Стратегический менеджмент на предприятии: уровни, элементы стратегии. Базовые стратегии.




 

Экономич.стратегия- совокупность рациональных приемов достижения целей в условиях нестабильности внешней среды. Существует несколько уровней разработки стратегии:

1) корпоративный;

2) деловой (или бизнес-уровень);

3) функциональный.

 

Корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированной компании.

Корпоративная стратегия разрабатывается для всей корпорации в целом и предусматривает:

1) создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем

2) достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и создание на его основе конкурентного преимущества;

3) установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности.

 

На бизнес-уровне определяется подход фирмы к достижению, удержанию и капитализации конкурентных преимуществ в конкретной области бизнеса, которая представляется стратегически важной с корпоративных позиций.

Деловая стратегия разрабатывается для каждой из сфер деятельности (если их в портфеле компании более одной). Она также называется стратегией бизнеса или конкурентной стратегией.

Функциональные стратегии определяют направления действий в таких функциональных сферах организации как финансы, маркетинг, производ­ство, управление человеческими ресурсами, научно-исследовательские рабо­ты и т.п. Их назначение — обеспечить решение задач, поставленных на корпоративном и бизнес-уровнях, с максимально возможной эффективнос­тью. Их главным отличием от корпоративных и бизнес-стратегий является внутрифирменная направленность.

 

Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):

Стратегия как план

Стратегия как позиция

Стратегия как «ловкий приём»

Стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель)

Стратегия как перспектива.

 

Стратегия организации может включать в себя следующие элементы:

 

1. плановые конкурентные инициативы;

2. действия, предпринимаемые в ответ на изменения во внешней среде;

3. изменения географии рынков;

4. слияние или приобретение компаний для укрепления положения в отрасли;

5. создание стратегических союзов и партнерств;

6. реализацию новых возможностей и защиту от угроз;

7. деятельность ключевых подразделений (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и т.д.);

8. укрепление ресурсной базы и конкурентных возможностей;

9. диверсификацию доходной базы и освоение новых направлений бизнеса.

 

Базовые стратегии.

Выделяют пять основных базовых стратегий:

Стратегия роста осуществляется за счет значительного повышения краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями. Различают следующие группы стратегий роста:

Первая группа - стратегии концентрированного роста (фирма не меняет отрасли):

· концентрированная круговая диверсификация (стратегия усиления позиции на освоенном рынке)

· стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта (продвижение женских станков)

· стратегия развития продукта – придание продукту новых свойств путем модернизации, изменения упаковки.(мобил.телефоны)

Вторая группа – стратегии интегрированного роста предполагает рост за счет изменения положения фирмы внутри отрасли:

· стратегия движения «назад» (или стратегия обратной вертикальной интеграции), направленная на рост фирмы за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками

· стратегия движения «вперед» или стратегия вперед идущей вертикальной интеграции- приобретение или усиление контроля над системами сбыта

Третья группа – стратегия диверсифицированного роста – фирмы не могут дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

· стратегия центрированной диверсификации: сохраняя основное производства, фирма использует возможности уже освоенного рынка и имеющейся технологии для производства новых продуктов («Чкаловский» производит детали для гражданских самолетов по технологии произ-ва военных)

· стратегия горизонтальной диверсификации- рост на существующем рынке, за счет новой продукции, требующей новой технологии (выпуск одежды, обуви, аксессуаров под одной торговой маркой)

· стратегия конгломеративной диверсификации - фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми. Новые продукты реализуются на новых рынках.

 

Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. (горнодобывающие П.)

Стратегия сокращения (стратегия низких издержек) - реализуются в периоды спадов и кардинальных изменений в экономике. Выделяют:

- стратегию ухода с рынка (стратегия ликвидации) – в случае невозможности дальнейшего ведения бизнеса;

- стратегию «снятия сливок» (или «сбора урожая»), предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе (применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан);

- стратегию реструктуризации (стратегия сокращения), заключающаяся в закрытии или продаже одного из подразделений или бизнесов для осуществления долгосрочного изменения грани ведения бизнеса;

 

Стратегия стабилизации применяется в условиях нестабильности объемов продаж и направлена на достижение более или менее постоянных объемов доходов и последующего увеличения прибыльности. После успешного осуществления этой стратегии применяется стратегия роста.

 

Целью стратегии выживания является переход к стратегии стабилизации. Применяется в ситуации, когда показатели работы имеют устойчивую тенденцию к ухудшению и исправить это положение не удается никакими мерами. Включает:

перестройка управления:

финансовая перестройка:

маркетинговая перестройка

 

Постановка стратегической цели развития предприятия. Факторы успеха, содействующие достижению целей, и их взаимосвязь. Стратегическая гибкость предприятия в условиях нестабильности.

 

Стратегич цели - сис-ма долгосрочных целей и показателей их достижения

Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения компании на рынке в долгосрочной перспективе.

Стратегические цели:

  • увеличение доли рынка;
  • более высокое и надежное положение в отрасли;
  • повышение качества продукции;
  • снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами;
  • повышение репутации фирмы среди клиентов;
  • полное удовлетворение запросов клиентов.

Компания «Motorola» (стратегическая цель)

В течение полугода увеличить долю рынка на 5% за счет снижения цены аппарата и создания разветвленной сети продажи предоплаченных телефонных карт.

 

При формировании целей необходимо опираться на КФУ.

Ключевые факторы успеха - факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции КФУ должны потом лечь в основу стратегии предприятия.

 

1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве (способность быстрого осуществления технологических нововведений; наличие опыта работы с передовыми технологиями)

2. КФУ, связанные с организацией производства (низкие издержки производства; высокая производительность труда)

3. КФУ, основанные на маркетинге: низкие издержки распределения; быстрая доставка; привлекательная, надежная и упаковка;

4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом: обладание секретами производства; умение создавать оригинальный и привлекательный дизайн товаров;

 

5. КФУ, связанные с организацией и управлением: наличие эффективных и надежных информационных систем;

способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;

6. другие КФУ, например: наличие хорошей репутации у потребителей;

доступ к финансовому капиталу.

 

Процесс целеполагания.

Сначала вырабатывается множество вариантов развития фирмы, каждый из которых оптимален при некотором вероятно возможном стечении внешних обстоятельств. Существует множество альтернативных путей развития.

Анализ внутреннего потенциала
Сначала формируется широкий круг целей или предпочтений, а затем они фильтруются путем детального анализа и выбираются приоритетные цели.

               
   
     
 
 
Цели и предпочтения
 
   
 

 


Для того чтобы организация могла справиться с нестабильностью внешней окружающей среды и была готова ей противостоять, применяется принцип стратегической гибкости организации. Внутренняя гибкость предприятия решается путем внутриорганизационной координации, при которой материальные, профессиональные и управленческие ресурсы организации могут легко и своевременно перераспределяться из одной СЗХ в другую.

Внутрифирменная гибкость достигается:

  • гибкостью руководства и способностью решать незнакомые проблемы;
  • гибкостью системы управления, способностью адекватно реагировать на всевозможные изменения;
  • гибкостью производств, ликвидностью материальных ресурсов.

Внешняя гибкость достигается путем выбора такого поведения фирмы на рынке, которое может обеспечить ее независимость от одного продуктового набора, одной потребительской группы, одного рынка сбыта и т. п. Внешняя и внутренняя гибкости часто противоречат друг другу, так как организация, диверсифицируя свою внешнюю базу, рассредоточивает на переключение свои внутренние ресурсы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: