И сказал Сущий Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.




"И сказал Сущий Моисею и Аарону" означает наставление через Божественную истину; "в земле Египетской" означает, когда принадлежащие к духовной Церкви находились в непосредственной близости к наваждающим; "говоря, месяц сей да будет у вас началом месяцев" означает, что это состояние является основным из всех состояний; "первым да будет он у вас между месяцами года" означает начало всех последующих состояний в вечности.

7825. "И сказал Сущий Моисею и Аарону" означает наставление через Божественную истину. Это ясно из значения "говорения", когда это исходит от Сущего и касается того, что должно быть установлено в Церкви, как наставления, поскольку "говорение" включает и то, что следует за этим; и из прообраза Моисея и Аарона, как Божественной истины; Моисея, как истины, непосредственно исходящей от Божественного; Аарона, как истины, исходящей опосредствованно (п. 7009, 7010, 7089, 7382).

7826. "В земле Египетской" означает, когда принадлежащие к духовной Церкви находились в непосредственной близости к наваждающим. Это ясно из значения "земли Египетской", как места, где пребывали наваждающие; поскольку "фараон" и "египтяне" прообразуют и означают в Церкви пребывающих в вере, отделенной от милосердия, которые в другой жизни наваждают праведных (п. 6692, 7097, 7107, 7110, 7126, 7142, 7317), "земля Египетская" означает сами наваждения (п. 7278); тогда как сыны Израилевы прообразуют тех, которые принадлежат к духовной Церкви и подвергаются наваждениям (п. 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223); (что в другой жизни они находятся рядом с наваждающими, см. п. 7240). Эта близость означается нахождением сынов Израилевых посреди земли Египетской, а именно, в земле Гесем; наваждения означаются бременами, наложенными на них. Из этого теперь ясно, что "сказал Сущий Моисею и Аарону в земле Египетской" означает наставление через Божественную истину, когда принадлежащие к духовной Церкви пребывали в непосредственной близости к наваждающим.

7827. "Говоря, месяц сей да будет у вас главным из месяцев" означает, что это состояние является главным из всех состояний. Это ясно из значения "месяца", как окончания предшествующего и начала следующего состояния, таким образом нового состояния (п. 3814); и из значения "начала", когда это относится к месяцам года, а во внутреннем смысле к состояниям жизни, как главного состояния. Из этого ясно, что "месяц сей да будет у вас главным из месяцев" означает, что это состояние является главным из всех состояний. Причина, по которой это состояние является главным из всех состояний, заключается в том, что следует далее.

7828. "Первым да будет он у вас между месяцами года" означает начало всех последующих состояний в вечности. Это ясно из значения выражения "быть первым", когда говорится о месяцах года, а во внутреннем смысле о состояниях жизни, как начала; из значения "месяцев", как состояний (п. 7827); и из значения "года", как периода жизни с начала до конца (п. 2906). В данном случае, поскольку говорится о принадлежащих к духовной Церкви в другой жизни, чей период жизни имеет начало, но не конец, "год" означает период жизни от начала продолжающийся в вечности (что "год" также имеет это значение, см. в п. 2906). Этот месяц стал главным из всех месяцев, поскольку он означает начало освобождения принадлежащих к духовной Церкви, которые до этого времени пребывали в состоянии пленения, так как удерживались на более низкой земле, где они были наваждаемы злыми, которых прообразует фараон и египтяне. Их первое состояние, когда они были освобождены, являлось главным из всех и началом, от которого происходят все последующие состояния в вечности, поскольку находившиеся там были освобождены пришествием Господа в мир, без пришествия Господа в мир они не могли быть спасены, и поскольку их освобождение произошло, когда Господь воскрес. Из этого ясно, что состояние, когда они были освобождены, было для них главным из всех состояний. Подобное было для всех, принадлежащих к духовной Церкви, которые не могли быть спасены, если бы Господь не пришел в мир и не прославил Свою Человечность, то есть, не сделал её Божественной. Что принадлежащие к духовной Церкви до пришествия Господа удерживались на более низкой земле и были освобождены и спасены Господом, см. в п. 6854, 6914; и в общем, что принадлежащие к духовной Церкви были спасены пришествием Господа, см. в п. 2661, 2716, 6372, 7035, 7091; поэтому в высшем смысле эти слова означают, что прославление и воскресение Господа относительно Его Человечности является источником всякого спасения.

 

7829. [Стихи 3-6]

Скажите всему собранию [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского между вечерами.

"Скажите всему собранию [сынов] Израилевых" означает наитие, несущее наставление для всех, принадлежащих к духовной Церкви; "в десятый день сего месяца" означает состояние инициации внутренних начал; "пусть возьмут себе каждый одного агнца" означает в отношении невинности; "по семействам, по агнцу на семейство" означает в соответствии с особым видом добра каждого; "а если семейство так мало, что не съест агнца" означает, если определенный тип добра не достаточен для невинности; "то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ" означает соединение с самым близким добром истины; "по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца" означает таким образом наполнение добром, соответственно невинности, от многих истин добра, необходимое для принятия невинности. "Агнец без порока" означает безупречную невинность; "мужского пола" означает веру от милосердия; "однолетний " означает полное состояние; "возьмите его от овец, или от коз" означает внутреннее и внешнее добро невинности; "пусть он хранится у вас" означает время и состояние инициации; "до четырнадцатого дня сего месяца" означает до святого состояния; "тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского" означает приготовление к удовольствию всеми, принадлежащими к духовной Церкви; "между вечерами" означает последнее и первое состояние.

7830. "Скажите всему собранию [сынов] Израилевых" означает наитие, несущее наставление для всех, принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из значения "говорения", как наития (п. 2951, 5481, 5743), а также наставления – о предписаниях, которые нужно соблюдать, когда они будут освобождены – как видно из того, что следует далее; и из значения "собрания [сынов] Израилевых" как всех истин и форм добра в их полноте; поскольку под "собранием [сынов] Израилевых" понимаются все колена, то есть, все аспекты истины и добра, или все аспекты веры и милосердия (п. 3858, 3926, 4060, 6335). И поскольку понимаются такие вещи, поэтому "собранием [сынов] Израилевых" означаются принадлежащие к духовной Церкви (п. 6337), так как истины и добро составляют Церковь. (Что сыны Израилевы прообразуют духовную Церковь, см. в п. 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223).

7831. "В десятый день сего месяца" означает состояние инициации внутренних начал. Это ясно из значения "десятого" (а именно "дня"), как состояния внутренних начал, так как "день" означает состояние (п. 23, 487, 488, 493, 575, 893, 1738, 2788, 3462, 3785, 4850, 5672), а "десять" означает остаток (п. 576, 1906, 2284), то есть, истины и добро, сохраняемое Господом во внутренних началах человека (п. 1050, 1906, 2284, 5135, 5897, 7560, 7564); и поскольку остатки пребывают во внутренних началах, и через них человек подготавливается и начинает принимать добро и истину от Господа, поэтому "десятым днем" здесь означается состояние инициации внутренних начал. (Что человек возрождается через остаток, следовательно через него начинает принимать наитие добра и истины от Господа, см. п. 5342, 5898, 6156; и через него человек общается с небесами, п. 7560; ибо это добро и истины исходят от Господа, а не от человека, п. 7564). "Месяц" означает полное состояние от своего начала до конца (п. 3814), таким образом полное состояние освобождения, которое означает Пасха в целом. Из всего этого ясно, что "в десятый день сего месяца" означает состояние инициации внутренних начал. Это состояние, а именно, инициации внутренних начал, длилось с десятого дня этого месяца до четырнадцатого дня, в эти дни пасхальный агнец должен был сохраняться. Пасхальным животным означается добро невинности, которое является самым внутренним; таким образом это означает, что самое внутреннее добро вместе с внутренними началами, в которых оно пребывает, должно в это время быть отделено и сокрыто от таких вещей, которые его оскверняют. Это состояние является состоянием инициации внутренних начал, то есть, подготовки к принятию наития добра и истины от Господа. Таково священное значение, содержащееся в этих словах; ибо без такого священного значения, сокрытого глубоко внутри, не повелевалось бы в десятый день месяца взять пасхальное животное и хранить его до четырнадцатого дня, заколоть его вечером, съесть мясо, испеченное на огне, а не сваренное в воде, и не оставлять ничего от него до утра, но оставшееся сжечь на огне, и кости его не сокрушать, и многое другое. Эти постановления, как может понять каждый, размышляющий над ними, должны содержать в себе святыни, до настоящего времени неизвестные никому; и эти святыни являются духовными предметами, принадлежащими Церкви и небесам, и относящимися к Божественному, от которого исходит любая частность Слова.

7832. "Пусть возьмут себе каждый одного агнца" означает в отношении невинности. Это ясно из значения ягненка или козленка, здесь понимаемого под "агнцем", как невинности; "ягненка", как невинности во внутреннем человеке; и "козленка", как невинности во внешнем человеке (п. 3519).

7833. "По семействам своего отца, по агнцу на семейство" означает в соответствии с особым видом добра каждого. Это ясно из значения "семейства отца", как добра одной семьи, отличного от добра другой; поскольку "домом отца" означается человек относительно внутреннего добра (п. 3128). Смысл этого следующий. Всеми коленами Израилевыми означаются виды истины и добра веры и милосердия в полноте; а каждым коленом означается один общий вид добра или истины (п. 3858, 3926, 3939, 4060, 6335, 6337, 6640); таким образом каждое отдельное семейство внутри колена означает особый вид добра, поэтому добро одного семейства в частности отличается от добра другого; но семейством отца внутри рода означается особое добро одного вида. Колена, семейства и дома, на которые подразделялись сыны Израилевы, означали все эти виды добра для того, чтобы они могли прообразовать небо; поскольку добро там отличается в общем, в особенностях и в частностях, и ангелы соединяются в соответствии с этим. Нужно знать, что добро одного никогда не бывает точно таким же, как добро другого, но что они различны, и различны настолько, что могут различаться в высших общих категориях, и в низших подразделениях, до единичных и самых частных видов. (Что виды добра любви и веры настолько различны, см. п. 684, 690, 3241, 3267, 3744-3746, 3986, 4005, 4149, 5598, 7236). Из этого теперь видно, почему им было сказано взять себе одного агнца по семействам своего отца, по агнцу на семейство.

7834. "А если семейство слишком мало, что не съест агнца" означает, если определенный вид добра недостаточен для невинности. Это ясно из значения "семейства", как особого вида добра (п. 7833); из значения слов "слишком мало", как не являющееся достаточным; и из значения "агнца", как невинности (п. 7832).

7835. "То пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ" означает соединение с самым близким добром истины. Это ясно из значения слова "взять" – то есть, со своим ближайшим соседом одного агнца – как соединения; и из значения "ближайшего к дому своему", как самого близкого добра истины. Что "соседом" означается ближний, очевидно; что "домом" означается добро, см. выше п. 7833. Говорится "добро истины", так как речь идет о принадлежащих к духовной Церкви, у которых добро является добром истины; поскольку добро истины – это истина в воле и в действии. Ибо, когда истина веры принимается вместе с расположением к милосердию, она насаждается во внутренние части ума; и когда истина проявляется, то расположение, с которым соединена истина, проявляется также и проявляется в форме добра. Поэтому добро этой Церкви является добром истины, которое также называется духовным добром.

7836. "По той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца" означает таким образом наполнение добром, соответственно невинности, от многих истин добра, необходимое для обретения невинности. Это ясно из значения "числа душ", как множества истин добра, так как "числа" в Слове относятся к истине, а "душа" к духовному добру; из значения слов "сколько каждый съест", как необходимого для усвоения этого (что "есть" означает усваивать, см. п. 3168, 3513, 3596, 3832); и из значения "агнца", как невинности (п. 7832). Наполнение добром соответственно невинности означается повелением взять с соседом, ближайшим к дому своему, количество (душ), достаточное для агнца (что "дом" означает добро, см. выше, п. 7833). Когда говорится "истина добра", под этим понимается истина, происходящая от добра. Ибо, когда принадлежащие к духовной Церкви возрождаются, они приводятся к добру милосердия через истины веры; но когда они приведены к добру милосердия, тогда истины, которые рождаются из этого впоследствии, называются "истинами добра".

[2] Но как понимать содержащееся в этом стихе, никто не может знать, если не знает, как на небесах общества соотносятся друг с другом; поскольку объединение сынов Израилевых по коленам, семействам и домам прообразовало эти общества. Небесные общества соотносятся друг с другом следующим образом. Небеса в целом являются одним сообществом, которым управляет Господь, как один человек; основных обществ столько, сколько членов, внутренностей и органов в человеке; но специфических обществ столько, сколько составных частей в каждом внутреннем органе или члене; и отдельных обществ столько, сколько малейших частей, составляющих большие. Что это так, ясно из соответствий человека и его членов и внутренних органов с Большим Человеком, то есть, с небесами, о чем говорилось из опыта в конце многих глав. Из всего этого можно видеть, как организованы небеса в отношении отдельных обществ.

[3] Но каждое отдельное общество состоит из многих ангелов, которые находятся в согласии относительно видов добра; их виды добра различны, поскольку каждый ангел имеет свое особое добро; но эти различные согласующееся виды добра организуются Господом в такую форму, что вместе они представляют одно добро. Такие общества прообразовались отцовскими домами среди сынов Израилевых. Вот, почему сыны Израилевы подразделялись не только на колена, но также на семейства и на дома; и когда они упоминались, то упоминались и имена их отцов, даже до того колена, к которому они относились. Например, об отце Самуила говорится, что он был с горы Ефремовой, "имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа" (1 Цар. 1:1); также об отце Саула сказано, что он был "из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина" (1 Сэм.. 9:1); и также о многих других. Это упоминается для того, чтобы на небесах было известно качество добра, постепенно происходящего от начала, того человека, о котором идет речь.

[4] Кроме того, на небесах, если общество не полно, как это должно быть, тогда новые члены берутся где-то в другом месте, в каком-то соседнем обществе, столько, чтобы число наполнило форму этого добра в соответствии с необходимостью в каждом состоянии и его изменениях; поскольку форма добра изменяется также, как изменяется состояние. Однако нужно знать, что в третьем или в самом внутреннем небе, которое находится непосредственно над небом, где пребывают духовные ангелы (поскольку они составляют среднее или второе небо), царит невинность, так как Господь, который является самой невинностью, проникает непосредственно в это небо; тогда как во второе небо, где пребывают духовные ангелы, Господь проникает с невинностью опосредствованно, а именно, через третье небо.

[5] Через это наитие сообщества во втором небе располагаются или приводятся в порядок в соответствии с их добром; поэтому состояния добра изменяются в соответствии с наитием невинности; а следовательно изменяются и соединения обществ. Из всего этого можно видеть, как нужно понимать содержание этого стиха во внутреннем смысле, а именно; если индивидуального добра кого-либо не достаточно для невинности, то оно должно соединиться с ближайшим добром истины для того, чтобы соответствовать невинности через наполнение истинами добра в соответствующем количестве, необходимом для принятия невинности.

7837. "Агнец без порока" означает безупречную невинность. Это ясно из значения "агнца", как невинности (п. 7832); и из значения слов "без порока", то есть незапятнанного, таким образом безупречного. Он должен был быть без порока и незапятнанный, поскольку в духовном мире каждое пятно означает какую-то ложь или зло.

7838. "Мужского пола" означает веру от милосердия. Это ясно из значения "мужчины", как истины веры (п. 2046, 4005), таким образом веры от милосердия; поскольку истина веры не является истиной веры, если она не соединяется с добром милосердия, и особенно если она не исходит от него. Причина, по которой пасхальное животное должно было быть мужского пола, заключается в том, что пасхальное животное означало невинность принадлежащих к духовной Церкви; а принадлежащие к духовной Церкви пребывают в такого рода добре, которое само по себе является истиной веры, поскольку его называют добром, когда оно приводится в действие из расположения к милосердию (п. 7835). Вот почему это животное должно было быть мужского пола. В других случаях в жертвах также использовались животные женского пола, когда должно было быть прообразовано богослужение от добра.

7839. "Однолетний [сын]" означает полное состояние. Это ясно из значения "сына", как истины (п. 489, 491, 533, 1147, 2623, 2803, 2813, 3373, 3704); и из значения "года", как всего периода с начала до конца (п. 2906), таким образом полного состояния. Необходимо объяснить, что такое полное состояние. Состояние называется "полным", когда добро таково, что оно достаточно для принятия наития невинности. Таким добро делают истины веры, когда они соединены с добром милосердия; поскольку духовное добро обретает свое качество от истин веры. Это здесь понимается под "полным состоянием", которое означается "однолетним [сыном]". Но состояние не является полным, когда истины не имеют еще подходящего добра, дающего возможность принять соответствующее состояние невинности. Это состояние прежде всего становится полным, когда люди взирают от добра к истинам; и оно еще не является полным, пока они взирают от истин к добру. В этом последнем состоянии пребывают те, которые возрождаются, а в первом пребывают те, которые уже возрождены. Возрождающиеся направляются истинами, которые ведут к добру, а возрожденные – истинами, которые исходят от добра; то есть первые находятся в послушании к истине, а последние пребывают в расположении к совершению истины; поэтому первые являются людьми внешней Церкви, а последние – людьми внутренней Церкви. Поскольку "однолетний сын" означает полное состояние, поэтому много раз повелевалось приносить в жертву "однолетнего" ягненка или козленка (Исх. 29:38; Лев. 9:3; 12:6; 14:10; 23:12, 18, 19; Чис. 6:12; 7:15, 87, 88; 15:27; 28:9, 11); и у Иезекииля, где говорится о новом храме:

Князь пусть каждый день приносит Господу во всесожжение однолетнего агнца без порока; каждое утро приноси его (Иез. 46:13);

где под "новым храмом" понимается духовное царство Господа; под "князем" те, которые знают подлинные истины и через них ведутся к добру; под "всесожжением агнца" богослужение Господу из добра невинности; а под "однолетним" полное состояние.

7840. "Возьмите его от овец, или от коз" означает внутреннее и внешнее добро невинности. Это ясно из значения "агнца", как добра невинности (п. 3994); и из значения "козы" или "козленка", как добра истины, в которой есть невинность (п. 3995, 4005, 4006, 4871). Что "агнец" означает внутреннее добро невинности, а "козленок" или "коза" внешнее добро невинности, см. в п. 3519. Необходимо кратко сказать о том, что понимается под внутренним и внешним добром невинности. Всякое добро должно иметь в себе невинность, чтобы оно могло быть добром; без невинности добро как бы лишено своей души. Причина этого заключается в том, что Господь проникает посредством невинности и через нее оживляет добро у тех, которые возрождаются. Добро, которое оживляет невинность, является внутренним и внешним; внутренним добро является у тех, которые называются людьми внутренней Церкви, а внешним добро является у тех, которые называются людьми внешней Церкви. Людьми внутренней Церкви являются те, которые обретают качество своего добра через внутренние истины, каковыми являются истины внутреннего смысла Слова; а людьми внешней Церкви являются те, которые обретают качество своего добра через внешние истины, каковыми являются истины буквального смысла Слова. Люди внутренней церкви делают добро ближнему из расположения к милосердию, а люди внешней церкви делают добро ближнему по послушанию. Каждый человек, когда возрождается, сначала становится человеком внешней Церкви, а впоследствии человеком внутренней Церкви. Принадлежащие к внутренней Церкви превосходят в разуме и мудрости принадлежащих к внешней Церкви, и поэтому занимают более внутреннее положение на небесах. Из всего этого теперь ясно, что такое внутреннее и внешнее добро невинности.

 

7841. "Пусть он хранится у вас" означает время и состояние инициации. Это ясно из значения десятого дня, с которого животное должно было сохраняться до четырнадцатого дня, как состояния введения во внутренние начала (п. 7831).

7842. "До четырнадцатого дня сего месяца" означает до святого состояния. Это ясно из значения "четырнадцатого дня", как святого состояния. "День" означает состояние (п. 7831), тогда как "четырнадцать" имеет такое же значение, как и "семь", а "семь" означает то, что свято (п. 395, 423, 716, 881, 5265, 5268). Кратные числа имеют значение, подобное своим множителям (п. 5291, 5335, 5708). Это объясняет, почему пасха должна была начаться в четырнадцатый день месяца, должна была длиться семь дней, и должна была закончиться в двадцать первый день, который также означает то, что свято, поскольку это число является результатом умножения трех на семь. Вот почему в первый день пасхи должно было быть священное собрание, и священное собрание в двадцать первый день (стих 16).

7843. "Тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского" означает приготовление к удовольствию всеми, принадлежащими к духовной Церкви. Это ясно из значения "заклания", когда это говорится об агнце или козленке, который используется для пасхи, как приготовления к удовольствию, а именно, добра невинности, которое означается "агнцем" и "козленком"; и из значения "всего собрания общества Израильского", как вообще всех, принадлежащих к духовной Церкви (п. 7830). "Собрание общества" означает истины добра, которыми обладают принадлежащие к этой Церкви, поскольку "собрание" относится к истине (п. 6355), а "общество" к добру.

7844. "Между вечерами" означает последнее и первое состояние. Это ясно из значения "вечера", как состояния лжи, а также состояния неведения истины; поскольку вечерний полумрак означает ложь, а также неведение истины. Ибо всякое время дня, как и всякое время года в духовном смысле означает чередование состояний относительно истины и добра (п. 5672, 5962, 6110). Их конец и их начало является "вечером", поэтому когда говорится "между вечерами", понимаются все эти состояния. Поэтому здесь "между вечерами" означает состояние освобождения пребывающих в истине от добра, и состояние осуждения пребывающих во лжи от зла, состояния, которые означаются выходом сынов Израилевых из Египта, когда там были поражены первенцы. Что это называется "вечером", видно из следующих слов у Моисея:

Заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта (Втор. 16:6).

[2] Из всего этого ясно, что конец состояния наваждений и начало состояния освобождения тех, которых прообразовали сыны Израилевы, означается словами "между вечерами". От этого начала состояние у них переходит к утру, что является возвышением в небо. Также ясно, что словами "между вечерами" означается конец состояния наваждений и начало состояния осуждения тех, которых прообразовали Египтяне, но состояние последних склоняется к ночи, что является ввержением в ад. Ввержение последних в ад прообразовано потоплением в Чермном море; но возвышение первых на небеса прообразовано введением в землю Ханаанскую.

[3] В Слове везде, где упоминается "вечер", он означает последнее время Церкви, а также ее первое время; последнее у тех, у которых Церковь исчезает, а первое у тех, у которых она начинается. Это объясняет, почему "вечер" прежде всего означает пришествие Господа; ибо тогда было время конца прежней Церкви и начала новой Церкви. Первое состояние новой Церкви также называется "вечером", потому что человек Церкви начинает с неясного света и продвигается к ясному свету, который для него является "утром".

[4] Что пришествие Господа в мир означается "вечером и утром", видно у Даниила:

И услышал я одного святого говорящего… На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы? И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится (Дан. 8:13, 14).

Здесь ясно видно, что "вечер" означает последнее время, когда Церковь была полностью опустошена, и Господь пришел в мир; а "утро" означает свет и возрождение новой Церкви от Него.

[5] Также у Захарии:

День этот будет единственный, ведомый только Сущему: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет (Зах. 14:7).

У Софонии:

И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их (Соф. 2:7).

"Вечер" означает первое состояние возрождающейся Церкви. Поскольку "вечер" означал последнее состояние старой Церкви и первое состояние новой, поэтому Аарон и его сыновья должны были зажигать светильник с вечера до утра перед Сущим (Исх. 27:20, 21).

[6] Что "вечер" означает последнее состояние Церкви, когда существует полная ложь, потому что нет никакой веры, и полное зло, потому что нет никакого милосердия, ясно из этих отрывков:

 

Горе нам! день уже склоняется, распростираются вечерние тени (Иер. 6:4).

И после того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя (Иез. 24:18).

"Жена" означает Церковь. У Давида

Они, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает (Пс. 89:6).

7845. [Стихи 7-11]

И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят плоть его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него сырого, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Сущего.

"И пусть возьмут от крови его" означает святую истину, принадлежащую добру невинности; "и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей" означает истины и добро природного уровня; "в домах" означает желания, составляющие волю к добру; "где будут есть его" означает удовольствие; "пусть съедят плоть его" означает удовольствие добра; "в сию самую ночь" означает, когда происходит осуждение злых; "испеченное на огне" означает добро, которое является производным любви; "с пресным хлебом" означает то, что очищено от всякой лжи; "с горькими травами" означает через неприятный опыт искушений; "пусть съедят его" означает удовольствие; "не ешьте от него сырого" означает, что оно не должно быть лишено любви; "или сваренного в воде" означает, это не должно происходить от истины; "но ешьте испеченное на огне" означает, что это должно происходить от любви; "голову с ногами и внутренностями" означает от самого внутреннего до внешнего; "не оставляйте от него до утра" означает продолжительность этого состояния перед состоянием просвещения в небесах; "но оставшееся от него до утра сожгите на огне" означает состояние, переходное к цели, через искушения. "Ешьте же его так" означает удовольствие в состоянии отделения от злых, которые наваждали, и защиту тогда; "пусть будут чресла ваши препоясаны" означает относительно внутренних начал; "обувь ваша на ногах ваших" означает относительно внешних начал; "и посохи ваши в руках ваших" означает относительно средств; "и ешьте его с поспешностью" означает их чувство в состоянии разделения; "это – пасха Сущего" означает присутствие Господа и избавление Им.

7846. "И пусть возьмут от крови его" означает святую истину, принадлежащую добру невинности. Это ясно из значения "крови", как святой истины, происходящей от Господа (п. 4735, 6978, 7317, 7326); и поскольку это кровь агнца, а "агнцем" означается добро невинности (п. 3994), то это означает святую истину, принадлежащую добру невинности.

7847. "И помажут на обоих косяках и на перекладине дверей" означает истины и добро природного уровня. Косяки и перекладины имеют такое значение, потому что "дом" означает самого человека, или его разум, а части, образующие двери, означают предметы, которые служат, чтобы входить в него. Ясно, что это истины и добро природного уровня; поскольку природный человек обучается прежде, чем рациональный человек, и понятия, которым он обучается в это время, являются природными, в которые постепенно проникают предметы духовные, которые являются более внутренними. Из этого можно видеть, каким образом истины и добро природного уровня служат для введения. Кроме того, косяки и перемычки имеют значение, подобное лбу и рукам человека, ибо природе ангельского мышления свойственно связывать природные объекты с характеристиками человека. Причина этого заключается в том, что духовный мир или небеса, по форме своей являются человеком, и все предметы этого мира, то есть, все духовные реалии – которыми являются истины и добро – связаны с этой формой, как было показано в конце многих глав, где говорилось о соответствиях. И так как в ангельских понятиях природные вещи становятся духовными реалиями, также происходит и с домом, который для ангелов является разумом человека; спальни и внутренние комнаты являются внутренними частями разума; а окна, двери, косяки и перекладины – внешними частями разума, ведущими внутрь. Поскольку ангельские понятия таковы, они также наполнены жизнью; и таким образом предметы, которые в природном мире являются мертвыми, становятся живыми, когда переходят в духовный мир. Ибо всё духовное исполнено жизни, поскольку происходит от Господа.

 

[2] Что "косяки" и "перекладины" имеют значение, подобное лбу и рукам человека, можно видеть из следующих слов у Моисее:

Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор. 6:5, 8, 9; 11:13, 18, 20).

Упоминается и то, и другое, поскольку они имеют подобное значение.

[3] Что в духовном смысле "перекладины и косяки" означают добро и истины природного уровня, которые вводят в духовные предметы, видно из описания нового храма у Иезекииля, которым означается духовная Церковь. Там часто упоминаются "косяки и перекладины", которые измеряются, чего никогда не делалось бы, если бы они не означали что-то, относящееся к Церкви и к небу, то есть, что-то духовное; как в следующих отрывках у этого пророка:

В первый [день] месяца священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на косяки храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на косяки ворот внутреннего двора (Иез. 45:18, 19).

Князь пойдет через внешний притвор ворот и станет у косяка этих ворот; и священники совершат его всесожжение; и он у порога ворот поклонится [Господу] (Иез. 46:2).

Каждый может понять, что "храмом" здесь означается не храм, но Церковь Господа; поскольку вещи, подобные тем, что описаны во многих главах, никогда не происходили и не будут происходить.

[4] Что в высшем смысле под "храмом" понимается Господь относительно Божественной Человечности, Сам он учит у Иоанна 2:19-22. Поэтому в прообразовательном смысле "храмом" означается Его церковь. Что ангел измерил перекладины этого нового храма, видно у Иез. 40:9, 10, 14, 26, 24; 41:21, 25. Такое измерение не имело бы никакого значения, если бы перекладины, а также числа, не означили чего-то, относящегося к Церкви. Поскольку "косяки" и "перекладины" означают истины и виды добра в природном, которые служат для введения, поэтому в новом храме они были квадратные (Иез. 41:21); и поэтому в храме Соломона косяки были сделаны из оливкового дерева (1 Цар. 6:31, 33). "Оливковое дерево" означает добро истины, или добро, принадлежащее духовной Церкви.

7848. "В домах" означает желания, составляющие волю к добру. Это ясно из значения "дома", как человека (п. 3128) и как человеческого духа (п. 3538, 4973, 5023, 7353), следовательно того, что составляет волю, здесь то, что составляет волю к добру. Причина, по которой "дом" также означает волю, заключается в том, что он означает человека, а человек является человеком в основном благодаря своей воле. Кроме того, говорим ли мы о человеке, или о его духе, это то же самое; поскольку человек является человеком не благодаря форме своего тела, но благодаря своему духу; и человек таков, каков его дух, то есть, каковы его разумение и воля, особенно таков, какова его воля.

7849. "Где будут есть его" означает удовольствие. Это ясно из значения "ядения", как усвоения (п. 3168, 3513, 4745), но здесь удовольствие, поскольку говорится о состоянии введения. Ситуация здесь такова: когда те, которые перед пришествием Господа удерживались в заключении на низшей земле (п. 6854, 6914, 7091, 7828), чтобы освободится, они должны были подготовиться к принятию наития добра и истины от Господа, поскольку они должны были пройти через середину ада; и чтобы в этом переходе зло и ложности не проникали от адских духов, окружавших их, они должны были быть готовы пребывать в состоянии, исполненном истиной и добром. Об этом переходе через ад, по Божественному милосердию Господа, будет сказано далее. Эта подготовка, или введение в состояние добра и истины, описаны вещами, которые они должны были делать между десятым днем месяца и четырнадцатым днем, и которые должны были соблюдаться в связи с ядением пасхального агнца.

7850. "Пусть съедят плоть его" означает удовольствие добра. Это ясно из значения "ядения", как удовольствия (п. 7849); и из значения "плоти", как того, что являе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: