Г. Минцберг разделяет 4 понятия стратегии:
- Стратегия как план – система последовательных действий;
- Стратегия как позиция – определение положения организации во внешней среде и относительно своих главных конкурентов;
- Стратегия как «ловкий прием» - введение фирмой в заблуждение своих конкурентов относительно ее рыночных действий (например, ложное сообщение фирмой о ее желании перейти на новый рынок, что заставляет конкурентов сосредоточить свои усилия на этом новом рынке, в то время как фирма на самом деле укрепляет свои позиции на совсем ином рынке);
- Стратегия как принцип поведения – к примеру, компания «Apple» длительное время придерживалась принципа уникальности периферийного оборудования – принтеры, сканеры и другие устройства могли работать только с компьютерами «Макинтош».
В общем стратегия – программа действий, которая предусматривает главные цели предприятия и пути их достижения такие, что предприятие получает единое направление движения.
Объективная необходимость разделения управления на текущее и стратегическое была вызвана усилением конкуренции на рубеже 60-70-х годов и повышением значимости долгосрочных факторов поведения предприятия в борьбе за выживание. Успешное решение задач только сегодняшнего дня, касающихся выпуска продукции, экономии ресурсов, получения прибыли от продаж, становилось недостаточным.
Таким образом, усложнение микро- и макросреды фирмы, усиление ее неопределенности подвижности, растущая взаимозависимость различных явлений хозяйственной практики вызывают в жизни особую потребность в проведении всесторонних исследований внешнего окружения фирмы и поиске тех возможностей, находящихся как внутри организации, так и за ее пределами, которые помогли бы фирме адаптироваться к новой обстановке.
|
Концептуальные положения стратегии:
- стратегия в качестве средства достижения перспективных целей делает упор на прогноз поведения внешней среды, на анализ возможностей предприятия;
- стратегия ориентирована на долгосрочную перспективу, а ее цели отражают общие задачи предприятия;
- стратегия адаптирована к изменениям внешней среды;
- стратегия предусматривает альтернативные пути развития предприятия на основе использования прогнозов, опыта и интуиции специалистов;
- стратегия мобилизует ресурсы предприятий и направляет их на достижение поставленной цели.
2. Перспективный подход в управлении, его необходимость и объективность. Сравнительные характеристики долгосрочного и стратегического планирования: схемы, процедуры, особенности. Сущность концепции стратегического управления.
Реализация перспективного подхода связана с целенаправленностью управления: поскольку всегда существует временной интервал от момента постановки целей до момента ее реализации, то можно утверждать, что управление ориентировано на перспективу. Реализация перспективного подхода происходит через долгосрочное или стратегическое планирование.
Главное различие между ними заключается в формировании будущего.
Долгосрочное планирование
Оно основано на предположении, что будущее будет лучше настоящего. Основным способом является экстраполяция (представляет собой перенос свойств выборки на всю совокупность).
|
Схема долгосрочного планирования
Стратегическое планирование
Оно основано на том, что будущее будет отличаться от настоящего. Задача стратегического планирования: анализ внешней среды и прогноз будущих изменений, выявление благоприятных факторов и угроз, на основании чего разрабатываются стратегии развития предприятия, позволяющие достигать цели в условиях нестабильной изменчивой внешней среды.
Схема стратегического планирования
Сравнительные характеристики долгосрочного и стратегического планирования
Характеристики | Долгосрочное планирование | Стратегическое планирование | |
Методы планирования | Экстраполяция | Все традиционные и нетрадиционные методы принятия решений (моделирование, экспертные оценки, мозговой штурм, экстраполяция и т.д.) | |
Объект анализа | Возможности внутреннего потенциала предприятия | 1) возможности внутреннего потенциала предприятия, 2) внешняя среда | |
Способ достижения целей | Оптимизация использования внутренних ресурсов | Адаптация к постоянно меняющимся условиям внешней среды | |
Важность фактора времени | Не самый важный фактор | Важнейший фактор в конкурентной борьбе | |
Критерий эффективности | Прибыльность | 1) точность предвидения изменений, 2) время адаптации к изменениям, 3) качество товаров (услуг) | |
Взгляд на персонал | Один из ресурсов | Важнейший ресурс | |
Отправная точка планирования | Достигнутый уровень развития | Желаемое состояние объекта в будущем | |
Субъекты планирования | Разработчиком плана является высшее руководство | Разработчики – группа специалистов, экспертов, высших руководителей | |
Основная цель деятельности, целеполагание | Основная цель одна – максимизация прибыли | Система взаимосвязанных целей; цели упорядочены по приоритетности, срочности и приемлемости; цели задаются с разной степенью точности | |
Особенности принятия решений | Разработчикам плана известны все альтернативные решения, которые могут быть реализованы | Все альтернативы неизвестны | |
Для решения проблемы существует эффективный прием расчета, который ведёт к оптимальному результату | Не для всех проблем есть эффективные методы, ведущие к оптимальному решению. Необходимо пользоваться новыми, эвристическими приемами. |
|