Научно-техническая продукция – результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно-технической информации):
· данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитических отчетов, изобретений, конструкторско-технологической документации, программных продуктов, бизнес-планов и т.д.
· научно-технические услуги (знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга), связанные с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Кроме этого, научные и конструкторские организации могут предлагать результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме: в виде опытных установок, нового единичного оборудования, агрегатов, инструментов, технологических линий и т.п.
При этом выделяется наукоемкая продукция (технология) – продукция материального производства, где доля затрат на НИОКР в добавленной стоимости выше, чем в целом по промышленности («высокие технологии» - затраты на НИОКР составляют на менее 10% добавленной стоимости).
К особенностям Н-Т продукции относятся:
· уникальность и трудность в определении полезности продукции
· техническая сложность продукции, требующая затрат квалифицированного научного труда
· различная степень «проработки» товара, т.е. готовности его к промышленному освоению
· значительная неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества
· зависимость реализации технологического новшества от инновационной возможности потребителей
В зависимости от степени новизны Н-Т продукции для компании-производителя и рынка различают следующие виды:
|
1. продукты мировой новизны, появление которых ведет к формированию особого рынка
2. товары, новые для фирмы
3. усовершенствованные и модифицированные существующие товары и технологии: продукты с улучшенными характеристиками или с более высокой с точки зрения потребителя ценностью, вытесняющие существующие продукты
4. существующие товары и технологии, адаптированные для новых рынков и процессов (использование в горнодобывающей промышленности изобретений, созданных в сфере ж/д транспорта)
5. новые продукты, обладающие такими же свойствами, как и их предшественники, но более дешевые.
Характеристика рынка инноваций
Рынок инноваций - сфера экономических отношений между владельцами Н-Т продукции и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность. Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков тем, что:
· на данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность)
· предложение инноваций превышает спрос, но затоваривания не происходит. Большое количество изобретений и ноу-хау определяют уровень Н-Т в данной области и конкурентоспособность будущих новшеств на рынке
Во многих случаях вновь созданная Н-Т продукция не пользуется спросом, т.к. рынок еще не осознал возможностей новой технологии и продукции. В данных случаях первые проявления новых потребностей (спроса) должны стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок.
|
Основными агентами мирового рынка Н-Т продукции (рынка технологий) являются:
· индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные фирмы – генераторы новых технических идей
· крупные промышленные компании, выступающие как продавцами, так и покупателями
· посреднические фирмы
12. Маркетинговая концепция развития предприятия и концепция «технологического проталкивания». Этапы разработки нового продукта, содержание маркетинга на каждом этапе. Виды рыночного тестирования продукции производственного назначения и товаров широкого потребления.
Н-Т продукцию можно разделить на:
· «втягиваемую рынком», т.е. вызванную потребностями рынка (маркетинговая конц.)
· «вталкиваемую технологией», т.е. основанную на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии (конц. технологического проталкивания)
Считается, что стратегия развития, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим проведением исследований в подразделениях НИОКР, более эффективна. Но следует учесть, что такое внедрение приведет к предпочтению малых нововведений, в ущерб тому, что предлагают подразделения НИОКР. С др. стороны, стратегия, основанная на технологическом продвижении, скорее приведет к инновационному прорыву и создаст основу для долговременного конкурентного преимущества. Большинство инновационных прорывов зарождается в научно-исслед. организациях, а не на рынке, что свидетельствует об ограниченности маркетинговой концепции. Необходимо сохранять баланс между 2-мя стратегиями.
|
Независимо от происхождения товара, контроль со стороны стратегического маркетинга необходим и должен осуществляться на более ранней стадии разработки. Основные этапы процесса разработки нового товара/технологии в соответствии с маркетинговой концепцией приведены в таблице.
Этап | Используемые методы и инструменты |
Генерирование идеи нового продукта | 1. Изучение нужд и желаний потребителя 2. Идеи ученых, инженеров, конструкторов и др. сотрудников 3. Изучение товаров и услуг конкурентов |
Отбор идей | 1. Методика расчета рейтинга идеи товара на основе: рейтинга товара, соотношения качество-цена, средств на маркетинговую поддержку, отсутствия сильной конкуренции 2. Оценочная сетка: на основе перечня ключевых факторов успеха по каждой функции (маркетинг, НИОКР, финансы, производство) с учетом относительной важности каждого фактора рассчитывается сводный индекс качества |
Разработка концепции нового продукта и его проверка | 1. Концепция товара разрабатывается на основе методов: - проектирование по заказу потребителя: изучение ожиданий или нежеланий потребителя и изменение технических атрибутов продукта - совместный анализ: метод определения уровня ценности различных атрибутов продукта в глазах потребителя 2. Проверка концепции – опробование ее на соответствующей группе целевых потребителей для выяснения их оценки |
Разработка маркетинговой стратегии | 1. описание объема, структуры рынка, показателей объема продаж, доли рынка, планируемой прибыли на несколько лет 2. сведения о планируемой цене товара, смете расходов на маркетинг в течение первого года |
Анализ возможностей производства и сбыта | Расчет предполагаемых показателей продаж, издержек, прибыли, их проверка на соответствие –целям компании. |
Разработка продукта | Создается прототип. Проводятся: - функциональные испытания: подтверждение надежности, безопасности использования - потребительские испытания: приглашение пользователей в лабораторию, выдача им образцов продуктов для пробного использования |
Тестирование нового продукта в рыночных условиях | Тестирования товаров широкого потребления: 1. Волновое исследование продаж: предложение бесплатно опробовать товар, а затем приобрести его или продукцию конкурентов по слегка заниженной цене 2. Имитационное рыночное тестирование: испробовать имитации товара 3. Управляемый пробный маркетинг: мелкие партии + рекомендации, консультации 4. Создание пробного рынка: более крупные партии Тестирования товаров промышленного назначения: 1. Тестирование типа альфа: проводит сам производитель 2. Тестирование типа бета: потенциальным пользователям предлагается проверить его на своих площадках при условии конфиденциальности 3. Демонстрации нового оборудования на отраслевых выставках 4. Испытания в демонстрационных залах дистрибьюторов и дилеров 5. Пробный маркетинг: изготовление опытно-промышленных образцов оборудования, продажа его на ограниченной территории |
Развертывание коммерческого производства | Компанией решаются вопросы, касающиеся: 1. момента выхода на рынок 2. выбора целевого рынка 3. выбора системы маркетинга на начальном этапе |
Интеллектуальная собственность и ее роль в экономическом и социальном развитии. Содержание интеллектуальной собственности как права.
Интеллектуальная собственность - совокупность исключительных прав, как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности (литературные, художественные, научные произведения, научные открытия, изобретения и т.д.), а также права на средства индивидуализации ЮЛ, продукции, выполненные работы и услуги.
Объектами ИС являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта. Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г. предусматривает, что объектами права ИС являются:
1) литературные, художественные произведения и научные труды;
2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;
4) научные открытия;
5) промышленные образцы;
6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения
7) пресечение недобросовестной конкуренции.
Объекты авторского права | Объекты промышленной собственности | Научные открытия |
Произведения науки: Программы для ЭВМ Базы данных Произведения литературы Произведения искусства | Изобретения Промышленные образцы Полезные модели Товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования Ноу-хау Пресечение недобросовестной конкуренции | Законы Закономерности Эффекты |
Научные открытия не относятся ни к объектам авторского права, ни к объектам промышленной собственности. Ни одно национальное законодательство не дают какого-либо права на собственность применительно к научным открытиям.
Отличительной особенностью объектов ИС является их нематериальный характер, что определяет ее принципиальное отличие от собственности на материальные объекты. Соответственно различается и содержание прав вещной собственности и интеллектуальной собственности.
Содержание интеллектуальной собственности как права включает в себя права автора и исключительное право.
К правам автора на объекты ИС относятся такие права, как:
· право авторства – право любого гражданина быть названным автором произведения литературы, науки, искусства, изобретения и т.д. при условии, что это произведение создано его личным творческим трудом;
· право на имя, реализуемое в виде права автора на присвоение его имени тому произведению, которое он создал;
· право на опубликование – право автора обнародовать свое произведение или сохранить его в тайне;
· право на неприкосновенность произведения – заключается в том, что никто не имеет право изменять, искажать авторский вариант произведения с сохранением имени автора, поскольку это может нанести ущерб его репутации.
Исключительное право на объекты ИС связано с понятием использования, под которым следует понимать воспроизведение объектов ИС в виде материальных объектов. В этом смысле исключительное право – это прежде всего право использовать самому объекты ИС, а так же разрешать (запрещать) это делать другому лицу. С исключительным правом связанны все вопросы коммерческого использования результатов интеллектуального труда.
В отличие от прав автора исключительное право является отчуждаемым и его владельцем может быть любое физическое или юридическое лицо, которому по закону или по договору это право будет предоставлено.
Роль ИС в соц.-экон. развитии.
В отличие от сырьевых ресурсов интеллектуальная собственность является неисчерпаемым ресурсом. Именно поэтому в последнее время она быстро заменяет традиционные материальные активы и становится движущей силой экономического и социального развития. В такой связи важную роль играет развитие промышленной собственности, которая является важнейшей формой интеллектуальной собственности:
1. Право на получение патента на изобретение стимулирует вложение денег и сосредоточение людских ресурсов в области исследований и разработок;
2. предоставление патента стимулирует вложение средств в промышленное применение изобретения
3. официальная публикация патента расширяет всемирный фонд документальных источников технологической информации.
Справедливая и совершенная система патентования, обеспечивая изобретателю признание и материальную выгоду, стимулирует изобретательскую и инновационную деятельность.