Управление как специфическая деятельность, его сущность, объективная необходимость.
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу (Питер Друкер)
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные (Бир)
Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, при возникновении его кооперации и увеличения масштабов производства.
Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:
- ростом крупных корпораций: требовались новые модели управления;
- разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала у немногих собственников пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью.
- развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим.
Менеджмент – относится только к организации. (для нас синонимы)
Менеджмент – это:
- - процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;
- - совокупность функций управлений (планирование, организация, контроль, мотивация), осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
- - искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации;
- - люди, управляющие организацией; (конкретные роли)
- - органы или аппарат управления
- - наука, т.е. самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.
|
Основными признаками, присущими управлению в целом, являются:
1) целенаправленность;
2) воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющих изменить характер функционирования систем и перевести их в желаемое состояние.
В управлении выделяют:
- субъект (орган) управления – активная часть, вырабатывающая управляющие воздействия;
- объект управления – пассивная часть, на которую направлены управляющие воздействия.
| |||
Система в первоначальном состоянии, т.е. без управления полна неопределенности и ее поведение хаотично. Управление уничтожает неопределенность на основе появления и переработки информации. Информация уменьшает разнообразие. А уменьшение разнообразия является одним из основных принципов управления, и не потому, что упрощается сама система, а потому, что ее поведение становится все более предсказуемым.
Необходимость управления вытекает из кооперативного, совместного характера труда, т.е. общественный характер труда связан с необходимостью его координации.
Общие и специальные функции управления. Руководство как особая функция управления. Управленческие роли руководителя.
Функция управления – определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.
Виды функций управления:
1) общие (основные);
2) специальные (конкретные).
Общие функции управления – виды деятельности, которые не зависят от особенностей объекта управления; реализуются на всех без исключения объектах управления; являются элементами управленческого цикла:
|
- планирование;- организация и координация; - контроль и регулирование; - мотивация.
Планирование – это вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта и разработку программы её достижения.
Организация - функция управления, задачей которой является обеспечение достижения целей.
Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации.
Регулирование – вид деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определённой траектории и которая направлена на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития организации по отношению к цели.
Мотивация – это деятельность, целью которой является побуждение отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Специальные (конкретные) функции управления - они не являются элементами управленческого цикла; зависят от особенностей объекта управления; не рассматриваются как одинаково важные для всех объектов управления:
- организация новых туристических маршрутов;
- маркетинг;
- управление персоналом;
Соотношение общих и специальных функций управлений: каждая специальная функция содержит в своём составе виды работ соответствующие общим функциям.
|
Руководство – функция, состоящая в координации деятельности различных управленческих подразделений. Отношения руководства реализуются через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, который наделен формальным статусом и отвечает за деятельность организации и ее подразделений.
В современной теории организации и управления различают следующие виды руководства:
· прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы и т.д.);
- опосредованное (использование механизмов мотивации).
В процессе выполнения своих обязанностей руководитель по определению Минцберга принимает на себя 10 ролей, которые в той или иной степени присутствуют на всех уровнях управления и во все периоды времени. Эти роли группируются по трем категориям:
1. Межличностные роли.
1.1. Главный руководитель, т.е. символический глава, в обязанности которого входит деятельность правового и социального характера.
1.2. Лидер, т.е. ответственен за активизацию и мотивацию персонала, а также за прием, подготовку и переподготовку кадров.
1.3. Связующее звено, т.е. руководитель ответственен за развитие саморазвивающейся сети внешних контактов.
2. Информационные роли.
2.1. Приемник информации.
2.2. Распределитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников, членам организации..
2.3. Источник информации –. передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, целей, политики, результатах работы
3. Роли, связанные с принятием управленческих решений.
3.1. Распределитель ресурсов- принимает и одобряет все значительные решения в организации.
3.2. Предприниматель - изыскивает возможности развития внутри самой организации и за ее пределами.
3.3. Устраняющий нарушения.
3.4. Ведущий переговоры - ответственный за представительство организации на всех значительных переговорах.