Истоками данной школы, да и всей науки стратегического управления считают книги А.Чандлера «Стратегия и структура» (1962) и Ф.Селзника «Руководство в администрировании» (1957), «Политика бизнеса» К.Эндрюса и др. (1965).
Ими было введено центральное понятие стратегического менеджмента, состоящее в том, что стратегия отображает фундаментальное соответствие между внешними возможностями и внутренним потенциалом организации.
Идея школы: субъектом выработки стратегии является высший руководитель, стратегический лидер, который вырабатывает стратегию самостоятельно, пользуясь своими знаниями, опытом и интуицией.
Выработка стратегии – это кабинетная работа обдумывания, мыслительная, долгая работа, углубление и сосредоточение на проблеме.
Стратегия должна быть хорошо продуманной и единственно верной для предприятия. Если предприятие правильно найдет стратегию, то его ждет успех.
Недостатки теории:
- Когда была осознана необходимость в стратегии, то основной принцип был – альтернативность, а здесь единственная стратегия.
- Формулирует стратегию один человек, а реализуют другие люди, которым она фактически навязывается, что демотивирует персонал, а также этот разработчик может и ошибаться.
- Реализация превращается в контроль за выполнением намеченного плана (а реализация – это более сложный процесс).
Вывод: эта модель представляет собой слишком упрощенный подход. Однако он бывает полезен в ряде случаев, если:
1) нужно быстро пересмотреть текущую стратегию;
2) быстро осуществить радикальные изменения в организации и задать ей четкий курс.
4. Школа «стратегического планирования»: основные идеи, вклад основных представителей, ограниченность школы стратегического планирования.
|
1960-1970-е годы. Школа «стратегического планирования»
Игорь Ансофф «Корпоративная стратегия» (1965). Джордж Стейнер «Планирование для высшего руководства» (1969).
Школа планирования предлагает разработку обширных процедур, призванных разъяснять и количественно представлять цели организации. Многие элементы школы планирования сводятся в конечном итоге к количественной оценке целей. При таком подходе цели сразу начинают выступать как средство контроля (поскольку они жестко заданы).
Основные идеи школы планирования - построение стратегии как формальный процесс - включали: формальные процедуры, формальное обучение, формальный анализ, множество цифр. Выработка стратегического курса была прерогативой высококвалифицированных плановиков, входящих в состав специализированных отделов стратегического планирования, имеющих прямой выход на высшее руководство организации.
Несмотря на всю схожесть с идеями предыдущей школы, школа планирования рассматривает практическую реализацию модели предельно формально. Основное внимание плановиков направлено на операционные виды деятельности – и в первую очередь на составление расписаний, программ и бюджетов. О процессе же построения стратегий практически ничего не говорится.
Оценивать стратегии предлагается с использованием методов финансового анализа, так как сторонники этой школы основываются на предпосылке о том, что задача компании состоит в управлении деньгами с целью приумножения их количества.
|
В 80-е годы в рамках данной школы появляются идеи сценарного планирования. Так как никто не способен точно предсказать будущее, то нужно иметь представление о том, по каким сценариям могут начать развиваться события.
Недостатки теории:
- Запрограммированность. В условиях нестабильной внешней среды задавать такой жесткий план нельзя.
- Формированием стратегии занимаются плановики, но они занимаются формированием стратегии в отрыве от предприятия, они не видят, что реально происходит на предприятии и во внешней среде. К плановикам поступает уже обработанная информация. Важные факторы могут и не поддаваться коллективной оценке.
- Обработанная информация очень часто запаздывает настолько, что становится бесполезной для выработки стратегии. Процесс выработки стратегии должен быть динамичным, должна быть немедленная реакция.
- Отделение тех специалистов, которые вырабатывают стратегию, от тех, которые будут ее реализовывать.
- Явная переоценка роли анализа.
Таким образом, стратегическое планирование не соответствует своему названию. Точнее было бы его назвать стратегическим программированием.
Школы «рыночного позиционирования» и «предпринимательства»: исходные положения, основные представители.