Основные этапы процесса выработки управленческих решений




1) Выявление проблемы, то есть констатация или признание того факта, что проблема существует. Основные приметы, по которым мы можем понять ее:

a. Принятое и реализованное ранее решение не дает желаемого результата.

b. Возникли новые внешние и внутренние условия, которые ведут к изменению цели.

2) Анализ проблемы и постановка диагноза, то есть определение истинной причины сложившейся ситуации. Чем точнее определена причина проблемы, тем эффективнее ее решение. На практике очень часто выявление истинной причины приводит к изменению формулировки проблемы. В общем виде причиной проблемы является:

a. Неудовлетворительный первоначальный план действий

b. Неудовлетворительное исполнение принятого ранее решения

c. Изменение внешней среды или несоответствие действий новым требованиям и т.д.

3) Поиск вариантов разрешения проблемы, то есть формирование множества альтернатив. Для эффективного решения проблемы крайне важно сформировать действительно непустое множество возможных альтернатив, при этом всегда нужно рассмотреть как альтернативу бездействие. Важность данного этапа – чем больше альтернатив, чем больше они отличаются друг от друга, тем больше шансов эффективно ее решить. Нельзя приводить шаблонные решения. Для поиска вариантов используются следующие приемы:

a. Изучение прошлого опыта (как своего, так и чужого)

b. Использование различных методов генерирования идей (мозговой штурм и так далее)

c. Экспериментирование

d. Объявление конкурса. Привлечение сторонних организаций (консалтинговых фирм).

4) Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения. Альтернативы в процессе оценки сравниваются не друг с другом, а с определенными критериями, критерии могут быть: экономические (соотношение затрат и результаты, ожидаемые доходы), временные критерии (отдача), социальные (удовлетворение персонала, снижение текучести кадров), и т.д.. На практике в силу сложности самих решений и многокритериальности их оценки часто принимаются не наилучшее решение, а минимально приемлемое решение (достаточно иметь иголку острую, чтобы шить, вместо того, чтобы искать острейшую в стоге сена). Этот подход часто называется критерием здравого смысла и широко используется в менеджменте.

5) Согласование проекта решения, то есть обсуждение решения с заинтересованными сторонами (кого касается решение) и экспертами. Это делается для выявления всех возможных последствий решения.

6) Утверждение решения, то есть официальное одобрение решения лицами, которые имеют на это право.

7) Подготовка решения к реализации, то есть доведение решения до исполнителей, разъяснение и создание необходимых условий для реализации решения.

8) Организация выполнения решения – обратная связь, то есть выполнение действий, предусмотренных решением и оценка результата. Если решение не дает желаемого результата, необходимо принять новое решение.

Оценка последствий принимаемого решения.

Выяснить последствия решений - означает сделать прогноз будущего.

Методы прогнозирования можно разделить на две группы:

1) математическая оценка тенденций;

2) экспертное прогнозирование.

Математические методы оценки последствий решения. (на основе экстраполяции)

Экспертные методы оценки последствий решения

1. Метод Дельфи. Это метод опроса. Собрание специалистов по прогнозированию формулирует вопрос, относящийся к будущему.

2. Составление сценария.

 

Методы управления: понятие, общая характеристика. Организационно-административные, экономические, социально-психологические методы управления, их характеристика, характер воздействия.

Метод управления – способ осуществления управляющего воздействия или способ достижения целей управления организацией. Выбор метода определяется целью управления.

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

 

По содержания выделяются следующие методы управления:

· Организационно-административные – базируются на власти, дисциплине и ответственности.

· Экономические – основаны на применении экономических стимулов

· Социально-психологические – основаны на объективных законах развития социальных отношений и законах психологии.

Каждая группа методов управления включает в себя:

· Методы прямого (директивного) воздействия (команда, плановые задания, установление цен и так далее).

· Косвенные методы, воздействие которых на управляемый объект проявляется опосредованно, через создание стимулирующей ситуации.

Организационно-административные методы:

· Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию (приказ, распоряжении, рекомендация и т.д.)

· Косвенное административное воздействие, которое предполагает установление правил, регламентирующих деятельность подчиненных (должностные или служебные инструкции, Положение об органах управления и т.д.)

Экономических методы:

· Прямой централизованный экономический расчет (план). Основными экономическими методами централизованного управления являются плановое распределение ресурсов, капитальных вложений, материально-техническое снабжение и т.д. (плановые задания, кредитование, финансирование и т.д.).

· Косвенные методы управления (установление цен, нормативов выполнения работы, ставок заработной платы и т.д.).

Социально-психологические методы:

· Прямые методы влияют на объект управления человека или коллектив путем постановки конечной цели.

o Внушение – целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем воздействия на его психику (например, при помощи явной или неявной апелляции к его ожиданиям)

o Убеждение – активное аргументированное воздействие при помощи логических средств, направленных на снятие психологических барьеров, направленности в коллективе возникшей по поводу данной работы.

o Подражание – воздействие на работника или группу при помощи личного примера

o Вовлечение характеризует ситуацию, когда сотрудники становятся участниками процесса подготовки, выработки и реализации решений, постановки конечных целей и определения путей их достижения.

o Принуждение – метод, посредством которого работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания выполнять определенные действия.

o Побуждение – метод, при котором подчеркиваются положительные качества работника, что позволяет повысить моральную значимость порученного дела.

· Косвенные методы создают определенную запланированную ситуацию, при которой работник или группа выполняют необходимую работу и достигают поставленных целей в режиме повседневной организации труда.

o Условиями труда, то есть ритмичностью, монотонностью, внешней привлекательностью степенью нагрузки, непрерывным или дискретным характером труда, наличием элементов творчества.

o Элементами системы управления, то есть формой контроля деятельности, формой стимулирования и другое.

o Личностными, социальными, социально-психологическими факторами, то есть психологическим климатом в коллективе характером традиций. Постановкой воспитательной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: