Разработать средства и методы (механизмы), посредством которых Департамент образования города Москвы сможет поднять уровень культуры среди современной молодежи.
Актуальность темы
Актуальность вопроса молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи.
Кроме того, наблюдается падение общих показателей культуры, обеднение структуры досуга, а также рост правонарушений и преступлений среди молодежи.
Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
Разработанность темы
В исследовании будут рассматриваться явления, связанные с влиянием социального контроля со стороны учебных заведений на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи в Москве примере организации молодежью досуга и свободного времени.
Социология молодежи как отрасль социологии возникла лишь в 60-70-х гг. ХХ века, однако и до этого времени ученые затрагивали данную тему. Например, один из крупнейших классиков социологии, Э.Дюркгейм[1], не только подчеркивал значение воздействия общества на становление личности, но также впервые упомянул в своих работах такие понятия как «воспитание» и «социализирование».
|
Уже мыслители древности уделяли пространству свободного времени и досуга значительное внимание. Свободная деятельность рассматривалась как высшее проявление человеческого духа, а досуг - как высшее благо. Однако, социология досуга как самостоятельная отрасль, также существует сравнительно недавно. Вплоть до начала XX в. понятия «свободное время» и «досуг» считались синонимичными. К примеру, К. Маркс[2]высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени. «Свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, то есть как угодно».
Несмотря на то, что описание значимости досуга мы встречаем уже в работах мыслителей древности, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества.
Понятие «досуг», «свободное время» в отечественной социологии рассматривались в работах Б.А. Грушина, А.В. Неценко, Г.П. Орлова, В.Н. Пименовой и др.
Достаточно полное раскрытие терминов «досуг» и «свободное время» мы встречаем в Российской социологической энциклопедии, где «свободное время» характеризуется как часть времени суток, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывается как часть свободного времени. При этом виды досуговой деятельности служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении.
|
Мы разделяем и точку зрения А.И. Кравченко[3], автора социологического словаря, который приводит следующее определение досуга: «Досуг – та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность. Досуг – это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится».
Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии Габриэлем Тардом[4], который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых – таких, например, как Э. Росс[5] – была разработана теория социального контроля. Большое значение в исследовании данного явления играет работа Е.М. Кузнецовой[6] сущности и реализации социального контроля в обществе.
|
Исследование молодежной культуры весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение таких процессов и явлений в жизни молодежи как: воспитание молодежи, социализация, образ жизни, ценностные ориентации и т.д. Важны для исследования молодежной культуры труды А.Б. Трегубова, которые он посвятил проблемам воспитания и социализации. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Н.П. Медведев, Ф.Д. Кадария, В.И. Чупров, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов[7] исследуют актуальные проблемы трансформации ценностных ориентаций молодежи в постсоветский период развития страны.
Различные аспекты молодежной проблематики находят довольно обстоятельное освещение в научной литературе. В своих монографиях и научных статьях О. Понукалина[8], также Кабадейцева О.В.[9] рассматривают молодежь как особую социально-демографическую группу, анализируют ее проблемы в условиях трансформирующегося социума.
Вследствие того, что сфера культурной деятельности молодежи очень остро реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость изучения данного социального феномена, что, в свою очередь, требует социологического осмысления процессов, происходящих в сфере досуга молодежи с опорой на достоверную эмпирическую базу.
Цель исследования
Раскрыть характер влияния социального контроля со стороны образовательных учреждений на состояние обеднения структуры и качества досуга современной молодежи в Москве на примере организации молодежью досуга и свободного времени.
Задачи исследования
Методологические задачи:
1. Определить теоретические подходы, объясняющие сущность досуговой культуры; факторы его формирования; особенности его проявления. Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.
2. Определить теоретические подходы, объясняющие влияние социального контроля (образовательных учреждений) на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи (в Москве). Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.
3. Выделить переменные исследования и на их основе сформулировать гипотезы исследования.
Методические задачи:
1. Обосновать возможность применения метода анкетного опроса для получения данных о взаимосвязи влияния социального контроля (образовательных учреждений) на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи (в Москве). Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.
2. Разработать показатели для переменных исследования, выявляющих влияния социального контроля на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи.
3. Обосновать способы организации анкетного опроса применительно к специфике выбранных переменных исследования.
4. Обосновать способы обработки и анализа эмпирических данных исследования и проверки его гипотез.
Содержательные задачи:
1. Выявить характеристики, присущие социальному контролю (образовательных учреждений) на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи (в Москве). Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.
2. Раскрыть характер влияния социального контроля (образовательных учреждений) на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи (в Москве). Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение и степень его влияния на данный процесс.
3. Выявить степень влияния социального контроля (образовательных учреждений) на обеднение структуры и качества досуга современной молодежи (в Москве). Выделить понятия, посредством которых формулируется такое объяснение.