Процессуальные теории мотивации и их применимость в практике управления организацией.




Процессуальные теории, которые основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

 

1. Теория ожиданий (Врум). (ИЗ ТЕТРАДИ!!!!)

В соответствии с данной теорией наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению и приобретению желаемого. Т.е. основной фактор, который определяет человеческое поведение, - это результат, ожидаемый вследствие определенного поведения.

Эта теория утверждает: для того, чтобы вознаграждение подтолкнуло человека к деятельности, человек должен верить, что его усилия увеличат вероятность получения вознаграждения.

  Мотивация     =   Ожидание того, что усилия дадут ожидаемые результаты   х Ожидание того, что результаты повлекут за собой желаемое вознаграждение   х   Ожидаемая ценность вознаграждения
    З - Р   Р – В   Валентность

 

Ожидания в отношении «затрат труда – результатов» – соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать.

Ожидания в отношении «результатов – вознаграждений» - ожидание определяемого вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

Ожидаемая ценность поощрения или вознаграждения (валентность) – предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

При этом различают внешние и внутренние вознаграждения.

К внешним вознаграждениям относятся: зарплата, положение в организации и за ее пределами, дополнительные льготы, благоприятные рабочие условия, разнообразие в деятельности, похвала, продвижение по службе, перевод на другую работу, свободное время и др.

Внутренние вознаграждения включают: самоуважение, чувство достижения, чувство познания нового, чувство выполнения чего-то нужного, чувство внесения важного вклада в работу, усталость.

 

2. Теория постановки целей.

Эдвин Лок исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые тот ставит перед собой. При этом предполагается, что постановка целей – это сознательный процесс.

Осознание и оценка человеком событий, происходящих в его окружении, с учетом эмоционального состояния

 

Определение цели, Задающей направление и интенсивность действий

Осуществление действий, выполнение работы

 

  Достижение определенного результата  

Получение удовлетворения (удовлетворенность результатом)  

 

Уровень исполнения работы зависит от четырех характеристик целей:

- сложность, которая отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. (Чем сложнее цели ставит перед собой человек, тем лучших результатов он добивается; речь не идет о недостижимых целях)

- специфичность, которая отражает точность и определенность цели. (Более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, чем цели с нечетким содержанием)

- приемлемость, которая отражает степень, до которой человек воспринимает цель как свою собственную

- приверженность, которая отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели.

 

 

Теория справедливости (или теория равенства).

Основатель данной теории Стейси Адамс.

Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что к нему подходят без дискриминации, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. При этом неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к затратам его труда вознаграждение.

С.Адамс выделил 6 возможных реакций человека на состояние неравенства:

1. Снижение уровня затрачиваемых усилий.

2. Попытка увеличить вознаграждение.

3. Переоценка человеком своих возможностей (снижение уверенности в себе).

4. Влияние на организацию и сравниваемых лиц, либо с целью заставить последних увеличить затраты, либо с целью уменьшить их вознаграждение.

5. Изменение объекта сравнения.

6. Попытка перейти в другое подразделение или покинуть организацию.

Основной практический вывод из данной теории следующий. В организации должна быть широко доступна информация о том, кто, как, за что, сколько получает вознаграждения и какого вида. Кроме того, руководство должно регулярно проводить исследования, как оценивается вознаграждение работниками, справедливо ли оно, должна быть ясная система оплаты труда, отвечающая на вопрос о том, какие факторы определяют ее размер. Закрытие информации об уровне оплаты труда работников не решает проблемы, так как невозможно скрыть такие виды внешних вознаграждений, как карьерный рост, похвала и т.д.

 

1. Модель Портера-Лоулера.

Данная модель – это комплексная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости.

Согласно данной модели (рис.) результаты, достигнутые сотрудником (6), зависят от трех переменных:

· затраченных усилий (3)

· способностей человека (4)

· осознание своей роли в процессе труда (5)

Уровень затраченных усилий (3) зависит от

· ценности вознаграждения (1)

· насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2).

Достижение трудового уровня результативности (6) может вызвать внутренние вознаграждения (7а) (например, чувство удовлетворенности от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения), а также внешние вознаграждения (7б) (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).

Удовлетворение (9) – это результат внутренних и внешних вознаграждений (7а, 7б) с учетом справедливости последних (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человека будущих ситуаций (2).

 

 
 

 

 


Один из наиболее важных выводов данной теории – результативный труд ведет к удовлетворению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: