Жизненный цикл технологии, его взаимосвязь с жизненными циклами продукции и спроса. Понятие цикла развития технологии.




Весь процесс реализации инновации можно объединить в одно понятие – инновационный процесс, который включает в себя создание изобретения (ноу-хау) или приобретение прав на него, коммерциализацию новых видов технологий, продукции и услуг, а также принятие решений производственного, финансового, административного характера, являющихся результатами интеллектуальной деятельности.

Жизненный цикл создания, внедрения и модернизации новшества, т.е. полный инновационный цикл, в наиболее общем виде представлен на рис.

       
   
 
деньги
 

 

 


На первом этапе проводятся ФИ. Альтернативой проведению целенаправленных ФИ является поиск готовых результатов.

На втором – осуществляются ПИ. Финансируются данные работы, как правило, заказчиком, но, участвуя в конкурсе, можно получить грант на проведение исследований.

На третьем этапе проводятся проектно-конструкторские разработки, составляется полная документация для изготовления изделия, создается его опытный образец или опытная серия. Источником финансирования являются преимущественно собственные или заемные средства.

Этап выведения товара на рынок характеризуется медленным ростом сбыта выпускаемой продукции из-за:

- Технических проблем, связанных с устранением недостатков в производстве товара

- Задержек с расширением производственных мощностей

- Неотлаженной системы сбыта и задержек с доведением товара до потребителя

- Высокой степени неопределенности поведения потребителей.

Основная стратегия фирмы на этом этапе – расширение рынка. Хотя цены на новый продукт высокие, прибыли у предприятия практически нет из-за больших единовременных затрат на подготовку производства и маркетинг.

Этап роста – период быстрого восприятия товара рынком и роста прибыли. На этом этапе у предприятия могут появиться конкуренты с товарами-аналогами или товарами-заменителями, поэтому важно продлить период роста за счет:

- Выпуска новых моделей

- Проникновения на новые сегменты рынка

- Внедрения дополнительных свойств и функций и повышения качества новинки

- Использование новых каналов распределения товара

- Совершенствования рекламной деятельности

- Снижения цен

Этап зрелости связан с насыщением рынка и замедлением темпов сбыта продукта. Здесь особое внимание уделяется эффекту масштаба производства, что позволяет фирме удерживать неизменными объемы выпуска и прибыли и существенно снизить цены. Предприятие защищает свою долю на рынке, используя методы:

- Разработка модификаций товара и выход на новые сегменты рынка

- Поиск новых способов применения продукта

- Улучшение качества товара, его свойств, внешнего оформления

- Проведение новой рекламной кампании

- Применение активных приемов стимулирования сбыта

- Предложение новых или усовершенствованных послепродажных услуг

 

Жизненный цикл технологии - описывает динамику спроса на товары и услуги, которые производятся на базе определенной технологии.

 

 

Жизненный цикл спроса - показывает как происходит типичное развитие спроса с того момента, когда общественная потребность, ранее не получавшая удовлетворения, начинает удовлетворяться товарами и услугами.

 

Жизненный цикл продукта – совокупность временных периодов от начала разработки изделия до снятия его с производства и продажи.

Особенностью современного производства является сокращение продолжительности ЖЦ продукции и технологии. Это обусловлено усилением конкуренции, ускорением процесса разработки новой продукции, улучшением организации маркетинга и сбыта, совершенствованием управления и повышением эффективности деятельности фирм.

 

Для повышения эффективности стратегии необходимо учитывать закономерность: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем - технологические инновации, и завершающий цикл - модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.

Взаимосвязь продуктовых и технологических инноваций можно проследить по графикам Ансоффа И. Он выделяет три возможных уровня изменчивости технологии относительно ЖЦ спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технологии.

Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широ-ким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал, оборудование.

 

Цикл развития технологии:

Новейшая технология — любая новая технология, которая имеет высокий потенциал

Передовая технология — технология, которая зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение на рынке

Современная технология — Признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию

Неновая технология — по- прежнему полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать

Устаревшая технология — технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой

10. Управление технологическими разрывами. Действия фирм в период приближения к пределу своей технологии (технологическому разрыву).

 

Едва на смену одной технологии в отрасли приходит другая, проблема их соотношения становится для предприятия делом важнейшего стратегического выбора: сохранять (и как долго) традиционную технологию, из-за которой часть выпускаемой продукции оказывается морально устаревшей, или переходить на новую.

Зависимости между затратами на улучшение процесса или продукта и полученными при этом результатами изображается в виде логистической S-образной кривой.

S-образные кривые появляются парами. Промежуток между двумя кривыми представляет собой технологический разрыв, где одна технология замещает другую.

 

 

       
 
РЕЗУЛЬТАТЫ
   
 

 


Трудности осознания наступающего предела существующей технологии и принятия решения о переходе на новую заключается в том, что этот переход представляется менее экономичным, чем сохранение старой.

Управление технологическими разрывами предполагают знание:

- Ключевых факторов заинтересованности покупателей по каждой группе товаров

- Взаимосвязи покупательских факторов с главными параметрами новой продукции и процесса

-Прямых и косвенных конкурентов

- Пределов возможностей конкурентов, наличия путей их обхода и своих пределов технологии

- Технической отдачи НИОКР

- Экономических последствий внедрения новых технологий, как собственной фирмой, так и конкурентами

- Технологии, наиболее уязвимой к атаке конкурентов

В период возможного приближения технологического разрыва могут быть предприняты конкретные действия:

1. Анализ возможности повышения отдачи НИОКР без перехода на новую технологию.

2. Перераспределение расходов на НИОКР между старой и новой технологиями

3. Создание гибридных товаров, использующих старые и новые подходы.

4. Продажа фирм со старой (обороняющейся) технологией

5. Покупка фирм, создавших новую технологию и продукты

6. Капиталовложения в мелкие фирмы, прежде всего в венчуры

7. Заключение договоров с фирмами, создавшими новую технологию и продукты, на поставку им продукции и превращение их тем самым из конкурентов в поставщиков.

8. Приобретение технологий по лицензионным договорам

9. Энергичная защита собственного бизнеса с помощью активного маркетинга и снижения издержек

10. Кооперация компаний при разработке новых технологий

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: