько не беспокоился о будущем. В то же самое время он исполнял службы, которые были даны ему, чтобы быть в соединении с небом. Мне было сказано, что в Большом Человеке такие духи соответствуют продольной пазухе, которая находится между двумя полушариями мозга, и остаются там в спокойном состоянии, однако мозг с обеих сторон находится в суматохе.
В то время, когда я говорил с этим духом, другие духи приблизились к передней части головы, где тот находился, и теснили его. Он отошел в другую сторону, чтобы дать им место. Эти вновь прибывшие духи разговаривали между собой, но ни я, ни духи, окружавшие меня, не могли понять о чём. Ангелами мне было сказано, что это были духи Марса, которые умеют разговаривать между собой так, что никто другой ничего понять не может. Я был удивлен, что такая речь была возможна, так как все духи говорят на одном языке, который течет из их мысли, и состоит из идей, которые слышатся как слова в духовном мире. Мне сказали, что эти духи имеют специальный способ формирования понятий, которые они выражают посредством губ и лица, так, чтобы другие не могли понимать их. И в тот же самый момент они преднамеренно удаляют свои мысли, особенно заботясь о том, чтобы не показать даже намека на их чувства, потому что если хотя бы намек на чувства будет показан, то мысль станет очевидной, так как мысль вытекает из чувства и содержится в ней.
Далее мне объяснили, что жители Марса, однако не все, но те, которые полагают небесную жизнь только в познании, а не в жизни в любви, изобрели этот способ разговора, и, становясь духами, они сохраняют его. Именно они были обозначены каменной птицей. Ибо, при разговоре посредством выражений лица и движений губ, при удалении мыслей и сокрытии чувств от других, их речь теряет жизнь и становится подобна статуе, и постепенно они сами становятся такими же.
Но хотя они представляют себе, что их беседы между собой не понятны другим, все же ангельские духи понимают всё, о чём они говорят, потому что ни одна мысль не может быть сокрыта от них. Это было доказано живым опытом. Я обдумывал тот факт, что злые духи нашего мира не стыдятся нападать на других. Эта мысль дошла до меня от ангельских духов, которые понимали их речь. Тогда те марсианские духи признали, к их собственному удивлению, что это было предметом их беседы. Кроме того, ангельский дух был способен раскрыть множество их бесед и мыслей, как бы они ни старались скрыть свои чувства и мысли от него.
Позже эти духи произвели воздействие сверху на моё лицо. Это напоминало мелкий полосатый дождь. Это означало, что они не имели никакого чувства истины и добра, поскольку это было изображено полосами. Затем они говорили со мной открыто, и сказали, что жители их мира разговаривают друг с другом подобным образом. Им было сказано, что это плохо, так как это блокирует внутреннее так, чтобы они оставили его ради внешнего, которое они также лишают жизни. И особенно потому, что разговаривать таким образом не честно. Честные люди не имеют никакого желания говорить или даже думать что-нибудь, чего другие не могут знать, даже если другие включают каждого, даже все небеса. Но те, которые не хотят, чтобы другие знали то, о чём они говорят, судят других, плохо думая о них и хорошо о себе. А потом, по привычке, они плохо думают о церкви, небесах и даже о Самом Господе.
Мне было сказано, что любящие познания без жизни, которую диктуют эти познания, в Большом Человеке соответствуют внутренней мембране черепа. А те, кто приучились говорить, скрывая чувства и держа при себе свои мысли, не разделяя их с другими, соответствуют этой мембране, когда она закостеневает, потому что от какой-то духовной жизни они приходят тогда к совершенному её отсутствию.
96. Так как каменная птица также означала тех, кто заинтересован только в познаниях, и не живёт жизнью любви, и, следовательно, духовной жизнью, я хотел бы добавить здесь, как примечание, доказательство того, что только те, кто живут небесной любовью, и у кого она является источником познаний, имеют духовную жизнь. Я также покажу, что любовь сама по себе содержит все познания, необходимые этой любви.
Возьмите, например, земных животных, и созданий неба, птиц. Они знают все необходимое их любви. Их любовь состоит в том, чтобы прокормить себя, найти безопасное место для жизни, размножаться, выращивать потомство, в некоторых случаях собирать запасы на зиму. Поэтому они имеют все познания, в которых они нуждаются, так как те содержатся в их любви. Они наделены ими, как будто органами чувств, предназначенными для определённой цели. В случае некоторых животных эти познания вызывают у нас глубокое удивление. Познания эти врожденные и названы инстинктами, но принадлежат они природной любви их.
Если бы человек был движим истинной любовью, любовью к Богу, и к ближнему (это - истинная любовь человека, небесная любовь, отличающая его от зверей), то человек имел бы не только все познания, которые ему необходимы, но также и весь разум и мудрость. Так как они втекают в эту любовь с небес, то есть от Бога посредством небес. Но так как человек не приобретает эти виды любви от рождения, но их противоположности - самолюбие и любовь к миру, по этой причине он рождается в полном невежестве и отсутствии познаний. Не смотря на это, он приводится Господом к некоторой степени разума и мудрости, хотя он действительно не приобретает ничего, кроме самолюбия и любви к миру, которые, будучи удалены, освобождают место для любви к Богу и к ближнему.
Любовь к Богу и любовь к ближнему содержат в себе весь разум и мудрость, как может быть доказано теми, кто жил этими видами любви в мире. После смерти они вступают в небеса и имеют там такие познания и мудрость, о которых ранее и не подозревали. Фактически, они думают и говорят там подобно всем ангелам, высказывая невыразимые вещи, неизвестные ранее их разуму, такие, которых их уши никогда не слышали. Причина этого в том, что их любовь обладает способностью вмещать подобные вещи.
Исход. Глава 11
Учение о милосердии
7752. Все во вселенной относится к Добру и к Истине. То, что не относится к добру и к истине, не пребывает в Божественном порядке; и то, что не относится к ним обоим вместе, не производит ничего. Добро есть то, что производит, а истина есть то, посредством чего все производится.
7753. Эти факты могут быть примерами, как происходит с духовным добром и истиной, которые называются милосердием и верой; а именно, что все предметы, относящиеся к церкви, относятся к ним, те же, которые не относятся к ним, не имеют в себе ничего от церкви; также не содержащие их внутри не производят никакого плода, то есть никакого добра милосердия или веры.
7754. Для того, чтобы что-либо могло быть произведено, необходимы две силы, одна, называемая активной, другая, называемая пассивной; одна без другой ничего не порождает. Такими силами, или жизненными силами, являются милосердие и вера в человеке церкви.
7755. Первым в церкви является добро, а вторым – истина; или первое в церкви – милосердие, а второе – вера. Ибо истина учения веры существует ради добра жизни. То, что является целью, ради которой что-либо другое существует, является первым.
7756. Соединение добра, происходящего от милосердия, и истины, происходящей от веры, в человеке осуществляется так. Добро, происходящее от милосердия, проникает в человека через его дух, тогда как истина, происходящая от веры, проникает через слышание; первое втекает сразу от Господа, но последнее проникает опосредованно через Слово. Поэтому путь, которым проникает добро милосердия, называется внутренним путем; а путь, которым проникает истина веры, называется внешним путем. То, что проникает внутренним путем, не воспринимается, потому что явно не ощущается; тогда как то, что проникает внешним путем, воспринимается, потому что явно ощущается. По этой причине в церкви все относят к вере. Иначе у возрожденных, у таких добро, происходящее от милосердия, воспринимается ясно.
7757. Соединение добра милосердия с истиной веры происходит во внутренних началах человека. Там само добро, втекающее от Господа, принимает истину и приспосабливает ее к себе, таким образом, делает добро в человеке добром, а истину – истиной; или милосердие – милосердием, а веру – верой. Без этого соединения милосердие не является милосердием, а только природной добротой; ни вера не является верой, а только знанием по памяти о тех предметах, которые принадлежат вере, и в некоторых случаях убеждением, что предмет является таковым, ради получения выгоды или почести.
7758. Когда истина соединяется с добром, она больше не называется истиной, но добром; также, когда вера соединяется с милосердием, она больше не называется верой, но милосердием; причина состоит в том, что человек тогда желает и творит истину, и то, что он желает и творит, называется добром.
7759. Соединение добра милосердия с истиной веры происходит следующим образом. Добро обретает свое качество от истины, а истина свою сущность от добра. Из этого следует, что качество добра соответствует истинам, с которыми оно соединяется; поэтому добро становится подлинным, если истины, с которыми оно соединяется, являются подлинными. Подлинные истины веры возможны внутри церкви, но не вне ее, так как внутри церкви есть Слово.
7760. Кроме того, добро милосердия обретает свое качество от обилия истин веры; а также от связи одной истины с другой; таким образом формируется духовное добро в человеке.
7761. Нужно ясно видеть различие между духовным добром и природным добром. Как говорилось ранее, духовное добро обретает свое качество от истин веры, от их обилия и их связи; но природное добро врождено человеку, а также происходит от случайностей, бедствий, болезней и тому подобного. Природное добро никого не спасает, но духовное добро спасает всех. Причина состоит в том, что добро, происходящее через истины веры, является уровнем, на который может наитствовать небо, то есть Господь через небо, вести человека и удерживать его от зла, а затем возносить его на небо; но не так природное добро; поэтому состоящие в природном добре могут быть легко сбиты с пути ложью, как истиной, если только ложь является в форме истины; и они также могут легко быть ведомы как злом, так и добром, если только зло представлено как добро. Они подобны перышку на ветру.
7762. Уверенность или убежденность, которая, говорят, должна происходить от веры и называться верой, не является духовной уверенностью или убежденностью, но природной. Духовная уверенность или убежденность обретают свою сущность и жизнь от добра любви, но не от истины веры, отдельной от добра. Уверенность, происходящая от отдельной веры, мертва; и поэтому не может быть истинной уверенности у тех, которые вели злую жизнь. Кроме того, уверенность в спасении через Господнюю заслугу, не взирая на то, какой была жизнь человека, отличается от уверенности, происходящей от истины.
Исход 11:1-10
1. И сказал Сущий Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда;
2. Скажи в уши народу, чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и сосудов золотых [и одежд].
3. И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа.
4. И сказал Моисей: так говорит Сущий: в полночь Я пройду посреди Египта,
5. и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;
6. и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;
7. у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Сущий между Египтянами и между Израильтянами.
8. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ [твой], который у ног твоих. После сего я и выйду. И вышел [Моисей] от фараона с гневом.
9. И сказал Сущий Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской.
10. Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном; но Сущий ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.
Содержание
7763. В этой главе во внутреннем смысле говорится об осуждении веры, отдельной от милосердия, которая означается первенцами Египта, которые должны были умереть в полночь; а также о познаниях истины и добра, которые должны были быть переданы принадлежащим к духовной Церкви, эти познания означаются сосудами серебряными и золотыми, которые сыны Израилевы должны были выпросить у Египтян.
Внутренний смысл
7764. [Стихи 1-3]
И сказал Сущий Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда; скажи в уши народу, чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и золотых [и одежд]. И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] слуг фараоновых и в глазах [всего] народа.
"И сказал Сущий Моисею" означает наставление; "еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян" означает последнюю стадию опустошения, которая является проклятием; "после того он отпустит вас отсюда" означает, что тогда они будут оставлены; "когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда" означает, что они оставят их полностью и будут отвращаться от них и избегать их присутствия; "скажи в уши народу" означает наставление и повиновение; "чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и сосудов золотых [и одежд]" означает, что познания истины и добра должны быть отняты у злых, которые принадлежали к Церкви, и переданы добрым, принадлежащим к ней. "И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;]" означает страх по причине язв тех, которые находятся во зле, из-за принадлежащих к духовной Церкви; "да и Моисей был весьма велик в земле Египетской" означает уважение теперь к Божественной истине; "в глазах [фараона и] слуг фараоновых и в глазах [всего] народа" означает у тех, которые были в подчинении там.
7765. "И сказал Сущий Моисею" означает наставление (п. 7186, 7267, 7304, 7380).
7766. "Еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян" означает последнюю стадию опустошения, которая является проклятием. Это ясно из значения "еще одной казни", как последней стадии опустошения. Что язвами, наведенными на Египет, означаются последовательные состояния опустошения, видно из предыдущего объяснения; что последней стадией является проклятие, а именно, проклятие веры, отдельной от милосердия, может быть видно из того, что следует; поскольку первенцем, преданным смерти в Египте, означается проклятие этой веры; "смертью" означается само проклятие, а "первенцем" – вера. О вере говорится, что она проклята, когда предметы веры используются для поддержки ложностей и видов зла; и когда они поддерживают их, они переходят на их сторону и становятся средствами их подтверждения. Это происходит у тех, которые отделяют веру от милосердия как в учении, так и в жизни; но в действительности у них нет никакой веры; есть только знание о таких вещах, которые относятся к вере, хотя это знание они называют верой. Вот что понимается под проклятой верой. Кроме того, сами люди, в которых предметы веры соединены с ложностями и злом, после опустошения находятся в проклятии. Проклятие ощущается гнилостным и отвратительным зловонием, которое исходит от них, больше чем от тех, которые не обладали предметами веры. Ситуация в частностях такая же, как и в общем; в общем, если злой дух приближается к небесному обществу, где есть милосердие, его обитатели ясно ощущают омерзительное зловоние, исходящее от него. Подобным образом они ощущают и в особых ситуациях, когда предметы, принадлежащие небесам, то есть, предметы веры сосуществуют в человеке с предметами, принадлежащими аду. Из всего этого теперь ясно, что "еще одна язва, которая будет наведена на Фараона и на Египет" означает последнюю степень опустошения, которое является проклятием; поскольку фараон прообразует тех, которые наваждали, и которые здесь прокляты; "Египет" означает природный разум (п. 5276, 5278, 5280, 5288, 5301, 6147, 6252).
7767. "После того он отпустит вас отсюда" означает, что тогда они будут оставлены. Это ясно из значения "отпускания", как оставления.
7768. "Когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда" означает, что они оставят их полностью и будут отвращаться от них, и избегать их присутствия. Это ясно из значения "отпускания", как полного оставления; и из значения слов "гнать с поспешностью", как отвращаться и избегать принадлежащих к духовной Церкви, которых они наваждали; поскольку тот, кто питает отвращение к кому-либо, также избегает его присутствия и изгоняет его от себя. Причина, по которой они питают отвращение и избегают принадлежащих к духовной Церкви заключаются в том, что проникающие добро и истина теперь их мучают. Ситуация здесь подобна болезненным язвам, которые не выносят даже прикосновения теплой воды или дуновения воздуха; или подобна поврежденному глазу, который не может переносить даже мягкие лучи солнца. Природный разум этих духов теперь подобен такой язве; поскольку после того, как они были опустошены, то есть, когда предметы, принадлежавшие вере, были отвергнуты, они испытывают мучение при малейшем дуновении добра и истины, что вызывает отвращение.
7769. "Скажи в уши народу" означает наставление и повиновение. Это ясно из значения "говорения", здесь как наставления, поскольку Сущий теперь говорит, что должны сделать сыны Израилевы, когда будут выходить из Египта. Повиновение означается словами "скажи в уши", так как уши соответствуют повиновению и, следовательно, его означают (п. 2542, 3869, 4551, 4652-4660).
7770. "Чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и сосудов золотых [и одежд]" означает, что познания истины и добра должны быть отняты у злых, принадлежавших к Церкви, и переданы добрым, принадлежащим к ней. Это ясно из значения "сосудов серебряных и сосудов золотых", как познаний истины и добра. (Что "серебро" означает истину, а "золото" добро, см. в п. 1551, 1552, 2954, 5658, 6112; и что "сосуды" означают познания, в п. 3068, 3079). Познания называются сосудами истины и добра, потому что они их содержат. Считается, что познания истины и добра являются самими истинами веры и добром веры, но это не так. Веру составляет расположение к истине и добру, такое расположение втекает в познания, как в свои сосуды. Ясно, что выпросить их у египтян означает забрать их и взять их себе. Поэтому ранее, в главе 3:22 говорилось, что они должны "обобрать египтян"; и впоследствии (Исх. 12:36), что они "обобрали их". Говорится, чтобы "выпросили мужчина у ближнего своего и женщина у ближней своей", поскольку "мужчина" относится к истине и её означает, а "женщина" относится к добру и его означает.
[2] Смысл всего этого можно видеть в объяснении Исхода 3:22, п. 6914-6917, где показано, что сами познания истины и добра, которыми обладали принадлежавшие к Церкви, которые знали тайны веры, однако вели злую жизнь, перешли к принадлежащим к духовной Церкви. Как произошел этот переход, см. в п. 6914. Это понимается под словами Господа у Матфея:
Пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25:25, 28-30; Лк. 19:24-26).
Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13:12; Мк. 4:24, 25).
[3] Причина этого состоит в том, что злые используют познания добра и истины в злых целях, а добрые используют познания добра и истины в добрых целях. Познания являются теми же самыми, но цели, ради которых они используются, определяют их качество в каждом человеке. Такие познания подобны мирскому богатству, которое один человек использует ради добрых целей, а другой ради злых целей; поэтому богатство у каждого человека таково, каковы цели, ради которых он его использует. Это также показывает, что те же познания, как и богатство, которым обладали злые, может перейти в распоряжение добрых и служить хорошим целям. Из всего этого можно видеть, что прообразует повеление, чтобы сыны Израилевы выпросили у египтян сосудов серебряных и сосудов золотых, и таким образом лишили и обобрали их. Сущий никогда не повелел бы совершить такое расхищение или разграбление, если бы это не было прообразом таких предметов в духовном мире.
[4] Подобное понимается у Исаии:
Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Сущего будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную (Ис. 23:18);
говорится о Тире, который означает познания добра и истины (п. 1201); "торговля" и "прибыль" означают познания, используемые в злых целях. Словами о том, что "к живущим пред лицем Сущего будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную" означается, что они перейдут к добрым, которые будут использовать их в добрых целях.
[5] Также у Михея:
Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Сущему стяжания их и богатства их Господу всей земли (Мих. 4:13);
"сокрушить многие народы" означает опустошить их; "стяжания, посвященные Сущему и Господу всей земли" означают познания истины и добра. Подобное понимается в 2 Цар. 8:11, 12, где говорится, что Давид посвящал Сущему серебро и золото, которое он брал у покоренных племен, у Сирийцев, у Моавитян, у сынов Аммоновых, у Филистимлян, у Амаликян, и от прибыли Адраазара; и что Соломон положил среди сокровищ дома Сущего святыни своего отца (3 Цар. 7:51).
7771. "И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;]" означает страх пребывающих во зле по причине язв из-за принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из объяснения выше (п. 6914), где встречаются подобные слова.
7772. "Да и Моисей был весьма велик в земле Египетской" означает уважение теперь к Божественной истине. Это ясно из прообраза Моисея, как Божественной истины (о чем часто говорилось), из значения слов "весьма велик", как уважения, здесь уважения из страха, поскольку злые, пребывающие в аду, не имеют иного уважения к Божественному, чем исходящего от страха (что слова "весьма велик" означают уважение, ясно из того, что сказано "в глазах слуг фараоновых и в глазах [всего] народа"); и из значения "земли Египетской", как природного разума (п. 5276, 5278, 5280, 5288, 5301, 6147, 6252). Из этого ясно, что "Моисей был весьма велик в земле Египетской" означает уважение к Божественной истине в разуме, а именно, в разуме наваждающих.
7773. "В глазах [фараона и] слуг фараоновых и в глазах [всего] народа" означает у тех, которые были в подчинении там. Это ясно из значения "слуг" и "народа", как находящихся в подчинении; поскольку Фараон прообразует главных наваждающих, у которых все остальные находятся в подчинении. Означаются подчиненные, поскольку у злых, также как и у добрых, то есть, в аду как и на небе, существует определенная система управления, а именно, есть управление и есть подчинение, без чего общество не могло бы пребывать в единстве. Но подчинение на небесах совершенно отличается от подчинения в аду. На небесах все одинаково равны, ибо один любит другого, как брат любит брата; однако один возвышает другого над собой в той мере, в которой он превосходит другого в разуме и мудрости. Истинная любовь к добру и истине побуждает каждого, как бы от себя, подчиняться тем, кто превосходит его в мудрости распознавания добра и в разумении истины. Но подчинение в аду предполагает господство и, следовательно, жестокость; поскольку господствующий поступает жестоко с теми, кто не согласен со всеми его повелениями. Ибо каждый относится к другому как к своему врагу, хотя внешне обращается с ним, как с другом ради объединения против насилия других. Это объединение подобно банде разбойников. Находящиеся в подчинении постоянно стремятся занять господствующее положение и также часто восстают, и тогда состояние становится плачевным, поскольку тогда они применяют жестокость и насилие к другим; это происходит периодически. Из всего этого можно видеть, каково подчинение в другой жизни.
7774. [Стихи 4-8]