Теория иерархии потребностей А.Маслоу.




1. Физиологические или базовые потребности (пища, вода, тепло, убежище, отдых, секс).

2. Потребности безопасности: защита от лишений, угроз и опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в удовлетворении физиологических потребностей в будущем.

3. Социальные потребности: чувство принадлежности к кому-либо или к чему-либо, дружеские отношения, уверенность в том, что тебя понимают другие, чувство социального взаимодействия.

4. Потребности в уважении («эго»): самоуважение и уважение других, репутация, статус (личные достижения, престиж, слава и т.д.).

5. Потребность в самвыражении: потребность реализации собственного потенциала для непрерывного самосовершенствования.

 

Потребности образуют определенную иерархию, т.к. потребности низшего уровня должны удовлетворяться в первую очередь. После того, как эти потребности будут (и только после этого) удовлетворены, человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действию. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей. Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Основные недостатки теории Маслоу:

1. Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, возраст, пол, положение в организации и т.д.)

2. Не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой.

Удовлетворение двух верхних групп потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что только потребность самовыражения по мере ее удовлетворения усиливает свое действие.

 

 

Двухфакторая теория Ф.Герцберга.

Существует непрерывный и бесконечный переход от неудовлетворенности к удовлетворению, при этом имеется две разные группы факторов, определяющие, какие чувства испытывает человек к работе. Соответственно существует и две шкалы:

 

Диапазон действия Диапазон действия

гигиенических факторов мотивации

факторов

 

       
   


Неудовлетворенность Нейтральное Удовлетворение

состояние

 

Процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами, т.е. факторы, которые вызывают рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводят к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, не следует, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.

Процесс «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы (внутренние факторы) к этим мотивирующим факторам относятся:

- личный успех

- признание

- продвижение

- работа сама по себе

- возможность роста

- ответственность.

Процесс «неудовлетворенность – отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности, но и наличие их не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. К этим поддерживающим факторам (или факторам здоровья, гигиеническим факторам) относятся:

- политика компании и стиль управления

- техническое руководство

- межличностные отношения с непосредственным руководителем

- межличностные отношения с коллегами

- межличностные отношения с подчиненными

- заработная плата

- гарантия занятости

- частная жизнь

- условия труда

- статус

На основе разработанной концепции Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для ее устранения. После того, как достигнуто «отсутствие неудовлетворенности», использовать поддерживающие факторы бесполезно. Далее используются мотивирующие факторы для достижения работниками состояния удовлетворенности.

Двухфакторная теория удовлетворения от работы объясняет поведение человека с точки зрения целей.

 

 

Теория приобретенных потребителей Мак Клелланда.

 

Концепция МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния трех видов потребностей:

- власти, т.е. желание воздействовать на людей;

- достижения (успеха), т.е. личная ответственность за поиск решения в конкретных ситуациях и ожидание определенных поощрений за достигнутые результаты при умеренном риске;

соучастия (причастности или принадлежности), т.е. предпочтение работы, связанной с возможностями широкого общения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: