Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды.
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика.
Виды инновационных стратегий:
Цель стратегии | Группы стратегий | Вид инноваций |
Достижение лидирующего положения на рынке | Наступательные стратегии | Базисные инновации продукта и процесса его производства |
Удержание завоеванных позиций | Стабилизационные стратегии | Улучшение продукции и/или технологии ее производства |
Цель наступательной стратегии – обретение лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием ее реализации является внедрение инноваций раньше конкурентов.
Для наступательной стратегии характерны технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой оргструктуры и имеющихся уникальных ресурсов (корпорация «Canon» создала собственные копировальные машины на базе принципа электронной фотографии. Она постоянно выдает новинки). Наступательная стратегия предполагает высокие затраты на НИОКР, обеспечивает, как правило, высокую норму прибыли, но обладает повышенным риском, который может быть следствием технических неудач или плохого выбора момента внедрения продукта.
Выделяются несколько стратегий наступательного характера.
Создание нового рынка – на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов (в свое время – телевизионные игровые приставки). Реализуется предприятием с достаточно сильным подразделением НИОКР. Проводимые исследования направлены на выполнение перспективных разработок, способствующих занятию монопольного положения. Ограничением выступает антимонопольное законодательство.
|
Приобретение компаний – на основе поглощения и слияния фирм образуется по существу новое предприятие и обеспечивается значительное расширение своего рынка.
Разбойничья стратегия – компания на основе новой технологии, используя свой опыт, выпускает на рынок новый продукт, который уменьшает общий размер рынка. Например, новая электрическая лампочка, работающая в несколько раз продолжительнее обычной лампочки. Это новое свойство значительно уменьшает потребность в обычных лампочках, действующим заводам становится невыгодно ее выпускать, тогда как создавшей новую лампочку фирме уготованы лидирующие позиции.
Стратегия сравнительных преимуществ – реализация инноваций, осуществляемых в различных формах: изменении класса выпускаемых продуктов без изменения существенных свойств (переход от ЭВМ к ПЭВМ); модификации уже известных продуктов (двухкамерные холодильники вместо однокамерных). Применение данной стратегии вызывается занятостью традиционных рынков и необходимостью поиска незанятых ниш.
Лицензионная (имитационная)стратегия – новая технология приобретается у других предприятий на основе покупки лицензии. Для фирм, не имеющих опыта работы в избранной отрасли, лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем собственные разработки. Это успешная стратегия, но здесь необходима высокая квалификация инженерно-технического персонала.
|
Стабилизационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода новшества на рынок, но стремящихся лидирующие позиции. При этом заимствуются новшества признанных лидеров, в них вносятся некоторые изменения, т.е. создаются товары-аналоги. При этом затраты на исследования и коммерциализацию ниже, чем у лидера и ниже уровень риска, поскольку товар уже появился на рынке (пример – эту стратегию в свое время использовала ф. «Кодак», которая следила за нововведениями японской ф. «Фуджи Фото Филм». «Кодак» использовала опыт японской компании при разработке технологии производства пленки с яркими цветами). Выделяются несколько стратегий.
Оборонительная стратегия – сознательное6замедление с выходом на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. Фирма отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта. Снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу.
Оппортунистическая стратегия – предприятие занято поисками такого продукта, который не требует больших затрат на исследования и разработку, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование своих ниш предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности фирмы.
|
Зависимая стратегия – ориентируется на разработку товара и технологии крупных родственных фирм, обладающих более высокой степенью эффективности производства («Дженерал моторс» продает рулевые механизмы «Крайслеру». «Крайслер» - клеевые материалы «Дженерал моторс» и «Форду». «Форд» снабжает их лобовыми стеклами). Цель стратегии – самосохранение на основе выполнения контрактных работ. Широко применяется при производстве деталей для заводов по сборке готовой продукции (автомобильные заводы Японии).
Защитная стратегия – исследования и разработки ведутся без претензий на занятие ведущих позиций и цель их – не отстать от других в области технико-технологического развития и возможности повысить технический уровень производства.
Селективная (избирательная) стратегия - концентрация ресурсов на определенных, наиболее эффективных направлениях, что создает условия для перехода к наступательным стратегиям.