Старый рынок | Новый рынок | |
Старый товар | Совершенствование деятельности (1) | Стратегия развития рынка (3) |
Новый товар | Товарная экспансия (2) | Диверсификация (4) |
Выделяют следующие стратегические рекомендации данной модели.
1. Стратегия совершенствования деятельности. При выборе данной стратегии фирме следует обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
· развитие первичного спроса путем привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию или к большему разовому потреблению;
· увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий
· развития сбытовой сети, использования стимулирующих мероприятий, гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг и т.д.
· приобретение рынков путем слияния или поглощения фирм-конкурентов;
2. Товарная экспансия – стратегия разработки новых/совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Такая стратегия предпочтительна с точки зрения минимизации риска, т.к. предприятие действует на уже известном рынке. Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:
· добавление потребительских характеристик товара (телевизоры – видеодвойки);
· расширение товарной номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции (выпуск напитков в различные по виду и объему емкости).
3. Стратегия развития рынка, или рыночная экспансия. Данная стратегия направлена на поиск новых рынков (новых сегментов) для уже освоенных товаров.. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но в перспективе более доходна. Здесь также имеется ряд альтернатив:
|
· освоение новых сегментов на том же рынке;
· выход на новые рынки внутри страны и в других странах.
4. Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынковТакая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей.
Причины, определяющие выбор данной стратегии:
· стремление уменьшить или перераспределить риск («не все яйца в одной корзине»);
· стремление уйти со стагнирующих рынков и получить финансовые выгоды от работы в новых областях.
Достоинствами матрицы И.Ансоффа являются простота и наглядность представления возможных стратегий, а недостатком – односторонняя ориентация на рынок, учет всего двух, хотя и важных, факторов.
Д.Абель развивает подход И.Ансоффа, предлагая дополнительный третий фактор – технологию. Набор возможных стратегических направлений развития бизнеса существенно расширяется. При этом возникает задача определения критериев наилучшей области:
· первым является соответствие рассматриваемой области общему направлению деятельности фирмы с тем, чтобы использовать синергический эффект в технологии и маркетинге;
· другими критериями являются привлекательность области (по двум факторам: привлекательность рынка и технологическая сложность) и «сила» бизнеса (определяется рыночными преимуществами продукта и синергическим эффектом компании в области технологии и маркетинга).
|
В результате строится портфельная матрица, на которой отображаются возможные стратегические направления развития бизнеса. Проведенная диагональ отсекает непривлекательные стратегические области (рис.).
Привлекательность области | Малая | Хорошие шансы | Шансы большого риска |
Большая | Консервативные шансы | Нет шансов | |
Большая | Малая | ||
«Сила» бизнеса | |||
Рис. Привлекательность области/»сила бизнеса» |
Деловой комплексный анализ (проект PIMS)
PIMS-анализ, или анализ уровня влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности, основан на использовании эмпирической модели, связывающей широкий диапазон стратегических переменных (таких, как рыночная доля, качество продукта, вертикальная интеграция) и ситуационных переменных (скорость роста рынка, стадия развития отрасли, интенсивность потоков капитала) с величиной прибыльности и способностью организации генерировать наличность. Цель проведения данного анализа заключается в определении, какие стратегии следует выбирать в конкретных рыночных условиях. Данный метод основан на результатах анализа более 1000 конкретных СБЕ более чем 150 больших и малых компаний.
Эффективность функционирования любой хозяйственной организации, независимо от ее отраслевой принадлежности, размера, специфики выпускаемой продукции, географического положения, определяется общими для всех производств факторами (37), наиболее существенные из которых следующие:
|
Капиталоемкость, относительное качество продукции, производительность, конкурентная позиция бизнеса
низкие затраты на единицу продукции, вертикальная интеграции, инновации
В проекте PIMS взаимосвязи стратегических факторов представлены в виде двухмерных матриц, по осям которых отражены 3-5 уровней (качественных характеристик) рассматриваемых факторов. Например, такими факторами являются:
· цена - качество,
· уровень качества - доля рынка,
· уровень качества - интенсивность инвестиций,
· доля рынка - доход на инвестиции и т.д.
В клетках матрицы показаны относительная цена, прогнозная доля рынка, уровень рентабельности инвестиций и др. показатели.
Данный метод позволяет определить, какие внутренние переменные фирма должны изменить, чтобы улучшить свои результаты, но она не позволяет учесть, такие качественные параметры, как стиль и методы руководства, сложившаяся структура управления, мотивация персонала предприятия и т.д. Данный подход позволяет фирме учиться на опыте других предприятий, выбирать наиболее удобные способы будущих действий для получения высоких доходов, но он реализован применительно к высокоразвитым, относительно устойчивым видам рынков и бизнеса.